Традиционные верования. Местные традиционные верования. Региональные и локальные религии. Мировые религии, их характеристика и география. В своей жизни буддисты руководствуются проповедями Будды о «четырех благородных истинах» и «восьмеричном пути»

Основой всех первобытных культур являются верования сверхъестественного характера, направленные на объяснение явлений окружающего мира. Эти верования принято называть традиционными, и они имеют несколько различных форм, которые мы рассмотрим ниже.

Верования традиционные, первобытные верования, ранние формы религии, родоплеменные культы, характерные для первобытной эпохи представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Основные формы традиционных верований.: анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм, нолидс-мопизм, пагуализм, магия (ведовство, колдовство), аниматизм, зоолатрия, различные промысловые и аграрные культы.

Анимизм - вера в существование духов и душ как сверхъестественных образов, управляющих всеми явлениями и процессами материального мира (иногда под термином "анимизм" объединяются все первобытные верования). Анимистические образы - это духи умерших предков. души людей, животных и растений, духи природных явлений и стихий (грома, ветра), духи болезней и т.д. Душа, как правило, связывается с каким-либо отдельным существом или предметом. Дух же действует самостоятельно и независимо. Души и духи могут быть зооморфными (культ животного) и фитоморфными (культ растения), но часто и антропоморфнымиными существами. Они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. Душа человека воплощена в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание) или в его органах (голова, сердце). Допускается возможность перевоплощения душ. Для анимизма характерно противопоставление видимого и невидимого (потустороннего) миров, живого и мертвого, по не телесного и бестелесного, одушевленного и неодушевленного. Анимизм часто отождествляют с полидемонизмом , для которого характерна вера в многочисленных духов (в отличие от политеизма - веры в существование множества богов), т.е. сверхъестественных образов, ещё не приобретших "божественной" специфики. Отличается анимизм и от аниматизма - веры во всеобщую одушевленность природы и конкретных сё явлений, но не персонифицированную.

Фетишизм - поклонение неодушевлённым предметам и явлениям природы, которым приписываются сверхъестественные свойства и которые превращаются вследствие этого в объекты поклонения. Широко распространено представление о фетише как временном вместилище духа, действующего через него. С фетишизмом и анимизмом тесно связан нагуализм - развитая форма культа личных духов-покровителей. Культ предков - поклонение душам или духам умерших предков (прародителей). Предки рассматриваются как хранители земли и гаранты благосостояния своего рода (семьи, племени), считается, что они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь каждого конкретного человека и всего социального коллектива. С дифференциацией общества но социальному признаку происходит и дифференциация предков, при этом па первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают культы предков семейно-родовой, общеплеменной и общенародный (культ правителей). Культ предков тесно связан с погребальным культом и похоронными обрядами, в нем напластовались представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, элементы тотемизма и фетишизма. Культ предков широко распространён у народов Тропической Африки, занимает видное место в политеистических религиях древних греков, римлян, индийцев и славян, является важным элементом конфуцианства и синтоизма. На базе культа предков в античных обществах возник культ героев, в христианстве и исламе культ святых.

Тотемизм основан на представлении о сверхъестественном родстве между определенной социальной общностью (обычно родом) и тотемом - мифическим предком. Тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже - явления природы и неодушевлённые предметы. Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Как правило, членами социальной общности, носящей имя тотема, запрещалось его убивать и употреблять в пищу (кроме ритуалов), не разрешалось вступать в брак между собой. Зафиксированы также индивидуальный, половой и другие виды тотемизма. Известны магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании его мяса и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему, а также вера и возможность постоянного воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов рода. Зафиксировано представление, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Лучше всего тотемизм изучен у аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки, у которых он составляет основу традиционного мировоззрения.

Зоолатрия (теротеизм, анимализм, культ животных) - почитание животных, тесно связанное по происхождению с тотемизмом и промысловыми культами.

Местные верования и культы Анимизм – вера в духов, Фетишизм – поклонение материальным предметам, Шаманизм взаимодействие с потусторонним миром, Магия –волшебство. Региональные религии Конфуцианство – философское течение, основанное на гуманизме и чувстве долга, Индуизм – религиозное течение, основанное на вере в иерархический строй богов и божественное происхождение людей. Локальные религии Зороастризм – поклонение очищающему огню, родиной является Персия, Иудаизм – религия основанная на заветах Христа Моисею, религия еврейского народа, Синтоизм – путь богов, религия японского народа, Даосизм - религия основанная на вере во всеобщий закон и абсолют, религия китайского народа.


Весьма рано возник в первобытном обществе и фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Для первобытного человека важнейшее значение имела окружающая его географическая среда. Природа довлела над человеком, часто человек оказывался совершенно беспомощным перед ее силами. Отсюда возникновение культа природы в его разнообразных вариантах. Так, среди первобытных людей было широко распространено почитание солнца, земли, воды. Были развиты и различные промысловые культы (охотничьи, земледельческие и т. д.).


Более высокая форма первобытных верований - анимизм, т. е, вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы (иногда под анимизмом подразумеваются все первобытные религиозные представления, что неправильно). Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир, душами, по его представлениям, обладают животные, растения, явления и предметы природы. Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков -почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь живущих потомков.


Устоявшееся в науке название комплекса представления людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним»)миром, в первую очередь с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго- Восточной Азии и Африки.


Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путем определенных действий, заклинаний можно воздействовать на какое-нибудь явление природы или на человека. Магия –способность управлять течением энергетических процессов по средством собственной развитой воли. Маг – тот, кто активно использует магические взаимодействия между людьми и процессами.


Весьма древней локально ограниченной религией является также и зороастризм. Религия эта возникла на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. в Юго-Западной или, по мнению отдельных исследователей, Средней Азии и распространилась также в восточной части Закавказья Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратуштра. Важнейшая особенность зороастризма ярко выраженный дуализм, представление о противоборстве доброго и злого начал. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как "очищающая сила". Покойников последователи зороастризма хоронят в особых "башнях молчания". Они считают, что тела людей нельзя ни предавать земле, их сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Зоро- австрийцы верят в бессмертие души, загробную жизнь и конец мира. Священной книгой зороастризма является Зенд-Авеста.


Одной из древнейших, сохранившихся до наших дней локально ограниченных религий является иудаизм. Зачатки иудаистской религии появились во 2-м тысячелетии до н. э. среди евреев, живших на территории Палестины. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в 1-м тысячелетии до н. э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию. Первоначально иудаизм был распространен на весьма ограниченной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны - Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о "религиозной исключительности" евреев не способствовало развитию прозелитической деятельности. Вследствие этого иудаизм, если не считать незначительных исключений, всегда был религией одних евреев. Однако своеобразие их исторических судеб привело к расселению последователей иудаистской религии по многим странам мира.


Локально ограниченная религия Японии - синтоизм по своему происхождению весьма сильно отличается от даосизма и конфуцианства. Синтоизм возник не в результате трансформации философской системы, а в процессе развития примитивных родо-племен-ных верований (культ предков, культ природы и т. д.). В своей современной форме синтоизм - типичная религия классового общества. Сонм синтоистских божеств весьма велик, но верховным среди них считается солнечная богиня Аматэрасу. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора был в 1945 г. упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по-прежнему почитают как богов


Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием). В отличие от даосизма, отражавшего интересы архаического, терявшего свое влияние жречества, конфуцианство было философией складывавшейся в Китае феодально- чиновничьей элиты. Одно из главных положений конфуцианства - так называемое учение о чжэн мин (буквально выправление имен) - требовало от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе. Вообще в конфуцианстве на первом месте стоят социально-этические мотивы, проблемы же мировоззренческого характера отходят на задний план. В первых веках нашей эры конфуцианская философская система постепенно трансформировалась в религию. Однако конфуцианство как религия имеет ряд особенностей, довольно резко отличающих его от прочих верований, и некоторые исследователи до сих пор считают учение Конфуция не религией, а этико-моральным учением. Конфуцианство совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками или главами семей. Тем не менее конфуцианство имеет свой пантеон божеств, обожествлен и сам Конфуций. Практикуются жертвоприношения. Весьма большое место в конфуцианстве занимают культ предков и вера в духов.


В раннеклассовой Индии в качестве местной религии получил распространение брахманизм (1-е тысячелетие до н. э.). Во второй половине 1-го тысячелетия до н э. позиции брахманизма в южноазиатском регионе стали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями. Лишь в первой половине 1-го тысячелетия н. э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен, однако некоторые индуистские теологи пытаются толковать его как пантеистическую религию (школа веданта). Главные божества - Брахма, Вишну и Шива. Основные принципы индуизма это представления о дхарме (долге), карме (воздаянии) и сан-саре (перерождении) Индуисты имеют свои священные книги (Веды), однако для индуистской религии характерно отсутствие каких-нибудь строгих канонов. Индуизм освящает своим авторитетом кастовые различия в обществе. В индуизме существуют два основных направления: вишнуизм (сторонники которого особо почитают бога Вишну) и шиваизм (адепты бога Шивы). Среди шиваитов выделяются почитатели женского начала - шаг-тесты.


Древнейшая из мировых религий буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением родо-гшеменных связей и порядков, усилением классового гнета и появлением крупных рабовладельческих государств. Прежние племенные религии перестали отвечать новым общественным условиям. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама -полулегендарный индийский царевич, разочаровавшийся в жизни и добровольно отрекшийся от удовольствий и роскоши царского двора. Основные положения буддизма изложены в "священных" книгах так называемых Трипитака, или, на языке пали, Типи-така. Возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Положение буддизма о непротивлении злу насилием, а также призывы к терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле обезоруживали трудящихся в борьбе с эксплуататорами.


В I в. н. э. в восточной части Римской империи возникла новая религия - христианство, которое затем широко распространилось по всему миру. Эта религия родилась в условиях разложения рабовладельческого строя и первоначально была выражением бессильного протеста рабов и беднейших слоев населения против гнета рабовладельцев. Не видя выхода из создавшегося положения, беднота обращала взоры к небу. Так возник образ божественного спасителя Иисуса Христа, с именем которого связано возникновение христианства. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью якобы искупил грехи человечества, во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем, в страшный суд, в небесное воздаяние и установление царства божьего. Эти догматические положения являются основными для всех христианских течений. В них заключено существо христианской веры, дающей приверженцам христианства надежду на избавление от тягот земного существования в вечной жизни, которая должна наступить после смерти.


Христианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается на множество различных течений. Процесс дробления христианства шел на протяжении многих столетий существования этой религии. В IV в. между восточным и западным христианством наметился раскол, который официально оформился в 1054 г., когда появились римско- католическая и православная церкви.




Из мировых религий самая молодая ислам, или мусульманство. Эта религия возникла в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Сформировавшись в качестве монотеистического вероучения, ислам испытал заметное влияние со стороны более ранних монотеистических религий - христианства и иудаизма Ислам, как и многие другие религии, неоднороден. Он распадается на два главных направления: суннизм и шиизм.


Религия Число верующих (млн. чел.) Главные районы и страны распространения Христианство, в т. ч. и католицизм Страны Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины) Протестантизм 360 Страны Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие Колонии Великобрит.) Православие 190 Страны Восточной Европы (Россия, Болгария, Сербия, Украина, Беларусь и др.) Ислам 900 Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной Африки Буддизм и ламаизм 350 Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува) Индуизм 740Индия, Непал, Шри-Ланка Конфуцианство 200Китай Синтоизм Япония Местные традиционные религии Страны Африки, Южной Америки, Океании, Китай, Индонезия



В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.



Традиционными религиями называются религиозные представления, верования и культы, возникающие и соответствующие племенной стадии развития народа. Для всех традиционных религий характерно достаточно простая система вероучения, отсутствие единой организации типа церкви, обширная и красочная система обрядов и ритуалов, которая в глазах верующих является главной содержательной, смысловой частью любой веры или культа. Большая часть ритуалов имеет экзотическую, самобытную форму, непонятную и часто устрашающую религиозную символику: причудливые одеяния и головные уборы, ритуальные маски и изваяния, обряды жертвоприношений и пляски колдунов, впадающих в транс. Все это вызывает большой интерес и привлекает туристов из многих стран мира.

Африка, подобно другим частям света, является «глубоко верующим» континентом Но в отличие от других континентов, где преобладают мировые религии, в Африке (за исключением ее северной части) преобладают традиционные африканские религии. Другими регионами, где наряду с мировыми религиями сохранились многие традиционные культы и верования, является Латинская Америка и Океания. Важное место в традиционных верованиях занимает культ предков. У разных народов он имеет разные формы, но есть общее: вера в то, что умершие продолжают жить в другом состоянии, как духи. Они могут либо существовать невидимо, либо сохранять свое прежнее обличье, либо «переселяться» в животных, растения, источники, скалы, озера и т.д Духи предков участвуют в земных делах живущих родственников, помогают им в повседневной жизни, предостерегают от опасностей и даже наказывают их. Существует своеобразная иерархия духов, главенствующее положение занимают духи-родоначальники, мифические предки-первооснователи. Далее, по нисходящей линии, духи предков племени, общины, рода, семьи. Одни народы почитают духов-предков по мужской линии, другие - по женской, третьи - и тех, и других. Почитание умерших предков считается одним из главных условий того, что потусторонняя жизнь ныне живущих также будет спокойной и благополучной. Особое место в религиозной и общественной жизни племен занимают тайные союзы, которые сохранились в некоторых внутренних районах тропической и экваториальной Африки. Союзы объединяют людей по половому признаку: есть только мужские союзы или только женские. Это, как правило, религиозно-мистические общества, совершающие тайные обряды и жертвоприношения. Но основная цель этих обществ в настоящее время - сохранение и поддержание ритуалов и обрядов традиционных верований и культов, наследия исторического прошлого племени, народа. Они активно участвуют в проведении массовых ритуальных праздников и религиозно-культовых мероприятий, например, в обряде инициации. На праздник они являются в масках, с ритуальным оружием и украшениями, что подчеркивает их связь с духами и богами. У некоторых народов сохранились и более древние формы верований и культов: фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.

Фетишизм - культ обожествляемых материальных предметов: предметы традиционного африканского искусства (статуэтки людей и животных, маски, барабаны и украшения), всевозможные талисманы и амулеты (предметы, защищающие от несчастий и болезней и приносящие удачу), природные объекты и предметы (скалы, деревья, камни, раковины) и др. Все фетиши можно разделить на группы: общенародные или общегосударственные, племенные, родовые, семейные и личные.

Тотемизм - культ определенных видов растений или животных, являющихся символическими покровителями или прародителями племен, родов или семей. Тотемы олицетворяют связь человека с живой природой. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы получеловека-полудерева или получеловека-полуживотного, запреты на охоту и употребление в пищу тотемных животных, почитание определенных видов растений и животных и т.д. С тотемизмом связано особое отношение к домашним животным. Черты тотемизма обнаруживаются в наскальной живописи (изображения людей с головами фантастических животных и т.п.), ритуальных обрядах.

Анимизм - одушевление природных объектов. Существование души приписывают небу, солнцу, грому, молнии, дождю, граду, морю, рекам, озерам, водопадам, ручьям, горам, скалам, пещерам, камням, лесам, рощам, деревьям и т.д. Существует иерархия духов: есть главные верховные духи и местные. Все духи имеют собственные имена.

Магия - представления и обряды, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, предметы и явления видимого мира сверхъестественным путем. К магическим средствам и приемам относятся колдовство, ведовство, пророчество, гадание и целительство. Людей, способных совершать подобные действия, называют магами.

Африканцы, верящие в магию, уверены, что некоторые люди, их речь, движения и мысли и отдельные предметы наделены сверхъестественными возможностями, свойствами. Эти особые, с магическими способностями люди могут воздействовать на других людей. Сила их воздействия на верующих огромна Описание приемов и методов магии составило бы целую книгу. В своей практике маги опираются на наблюдения за живой и неживой природой, а также используют огромный опыт своих предшественников. Культовыми сооружениями являются ритуальные хижины, храмы и святилища. Святилищами могут быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоемы или круги из камней. Наиболее распространенными обрядами и ритуалами являются: обрезание, инициация, почитание духа-предка, праздник в честь тотема-прародителя и пр.

религия христианство индуизм шаманизм

ИНДУИЗМ , основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 1 млрд. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает бульшую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.

Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бульшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.

Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.

За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.

Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

Сикхимзм - религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539).

Священное писание - «Гуру Грантх Сахиб».

Паломник-сикх на фоне Золотого храма

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру.

Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается в двух аспектах - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Конфуцианство - является не столько религией, сколько древним учением, вобравшим в себе этико-политические нормы. В отличии от большинства религий, конфуцианство рассматривает, прежде всего, вопросы человеческих отношений, в частности - отношений правителя и подчиненного, так что религией оно, по определению, не является. Основное отличие от религии заключается в том, что конфуцианство не подразумевает под собой какую-либо церковь. Но учение настолько глубоко проникло в духовность китайского общества, что по значимости стало не меньше любой религии.

Изучая конфуцианство, человек может прочитать большое количество разнообразных письменных источников. Это даст лучшее понимание того, как именно учение влияет на многие аспекты общественной жизни китайцев. Основными сводами канонов религии является «Пятикнижие» и «Четверокнижие», причем второй набор писаний не считался каноничным вплоть до 12 века. Отсутствие, какого бы то ни было бога и иных высших сил, делает конфуцианство одной из самых гибких религий современного мира, которая успешно подстраивается под сегодняшние потребности общества.

Одним из важнейших элементов конфуцианской религии является культ предков. Учение о «Cяо»- сыновей почтительности, заботе о родителях.

У японцев существует своя религия - синтоизм , которая образовалась достаточно давно и в полной мере ощутила на себе влияние буддизма. Синтоизм является религией со множеством объектов поклонения, которыми могут быть как божества, так и духи умерших людей.

Во многом синтоизм можно отнести к языческим религиям, так как свое божество может присутствовать у многих предметов и земных явлений. Причем, что удивительно, духом не обязательно может быть наделен какой-либо живой предмет, к примеру, дух, живущий в определенном камне, считается духом местности, где этот камень находится. так и многие восточные религии, синтоизм совсем не предполагает какое-либо спасение, он оставляет полную свободу выбора для каждого человека, который может быть сам распоряжаться, что делать со своими поступками, чувствами и эмоциями. Его душа после смерти пойдет точно такой же путь, как и души всех остальных живых и неживых существ. Наряду с богами, синтоисты активно почитают духов своих предков, которые при жизни считались покровителями своих родных, а после смерти будут служить защитниками потомкам. Среди приверженцев этой религии присутствует вера в различные тотемы, амулеты и даже магию.

Интересно синтоисты относятся к добру и злу. В традиционных религиях, таких как христианство и ислам, добро и зло принято возводить в абсолют, раскрашивать в определенные цвета. Синтоисты же считают, что полностью доброго или полностью злого человека не существует, а добрые и злые поступки подразделяются ими только в плане своей пригодности для жизни. Естественно, пригодным и полезным считается делать именно добро. Человек, который вынужден творить зло, по учениям синтоистов, является просто обманутым злыми духами, так как сам процесс совершения скверных поступков, является неестественным. Не допустить же пагубного влияния различных злых духов, человек вполне по силам и сам, для этого ему надо просто жить в гармонии с самим собой и максимально приблизится к божествам, естественно, через активное поклонение и служение.

Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир - единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом.

Иудаизм является древнейшей авраамической религией, основой, от которой произошло, сначала христианство, ну а позднее уже и ислам. Зарождение религии произошло в эпоху Второго храма, которая пришлась на 516 год до нашей эры - 70 год нашей эры. Общая численность иудеев, в числе которых могут быть как этнические евреи, так и люди иной национальности, составляет 13.4 миллиона человек. Примерно 42 процента из этого числа проживает в Израиле, такое же количество в США и Канаде, ну а все остальные в других странах, преимущественно - европейских.

Монотеизм впервые был провозглашен именно в иудаизме. То есть - Бог создал человека и все вокруг, высшие силы стараются помогать людям, и в конце концов победит именно добро. Эти принципы стали общими для всех авраамических религий нашего времени. То есть Бог является не только творцом, но и, в какой-то мере - отцом для людей, именно он источник не только всего сущего, но и самой доброты, и поэтому, совершая добрые дела, мы приближаемся к Богу. Человек является центром ценностей данной религии, он бессмертен, так как бессмертна его душа, и он имеет неограниченные возможности для самосовершенствования. С помощью свободной воли и божьей помощи, любой человек способен на самые великие дела. Но в то же время, евреи выделяют и себя, так как в иудаизме считается, что именно Бог дал евреем заповеди и возложил на них миссию нести добродетель для всего человечества. Поэтому вереи и называют себя Избранным народом. Скорее всего, именно данная причина является следствием того, что иудаизм не стал настолько популярен у других национальностей, и практикуется, в основном, только в среде самих евреев.

Тора - священная книга иудеев, содержит 613 мицвот - описанный, которые удалось извлечь из Пятикнижия, то есть - 613 заповедей. Еврей обязан соблюдать все эти заповеди, но Тора также накладывает некоторые из этих заповедей и на все остальное человечество. Не еврей обязан выполнять 7 заповедей, так называемых законов Новых сынов.

В основе иудаизма присутствует учение о самом полном господстве духовного мира над материальным, при том, что оба этих измерения были созданы Богом. Причем, высший разум создал человека именно для того, чтобы эффективно управлять материальным миров. Таким образом, все действия людей должны нести в себе отпечаток божьей воли.

Автохтонные верования и обряды, сложившиеся на террито­рии континента, сохраняют и до сего дня свое значение во мно­гих районах Африки. Они опираются на космогонические мифы. При всем разнообразии в деталях они едины в представлении об изначальное™, чудесном происхождении данного народа и глу­боком убеждении его нераздельности с природой, причастности к ней. Мифы, рассказывая о сотворении мира, говорят об одно­временном возникновении человека, растений, животных либо о преобразовании растений или животных в человека; при этом ос­тается осознание особого родства всех их.

ЮНЕСКО в своих справочных изданиях нередко использует одно условное наименование для автохтонных верований - ани­мизм. Однако единой африканской (как и европейской, азиат­ской или американской) религии не существует. Как правило, у каждого народа сложился сложный комплекс религиозных пред­ставлений, в котором в разных сочетаниях можно увидеть различ­ные культы: фетишизм, анимизм, веру в ньяма - жизненную силу, тотемизм и т. п. Большое место и поныне в системе религиозных представлений занимают колдовство, ведовство и магия: подра­жательная, защитительная или вредоносная. В обществах, мало затронутых городской культурой и товарным производством, все важнейшие этапы жизни человека (рождение, половое созрева­ние, брак, смерть), а также его практическая деятельность (охо­та, земледелие, скотоводство, рыболовство, изготовление ору­дий, лечение болезней и т.п.) буквально опутаны магией. Бытовавшее когда-то ритуальное поедание частей тела (губ или кожи лба) могущественного колдуна или достойного восхищения врага с целью получить часть его силы и могущества или мудро­сти породило кочевавшее по всей европейской литературе об Аф­рике представление о каннибалах. Вера во вредоносную магию сильна еще и в городах: нередко европейские врачи, работавшие в Африке, с удивлением констатировали, что невозможно спасти человека, знающего, что на него наведена порча; известны и слу­чаи судебных разбирательств, когда обвинялись в покушениях люди, протыкавшие булавками фотографии политического сопер­ника; зафиксированы и случаи кражи сакральных предметов с целью ослабить силу того или иного врага. До сих пор значитель­ная часть африканцев не верит в естественный характер смерти. Большое и еще не исчезнувшее значение сохраняют талисманы и амулеты, в частности якобы делающие человека неуязвимым или превращающие пули в воду (такого рода представления были рас­пространены среди участников антиколониальных восстаний в На-

мибии, Танзании, Кении; среди партизан Анголы и Мозамбика и т.д.). Магические действия колдунов и знахарей нередко маскиро­вали великолепное знание ими природы и традиционной меди­цины. Использование малозаметных непосвященному погодных признаков давало возможность «вызывать» дождь; изучение свойств растений, минералов, животных ядов или свойств от­дельных органов позволяло вылечивать многие болезни (особен­но психические), неподвластные иногда европейской медицине. Большинство систем религиозных представлений на конти­ненте представляют собой локальные культы. В кругу их громад­ное, нередко ведущее, значение имеет культ предков. Среди пред­ков семьи у большинства народов Африки особо выделялся предок большой родственной группы и предок племени. В соседских (тер­риториальных) общинах ведущая роль приписывалась первопред-ку той семьи, которая когда-то первой заняла пустовавшие неког­да земли. Перед началом сельскохозяйственных работ, охотничьего и рыболовного сезонов, добычи руд и т.п. проводились обряды и церемонии обращения к предкам за разрешением и благослове­нием. Подобный культ, как и в других районах мира, не нужда­ется ни в пышных храмах, ни в развитой иерархии священнос­лужителей.

У народов, создавших еще до европейской колонизации соб­ственные раннегосударственные образования (акан, фон, йору-ба и другие в Западной Африке; баганда, баньоро и другие в Межозерье), появился верхушечный слой знати, основу которо­го составила родовая знать. Культ предков верховных правителей становился постепенно общегосударственным культом. Наряду с безликими духами леса, воды саванны и т.п. (мизиму, видие, ба-шими у народов Центральной Африки; ориша у йоруба) появи­лись боги, т.е. существа более могущественные, наделенные более отчетливыми функциями, имеющие личное имя, определенную «сферу деятельности». Так, у йоруба выделялись Олорун - вла­дыка неба; Обатала - покровитель земли; Олокун - господин воды; Огун - бог железа и войны; Олороза - богиня домашнего очага и др. В условиях технизации жизни, появления новых видов деятельности некоторые из них поменяли «специализацию»: так, Огун ныне - покровитель шоферов и механиков.

Среди сонма богов и духов у некоторых народов выделялось верховное божество, которому часто (но отнюдь не обязатель­но) приписывался акт создания мира. У акан главой пантеона был Ньяме - владыка неба. Такое же близкое по звучанию имя имеют главы пантеонов у многих народов от Нила до Замбези: Ньяма, Ньямбе, Нзамби, Нзамби-Мпунгу и т.д. Это божества, олицетворявшие солнце, или дождь, или весь небесный свод. Повсюду почитается олицетворение земли. Это, естественно, связано с тем, какое большое значение имеют для земледель-


цев плодородие почвы, солнечное тепло и влага. При переводе священных текстов христианства на африканские языки нередко Господь переводился как «Нзамби». Однако надо иметь в виду, что в традиционном представлении понимание «Нзамби» отнюдь не совпадает с оценкой сущности Бога христианского. Первый выступает только как создатель мира, затем уже не вмешивав­шийся в жизнь своих созданий; культа его не существовало; с просьбами и мольбами к нему не обращались; не ждали ни воз­награждения за праведную жизнь, ни возмездия за грехи. Это осо­бенно ясно выражается в фольклоре многих народов Африки (см., например, устное творчество ашанти, зулусов, баконго).

Политеизм в традиционных африканских государствах неизбеж­но сливался с культом обожествленного правителя. Представле­ния о сакральном характере власти правителя наложили отпеча­ток и на современную политическую жизнь. Особенно велико было влияние этих представлений в период борьбы за независимость и в первое время существования независимых государств. В то время политические партии, как известно, формировались по этниче­скому признаку и нередко их возглавляли традиционные правите­ли, чьи решения считались священными и непреложными. В тра­диционных государствах складывалось и профессиональное жречество.

Одной из важных черт традиционных верований является су­ществование тайных религиозно-мистических обществ. Основы их коренятся в родоплеменном строе. Однако они приспособились и к раннегосударственным объединениям доколониальной Афри­ки, где выполняли полицейские функции (как «огбони» у йору­ба), и к современной жизни (союзы «Поро», «Симо», «Комо» до сих пор живы в странах Западной Африки, главным образом в Либерии и Сьерра-Леоне).


Похожая информация.