Слепой пианист. Знаменитые слепые музыканты. Личная жизнь Рэя Чарльза

29.01.2021 Постройки

Олег Аккуратов, биография которого будет рассказана в данной статье, - молодой пианист, виртуоз, лауреат престижных конкурсов и фестивалей. Гениальный музыкант слеп от рождения, воспитывался в интернате.

Биография

Олег Аккуратов родился в Краснодарском крае, в посёлке Моревка, в 1989 году. Его воспитывали бабушка и дедушка, матери было всего пятнадцать лет. Пианист родился незрячим. Музыкальные способности стали проявляться в мальчике уже в возрасте 4 лет. Бабушка отвезла его на прослушивание в Армавир, в единственную в России музыкальную школу-интернат для слабовидящих и слепых детей. Его приняли туда учиться, и мальчик уехал из дома. В Армавире Олег выучил нотную грамоту по системе Брайля. В возрасте 6 лет он уже играл первый концерт П. И. Чайковского, который выучил на слух с пластинки. Тогда же он одержал свою первую победу в конкурсе. В 2008 году Олег окончил московский музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства и поступил в Институт музыки.

У Олега великолепная музыкальная память, замечательное Он исполняет и классику, и джаз. Для него не существует сложных произведений. О. Аккуратов хорошо поёт, обладает приятным лирическим баритоном.

Творческий путь

В 2003 году, ещё будучи студентом, Олег Аккуратов выступал в Великобритании перед папой римским. А также участвовал в концерте выдающейся оперной дивы Монсеррат Кабалье.

В 2005 году молодой пианист выступал Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне. Его партнёрами были знаменитые в мире оркестры.

В 2006 г. Олег проявил себя как талантливый вокалист, заняв 1-е место в конкурсе хоровых коллективов и солистов.

В 2009 году А. Аккуратов был героем программы "Пусть говорят" А. Малахова. Тогда же он переехал жить в Моревку, к отцу и его семье. Возглавил в городе Ейске джазовый оркестр "МИЧ-бэнд", стал солистом театра «Русская опера». В Московской консерватории был организован концерт, в котором должен был выступить Олег Аккуратов. Пианист планировал исполнить фантазию И. С. Баха совместно со сводным хором из 815 человек и оркестром Но концерт не состоялся. Отец Олега, который ранее никакого участия в судьбе сына не принимал, воспрепятствовал этому выступлению.

Из-за слепоты пианисту приходится тратить на освоение новых произведений по 10 и более часов в день. Олег постоянно развивается и совершенствуется.

Награды

Обладателем большого количества дипломов является Олег Аккуратов. Слепой пианист стал лауреатом большого количества конкурсов и фестивалей краевого, всероссийского и международного уровней. Первый диплом он получил в 2002 году.

Конкурсы, в которых Олег Аккуратов одержал победу

  • «Звёздная юность планеты».
  • Конкурс молодых исполнителей джазовой музыки.
  • «Рояль в джазе» (конкурс молодых исполнителей).
  • Конкурс юных пианистов имени К. Игумнова.
  • «Орфей».
  • Конкурс юных композиторов Кубани и многие другие.

В 2001 году он стал стипендиатом программы «Одарённые дети».

Обретённая семья

Олег Аккуратов, как уже было сказано выше, воспитывался с бабушкой, а затем в специальной музыкальной школе для слабовидящих и слепых детей. Родители никакого участия в воспитании музыканта не принимали. Несколько лет назад Олег обрёл отца и мачеху. А также двух братьев и сестру. Олег теперь живёт вместе с ними в Моревке. Они распоряжаются всей его жизнью. Ходят слухи, что родня заставила выступать пианиста чуть ли не по ресторанам, чтобы он зарабатывал на них деньги, так как никто из членов его семьи не работает. Его квартира, которую он получил от государства, выставлена на продажу, а деньги, накопленные на его счету, - потрачены. Отец пианиста собирается стать его концертным директором, так как считает, что музыканту не нужны чужие люди, хотя не имеет для этого необходимого опыта.

Концертные программы

Олег Аккуратов ведёт активную гастрольную деятельность. Он ездит по разным городам, а также выступает на престижных площадках столицы.

Концертные программы нынешнего сезона:

  • "Помнит мир спасённый" (вечер памяти композитора А. Эшпая);
  • фестиваль музыкального юмора в Челябинске;
  • концерт с Деборой Браун;
  • "Королевам красоты";
  • выступление с Игорем Бутманом и его оркестром;
  • музыкальные вечера в Арамиле и Екатеринбурге;
  • концерт с Русским камерным оркестром;
  • благотворительный марафон "Цветик-семицветик";
  • концерт с Джесси Джонсом и другие.

Знаковое мероприятие, в котором принял участие Олег Аккуратов, - концерт " Возможности ограничены - способности безграничны". Пианист выступил в дуэте с Э. Кунцем. Музыканты исполнили в четыре руки "Фантазию" Ф. Шуберта фа минор. Выступление было ярким и эмоциональным. Музыканты великолепно сыгрались друг с другом и звучали как один человек.

Великая актриса

Олег Аккуратов стал прототипом главного героя фильма"Пёстрые сумерки", в котором в качестве режиссёра и композитора выступила актриса Людмила Гурченко. Картина была снята в 2009 году. Премьерный показ состоялся в Людмила Марковна очень любила слепого пианиста, называла его сыночком и очень много для него сделала. Она посещала школу в Армавире, где учился Олег, и принимала участие в благотворительном концерте. Великая актриса и юный пианист исполняли песни, вошедшие в картину "Пёстрые сумерки", которая в то время была ещё в процессе съёмок. На концерт пришло очень много слушателей. Людмилу Гурченко и Олега Аккуратова долго не отпускали со сцены. Смерть великой актрисы стала для музыканта ударом.

Михаил Окунь - педагог Олега - всерьёз обеспокоен будущим своего ученика.

Олег Аккуратов - человек-сенсация и человек-праздник. Виртуозный академический пианист, вдохновенный джазовый импровизатор, певец, аранжировщик. Музыка - это его жизнь, его воздух и основное средство коммуникации с миром.

На сегодняшний день Олег Аккуратов уже одержал немало побед в в престижных музыкальных конкурсах (только Гран-При и первые места!). У него за плечами опыт выступления на лучших сценах России, Европы, Америки, Китая, творческие работы с такими знаменитыми музыкантами как Людмила Гурченко и Монсеррат Кабалье, концерты с джазовыми звездами: знаменитым трубачом Уинтоном Марсалисом, вокалисткой Деборой Браун, международные гастроли с Оркестром Игоря Бутмана .

1 февраля 2017 года состоялся первый Большой сольный концерт Олега Аккуратова на сцене Московского Международного Дома Музыки. Накануне выступления мы поговорили с Олегом о его судьбе и творчестве.

    Расскажи, пожалуйста, о годах обучения в Ростовской Консерватории. Ты попал туда после многих лет освоения музыкальных произведений с использованием системы Брайля. Сложно было адаптироваться к программе ВУЗа?

Надо сказать, что подход к обучению в консерватории оказался для меня значительно легче, чем в музыкальной школе. Нотная система Брайля отличается от обычной плоскопечатной тем, что выпуклые шеститочия, обозначающие ноты, нужно “читать” руками. То есть в музыкальной школе мне приходилось одной рукой следить за нотами, а другой играть. Таким образом правую и левую руку нужно было учить отдельно, а потом соединять! В Консерватории я отошел от Брайля и переключился на компьютер - с помощью обычного плеера Nero ShowTime я замедлял темп и слушал каждый отрывок по 20 или по 200 раз, постепенно запоминая и воспроизводя музыкальное произведение.

Обучаться в ростовской консерватории мне было очень легко и приятно. С моим замечательным преподавателем, заслуженным артистом России Владимиром Самуиловичем Дайчем, я познакомился еще в 2002 году, то есть задолго до поступления в консерваторию. После перевода в Ростов из Московского института культуры, он стал моим профессором по классу фортепиано. Я с огромным удовольствием завершил у него курс классического фортепиано, а сейчас учусь в аспирантуре по специальности «камерный ансамбль».

    Каким же музыкантом ты сам себя считаешь - академическим или джазовым?

Да, я перешел на джаз, и больше известен публике, наверное, именно благодаря джазу, но я никогда не переставал играть классику. Можно даже сказать, что джаз - это мой второй предмет, в большей степени хобби. При этом джазом я занимаюсь неустанно, также как с детства занимался классикой. И все-таки моя база, основа - это академическое фортепиано. Даже, когда я обучался по джазовой специальности в Московском Колледже эстрадного и джа​зового искусства, я всегда играл при этом и классику.

Буквально в конце прошлого года, 2 декабря у меня был большой сольный концерт в Филармонии Ростова-на-Дону (прекрасная акустика в зале, недавно они заменили рояли, так что играть там одно удовольствие). Я исполнил два отделения классической программы: две сонаты Бетховена - «Аврора» и «Аппассионата», ноктюрн ми-бемоль мажор и полонез Шопена, и семь пьес из цикла Чайковского "Времена года". Только классика и никакого джаза! А на бис - ми-мажорную сонату Скарлатти. Публика в конце просто неистовствовала!

    Когда ты почувствовал себя уверенным джазовым исполнителем? Когда поверил в себя как в джазового пианиста?

После московского конкурса "Рояль в джазе". Я тогда учился у Михаила Моисеевича Окуня . Председателем жюри был Игорь Бриль , и Михаил Моисеевич также сидел среди судей. И тогда я почувствовал уверенность в выборе и стал отдавать джазу больше времени и сил, начал конкретно развиваться в этом направлении.

_______________

В ноябре 2006 года Олег Аккуратов получил Гран-при в номинации «Исполнитель джазовой музыки» и диплом I степени в номинации «Композиция, аранжировка и импровизация» на российском конкурсе молодых исполнителей джазовой музыки «Рояль в джазе» в Москве.

_______________

Но, наверное, еще важнее оказалась победа, которую я одержал два года спустя - на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске, моя первая весомая победа во “взрослом” музыкальном конкурсе. Там принимали участие и студенты, и выпускники, и состоявшиеся музыканты. Я сыграл три тура именно классической программы, выиграл и до сих пор помню название каждой пьесы, с которой выступал в конкурсе.

    Кто из джазовых мастеров тебе близок и интересен?

Мне ближе традиция, чем contemporary jazz. Я люблю старых пианистов - Арта Тейтума , Оскара Питерсона, Дени Уилсона, Эрла Гарднера, Файнаса Ньюборна (не все, конечно, его помнят, но многие). Потом, естественно, Чик Кориа и Хэрби Хэнкок. Это уже более современные музыканты, но в их музыке именно то, что мне близко. Потом Гонсало Рубалькаба , Винтон Келли (мне он очень нравится, потому что играл именно традицию). Если говорить про вокалистов, то мне очень нравится и Фрэнк Синатра , и Элла Фицджеральд, Нэт Кинг Коул , Джулия Лондон, Дина Вашингтон, Натали Коул. Они все совершенно разные и каждый по-своему уникален. Есть очень неплохие современные джазовые певицы. Например Дэбора Браун, я с ней выступал в Ейске как пианист и вокалист. И, конечно, Ди Ди Бриджуотер. И Дайан Шур с ее огромным диапазоном - от си-бемоль большой октавы до си-бемоль второй октавы.

    Сколько часов в день ты посвящаешь музыке? сколько времени занимаешься на иструменте?

Да, было время, когда в детстве я обязательно играл по два часа в день. Но я вырос и давно уже перешел на другой формат занятий - посвящаю музыке практически 24 часа в сутки. Утром я поднимаюсь, сажусь к роялю, что-нибудь учу, слушаю, занимаюсь, узнаю что-то новое и интересное в музыке. И это не только работа с инструментом, это еще и работа с голосом - я постоянно совершенствую вокал, расширяю свою академическую базу по методике Александра Ведерникова. Это и есть моя жизнь!

А помимо музыки я люблю слушать "говорящие книжки", люблю стихи Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, весь Серебряный век. И классику - Пушкина, Лермонтова, Тютчева...

    Насколько тебе сложно работать в плотнейшем гастрольном графике, на самых разных площадках и в разных форматах?

Мне не тяжело, а наоборот очень приятно много выступать с самыми разными программами. Потому что я крайне неравнодушен к музыке - и к классике и к джазу. Музыка - это мое все, это моя душа, это мой язык, это свет, это тепло, это трепетность, это все, чем я дорожу.

______________________________________________

Рассказывает папа Олега - Борис Игоревич Аккуратов

Наш Олег - это человек, рожденный в музыке. И об этом я могу судить объективно, а не только как его отец! Его талант оценили многие великие и уважаемые люди, музыканты. Олег учился в классе знаменитого джазового пианиста Михаила Окуня , близко общался с Людмилой Марковной Гурченко, выступал вместе с ней, участвовал в ее фильме.

Но и про свою семью и свои корни он никогда не забывал! Мы часто с Олегом поем дома, я беру в руки свою тульскую гармонь, играем ламбаду, поем казачьи песни... У нас ведь был свой казачий ансамбль "Курень" - мы выходили на курени, играли на выборах, выезжали в станицы.

Олег был с детства “зачарованным музыкой”. Вот помню - только принесли из роддома, совсем маленький, плакал в своей кроватке, но стоило включить музыку - затихал и слушал. Едва подрос, пошел, дотянулся до нашего старенького пианино "Кубань"… и начал повторять тему из Первого концерта Чайковского, который услышал по радио! Сначала одной рукой, а потом и вторую руку поставил на клавиатуру. Сам! И когда в пять лет он поехал в армавирский интернат, то один из старых, опытных преподавателей музыки сказал: "У этого мальчика руки от природы, с рождения поставлены правильно".

С пятилетнего возраста Олег учился в Армавирской специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей (мальчик родился незрячим, у него двусторонняя атрофия зрительного нерва). Закончил школу с отличием. Еще во время учебы, да и после нее Олег очень много ездил по разным конкурсам и концертам, за что огромное спасибо педагогам, придававшим большое значение его образованию и развитию.

Когда-то мне задали вопрос - не жалко ли было вам, отцу, маленького дитяку пятилетнего сдать в интернат. Да такого не может быть, чтобы я не переживал! Я же оторвал ребенка, первенца любимого от сердца. Но именно благодаря этому Олег стал жить и учиться в своей сфере, со своими ребятами, с прекрасными педагогами. Он был не просто равным среди равных, он чувствовал себя одним из лучших! Чего конечно не случилось бы в нашей простой соседской школе. В интернате он никогда не ощущал свой недостаток, прекрасно учился, развивал свой талант. И смог достичь многого! Олег не только талантливый музыкант, он владеет несколькими иностранными языками, по английски объясняется практически без акцента, о чем ему неоднократно говорили на гастролях в Америке. Понимает и может объясняться на немецком и итальянском! Олег - слухач, как и все в нашей семье, он легко воспринимает и воспроизводит чужую речь.

И еще я хочу сказать, что Олег - большой труженик, он трудился всегда, даже совсем маленьким. Буквально не отходил от рояля. И это для него была не просто игра или упражнение, музыка стала его духовной жизнью. И какие бы сложности у него не происходили, он никогда не переставал работать. А случалось очень разное... Однажды у него был травмирован палец на руке, лечили, разрабатывал руку заново. Но никогда не отступал.

VI международный фестиваль Будущее джаза в КЗ им. П.И.Чайковского


Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана, Олег Аккуратов и Энтони Стронг


Концерт А Бу и Олега Аккуратова


Московский джазовый оркестр. Концерт к 100-летию Телониуса Монка


В архиве Рэя Чарльза более семидесяти альбомов

Ray Charles Robinson – слепой джазовый музыкант, плодотворности которого могут позавидовать многие звезды современной эстрады. Более семидесяти альбомов в его активе говорят сами за себя.

Вы можете сказать, что, быть может, это один из тех самых случаев, когда количеством пытаются возместить недостаток качества. Но слышали ли вы о таком музыканте, как Фрэнк Синатра? Лично он отзывался о Рэе Робинсоне как о единственном гении в мире шоу-бизнеса. Его песня What’d I say попала на пятое место в списке самых лучших песен всех времен и народов. Вы ее знаете? Да наверняка слышали, но даже и не знали, кто же это ее исполняет, не говоря уже о том, как она называется. Она воспринимается как один из самых убойных рок-н-рольных стандартов!

В современном мире он является одной из ключевых фигур в развитии мирового шоу-бизнеса. И хоть символические списки самых лучших музыкантов двадцатого века обычно носят совсем уж поверхностный характер, он в них попадает с завидной частотой.

Ну так что, не слышали? Ничего, сейчас мы это все исправим.

Сам я впервые познакомился с биографией этого незаурядного артиста, когда посмотрел фильм «Рэй». Это отличный биографический фильм, который довольно точно и бесстрастно описывает значительную часть жизни популярного музыканта.

Лично у меня фильм вызвал противоречивые чувства. Насколько он был честен? Не знаю. Но после просмотра не создается впечатления о Рэе Чарльзе как о каком-то ханжеском святоше или погрязшем в пороках отпрыске шоу-бизнеса.

Короче, весело, прикольно, с ноткой глубокой тоски и рок-н-ролльным задором. Рекомендую к просмотру! А уж фанатам Рэя этот фильм и вовсе обязателен к просмотру.

Так давайте попытаемся рассмотреть, что же это был за человек.

Итак, начнем по порядку:

Родился, вырос, умер… не все сразу. Городок Олбани, штат Джорджия – вот родина Рэя Чарльза. Семья Чарльза была не просто бедна. Она была непривычно бедна даже по меркам чернокожих. Как впоследствии говорил сам музыкант: «Ниже нас была только земля».

Когда ему было всего несколько месяцев, семья переехала в Южную Флориду, в поселок Гринвиль. Бросив Рэя и его младшего брата Джорджа, отец оставил семью и ушел куда глаза глядят.

Когда Рэю было пять лет, произошел случай, который довольно подробно описывается в фильме. Его младший брат случайно упал в лохань с водой и не смог выбраться. Рэй пытался ему помочь выбраться оттуда, но у него не хватило сил. И его младший брат погиб.

Есть предположения, что именно из-за перенесенного потрясения Рэй и стал понемногу терять зрение, пока полностью не ослеп в возрасте семи лет. См же Рэй говорил, что никому не известно, отчего же он ослеп. Возможно, это было следствием перенесенной болезни. Когда музыкант прославился, он попробовал приобрести зрение. Он даже давал объявления о том, чтобы хоть кто-нибудь пожертвовал ему один глаз, но врачи отказались делать операцию, посчитав ее слишком рискованной и бессмысленной.

В детстве он стал ходить в школу для слепых, где изучил шрифт Брайля. Кроме того, с трех лет он стал учиться игре на фортепиано, да и в баптистском хоре также стал проявляться его музыкальный талант. Но когда ему было всего пятнадцать лет, умерла его мать, а спустя еще пару лет умер и его отец.

Как все начиналось

Когда Рэй закончил обучение в школе, он стал участвовать во многих музыкальных проектах. Тогда он в основном играл в стиле джаз и кантри. Как и полагается молодым музыкантам, свое вдохновение он черпал у других известных джазовых музыкантов, таких как и Арти Шоу. Его первая группа называлась The Florida Playboys.

Когда ему исполнилось семнадцать лет, он собрал шестьсот долларов и отправился в Сиэттл, где вскоре познакомился с гитаристом Госсади Макги, с которым стал играть и основал группу. Сначала они записывались на лейбле Swingtime Records. Также он сотрудничал с Фуллсоном, когда выпустил свой первый хит. Он называется Confession Blues. Потом выпустил знаменитую Baby, Let Me Hold Your Hand и перешел под лейбл Atlantic records. Ему просто нужна была большая степень творческой свободы.

Первую жену Рэя звали Эйлин Вильямс, на которой он женился 31 июля 1951-го года. Их брак продержался всего год, после чего они развелись. Позже он женился на Делле Беатрис, это произошло в 1956-м году и этот брак продержался уже дольше, до 77–го года. Кстати, в фильме о его первой жене не говорится ни слова, зато лейтмотивом идет повествование о его жизни со второй женой.

Всего у Рэя было двенадцать детей, но лишь троих он родил (в библейском смысле) в браке. Но оставим старое грязное белье покойного и вернемся к его светлому и чистому творчеству.

На новом лейбле Atlantic его поощряли искать свое собственное, неповторимое звучание. Что он и делал со всей страстью, на которую был способен. В пятьдесят третьем году он записал свой знаменитый сингл Mess Around. Потом вместе с гитаристом Гитар Слин он записал сингл The Things That I Used To Do.

Когда же он в 55-м году написал песню I Got a Woman, она заняла первое место в чартах. Есть мнение, что это первая запись в стиле соул. Рэй в основном играл музыку, которая наполовину состояла из госпелов, а оставшуюся часть занимали блюзовые баллады. Получается, что Рэй Чарльз был одним из тех, кто популяризовал исконно черную музыку среди населения.

История композиции What’d I Say

В пластинке Ray Charles in Person можно услышать те самые характерные особенности, которые были присущи раннему творчеству Рэя Чарльза. Этот альбом был записан довольно необычно для тех лет. Это была не студийная запись, а концертное выступление. Тогда же он сыграл и What’d I Say, которая стала одной из самых узнаваемых его композиций. Говорят, это была просто импровизация во время репетиции перед концертом. Но именно она оказала в свое время громаднейшее влияние на мир рок-н-ролла.

Сам Чарльз рассказывал историю создания этой песни следующим образом: он как раз играл последнюю песню из своей программы под названием The Night Time. Дело было в ночном клубе в Милуоки. Когда он доиграл, администратор клуба поставил его перед фактом, что он должен проиграть еще 12 минут. И тогда он решил сымпровизировать. И играл все двенадцать минут. Публика была в восторге, хотя потом студия звукозаписи отказалась выпускать ее, мотивируя свой отказ тем, что она уж слишком длинная.

Тогда ее записала радиостанция WOAK и включила в альбом автора. Песня моментально стала хитом. Когда Atlantic Records в результате все-таки сдалась, песню разбили на две части. Потом еще много кто из популярных ныне исполнителей делал на нее кавер-версии. Как говорил Пол Маккартни, эта композиция дала ему огромнейший импульс для творчества.


Развитие стиля

Вскоре Рэй Чарльз продолжил развивать свой стиль, выйдя за границы госпелов в сочетании с блюзом, и стал записываться с крупными оркестрами. Тогда же он написал свою первую песню в стиле кантри. За блюзовую композицию Let the Good Time Roll он получает Грэмми. В ней он продемонстрировал редкостный по своей силе и экспрессии голос.

Когда же Рэй перешел в ABC Records, он заключил такой фантастический контракт, который сделал его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов своего времени. Он переселился на Беверли-хиллз, где приобрел самый большой особняк в округе. Там он и прожил до самой своей смерти, до которой на тот момент оставалось еще много и много лет.

Его работа на ABC имела отличительный характер. С одной стороны, он получил еще большую свободу, а с другой – перестал участвовать в экспериментальных проектах и начал писать музыку, ближе стоящую к мэйнстриму. На подпевке у него был хор, в аккомпанементе – биг-бенд и струнные оркестры.

Это создало разительно отличающийся звук. В Атлантик он писал почти камерную музыку, а в АВС стал производить оркестровые джазовые стандарты. При этом репертуар музыканта просто потрясал воображение своим разнообразием и объемами. Тогда же он пишет свою знаменитую Hit The Road Jack. Точнее, ее пишет Перси Мейлфилд, перед записью певица из бек-вокала сказала Рэю, что беременна от него. Музыкант был далеко не в восторге, и эта смесь ярости и надрыва, звучащая в песне, которую мы сейчас знаем, была как-то… совсем уж натуральной.

И вот отрывок из фильма:

Georgia on My Mind записывали многие музыканты. Среди них были и Элла Фицджеральд, и Луи Армстронг, и Рэй Чарльз. Это была его визитная карточка времен АВС. Ее автор, Хог Кармайкл, посвятил ее девушке по имени Джорджия, а вот несколько позже она стала гимном штата Джорджия. Но девушка была все же раньше, поэтому пусть у вас возникают правильные ассоциации!

Но так или иначе Рэй исполнил Georgia on My Mind в здании Законодательного штата собрания. И, по сути, вошел в оборот музыки кантри. Для чернокожего музыканта это был просто невообразимый успех. Да и вообще Рэй всегда выступал против расизма. Однажды он даже отменил концерт в той же Джорджии, так как чернокожие и белые слушатели должны были сидеть отдельно. Его это глубоко возмутило.

Наркотики

Эта идиллия продолжалась до 65-го года, пока его не арестовали за хранение марихуаны и героина. От этих двух «счастливых препаратов» музыкант был зависим вот уже больше двадцати лет, то есть почти всю свою взрослую жизнь. Наркотики находили у него и раньше, но до сих пор Рэю удавалось выкручиваться, и его не арестовывали. В первый раз у полиции не было ордера на обыск, и дело не получило продолжения, во втором он согласился на лечение от наркотической зависимости, а в третий раз ему пришлось сесть в тюрьму.

Сам он мало воспринимал себя в качестве наркомана. Это уже потом, во время отсидки, ему пришлось бросить наркотики, а до тех пор он воспринимал их, словно аспирин. То есть в реальной жизни он-то понимал, насколько ужасно его положение, а когда выходил на сцену, начинал воспринимать их как аспирин. То есть тебе плохо – и ты начинаешь принимать лекарство, чтобы убрать боль.

Очень ярко эта “наркозависимая” часть его жизни показана в фильме «Рэй»

А вот что было дальше, это уже просто интересно. Например, завязав с наркотиками, он больше ничего выдающегося не написал. Зато делал фантастические каверы. Но своих шедевров у него больше не было. Совпадение? Вряд ли. Дело в том, что эти препараты при употреблении замещают часть естественных гормонов, выделяемых мозгом, и когда пациент прекращает прием «лекарств», то он вполне оправданно теряет вдохновение и попросту впадает в депрессию.

Кроме того, после очищения своего образа жизни, Рэй Чарльз изменил и свой музыкальный стиль. Он стал еще ближе к мейнстриму. Так что после семидесятых его стали воспринимать далеко не так однозначно. Лично мне вспоминается история с бодибилдерами: все осуждают их страсть к стероидам и прочим экспериментам над собственными организмами, а с другой, только стероидных качков и печатают на плакатах. Се ля ви.


Он стал записывать очень много проходного материала, поэтому его творчество в этот период стало казаться более однообразным. Самой примечательной его песней того времени стала America the Beautiful. Потом эта песня вошла в The Message for People, который стал первым политически окрашенным альбомом музыканта.

В те годы он больше играл не на классическом фортепиано, а на , что сделало звук его альбомов в семидесятых особенно выделяющимся на фоне других лет.

Примерно в это же время Рэй начинает активно экспериментировать с синтезаторами. Он часто и много эмитировал ими другие инструменты, а его соло на клавишных приобрело совершенно новый оттенок. Оно стало больше напоминать соло на электрогитаре. Особенно это проявилось в том, как он управлялся с питч-колесом, что в девяностых годах он стал делать просто в совершенстве.

Зрелые годы

Обычно в зрелом возрасте аудитория музыканта начинает несколько смещаться… точнее, она не смещается, она остается в своем поколении, меняется лишь возраст слушателей – они стареют. А вот Рэю Чарльзу удалось заполучить молодежную аудиторию. Особенно это стало очевидным после альбома Friendship.

Выступал он и на инаугурации Рейгана, что полсужило поводом для злых языков: стали уверять, что Рэй бросил тень на свою репутацию. Дело в том, что Рэй был демократом, а вот Рейган – республиканцем. Поэтому Рэй согласился выступать лишь за ошеломительный гонорар в сто тысяч долларов. Потом его агент комментировал это таким образом: «За такие деньги мы бы согласились выступать и на собрании Ку-Клукс-Клана».

В начале девяностых годов Рэй Чарльз стал выступать во многих музыкальных проектах, в том числе в классическом госпеле с Лондонским оркестром в рамках благотворительной акции.

Все альбомы Чарльза до последнего становились популярными. 30 апреля 2004 года он последний раз выступил с концертом. Но его записи выпускались даже после его смерти.

«Я не буду жить вечно. Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только - насколько красивой будет моя жизнь».