Варницкий во имя святой троицы сергиев мужской монастырь. Варницкий троице-сергиев монастырь Варницкий мужской монастырь

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что совсем недавно здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского, царила мерзость запустения.

Варницкая обитель стала памятником Преподобному Сергию на Ростовской земле. Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.

На родине преподобного Сергия

С благоговением заходит паломник в его врата (и особое значение имеет то обстоятельство, что над этими вратами сейчас расположена церковь преподобных Кирилла и Марии: так мы словно исполняем завет прп. Сергия - поклониться, прежде чем идти к нему, его родителям) и направляется по дороге к Троицкому собору. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.Церковь во имя преподобных Кирилла и Марии над северными воротами монастыря появилась уже в наши дни, после возвращения монастыря Церкви. Собственно, в XIX веке строительство такой церкви было и невозможно - поскольку в то время благочестивые родители преподобного Сергия почитались лишь местно, не будучи канонизированными.

Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - то есть со стороны главной дороги к монастырю. Впоследствии, когда будет построен собор во имя прп. Сергия Радонежского, вид монастыря с севера еще более выиграет. Строилась церковь прпп. Кирилла и Марии в 2003-06 годах. Сейчас она полностью готова, уже установлен иконостас. В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью.

Появление монастыря на родине преподобного Сергия не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове и при жизни великого старца было предметом благоговейной любви. Да и в свои посещения Ростова игумен Радонежский бывал на родине, где прошли его годы детства и отрочества. Поэтому место строительства обители было обозначено точно в памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Ростовская земля, казалось, только и ждала всероссийского прославления преподобного Сергия, чтобы обозначить свою причастность к жизни и подвигу угодника Божия строительством приличного для данного случая памятника. Таким памятником и явился Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Ко времени основания обители в Ростове были еще живы люди, знавшие от своих родителей, где находилась усадьба боярина Кирилла, отца преп. Сергия. В окрестностях монастыря старожилы указывали и дуб, выросший на том месте, где было явление отроку Варфоломею Ангела Господня. Славился монастырь святым целебным колодцем, именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.

Нельзя не рассказать и о том, что5 июля 1913 года, в день памяти обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Божественную литургию в Троицком соборе обители служил святитель Тихон (Белавин, 1907-1913), архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всей России. За шесть лет своего пребывания на Ярославской кафедре святитель Тихон трижды бывал в Троице-Варницком монастыре. При отъезде святителя Тихона из Ярославской епархии к месту нового служения насельники Варницкой обители подарили ему икону Преподобного Сергия. А через 6 лет, в марте 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. 27 февраля. «Гонимый архимандрит Георгий здравствует». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.

Но известна судьба Варницкого монастыря. Несмотря даже на то, что долгие годы советской власти место рождения преп. Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.

В Варницком монастыре нет ни мощей, ни чудотворных икон, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили прпп. Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней. Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре совсем нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием - храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.

В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания как минимум две иконы. Обе они нового - и весьма приличного - письма, обе - с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента - отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам - уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского.Впоследствии его за ветхостью разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма - Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара. Хотя раньше эти храмы не являлись монастырскими, сегодня они имеют статус подворья Варницкой обители. Храмы были возвращены Церкви в 1989 году - первыми из всех храмов Ростова и Ростовской области.

Для возрождения богослужебной жизни в возвращенных храмах на родину преподобного Сергия были «командированы» из Троице-Сергиевой Лавры трое монахов - Феодор, Сергий и Никон. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы церкви стали пригодными к проведению богослужений, поскольку к моменту передачи их Церкви они находились в полуразрушенном состоянии. В храме прп. Паисия Великого и мч. Уара в первое лето вставили окна, переложили печи и перекрыли крышу. Средства на ремонт собирались при помощи окрестных жителей. Они же приносили иконы.

После долгих лет запустения, Троице-Сергиев Варницкий монастырь возрождается. Уже отреставрирован Введенский храм, заново отстроен Троицкий собор. И сравнительно недавно в обители был заложен обширный каменный храм во имя преподобного Сергия. «Это будет храм, - говорил наместник монастыря архимандрит Силуан в 2007 году, когда строительство было еще только в планах, - который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма». К январю 2009 года заложили фундамент. Конечно, завершение собора - дело не самого ближайшего будущего. Предполагается, что закончат его к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, которое выпадает на 2014 год.Достаточно посмотреть на макет будущего храма, чтобы убедиться в том, что он действительно будет очень величественным и масштабным. Особенно видно это при взгляде на макет монастыря в целом. Появление такого храма, несомненно, станет большим событием не только для самого монастыря и окрестных жителей, но и для паломников издалека - ведь во время праздничных богослужений (в частности, в дни памяти преподобного Сергия) он сможет вместить в себя гораздо больше богомольцев, чем нынешний соборный храм обители, Троицкий.

Ныне Троице-Сергиев Варницкий монастырь - подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры - состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь - православный мужской монастырь в Ярославской области, основанный в 1427 г. в память прп. Сергия Радонежского. По одним сведениям – на территории поместья Кирилла и Марии. По другим – на месте, где монах явился отроку Варфоломею.
О первых веках существования Троице-Сергиева Варницкого монастыря известно очень мало. Он не был ни богат, ни знаменит, и теплился, как тихая лампада, обозначая и охраняя место, где родился и вырос преподобный Сергий.

1. Собор Троицы Живоначальной
2. Собор прп. Сергия Радонежского
3. Трапезная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
4. Надвратная церковь прпп. Кирилла и Марии Радонежских
5. Часовня прп.Сергия Радонежского
6. Колодец прп. Сергия Радонежского
Другие постройки монастыря:

7. Странноприимный дом
8. Старый братский корпус
9. Настоятельский корпус(к северу) и Трапезный корпус(к югу)
10. Южные Святые врата
11. Поклонный крест
12.Новый братский корпус
13.Учебный корпус (гимназия)
14. Монастырская постройка
15.Миссионерский корпус и Православная гимназия с домовым храмом во имя прпп. Кирилла и Марии
16.Башни и стены ограды
17.Монастырский пруд

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом.

Слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один - во имя свт. Климента, Папы Римского.

Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть.

А монастырь между тем жил своей смиренной жизнью. Подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, здесь не было, святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст, - тоже. И поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих городских и «пригородных» обителях они появились.

Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи - интервенты сожгли его и разграбили. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту.

В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи.

В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм).

В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви - в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее.

В 1892 в память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей.

Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.

1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита, а 26 февраля 1924 г. архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря.

В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.

В 1989 г. была зарегистрирована церковная община из 111 граждан, проживающих в поселке Варницы. Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря. Насельниками Троице-Сергиевой Лавры они были отремонтированы.

В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис (Храмцов). При нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Церкви была возвращена часть монастырских помещений.

В 2000 году начал возводиться новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным).

В 2002 году в Варницкой слободе начала работу православная гимназия имени Преподобного Сергия. В 2005 году в самом монастыре открыто отделение гимназии с пансионным проживанием для молодых людей, учеников X – XI классов. Эта гимназия-пансион получила широкую известность по все стране.

В 2014 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил собор преподобного Сергия Радонежского - главный храм обители.

Внешний вид монастыря снаружи.

Надвратная церковь преподобных Киррила и Марии.

Собор и часовня Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий собор, Собор прп. Сергия Радонежского,Церковь прпп. Киррила и Марии, миссионерский корпус.

Братский корпус, Собор прп. Сергия Радонежского, Троицкий собор.

Собор прп. Сергия Радонежского, часовня, Троицкий собор.

Часовня прп. Сергия Радонежского, Троицкий собор.

Настоятельский корпус, Троицкий собор, братский корпус.

Троицкий собор.

Введенская церковь.

Введенская церковь и братский корпус.

Еще фотографии, сделанные внутри монастыря:

Поклонный крест на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем.

В Варницком монастыре очень немного святынь. Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон, ни каких-либо иных предметов, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили преподобные Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней.
Источники.

В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995).Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича , в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря , 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров) , родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

25 сент. 1892 г., когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в В. м. совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 мон-рей. В том же году при В. м. были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии, уч-ще. Обители принадлежало неск. часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 г. в В. м. были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к нач. XX в. капитал мон-ря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Мн. благотворители мон-ря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской ц.

В. м. посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 гг. обитель трижды посетил Ярославский архиеп. св. Тихон (буд. Патриарх Московский и всея России), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 янв. 1914 г., в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники В. м. подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 окт. 1915 г. в связи с первой мировой войной в В. м. находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сент. 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное ДУ.

1 марта 1919 г. В. м. был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апр. 1922 г. в В. м. «толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно» (ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 497. Л. 45). Последний настоятель В. м. иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму, 20 марта 1923 г. иером. Георгий был возведен в сан игумена, затем архимандрита, 26 февр. 1924 г. 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из мон-ря вместе с др. иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у юж. стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 60-90-х гг. XX в. в перестроенной Введенской ц. находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших В. м., в наст. время хранится в ГМЗРК.

В 1989 г. РПЦ были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ В. м., насельниками ТСЛ они были отремонтированы, в наст. время приписаны к В. м. В 1992 г., когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в В. м. была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень. 13 февр. 1995 г. В. м. был передан РПЦ, указом Свящ. Синода стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, настоятелем был назначен игум. Борис (Храмцов). 30 апр. 2003 г. наместник Троице-Сергиевой лавры еп. Феогност (Гузиков) освятил в В. м. отреставрированную Введенскую ц. К июлю 2003 г. в обители построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, 3 стены с башнями. 29 июля 2003 г. состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 г. в обители жили 12 насельников, настоятель - игум. Силуан (Глазкин; с 1998). При обители действуют православная гимназия, воскресная школа и б-ка. Постановлением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. настоятелем мон-ря назначен иером. Пемен (Артюхов). 9 июня 2016 г. Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) иером. Пимен возведен в сан игумена.

Арх.: ОР РНБ. Ф. 775 (Фонд А. А. Титова). Ед. хр. 1256, 2886; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 839. Л. 290-290 об.; Книга для записок о случившихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению российской истории // ГМЗРК. Р-763; ГАЯО, Ростовский фил. Ф. 125. Оп. 1. Д. 2. Л. 132, 135; Ф. 197. Оп. 1. Д. 778. Л. 1, 21, 31-31 об.

Лит.: Титов А . А . Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ.: Родина прп. Сергия, Радонежского чудотворца. Серг. П., 1893; Ярославская иерархия в описании прот. Иоанна Троицкого // С предисл. и примеч. А. А. Титова. Ярославль, 1901. Вып. 1: Заштатные мон-ри Петровский, Белогостицкий и Варницкий; Голубинский Е . Е . Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909; Мельник А . Г . Уничтоженные храмы Ростова Великого // Моск. журнал. 1991. № 11. С. 18-19; она же . Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 56-57; Виденеева А . Е . К истории Ростовского Троице-Варницкого мон-ря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 1998. М., 2000. С. 196-208; Вахрина В . И . Троице-Сергиев Варницкий мон-рь. М., 2001.

Д. Б. Кочетов

Когда полностью закончат строительно-реставрационные работы и окончательно благоустроят и обживут территорию, будет, наверное, очень хорошо.
Пока - противоречивые ощущения. Вроде и красиво, и вызывает уважение вложенный в восстановление колоссальный труд, и место памятно-историческое, но как-то холодно. Не трогает. Хотя самый маленький и неприметный из храмов - Введенский, все-таки привлекает к себе. И внутри там самый красивый иконостас.

23-10-2014
Были раза четыре.Последние ДВА раза -целенаправленно. Не буду касаться отрицательных черт современного "воцерковления" населения,и реакции на это служителей
церкви.Есть там, за пределами, кстати, монастыря, церковь Паисия и Уара,(всегда в худшем состоянии, чем остальные строения),там,где ученики "пинают" мяч.Это одно из трех-четырех мест, где есть икона мученика Уара. Он является покровителем НЕ КРЕЩЕННЫХ.И именно ему полагается ставить свечку не крещеному.А у каждого из нас (я уверен!),есть такие родственники,знакомые и т.д.В Москве подобная икона есть только на Пятницкой, ну, и еще пара в Подмосковье!Не проезжайте мимо!
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сергей ★★★★★

(23-04-2016)

прочитал описание монастыря. Не припомню,чтоб он женским был.Может быть когда то, но с восстановления 1993 года он мужской.И памятник это не великому россиянину, а великому русскому подвижнику.Место красивое и тихое.Есть православная гимназия с высокой духовной подготовкой.

Зная, что монастырь возрождён практически от нуля, не следует ожидать, что он представит ценность для любителей седой древности. Это памятник великому россиянину и олицетворение надежды на итоговое возрождение нашей духовной культуры.

полина ★★★★★

(9-01-2016)

были 07.01.16 Красиво.Есть гостиница.пирожками не накормили.есть столовая,правда по талонам.

Сергей ★★★★★

(30-10-2015)

Не спорю, монастырь действительно восстановлен с нуля. Поэтому и выглядит как новодел. Хотя сохранился Введенский храм и еще несколько зданий. В монастыре находится гимназия, 10-11 классы. Недалеко от монастыря находится монастырское кладбище с приписными храмами Воскресения Словущего и святых Паисия и Уара, а так же младшая гимназия с 1 по 9 классы. Не стоит обращать внимание на новодел монастыря.Главное,что это родина преподобного Сергия Радонежского.

Прямо паломническая конфета. Вычищен, вылизан, сияющий красками новодел, ухоженный, явно богатый. Церковь сверкает иконами из Софрино. Продают монастырский квас и хорошие пирожки. Территория небольшая. В центре - маленькая деревянная часовенка, очень приятная "по духу", туда первым делом идут все паломники. Крест на месте встречи отрока Варфоломея со старцем - за стеной монастыря, с тыльной стороны.
В целом негативного впечатления, несмотря на новодельность, не произвел. Излишней (да и впрочем, какой-либо вообще) коммерциализированности не увидела. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Eлена ★★★☆☆

(16-06-2015)

Монастырь мужской!
С него надо начинать путешествие в Ростов, в противном случае после всех ростовских древностей новодел смотреть неинтересно. большинство икон - фотокопии. Гимназисты в свободный вечерний час очень отзывчивы - и пирожков вкусных принесли и провели мини-экскурсию по закрытым в данный момент храмам. Тишина и пустота царила вокруг. возможно в экскурсионное время когда толпы туристов - это все смотрится поживей.

николай ★★★★★

(14-12-2014)

Очень понравилось.Красивый монастырь.Спасибо!!!

tata ★★★★☆

(21-10-2014)

А мне отношение охраны показалось лояльным. Конечно, новодел, но очень чисто и тихо, м.б. потому что будний день. Пирожки с вишней очень вкусные.

Наталия ★★★★★

(11-08-2014)

Была в монастыре 3 года назад и видела большую стройку.Покупали с мужем кирпичи у церкви и писали на них свои имена, для постройки церкви. Приятно было увидеть, что церковь построили! Сейчас она закончена и территория благоустроена. Косаемо новизны и евроремонта - "Извините, но монастырь был разрушен, а сегодня новые технологии и материалы". Желаю успешного процветания и дальнейшего благоустройства территории!

Елена ★★★★★

(1-09-2013)

Чистота, тишина. Попали в момент заезда учащихся. Молодые мальчики, так приятно, что учатся в семинарии, а не сидят с пивом в подворотнях. Цветы удивительные. Красиво.

Avtodor ★★★★★

(26-06-2013)

Тишина и покой! Воздух просто звенит. Каких-то архитектурных интересностей на территории не найти, все было очень сильно разрушено в советское время. Но для людей интересующихся историей и верующих обязателен к посещению. Очень хорошо сочетается с Борисоглебским монастырем, одна дорога через переезд ярославской ж/д.

Мужской монастырь. Место просто прекрасное. Из всего, что есть в Ростове и окрестностях, Варницкий монастырь произвел наибольшее впечатление. Сюда можно ехать хотя бы ради того, чтобы побывать на месте, где юный Варфоломей встретил старца-схимника (на этом месте сразу за воротами монастыря установлен крест). В монастыре мне сказали, что Варфоломей жил здесь с родителями до 17 лет, а потом переехал в Радонеж.
Монастырь был практически разрушен в началу 90-х, поэтому сейчас отстроен заново. Никаких минусов от евроремонта не заметил. Если вы что-то строите заново, то его нельзя искусственно состарить, чтобы придать монастырю древности.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В данный момент строится Храм в честь Сергия Радонежского. За 50 руб можно заложить именной кирпич. Природа вокруг потрясающая. Красота, благодать, умиротворение.
Есть источник (или колодец), но в мае 2013 был на ремонте.

Константин ★★★★★

(29-08-2012)

Был здесь лет 10 назад, когда только возрождалась монашеская жизнь - на тот момент от построек монастыря оставались 3 маленьких жилых корпуса (те, что с балкончиками на столбах) и обезображенный храм, который сейчас желтенький - из него незадолго вывели гараж. Сейчас видны разительные изменения, территория вся в цветах, храмы радуют глаз. Да, сейчас еще взялись строить большой собор.

Наталья ★★★★★

(19-07-2012)

В монастырь попали случайно - путешествовали на автомобиле, увидели информацию на плакате. Решили заехать, посмотреть. Впечатления потрясающие. Да, практически всё отстроено заново, но красота удивительная. Внутренний двор засажен цветами, везде чистота и порядок. Пусть и пластиковые окна,но сохранён стиль старинных строений. мы с мужем ночевали в гостинице для паломников. Ужинали в трапезной монастыря. Меня лично вид этой трапезной просто потряс... Высоченные потолки, колонны, роспись. Напоминает кремлёвские палаты. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Очень доброжелательные служащие. оценка 5+.

Анастасия ★★★★☆

(7-10-2011)

Монастырь почти уже полностью восстановили. Все очень чистенько, аккуратно и красочно, на территории очень много цветов. Конечно, созерцание новодела не оставляет столько эмоций, сколько старинные строения. Но это же намного лучше - когда восстанавливаются такие потрясающие исторические святые места. Видела старое фото (1980-х) с высоты птичьего полета, так там даже никакого намека на монастырь не было, все было разрушено, а теперь - красота. Надеюсь, что вскоре стройка закончится, и в это дивное...продолжение src="/jpg/plus.gif">

место будет приезжать намного больше народа.

Рита ★★★☆☆

(17-06-2011)

На территории пусто, только охранник. Все закрыто. Похоже на коттеджный поселок с церковью. Новенький, блестящий и на монастырь не похож. Заехали по пути из Борисоглебского в Ростов, так, что времени почти не потеряли.

КОННОЙКО ИВАН ★★★★★

(25-01-2011)

и наверняка православные монастыри на самом деле и есть воспитатели РУССКОГО духа такие как варницкий монастырь. ЛАВРА и востание из хаоса идёт от туда же. а не из за садового кольца!

Наталья ★★★★★

(22-11-2010)

Монастырь отстроен заново, но что делать, если большевики разрушили старый? Святое место все равно должно быть обозначено. Пусть новые верующие намаливают его.

Галина ★★★★☆

(25-06-2010)

Монастырь мужской.
Были года 2 назад с экскурсией. Братии человек 10. Действует православная гимназия для мальчиков. Воспитанники оставили приятное впечатление "растущей смены" священнослужителей. Источник был закрыт.
На этом месте давно монастырь был, но восстановлению мало что поддавалось. Ремонт - да, несколько чересчур современный... Место пока не очень намоленное, но, даст Бог, все впереди. Впечатление осталость хорошее.

dmpan ★★★★★

(13-08-2009)

Можно только радоваться возрождению этого монастыря, почти полностью уничтоженного в советское время, и нет ничего плохого в том, что при его восстановлении используются современные технологии. К сожалению, для реставрации здесь почти нечего не осталось, поэтому многое просто воссоздается заново. Обязательно посетите это святое место!

oblak ★★★☆☆

(22-06-2009)

Новодел. Смотреть особо нечего. Но есть с кем поговорить - мужская гимназия и доброжелательные смотрители.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что совсем недавно здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского, царила мерзость запустения.


Варницкая обитель стала памятником Преподобному Сергию на Ростовской земле. Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.



На родине преподобного Сергия

С благоговением заходит паломник в его врата (и особое значение имеет то обстоятельство, что над этими вратами сейчас расположена церковь преподобных Кирилла и Марии: так мы словно исполняем завет прп. Сергия — поклониться, прежде чем идти к нему, его родителям) и направляется по дороге к Троицкому собору. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.Церковь во имя преподобных Кирилла и Марии над северными воротами монастыря появилась уже в наши дни, после возвращения монастыря Церкви. Собственно, в XIX веке строительство такой церкви было и невозможно - поскольку в то время благочестивые родители преподобного Сергия почитались лишь местно, не будучи канонизированными.

Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - то есть со стороны главной дороги к монастырю. Впоследствии, когда будет построен собор во имя прп. Сергия Радонежского, вид монастыря с севера еще более выиграет. Строилась церковь прпп. Кирилла и Марии в 2003-06 годах. Сейчас она полностью готова, уже установлен иконостас. В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью.

Появление монастыря на родине преподобного Сергия не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове и при жизни великого старца было предметом благоговейной любви. Да и в свои посещения Ростова игумен Радонежский бывал на родине, где прошли его годы детства и отрочества. Поэтому место строительства обители было обозначено точно в памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Ростовская земля, казалось, только и ждала всероссийского прославления преподобного Сергия, чтобы обозначить свою причастность к жизни и подвигу угодника Божия строительством приличного для данного случая памятника. Таким памятником и явился Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Ко времени основания обители в Ростове были еще живы люди, знавшие от своих родителей, где находилась усадьба боярина Кирилла, отца преп. Сергия. В окрестностях монастыря старожилы указывали и дуб, выросший на том месте, где было явление отроку Варфоломею Ангела Господня. Славился монастырь святым целебным колодцем, именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.


Нельзя не рассказать и о том, что5 июля 1913 года, в день памяти обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Божественную литургию в Троицком соборе обители служил святитель Тихон (Белавин, 1907-1913), архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всей России. За шесть лет своего пребывания на Ярославской кафедре святитель Тихон трижды бывал в Троице-Варницком монастыре. При отъезде святителя Тихона из Ярославской епархии к месту нового служения насельники Варницкой обители подарили ему икону Преподобного Сергия. А через 6 лет, в марте 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. 27 февраля. «Гонимый архимандрит Георгий здравствует». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.


Но известна судьба Варницкого монастыря. Несмотря даже на то, что долгие годы советской власти место рождения преп. Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.


В Варницком монастыре нет ни мощей, ни чудотворных икон, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили прпп. Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней. Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре совсем нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием - храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.


В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания как минимум две иконы. Обе они нового - и весьма приличного - письма, обе - с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента - отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам - уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского.Впоследствии его за ветхостью разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма - Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара. Хотя раньше эти храмы не являлись монастырскими, сегодня они имеют статус подворья Варницкой обители. Храмы были возвращены Церкви в 1989 году - первыми из всех храмов Ростова и Ростовской области.


Для возрождения богослужебной жизни в возвращенных храмах на родину преподобного Сергия были «командированы» из Троице-Сергиевой Лаврытрое монахов - Феодор, Сергий и Никон. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы церкви стали пригодными к проведению богослужений, поскольку к моменту передачи их Церкви они находились в полуразрушенном состоянии. В храме прп. Паисия Великого и мч. Уара в первое лето вставили окна, переложили печи и перекрыли крышу. Средства на ремонт собирались при помощи окрестных жителей. Они же приносили иконы.


После долгих лет запустения, Троице-Сергиев Варницкий монастырь возрождается. Уже отреставрирован Введенский храм, заново отстроен Троицкий собор. И сравнительно недавно в обители был заложен обширный каменный храм во имя преподобного Сергия. «Это будет храм, - говорил наместник монастыря архимандрит Силуан в 2007 году, когда строительство было еще только в планах, - который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма». К январю 2009 года заложили фундамент. Конечно, завершение собора - дело не самого ближайшего будущего. Предполагается, что закончат его к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, которое выпадает на 2014 год.Достаточно посмотреть на макет будущего храма, чтобы убедиться в том, что он действительно будет очень величественным и масштабным. Особенно видно это при взгляде на макет монастыря в целом. Появление такого храма, несомненно, станет большим событием не только для самого монастыря и окрестных жителей, но и для паломников издалека - ведь во время праздничных богослужений (в частности, в дни памяти преподобного Сергия) он сможет вместить в себя гораздо больше богомольцев, чем нынешний соборный храм обители, Троицкий.