Основные этапы волевого процесса и волевое регулирование поведения. Нарушение осуществления волевого акта Исполнительные этапы волевого действия

Этапы волевого процесса

Выделяют простые и сложные волевые акты. В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие.

Выделяют 4 основных этапа сложного волевого акта˸

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) обсуждение и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение решения.

Волевые качества личности ˸

1) инициативность;

2) самостоятельность, независимость;

3) решительность (в принятии решения);

4) настойчивость в исполнении решения;

5) самоконтроль, выдержка, самообладание;

6) последовательность и принципиальность.

Данные личностные качества во многом определяют поведение больного в процессе диагностики и лечения, помогают в борьбе с заболеванием наряду с медикаментозными средствами. Такие пациенты способны трезво оценивать обстоятельства, касающиеся состояния здоровья; умеют принимать осознанные решения, получив исчерпывающую информацию от медицинских работников; их эмоциональные проявления адекватны ситуации; они не сидят, сложа руки, а приняв решение – незамедлительно приступают к ᴇᴦο осуществлению, проявляя настойчивость при достижении цели; их действия последовательны и целенаправленны.

Сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Оно включает самосознание и сознание окружающего. Ясное сознание возможно при полной или относительной сохранности всех психических процессов, необходимым условием которого является правильное функционирование соответствующих нервных образований и проводящих путей.

Доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания, уровня бодрствования. При относительно низких уровнях бодрствования, например во сне, сознание в полном объёме своих функций не выявляется. Именно поэтому сон предлагается квалифицировать как измененное состояние сознания. В тоже самое время при очень сильном эмоциональном напряжении, когда уровень бодрствования достигает наиболее высоких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит ᴇᴦο своеобразное ʼʼсужениеʼʼ. Наконец, существует ʼʼясное сознаниеʼʼ, т.е. такое состояние, когда человек свободно реализует все функции сознания, и принятые им решения наиболее осознанны.

Критериями ненарушенного сознания считаются осознание человеком самого себя (собственной личности, самосознание), осознание пространства и времени, в котором в данный момент он существует.

Этапы волевого процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы волевого процесса" 2015, 2017-2018.

Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) осознание имеющихся возможностей;

3) появление мотивов (за и против этих возможностей);

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие решения (одной возможности);

6) осуществление принятого решения.

На первых этапах зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. Оцениваются возможности осуществления желания. При этом у человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений, принято называть борьбой мотивов . В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. Вслед за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий.

Необходимо различать мотивы и волевое действие! Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека. Мотивационно-потребностная сфера человека составляет основу направленности личности , о которой пойдет речь в разделе “Личность”.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты (когда воля подавляет эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю). Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, в случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление) желание снизить интенсивность или прекратить ее компенсируются волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. В других случаях (интерес, любопытство) эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может привести к переутомлению. Чрезмерная волевая – может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

Волевые качества. Этапы волевого процесса.
Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля.

Жизнь и деятельность требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достижения, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

Воля - это свойство человека, которое заключается в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками;

это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков;

это способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Поэтому волю принято называть основой характера. Когда мы слышим выражения: «человек с характером», «твердость характера» или «мямля», «бесхарактерный», то надо иметь в виду, что в этих определениях человека подчеркивается выраженность волевых черт характера.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности. Волевые действия различаются по своей сложности. Если человек ясно видит цель и непосредственно переходит к действиям, то говорят о простом волевом акте. Например, когда вы просыпаетесь, то обычно сразу встаете с кровати. Даже если вставать не хочется, вам не требуется много усилий, чтобы достичь цели.

Но в жизни чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда между побуждениями и непосредственным действием вклиниваются дополнительные звенья. Например, получение образования можно считать сложным волевым действием.

Основные признаки волевого акта:


  • приложение усилий для выполнения волевого акта;

  • наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

  • усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

  • нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в волевые личностные качества, среди которых можно выделить:

1) первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов:


  • сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели);

  • настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей);

  • выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения);

  • энергичность и др.
2) вторичные волевые личностные качества , развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, которые следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические:

  • решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые , обоснованные и твердые решения);

  • смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия);

  • самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач);

  • уверенность в себе.
3) третичные волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными:

  • ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований);

  • дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку);

  • принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении);

  • обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их).
К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду:

  • деловитость;

  • инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину);

  • организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д.
Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.
Свобода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности.

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью.

Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности . «Человек - это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Если, например, человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое нежелание, он заставляет себя систематически выполнять назначенное лечение. Другой пример: студенту хочется сходить на дискотеку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех. Проявление воли мы наблюдаем и в различных ситуациях общения . Например, человек нам неприятен, но от него объективно зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для данной ситуации психологическую «маску» и как результат добиваемся своего.


Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

  1. необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

  2. несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

  3. на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.
Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
Этапы волевого процесса

Основные этапы волевого процесса:

1) возникновение побуждения или постановка цели;

2) стадия обсуждения или борьба мотивов (выбор средств, способов и приемов для достижения поставленной цели);

3) принятие решения (выбор действий в соответствии с целью);

4) исполнение принятого решения.

По тому, как человек принимает решение, говорят о такой особенности воли , как решительность. Решительные люди принимают решения быстро, без дополнительных колебаний, так как любое колебание или нерешительность могут привести к принятию неудачного решения или человек, скорее всего, не примет никакого решения. Как известно, в жизни бывают ситуации, когда невозможно медлить, но при этом важно не перепутать решительность с торопливостью и безрассудством.

Итак, цели ясны, решение принято, средства выбраны и здесь начинается самое сложное - исполнение принятых решений. Без этого вообще нет волевого действия и все предыдущие усилия и размышления напрасны. Ведь порой мы принимаем прекрасные решения, выбираем верные, надежные пути для их достижения, но так и не доводим дело до конца. В этом случае говорят, что нам не хватает силы воли, настойчивости. Примером тому может служить особый образ, созданный в русской литературе XIX века - «лишний человек», который принимает хорошие решения, но не доводит свои начинания до конца. Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступках, но и в умении сдерживать себя, самообладании и терпении.

Воля. Общая характеристика

Любая деятельность человека сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля – это сквозной психический процесс, та сторона психической жизни человека, которая получает свое выражение в сознательной направленности действий.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят и выразительные движения: при гневе человек непроизвольно стискивает зубы, при удивлении поднимает брови, когда чему-то радуется, то начинает улыбаться.

В противоположность непроизвольным действиям, сознательные действия направлены на достижение поставленной цели. Именно осознанность действий характеризует волевое поведение.

Функции воли :

1) активизирующая (стимулирующая);

2) тормозящая.

Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. В основе сознательной регуляции активности лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Волевые действия различаются по своей сложности.

Простое волевое действие – побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.

В основе сложных волевых действий лежит тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) осознание имеющихся возможностей;

3) появление мотивов (за и против этих возможностей);

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие решения (одной возможности);

6) осуществление принятого решения.

На первых этапах зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. Оцениваются возможности осуществления желания. При этом у человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений, принято называть борьбой мотивов . В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. Вслед за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий.



Необходимо различать мотивы и волевое действие! Под мотивами подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. В основе мотивов лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека. Мотивационно-потребностная сфера человека составляет основу направленности личности , о которой пойдет речь в разделе “Личность”.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты (когда воля подавляет эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю). Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, в случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление) желание снизить интенсивность или прекратить ее компенсируются волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. В других случаях (интерес, любопытство) эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может привести к переутомлению. Чрезмерная волевая – может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

Виды волевого воздействия.

Фазы волевого процесса.

Параметру волевой сферы.

Патология воли.

Вопрос 1. Определение воли.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности; умение преодолевать внутренние и внешние трудности.

Вопрос 2. Функция воли.

а) Функция воли - сознательная регуляция, в основе которой лежит взаимодействие возбуждения и торможения нервной системы.

б) Виды функций воли:

Активизирующая,

Тормозящая.

Вопрос 3. Основа волевых действий.

а) Непроизвольные движения и действия:

- рефлекторные - связанные с движением и сокращением мышц (например, мигание, глотание);

- неосознанные - реакции, не подчиненные общей цели (например, шум за окном).

б) Сознательные действия направлены на достижение цели.

в) Преодоление препятствий разного рода.

Вопрос 4. История исследований воли.

Аристотель : установил, что действие есть результат логического мышления.

Средневековье : в эту эпоху считалось, что воля существует самостоятельно и ее

даже представляли в конкретных силах.

М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю - представители экзистенциализма, который определял свободу с точки зрения свободной воли, не обусловленной никакими внешними социальными условиями. Это привело к противопоставлению человека культуре.

И.П.Павлов : дал определение воли как “инстинкта свободы”, проявления жизнен-

ной активности.

Г.Л.Тульчинский : воля - инстинкт свободы, проявляющийся на всех уровнях психофизиологической целостности личности.

З.Фрейд: источник воли - биологическая энергия живого организма, превращенная в некую психическую форму.

К.Лоренц: представлял энергию воли как изначальную агрессивность человека.

А.Адлер, К.Г.Юнг: проследили взаимосвязь воли с социальными факторами.

К.Хорни, Э.Фром: определили волю как стремление личности к самореализации.

Вопрос 5. Материальная основа воли.

Деятельность пирамидных клеток, расположенных в области передней центральной извилины, производящих импульсы.

Структуры, проводящие и поддерживающие волевое действие.

Вторая сигнальная система отвечает за регуляцию человеческого поведения. Это

сигнал для волевого процесса.

Вопрос 6. Нарушение осуществления волевого акта.

Нарушение префронтальных участков коры головного мозга (лобная доля) вызывает аппраксию - нарушение произвольной регуляции движения и действий.

- Абулия (болезненное безволие) - отсутствие стимулов к деятельности, неспособность принять решение, осуществить действие.

Вопрос 7. Условнорефлекторная природа воли.

В коре головного мозга создается оптимальный очаг возбуждения - носитель цели

действия.

Ретикулярная формация энергетически снабжает кору головного мозга.

Вопрос 8. Виды волевого действия.

а) Простой волевой акт - в побуждении видна цель, переходящая в действие и не выходящая за рамки ситуации.

б) Сложный волевой акт - между импульсом и действием вклиниваются дополнительные звенья.

Вопрос 9. Фазы волевого процесса.

Возникновение побуждения и постановка цели.

Стадии обсуждения и борьба мотивов.

Принятие решения.

Исполнение.

а) I фаза - влечение и желание .

Влечение - переходящее явление, при котором потребность либо угасает, либо

переходит в конкретное желание.

Желание - осознанность потребности, переходящей в цель.

б) II фаза - борьба мотивов.

Мысленная оценка ситуации. Это основа волевого акта.

в) III фаза - принятие решения.

Типы решимости по У.Джеймсу.

Разумная решимость проявляется, когда борьба мотивов угасает и приходит

альтернативное решение.

Затянувшаяся борьба мотивов приводит к принятию неверного решения, что

ведет к нарушению психического равновесия.

Для лиц, стремящихся к активной деятельности характерно избегание неприятных

ощущений. И человек действует автоматически, стремясь к движению вперед.

Прекращение внутренних колебаний и изменение шкалы ценностей мотивов.

Усиление мотива с помощью воли, который сам не мог бы подчинить себе

остальные.

г) IV фаза - исполнительный этап.

Включает в себя: - намерение,

Планирование,

Волевое усилие.

Намерение - зафиксированная решением направленность на достижение цели.

Планирование - деятельность головного мозга, направленная на поиск наиболее

приемлемых способов для решения поставленной задачи.

Волевое усилие - одна из форм стресса, способная к мобилизации внутренних возможностей человека, способных привести к достижению цели.

Факторы, влияющие на интенсивность волевого усилия .

Мировоззрение,

Моральная устойчивость,

Общественная ценность целей,

Взгляды на деятельность,

Уровень самоорганизации личности.

д) V фаза - оценка исполнения.

Суждения, одобряющие или порицающие совершенные действия.

Вопрос 10. Параметры волевой среды.

а) Сила воли - проявление волевого акта на всех этапах, преодолевая препятствия

с помощью волевых действий.

б) Целеустремленность - сознательная направленная деятельность личности на достижение цели.

Виды целеустремленности:

- стратегическая - умение руководствоваться в любой ситуации установленными жизненными принципами;

- оперативная - умение четко определить цель и работать, не отключаясь от нее для достижения результата.

в) Инициативность - способность генерировать новые идеи и планы.

г) Самостоятельность - умение критически оценивать советы других людей, не

поддаваясь их влиянию и самостоятельно принимать решения.

д) Выдержка - способность управлять действиями, чувствами, неадекватными

реакциями.

е) Решительность - умение принимать решение быстро и твердо.

ж) Энергичность - умение сконцентрировать все силы на достижение цели.

з) Настойчивость - умение длительное время преследовать достижение цели, не снижая своего энергетического потенциала.

и) Самоконтроль - умение контролировать свои поступки.

к) Самооценка - умение правильно оценивать себя и свои поступки.

л) “Локус контроль” - склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам.

Виды контроля :

- внешняя экстернальная локализация контроля - склонность приписывать причины своего поведения внешним факторам (случаю, судьбе);

- внутренняя интернальная локализация контроля - человек за свои поступки берет ответственность на себя.

Вопрос 11. Отрицательные волевые качества.

Инертность,

Импульсивность,

Нерешительность,

Ненастойчивость,

Отрицательная самооценка,

Завышенная самооценка,

Несдержанность,

Внушаемость,

Податливость,

Нецелеустремленность,

Упрямство.

Вопрос 12. Факторы формирования воли ребенка.

Правильное воспитание,

Личный пример,

Дисциплина ребенка,

Соблюдение режима,

Культура труда и отдыха,

Физическое воспитание,

Игровая деятельность,

Коллективизм,

Вопрос 13. Патология воли.

К нарушениям волевой деятельности относятся:

а) нарушение структуры иерархии мотивов. Суть нарушения заключается в отклонении формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей;

б) Формирование патологических потребностей и мотивов. Данное нарушение проявляется такими симптомами, относящимися к парабулиям: анорексия, булемия, дромомания, пиромания, клептомания, суицидальное поведение, дипсомания, трихотилломания, онихофагия, арифмомания

Анорексия – отсутствие аппетита;

Булемия – патологическое желание часто и много есть;

Дромомания – патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству;

Пиромания – патологическое непреодолимое влечение к поджогам;

Клептомания - патологическое непреодолимое влечение воровать, ненужные данному человеку предметы;

Суицидальное поведение – немотивированное стремление к самоубийству;

Дипсомания - патологическое непреодолимое влечение к запоям;

Трихотилломания - патологическое непреодолимое влечение выдергивать волосы;

Онихофагия – грызть и поедать ногти;

Арифмомания – навязчивый счет.

в) Расстройство двигательно-волевой сферы:

Гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

Гипобулия - нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора);

Одним из наиболее ярких клинических синдромов двигательно-волевой сферы считается кататонический синдром. Он включает в себя несколько симптомов:

Стереотепии – частое, ритмичное повторение одних и тех же движений;

Импульсивные действия – внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки;

Негативизм – проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействию извне в виде отказа, сопротивления, противодействия;

Эхолалия, эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии;

Каталепсии («симптом восковой гибкости») – застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени;

г) Патологические признаки со стороны волевой сферы – аутизм. Он проявляется утратой больным потребности общаться с окружающими с формированием патологической замкнутости, отгороженности и нелюдимости.

д) Психопатологические симптомы – автоматизмы. Автоматизмы характеризуются самопроизвольным и не контролируемым осуществлением ряда функций вне видимой связи с побудительными импульсами извне.

Выделяют: амбулаторный, сомнамбулический, ассоциативный, сенестопатический, кинестетический.

Более сложные и разнообразные автоматизмы встречаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Он является патогномоничным признаком шизофрении и проявляется тремя видами автоматизма:

Ассоциативным, при котором человек ощущает, что его мышление и речь управляется извне помимо его воли (клинически проявляется ментизмом и шперунгами);

Сенестопатическим, при котором ощущения в теле расцениваются как чуждые, навязанные, «сделанные»;

Кинестетическим, при котором утрачивается ощущение контролируемости собственных движений и действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее проблемы и методы. Курс лекций был написан на основе работ уже известных корифеев современной психологической науки Гиппенрейтер Ю.Б., Немова Р.С., Рубинштейна С.Л. и, конечно же, Гальперина П.Я., лекции которого автор имела честь прослушать, будучи студенткой МГУ им. М.В.Ломоносова.

Данный курс лекций был подготовлен и прочитан для студентов-психологов Донецкого института рынка и социальной политики. Материалы также были использованы в наших лекциях студентам-медикам Донецкого медицинского университета.

Учебное пособие написано в форме академических лекций и представляет собой структурно-логическую систему материала. Такая форма подачи теоретического материала была избрана исключительно с целью структурировать знания студентов по этому предмету и помочь им быстро подготовиться к экзаменам.

ЛИТЕРАТУРА

1.Введение в практическую социальную психологию (Под ред. Ю.М.Жукова и др.). М., 1996

2.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

4.Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. І.,- М., 1994

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – т.І – М., 1989

Предисловие......................................................................................................3

Лекция 1. Предмет психологии, ее задачи и методы....................................4

Лекция 2. Методы мышления в психологии...............................................12

Лекция 3. Естественнонаучные основы психологии..................................15

Лекция 4. Развитие психики в филогенезе...................................................19

Лекция 5. Сознание.......................................................................................25

Лекция 6. Деятельность.................................................................................30

Лекция 7. Ощущения....................................................................................36

Лекция 8. Восприятие..................................................................................41

Лекция 9. Внимание....................................................................................50

Лекция 10. Память.......................................................................................56

Лекция 11. Речь...........................................................................................63

Лекция 12. Мышление.................................................................................70

Лекция 13. Темперамент..............................................................................80

Лекция 14. Характер.....................................................................................86

Лекция 15. Мотивация...................................................................................95

Лекция 16. Способности...............................................................................102

Лекция 17. Эмоции.........................................................................................109

Лекция 18. Воля..............................................................................................116

Заключение......................................................................................................125

Литература.......................................................................................................126