Христианские посты бывают однодневными и многодневными. Основной из многодневных постов Православия – Великий пост, или как его еще называют Четыредясятница. Великий пост в 2017 году с 27 февраля по 15 апреля.
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и длится 40 дней, до Вербного воскресенья. Перед Великим постом идут подготовительные недели. Все 40 дней поста и 7 дней Страстной недели, верующие должны отказаться от скоромной пищи, то есть мясных и молочных блюд, употребления алкоголя и организации грандиозных праздников.
Существует традиция в первый понедельник и вторник Великого Поста голодать, поэтому эти дни называются Чистый Понедельник и Чистый Вторник. Помимо аскетического значения, это подготовка организма к постной еде.
Обычай велит по понедельникам, средам и пятницам употреблять в пищу воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты, отказаться от вареной пищи. По вторникам и четвергам – горячие блюда без масла; в субботу и воскресенье можно употреблять еду, приготовленную на растительном масле.
Рыбу едят на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля 2017) и в Вербное воскресенье, в этом году оно припадет на 9 апреля. В Страстную пятницу (14 апреля) нельзя есть до выноса Плащаницы.
Стоит помнить, что во время Великого Поста самое главное – духовная подготовка к Пасхе.
Масленица в 2017 году будет длиться с 20 по 26 февраля. А в Чистый понедельник, 27 февраля , начинается Великий пост. Закончится он в субботу, 15 апреля . Пасха в 2017 году выпадает на 16 апреля .
Особенно строго соблюдается пост во время первой недели Великого Поста и во время Страстной седмицы.
Пост - религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими практиками. В христианстве пост - наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения, - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье . В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
Рождественский (Филиппов) пост
. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Крещенский сочельник – 18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
– 11 сентября
. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня
– 27 сентября
. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Дни особого поминовения усопших
18.02.2017 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
11.03.2017 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
18.03.2017 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
25.03.2017 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
25.04.2017 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05.2017 - Поминовение усопших воинов
03.06.2017 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
28.10.2017 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)
О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .
По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:
По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:
Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .
Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.
Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы
(по церковнославянски седмицей называется неделя
- дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и
пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом
или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца,
рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Однодневные посты
, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без
рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне
праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя
для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для
очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день
установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и
беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о
печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на
Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в
молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:
1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из
Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей
Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого
Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной
жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа.
Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются
рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные
седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и
пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни
недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея"
("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую,
после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и
пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с
маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель
постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом
мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца,
рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий
пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в
последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют
"Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник)
установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи
(благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи
и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу
- холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла
(овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается
растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого
виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память
великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о
праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается
два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если
праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В
Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная
икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до
выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали
пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается
во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до
Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя
между Троицей и Петровым постом - сплошная.
2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и
заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру
и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что
святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем
странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.
Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня
празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6
недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и
пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий
пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные,
грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому
святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На
праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед)
среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут
праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и
пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь,
готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же,
духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к
посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби.
Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому.
Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а
если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день
также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла,
вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища
с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память
великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста
до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний
мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни
двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и
пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники
памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой
накануне.
4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в
это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили
явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак
того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа
(27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста
до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм
Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на
понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти
святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2
января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В
предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни
Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается
только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6
января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой
вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные
в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях
сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и
происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед
праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не
вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать
которую начинают уже в сам день сочельника.
Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.
Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.
Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.
Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2017 году он длится 30 дня.
В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.
В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.
С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.
Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.
В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.
Великий пост, Четыредесятница – это один из самых главных и продолжительных постов в христианстве. Он встречается в православной, католической, в древневосточных церквях и протестантских конфессиях.
Пасхальный пост (так как длится до Пасхи) знаменует покаяние человека за прегрешения, стремление к обретению духовности через некоторые ограничения в повседневной жизни и отказе от отдельных видов пищи.
Великий пост был установлен церковью в память о скитаниях по пустыне Иисуса Христа, который в течение 40 дней, несмотря на искушения дьявола, отказывал себе в еде, пище и различных утехах. Оканчивается постование Пасхой.
В самом названии поста — «Четыредесятница» — заложена информация о количестве дней, в течение которого он длится. Таким образом, продолжительность поста составляет около 40 дней, фактическое количество дней зависит от конкретной религиозной конфессии.
Интересно: этот количественный символ «сорок» встречается в названии Великого поста по латыни – quadragesima, в итальянском языке quaresima (quaranta – сорок), по-гречески τεσσαρακοστή (сороковой), а также во французском, испанском, хорватском и прочих европейских языках.
Итак, с какого числа начинается Великий пост в 2017 году у православных христиан?
Дата поста ежегодно рассчитывается церковью по определенной схеме, пост перед Пасхой 2017 года начнется 27 февраля и продлится шесть седьмиц, которые именуются за порядковым номером, плюс еще Страстная седьмица. Таким образом, длительность православного поста составляет 48 дней, датой его окончания станет 15 апреля, а воскресенье 16 апреля – будет днем праздника Пасхи.
За четыре недели до начала поста верующие готовятся к ключевому его смыслу – покаянию. Каждая неделя именуется по своему, и таит особое сакральное значение и отличается соблюдением определенных традиций и норм поведения.
Первая седьмица называется «о Закхее» и означает «освобождение от того, что обладает нами», то есть в эту неделю христианин должен попытаться мысленно или вслух пожелать себе настроиться на духовное очищение и аскетизм.
Вторая седьмица именуется «о мытарях и фарисеях» и знаменует собой отказ от лицемерия. Стремление покаяться согрешениях должно идти от сердца, быть искренним. На этой неделе разрешено употреблять скоромную пищу, в том числе по средам и пятницам.
Третья седьмица «о блудном сыне» знаменует собой две важные добродетели верующего: покаяние и прощение. Блудный сын через страдания пришел к отцу с покаянием, а тот, в свою очередь, также страдая, простил его.
Четвертая седьмица «о Страшном Суде». Этот период означает важность добродетельной жизни христианина независимо от будущих благ, то есть творить добрые дела по велению души, а не за будущее спасение. На этой неделе возможно употребление мяса и других мясных продуктов.
Пятая седьмица – «Мясопуст» или Масленница. В эту неделю христиане разговляются перед самым строгим постом, разрешается есть рыбу, яйца и молочное, но запрещается употребление мяса («мясо отпускаю»). При этом в среду и пятницу полагается принимать пищу единожды в день – за ужином. Заканчивается подготовительный период перед постом «Прощенным Воскресеньем», когда каждый должен покаяться в грехах и попросить прощенье у близких и всех, кого вольно или невольно обидел.
Таким образом, эти несколько недель частичного самоограничения обеспечивают постепенный переход верующих к аскетическому образу жизни во время длительных сорока дней.
Многие привыкли думать, что соблюдение поста заключается в ограничении в еде. Стоит лишь придерживаться постного питания и отказывать себе в вредной, привычной еде. Однако это совсем не так. Постную еду можно назвать питанием, при котором возможно похудание, но цель поста в очищении душевного состояние человека.
Что нельзя и недопустимо для человека, который постует?
Отложите на время телесные услады. Отказавшись от них, вы накопите неповторимое желание, что впоследствии доставит вам незабываемое удовольствие.
Важно: на протяжении всех 48 дней необходимо соблюдать полный отказ от пищи животного происхождения, мяса и его производных. В некоторые дни имеется запрещение использования масла растительного происхождения, а в отдельные дни – голодание.
Вы поймете, что благодаря Великому посту, ваша жизнь, несомненно, полностью изменилась, и забудете о прошлом образе жизни. Вы осознаете, как вы изменились, какой труд проделали и как вы выросли над прежним собой. Если вы будете придерживаться правил поста, то наверняка заметите, как превратились в обновленного человека!
Весь пост в 2017 году можно разделить условно на 7 недель, самыми строгими являются первая и последняя.
1 неделя: в понедельник запрещается любая еда, во вторник можно употреблять только хлеб и воду, в среду и четверг – допускается сыроедение, в пятницу разрешается термическая обработка пищи, а в выходные можно добавлять масло и выпить немного вина.
2-6 недели: по понедельникам, средам и пятницам — сыроедение, во вторник и четверг можно варить еду, по выходным добавлять масло и употреблять вино. Исключения составляют церковные праздники: на Благовещение, разрешается вареная пища без масла, рыба, в Лазареву субботу, можно включить в рацион икру, а в последнее воскресенье, Вербное, рыба.
Страстная неделя: в понедельник, вторник и среду разрешается сырая еда без масла, в четверг – вареная с маслом и вино (в память о Тайной Вечере), в пятницу необходимо полностью воздержаться от приемов пищи, в субботу можно есть сырую пищу без масла и немного вина.
В дни сыроедения можно употреблять мед, орехи, сухофрукты, овощи и фрукты, хлеб. В другие дни допускаются крупы, макаронные изделия. Молоко, яйца, мясо, курица, рыба и морепродукты запрещены.
Великий Пост требует жестких ограничений пищи. Организм испытывает острый дефицит белковой пищи, однако восполнять его нужно очень осторожно. В Пасху не рекомендуется употреблять больше двух яиц. Белок нужно включать в рацион постепенно, чтобы не вызвать у организма стрессовой реакции.Для чего человечество вот уже столько веков подвергает себя такому истязанию души и плоти? Ведь совсем не просто поменять привычный образ жизни, лишая себя удовольствий, светских утех, радости от общения с друзьями, вкусной еды и питья.
Для современного человека постный период имеет большое значение. Этот время необходимо для того, чтобы отказываясь от многого, что составляло приятную сторону жизни, переключить созерцание внутрь своей души. Проводя дни в молитвах и смирении, ведя аскетический образ жизни, человек должен научиться анализировать свои поступки для того, чтобы в дальнейшем найти в себе силы сказать «нет» возможным искушениям, которые могут привести его к совершению неправильных шагов.
Пройдя через страдания, связанные с соблюдением ограничений, христиане должны научиться забывать и прощать обиды, отказаться от агрессии, помогать страждущим. В этот период полезно вспомнить о том, что кроме увеселительных заведений существуют места, где живут несчастные люди, которым требуется поддержка: детские дома, хосписы, больницы, приюты и интернаты. Это время можно посвятить благотворительности и жертвенности, наполнить свою жизнь новым смыслом помощи ближним.