Ваганьковское кладбище есенин. Ваганьковское кладбище. Братские могилы как вехи истории

"Звездный" некрополь: какие тайны хранит Ваганьковское кладбище

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание сайт запустило проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы о Новодевичьем кладбище, на очереди – не менее известное и легендарное Ваганьковское.

Официально история Ваганьковского кладбища началась почти 250 лет назад, когда в Москве разразилась эпидемия чумы. Императрица Екатерина II издала указ о том, что хоронить всех чумных будут за пределами города.

До начала XX века на Ваганьковском находили последний приют небогатые люди – крестьяне и мещане, а также мелкие чиновники и отставные военные. И только в начале прошлого века здесь стали появляться могилы людей, оставивших след в истории.

Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Игорь Тальков, Булат Окуджава, Василий Аксенов, Леонид Филатов, Лев Яшин... Ваганьковское кладбище – настоящий "звездный" некрополь. Люди приходят сюда, как на экскурсию, – посмотреть памятники и вспомнить любимого артиста, поэта или спортсмена.

Здесь также много братских могил. Например, в дальнем углу кладбища похоронены жертвы массовой давки на Ходынском поле, происшедшей в мае 1896 года в дни коронации императора Николая II. Революционер Бауман, чьи похороны большевики превратили в грандиозную демонстрацию и использовали для подготовки восстания, тоже покоится на Ваганьковском кладбище, а рядом с ним – легендарный матрос Железняк.

Памятник без могилы

В отдалении от центральной аллеи кладбища покоится супруга театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, актриса Зинаида Райх и ее дети от брака с Сергеем Есениным Константин и Татьяна.

На памятнике также есть надпись "Всеволод Эмильевич Мейерхольд", хотя прах режиссера находится на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Супруги погибли при трагических обстоятельствах – Мейерхольда расстреляли за "контрреволюционную деятельность", а Райх была убита неизвестными лицами вскоре после ареста мужа.

Памятник на могиле Райх был установлен внучкой Мейерхольда Марией Валентей в 1956 году, когда она еще не знала обстоятельств гибели деда. Подлинное место захоронения режиссера стало известно лишь в 1987 году.

"В этой могиле для меня все самое дорогое"

Через год после смерти Сергея Есенина на его могиле покончила с собой Галина Бениславская – подруга и литературный секретарь поэта. Она оставила записку: "Самоубилась здесь, хотя знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое".

Бениславская выстрелила себе в голову и целую ночь пролежала на могиле. Похоронили ее рядом с Есениным, на мемориальной доске – выдержка из письма Есенина. Ходят слухи, что после Бениславской на могиле Есенина покончили с собой еще несколько человек.

Вдохновение поэтов и слезы Влади

Вокруг похорон Владимира Высоцкого ходило много слухов. Якобы его планировали похоронить в дальнем углу, но директор – большой поклонник творчества артиста – выделил место прямо у входа. Также говорили, что до Высоцкого на этом месте был похоронен другой человек, останки которого незадолго до смерти барда перевезли в Сибирь, на малую родину.

Чтобы проводить Высоцкого в последний путь, на кладбище собралось столько людей, что многим пришлось забираться на ограды и деревья. Есть мнение, что памятник дарует вдохновение поэтам и музыкантам.

На памятнике Высоцкий изображен в полный рост, стянутый полотном, что навевает мысли о его непростых отношениях с цензурой. Над головой – гитара, напоминающая нимб, за которой "прячутся" головы коней. Образы этих животных были использованы неслучайно: лейтмотивом памятника стала трагическая и надрывная песня Высоцкого "Кони привередливые".

Супруге Высоцкого Марине Влади памятник не понравился до такой степени, что, увидев его, она расплакалась. "Наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма", – это был ее отзыв.

Два креста Талькова

За несколько лет до смерти поэт и композитор Игорь Тальков, гуляя в парке "Коломенское", нашел крест, упавший с одного из куполов церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Музыкант решил забрать крест домой, чтобы потом вернуть его в церковь, когда ее начнут реставрировать. Сделать это он так и не успел.

Сейчас на могиле Талькова установлен большой бронзовый крест, выполненный в старославянском стиле. На памятнике выгравирована строчка из его песни: "И поверженный в бою, я воскесну и спою".

Рассказывают, что одна фанатка решила захоронить себя рядом с любимым певцом. Вырыла рядом яму, придумала конструкцию, чтобы ее сразу накрыло землей… К счастью, девушку удалось спасти.

Веселый клоун с грустными глазами

Знаменитый клоун-мим умер в 37 лет от разрыва сердца. В Москве стояла июльская жара, все было в дыму от торфяных пожаров. Енгибарову стало плохо. Во время одного из приступов он попросил у матери принести ему холодного шампанского. Сердце клоуна не выдержало, и у он умер. Когда Енгибарова хоронили, в столице начался проливной дождь.

Памятник изображает артиста с зонтиком в руке. "Веселый клоун с грустными глазами под дырявым зонтом" – один из любимых образов Енгибарова на манеже.

Айсберг для Абдулова

Памятник актеру Александру Адбулову, скончавшемуся от рака легких в 2008 году, выполнен в стиле конструктивизма. Представляющий собой глыбу серо-белого гранита, над которой возвышается белый мраморный крест, памятник напоминает айсберг.

В глыбу вмонтирована плита с изображением Абдулова в роли Ланцелота из фильма "Убить дракона", а буквы имени актера сделаны в виде лестницы. Инициаторами возведения этого памятника стали жена Абдулова, его друзья и близкие.

Дети Норд-Оста

Рядом с колумбарием похоронены двое юных артистов мюзикла "Норд-Ост" – 13-летний Арсений Куриленко и 14-летняя Кристина Курбатова, ставшие жертвами террористического акта на Дубровке в 2002 году.

Их родители захотели, чтобы два гроба лежали рядом друг с другом. Над белыми памятниками трогательно склоняются ветви березы, будто охраняющие покой уснувших навсегда детей.

Также читайте со смотрителем Ваганьковского кладбища.

Галины Бениславской не было. М. Ройзман рассказывал: «Спустя немного после смерти Есенина я увидел Бениславскую за столиком в здании телеграфа. Перед ней лежал чистый бланк для телеграммы, она сидела задумавшись, с ручкой в руке. Я поздоровался с ней и увидел, что она похудела, даже постарела. Я спросил, не больна ли она?
Нет, я здорова, — тихо ответила она. — Но я каждую минуту думаю, что Сергея Александровича уже нет!
»

После его смерти Галина запишет в дневнике: «Пришли страшная безысходность и невозвратимость потери. И такая же смертная тоска по нём у меня.Тому, кто видел его по-настоящему — никого не увидеть, никого не любить ».

Она пробует как-то жить, заливать душу вином, бросается из стороны в сторону. Облегчения нет. И Галина принимает решение уйти из жизни.
Это произошло 3 декабря 1926 года на Ваганьковском кладбище рядом с могилой Есенина.

Могила Есенина в её первоначальном виде

«Женщина нервно курила папиросу за папиросой. Она ещё так молода, а жизнь, несмотря на трудности и несчастья, так прекрасна… Наконец она решилась. Достала листок бумаги, быстро, чтобы не раздумать, набросала несколько строк: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое..."

Ещё некоторое время она стояла не шелохнувшись. Потом на коробке от папирос написала: «Если финка будет воткнута после выстрела в могилу — значит, даже тогда я не жалела. Если жаль — заброшу её далеко…» .

Галина достала пистолет... Через некоторое время она на коробке папирос смогла кое-как дописать: «осечка ». В Москве потом будут говорить, что осечек было несколько. Зато последовавший выстрел оказался точным. Женщина упала без сознания. Пистолет и финка выпали из её рук…
Выстрел услышали у сторожки. К месту происшествия, боязливо прячась за памятники и ограды, первым подоспел кладбищенский сторож. Смертельно раненая женщина в клетчатом кепи и тёмном поношенном пальто лежала на снегу и чуть слышно стонала. Сторож побежал к церкви поднимать тревогу. Скоро пришла милиция, приехала «Скорая помощь». Умирающую направили в Боткинскую больницу, но она уже не дышала. Повозка развернулась и повезла тело покойной на Пироговку, в анатомический театр. Так трагически оборвалась жизнь 29-летней Галины Бениславской, любовь и преданность которой к поэту была безграничной». (Эдуард Хлысталов. «Литературная Россия» № 50. 14.12.2001 г.)

Самоубийство Галины Бениславской потрясло всю Москву. Было принято решение похоронить её рядом с Есениным. Похороны состоялись 7 декабря. На памятнике начертали слова «Верная Галя ». Теперь там выбиты слова Сергея Есенина из его письма к ней:

Какая же она была, эта загадочная и противоречивая женщина, не пожелавшая больше жить в мире, где не было ее Поэта, где не осталось уже смысла существовать, покинувшая его расчетливо и хладнокровно?
Галина Артуровна Бениславская родилась в Петербурге в 1897 году . Она — дочь обрусевшего француза и грузинки.

Росла в семье тётки, так как отец рано оставил семью, а мать лечилась в психиатрической клинике. Была в партии большевиков, побывала в плену у белых, в 1919-22 годах работала в ВЧК секретарём экономического отдела.

Разработчики версии об умышленном убийстве великого поэта распространяют домыслы о том, что Бениславская якобы «была приставлена ГПУ для наблюдения за поэтом» (Ф. Морозов. Журнал «Русь »). Это гнусная клевета. В экономическом отделе, где служила Галина в Особой межведомственной комиссии (ОМК), занимались «выработкой мер по борьбе со спекуляцией и усилению ответственности должностных лиц ». Каких-либо агентурно-осведомительных задач комиссия перед собой не ставила. Жизнь писателей и поэтов по вполне понятным причинам ее не интересовала — то была епархия секретного отдела ВЧК. Поэтому очевидно, что «пристегивать» Бениславскую к Агранову можно было лишь с помощью фантазии.
Но, может быть, Агранов позднее привлек Галину Артуровну в секретный отдел ВЧК? И на этот вопрос существует отрицательный ответ, опять же исходя из ее личного дела.
В одной из справок читаем: «Прошу сотрудницу для поручений сельскохозяйственного отдела Бениславскую Г. А. как фактически в отделе не работающую около 4 месяцев откомандировать в административный отдел ГПУ ». Этот документ датирован 27 апреля 1922 года, а уже через пять дней была подписана бумага с указанием, что Бениславская «уволена со службы ГПУ по личному желанию и направляется в подотдел учета и распределения рабочей силы гор. Москвы ».
Таким образом, сам факт пусть короткой, но официальной службы на Лубянке исключал привлечение Бениславской в качестве секретного сотрудника ГПУ. В противном случае само понятие «секретный» теряло смысл.
Позднее Бениславская перешла работать в редакцию газеты «Беднота ». Галина много читала, хорошо разбиралась в литературе, посещала знаменитое кафе «Стойло Пегаса», в котором в двадцатые годы читали свои стихи лучшие поэты Москвы. Но вся ее жизнь перевернулась 19 сентября 1920 года, когда в один из вечеров, проходивших в Политехническом музее, она услышала Сергея Есенина . В тот день она записывает в своём дневнике:
«Вдруг выходит тот самый мальчишка: короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк, совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув назад голову и стан, начинает читать:

Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.

Он весь — стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий, буйный, как ветер, о котором он говорит, да нет, что — ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. И в том, кто слушает, невольно просыпается та же стихия, и невольно хочется за ним повторять с той же удалью: «Я такой же, как ты, хулиган»…
Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитайте еще что-нибудь». И через несколько минут, подойдя, уже в меховой шапке с собольей оторочкой, по-ребячески прочитал еще раз «Плюйся, ветер…».
Опомнившись, я увидела, что я тоже у самой эстрады. Как я там очутилась, не знаю и не помню. Очевидно, этим ветром подхватило и закрутило и меня. Что случилось, я сама еще не знала. Было огромное обаяние в его стихийности, в его полубоярском, полухулиганском костюме, в его позе и манере читать, хотелось его слушать, именно слушать еще и еще…
»

С.Есенин читает свои стихи у памятника А. Кольцову.

В пору знакомства с Есениным (1919-1920 гг.) Бениславская выглядела девчонкой, в которой, когда она с задором спорила или азартно смеялась, проглядывало что-то мальчишеское. «Глаза у неё были замечательные! Большие, карие, с золотыми искрами, почти сросшиеся, вычурно изогнутые брови под прямым узким носом придававшим её узкому лицу особую значимость. Роскошные, загнутые наверх ресницы. Иронический рот и высокий лоб свидетельствовали об уме и силе воли ». (Е. Стырская). Она была похожа на грузинку, отличалась своеобразной красотой и привлекательностью. Тогда у неё ещё были косы галочьего цвета — длинные, пушистые.

Потом остригла. Причесывала короткие волосы на прямой пробор. Беседуя, любила засовывать в обшлага рукавов руки.

Из дневника Галины Бениславской:
«Только удивилась: читала в романах, а в жизни не знала, что так «скоропостижно» вспыхивает это. Поняла: да ведь это же и есть именно тот «принц», которого ждала. И ясно стало, почему никого не любила до сих пор... В этот же вечер отчетливо поняла — здесь всё могу отдать: и принципы (не выходить замуж), и — тело (чего до сих пор даже представить не могла себе), и не только могу, а даже, кажется хочу этого…» .

Есенин покорил Галину сразу и безвозвратно. Следующие две недели прошли под гипнозом его стихов. Она присутствует на всех выступлениях поэта и всегда оказывается в первых рядах слушателей, что не остается не замеченным Есениным. Необычная красота девушки притягивает поэта, но она «сдаётся» не сразу и не показывает виду, что безумно влюблена в него. Надо сказать, что Галина никогда не бегала за Есениным (как это было представлено в нашумевшем фильме по произведению Безрукова-старшего), она появлялась только тогда, когда это было необходимо и исчезала, когда отпадала надобность ее вмешательства.
Постепенно завязываются дружеские отношения между поэтом и подругами Галей и Яной Козловской.

Есенин очень интересовался статьями и заметками о нём самом и об имажинизме вообще. Яна, работая в газете «Беднота», и Галина, пользующаяся информбюро ВЧК, доставали ему много интересующего его материала.
Дальше, по словам Галины, началась сказка, которая стала смыслом её жизни и которая продолжалась до 1925 года. Она потянулась к Есенину, как к солнцу. Позднее в письмах она обращалась к нему: «солнышко мое!».

«Ничего не собиралась добиваться, я только не могла и не хотела не думать о нем, не искать возможности увидеть и услышать его. И позже, уже имея возможность всегда видеть его, когда он начинал читать стихи, я не раз думала, что кроме всего этого я могу еще слушать от него самого только что написанные стихи. В этот день пришла домой внешне спокойная, а внутри — сплошное ликование, как будто, как в сказке, волшебную заветную вещь нашла. С этого вечера до осени 1922-го (два года) я засыпала с мыслью о нем и, когда просыпалась, первая мысль была о С.А., так же как в детстве первой мыслью бывает: «Есть ли сегодня солнце? ».

«Так любить, так беззаветно и безудержно любить. Да разве это бывает? А ведь люблю, и не могу иначе; это сильнее меня, моей жизни. Если бы для него надо было умереть — не колеблясь, а если бы при этом знать, что он хотя бы ласково улыбнется, узнав про меня, смерть стала бы радостью» .
Дневник этот в конце века издан и в России, и в Америке, любовь Галины Бениславской вошла в историю. Люди помнят о её любви вот уже почти столетие. И вряд ли ещё можно найти пример такого спасительного самоотречения в любви, такого бескорыстного всепоглощающего чувства, которое приняли, но не разделили.
Она дождётся, что он скажет ей: «Галя, Вы потрясающий человек. У меня никого нет ближе Вас ». Однако добавит: «Но простите. Я не люблю Вас как женщину ». Она ответит: «Сергей Александрович, я не посягаю на Вашу свободу, Вам нечего беспокоиться ». А в дневнике запишет: "Боже, как мучительно больно... Но я справлюсь с этим. Любить его всегда, всегда быть готовой откликнуться на его зов - и всё, и больше ничего! " И он это ценил и писал ей в письме: «Правда, это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя».

Где-то летом 1921 года Галина чувствует себя необыкновенно счастливой рядом с ним. «Да, март-август 1921-го — какое хорошее время ». Есенин был близок с ней, он не мог не ответить на чувства преданного и горячо любящего его человека. Об этом есть упоминание в ее дневнике, датированное мартом 1922- го. «Нет унижения, на которое я не пошла бы, лишь бы заставить его остановиться лишь ненадолго около меня, но не только физически, от него мне нужно больше: от него нужна та теплота, которая была летом, и все!!! » Запись была сделана в начале уже завязавшихся отношений Есенина с Айседорой Дункан .


Зная, что у Есенина есть жена и дети, Галина вообще не помышляла о завоевании его сердца, хотя ее-то сердце уже стучало в высоком любовном ритме. Потом Есенин показался ей уже «доступным». «Как он «провожал» тогда ночью, пауки ползали, тихо, нежно, тепло. Проводил, забыл, а я не хочу забывать. Ведь Есенин один ».

После ухода от жены поэт оказался в буквальном смысле слова на улице, поиски крыши над головой были его постоянной головной болью. Где он только не жил! Чаще всего приходилось искать убежище на квартирах разных друзей и знакомых, причем за ним обязательно увязывалась толпа прилипал и нахлебников. Он не мог работать в этих условиях. Галина приютила Сергея в своей коммуналке. Потом туда переехала его сестра Катя. Потом Шура...

Есенин за границей с Дункан.

Галина разрывается между ревностью и любовью. «Ведь она (Айседора) сберечь не сумеет? Не может огонь охранять дерево. Быть может, мы его навсегда уже проводили, не сумели сберечь?.. Как он мне дорог. Опять и опять чувствую это. И дорого все, что дорого ему… »
Приходит решение, несмотря ни на что, быть всегда рядом с ним, быть необходимой, быть другом и не требовать большего.
После возвращения из-за границы и ухода от Дункан Есенин окончательно поселяется в большом доме в Брюсовском переулке, так называемом «доме Правды», где жили сотрудники газет «Правда» и «Беднота», в коммунальной квартире на 7 этаже, где Галине принадлежали две маленьких комнатки. Из окна комнаты открывался вид на Кремль.

В этом доме в Брюсовом переулке (дом 2а, кв. 27) Есенин прожил около года... Эта квартира долго оставалась коммунальной, сейчас же её целиком купил кто-то из новых русских и охранник в неё не пускает. Экскурсии приводят во двор и там рассказывают о Есенине.

Добровольно и с великим энтузиазмом эта тихая подвижница взвалила на себя обязанности прислуги, няни, опекунши, литературного секретаря... Секретаря, пожалуй, в первую очередь. Едва ли не половина есенинских писем 1924 года адресовано ей. Но тщетно искать в них хотя бы одно интимное словечко — всё это дружеские, корректные по тону, с неизменным обращением на Вы (хотя и по имени) деловые послания. Она составляет и издаёт его сборники, держит корректуру, ведёт денежные дела, весьма запутанные, переписывает и хранит его рукописи. Секретарь, надёжный и верный, но не больше.
Из воспоминаний А. Мариенгофа : «После возвращения Есенина из Америки Галя стала для него самым близким человеком: возлюбленной, другом, нянькой. Нянькой в самом высоком, благородном и красивом смысле этого слова. Я, пожалуй, не встречал в жизни большего, чем у Гали, самопожертвования, большей преданности, небрезгливости и, конечно, любви. Она отдала Есенину всю себя, ничего для себя не требуя. И уж если говорить правду — не получая ».

В последние годы Галина была чаще всего первой слушательницей его стихов. Она обладала тонким литературным вкусом, и Есенин всегда прислушивался к ее оценкам, не всегда совпадающим с его собственными, к её мягким советам. Галина действовала на него успокаивающе.
«В моем присутствии в течение двух лет произошел только один скандал. Успокаивало его мое спокойствие и моя ровность по отношению к нему; вскоре изучила до тонкости все его настроения. В отношении его настроения и состояния я была совершенно необычайно для меня чутка. Из постоянной тревоги за него выросла какая-то материнская чуткость и внимательность к нему ». Она вспоминает случай:
«Вдруг что-то вынимает из кармана, со страхом и опаской. Как будто сломанная папироска — мундштук от гильзы. Нагибается и на ухо, с отчаянием — все, мол, кончено, — говорит. «Это Аксельрод дал, знаете — кокаин, я уже понюхал один раз, только ничего не почувствовал, не действует». Я от ужаса крикнула: «Сейчас же бросьте! Это еще что такое!». И что есть силы ударила его по руке. А он растерянно, как мальчишка, понявший, что балует чем-то нехорошим и опасным, со страхом растопырил пальцы и уронил. Вид у него был такой: избавился, мол, от опасности. Пробирала я его полчаса, и С.А., дрожащий, напуганный, слушал и дал слово, что не только никогда в жизни в руки не возьмет кокаина, а еще в морду даст тому, кто ему преподнесет ».
Кто знает, если бы не встретилась на пути Есенина Галина Бениславская, не ушёл ли он от нас еще раньше, погибнув от наркотиков или в уличной пьяной драке, где жизнь его столько раз висела на волоске.

Привычное кабацкое окружение Есенина люто ненавидит Бениславскую. «…Я проходила сквозь строй враждебных, ненавидящих глаз. Чего только они не делали, чтобы устранить меня. К их величайшей ярости, они никак не могли раскусить наших отношений. Жена. Не жена. Любовница - тоже нет. Друг. Не видали они таких среди себя и не верили в мою дружбу. И потому не знали, с какой стороны задеть Сергея Александровича. И не понимали, чем же я так приворожила его, что никакими способами не удается поссорить нас ».
Есенин предложит ей: «Галя, я живу у Вас. Ведь пойдут всякие разговоры. Если хотите, я могу жениться на Вас ». Она откажется: «Нет, Сергей Александрович. Только из-за чьих-то разговоров — нет. Так — я не могу. Просто Вы всегда, во всём полагайтесь на меня».
В своих воспоминаниях Г.Бениславская пытается обвинить советское правительство в игнорировании поэта. Горько возмущается, что «оно не имело права не понимать, какая ценность находится на его попечении, и которое все же не только не способствовало возможности расти дальше дарованию Есенина, но даже не сумело сохранить его; пусть даже не сохранить, а хотя бы мало-мальски обеспечить бытовые возможности. А Собинову, Гельцер, Неждановой обеспечивают эти возможности, хотя их вклады в духовную культуру неизмеримо меньше, хотя бы уж потому, что их творчество с ними же умрет, а созданное Есениным переживет много поколений ».

Есенин называл Бениславскую своей «заботницей». Галя — бесспорно была самым настоящим и верный другом С. Есенина. В письмах к ней он пишет: «Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного».

Не верьте тому, что говорят и пишут о Галине Бениславской в дурацких книгах и фильмах: была чекисткой, стучала на Есенина и прочий вздор. Больно смотреть и читать, как порочат память этой прекрасной женщины. Такой любви памятники надо ставить. Есенин, к сожалению, не посвятил ей ни одного стихотворения. Но если бы он не умер так рано, я думаю, он ещё вернулся бы к ней. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье ». Расстояния не хватило...

Ваганьковское кладбище – памятник культурного наследия. Оно хранит не только воспоминания о почивших, но и подлинные произведения искусства, которые принадлежат выдающимся скульпторам, художникам, архитекторам. Старейшие захоронения сосредоточены в северно-западной части столицы, где занимают более 50 га.

Схема Ваганьковского кладбища

История

По официальным данным, некрополь основан в 1771-ом году по распоряжению графа Орлова. В те далекие времена российская императрица наделила его особыми полномочиями для противостояния бушевавшей чуме, а он отдал земли около села Ваганьково под погребение усопших.

Могила Булата Окуджавы

После угасания эпидемии здесь находили последнее пристанище неизвестные люди из трущоб, отставные военные, бедные крестьяне, мелкие чиновники и небогатые мещане. Так длилось около полувека, пока в 19 столетии не стали появляться захоронения выдающихся личностей.

Ныне самой известной достопримечательностью кладбища является Храм Воскресения Словущего. Он возведен по проекту архитектора Григорьева в 1824-ом на месте бывшей церквушки, в память о которой теперь неподалеку высится ротонда.

Трагические моменты

Более 100 тыс. захоронений Ваганьковского кладбища – это следы драматической истории. Тут погребены:

  • павшие при битве под Бородино (1812);
  • жертвы Ходынской катастрофы (1896);
  • пострадавшие от репрессий Сталина (1930);
  • московские защитники (1941-42);
  • жертвы августовского путча (1991);
  • дети-актеры, погибшие на Дубровке (2002).

Могилы знаменитостей

Некрополь стал последним пристанищем для множества выдающихся личностей. В частности, здесь нашли вечный покой:

  • деятели науки (транспланталог В. Демихов, ракетостроитель Н. Тихомиров, естествоиспытатель К. Тимирязев, лексикограф В. Даль, зоолог С. Усов);
  • протоирей В. Амфитеатров;
  • революционер Н. Бауман;
  • актеры (лауреат Госпремии СССР В. Высоцкий, артистка Императорских театров Г. Федотова, символ эпохи романтизма П. Мочалов, лауреат Премии Москвы В. Соломин, народные артисты А. Миронов, Г. Вицин, М. Царев, Е. Гоголева, Л. Филатов и др.)
  • живописцы (В. Суриков, А. Саврасов, В. Тропинин);
  • режиссеры (С. Ростоцкий, В. Плучек, Г. Чухрай, Ю. Завадский);
  • поэты и писатели (представитель новокрестьянской лирики С. Есенин, сатирик Г. Горин, лауреат Сталинской премии Л. Ошанин, прозаик и бард Б. Окуджава, драматург Е. Пермяк);
  • пекарь и меценат И. Филиппов;
  • создатель Театрального музея А. Бахрушин;
  • музыканты и певцы (рок-исполнитель И. Тальков, автор Гимна космонавтики В. Мигуля, лирический баритон Ю. Гуляев, фольклорист Д. Покровский, автор мюзиклов и балетов Ю. Саульский, пианист Е. Светланов, исполнительница цыганских романсов В. Панина);
  • гимнаст и олимпийский чемпион М. Воронин;
  • футболисты (И. Нетто, Э. Стрельцов, Л. Яшин, Н. Старостин).

Могила Владимира Высоцкого

Могила Леонида Филатова

Могила Надежды Румянцевой

Могила Виталия Соломина

Могила Георгия Вицина

Могила Александра Абдулова

Могила Георгия Чухрая

Могила Сергея Есенина

Могила Игоря Талькова

Могила Льва Яшина

Не знаю, поехала бы я в этот раз в Москву в ЦДЛ, если бы не тянуло меня прямо таки неимоверно на могилу к Сергею Есенину на Ваганьковское кладбище.

Казалось бы, кто он мне, этот человек, давно ушедший из мира живых, но года три назад я вдруг по-новому взглянула на его стихи, как будто озарение какое-то нашло, так чётко стала понимать, как он работал и что хотел сказать своим творчеством. Съездила ещё в прошлом году в Рязань и в Константиново... и с тех пор мне уже не верится, что я не знала Серёжу при жизни... да, и вообще не чувствую, что он ушёл... Только смерть его странную никак не могу понять, хоть уже окончательно для себя решила, что его убили, что не стал бы он сам... я бы ещё поверила, если бы у него творческий кризис был, как у СашБаша, но даже стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья" так и остались недоработанным черновиком, где Есенин прощался, скорее всего, не с жизнью, а с другом, предательство которого стоило ему этой самой жизни. Такая горечь, порой, в душу закрадывается, такая боль... сниться стал Есенин переодически... так что, решила, что на могилу нужно съездить точно.

Добраться до Ваганьковского кладбища легко: просто едешь до остановки метро "Улица 1905 года", выходишь по указателю из подземного перехода и идёшь вдоль характерного забора, а там уже издали виден Храм Воскресения Словущего, что стоит на территории кладбища, только дорогу перейти остаётся и ты уже на месте.

Цветы я купила заранее, но можно было купить и там, и даже искусственные, очень красивые, правда немного дорогие... но живые, наверное, лучше, тем более, что кладбище заметно очень хорошо убирается буквально на всех дорожках.

Я немного растерялась сначала, но могилу нашла легко по указателю "Есенинская"... свернула, немного прошла... а там уже издали стал виден памятник... как будто, скучая, Есенин выглядывал из-за других многочисленных могил, пытаясь разглядеть, кто там к нему сегодня пожаловал в гости.

Да, затаив дыхание подходила к могиле... цветов живых, слегка подмёрзших от внезапных холодов, там и вправду достаточно, это порадовало. Положила свои. Поздоровалась. Смахнула вокруг снег, где достала.

Стояла долго, пока не замёрзла... решила пройтись по кладбищу, посмотреть... хоть и неудобно как-то было, ведь к Есенину шла... вот, так-то. Но прошлась. Кладбище, как и предупреждали, конечно, уникальное: людей интересных и выдающихся там, действительно, много положено, а некоторые памятники - настоящие произведения искусства. Вот, так идёшь между рядов и думаешь, что вряд ли при жизни у всех этих именитых людей была минута, чтобы хоть поздороваться с тобой... а теперь лежат здесь и ждут... наверное ждут, потому что на кладбище всегда ощущается какая-то особенная энергетика, если прислушаться к своим ощущениям... Но долго ходить надоело. Просто глазеть? Я же не была, в общем, особой поклонницей всех этих людей, кто знает, рады ли они мне. Но Владимира Семёновича навестила, конечно. Такая классная у него могила, такой прекрасный памятник, ухоженный, цветы свежие... безмерно уважаю Высоцкого за его талант и творческую трудоспособность. Думаю, он рад был моему приходу... НЕ ТАК, КОНЕЧНО, КАК ЕСЕНИН:0) ... но рад точно.

А к Серёже я ещё раз подошла... попрощаться и вообще. Жаль было уходить. Таким родным он мне стал вдруг. Конечно, поэт душу вкладывает в свои стихи, и если кто-то вдруг эти стихи начинает понимать, то и душу поэта, значит, чувствовать начинает. Не знаю, хотелось бы мне, чтобы со мной произшло так, как с ним... я не осмерти, а о величии... я же тоже живу в мире своей поэзии, никого и ничего не боюсь... потому что верю в свою Судьбу... которую не так уж просто изменить, тем более, если уже выбрал СВОЙ ПУТЬ... Попрощалась. Пошла. Ещё вернусь туда когда-нибудь обязательно. Обязательно. До свиданья, Серёженька, не скучай там без меня...

Вот, складывается же так у Есенина: из родового домика Храм был виден и здесь, почти напротив могилы - Храм опять виден. Хорошенький такой, аккуратный.

Поманил таки Храм прекрасный, не удержалась, зашла внутрь. Боже, как там уютно и красиво, словами не передать. Купила свечи, конечно. И Николая-угодника нашла, и даже Святую Татьяну. Снаружи Храма тоже икона висит, пригляделась - мой любимчик-Никола... зажгла свечу, в специальном лотке песком присыпала, установила... а на улице холодно, ветер... не знаю, долго ли горела... но, уходя, обернулась... от ветра ещё ярче разгорелась свеча моя... хорошо, ладно... раз не погасла, значит, всё правильно я сделала. Хочется верить.

Как найти ту или иную могилу на Ваганьковском кладбище.
Поскольку информация по расположению примечательных могил на Ваганьковском кладбище очень разрозненная, я собрал наиболее интересные по моему мнению точки в этот краткий путеводитель. Местоположение некоторых из них может быть не совсем точным, пожалуйста, сообщите, если найдете ошибку.

1 Сергей Есенин /Заметный памятник. За могилой находится могила Бениславской Галины - влюбленной в поэта/

2 протоиерей Валентин Амфитеатров /небольшая могила за военным мемориалом/

3 Семен Владимирович Высоцкий и Евгения Степановна Лихолатова (отец и мачеха В.Высоцкого)

4 Булат Окуджава

5 Виталий Соломин

6 Лев Яшин, Игорь Тальков

7 А.Ф. Лосев /тропинка между 40 и 41 участками, могила слева, прямо у тропинки, черный каменный крест, рядом с ним в ограде, справа, белый памятник/

8 Михаил Танич, Римма Казакова, Михаил Пуговкин

9 Георгий Вицин, Григорий Чухрай, Владимир Ворошилов, Станислав Ростоцкий, Иулиан Рукавишников

10 Петр Фоменко

11 Андрей Миронов

12 Сонька “Золотая Ручка” /есть тропинка, сам памятник заметен издалека - позолоченная скульптура с пальмой/

13 артист балета Марис Лиепа

14 Леонид Филатов

15 Спартак Мишулин

16 Олег Даль

17 Александр Абдулов, Машенька Шилова

18 клоун Леонид Енгибаров /Могила в самом начале Церковной аллеи, справа у дороги. Если встать лицом ко входу в храм, слева начинается Церковная аллея./

19 Владислав Листьев

20 Владимир Высоцкий

22 Василий Аксёнов /25 уч. Могила за колумбарием, если зайти за него слева, напротив стены открытого колумбария/

23 Виктор Розов /Могила находится у самой дороги, немного левее могилы Игоря Талькова/

24 Вениамин Каверин /Могила на Саврасовской аллее, у самой дороги слева (это начало 18 уч.)/

25 Алексей Саврасов /Могила у самой дороги на 18 участке/

26 Фёдор Шехтель /Слева от дорожки огромных размеров монумент, напоминающий пирамиду, на ней крест, заключённый в круг и надпись - "Семейство Шехтель". Кстати, О.Ф. Шехтель приходился дедом знаменитому эстрадному артисту Вадиму Тонкову (дуэт Маврикиевна и Никитична). Его могила находится тут же, с левой стороны./

27 Владимир Даль /16 уч. Тимирязевская аллея. Могила с левой стороны/

29 Григорий Горин (24 уч.)

30 Василий Суриков /аллея называется Суриковской. Идите по ней прямо. Могила у самой дороги, слева/

31 Василий Тропинин /11 уч. поделен на два квартала. Вам нужно дойти от центральной аллеи до конца первого квартала и свернуть налево, идти прямо. Могила В.А. Тропинина слева, у самой дороги, очень заметная./

32 Георгий Юматов /Могила возле самой дороги, приблизительно не доходя метров 50-и до массивного белого здания колумбария/

33 Николай Старостин, Эдуард Стрельцов, Георгий Гаранян

34 Евгений Дворжецкий /в том ряду могил, где похоронены Владимир Мигуля, Булат Окуджава, Григорий Горин/

35 революционеры Николай Бауман, Анатолий Железняков (матрос Железняк) /59 уч./

36 Геннадий Шпаликов /уч. 34, следуя от колумбария, отсчитайте от начала 34 участка 4 ряда могил, во втором ряду от дороги/

37 Михаил Кононов /прах захоронен буквально в двух шагах от могилы Владимира Высоцкого, справа от нее находятся большие тумбы с нишами. вам нужны 3 тумбы, образующие ряд, перпендикулярный церкви. Тумба, где захоронен М.И. Кононов крайняя слева. Ниша в середине тумбы/

38 Георгий Бурков /могила у самой дороги/

39 Эраст Гарин

40 адвокат Фёдор Плевако /5 уч., Могила на аллее между 5 и 6 уч. 2 ряд от дороги, очень заметный памятник./

41 меценат Алексей Бахрушин /высокая черная стелла/

42 Надежда Брежнева-Мамут, Андрей Ростоцкий, Валентин Плучек, Евгений Колобов, Юрий Саульский

43 владелец сети булочных Иван Филиппов (21 уч.)

44 Агапкин Василий Иванович /есть указатель, от Писательской аллеи вглубь 34 участка уходит мощеная тропинка, ведущая до самой могилы/

45 М. Л. Таривердиев /На Армянской части кладбища. Нужно подойти к входу в армянскую церковь. Справа от входа, у самых окон здания/
46 Братская могила погибших 18 мая 1896 года (Ходынка)