Для чего нужен байпас в отопительных системах. Что такое байпас и зачем его устанавливать в систему отопления Правильный байпас в системе отопления

Байпас для отопления

Ранее мы уже рассказывали о . Сегодня мы посветим статью однотрубным контурам, а точнее, важности байпаса для отопления. Будем разбираться, что это такое и для чего он вообще нужен. Мы рассмотрим несколько вариантов установки байпаса в однотрубной системе отопления отдельно, так как в каждом из них предъявляются разные требования. При этом его функции остаются неизменными, что нельзя сказать о расположении в пространстве и относительно другого оборудования, а также его диаметре.

Зачем нужен байпас

Байпас – это обвод, обыкновенный отрезок магистрали, который должен быть установлен в необходимых ключевых точках контура. Сразу стоит отметить, что байпас для отопления применяется только в однотрубных схемах. Отличие однотрубного контура обогрева от двухтрубного заключается в том, что в первом циркуляция теплоносителя осуществляется по одной магистрали. Она начинается от котельной и там же заканчивается, при этом вода проходит через цепь радиаторов, в каждом из которых отдавая часть своего тепла.

Ключевым моментом, который отличает двухтрубную схему, является факт разделения потоков подачи и обратки. Поэтому байпас в двухтрубной системе отопления просто не нужен. В то время как в однотрубном контуре подача и обратка неразделимы и являются единым потоком. Обвод устанавливается в однотрубных контурах, которые могут быть расположены в разных плоскостях:

  • вертикальной;
  • горизонтальной.

Исходя из этого, установка байпаса в системе отопления также отличается. Вертикальные контуры монтируются в зданиях, высота которых более одного этажа. Горизонтальные – в одноэтажных домах и в квартирах. Чтобы понимать принцип работы обвода рассмотрим его действие в разных точках установки. Где же может быть установлен обводной путь:

  • на насосе, который нагнетает поток теплоносителя;
  • на радиаторах.

В обоих случаях обводной путь служит для того, чтобы циркуляция в контуре обогрева не останавливалась даже в случае поломки вышеуказанного оборудования. Для чего нужен байпас в системе отопления? Это резервный канал, по которому теплоноситель продолжает свою циркуляцию по контуру и тем самым предотвращает . Давайте рассмотрим принцип действия обвода для каждого из вышеуказанных вариантов установки отдельно.

Установка на насосе

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Разницы в монтаже нет никакой. На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток.

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх. Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Установка на радиаторе

Байпас на радиаторе отопления

На участке где стоит батарея, байпас в однотрубной системе отопления устанавливается для того, чтобы в случае прекращения циркуляции в радиаторе, вода могла беспрепятственно течь дальше по контуру. В вертикальной схеме радиатор подключен к стояку двумя патрубками. Байпас на радиаторе отопления соединяет эти патрубки между собой и устанавливается перед батареей. Между центральной магистралью и обводом не должно быть запорной арматуры, чтобы исключить человеческий фактор или возможность перекрытия циркуляции в случае поломки крана.

Функции обвода, установленного перед радиатором:

  • обеспечение беспрерывной циркуляции по основному кольцу контура;
  • регулирование температуры теплоносителя.

В однотрубных контурах теплоноситель проходит по радиаторам, отдавая часть тепла, и вовлекается в дальнейший поток. Соответственно, в каждый последующий радиатор теплоноситель доходит немного холоднее.

Установка байпаса на отопление дает возможность смешивать теплоноситель из центральной магистрали с тем, который прошел по батарее, тем самым повышая его температуру.

Получается, если у нас до первой батареи вода была 80 градусов, то уже после нее она остынет примерно до 70 градусов. Тот теплоноситель, который проходит через обвод, не несет таких теплопотерь, поэтому при смешивании жидкостей температура общего потока повышается примерно до 75 градусов.

По такому же принципу работает и горизонтальная однотрубная схема обогрева, только обвод в ней находится в горизонтальном положении на участке под батареей. При этом для правильной циркуляции необходимо подобрать нужный диаметр байпаса в системе отопления.

Диаметр байпаса

Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе

Итак, мы уже знаем, зачем нужен байпас в системе отопления и где он устанавливается. Осталось разобраться какого диаметра он должен быть. Мы должны рассмотреть варианты монтажа байпаса системы отопления на батарее и насосе отдельно, так как его диаметр в каждом случае будет разным, что обусловливается различными требованиями к нему.

Обвод на насосе будет иметь меньший или такой же диаметр, как и у основной магистрали. Как правильно сделать байпас на отоплении принципиальной разницы в этом случае нет. Ведь он устанавливается только для того, чтобы в случае отключения насоса циркуляция могла продолжаться самотеком.

Соответственно, заужать саму магистраль нельзя, при этом диаметр патрубков, которые отходят от контура, не имеет ключевого значения. При остановке насоса циркуляция через него будет невозможной, поэтому даже при равном диаметре с общей магистралью обвод не будет менять вектор движения теплоносителя. А когда нам нужно чтобы вода текла через насос, то мы просто перекрываем путь теплоносителю шаровым краном, установленным на магистрали.

А вот при установке байпаса в системе отопления частного дома на радиаторах его диаметр имеет большое значение. Он должен быть на один размер меньше, чем патрубки, соединяющие радиаторы с центральной магистралью. При этом отводы к батареям также должны быть на размер меньше основного контура. Как это работает:

  • вода течет по контуру и доходит до участка, на котором установлены батареи;
  • наталкиваясь на разветвление, теплоноситель меняет вектор движения в ту сторону, где меньше сопротивление;
  • часть теплоносителя продолжает движение по прежнему вектору.

Если диаметр патрубков будет таким же, как и обвод, то в батареи попадёт малое количество воды, соответственно, температура радиаторов упадет. В случае если диаметр патрубков будет меньше диаметра обвода, то циркуляция в батарее прекратится вовсе.

Уменьшение диаметра патрубков по отношению к основной магистрали увеличивает скорость теплоносителя, что позволяет ему более интенсивно двигаться по радиатору. При этом вода циркулирует по всей батарее, в результате чего она прогревается равномерно.

Для примера рассмотрим устройство байпаса в . Если диаметр основной магистрали составляет 32 мм, то сечение патрубков, через которые вода попадает в батареи, должно быть 25 мм. Диаметр обвода в такой схеме, соответственно, должен быть 20 мм. В таком случае до крайней батареи теплоноситель будет проходить по нужному нам пути с минимальными теплопотерями. При этом сбалансировать систему будет проще.


Байпас – это важная деталь в отопительной системе, которая важна для точной регулировки подачи теплоносителя в радиаторы. В таком случае насосное оборудование монтируется на отдельном трубопроводе. Перед установкой необходимо узнать, что это такое байпас в системе отопления. Это простое приспособление выполняет те же функции, что и радиаторная обвязка, и способно оптимизировать работу всей схемы отопления.

Данное изделие позволяет оптимизировать функционирование конструкции

Байпас – это перемычка, включающая участок трубы, монтирующаяся в определенных местах обвязки. Чтобы больше узнать о том, что такое байпас в отоплении, стоит учитывать, что данный конструкционный элемент чаще востребован в однотрубных схемах. В них перемещение теплоносителя выполняется от одного прибора отопления к другому с последующим возвратом остывшей жидкости в коллектор.

Механизм монтируется на радиаторе между входом и выходом. Это приспособление перепускает через себя часть жидкости для регулирования расхода на конкретном приборе. При этом нет необходимости в полном отключении конструкции.

Монтаж байпаса предусматривает следующие положительные стороны:

На подобное оборудование должны быть определенные сертификаты. Перед покупкой стоит осмотреть изделие на наличие коррозии, вмятин или сколов. Места резьбы должны хорошо закручиваться и легко откручиваться.

Полезный совет! Особой надежностью должен обладать кран устройства. Он может быть штоковым или шаровым.

Обвязка радиатора отопления с байпасом

Определившись для чего нужен байпас в системе отопления, можно начинать монтажные работы. При этом производятся расчеты, а также подбираются комплектующие. Материал труб в идеале должен совпадать с материалом основной магистрали. Диаметр регулятора должен обладать меньшим размером, чем сечение главного трубопровода.

  • для запорной арматуры подходят шаровые краны. Они позволяют надежно перекрыть подачу теплоносителя;
  • не стоит устанавливать смесительный клапан, который в обычной разводке не принесет пользы;
  • установка регулирующего механизма для однотрубных систем считается необходимой.

Перед монтажом измеряется расстояние между обратной и прямой магистралью батареи. Затем отрезается кусок трубы нужного размера. Этот кусок в свою очередь также отрезается пополам и в него устанавливается шаровый кран. В случае использования полипропиленовых труб производится опрессовка гидравлическим методом. В ветки подачи и обратки врезаются тройники и устанавливается подготовленная перемычка. Для возможности замены радиаторов без слива всей системы на вход и выход из прибора также монтируются шаровые краны. Затем трубы заполняются теплоносителем.

Обратите внимание! Функционирование регулятора производится при помощи кранов. Один кран монтируется на трубе. Это шаровой кран, который ограничивает подачу воды в аварийной обстановке. Другие два крана монтируются на горизонтальных магистралях.

Принцип действия байпаса на радиаторе

В однотрубной конструкции монтаж байпаса на отопление необходим, чтобы при замене прибора отопления, жидкость продолжала циркулировать. В вертикальной установке радиатор подсоединен к стояку патрубками. Регулятор объединяет патрубки и монтируется перед батареей.

К функциям перемычки, которая ставится перед радиатором, относятся:

  • создание постоянного передвижения по основному контуру;
  • регулировка температуры и расхода теплоносителя непосредственно в радиаторе.

Монтаж байпаса позволяет смешивать теплоноситель из центральной магистрали с обратной линией батареи. За счет этого увеличивается температура и эффективность обогрева в целом.

Нюансы обвязки

Важно понять, что же такое байпас в системе отопления, прежде чем его устанавливать. Вот некоторые полезные рекомендации, которые помогут выполнить установку своими руками:

  • чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;
  • монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;
  • краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;
  • для автоматизации температуры прибора применяются ;
  • при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;
  • на срезы магистрали монтируются тройники;
  • нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.

При монтаже установки нужно соблюдать строительные нормы. Рядом с устройством байпаса должны присутствовать крепления или специальные опоры для труб.

Байпас для циркуляционного насоса: важность установки

Для минимизации теплопотерь требуется применение байпаса в системе отопления. Что это такое и для чего он нужен нужно узнать до в системе принудительного отопления. Насос необходимо устанавливать на байпасе, а не на обратной трубе. Также требуется установка , который нужен для предотвращения изменения направления движения теплоносителя.

При монтаже обязательно учитывайте следующие моменты:

  • принудительной системе отопления регулятор обязателен, чтобы при отключении электричества не прекратилась циркуляция теплоносителя;
  • сечение регулятора для обвязки насоса должно быть в два раза меньше диаметра основной магистрали;
  • перед насосом нужно установить фильтр-грязевик для защиты надежности работы оборудования.

В качестве запорной арматуры применяются шаровые краны для плавной регулировки теплоносителя.

Статья по теме:

Данный агрегат устанавливается в большинство замкнутых систем отопления, поэтому крайне важно знать, как его правильно выбрать и рассчитать. Наш обзор вам в помощь!

Байпасный клапан: что это такое?

В отопительной системе часто используется bypass режим. Что это за режим помогут понять схемы, представленные выше. Установка клапана позволяет устранять проблемы, которые возникают при появлении воздуха в отопительных приборах.


Обводная конструкция с клапаном способствует:

  • увеличению эффективности сети и минимизации затрат на обогрев помещения;
  • обеспечению плавного распределения теплоносителя.

Оборудование с обратным клапаном применяется для работы циркуляционных насосов. При запуске клапан открывается, пропуская через себя часть жидкости. После выключения насоса клапан закрывается и препятствует перетеканию жидкости в обратном направлении. Если нет электричества, то с помощью клапана перекрывается подача теплоносителя на насос, а открывается на главной магистрали.

Как используется в системе теплый пол?

В жилом доме теплые полы соединяются с котлом, от которого идет горячий водопровод и отопление. При этом температура воды для всех конструкций будет равной. Чтобы вода в была не такой горячей, используются специальные смесительные узлы. Для предотвращения сильного скачка давления в узел устанавливается байпас с клапаном. В этом случае используется трехходовой смеситель для регулировки количества охлажденной воды. Вода перемешивается в узле и при помощи насоса перемещается в коллектор водяного пола.

Статья по теме:

Перед началом работ следует изучить возможные схемы укладки и подключения. Вам в помощь специальная публикация нашего портала.

Монтаж в малый контур твердотопливного котла

В классическом варианте однотрубной системы байпас монтируется рядом с радиаторами. При использовании для отопления твердотопливных котлов байпасная перемычка чаще используется на всю систему отопления дома.

Установка производится по направлению теплоносителя:

  • производится монтаж обратного клапана, насосного оборудования и системы фильтров;
  • монтаж узла в основной трубопровод осуществляется с помощью муфт;
  • на перемычке ставится дополнительный кран, позволяющий при необходимости перекрыть циркуляцию жидкости.

Установка байпаса не считается трудоемкой, если тщательно изучить работу и нюансы монтажа. При правильном подборе комплектующих, отопительная система будет более энергоэффективной и надежной.

Как сделать байпас, не переваривая стояк (видео)


Возможно Вам также будет интересно:

Тепловой насос для отопления дома: цены, критерии выбора и нюансы монтажа

Эта незначительная, на первый взгляд, деталь оптимизирует теплоотдачу греющего узла, поэтому байпас в системе отопления не только желателен – он необходим. Перемычка (кусок трубы) монтируется в тепловую трассу параллельно радиаторам отопления. В зависимости от поставленных задач данный компонент используется либо в виде прямого участка, замыкающего подающий и обратный трубопроводы, либо как обводная линия.

Чтобы понять, зачем используется байпас, что это такое в отоплении, следует рассмотреть варианты его применения:

  • в гравитационной сети его монтируют параллельно функционирующему циркуляционному насосу;
  • в смесительных узлах разнообразного типа;
  • в закрытых и открытых системах, базирующих на одном трубопроводе, байпас устанавливается на радиаторы отопления;
  • также его используют в качестве перехода между подающим и обратным потоками, в этом случае образуется малый циркуляционный контур, сопровождающий нагрев отопительного узла.

Когда речь заходит о смешивающих узлах, установка байпаса в системе отопления необходима для связывания подачи и обратки, здесь также используется трехходовой термостатический клапан. Отрезок трубы нужен для направления в камеру клапана жидкости из обеих магистралей, чтобы на выходе образовалась вода с заданными температурными параметрами.

Перемычка в сопровождении трехходового клапана позволяет использовать принцип смешивания на следующих участках сети:

  • малый циркуляционный контур в случае дровяного котла;
  • коллектор, раздающий теплоноситель на греющие ветви теплого пола;
  • обвязка для теплоаккумулятора.

В частности, малый контур с внедрением байпаса защищает твердотопливный котел от выступления конденсата во время его разогрева.

Байпасный узел, используемый в обвязке твердотопливных агрегатов, используется в качестве элемента безопасности. Пример: выставлен максимальный обогрев, топка полная, и в это время прекращается подача электроэнергии. В подобной ситуации, характерной для отечественных эксплуатационных условий, до возобновления электропитания вода в радиаторах уже остынет. Котел в это время все еще будет горячим, ведь в нем продолжается переработка топлива. Как только включится насос, холодная среда попадет в котловую рубашку, вследствие чего чугунная секция лопнет – скажется возникший температурный шок. В данных условиях трубная перемычка крайне необходима.

Аналогичный алгоритм смешивания с помощью клапана и перемычки используется в теплых полах при обустройстве распределительной гребенки. После достижения температурной нормы в греющих контурах трехходовой кран перекрывает поступление от котла, носитель прогоняется насосом по внутренней тепловой линии через байпас.

Насос с байпасом для отопления

Самый распространенный сценарий врезки насоса в систему водяного отопления – непосредственно в трубопровод (либо в подающую ветвь, либо в обратную). В этом случае байпас не устанавливают, так как при остановке агрегата малый диаметр труб не будет способен поддерживать самостоятельную циркуляцию жидкости.


Байпас необходим в том случае, если изначально используется самотечная система. Здесь основным режимом теплоснабжения будет принудительное распределение носителя при помощи циркуляционного насоса. В периоды отсутствия электроснабжения конвекция будет способствовать естественному самотеку среды. Такое решение подразумевает установку насосного оборудования на байпас.

Узел может быть собран двумя способами:

  1. Прямая магистраль оснащается шаровым краном, запорная арматура, сетчатый фильтр и насос монтируются в обводную ветвь.
  2. Разрыв магистрали дополняется готовым комплектом в виде байпаса с обратным клапаном и насосом.

В первом случае самотечный режим необходимо активировать вручную. В момент отключения электричества жильцам придется самостоятельно открыть один из кранов в котельной. В противном случае прекращение циркуляции вызовет остывание среды.

Во втором сценарии отключение электричества вызовет автоматическую активацию обратного клапана, который остается закрытым в период работы перекачивающего устройства. Но здесь могут стать препятствием 2 потенциальные проблемы:

  • отдельные модификации шаровых клапанов не подлежат разборке. Если они выйдут из строя или загрязнятся, придется демонтировать и заменить новым весь узел (помимо фильтра и насоса);
  • U-образные вариации выполняют функции дополнительного воздухосборника, в них необходимо периодически поворачивать ручной сбрасывающий кран.

Поэтому профессионалы избегают схем, базирующихся на готовых автоматических байпасах, предпочитают собирать узлы, включающие отсекающий кран. В этом случае в доме станет ощутимо прохладнее лишь через полчаса после отключения электричества, за это время можно открыть основную магистраль. Другой выход – монтаж байпасного узла с применением самостоятельных компонентов и обратного клапана из латуни (в нем резиновый шарик не фиксируется пружиной).

Установка байпаса на радиаторе в однотрубное отопление

Многоэтажки, заселенные еще в советские времена, имеют однотрубное отопление на базе вертикальных стояков, присутствующих во всех квартирах. Здесь распределение теплоносителя обеспечивается благодаря высокому давлению и усиленной скорости потока среды.


В таком сценарии обе подводки – это элементы соединения радиатора с единственной магистралью, между ними и врезается байпас. Перемычка имеет небольшое смещение относительно оси стояка, благодаря чему вода попадает в батарею, а не течет по легкому пути. Решение работает следующим образом:

  1. Поток горячей воды на подходе к первому элементу обогрева делится на две части – первая поступает в радиатор, вторая затекает в байпас.
  2. После охлаждения первого потока на пару градусов происходит смешение обеих частей, далее половина направляется в магистраль. В результате образовавшаяся смесь обладает температурой примерно на градус ниже той, что была изначально.
  3. Этот процесс последовательно происходит во всех отопительных приборах. Все потребители сети получают заданное количество тепловой энергии (в идеале в равной мере), потому что насосы прогоняют по магистралям большие объемы воды, нивелируя температурные перепады между первым и последним звеном.

Подобное решение принято использовать в двухэтажном жилом строительстве. Несмотря на то, что вертикальный стояк обслуживает только пару радиаторов, верхний желательно оснащать байпасом. Причина – несоразмерность производительности бытовых и промышленных циркуляционных насосов.

Если исключить прямую байпасную перемычку, полный объем носителя, пройдя через батарею, остынет сильнее, чем в описанной схеме. Разница температур приведет к тому, что в каждую следующую квартиру будет поступать все меньше тепловой энергии, крайняя практически не будет прогреваться.

Именно поэтому байпас так важен при обустройстве вертикального однотрубного теплоснабжения. Двухтрубные разводки основываются на самостоятельных магистралях для остывшей и горячей среды, здесь перемычка не нужна.

Небольшая мощность циркуляционного насоса, установленного в загородном доме, компенсируется большими пропускными способностями и диаметром трубопровода.

Ошибки, часто встречающиеся при самостоятельном монтаже

Нередко домашние умельцы, решившие собственноручно поставить новые алюминиевые радиаторы вместо отслуживших свое чугунных, допускают 2 распространенных огреха:

  • оснащают прямой байпасный отрезок шаровым краном в стремлении направить всю нагретую воду в батарею;
  • собирают смесительную конструкцию, дополнив ее трехходовым краном с целью самостоятельной регулировки теплоотдачи.

Второй пример с натяжкой можно назвать допустимым, если речь идет об индивидуальном отоплении, здесь домовладелец может единолично распоряжаться отдачей греющего узла. В стандартных многоквартирниках соседи могут оказаться в уязвимом положении, если кто-то один разбалансирует систему, забрав больше тепла.

Наконец, если байпас дополняет конструкцию полотенцесушителя, он предназначен лишь для удобства замены и обслуживания этого обогревателя. Рассматриваемый элемент не оказывает влияния на теплоотдачу, так как давление и скорость движения среды в водопроводе здесь изменяются в незначительной степени.

Многим приходилось слышать, что для увеличения эффективности работы системы отопления надо монтировать байпас, но что он собой представляет, даже не догадываются. За этим красивым английским словом скрывается параллельный трубопровод основной системе отопления на определённом ее участке. Применяют байпас в том случае, когда требуется постоянно регулировать температурный режим на отдельно участке сети и для возможности поменять батарею отопления без отключения всей системы отопления. Для возможности производить регулировку, на байпас устанавливается соответствующая трубопроводная арматура.

Для чего нужен байпас

Что именно позволяет сделать установка байпаса в реальности? Например, если есть байпас счетчика индивидуального учета воды, то это позволит произвести его замену, не отключая при этом водоснабжение дома или квартиры. Тоже самое можно сказать и о циркуляционных насосах , интегрированных в систему отопления. Наличие байпаса позволяет перейти на естественную циркуляцию в случае отключения электричества, когда насос перестает работать. Если байпас с регулируемым термостатом есть рядом с радиатором, то это позволяет не только устанавливать необходимый температурный режим, но и заменить отопительный прибор в случае его выхода из строя, не отключая при этом систему отопления полностью.

В основном, байпас - это элемент однотрубной системы отопления . Такая система имеет ряд преимуществ, из которых основное - недорогой монтаж , и большое количество существенных недостатков. Установка байпаса позволяет минимизировать недостатки однотрубной системы отопления. По своей конструкции байпас - это перемычка из трубы, соединяющая «обратку» с подающим трубопроводом. Устанавливается перемычка в непосредственной близости от радиатора и на ней монтируются два шаровых крана. Это позволяет перепускать горячую воду из подающей трубы в обратку, миную прибор отопления, тем самым производя регулировку температуры в комнате.

Монтаж байпаса

Монтаж перемычки

Монтаж перемычки требует соблюдения определенных правил:

  • по своему диаметру, труба байпаса должна быть меньше диаметром, чем подающая и обратная трубы. Связано это с законом гидравлики, когда вода минуя радиатор будет идти по пути наименьшего сопротивления;
  • установка должна осуществляться как можно дальше от стояка и в непосредственной близости от прибора отопления;
  • если планируется автоматическая регулировка, то вместо шаровых кранов необходимо установить терморегуляторы .

Для наглядности можно привести пример установки байпаса в однотрубную систему отопления загородного дома, преимущества и недостатки такой установки, правила проведения монтажных работ, и какая трубопроводная арматура при этом потребуется.

Установка циркуляционного насоса

В загородных домах, где система отопления работает автономно, в обязательном порядке требуется установка циркуляционного насоса. Это позволяет не только равномерно распределить теплоноситель по всей системе отопления, но и значительно сэкономить, так как на обогрев всего дома потребуется намного меньше времени, чем при естественной циркуляции.

Проблема заключается в том, что для работы циркуляционного насоса требуется наличие электричества , а учитывая, что на удаленных загородных участках могут постоянно наблюдаться его отключения, то возникают определённые проблемы с циркуляцией теплоносителя. Решить их позволяет простая установка байпаса. Главное, чтобы система работала продуктивно как с работающим циркуляционным насосом, так и без него - это установить байпас с соблюдением всех технологических требований.

Эффективная работа циркуляционного насоса возможно только в том случае, если он непосредственно интегрирован в систему отопления. При этом желательно устанавливать его в обратную магистраль и объясняется такое требование достаточно просто: дать возможность циркуляционному насосу отработать гарантийный срок эксплуатации. Нагнетающее устройство состоит из:

  • различных колец
  • уплотнителей
  • манжетов из резины

Если установку насоса произвести на подающую трубу, то под воздействием высоких температур, он очень быстро выйдет из строя , а на «обратке» температура теплоносителя на порядок ниже, что и позволяет ему проработать более длительный срок.

Хорошо известно, что чем меньше криволинейных участков в системе отопления, тем она работает эффективней. Поэтому установку циркуляционного насоса стараются производить на прямолинейном участке. Но это если нет байпаса. Если он есть, то в этом случае, теплоносителю придется преодолевать сразу три препятствия: запорную арматуру и два отвода. Это намного уменьшит циркуляцию теплоносителя , поэтому в однотрубной системе отопления с байпасом насос следует устанавливать непосредственно на трубу перемычку. Какая запорная арматура и расходные материалы в этом случае могут вам потребоваться?

Учтите, что теплоноситель по возможности должен проходить по прямолинейным участкам. Чем больше всевозможных фитингов в системе отопления, тем менее эффективно она работает. Это закон.

Теперь обратимся к такой ситуации, когда насос установлен на прямолинейном участке, а теплоноситель должен проходить естественным путем через байпас . В этом случае ему придется преодолеть два отвода и вентиль (задвижку), который отсекает байпас от магистрали. Для горячей воды сразу 3 препятствия на небольшом участке - это уж слишком. Циркуляция будет медленной , а значит, эффективность работы системы резко упадет.

Итак, решено - циркуляционный насос всегда нужно монтировать на участке байпаса . Что для этого необходимо из расходных материалов и запорной арматуры? В первую очередь - вентиля. Они бывают двух видов:

  • с запорным устройством в виде шара
  • с подвижным штоком

Кран с подвижным штоком имеет один существенный недостаток . У него диаметр седла вентиля почти в два раза меньше диаметра трубы отопления. Это служит преградой для теплоносителя и за счет этого происходит резкое снижение эффективности его циркуляции по трубопроводу отопления. Поэтому их установка в систему байпаса не практикуется.

Шаровые краны по своему диаметру точно совпадают с трубой отопления, но если ими долго не пользоваться, то они могут прикипеть и открыть их будет очень трудно, если вообще такая возможность будет. Есть два выхода из создавшейся ситуации. В первом случае установить сильфонный вентиль двойного диаметра . Во втором случае, не забывать регулярно открывать-закрывать шаровые краны. Это если говорить о системе байпаса. Намного сложнее с центральной магистралью, параллельно которой и располагается байпас. Здесь потребуется установка нескольких видов вентилей, с помощью которой будет регулироваться напор и качество горячей воды.

Установка запорного устройства

В первую очередь потребуется установка запорного устройства - обратного клапана или крана. Если центральная магистраль вашей системы отопления не будет перекрываться, то теплоноситель, подаваемый в систему циркуляционным насосом под давлением, будет перемещаться по замкнутому малому кругу. Схема движения в этом случае будет выглядеть так: байпас-основная магистраль-байпас . Чтобы этого не происходило, при работающем циркуляционном насосе, основная магистраль должна быть перекрыта. Если вы установите шаровой кран, то его потребуется перекрывать вручную. При установке обратного клапана перекрытие магистрали будет происходить автоматически.

Нелишней будет установка в байпасе непосредственно перед циркуляционным насосом сменного механического фильтра , который хорошо задерживает посторонние примеси, находящиеся в теплоносителе. Это позволит увеличить срок эксплуатации насоса, особенно если в качестве теплоносителя используется жесткая вода. Устанавливать фильтр рекомендуется на горизонтальном участке трубопровода.

Как видно из вышеизложенного, в автономной системе отопления, байпас - это один из важнейших элементов сети . Поэтому, занимаясь монтажом отопления, установке байпаса следует уделить особое внимание и стараться не нарушать технологической схемы.

Функционирование байпаса в отопительной системе (видео)

Любая система водяного отопления, независимо от ее типа, должна быть спроектирована и смонтирована в строгом соответствии с существующими правилами, с учётом всех особенностей здания и размещения в нем приборов теплообмена (радиаторов). В собранном и отлаженном состоянии она должна работать, как сбалансированный общий механизм. Мелочей в этом вопросе нет – каждый элемент системы выполняет ту или иную функцию, и игнорирование установкой каких-либо деталей или узлов может закончиться неработоспособностью или крайней неэффективностью функционирования всего отопления в целом.

В настоящей публикации будет рассмотрен байпас в системе отопления что это такое, в каких случаях применяется, какую роль выполняет и другие сопутствующие вопросы. Даже если хозяева и не собираются заниматься самостоятельным монтажом своей системы – информация все равно будет для них полезной. Во-первых, она помогает понять требования по правильной эксплуатации приборов отопления – здесь есть определенные нюансы. Кроме того, это даст им возможность «говорить на одном языке» с приглашенными специалистами. Если пришедший сантехник ничего не знает о байпасе – то это явный «самозванец». Другая крайность – пользуясь неопытностью хозяев специалист начинает задирать за установку «сложного байпасного узла» просто нереальную цену. Так что лучше заранее иметь представление о предмете разговора.

Что собой в принципе представляет любой байпас?

У неискушенного пользователя может сложиться первое впечатление, что за названием «байпас» кроется какое-то сложное по своему строению, монтажу и принципу работы устройство, в чем разодраться без соответствующей подготовки – просто невозможно. На самом деле – все намного проще. Наверняка каждый видел этот самый байпас воочию, просто не представлял, что это именно так называется.

Подсказка кроется уже в самом названии. Попробуйте ввести слово «bypass» в любой из онлайн-переводчиков, и сразу получите кучу вариантов, объединенных одним смыслом – «обход», «объезд», «обходной путь», «обтекать», «идти обходным путем» так далее.

В сантехнической практике байпасом принято называть трубу-перемычку, врезанную в обход того или иного прибора. Она создает возможность альтернативного направления потока жидкости (обычной воды в водопроводных системах или теплоносителя в системах отопления). Байпас может работать в неуправляемом режиме, то есть быть открытым постоянно, иметь клапанные или другие устройства, автоматически переключающие поток жидкости по мере необходимости, либо управляться вручную, посредством установленных на него кранов или вентилей.

В системах отопления байпасы могут устанавливаться на различных участках. Чаще всего – это обвязка радиаторов отопления. В автономных системах частных домов он находит традиционное применение в узле циркуляционного насоса. В сложных по структуре системах отопления коллекторного типа байпас становится составляющей деталью смесительного узла. И, наконец, применяется он и при обвязке твердотопливных котлов. Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее.

Цены на байпасы для систем отопления

байпас для радиаторов отопления

Байпас в обвязке радиатора отопления

Необходимость байпаса на радиаторе, принцип его действия

Чтобы представить себе важность байпаса, давайте вспомним, как обычно организуется система отопления в многоквартирных домах.

В многоэтажках старой постройки, в целях упрощения схемы и удешевления монтажа повсеместно применялась и остается по сей день однотрубная система отопления. В теплопункте (на элеваторном узле) здания имеются два коллектора – подачи и «обратки». От коллектора подачи вверх уходит труба-стояк, и от него, начиная с последнего этажа, последовательно «нанизаны» радиаторы отопления (вариант а. – с верхней подачей ) Другая сходная схема (вариант б. – с нижней подачей ), когда на пути до верхней точки стояк также захватывает последовательного расположенные радиаторы.

Попробуйте представить, что будет, если хотя бы на одном из радиаторов, неважно, в каком стояке и на каком из этажей, вдруг случится авария. Для замены батареи придётся ее демонтировать. А это автоматически влечен необходимость разрыва этой самой последовательной «цепочки». Весь стояк (или даже два, как в примере справа) становится полностью неработоспособным.

А теперь – эта же схема, но дополненная байпасами на каждом из приборов теплообмена.

Очевидно, что если на любой из батарей случится авария, или в течение отопительного сезона появится необходимость перекрытия какого-либо радиатора, например, для замены его на новую модель, это никак не скажется на общей работоспособности системы. Достаточно перекрыть прибор теплообмена с помощью запорных кранов (а их установка настоятельно рекомендуется), как показано на выноске справа, и вполне можно проводить ремонтные работы или полный демонтаж. Байпас обеспечит необходимую циркуляцию теплоносителя по всем остальным радиаторам в стояке.

Это – не единственное достоинство байпаса в обвязке радиатора однотрубной системы отопления. Многим, наверное, знакома ситуация, когда зимой внезапно приходит потепление, но централизованная система теплоснабжения – не настолько гибкая, чтобы мгновенно реагировать на подобные изменения. В итоге в комнатах – невыносимая жара, что бывает даже хуже, чем легкий недостаток тепла. Открытые настежь форточки зимой – это сквозняки, не несущие ничего хорошего. Значит, желательно иметь возможность регулировки уровня нагрева радиаторов.

Однотрубная система с байпасом предоставляет такую возможность. Достаточно установить на входе в батарею вместо запорного крана (или даже последовательно вместе с ним) прямой термостатический кран, и проводить по мере необходимости количественную регулировку уровня нагрева. Она заключается в изменении объема проходящего через радиатор теплоносителя за единицу времени. Невостребованный для достижения установленного уровня нагрева теплоноситель попросту «сбрасывается» дальше в систему общей циркуляции через байпас.

Казалось бы, а что мешает установить подобный термостатический кран или клапан и без байпаса? Да, действительно, терморегуляция будет, но так как работа такого крана основана на заужении прохода и, соответственно, снижения общего объема протекающего через радиатор теплоносителя, то это скажется на всех абсолютно батареях, подключенных к этому стояку. И вряд ли это может понравиться соседям.

Одним словом, в однотрубной системе отопления многоквартирного дома, байпас становится обязательным элементом обвязки радиаторов.

В автономных системах частных домов хозяева, безусловно, вольны «экспериментировать» так, как им нравится. И все равно установка байпаса дает им массу преимуществ – это и более равномерное распределение тепла по помещениям, и уже упомянутая ремонтопригодность любого из участков системы. При желании или по необходимости всегда сохраняется возможность даже полного отключения того или иного помещения – это не скажется на общей работоспособности отопления.

В частном доме, имеющем два или более этажей, может применяться точно такая же система стояков, или же горизонтальная разводка по каждому уровню, как в одноэтажном здании. Суть не меняется – между входом и выходом каждого радиатора и при горизонтальной разводке однотрубной системы все равно монтируется перемычка.

Одной из «классических» систем, сочетающей простоту и экономичность монтажа и достаточную гибкость в регулировках, является «ленинградка». Уже в самой ее конструкции заложены принципы «байпасного узла» на каждой батарее отопления. Причем очень часто роль такой перемычки между входом и выходом радиатора выполняет непосредственно сама горизонтальная труба отопительного контура.

Благодаря своей простоте и ряду неоспоримых достоинств, система «ленинградка» остается одной из наиболее популярный в среде частных застройщиков.

Как правильно организовать систему отопления «ленинградка»?

Принципиальная схема подобной системы – едина, но в ее реализации также возможны различные варианты. Специально для тех, кто желает организовать в своем доме , на нашем портале размещена очень подробная публикация, посвященная именно этому вопросу.

Видео: ключевая роль байпасов в обвязке радиаторов однотрубной системы отопления

Монтаж байпаса в обвязке радиатора отопления

Те хозяева, которые уже сталкивались с монтажом сантехнических труб и соответствующей арматуры, должны справиться и с установкой байпаса на радиатор отопления. Если есть навык сборки резьбовых соединений, фитинговых узлов, сварки (пайки) полимерных труб, то никаких особых сложностей не предвидится.

  • Между основной трубой контура и байпасом не должно быть никаких запорных элементов. Так исключается вероятность даже случайного перекрытия нормальной циркуляции теплоносителя по всему контуру.

  • Если байпас монтируется на вертикальном стояке, то его следует разместить, по возможности, на максимальном удалении от стояка и при этом – как можно ближе к радиатору отопления. Безусловно, при этом должна быть заранее продумано свободное пространство для установки запорных (и регулировочного, если он планируется) кранов на входе и выходе из батареи.
  • Важное значение всегда имеет диаметр труб, из которых собирается байпасный узел обвязки радиатора. «Классической» схемой является следующая: на разветвляющем тройнике патрубок, отходящий к радиатору отопления, имеет диаметр на один размер меньше диаметра стояка, а сам байпас – на два размера меньше.

Пример показан на рисунке: контур (стояк) выполнен из трубы 1 дюйм, стало быть патрубки подключения радиатора должны быть ¾ дюйма, а труба, из которой выполнен байпас – ½ дюйма. При таких пропорциях обеспечится корректная работа радиатора безо всякого дополнительного вмешательства – согласно законам гидравлики, поток теплоносителя разделится на основной, следующий через радиатор и вызывающий его нагрев, и прямой, идущий через байпас. Этим самым, кстати, достигается и наиболее оптимальное расходование тепловой энергии. Тепло практически не растрачивается на прямом отрезке байпаса, тем самым несколько компенсируя при обратном смешивании потоков те потери, которые ушли на отопление данного помещения.

При горизонтальном положении контура соотношения обычно несколько иные. Роль байпаса здесь играет сама магистральная туба. Однако, рекомендуется ее участок между тройниками ответвлений на радиатор заузить на один размер. Соответственно, патрубки подключения батареи отопления с кранами должны быть меньше магистральной трубы на два размера.

  • Допустимо ли ставить вентиль на байпасе? Казалось бы, он напрашивается – с его помощью можно также регулировать количество проходящего через радиатор теплоносителя. Например, при недостаточности тепла такая мера может дать определенный эффект – закрыв кран, хозяева перенаправляют весь поток именно через батарею.

Вопрос – неоднозначный. Если речь идет о стояке однотрубной системы отопления в многоквартирном доме, то установка крана станет грубым нарушением. Перекрытие байпасов в одной или нескольких квартирах приводит к разбалансировке общей схемы раздачи тепла, то есть эффект усиления обогрева в одном месте достигается исключительно за счет других жильцов дома. Если поступят жалобы на качество коммунальных услуг, и проверкой будут выявлены самовольно установленные краны на байпасах, неважно от их закрытого или открытого положения на момент ревизии, то можно не сомневаться, что на этих хозяев свалят ответственность за всё. Понятно, что оправдываться перед соседями будет очень сложно, и так можно нажить себе кучу врагов. Это еще не считая возможных мер административного плана.

А вот в автономной системе частного дома такие регулировочные краны ставят достаточно часто. В этом случае даже нет нужды строго соблюдать пропорции диаметров труб байпаса – все можно сбалансировать вручную, сужая или расширяя проход для теплоносителя краном. В той же «ленинградке» - это вполне обычное явление, повышающее общую гибкость всей системы.

Пример показан на иллюстрации. В демонстрируемом случае радиаторы подключаются к контуру через обычные шаровые вентили (поз. 1), выполняющие только функцию запорной арматуры – для возможного полного отключения батареи. А точная балансировка уже производится игольчатым краном, который установлен на участке магистральной трубы между тройниками, выполняющем при подобном подключении роль байпаса. Впрочем, и это нисколько не мешает дополнительно установить еще непосредственно на входе в батарею термостатический кран или клапан. Одним словом, все в руках хозяев.

Возможно, вас заинтересует информация о том, как рассчитывается

Для монтажа байпаса не потребуется много деталей. Как правило, если не нужна сколь-нибудь сложная конфигурация, все ограничивается двумя отводами, двумя тройниками снежным диаметром выходов, двумя шаровыми вентилями, несколькими отрезками труб, муфтами или сгонами для окончательной сборки.

Такой узел можно выполнить как из металлических труб, так и с использованием полипропиленовых или металлопластиковых. Ниже будут приведены несколько чертежей – они просты для понимания для тех, кто знает, о чем идет речь. Ну а для тех, кто не владеет навыками такой сборки, боится браться за самостоятельную работу – пусть будет как руководство для проверки правильности выполнения работ приглашенным специалистом. В их среде, к сожалению, появилось немало явных неопытных профанов, желающих только лишь быстрого и легкого заработка.

На схеме обозначены:

Поз. 1 – труба стояка со стороны поступления теплоносителя. Соответственно, поз. 2 – этот же стояк, но уже со стороны обратки.

Переход с резьбовой части металлической трубы на полипропилен осуществлен с помощью фитингов (поз. 3).

Поз. 4.1 – два отрезка полипропиленовой трубы (здесь и на всех других участках необходимо использовать армированную, для горячей воды), внешним диаметром 32 мм.

Поз. 4.2 – два отрезка диаметром внешним диаметром 25 мм.

Эти отрезки ввариваются в два тройника (поз. 5), для чего могут потребоваться переходники на нужный диаметр.

Поз. 6 – сам байпас, выполненный из отрезка армированной трубы внешним диаметром 20 мм.

Поз. 7 – фитинги для перехода к металлической резьбовой части кранов.

Поз. 8 – на входе в радиатор ставится термостатический прямой кран (или клапан). Может использоваться и обычный шаровой вентиль, если нет необходимости регулировать уровень нагрева.

Поз. 9 – шаровой запорный вентиль – со стороны выхода из радиатора.

Оптимальным решением подключения к радиатору, позволяющим быстро и без особого труда провести его установку или демонтаж, будет использование муфтового соединения с накидной гайкой – «американкой» (поз. 10). Очень часто они уже входят в комплект запорно-регулировочных устройств.

Поз. 11 – радиатор отопления.

Диаметры труб могут быть и иными – это зависит от параметров стояка отопления. Но рекомендуется соблюдать соотношение, о котором упоминалось по тексту выше.

Схема сборки узла обвязки с байпасом с использованием металлопластиковых труб отличается только применением специальных пресс-фитингов вместо сварных. В остальном же перечень деталей – очень схожий. На схеме показано, что на входе в радиатор, по желанию, может устанавливаться либо запорный вентиль, либо устройство термостатического регулирования.

Если сборка узла будет вестись из стальных труб ВГП, то здесь все зависит от умения и предпочтений мастера. Это может быть сварная конструкция, но с обеспечением разъемного соединения на самих радиаторах (сгоны или, удобнее, гайки-«американки»). Вполне можно собрать этот узел и полностью на резьбовых соединениях, как, например, показано на иллюстрации ниже:

Кстати, в этом случае можно приобрести и готовую деталь – сам байпас с уже приваренными верхним и нижним горизонтальными патрубками. Такие сборки, рассчитанные на стандартные межосевые расстояния радиаторов, продаются в специализированных магазинах.

Возможно, вас заинтересует информация о том, как выбрать

Еще один вопрос по теме обвязки радиаторов – а нужен ли байпас на двухтрубной системе отопления?

Нет, он там уже никакой роли не играет. Каждый радиатор – совершенно независим, так как «опирается» и на трубу подачи, и на «обратку». Подобное параллельное подключение дает возможность в любой момент отключать или даже полностью демонтировать перекрытую батарею – это никак не скажется на общей работе всей системы.

Двухтрубная система – более дорогая и сложная в монтаже, но зато преимуществ у нее намого больше. Все чаще она применяется и в многоэтажных домах, и если в вашей квартире именно такая система, то о байпасе задумываться не придется.

Правда, необходимо быть точно уверенным, что система - именно двухтрубная. Дело в том, что может ввести в заблуждение наличие второй трубы, которая всего лишь выполняет роль стояка, обеспечивающего верхнюю подачу теплоносителя, а система все равно остается при этом однотрубной. Радиатор подключён последовательно к одной трубе, и байпас в таком случае – обязателен.

В двухтрубной системе обязательно радиатор подключён к двум разным стоякам – к подаче и «обратке». Байпас в такой ситуации никакой роли играть не будет.

Возможно, вас заинтересует информация о том, что собой представляют

Байпас в узле циркуляционного насоса

Доказывать то, что автономная система отопления частного дома, работающая по принципу принудительной циркуляции теплоносителя – более эффективная и управляемая, наверное, не надо. Установка насоса быстро оправдывает себя и в плане оптимального распределения тепла по помещениям, и в экономичности эксплуатации, и это даже несмотря на то, что сам насос являете потребителем энергии. Даже те хозяева, у которых собранные когда-то системы были рассчитаны на естественную, гравитационную циркуляцию, не отказываются сейчас и от дополнительной установки насосного узла.

Но вот проблема – в ряде местностей не являются каким-либо и ряда вон выходящим явлением перебои в снабжении электроэнергией. Ну а система отопления, завязанная на циркуляционный насос, волей-неволей становится энергозависимой. Хорошо, если продуман вопрос какой-нибудь альтернативной подачи электроэнергии на этот случай – от источника бесперебойного питания или собственного генератора. , хотя и это выручит только на какой-то короткий период. Значит, необходимо спланировать систему отопления так, чтобы она в подобных экстремальных ситуациях могла бы переключаться на работу по принципу естественной циркуляции. И в этом помогает байпас, установленный на насосном узле.

Такой узел может работать в ручном режиме – при отсутствии электропитания хозяевам необходимо всего лишь переключить краны, перенаправив поток теплоносителя не через байпас с насосом, а напрямую по магистральной трубе. В иных сборках используются клапанные устройства – там поток будет перенаправлен в автоматическом режиме. Еще один вариант – инжекторная схема, без крана и клапана, но ее, честно говоря, не особо хвалят, и советуют все же обратиться к «классике».

В настоящей публикации на насосном узле с байпасом останавливаться не будем. Вовсе не потому, что этот вопрос – не важен. Скорее, наоборот – проблемам выбора и правильной установки циркуляционного насоса, от проведения необходимых расчетов до пошаговой инструкции по самостоятельному монтажу, посвящена отдельная публикация.

Циркуляционный насос системы отопления.

Преимущества принудительной циркуляции теплоносителя по контуру отопления – очевидны. Сам насос – не столь дорог, и его монтаж также не представляет особого труда. Поэтому, не сомневайтесь – прочтите специальную публикацию нашего портала, в которой вам расскажут и о том, как правильно выбрать, и как самостоятельно .

Цены на разные виды циркуляционных насосов

циркуляционный насос

Другие случаи использования байпасов в системе отопления

Байпас в коллекторном узле системы водяного «теплого пола»

В сложный по своей структуре автономных системах отопления обычно используется коллекторная схема. Особо это важно в тех случаях, когда требуется соблюсти разные показатели температуры и давления теплоносителя в различных выделенных контурах.

Как правило, это встречается в системах, включающих водяные «теплые полы». В них недопустимы высокие температуры, а точные показатели давления в каждом отдельном контуре (а их может быть даже по нескольку в одном помещении) зависят от его протяженности и диаметра использованных для укладки труб.

Чтобы добиться точной балансировки каждого контура, применяются специальные коллекторно-смесительные узды. Они обычно оснащены собственным циркуляционным насосом, специальными термостатическими приборами, обеспечивающими смешение потоков теплоносителя из труб подачи и «обратки», чтобы выйти на требуемый уровень температуры. Кроме того, они помогают сбалансировать и давление в разветвлённых контурах.

Циркуляционный насос этого модуля не может плавно менять создаваемый им напор – в лучшем случае, там предусмотрено две-три ступени регулировки. Точная настройка напора и производительности для каждого контура производится индивидуальными балансировочными вентилями. И в конструкцию некоторых подобных смесительных узлов разработчики включают еще и байпас, с собственным балансировочным клапаном.

Судя по отзывам опытных монтажников «теплых полов», некоторые из них считают байпас в этой схеме – практически лишней деталью. Действительно, можно встретить массу примеров предлагаемых в продаже смесительно-коллекторных узлов без этого элемента. Тем не менее, и он выполняет определённую роль, в частности, предохраняет циркуляционный насос модуля от перегрузки. Избыточный, невостребованный в контурах «теплого пола» напор теплоносителя просто сбрасывается через хорошо сбалансированный байпас в «обратку», предотвращая, таким образом, никому не нужные скачки давления.

Возможно, вас заинтересует информация о том, что такое

Байпас, создающий «малый контур» твердотопливного котла

Если присмотреться к правильно выполненной обвязке твердотопливного котла системы отопления, то очень часто можно заметить, что в непосредственной близости от него основные магистрали подачи и «обратки» связаны перемычкой-байпасом. Для чего это нужно?

Дело в том, что работу такого котла регулировать сложнее всего, а температуры при горении твердого топлива всегда достигают, в отличие от газового оборудования, очень высоких величин. Кроме этого, процесс сгорания древесины в любом виде или угля обязательно сопровождается большим количеством дыма, содержащего массу твердых взвесей, которые оседают в виде сажи.

При запуске такого котла, на начальной стадии, когда в него поступает холодный теплоноситель, из-за очень большой разницы температур на внешних стенках теплообменника начинается массовое выпадение конденсата. А это – прямой путь к быстрому зарастанию и внутренних газовых каналов теплообменника, и дымоходной трубы сажей, так как она отлично липнет на влажную поверхность. Кроме того, подобных «термических ударов» очень не любят чугунные теплообменники котлов. А для стальных теплообменников такие перепады нередко становятся «триггером» коррозии.

Выход один – свести к минимуму по времени этот цикл прогрева, когда температура теплоносителя на входе в котёл (в «обратке») и в трубе подачи – разительно различаются. Но как это сделать, если предстоит прогреть немалый объем всей системы отопления?

Вот для этого и создается малый круг циркуляции через упомянутый выше байпас. На таком коротком участке нагрев произойдет очень быстро, и процесс выпадения конденсата прекратится. А в нижней точке байпаса, на магистрали «обратки», стоит термостатический клапан или трёхходовой кран, предустановленный на определенную температуру.

Трехходовой термостатический клапан, останавливаемый на малом контуре котла, в точке пересечения байпаса и магистрали «обратки»

Как только температура циркулирующего пока только по малому контуру теплоносителя достигнет установленного значения (обычно это около 55 – 60 ºС), клапан начнет приоткрываться и постепенно «запускать в оборот» холодную воду из магистрали обратки. Смешивание с горячей водой, поступающей через байпас, обеспечит стабильность температуры поступающей в теплообменник котла жидкости. Такой плавный выход котла на расчетную мощность помогает избежать массы неприятных последствий, и в целом – значительно продлевает срок службы оборудования и всей системы отопления.

Рассматривать установку байпасов в смесительных узлах теплых полов и в малом контуре твердотопливного котла в настоящей статье – не планируется. Во-первых, подобные работы все же должны проводиться соответствующими специалистами – самодеятельность здесь не приветствуется. А во-вторых – эти темы вполне заслуживают отдельного подробного рассмотрения, которое обязательно будет проведено и опубликовано на страницах нашего портала. Следите за выходящими статьями.