Вершиной творчества русского поэта Н. А. Некрасова становится поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо", в которой автор с яркой образностью и достоверностью хотел показать и показал взаимоотношения господствующего класса и крестьянства в 20-70-е годы XIX в.
Заметим, что первым кандидатом на счастливого является именно один из главных героев поэмы - помещик. Представители крестьянства, находящиеся всегда в услужении у него, до сих пор, после отмены крепостного права, считают его жизнь вольготной и счастливой.
Но на этом Некрасов не останавливается. Он расширяет сюжетные рамки, раскрывает полностью свою идею и дает дальнейшее развитие образа помещика в пятой главе, которая так и называется "Помещик". В этой главе мы знакомимся с неким представителем помещичьего класса Оболт-Оболдуевым (обратим внимание на фамилию, в некотором роде помогающую Некрасову еще ярче показать свою насмешку над изображаемым классом), описание которого дается сначала крестьянами:
Какой-то барин кругленький,
Пузатенький,
С сигарою во рту.
Насмешка, ирония звучат в этих словах. Когда-то важный, степенный барин превращается в мишень для издевательств и насмешек. Эта же интонация продолжает звучать и в последующем описании помещика уже устами самого автора: "румяненький, осанистый, присадистый", "ухватки молодецкие". Вот такого помещика "троечка везла".
Герой представляется нам "шутом гороховым", над которым смеются даже бывшие крепостные. А он строит из себя важного господина и с горечью и обидой говорит о былых временах:
Жили мы,
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет.
Он говорит о благородстве и древности своего рода похваляется этим, а сам является предметом насмешек и крестьян, и автора. Лёгкий смех в некоторых моментах сопровождается открытым сарказмом:
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросылительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!
Но я карал - любя!
Помещик считает себя вправе обижать и унижать крестьян, ибо они - его собственность. Но то время прошло, и уж звонят колокола по помещичьей жизни. Русь ему не матушка, а мачеха теперь. И вот трудиться пора, а помещик этого не умеет. Всю жизнь он жил не тужил, "коптил небо божие". Но теперь все изменилось, и так не хочется примириться с этими порядками, но надо:
Прорвалась цепь великая!
Прорвалась - раскололася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Эти слова в большей степени можно отнести к помещику из главы "Последыш": "Помещик наш: Утятин князь!"
Символично название главы "Последыш". Ее герой несколько гиперболизирован и, в то же время, аллегоричен: не хочет помещик расставаться с прежними порядками, с прежней властью, вот и живет пережитками прошлого.
В отличие от Оболт-Оболдуева, князь Утятин не смог примириться с отменой крепостного права:
Помещик наш особенный,
Богатство непомерное,
Чин важный, род вельможеский,
Весь век чудил, дурил
Да вдруг гроза и грянула.
Парализовало с горя князя Утятина после страшного известия - тут его "наследники" и съехались к нему. Рвет герой и мечет, не хочет признать очевидное. Испугались "наследнички", что пропадет их наследство, да уговорили крестьян притвориться, будто князь Утятин по-прежнему их хозяин. Абсурдно и смешно:
Поверил: проще малого
Ребенка стал старинушка!
Заплакал! Пред иконами
Со всей семьею молится.
Насколько же сильно в помещике это желание управлять крестьянами, делать их жизнь несчастнее! Ведь как очнулся князь от страшного "сна", пуще прежнего стал с крестьянином обращаться, за свое опять взялся: судить, карать народ. И не имеет воли и силы крестьянин, чтобы противиться этому. Искони это заложено в русском народе - почитание своего барина и служение ему.
Ловко обманули "наследнички" бывших крепостных. Ведь они после смерти князя начали судиться с крестьянами, чтобы доказать, что земля эта им принадлежит. Горькую правду выводит писатель из описания этого помещика и его последних дней жизни: пусть помещики и перестали быть крепостниками, но они имеют свою власть над крестьянами. Не освободился еще по-настоящему русский народ. Да, князь Утятин умер, а кто знает, сколько еще таких "последышей" по всей Руси-матушке.
Заметим, что всех помещиков Некрасов показал неслучайно: первый примирился с неизбежностью, но решает жить дальше за чужой труд; второй чуть не умер после того, как узнал о реформе; а третий тип помещика - это постоянно издевающийся над крестьянином, крепостным или нет, барин. И их еще много осталось на Руси. Но, тем не менее, Некрасов пишет, что самодержавному строю приходит конец, и помещики уже не смогут с величием сказать:
Я божию милостью,
И с древней царской грамотой,
И родом и заслугами
Над вами господин!..
Прошло время господина и раба, и хотя крестьяне еще не освободились полностью из-под помещичьего гнета, Оболт-Оболдуевы, Утятины и Шалашниковы уже доживают свой век. "Последыши" скоро совсем уйдут с земли русской, и народ вздохнет свободно. Символичны в этом плане картина опустевшего барского дома, растаскиваемого по кирпичику дворней (глава "Крестьянка").
Своей поэмой, думается, Некрасов хотел показать, что ушло время помещичьей Руси. Изображая сатирические образы помещиков, автор смело и безбоязненно утверждает: возможно счастье народа и без помещиков, но лишь после того, как сам народ себя освободит и станет хозяином собственной жизни.
Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»
Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню…
Но времена меняются, в народных массах се больше возрастает недовольство и гнев. Поэтому вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели той жизни, которая основана на рабской покорности и людском унижении. Символический характер имеет картина опустевшей барской усадьбы из главы «Крестьянка», которую по кирпичику растаскивает дворня.
С острой иронией и злым сарказмом Некрасов создает образ князя Утятина. В крестьянской речи часто звучит издевка над своим барином: «Мы барщинные, выросли под рылом у помещика». Словечко «рыло» ясно говорит об отношении крепостных к своему господину. Мужицкая точка зрения нам понятна: князь Утятин — закоренелый крепостник, которого крестьяне язвительно и пророчески назвали последышем.
Перед нами выживший из ума «душевладелец», и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный
Как оловянный грош!
Используя поистине народные сравнения в создании образа, Некрасов добивается правдивости изображения и звучания острой сатиры. Поначалу кажется, что последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крепостные крестьяне лишь согласились «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш» — ради обещанных им за это наследниками князя заливных лугов. Приговором всей крепостнической системе звучат слова, которые строптивый мужик Агап Петров бросает в лицо князю Утятину:
…Последыш ты! По милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы последышу
Пинка — и кончен бал!
Однако автор поэмы не позволяет читателям слишком легко относится пережиткам крепостничества. Даже игра в рабов оказывается опасной: жертвой ее гибнет как раз свободолюбивый Агап. Да и его односельчане были бессовестно обмануты: наследники князя не отдали им обещанные луга.
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту…
Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка.
Помещики, которые должны были заботиться о своей стране, о своем народе, живут в свое удовольствие, унижая и обкрадывая крепостных. Конечно же, большая часть крестьян не желает мириться с подлобным положением вещей. Поэма рисует трудный, полный заблуждений и внутренних конфликтов, но все же неизбежный путь крестьянства к освобождению от рабского сознания.
Не верят крестьяне своим помещикам, пошатнулось их доверие и к религии, к ее служителям — проповедникам покорности и смирения. Поп, который первым отвечал странникам на их вопросы, и сам спрашивает у странников:
… Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Крестьяне подзамялися,
Молчат — и поп молчит.
Он видит, что «все в мире переменчиво», что рушатся привычные норма жизни и счастье — «покой, богатство, честь» — недостижимо. В душе попа борются противоположные чувства. Он тоскует о том, что «перевелись помещики»: от них зависело его благополучие. Но и крестьянам поп сочувствует вполне искренне. Иным предстает перед нами священник Иван из главы «Демушка», который ненавидит крестьян: «у нас народ все голь да пьянь…». Это подлый и злой человек. Мы отчетливо чувствуем негативное авторское отношение к этому персонажу. А поп — собеседник странников — с болью говорит о народной бедности:
Крестьянин сам нуждается
И рад бы дать, да нечего…
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»
Вершиной творчества русского поэта Н. А. Некрасова становится поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо", в которой автор с яркой образностью и достоверностью хотел показать и показал взаимоотношения господствующего класса и крестьянства в 20-70-е годы XIX в.
Заметим, что первым кандидатом на счастливого является именно один из главных героев поэмы - помещик. Представители крестьянства, находящиеся всегда в услужении у него, до сих пор, после отмены крепостного права, считают его жизнь вольготной и счастливой.
Но на этом Некрасов не останавливается. Он расширяет сюжетные рамки, раскрывает полностью свою идею и дает дальнейшее развитие образа помещика в пятой главе, которая так и называется "Помещик". В этой главе мы знакомимся с неким представителем помещичьего класса Оболт-Оболдуевым (обратим внимание на фамилию, в некотором роде помогающую Некрасову еще ярче показать свою насмешку над изображаемым классом), описание которого дается сначала крестьянами:
Какой-то барин кругленький,
пузатенький,
с сигарою во рту.
Насмешка, ирония звучат в этих словах. Когда-то важный, степенный барин превращается в мишень для издевательств и насмешек. Эта же интонация продолжает звучать и в последующем описании помещика уже устами самого автора: "румяненький, осанистый, присадистый", "ухватки молодецкие". Вот такого помещика "троечка везла".
Герой представляется нам "шутом гороховым", над которым смеются даже бывшие крепостные. А он строит из себя важного господина и с горечью и обидой говорит о былых временах:
Жили мы,
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет.
Он говорит о благородстве и древности своего рода похваляется этим, а сам является предметом насмешек и крестьян, и автора. Лёгкий смех в некоторых моментах сопровождается открытым сарказмом:
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросылительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!
Но я карал - любя!
Помещик считает себя вправе обижать и унижать крестьян, ибо они - его собственность. Но то время прошло, и уж звонят колокола по помещичьей жизни. Русь ему не матушка, а мачеха теперь. И вот трудиться пора, а помещик этого не умеет. Всю жизнь он жил не тужил, "коптил небо божие". Но теперь все изменилось, и так не хочется примириться с этими порядками, но надо:
Прорвалась цепь великая!
Прорвалась - раскололася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Эти слова в большей степени можно отнести к помещику из главы "Последыш": "Помещик наш: Утятин князь!"
Символично название главы "Последыш". Ее герой несколько гиперболизирован и, в то же время, аллегоричен: не хочет помещик расставаться с прежними порядками, с прежней властью, вот и живет пережитками прошлого.
В отличие от Оболт-Оболдуева, князь Утятин не смог примириться с отменой крепостного права:
Помещик наш особенный,
Богатство непомерное,
Чин важный, род вельможеский,
Весь век чудил, дурил
Да вдруг гроза и грянула.
Парализовало с горя князя Утятина после страшного известия - тут его "наследники" и съехались к нему. Рвет герой и мечет, не хочет признать очевидное. Испугались "наследнички", что пропадет их наследство, да уговорили крестьян притвориться, будто князь Утятин по-прежнему их хозяин. Абсурдно и смешно:
Поверил: проще малого
Ребенка стал старинушка!
Заплакал! Пред иконами
Со всей семьею молится.
Насколько же сильно в помещике это желание управлять крестьянами, делать их жизнь несчастнее! Ведь как очнулся князь от страшного "сна", пуще прежнего стал с крестьянином обращаться, за свое опять взялся: судить, карать народ. И не имеет воли и силы крестьянин, чтобы противиться этому. Искони это заложено в русском народе - почитание своего барина и служение ему.
Ловко обманули "наследнички" бывших крепостных. Ведь они после смерти князя начали судиться с крестьянами, чтобы доказать, что земля эта им принадлежит. Горькую правду выводит писатель из описания этого помещика и его последних дней жизни: пусть помещики и перестали быть крепостниками, но они имеют свою власть над крестьянами. Не освободился еще по-настоящему русский народ. Да, князь Утятин умер, а кто знает, сколько еще таких "последышей" по всей Руси-матушке.
Заметим, что всех помещиков Некрасов показал неслучайно: первый примирился с неизбежностью, но решает жить дальше за чужой труд; второй чуть не умер после того, как узнал о реформе; а третий тип помещика - это постоянно издевающийся над крестьянином, крепостным или нет, барин. И их еще много осталось на Руси. Но, тем не менее, Некрасов пишет, что самодержавному строю приходит конец, и помещики уже не смогут с величием сказать:
Я божию милостью,
И с древней царской грамотой,
И родом и заслугами
Над вами господин!..
Прошло время господина и раба, и хотя крестьяне еще не освободились полностью из-под помещичьего гнета, Оболт-Оболдуевы, Утятины и Шалашниковы уже доживают свой век. "Последыши" скоро совсем уйдут с земли русской, и народ вздохнет свободно. Символичны в этом плане картина опустевшего барского дома, растаскиваемого по кирпичику дворней (глава "Крестьянка").
Своей поэмой, думается, Некрасов хотел показать, что ушло время помещичьей Руси. Изображая сатирические образы помещиков, автор смело и безбоязненно утверждает: возможно счастье народа и без помещиков, но лишь после того, как сам народ себя освободит и станет хозяином собственной жизни.
Сатирическое изображение помещиков. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту.
На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.
Сатирически гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда дышала грудь помещичья свободно и легко.
Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему « покорствовало »:
Ни в ком противоречия,
Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.
Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!..
Отмена крепостного права ударила «одним концом по барину, / Другим по мужику». К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает - неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ.
Вез всякого сожаления говорит поэт о том, как «по кирпичику» разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт- Оболдуев, Утятин («Последыш»). Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина - Последыша. Это барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 г.
Совершенно не зная своих крестьян, Последыш отдает нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!»
Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!»
Глухонемого дурака Последыш назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина.
Нелепы не только приказы Последыша, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные И - разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян.
Савелий говорит, что еще более жесток управляющий немец Фогель. При нем «настала каторга кореж- скому крестьянину - до нитки разорил!»
Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», - говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину - вот тот вывод, к которому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы.