Существует несколько основных подходов к формированию бюджетов:
1) бюджеты по предмету управления :
а) денежные (бюджеты движения денежных средств – БДДС );
б) экономические (бюджеты доходов и расходов – БДР );
в) натуральные (натурально-стоимостные бюджеты - НСБ );
2) бюджеты по используемым единицам измерения:
а) стоимостные :
- собственно стоимостные - отражают ту или иную стоимость в денежных единицах, не отражая денег или денежных потоков как таковых (БДР и бюджет по балансовому листу );
- денежные (БДДС );
б) натурально-стоимостные (бюджет остатков незавершённого производства на начало и конец периода );
3) бюджеты по уровню :
а) операционные (по ЦФО );
б) функциональные (по различным областям деятельности );
в) итоговые (по предприятию в целом ).
Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения предприятия, несущего определённую финансовую ответственность; по сути, операционный бюджет - это инструмент делегирования полномочий и ответственности каждому ЦФО за относящиеся к нему финансовые показатели. Каждому ЦФО соответствует ТОЛЬКО ОДИН операционный бюджет , т. е. общее число операционных бюджетов на предприятии всегда равно количеству сформированных в нём ЦФО.
Функциональный бюджет – это бюджет, предназначенный для определения потребности в ресурсах для различных областей деятельности:
- продажи (бюджет продаж);
- закупки (бюджет закупок сырья и материалов);
- производство (бюджет производства);
- хранение и транспортировка (бюджет прямых и накладных коммерческих расходов);
- администрирование (управление) (бюджет административных расходов);
- финансовая деятельность (бюджет доходов и расходов по финансовой деятельности);
- инвестиционная деятельность (бюджет доходов по инвестиционной деятельности).
Функциональные бюджеты образуются статьями операционных бюджетов, сгруппированными по признакам функциональной принадлежности (взаимосвязь между операционными и функциональными бюджетами представлена в таблице 3.1). Система функциональных бюджетов, в соответствии с которой происходит последовательное планирование и учёт результатов хозяйственной деятельности всего предприятия, называется бюджетной структурой .
Таблица 3.1 – Матрица самых распространённых взаимосвязей между операционными и функциональными бюджетами
Функциональные бюджеты | ЦФО | ||||
Затрат | Дохода | Маржинального дохода | Прибыли | Инвестиций | |
1. Продажи | + | + | + | + | |
2. Закупки | + | + | + | + | |
3. Производство | + | + | + | + | |
4. Хранение | + | + | + | + | |
5. Транспортировка | + | + | + | + | |
6. Администрирование (управление) | + | + | + | ||
7.Финансовая деятельность | + | + | + | + | |
8.Инвестиционная деятельность | + | + | + | + |
К натурально-стоимостным бюджетам относятся бюджеты товаров, запасов и внеоборотных активов . Они отражают движение всех активов предприятия, кроме денежных средств. Эти бюджеты могут вестись как в денежных, так и в натуральных единицах, при этом всегда должна оставаться возможность замены одних единиц измерения на другие, если возникнет необходимость. Характеристика функциональных бюджетов по видам стоимостной оценки представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Характеристика функциональных бюджетов по видам стоимостной оценки
Очевидно, что каждый функциональный бюджет относится к одному из трёх типов бюджетов:
1) НСБ в виде бюджета товаров, запасов и внеоборотных активов;
В соответствии с этой классификацией функциональные бюджеты консолидируются и образуют соответствующие итоговые бюджеты. Например, бюджет прямых производственных расходов, бюджет накладных расходов, бюджет коммерческих расходов и т. д., группируясь, образуют итоговый БДР.
Таким образом, целевая функция бюджетов промышленных предприятий включает в себя функцию максимизации конечных финансовых результатов, а также ряд ограничений, накладываемых факторами финансовой устойчивости (3.1), (3.2):
КФР = F (К1, К2, К3…Н1, Н2, Н3…) – на максимум, (3.1)
ФС (Л, ЧОК, СС…) >= ФС (norm Л, norm ЧОК, norm СС), (3.2)
где КФР – конечные финансовые результаты;
К1, К2, К3… - контролируемые внешние воздействия;
Н1, Н2, Н3… - неконтролируемые внешние воздействия (прогнозируемые тенденции внешней конъюнктуры);
ФС – уровень финансовой устойчивости;
Л, ЧОК, СС … - факторы финансовой устойчивости: ликвидность (Л), величина чистого оборотного капитала (ЧОК), доля собственных средств в источниках финансирования (СС) и т. д.;
norm – нормативное значение показателей финансовой устойчивости.
Чтобы составить исчерпывающий перечень функциональных бюджетов , можно рекомендовать выполнить следующие действия:
Можно сказать, что функциональные области - это взгляд менеджеров на бизнес, которым они управляют. А поскольку взгляды на один и тот же предмет могут быть разными, то и принципы классификации областей деятельности зачастую диаметрально противоположны, даже когда речь идет об одном и том же предприятии. Например, для производственного предприятия, самостоятельно реализующего свою продукцию, варианты выделения функциональных областей могут быть такими:
Работа по определению областей деятельности - экспертная, нет строгих формализованных подходов, определяющих, какой критерий классификации выбрать. Единственное требование - удобство и понятность для той команды топ-менеджеров, которая будет работать с выбранной классификацией функциональных областей.
На что стоит обратить внимание при выделении областей деятельности:
Подробнее и с примерами про функциональные бюджеты читайте в
Термины и сокращения
Бюджет | - | сгруппированные по принятым в организации признакам показатели экономической деятельности. |
Бюджетирование (бюджетное управление) | - | система управления организацией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. |
Бюджет организации | - | план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность организации в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов. |
Бюджетная структура | - | иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов организации. |
Операционный бюджет | - | бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения организации (центра финансовой ответственности). |
Сводные бюджеты | - | результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансовому листу) организации. |
Статья бюджета | - | составная часть бюджета, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа. |
Финансовая структура | - | иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты. |
Функциональный бюджет | - | бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности организации (сбыт, снабжение, производство и т.д.). |
Хозяйственная операция | - | простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений или выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей. |
Центр дохода (ЦД) | - | структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит организации своей деятельностью. |
Центр затрат (ЦЗ) | - | структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты. |
Центр инвестиций (ЦИ) | - | структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами организации (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций). |
Центр маржинального дохода (ЦМД) | - | структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности. |
Центр прибыли (ЦП) | - | структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами). |
Центр финансовой ответственности (ЦФО) | - | структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов. |
Центр финансового учета (ЦФУ) | - | структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину. |
1.
Общие положения
1.1. Базовые принципы
Целью составления и ведения бюджетов является планирование и учет финансовых результатов деятельности организации.
В зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты организации, функциональные и операционные.
С точки зрения предмета ведения бюджетов, выделяются следующие типы бюджетов:
стоимостные бюджеты, описывающие обороты денежных средств и обязательств;
натурально-стоимостные бюджеты, описывающие обороты активов в натуральном и стоимостном выражении.
Бюджеты состоят из статей, по которым осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.
Хозяйственная операция - простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.
Доходы - увеличение капитала за счет роста активов (уменьшения обязательств) организации, получаемое в процессе осуществления хозяйственной деятельности за период (не за счет вкладов собственников). Существует три источника получения дохода:
по основной деятельности - доходы, получаемые в процессе осуществления основной деятельности: объем реализации продукции, товаров, услуг;
по финансовой деятельности - доходы от судо-заемных и прочих финансовых операций;
по прочей деятельности - доходы от продажи основных средств, материалов, сырья, а также от предоставления имущества в аренду.
Расходы - затраты материальных и финансовых ресурсов, которые несет организация в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности для получения будущего дохода. Для ведения бюджетов используется следующая классификация затрат:
основные - затраты, прямо прослеживаемые до источника их возникновения и, соответственно, прямо относимые на себестоимость продукции: затраты на материалы, технологическую электроэнергию, зарплата основных производственных рабочих;
накладные - затраты, не имеющие прямой связи с производимой продукцией и потому на себестоимость продукции прямо не относимые. Накладные затраты будут относиться на деятельность конкретного подразделения, где возникли, или всей организации, по нормативу, устанавливаемому эмпирическим путем в соответствии с выбранной базой распределения затрат.
Прибыль - превышение доходов над расходами. Прибыль формируется по уровням по мере вычитания соответствующих групп расходов: валовая, операционная, до уплаты налогов, чистая, нераспределенная. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определить, как та или иная группа расходов влияет на конечный результат.
Уполномоченным по бюджетному управлению назначен Заместитель директора по экономике и финансам.
1.2. Сфера применения
Действие данного Положения о бюджетной структуре (в дальнейшем Положения) распространяется на все подразделения ООО ”ИнТехПроект”.
Положение применяется для:
внутреннего использования при решении задач управления ООО ”ИнТехПроект”;
обеспечения документированной базы системы бюджетного управления;
обеспечения непрерывности функционирования системы бюджетного управления и реализации ее требований в ходе меняющихся условий.
1.3. Разработка, утверждение и изменение
Актуализацию Положения, пересмотр и выпуск извещения об изменениях осуществляет Заместитель директора по экономике и финансам. Разработанное Положение и изменения к нему утверждает Директор.
Каждый работник ООО ”ИнТехПроект” может представлять свои предложения по изменению или дополнению разделов Положения уполномоченному по бюджетному управлению с обоснованием аргументов по предлагаемому вопросу.
Положение пересматривают в случае возникновения изменений, которые могут быть результатом корректировок в стратегии организации, производственных связях, предпринимаемых как для более полного и целенаправленного соответствия внутренним потребностям управления, так и требованиям окружающей среды.
2. Бюджетная структура предприятия
2.1. Сводные бюджеты
В соответствии с принципами бюджетного управления организация устанавливает цели своего развития, которые выражаются в конкретных финансовых терминах ликвидности, рентабельности и стоимости и отражают то состояние организации, к которому она придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению поставленных целей. Данные показатели находят свое отражение в Сводных бюджетах, к которым относятся:
Бюджет Доходов и Расходов (БДР);
Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС).
БДР отражает формирование экономических результатов деятельности организации в виде прибыли или убытков. Цель его составления - управление прибыльностью/рентабельностью организации. Структура БДР должна раскрывать:
структуру (источники формирования) доходов организации;
структуру (направления расходования) расходов организации;
объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям);
разницу (т.е. прибыль или убытки) между доходами и расходами за период.
Структура БДР предполагает последовательное вычитание из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход) соответствующих статей расходов.
БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения. Цель его составления - управление платежеспособностью (ликвидностью) организации.
С точки зрения направленности движения денежных потоков существуют 2 вида движения:
поступление на счета/в кассы организации;
выплаты со счетов/из касс организации.
Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:
направленности денежных потоков;
структуры выплат и поступлений по направлениям их движения;
объемов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям);
промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами);
остатков денежных средств.