Основные сферы человеческой жизни. Основные сферы жизнедеятельности общества. Полный текст видео

В этой статье мы рассмотрим знание которых поможет нам действовать осознанно и добиваться результатов и успеха. По сути дела, это модель нашей жизни.

Условно нашу жизнь можно разделить на восемь сфер, каждая из которых гармонично встраивается в общую картину.

Первая сфера – здоровье. Без хорошего самочувствия человек мало на что способен. К сожалению, немногие уделяют здоровью достаточно внимания. Здоровые люди воспринимаются окружающими как более успешные. Человек может строить планы, выбирать перспективные и интересные направления, но на реализацию не хватает ни сил, ни энергии. Поэтому надо быть в форме, надо быть здоровыми. В это сферу включается не только общее самочувствие и наличие заболеваний, но и многое другое: как и чем мы питаемся, каким видом спорта мы занимаемся, какие вредные привычки имеем.

Вторая сфера – бизнес, карьера, работа. Чтобы построить бизнес и карьеру необходимо осознавать, кем вы являетесь или хотите стать, и строить бизнес вокруг этого. Некоторые полагают, что идеальный вариант – мало работать и при этом много получать. Это изначально не верный подход. Работа должна не только приносить доход, но и развивать личность. Важно смотреть вперед!

Третья сфера – деньги и финансы . В этом плане люди делятся на категории:

  • Работающие на кого-то (человек получает заработную плату, но большая часть уходит работодателю)
  • Работающие на себя (врачи, адвокаты, получающие ровно столько, сколько заработали)
  • Владельцы бизнеса (используют механизмы, приносящие доход)
  • Инвесторы (деньги работают на вас медленно, но верно).

В некоторых из обозначенных категорий нет возможности повысить свой доход, а некоторые нацелены на неограниченную прибыль, которая зависит от предприимчивости, творческого потенциала и других умений.

Четвертая сфера – образование и личностный рост. Человек должен постоянно учиться – такова потребность времени. Появляются новые отрасли знаний, новые направления бизнеса. Попробуйте заниматься разными вещами, чтобы жизнь стала интересной и насыщенной.

Пятая сфера – окружение. Это родственники, друзья, коллеги – люди, с которыми мы взаимодействуем. Окружение на нас очень сильно влияет. Сам человек будет долго и трудно идти к чему-то, если в окружении нет наставников. Важно искать людей, которые достигли много из того, чего хотите достичь вы сами. Общаясь с ними, вы сможете увереннее идти вперед.

Шестая сфера – личные отношения. С родителями они одни, с любимым человеком – другие, с коллегами – третьи. Чтобы построить гармоничные отношения, нужно знать, как это делается. В отношениях важно, как вы себя позиционируете, какие у вас манеры – умеете ли вы сказать партнеру приятное, похвалить его.

Седьмая сфера – внутренний мир, духовность. Человек сам решает, что есть его внутренний мир. Попробуйте, экспериментируйте, прислушивайтесь к ощущениям. Богатство внутреннего мира измеряется не деньгами, не степенью успешности. Это целостность вашей личности.

Восьмая сфера – это эмоции. Это окраска жизни, степень её яркости. Чем больше эмоций вы испытываете, тем более полной жизнью живете. Чем более эмоциональный вы человек, тем сильнее притягиваете других. Чем шире спектр эмоций, тем ярче и насыщеннее жизнь.

Мы вкратце обрисовали основные сферы жизни человека, которые формируют наш стиль жизни и помогают чувствовать себя успешными.

А теперь давайте возьмем лист бумаги, нарисуем круг и поделим его на восемь равных частей. Каждая часть обозначает определенную сферу жизни: здоровье, друзья, отношения, карьера и бизнес, финансы, духовность, личностный рост, яркость жизни – всё то, что мы с вами рассмотрели выше. Оцените каждую сферу по десятибалльной шкале. Возле каждого сектора поставьте соответствующую отметку и закрасьте сектор от центра пропорционально выставленной оценке.

Не ленитесь, так мы оценим основные сферы жизни, я это уже сделала. Ведь, когда всё стабильно, сложно сделать скачок вперед. Нужно подтянуть отстающие сферы жизни, потому что они влияют друг на друга. Колесо нашей жизни не может катиться, если оно неправильной формы.

Если вы обнаружили провалы в каких-то сферах, их обязательно следует устранить. Запланируйте, как станете подтягивать отстающие сферы, запишите конкретные действия, которые будете предпринимать для улучшения ситуации. Вы получите огромное удовольствие от жизни – когда колесо начинает раскручиваться! Вы сами создаете модель жизни и улучшаете её! Всё в ваших руках!

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту!

Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике. Воспитатель, который глядит на человека сквозь призму физиологии, психологии, патологии, так же дурно понимает, что такое человек и какова потребность его воспитания, как и тот, кто изучил бы человека только в великих произведениях искусства...

К.Д. Ушинский

6.1. Доминирующие сферы жизнедеятельности человека

В контексте жизнедеятельности человека понятие «сфера» употребляется для обозначения предела распространения активности личности (по отношению к окружающей среде, ее условиям), направленной на удовлетворение тех или иных потребностей.

На каждом возрастном этапе человек включается во множество таких сфер, но их влияние на развитие личности меняется: одни становятся доминирующими, другие – служат фоном развития. Выделяются такие сферы, как трудовая (производственная), игровая (досуговая), учебно-познавательная (образовательная), общения (коммуникативная).

Эффективное развитие личности обусловлено разумным удовлетворением ее ведущих потребностей 1 . Многообразие потребностей, удовлетворение которых обеспечивает развитие личности, требует их классификации. Мы используем классификацию, разработанную В.П. Симоновым и П.М. Ершовым. Они выделили три основных вида потребностей: витальные (биологические), духовные (социальные), идеальные (познавательные). Их дополняют еще две группы потребностей: потребность в вооруженности и потребность в преодолении. Для того чтобы удовлетворять свои многочисленные потребности, человек должен быть вооружен соответствующими способами и средствами.

Каждая из потребностей реализуется на двух уровнях: сохранения («для себя») и развития («для других») . Например, социальная потребность человека занимать достойное место в коллективе сверстников (сохранение «для себя» ) требует от него освоения норм жизнедеятельности в коллективе, группе (требовательность к себе, обязательность в выполнении обещаний, знания норм общения и др.).

Потребность развития («для других») требует выхода за пределы норм, совершенствования самих норм (помощь товарищу за счет своего личного времени; дополнительная работа над собой с целью развития определенных качеств личности; терпимость к несовершенствам других; культура несогласия и т.д.).

Идеальная потребность познания на уровне сохранения («для себя») удовлетворяется в учебно-познавательной деятельности учащихся присвоением достигнутого человечеством к настоящему времени уровню знания. Этот уровень задается содержанием образования.

Потребность познания на уровне развития («для других») побуждает учащихся к освоению новых пластов знания в научных кружках, новых технологий самосовершенствования в спортивных секциях, художественных студиях, трудовых объединениях, общественных организациях.

В информационной теории эмоций В.П. Симонова выявлена зависимость характера эмоций от уровня и способа удовлетворения ведущих потребностей личности. Уровень «сохранения» («выживания», «уравновешивания») не нуждается в положительных эмоциональных подкреплениях: уже само устранение тягостного состояния нужды, дискомфорта есть награда для личности.

А вот удовлетворение потребностей развития, роста («для других») сопровождается положительными эмоциональными состояниями (восторг, радость, эмоциональный триумф). При угрозе неудовлетворения потребности развития возможна фрустрация (раздражение, тоска, депрессивные состояния, тревога). Нередко учащиеся школ (студенты младших курсов) ощущают свою неспособность преодолевать трудности учения, предотвратить нежелательное развитие событий, изменить обстоятельства своей жизни.

Подробнее остановимся на идеальных (познавательных) потребностях учащихся (студентов).

Именно они выступают побудительным механизмом познания окружающего мира, многообразия его явлений, открытия и развития себя. Генетически познавательная потребность человека является производной от универсальной потребности в информации, в новизне и направлена на личностное становление и развитие. Как известно, универсальными средствами развития личности являются знания и культура. Удовлетворение любой потребности требует информации о путях и средствах достижения цели (потребность вооруженности) . Потребность в информации как стремление к новому, ранее неизвестному, безотносительно к их прикладному назначению – это признак творческой личности.

Овладение средствами и способами удовлетворения ведущих потребностей возможно только в процессе деятельности. Общепризнанно, что воспитание, в каком бы смысле его ни рассматривали, влияет на человека целостно: оно меняет и его тело, и психику, и духовную сферу. Гуманистически ориентированные системы образования рассматривают человека как абсолютную ценность, высшую субстанцию, «меру всех вещей». Справедливости ради скажем, что переориентация системы образования на человека, учащегося, студента только начинается. Поэтому выявление и развитие всех сущностных сил учащегося, помощь каждому из них в осознании собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, самосовершенствованию, к становлению каждого субъектом своей жизни – задача педагогов всех уровней образования.

Системообразующим фактором развития человека как субъекта жизнедеятельности является его самосознание, т.е. осмысление и оценка себя как личности. Не будучи изначальной данностью, присущей человеку, самосознание развивается в течение всей его жизни. Исследователи подчеркивают, что процесс осознания себя и переосмысления жизни образует самое сокровенное и основное содержание внутреннего существа личности, определяющее мотивы деятельности и внутренний смысл тех задач, которые человек решает в жизни. Способность осмыслить и распознать, «что в жизни значимо умение не только изыскать средства для решения случайно выплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем – это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость… Это драгоценное и редкое свойство – мудрость». 2

Центральным звеном самосознания является образ «Я». Его образуют такие компоненты, как: «Я – прошлое», «Я – реальное», «Я – будущее», «Я – идеальное». В становлении образа «Я» особую роль играет адекватная самооценка, реальное отношение к своим ценностям и возможностям, способность строить отношения с окружающими, самим собой. Учреждения образования как специально сконструированные воспитательные системы, реализующие цели и задачи формирования личности как субъекта жизни и деятельности, учитывают закономерности развития личности, ее самосознания.

Целенаправленное развитие личности учащегося (студента) осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и организациях, в которых они обучаются. При этом эффективность развития зависит от активности личности в каждой из сфер жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека реально складывается из многих сфер, в которых он удовлетворяет те или иные потребности. Доминирующими сферами жизнедеятельности личности в школьные годы являются: а) учебно-познавательная деятельность , в которой реализуется активность, направленная на познание мира, окружающих людей, себя, на преобразование действительности и самого себя; б) игровая деятельность , в которой реализуется гедонистическая потребность (потребность в получении удовольствия, наслаждения и др. положительных эмоций); в) деятельность общения , в которой активность человека как субъекта 3 направлена и реализуется во взаимодействии с другими людьми. Системообразующую роль в развитии личности выполняет не любая, а лишь личностно значимая, творческая деятельность. От содержательной стороны отношений, складывающихся в процессе учебно-познавательной, игровой деятельности и общения, в каждом конкретном школьном, классном, вузовском коллективах, в которые входит человек, зависит эффективность и динамизм развития личности, ее самосознания.

Отличительными чертами личности с развитым самосознанием, способной брать на себя ответственность за собственные действия и поступки, являются социальные способности:

    удовлетворять свои потребности, не нанося ущерба другим людям;

    достигать значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;

    демонстрировать энергию и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

    быть открытой новому опыту.

Стремление ребенка, взрослого быть личностью является характеристикой рефлексирующего поведения человека и требует активизации его духовных усилий. Осознание своих достоинств, идентификация слабых сторон собственной личности, разработка программ их преодоления – это характеристика самосознания личности такого уровня развития, когда человек способен стать тем, кем он может быть по своим потенциальным задаткам.

Управление воспитанием предполагает включение воспитуемых в каждую из названных выше сфер жизнедеятельности, в которых они самоактуализируются как личности. Под самоактуализацией понимают живое бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, с постоянными выборами в ней. Самоактуализация – это не только конечное состояние личности как существа активного, но и постоянно осуществляющееся проявление личностью своих возможностей и способностей.

Как отмечалось выше, важнейшей сферой жизнедеятельности человека, механизмом и условием его самореализации является учебно-познавательная деятельность или образование как процесс обучения и воспитания. Процесс получения образования, самообразование и самовоспитание, повышение квалификации, профессиональное самообразование, – это процессы, в которые личность включена в течение всей жизни и сущность которых необходимо знать любому человеку, жаждущему успехов в жизнедеятельности и признания в обществе.

В предыдущих разделах процессу образования и составляющим его компонентам ­ обучению, воспитанию и социализации было уделено много внимания. Поэтому далее мы остановимся на таких сферах жизнедеятельности личности в школьные и студенческие годы, как общение и игра.

Важно держать все сферы жизни человека в гармонии. Если какой-либо сфере уделяется мало внимания, если вы полностью начинаете концентрироваться на какой-то одной сфере, то это не совсем правильный подход.

Какие сферы жизни существуют:

  • Личное развитие.
  • Карьера или бизнес.
  • Физическое здоровье.
  • Душевное равновесие.
  • Социальное окружение.
  • Личная жизнь (семья, отношения).
  • Отдых и развлечения.

Часто человек говорит себе «Сейчас я делаю карьеру и только потом буду: строить отношения, заниматься построением гармоничной жизни». Но проходит несколько месяцев и происходит ступор, начинается депрессия и человек входит в стрессовое состояние. Человек – это не робот и не механизм. Нельзя заложить определенную задачу в мозг человека, как программу и сказать «Действуй!».

Человек – это биологическое и социальное существо.

Важность перерыва и отдыха в работе

Биологическая сущность человека требует отдыха, здорового образа жизни, включающий в себя:

  • Перерывы в работе.
  • Отдых.
  • Полноценный сон.
  • Расслабление.

Наш организм не может работать на всех парах постоянно. Нельзя загонять его в непрерывный цикл работы. Кстати, если вы много и часто работаете, это тоже вид зависимого поведения. Читайте об этом в моей статье про .
Больше подойдут гармоничные циклы, где период работы сменяется отдыхом, а отдых – работой, где за большими периодами выполнения задания следуют периоды отдыха.

Возможно, первое время вам удастся «заставлять» себя действовать на максимуме и игнорировать желание отдохнуть. Но позже велика вероятность впасть в депрессию или стрессовое состояние. Когда приходит такое состояние, чтобы их него выбраться нужно время. Ваша эффективность снижается до нуля, кажется, что наступил «внутренний блок». А как иначе может поступить ваш организм, ваша сущность, если вы игнорируете столь важные сферы своей жизни.

Советую почитать блог Николая Перова http://nperov.ru/ . На нем вы найдете практическую информацию о том, как привести свою жизнь в гармонию и жить без лишних переживаний.

Давая своему организму отдохнуть, мы как бы «заряжаем свою внутреннюю батарею».

Естественно лень также вредна, как и чрезмерная работа. Выработка гармоничного режима труда и отдыха позволить многократно улучшить не только качество жизни, но и ее эффективность.

Также часто может казаться, что можно игнорировать социальную жизнь человека. Однако строить грамотные социальные связи важно для психического здоровья человека. Ведь согласно последним исследования, 80% ощущения счастья связано с другими людьми. Изолируя себя от общения, намеренно игнорируя социальную сферу, вы наносите ущерб всей жизни. Об этом я писал в статье « «.

Жизнь человека — это не отдельные части. Жизнь представляет собой целое, составленное из взаимозависимых сфер жизни. Если в одной сфере что-то не хорошо, то в другой не может быть все отлично. Часто кажется, что если вы будете, больше времени уделять своей семье и своим отношениям, то у вас будет меньше времени на свою работу. В следствие чего, вам кажется, что она потерпит крах или станет хуже.

Грамотный человек понимает, что улучшая и поддерживая социальную сферу личных отношений, он вкладывает и улучшает не только ее, но и другие сферы, в том числе и сферу работы, бизнеса и т.д.

Нужно отказаться от страха, что если вы уделите время для улучшения социальной сферы или личного здоровья, то ваша карьера ухудшится. Если так угодно, замените его на страх, что если вы не уделите время на улучшение своих отношений с другими людьми, то карьера точно ухудшится. А если все же поработаете в сфере отношений, то и сфера работы улучшится. То же самое касается и других сфер жизни человека.

Если вы не уделяете время спорту, если вы не поддерживаете свое тело в тонусе, автоматически это ведет к ухудшению других сфер.

Уделяйте время всем сферам вашей жизни, тогда она будет гармонична.

Именно так и никак иначе должна развиваться жизнь.

Нельзя за один день улучшить какую-либо отрасль вашей жизни от 0 до 100%. Любое улучшение в жизни человека происходит постепенно и естественно. Часто люди хотят получить все сразу, как по волшебству. Они считают, что они этого достойны и просят бога дать им это. Это иллюзорное представление, что какая-либо сила даст им что-то просто так, да и еще в одно мгновение.

Так человек снимает с себя ответственность. А ведь только сам человек ответственен за свое благополучие во всех отраслях жизни. Быть ответственным означает понимать, что благополучие в какой-либо сфере зависит только от него. И чтобы где-то что-то хоть на грамм улучшилось, нужно приложить определенные усилия, сделать определенные изменения.

Помимо того, прикладывать такие усилия необходимо ежедневно, неделя за неделей, месяц за месяцем, делая перерывы в работе и уделяя время другим сферам жизни.

Чуда не произойдет. Если вы постоянно не прикладываете усилий и не работаете над улучшением вашей жизни — она не изменится.
Положительный аспект естественного роста заключается в том, что если все же вы выбрали стратегию постоянных, постепенных действий в направлении ваших целей в каждой сфере жизни, вы непременно рано или поздно достигнете результата.

Не нужно отчаиваться, что цель не достигнута за определенный период. Не жизнь подстаривается под план, а план должен подстравиваться под жизнь. План должен быть гибким. Необходимо учитывать текущие изменения в жизни. Нельзя предусмотреть ничего заранее, поэтому нужно оставить пустые поля в вашем плане, если возникнут непредвиденные обстоятельства.

Иногда для достижения определенных целей нужно больше времени, иногда меньше. Иногда нужно пойти другим маршрутом. Но иногда все бывает настолько просто, что кажется такое невозможно.

Удача случается, но только с теми, кто готов действовать и действует.

В общей картине нужно понять, что вы хотите видеть в каждой своей сфере. Я не рекомендую делать идеальную картину такую, чтобы она была нереальной для вас. Что наиболее лучшее из реального вас устроит? Какой исход событий?
Ясное и четкое понимание, что вы хотите видеть в каждой из сфер жизни, даст вам вектор, в направлении которого нужно действовать.

Высокие цели не вызывают такого мгновенного эффекта действий. Они кажутся далекими и нереальными «звездами», и любое действие кажется бессмысленным, потому что оно бесконечно мало по сравнению с поставленной целью-мечтой.

Выбирайте реальные цели и реальные приоритеты в каждой сфере жизни.

Тогда мотивация к действию не заставит вас ждать. И достигнув горизонта будут появлятся новые цели. И так постепенно, шаг за шагом, каждая из ваших сфер будет преображаться, зачастую незаметно для вас. Если к примеру вы вспомните, что было пару лет назад, результаты вас поразят.

Помните, что необходимо уделять внимание каждой сфере жизни. Если какая-либо сфера жизни заставляет желать лучшего, то и в другой сфере тоже ничего хорошего ждать не приходиться. Намеренно игнорируя любую сферу жизни, вы наносите ущерб всем сферам жизни.

Жизнь человека – это одно целое. Любое изменение (хорошее или плохое) в одной из сфер жизни человек мгновенно отражается и в других сферах. Соблюдая баланс в развитии каждой сферы жизни, можно достигнуть гармоничного существования.

Закон естественного роста предполагает постоянное приложение усилий каждый день.

Приоритеты и цели, то какими вы хотите видеть сферы жизни, должны быть реальными. Реальность и достижимость целей даст вам мотивацию и энергию к действию.

Выделяя сферы жизни человека для постановки целей, в первую очередь различают главные из них. Во многих теориях цель представляют в виде мишени, в которую направляют стрелу. Верно ли это отображение? Целью называют визуализацию результата своих . Важно то — может ли ее постановка и достижение изменить к лучшему.

В каких сферах жизни нужно в первую очередь ставить цели

Согласно формулировке, целью является прогнозирование результата деятельности, что исходит из понятия значимости, важности и желательности. Когда человек чего-то хочет, он готов работать над достижением или реализацией этого. А если не упускать из виду намеченное, продвижение будет осуществляться быстрее, чем при .

Жизненно важные цели

Так можно соотнести все свои притязания с реальностью настоящего и будущего, оформив их в единый список по важнейшим направлениям бытия.

Распределение целей по сферам жизни

Как развивать основные направления? Необходимо определить этапы, требующиеся для развития той или иной области бытия. Конкретизированное достижение целей — пошаговая система. Далее кратко опишем процесс по важным жизненным областям.

Физическое развитие

Без правильного обращения со своим организмом невозможно саморазвитие личности. Обеспечение нормальной физиологии рассматривается в и включает следующие обязательные направления.

  • Режим.
  • Питание.
  • Физическая активность.
  • Соблюдение гигиены, чистоты, в том числе относительно окружающей среды.
  • Гармоничные взаимоотношения.
  • Устранение вредных для жизни факторов и привычек.

Социальное развитие

Если интегрировать свои задачи и жизненно важные направления, можно будет продуктивно потратить ресурсы времени, сил. Цельная картина жизни будет осознана при максимальной реализации в виде обнаружения состояния внутреннего потока. Задачи, не питающие человека эмоционально, будут устранены за бесполезностью. Подобная интеграция проходит по колесу баланса. Во-первых, нужно осознавать , для чего отвечать на следующие вопросы.

  • Чего я желаю в жизни?
  • К чему большому присоединюсь?
  • Что вспомню после реализации желаемого?

А также следует обдумать свой вклад в мир и как он может при этом измениться. Такая система достижения целей будет представлена в виде распределенных по важным жизненным направлениям ресурсов.

Задачи и планы. Когда начинать работать?

Жизнь обусловлена не только внутренней сущностью (организм человека, душа, интеллект, интуиция), но и внешними факторами: ресурсами, отражающими возможности. Полная реализация того и другого наиболее эффективно . Наполняя свое бытие деятельностью, мы стремимся обрести ценности, а также сохранить их. Именно они наряду с призванием определяют истинные жизненные задачи. Так что является отправной точкой? Осознав свое предназначение, следует сформировать собственный список целей в жизни. А также проверить, что данный перечень значит для смысла жизни и приступить к реализации.

Как понять, что цель достигнута

Цели и направляют деятельность человека. Мы получаем окончательный результат, завершая то, на что направлялись усилия. Понимаем: все созданные нами условия и состояния питали образ данного действия, позволяющий достигать задуманное. Цель — это источник мотивации и стимул для процессов мобилизации ресурсов. Она может быть как состоянием, так и результатом. Постановка и реализация проводятся в тех областях, которые включены в систему ценностей человека, важны ему. Поскольку последствия достижения результата должны заведомо привлекать человека, критерием того, что он пришел к осуществлению задуманного, может являться удовлетворение.

Материально-производственная, чувственно-практическая и аксиологическая сферы

Замечание 1

Важнейшая (первая) всеобщая сфера жизнедеятельности общества, понимаемого как система, - это материально-производственная сфера. Но воплощая чувственно-практическую деятельности людей, она тесным образом смыкается со второй сферой жизнедеятельности общества – теоретической деятельностью, в ходе которой осуществляется выработка знаний об устроении мир, подвергаемого практическому преобразованию.

Подобные знания могут существовать в самых различных формах – мифологической, магической, религиозной, псевдонаучной, философской, научной и других. Независимо от доминирующих форм знания в той или иной точке пространственно-временного континуума, в общество всегда осуществляется сбор информации о внешней для него среде, что становится профессией для определенных групп в зависимости от господствующих форм мировоззрения - жрецов, церковно духовенства, ученых и философов.

Третья всеобщая сфера жизнедеятельности общества – это сфера ценностного освоения действительности. Данная сфера представлена, прежде всего, философией, искусством, религией. Аксиология (теория ценностей) связывает сферу материального производства со сферой теоретической деятельности. Положительный результат в любой осознанной, целенаправленной человеческой деятельности может быть достигнут как обществом, так и отдельным индивидом , если представлять значимость и ценность для общественной жизни и собственной жизни индивида те процессы, явления или предметы, которые предполагается в нее вовлечь.

Политическая и социальная сферы

Наряду с тремя выделенными всеобщими сферами жизнедеятельности членов общества, необходимо выделить еще одну всеобщую сферу – сферу, в которой осуществляется управление общественными процессами, то есть управление обществом, которое понимается как целостная саморазвивающаяся система. Со времени возникновения государства как ключевого сфера управления стала сферой политического управления общественными процессами, от которой зависит то, насколько эффективно будет функционировать весь общественный организм.

Последняя (пятая) всеобщая сфера жизнедеятельности людей представляется социальной сферой. В данной сфере человек потребляет то, что создают люди в сферах производства - материального производства, производства научных знаний, выработки ценностей. В ходе этого потребления одновременно производится и воспроизводится человек как природное, социальное и духовное существо.

Замечание 2

В реальной общественной жизни положение людей сильно отличаются друг от друга по способам присвоения (либо освоения) накопленных обществом благ. То, что в обществе сосуществуют богатые и бедные, старики и дети, одаренные природой и обойденные ею, придает картине социальной структуре общества чрезвычайно запутанный характер. Но от правильного и своевременного политического решения социальных проблем во многом зависит нормальное функционирование и развитие общественной системы.

Таким образом, к основным сферам жизнедеятельности общества относят:

  • сферу материального производства;
  • сферу производства теоретических знаний (науку);
  • сферу оценивающей деятельности;
  • сферу управления общественными процессами (политическую сферу)
  • социальную сферу.

Что касается соотношения данных сфер, то в марксистской традиции интерпретации общества содержится положение о детерминации социального, политического и духовного процессов жизни способом материального производства. В приложении к анализу обществ аграрного и индустриального типов данный тезис является во многом оправданным, но что касается информационного общества, где преобладает сфера услуг, и основным ресурсом становится знание, представление о материальном производстве как базисе общественной жизни становится не совсем адекватным, так как ключевую роль в обществе начинается играть сфера производства знаний, то есть наука.