В истории человечества насчитывается немало материалов, которые сопровождали людей едва ли не с самого зарождения цивилизации. Первым приходит на ум дерево, но не стоит забывать о керамике - обожженной глине, посуду из которой начали изготавливать с незапамятных времен.
Положительных качеств у такого материала хватает: керамика прочная, устойчивая к химическим и высокотемпературным воздействиям, отличается полной экологической безопасностью, да и с внешним видом у нее все в порядке. Кроме того, плитка из не гниет и не покрывается грибком, что позволяет с успехом использовать ее для отделки самых различных технологических помещений и ванных комнат.
Вообще керамика — это посуда или другие вещи из глины (с минеральными присадками или без них), полученная при помощи формовки и последующего высокотемпературного обжига. Чтобы внешний вид таких изделий был красивее, их глазируют.
Мы уже говорили, что для этих целей используется преимущественно глина, но бывают исключения. Итак, на керамику могут идти следующие материалы:
Вот мы и узнали, что керамика - это специальным образом обработанная глина. В качестве факторов, предопределяющих потребительские качества изделия, выделяют вид керамики, способ ее декорирования или формовки.
Различают керамику тонкую (мелкая зернистость на сломе черепка), а также грубую (крупная зернистость). Из тонких разновидностей каждому знаком фарфор, полуфарфор, а также фаянс, плитка из которого есть едва ли не в каждой ванной комнате. Соответственно, грубая керамика (фото вы найдете в статье) - это гончарные горшки. Вещь у нас не слишком распространенная, но известная с глубочайшей древности.
Отличительным признаком фарфора является тонкий, плотный и белый мелкозернистый черепок. Материал очень плохо поглощает влагу (до 0,2 %). Ценные вазы или чашки (очень тонкие) можно просматривать на свет. Края бортика (чаще дно) из-за технологии обжига не покрывают глазурью. Для производства используется преимущественно каолин и
Полуфарфор - промежуточный вариант между вышеописанным фарфором и фаянсом. Несколько грубее, поглощение воды от 3 до 5 %, чаще всего применяется в изготовлении посуды хозяйственного назначения.
Что касается самого фаянса, то он отличается толстым пористым черепком, который на сломе имеет чуть желтоватый оттенок. Способность к поглощению воды высокая, в пределах 9-12 %. Именно из-за этого, а также из-за высокой пористости, любые изделия из керамики этого типа в обязательном порядке покрываются слоем тонкой глазури.
Так как используемая глазировка весьма нестойка к термическим воздействиям, используют эту разновидность керамики исключительно в производстве недорогой посуды повседневного использования, а также для хозяйственных емкостей. Для выделки берут не слишком качественные сорта глин, мел и кварцевый песок. Технология керамики этого сорта также допускает использование (в качестве основы) битого фарфора. Разумеется, перед началом производства его дробят и мелко растирают.
Майолика - это весьма привлекательная внешне керамика. Цена на нее - около тысячи рублей за среднестатистическую вазу. Отличительный признак - очень пористый черепок, может поглощать вплоть до 15 % влаги. Несмотря на это, изделия отличаются тонкими блестящими поверхностями, имеют малую толщину стенок. Последнее обусловлено тем, что майолика изготавливается по технологии литья. Как правило, изделия украшаются глазировкой, также нередко встречаются декоративные барельефы. В производстве этого сорта керамики используются беложгущиеся глины, кварцевый песок, мел и плавни.
Гончарная керамика (фото которой есть в статье). Отличается черепком специфичного красно-коричневого цвета (красножгущиеся глины) и очень большой пористостью. Коэффициент поглощения влаги - до 18 %. Для раскрашивания используются специальные глиняные краски, ангобы. Чтобы защитить их от воздействия влаги, сверху изделия покрываются тонким слоем бесцветной глазури. Что касается сферы использования, то ассортимент представлен не только декоративными горшками, но и вполне практичной посудой для домашнего хозяйства.
Кроме того, к этой же категории относится теплая керамика. Так называются кирпичи, изготовленные из грубо обожженной глины. При производстве такого рода керамики используются специальные вспенивающие реагенты, которые резко повышают пористость материала, а потому его теплоизоляционные качества становятся намного лучше.
Само производство керамики легко разделить на несколько следующих этапов:
Качественные показатели готового изделия определяется характеристиками внешнего вида, полным соответствием функциональному назначению, а также долговечностью.
Об основных этапах производства мы поговорили, а потому сейчас давайте обсудим каждый из них в отдельности. Чтобы приготовить первоначальную керамическую массу, выполняются следующие технологические операции: сырье тщательно очищается от посторонних минеральных и органических примесей, дробится и перемалывается. После этого наступает черед перемешивания и добавления различных присадок.
Формовка выполняется из жидких или пластичных керамических масс. У пластического формования имеется ряд преимуществ. В первую очередь это выражается в том, что можно делать изделия практически любых форм и размеров. Кроме того, для их изготовления можно приспособить даже самое простое и технологичное оборудование.
Что же касается литья, то для этого применяется масса с влажностью 34-36 %. Заливка производится в гипсовые формы. Это незаменимый способ для изготовления действительно сложных керамических изделий, форма которых физически не допускает применения прочих способов формовки. Кроме того, так производится плитка. Керамика для нее делается не из самых лучших сортов глины (ниже требования), но толщина готовых изделий должна быть как можно более равномерной.
Литье может быть как ручным, так и полностью автоматизированным. После первоначальной просушки продукцию вынимают из форм, после чего приклеивают различные декоративные и функциональные элементы, для присоединения которых используется специальный клей. В прошлом для этой цели применяли глиняное тесто, но оно обеспечивало не слишком высокую прочность.
Сушка - наиболее ответственный этап, так как от правильности его проведения зависит как механическая прочность изделия, так и его декоративные характеристики. Разумеется, крайне важно и правильное распределение глазури, от которой зависит устойчивость изделий к воде, а также химическим агентам. Сушка - обязательное условие производства керамики. Для нее используют конвейерные, радиационные и камерные сушилки. Температура на всем протяжении процесса не должна превышать 70-90 °С.
Исключение составляет разве что плитка. Керамика в этом случае весьма толстая, так что в некоторых случаях допускается использование высокотемпературного режима на непродолжительное время.
Вторым по важности технологическим этапом является обжиг керамики. Цель - формовка черепка с точно заданными физико-химическими свойствами, закрепление красящего состава и глазури на поверхности. Обжигание важно тем, что в его ходе протекает множество физико-химических процессов, которые и предопределяют основные потребительские качества изделия. Обычно обжиг проводят в две ступени, но если на поверхность глазури была нанесена краска, проводится так называемый муфельный обжиг (третья ступень).
Первая ступень осуществляется при температуре от 900 до 1250 °С (в зависимости от вида и сорта керамики). Вторая ступень требует температурного режима от 1020 до 1410 °С. Последнее значение используется исключительно для фарфора. Прочую керамику редко обжигают в таком режиме, так как высок риск растрескивания. Если речь идет о среднестатистической красной глине, то изделия из нее и вовсе зачастую «жгут» однократно, при температуре не выше 960-1020 градусов по Цельсию.
Для обжига могут быть использованы печи для керамики двух типов: периодические (горны), а также непрерывные. Разновидностей последних очень много, но более всего распространены тоннельные и роликовые.
Специфика изготовления керамических изделий состоит в том, что на различных этапах производства возможно возникновение большого количества самых разнообразных дефектов. Бывают повреждения черепка, глазури или декоративного покрытия. Что касается дефектов черепка, то они чаще всего появляются еще на этапе первичной формовки и первоначальной просушки.
Какая-то часть производственного брака проявляется практически сразу, а пятна или что-то подобное появляются только после обжига. В связи с «капризностью» конечной продукции имеется требование жестко контролировать чистоту всех используемых на производстве инструментов.
Глазурь - это специальные расплавы, которые наносятся на поверхность готового изделия. Толщина их составляет 0,12—0,40 мм. Назначение глазурей довольно разнообразно. Во-первых, поверхность плитки или посуды покрывается плотным декоративным слоем, который не только способствует возникновению приятного внешнего вида, но и значительно повышает механическую прочность. Кроме того, покрытие дает надежную защиту от физических и химических воздействий, что особенно актуально для хозяйственной посуды.
Под декорированием понимается нанесение декоративной окраски или узоров. Нередко в условиях используются фигурные штампы, с помощью которых массовое производство однотипных изделий. Для нанесения узора на края горшка используется штемпельный валик. Соответственно, заключительные операции заключаются в устранении мелких дефектов, шлифовке ножки и края.
Глазури подразделяются на прозрачные и непрозрачные разновидности, бывают они окрашенными и полностью бесцветными. Керамические краски применяют для украшения практически всех разновидностей изделий из обожженной глины. В основе их лежат или металлы, или их оксиды. При нагревании они образуют стойкие соединения, которые не только красивы, но и весьма долговечны. Такая керамика, отзывы о которой всегда прекрасны, с давних пор была украшением во многих зажиточных домах.
Краски делятся по способу их нанесения: или на слой глазури, или же под него. Как можно понять, в последнем случае красящий состав наносится непосредственно на черепок. Только потом его закрывают слоем глазури, а изделие обжигается в печи. Если состав наносится непосредственно на слой глазури, его фиксируют температурой не меньше 600-850 °С.
Что касается вспомогательных материалов, то их используют для изготовления форм для обжига и литья.
Чтобы изготовить достаточно прочные и качественные формы, используется формовочный гипс. Его делают, тонко измельчая порошок полуводного гидрата сернокислого кальция. Особенность такого гипса в том, что при смешивании с водой он должен превращаться в достаточно пластичное и упругое тесто. Но главное - этот состав должен схватываться в точно определенные сроки, что гарантирует действительно качественный обжиг. Если гипса по каким-то причинам нет, может быть использован карборунд. Допускается применение прочих огнеупорных материалов.
Вот Это такой материал, без которого невозможно себе представить ни одной кухни или ванной комнаты. Впрочем, есть и другая ее разновидность, изделия из которой могут быть настоящими украшениями любого дома.
Под «художественными» понимаются изделия, украшенные особенно тонким рельефом или лепниной. Конечно же, прочих отличий от обычной керамики фактически нет, но в технологии изготовления есть немало тонкостей. О них-то мы сейчас и поговорим.
Как вы понимаете, художественная керамика мало в чем отличается от своих «бытовых» аналогов, но при ее изготовлении нужно требовательнее подходить к отбору сырья. Все то же самое, что и в прошлом случае, но все операции выполняются более тонко. Кроме того, использовать следует исключительно мелкоизмельченный каолин (диаметр частиц менее 2 мкм).
Что это дает? Такой подход позволяет получать намного более пластичную массу, а также минимум в два раза увеличивает прочность просушенных изделий. Кроме того, следует брать только мелкий так как он резко уменьшает осадку готовой продукции, что для художественной керамики крайне важно.
Как мы уже указывали в первой части статьи, сушка - один из самых важных этапов. Если говорить о художественной керамике, то это утверждение становится еще более актуальным. Следует знать, что усадочные явления при обжиге тонких изделий протекают неравномерно, что может привести к большим неприятностям, вплоть до порчи всего изделия. А потому крайне важно выбрать правильный режим нагрева, дабы художественная керамика не превратилась в кучу черепков.
Если изделия плоские, то их настоятельно советуется сушить исключительно в формах. Сперва их слегка подвяливают, пока будущая керамика не приобретет необходимой плотности, и только после этого ее можно вынимать и досушивать до влажности 1-2,5 %.
Чтобы проводить данный процесс массово, используют специальные конвейерные сушилки. В особенно сложных случаях высушивание проводится в устройствах, которые работают по периодическому принципу. Так делают ради того, чтобы тонкая керамика не пересохла и не треснула. Длительность сушки колеблется от 30 минут до трех часов.
Вот вы и узнали, что такое керамика. Это один из самых старых материалов, что когда-либо производился человечеством. Несмотря на свою древность, керамика весьма востребована и по сей день.
Плитка своими руками – это вполне выполнимая задача для каждого, кто имеет в своем распоряжении необходимое по технологии производства оборудование и желание творить. И, хотя качественный кафель с первого раза удается изготовить далеко не всем, порой затея все же стоит затраченных на неё усилий. Так, вы сможете создать уникальные образцы облицовочного материала как для личного использования, так и для продажи.
Для начала следует разобраться в технологии изготовления. Итак, как же делают керамическую плитку? По сути вся керамика изготавливается схожим методом. За основу берется пластичная глиняная масса, из которой формируется кафель нужной формы, а затем подвергается дальнейшей обработке.
Технология производства керамической плитки заключается в следующем:
Чтобы сделать хорошую плитку своими руками, каждый этап процесса следует рассмотреть более подробно.
Изготовление любой керамической плитки своими руками в домашних условиях начинается с подбора сырья. В качестве основного компонента выступает, конечно же, глина. При этом стоит учитывать, что различают множество сортов этого материала:
При выборе глины под кафель также необходимо учитывать степень её пластичности. Самой пластичной является жирная глина, которой можно придать абсолютно любую форму. Тощей называется непластичная хрупкая глина, которая ломается при определенном воздействии на неё. Лучше всего выбрать средний тип.
Можно взять жирный материал и разбавить его песком, шамотом или пемзой. Это также позволит сделать глину менее тугоплавкой и предотвратит её разрывание при обжиге.
Глина - основной компонент плитки
Следует различать также такие виды глинистых пород, как :
Облицовочная плитка должна быть прочной, поэтому для дополнительного укрепления иногда используется армирующая сетка. Для придания оттенка терракоте используются натуральные пигменты, представляющие собой минеральные окислы. Некоторые виды глины уже содержат их в своем составе, о чем свидетельствует характерный оттенок сырья.
Рассматривая производство керамической плитки в домашних условиях, первым этапом идет подготовка сырья. После того как вы определились с составом и смешали все компоненты в необходимых пропорциях, необходимо замотать массу в полиэтиленовый пакет и перекрыть доступ воздуха. В таком виде глина должна настояться достаточно для того, чтобы каждая частичка пористого материала впитала влагу. Наличие воздушных камер ухудшит прочностные показатели готового изделия.
Дальнейшее изготовление предполагает формовку плитки. Для удобства лучше использовать полиуретановые формы. С их помощью можно создать ровные изделия с одинаковыми внешними параметрами. Важно тщательно утрамбовать глину и распределить её по форме для достижения одинаковой толщины по всей площади образца.
Первый этап изготовления плитки - подготовка и формовка сырца
Далее, кафельная заготовка, так называемый сырец, оставляется для просушки. О завершении этого этапа свидетельствует посветление плитки и её затвердение. При этом нужно быть осторожным, ведь сырец очень хрупкий. Зато в случае неудачи процесс формовки и просушки можно повторить, размочив кафельную заготовку в воде.
Следующим шагом в том как сделать настоящую кафельную плитку своими руками является обжиг сырца. На этом этапе минеральные материалы, которые используются для керамики, подвергаются воздействию высокой температуры и сплавляются между собой до состояния стеклоподобной массы. При этом прочность у плитки становится в разы выше.
Для придания прочности изделию производится обжиг в печи
Согласно традиционной технологии температура запекания глины для плитки разного типа должна составлять 1000-1300 градусов Цельсия. Так как в домашних условиях достаточно редко удается добиться таких значений, можно уменьшить температуру вплоть до 850-900 градусов.
Чтобы от этого не пострадало качество изделия, следует заранее добавить в сырьевую массу пемзу. Именно за её счет возможно снижение температуры запекания. Однако учтите, что большое её количество (более 40%) повлияет на пластичность глины и снизит её прочность.
При бисквитном обжиге сырец дает усадку за счет испарения влаги из массы. Это нужно учитывать при расчете итоговых габаритов изделия. Также возьмите во внимание тот факт, что на этом этапе структура плитки становится более пористой. При наличии вспомогательного давления удается сделать меньшее количество пор, но это возможно лишь в производственных условиях.
В том, что кафель, сделанный своими руками, имеет пористую структуру есть и свои плюсы. Это пригодится для дальнейшей декоративной обработки. Именно поры впитают часть наружного покрытия и предотвратят его растекание.
Для того чтобы облицовочная плитка стала глянцевой, можно сделать своими руками специальную глазурь. В её состав могут входить следующие компоненты:
Полученный пылеобразный порошок смешивается с чистой водой . Также к массе добавляются другие минералы, общий список которых включает около 30 наименований. Наносить глазурь на кафель можно распылителем или же с помощью кисти. Также применяется и обливной метод.
Для затвердевания и соединения с терракотой изделие подвергается вторичному обжигу. Важно не допустить повышение температуры нижнего слоя выше критической отметки, иначе плитка может расплавиться. С помощью глазури разного состава можно сделать уникальные композиции на майолике. Если создание стеклоподобного покрытия вам не подходит, добиться глянцевого блеска можно с помощью эмали или лака.
Декорирование плитки
Теперь вы знаете как сделать керамическую плитку самостоятельно в домашних условиях. Перед началом объемного производства поэкспериментируйте с усадкой, составом и оформлением пробных изделий.
Женские увлечения
Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.
Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.
Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от, натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.
Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.
Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.
Натуральная глина бывает разных видов :
Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.
Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.
Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.
Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.
Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.
Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.
Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.
Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.
Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.
Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.
Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.
Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.
В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.
В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.
Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.
Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.
Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.
Последние – самые удобные и практичные, их чаще всего и покупают керамисты, занимающиеся изготовлением керамики в домашних условиях. Чтобы научиться работать на электрическом круге, нужно несколько часов. Для освоения инструмента с ручным управлением уйдет несколько месяцев.
При выборе гончарного круга важно обратить внимание на тип двигателя :
Модификации различаются по диаметру планшайбы, частоты ее вращения, мощности двигателя, габаритам оборудования. Цена также зависит от производителя.
Выбирая гончарный круг для изготовления домашней керамики своими руками, обратите внимание на удобство положения рук во время работы и сидения за ним. Если у вас нет персональной мастерской, не забывайте про компактность. Желательно не полагаться на рекламу, а попросить совета у тех, кто уже давно занимается керамикой.
Неплохое оборудование можно найти даже среди детских моделей, на них получится делать полноценные, хоть и небольшие изделия.
Изначально керамикой занимались в основном мужчины, но сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам, – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.
Гончарное дело нельзя назвать очень прибыльным, тем более с учетом покупки дорогостоящего оборудования. Скорее, им занимаются ради удовольствия. Лепка успокаивает, а созерцание работы на гончарном круге действует магически.
Продавать керамику, сделанную своими руками, конечно, можно. Спросом пользуются сувениры, посуда, предметы декора. Однако обогатиться на этом увлечении вряд ли получится – времени на изготовление уходит много, а цены на изделия ручного труда способны оценить только те, кто понимает разницу между штамповкой и индивидуальной работой мастера.
Если вы хотите попробовать лепку, но не готовы покупать печь, начните с, полимерной глины или. Конечно, эти материалы не годятся для изготовления посуды, но зато из них получаются очень красивые сувениры и украшения, например, или ожерелье.
Ну а если решили стать керамистом, то начните с теории, смотрите видео-уроки, учитесь на опыте мастеров. Удачи вам и творческих успехов в этом и других.
Был в истории нашей страны период, когда сделать какую либо вещь своими руками, заставляла суровая действительность, а именно отсутствие необходимого изделия в торговой сети, и единственной возможностью стать обладателем того или иного предмета, это было изготовить его из чего либо в домашних условиях.
Основным компонентом для керамической плитки является глина
Сейчас же современная промышленность и торговля обеспечивает потребителей любой номенклатурой товара, в том числе и удовлетворяет запросы покупателей на рынке отделочных материалов. Керамическая плитка представлена во всех мыслимых и не мыслимых видах, размерах и расцветках.
Казалось бы что проще: приходи, выбирай, покупай, укладывай, но этот вариант устраивает не всех, в наш стремительный век стандартизации и типовых решений, хочется выделить свою индивидуальность хотя бы в отделке того или иного помещения. И отсюда возникает вопрос, а можно ли сделать керамическую плитку в домашних условиях своими руками, реализуя собственные задумки, оформления внутреннего пространства ванной или кухни. Томить не будем. Отвечаем. Да можно, но при соблюдении некоторых несложных условий, о которых ниже.
В первую очередь, необходимо обладать большим желанием, терпением и уверенностью в положительном результате, а также иметь в наличии необходимые материалы , инструменты, приспособления и оборудование. Возможно, не всё у вас получится сразу, но потраченные усилия в конечном итоге дадут возможность гордиться гордится собой, демонстрируя друзьям и знакомым такое, довольно технологичное изделие, как керамическая плитка, выполненная из глины своими руками.
Глиняная керамическая плитка ручной работы
Из чего делают любую керамику, наверно знают все, основным компонентом является глина. А вот о том, какие существуют виды глины, их свойства и возможность использования для изготовления керамической плитки своими руками. По составу, свойствам и области применения глины делятся на четыре группы:
Пластичность это способность глины приобретать любую форму, и сохранять её по мере высыхания.
Также глины делят на «жирные» и «тощие». Первые являются пластичными и изделиям из них можно придать любую форму, но чтобы сделать керамику своими руками в домашних условиях, необходимо провести подготовку глины, для чего исходный материал разбавляется до необходимого состава песком, шамотом или молотой пемзой.
Не следует брать слишком «жирную» глину, лучше среднепластичную
Решив сделать кафельную, или обычную керамическую плитку своими руками вам понадобится:
Технология производства керамической плитки своими руками состоит из следующих этапов:
Наиболее качественные формы делают из полиуретана, изделия получаются достаточно ровные с одинаковыми параметрами.
Этапы технологии: изготовление сырца, обжиг керамики и нанесение декоративного слоя
Особое внимание нужно уделить контролю за температурой процесса, она не должна выше температуры первичного обжига. В противном случае глазурованная поверхность может быть испорчена или же произойдёт спекание терракотовой заготовки.
Такая технология изготовления кафельной плитки позволяет создавать уникальные композиции на глянцевой поверхности изделия, для чего используют разные составы глазури. В случае, когда выполнение глазури с обжигом вам не подходит по каким либо причинам, то сделать своими руками привлекательную, гладкую и блестящую поверхность, можно обработав заготовку эмалью или лаком.
И так если статья дочитана до конца, и трудности производства из глины керамической плитки своими руками, отражённые в этом пособии, вас не испугали, то честь вам и хвала. Ведь зная из чего и как изготовить столь уникальный отделочный материал , оригинальность и индивидуальность облицовки, а также восторги ваших друзей и знакомых, вам обеспечены.
При желании, вы можете обучиться мастерству изготовления керамических изделий – в Москве проходят, а также основы этого искусства преподаются в художественных школах. Если Вы хотите узнать как делают керамику , или решили сами освоить тонкости гончарного дела, то эта статья специально для Вас.
Не так уж много традиционных методов обработки глины. Например, в древности вначале ее отмачивали в воде, перебирали от мусора, и уже потом погружали в специальную бочку, наполненную водой, где она отстаивалась некоторое время. В ходе таких манипуляций часть грязи оседала на дно бочки, а часть – всплывала на поверхность, в средней же части оставался пласт нужной для работы очищенной глины. В месте, где располагался чистый материал, делали отверстие, собирали глину и высушивали ее на солнце, чтобы лишняя влага испарилась. После того как материал был перемят, он становится годным для работы.
На всем протяжении работы под рукой всегда должна присутствовать вода, чтобы периодически Вы могли смачивать руки и глину. Но не переусердствуйте, так как слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Этого можно избежать, если использовать в процессе работы губку, которой время от времени собирать с изделия лишнюю влагу.
Также, в начале работы поработайте с глиной руками - ее необходимо как следует помять, почувствовать. Если Вы хотите придать изделию особую форму, то просто посильнее нажмите на нее с обеих сторон, она с легкостью поддастся.
Очень часто идея нового сосуда приходит именно во время работы, но если Вы уже знаете, что хотите получить, то заранее тщательно продумайте эскиз.
Сделать простой керамический сосуд за пять минут – это вполне реально! Со временем руки привыкают делать одинаковые формы, и работа начинает идти намного быстрее. Если вначале, допустим, Вы тратили 15 минут на первое изделие, то последнее Вы можете получить за 5 мин.
Теперь, когда изделие готово, Вы можете поэкспериментировать и декорировать сосуд каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине можно нарисовать животных, цветы, узор. Хотя многие мастера утверждают, что иногда форма сосуда получается настолько интересной, что она не требует в дополнительное оформление.
Этот этап является немаловажным при работе с керамикой.
Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, то есть дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Для укрепления сосуда применяют обжиг. Он проходит в специальных гончарных печах при температуре около 1250 градусов. Но некоторые новички сушат свои изделия на солнце, тем самым обходя обжиг в печи.
Обратите внимание, что глина после обжига меняет свой цвет. Вначале она может быть и голубой, и зеленой, и черной, но после печи она становится желтой, белой или красно-коричневой.
Затем следует процесс специальной обработки керамического изделия , так как сосуд не должен пропускать воду. Есть разные технологии , и одной из популярных является покрытие глазурью. После такой обработки керамические кувшины и горшочки приобретают покрытие похожее на стекло.
Хотя сейчас многие отказываются от глазурования, так как в составе вещества присутствует смесь полевого шпата, кварца, оксидов металла и некоторых других компонентов (полива свинца). Эта смесь негативно влияет как на здоровье мастеров, так и дальнейших пользователей.
В настоящее время все стремятся ко всему экологически чистому, натуральному, природному. Поэтому стало популярным использовать в молочение. Это наиболее древний способ обработки изделия, который при этом не наносит никакого вреда.
Молочение – это специальная обработка с использованием молочного жира. Сосуд после обжига помещали в молоко и давали как следует пропитаться. Затем изделие снова сушили и обжигали. При этом температура в печи была ровна 350 градусам, что обеспечивало «горение» молока. В итоге спекшееся молоко закупоривало поры в стенках сосуда, и вода уже не могла вытечь через них.
Затем горшок очищали, так как после обжига он сильно темнел. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги.
Глиняная посуда – это одно из самых уникальных и практичных изобретений человечества. Экологически чистый материал, из которого создавали и создают до сих пор оригинальную утварь, делает ее особенно ценной. Согласно древнему поверью, изделия из глины имеют свойства впитывать отрицательную энергию. По этой причине, перед тем как приступить к изготовлению оригинальной вещицы, следует настроиться на позитивный лад.
Если верить историкам, первые глиняные изделия появились около 10 000-18 000 лет до н.э. Изначально, посуду использовали только для хранения продуктов. Но со временем, наши предки пришли к тому, что обожженные изделия отличаются особой прочностью и непроницаемостью. С тех пор, ее начали обжигать на огне, тем самым, увеличив термин ее эксплуатации.
Возникновение гончарного круга во времена бронзовой эпохи значительно облегчило работу мастерам гончарного дела. Это событие позволило расширить ассортимент продукции – кувшины, горшки, миски, чайники, кастрюли, чашки. Пища, приготовленная в утвари из глины, отличается необыкновенным ароматом и вкусом. Поскольку стенки посуды хорошо держат тепло, это позволяет блюду не вариться, а «томиться».
Посуда своими руками – это всегда душевно созданное изделие, которое хранит особую энергетику мастера. Овладев некоторыми навыками и терпением, можно создать поистине уникальную вещь, которая украсит интерьер или станет прекрасным подарком для близких.
Для этого нужно знать кое-что о свойствах глины:
Возникновение гончарного круга оказало огромное влияние на совершенствование и разнообразие глиняной посуды.
Во время вращения небольшого диска, который приводится в движение с помощью вращаемого ногой мастера маховика, происходит формирование глиняного изделия. С помощью рук глиняный ком следует разместить в центре диска и, захватив заготовку, прижать к кругу. Вращательные движения круга, дадут возможность сдвигать заготовку в по сторонам. Этот процесс называется проминкой.
Чтобы определить ширину будущей посуды, необходимо, определить центр, нажав на него большим пальцем левой руки. Для дальнейшего углубления заготовки с помощью левой руки поддерживать сырье, пальцем правой руки необходимо коснуться дна.
Создание стенок изделия заключается в их вытягивании с помощью указательного и среднего пальцев, которые должны располагаться с внутренней стороны заготовки. Поддерживая второй рукой работу, следует контролировать толщину стенок.
После отделения посуды от круга с помощью специальной струны, нужно подравнять внешние стенки. Во избежание повреждения, глиняное творение полагается аккуратно снять. Руки должны быть сухими.
Следующим этапом производства глиняной посуды является сушка в несколько этапов. Характерный звонкий стук при легком постукивании говорит о том, что утварь готова к обжиганию.
В данном мастер–классе рассматривается метод лепки из глины без использования гончарного круга. В процессе будет применена старейшая техника при помощи некоторых подручных средств. Существует три самые известные техники лепки без гончарного круга и профессиональных инструментов. Они и будут использованы далее.
Подготовка к процессу лепки
Нам понадобится: замешанная глина, стакан с водой, скалка, ровная поверхность для раскатывания глины, деревянная лопатка и лист бумаги.
Для начала необходимо вымесить глину до состояния эластичного теста, чтобы она не липла к рукам. Затем приступать к лепке.
Способ первый:
Способ второй:
Принцип изготовления кружки из глины такой же, как и технология изготовления тарелки или блюда. Эти техники можно использовать для лепки любого изделия. Но есть еще один вариант изготовления посуды своими руками. Для него потребуется форма, пищевая бумага, скалка, нож и трафарет. Для формы подойдет стеклянная бутылка или любой другой узкий сосуд.
Способ третий:
После того, как изделие обрело нужную форму , его необходимо оставить сушиться на день. Следующим шагом будет обжигание изделия в печи. Примерное время, необходимое для обжигания до полной готовности изделия – 8 часов. Температуру в печи нужно увеличивать постепенно, чтобы изделие не треснуло. Примерно на 100 – 200 градусов каждый час. Максимальная температура обжига должна достигнуть отметки в 900 градусов.
Если у вас нет специальной печи, то изделие можно обжечь на костре. Для этого нужно аккуратно обложить сосуд дровами небольшого размера и поджечь. Время такого обжига также составляет 8 часов. Этот метод требует большой бдительности и осторожности.
Посуда из глины – отличное решение для каждого дома. Такая посуда прослужит довольно долго. Она не кропотлива в уходе и имеет свой неповторимый стиль. И к тому же, такая посуда станет хорошим подарком на любой праздник.
Делать керамику легко! Зная основы, вы сможете начать создание вашего изделия в мгновение ока. Сначала процесс может показаться пугающим, но как только вы накопите достаточно опыта и знаний, у вас появится достаточно мастерства. Здесь приведено практически все, что вам нужно знать для того, чтобы начать делать керамику.
Выберите метод. Важно сделать это в первую очередь, поскольку метод определяет тип глины, с которым вы будете работать. Не исключайте выбор глин, для которых требуется печь - если вы серьезно хотите заниматься этим хобби, то можно купить небольшую домашнюю печь. Далее приведено краткое изложение методов и соответствующих им разновидностей глин:
Выберите глину. Выбрав метод, который вы будете использовать, вы можете выбрать тип глины. Большинство глин требуют обжига в печи, но большинство новых марок можно обжигать в духовке. Если вы всего лишь хотите поиграть с влажной глиной, даже не беспокойтесь об ее обжиге. Основное правило: влажная и сухая глины не будут работать вместе - обязательно убедитесь, что у глин одинаковая консистенция.
Подготовьтесь сами и подготовьте рабочее место. Работа с глиной может привести к беспорядку, особенно если участие принимают дети. Накройте участки, которые вы не хотите загрязнить: постелите на пол брезент или газеты, либо занимайтесь в гараже или нежилом помещении.
Подготовьте глину. Пузырьки воздуха для идеального во всех других отношениях изделия могут иметь катастрофические последствия, поэтому избавьтесь от них до того, как начнете работу. Замесите или раскатайте глину руками небольшими порциями - начните с порции, которая помещается в обеих ваших ладонях.
Запустите круг. Приложив небольшое усилие, бросьте глину в центр круга. Поскольку вы только начинаете, то в данный момент используйте количество, не превышающее большую пригоршню глины. Увлажните руки в тарелке с водой, которую надо поставить поближе, и начинайте формовать глину.
Отцентрируйте глину. По этому методу глина раскручивается до идеально гладкого состояния, без бугров и биений. Как только вы получите конус, вы будете готовы работать далее.
Сформируйте изделие. Конкретные инструкции на этом этапе заканчиваются - каждое изделие (тарелку, горшок и т.д.) нужно формовать по-разному. Но независимо от типа изделия, выполняйте обдуманные и медленные движения - до того, как вы завершите каждое движение, круг должен сделать около 5 оборотов. Вся глина на 360 градусов должна получить одинаковую обработку, чтобы изделие было круглым. Удалите накопившуюся воду губкой.
Убедитесь, что в глине нет пузырьков. Если в печь поставить заготовку из глины с пузырями, то есть вероятность того, что она взорвется. Как изложено в разделе Формование на гончарном круге, ударьте по глине, положив ее на гипс (он поглощает влагу), и раскатайте ее, словно тесто.
Воспользуйтесь защипной, ленточной или пластовой техникой. Для лепки керамики можно использовать три техники. Изделия, полученные по каждой из техник, имеют свой характерный вид. Пластовый метод лучше всего подходит для больших изделий.
Обожгите глину хотя бы один раз. После этого на нее можно нанести глазурь! Получите доступ к печи для обжига, если у вас нет собственной, и позвольте профессионалам позаботиться обо всем остальном. Если же у вас есть своя печь, то обязательно дважды удостоверьтесь, что вы можете правильно работать с ней и узнайте, каковы требования вашего изделия.
Выберите глазурь. Как и в любом другом шаге, имеется множество вариантов. Каждый тип глазури будет иметь свой особенный вид.
В узком смысле слово керамика обозначает глину , прошедшую обжиг .
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
1 / 2
✪ ТЁПЛАЯ КЕРАМИКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА
✪ Керамика за 120 Евро? Для чего она нужна?
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики - фарфор , полуфарфор, каменная керамика , фаянс , майолика . Основной вид грубой керамики - гончарная керамика . Кроме того, различают керамику карбидную (карбид вольфрама , карбид кремния), алюмооксидную , циркониевую (на основе ZrO 2), нитридную (на основе AlN) и пр.
Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами .
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком искусственным материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины . Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура) . Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера , хранящаяся в Моравском музее в Брно .
Найденные в 1993 году горшки из пещеры Сяньжэньдон (англ. ) в провинции Цзянси на юго-востоке КНР были слеплены 20-19 тыс. лет назад . Черепки от остроконечного сосуда, найденные в пещере Юйчаньянь (англ. ) в провинции Хунань на юго-востоке Китая, датируются возрастом 18,3-17,5 тыс. лет назад .
Древнейшая керамическая посуда (12 тыс. л. н.) в России обнаружена в Забайкалье (на археологических памятниках усть-каренгской культуры ) и на Дальнем Востоке (громатухинская, осиповская, селемджинская культуры; см. Сибирский неолит).
Керамика с толстым слоем растительного воска и жирного осадка с ливийских местонахождений в Сахаре (Юан Афуда (Uan Afuda ) и Такартори (Takarkori) датируется периодом 8200-6400 лет до н. э.
Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит - ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.
Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.
Древнейшие виды керамики - это разнообразные сосуды, а также пряслица , ткацкие грузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась - наносился рельеф штамповкой, прочерчиванием, налепными элементами. Сосуды получали разную окраску в зависимости от способа обжига. Их могли лощить, окрашивать или разрисовывать орнаментом, покрывать ангобом, глянцеватым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata ), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).
К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.
Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний - с более низким её содержанием и твёрдый - совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор .
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю) гончарные горны, но были и одноярусные.
Монголо-татарское нашествие повлияло на развитие древнерусской культуры. История одной из её ветвей - керамики, сместилась из южных регионов в северные и западные пограничные города, в московские земли, поэтому не случайно возрождение изразцового искусства в Древней Руси было уничтожено множеством произведений русских гончаров IX-XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая - жёлтая, уцелела только в Новгороде), более простым стал орнамент.
Отдельное направление русской, а затем и современной российской керамики, составляет гжель (по имени города). Эти изделия исполняются в бело-синем стиле.
Исходные керамические материалы непрозрачны из-за особенностей их структуры. Однако спекание частиц нанометровых размеров позволило создать прозрачные керамические материалы, обладающие свойствами (диапазоном рабочих длин волн излучения, дисперсией, показателем преломления), лежащими за пределами стандартного диапазона значений для оптических стёкол .
Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные фазы:
Сырьё для керамических масс подразделяется на пластичное (глины и каолины) и непластичное. Добавки шамота и кварца уменьшают усадку изделий и вероятность растрескивания на стадии формования. В качестве стеклообразователей используют свинцовый сурик , буру .
Приготовление шликера идёт в три фазы:
Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)
Глазури - глянцевидные сплавы, расплавляющиеся на керамическом черепке слоем толщиной 0,12 - 0,40 мм. Глазурь наносится, чтобы покрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также для придания изделию с плотным черепком повышенной прочности и привлекательного внешнего вида, для гарантии диэлектрических свойств и защиты декора от механических и химических воздействий.
В состав глазури входит тонко измельчённый циркон , мел , белила . В одну из определяемых технологом ёмкостей загружается готовая глазурь. Её пропускают несколько раз через вибросита и магнитноуловители для извлечения металлических примесей, наличие которых в глазури может повлечь за собой образование дефектов в ходе производства. В состав добавляется клей, и глазурь отправляется на линию.
Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Три ёмкости используются поочерёдно (меняясь примерно раз в сутки) для определённого стенда. Форму предварительно очищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают.
Шликер заливают в просушенные формы. Формы рассчитаны на 80 заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. В форму доливают шликер для поддержания требуемого объема.
После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации).
После формования изделия поступают в цех ручной обработки.
После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь. Печь укомплектована модулем предварительной сушки, камерами обеспыливания и обдува. Термическая обработка ведётся при температуре 1230 градусов, длина печи составляет порядка 89 метров. Цикл от погрузки до разгрузки вагонетки составляет около полутора суток. Обжиг изделий в печи проходит в продолжение суток.
После обжига проводят сортировку: разделение на группы подобных изделий, выявление дефектов. Если дефекты устранимы, то они отправляются на доработку и удаляются вручную на участке реставрации. В противном случае изделие считается бракованным.
Что такое керамическая плитка и из чего ее делают?
Керамическая плитка - это пластины из обожженной глины. Чаще всего они бывают квадратной и прямоугольной форм, но могут быть выполнены в виде сложной геометрической мозаики. Ее можно использовать для оформления стен и пола как внутри помещений, так и на улице.