Вячеслав Власенко: Сербия понимает огромную ценность российского гуманитарного центра в Нише. О российско-сербском гуманитарном центре в нише Российско сербский гуманитарный центр в городе ниш

Работа российско-сербского гуманитарного центра (РСГЦ) в Нише на юге Сербии, созданного четыре года назад для реагирования на чрезвычайные ситуации, продолжает вызывать споры на Балканах. Противники укрепления российских позиций в регионе подозревают Москву в попытках создания военной базы в непосредственной близости от объектов НАТО. Центр в Нише не имеет боевой составляющей, но эксперты не исключают, что по мере обострения отношений с альянсом у России могут появиться и военные амбиции на этом пространстве.

Различные интерпретации и слухи вокруг гуманитарного центра в Нише объясняются тем фактом, что он находится менее чем в 100 километрах от базы НАТО Бондстил в Косово и в 140 километрах от румынского Девеселу, где строится американский противоракетный щит . Региональные амбиции этого центра и опора на опыт и потенциал российского Министерства по чрезвычайным ситуациям, чьи военные формирования превышают 7 тысяч человек , настораживают противников укрепления российского влияния в регионе. И хотя работа центра связана, прежде всего, с разминированием, тушением пожаров и преодолением последствий наводнений, его значение выходит за гуманитарные рамки и рассматривается в контексте геополитической борьбы.

Недобросовестные спекуляции о его якобы военном или даже "шпионском" характере злонамеренны

В России нервно реагируют на любые попытки придать центру в Нише негуманитарные черты и появляющиеся в прессе слухи о якобы имеющемся у Москвы намерении создать там военную базу – в качестве противовеса "американской экспансии". В официальных заявлениях центр в Нише представляют как административный объект со складом спасательного оборудования и предметов первой необходимости. "Недобросовестные спекуляции о его якобы военном или даже "шпионском" характере злонамеренны. РСГЦ полностью открыт для подключения всех заинтересованных государств. Он действует не на основании какой-либо блоковой схемы или исходя из какого-то блокового менталитета", – разъясняют в российском МИДе .

С такой оценкой согласен и министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич. "Шпионов отправляют туда, где есть за кем шпионить. Этот гуманитарный центр неоднократно помогал Сербии во время наводнений, землетрясений и пожаров", – сказал он сербским журналистам в недавней беседе.

В НАТО работу центра обсуждать отказываются, ссылаясь на "кампанию дезинформации"

Правовой основой для создания центра в Нише послужило соглашение между Россией и Сербией о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования от 2009 года. Центр является межправительственной некоммерческой организацией, пользующейся правами юридического лица. По мере присоединения к нему других участников он может наделяться международными координационными функциями. Работа центра финансируется из бюджетов стран-участниц, за счет средств третьих стран и международных организаций, грантов и денег, полученных от оказания услуг. Территориально центр и его филиалы размещаются на аэродроме Ниша, в самом городе и других согласованных с властями Сербии районах. Поисково-спасательные и другие формирования дислоцированы на национальных территориях и привлекаются к участию в совместных операциях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В активе гуманитарного центра – операции в Сербии, Албании, Боснии и Герцеговине, Греции и Словении. На сайте организации о текущих проектах, визитах и контактах, включая взаимодействие с местным Авто-мото союзом. В последнее время спасателей в Нише посетили представители ООН, Управления верховного комиссара по делам беженцев и Евросоюза. В НАТО работу центра обсуждать отказываются, ссылаясь на "кампанию дезинформации", которую российская сторона ведет в Сербии.

Белградский политический аналитик Никола Танасич обращает внимание на регулярность негативных слухов в СМИ по поводу работы центра в Нише. Несмотря на стремление значительной части сербского общества к союзническим отношениям с Россией, власти Сербии не заинтересованы в создании здесь военной базы, говорит он в интервью Радио Свобода.

Заинтересована ли сама Россия в укреплении своих военных позиций на Балканах – это спорный вопрос

– У России есть технические возможности для преобразования центра в военную базу, другой вопрос – есть ли у нее политическая воля. Нет сомнения, что часть сербской общественности, которая позитивно относится к России и негативно воспринимает сотрудничество с НАТО, поддержала бы такой сценарий, полагая, что присутствие российских военнослужащих укрепило бы положение Сербии и обеспечило ей гарантии безопасности от внешних интервенций и агрессивного давления. Но это лишь пожелания одной части сербской общественности. 60 процентов граждан Сербии выступают за союзнические отношения с Россией, но это не означает, что все они поддержали бы идею создания здесь военной базы. Кроме того, заинтересована ли сама Россия в укреплении своих военных позиций на Балканах – это спорный вопрос. До сих пор Москва пыталась политическими и дипломатическими методами ограничивать укрепление позиций НАТО в регионе, причем не только в странах, которые еще не стали членами НАТО (в Черногории, Боснии и Сербии), но и в таких государствах НАТО, как Румыния и Болгария. То есть Россия желает ограничить возможности навязанного присутствия НАТО, но я не уверен, что она хотела бы здесь создать какой-то военный противовес.

– Как в этом контексте выглядит политика властей Сербии?

– Сербские власти последние 15 лет проводят политику ползучей интеграции в НАТО, хотя здесь нет открытой евроатлантической политики, и официально Сербия придерживается нейтралитета. Время от времени часть проправительственных СМИ, которые продвигают тезис о том, что власти проводят пророссийскую политику, что само по себе спорно, запускают тезис о том, что в Сербии может быть создана российская военная база. На самом деле это лишь пропаганда, направленная на пророссийскую часть электората. Даже если бы Россия стремилась к этому, можно с уверенностью говорить о том, что у властей Сербии такого стремления нет.

– Что вы можете сказать по поводу утверждений, что центр в Нише не работает в соответствии с его официальным предназначением?

– Российская политика на Балканах до сих пор в основном сводилась к соблюдению международных договоров. Москва заранее сообщала о каких-то своих планах и шагах и ее организации в целом работали в соответствии с их предназначением. Гуманитарный центр участвовал в урегулировании ряда кризисов в Сербии и регионе, граждане хорошо помнят, как его сотрудники участвовали в ликвидации последствий наводнения два года назад. Нет свидетельств того, что они занимаются чем-то помимо гуманитарных операций, если не считать слухов и заголовков в желтой прессе. До сих пор не было никаких шпионских скандалов, которые можно было бы предъявить в качестве доказательства того, что Россия в чем-то замешана, – говорит политический аналитик Никола Танасич.

На мой взгляд, центр в Нише подрывает европейскую и региональную интеграцию Сербии

Ситуация вокруг центра в Нише дополнительно осложнилась после того, как в прошлом году сербское правительство подписало соглашение о присоединении к Механизму гражданской обороны Евросоюза. Казалось бы, Сербии, которая в последние годы неоднократно подвергалась природным бедствиям, выгодно иметь максимальное количество механизмов по оказанию помощи, однако возникают политические противоречия. В Брюсселе от Белграда требуют избегать дублирования. Евросоюз заявляет, что российско-сербский гуманитарный центр не помешает европейскому механизму, если будет оставаться в рамках двусторонних отношений и не будет иметь региональных амбиций. Между тем, согласно уставу центра, он создан как раз с целью гуманитарной деятельности во всем Балканском регионе.

Елена Милич , возглавляющая Центр евроатлантических исследований в Белграде, отмечает в интервью Радио Свобода, что Сербии придется следовать рекомендациям Евросоюза, если она хочет продолжать свой путь в ЕС.

Безвозмездную помощь Сербия получает главным образом от Евросоюза и западных стран

– Европейская комиссия заявила, что работа центра в Нише должна быть приведена в соответствие с европейской политикой, которую Сербия поддержала. Если Сербия хочет продолжать процесс интеграции с ЕС, то ей необходимо следовать этим рекомендациям. Интересно, что Сербия не приняла новый закон о реагировании на чрезвычайные ситуации, хотя он и прошел обсуждение. Этот закон предусматривает создание правительственного органа, который координировал бы политику в этой области с учетом европейского механизма. На мой взгляд, центр в Нише подрывает европейскую и региональную интеграцию Сербии. Он служит препятствием для создания адекватной государственной инфраструктуры и принятия закона о реагировании в чрезвычайных ситуациях. Напомню, что этой весной во время предвыборной кампании в Сербии персонал центра в Нише принимал представителей одной из политических сил, которая выступает за отказ от европейской интеграции.

– Как вы оцениваете работу гуманитарного центра в Нише по сравнению с помощью со стороны ЕС?

– Центр в Нише, конечно, оказывает поддержку в чрезвычайных ситуациях и сразу пришел на помощь во время наводнения два года назад. Однако если сравнивать его с вкладом Евросоюза, то последний был значительно больше, в особенности в вопросах реконструкции. У центра в Нише хорошо налажен пиар, но безвозмездную помощь Сербия получает главным образом от Евросоюза и западных стран.

– Обоснованы ли предположения, что центр в Нише может превратиться в военный объект?

– Я не могу этого сказать, но мне странно, что российская сторона требует предоставить сотрудникам гуманитарного центра такой же статус, каким обладают представители военно-политической организации НАТО. Учитывая крайне натянутые отношения между Россией и НАТО, я не исключаю, что это может быть политикой России в будущем, – полагает Елена Милич.

Вопрос о статусе персонала российско-сербского центра наблюдатели называют одним из ключевых

В последние месяцы на Балканах активизировались споры о том, может ли Россия рассчитывать на расширение гуманитарного центра в Нише и получит ли его персонал привилегированный статус. Известно, что соглашение об иммунитетах было разработано еще в 2014 году, однако его подписание постоянно откладывается. В последнее время это объяснялось досрочными парламентскими выборами в Сербии, которые состоялись 24 апреля. Между тем вопрос о статусе персонала российско-сербского центра наблюдатели называют одним из ключевых. Эта тема вновь вошла в политическую повестку после того, как сербский парламент ратифицировал в феврале соглашение о сотрудничестве с НАТО в области материально-технического обеспечения, которое вызвало в Москве серьезное недовольство. Это соглашение предусматривает предоставление представителям НАТО дипломатического иммунитета и свободы передвижения, при этом натовская собственность освобождается от налогов, таможенных пошлин и других сборов в Сербии, за исключением оплаты коммунальных услуг.

Подвергнув критике "попытки НАТО любым способом вовлечь максимальное число стран в орбиту своего геополитического влияния", Москва тут же заговорила об иммунитете для российского персонала в рамках подтверждения сербского военного нейтралитета. Станет ли новое правительство Сербии, которое пока еще не сформировано, заниматься в срочном порядке соглашением с Россией об иммунитетах, не известно. Однако вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно обратился к сербским властям с призывом "ускорить" эту работу, назвав данный вопрос "проблемным".

В свою очередь сербские эксперты считают вопрос об иммунитетах чрезмерно раздутым в прессе и указывают на некорректность параллелей между работой гуманитарного центра в Нише и сотрудничеством Сербии с НАТО.

Предоставление статуса имело бы негативные последствия не только для Сербии, но и для Балкан в целом

– Я не знаю, есть ли законные основания для того, чтобы предоставить привилегированный статус сотрудникам центра, которые занимаются гуманитарно-спасательными работами, но я не вижу в этом проблемы. В любом случае нельзя говорить о каких-то параллелях с ситуацией с НАТО, потому что в гуманитарном центре в Нише нет военных сил и военной техники, которая должна была бы передвигаться по сербской территории. Однако эта тема постоянно поднимается, чтобы сербские власти могли продемонстрировать свою якобы пророссийскую или сбалансированную политику, – считает Никола Танасич.

Елена Милич полагает, что российскому персоналу все же не будет предоставлен привилегированный статус, если новое правительство Сербии решит остаться на европейском пути.

– Это не только вопрос российско-сербских двусторонних отношений. Особый статус для сотрудников центра в Нише дополнительно дестабилизировал бы ситуацию на Балканах. Здесь еще много открытых вопросов. Посмотрите, например, на политический кризис в Македонии или на то, как Республика Сербская блокирует продвижение Боснии и Герцеговины в Евросоюз. Думаю, что в этом контексте предоставление статуса имело бы негативные последствия не только для Сербии, но и для Балкан в целом, – говорит она.

Гуманитарный центр в Нише на сегодняшний день остается главным инструментом российской мягкой силы в Сербии на фоне появления в последние годы новых пророссийских факторов. Что будет означать для Сербии дальнейшее усиление российского влияния? Политический аналитик Никола Танасич так отвечает на этот вопрос:

Сербские власти были готовы ввести санкции против России, но они не смогли это сделать под давлением общественного мнения

– Сербские граждане воспринимают гуманитарный центр в Нише не как элемент имперской политики, а прежде всего как организацию, которая помогает в чрезвычайных ситуациях. И все же мягкая сила предполагает наличие более серьезного идеологического и финансового потенциала, чем тот, которым на сегодняшний день может похвастаться Россия. В этом смысле гораздо больше преуспели страны Запада. Но то, что можно назвать большим потенциалом, – это симпатии большого числа сербских граждан в отношении российской политики, включая ее внешнюю политику, и симпатию лично к Владимиру Путину, который в Сербии, возможно, является самым популярным политиком. Эти широкие симпатии подтверждаются в опросах общественного мнения по крайней последние десять лет, и это то, что Россия могла бы использовать в своих интересах. Вопрос об отношениях с Россией столь значим, что сербские власти, несмотря на их крепкие позиции, не способны продавить некоторые вопросы. Я уверен, что сербские власти были готовы ввести санкции против России, но они не смогли это сделать под давлением общественного мнения.

– На чем строится положительный образ России и поддержка российской политики?

В Сербии действуют более ста пророссийских политических и неполитических организаций

– Поддержка России и ее положительный образ во многом основаны на стереотипах и неинформированности. На самом деле существует не так много каналов реальной коммуникации, очень мало людей в Сербии говорят по-русски, российские фильмы, музыка и культура в целом плохо представлены на сербской сцене. Потенциал существует, но не ясно, как он будет использован. Примитивным образом с целью извлечения сиюминутной политической выгоды? Или же он послужит фундаментом для построения серьезного стратегического партнерства, чтобы без выворачивания рук, шантажа, давления и угроз увеличивать свое влияние на сербскую власть, чтобы она не предпринимала какие-то антироссийские шаги?

В свою очередь Елена Милич считает, что сербские власти находятся под серьезным давлением, и дальнейший рост российского влияния был бы опасен для Сербии.

– Когда я говорю об опасности российского влияния, я имею в виду негативное влияние на процессы демократизации и евроинтеграции. Разумеется, я не имею в виду изучение русского языка или распространение русской культуры. Недавно мы провели исследование по поводу российской мягкой силы, и выяснилось, что в Сербии действуют более ста пророссийских политических и неполитических организаций. Их общей характеристикой является то, что их финансирование абсолютно нетранспарентно, и все они выступают против евроинтеграции и демократических процессов. И я считаю, что это крайне опасно, – отмечает Елена Милич.

За пять лет своей работы на Балканах, РСГЦ сделал многое для решения ряда вопросов, связанных подготовкой и оснащением национальных структур гражданской защиты стран регионов. Безусловно, основными помощниками Центра здесь были профильные профессиональные структуры стан-основателей Центра – МЧС России и МВД Сербии. Но одновременно с этим Центр не прекращал работы по налаживанию контактов с другими структурами и организациями, которые действуют на этом поприще.

Установлены связи с многочисленными учебными заведениями и волонтерскими институтами. Но, главным партнером, по своей значимости на мировой арене, явилась Международная Организация Гражданской Обороны (МОГО –ICDO)- единственная международная структура важнейшей задачей которой является защита людей при ЧС.

Понимая все это и учитывая опыт работы МЧС России с МОГО, в мае 2016 году РСГЦ присоединяется к МОГО в качестве аффилированного члена. Для молодого РСГЦ это было важно – консультации со специалистами МОГО, их рекомендации и советы, гуманитарные поставки, встречи и многое другое.

Учитывая значимость работы РСГЦ в балканском регионе, все еще пребывающем в режиме посткризисного восстановления и, в частности, защиты населения от ЧС и повышения образовательного уровня людей в профильной сфере, а также очевидные результаты работы РСГЦ в этой сфере, руководством МОГО было предложено Центру рассмотреть предложение о получении им статуса « Регионального(Балканского) учебного Центра МОГО». Конечно, это почетный статус, но он и обязывает Центр к дальнейшей интенсификации своей образовательной работы. Были сделаны соответствующие шаги – дооборудован УТК « Тропа спасателей», получен УТК «Штурм», запланированы к оборудование в Центре 5 учебных классов, ведутся работы по открытию в РСГЦ постоянно действующей экспозиции новейших образцов российского пожарно-спасательного оборудование, не прекращается обучение в ВУЗах МЧС РФ местных специалистов, местная молодежь продолжает приглашаться к участию в спортивно-учебным лагерям в России и еще многое другое.

Все это не осталось незамеченным и, как результат, на 51-ой сессии Исполнительного Совета и 23-й Генеральной Ассамблеи Международной организации гражданской защиты, проходившей в столице Катара Дохе с 26 по 28 марта 2018 года, единогласным решением, РСГЦ получил «СТАТУС РЕГОНАЛЬНОГО (Балканского) учебно-тренировочного ЦЕНТРА МОГО».

Это и честь, но и дополнительный труд всех сотрудников Центра, особенно принимая во внимание тот фактор, что на Балканах только Босния и Герцеговина является членом МОГО.

В практическом плане статус Регионального образовательного центра открывает новые перспективы для деятельности РСГЦ, а именно:

— активизация профильной деятельности в регионе;

— проведение совместно с МОГО тренировок и занятиий для сотрудников профессиональных и добровольных структур балканских стран;

— использование складов Центра в качестве элемента логистики для накопления грузов МОГО, равно как и демострация новейших образцов российских технологий и достижений в профильной области, используемых в МОГО;

— включение ЦУКС-а РСГЦ в общую глобальную информационною систему МОГО.

Особо отметим, что получение этого высокого статуса является еще одним шагом на пути развития РСГЦ с конечной целью преобразование Центра в полновесную международную организацию.

Кроме этого, получение нового статуса Центром подтверждает его востребованность и актуальность проекта «Российско-сербский гуманитарный центр в Нише» в целом.

Российско-сербский гуманитарный центр (РСГЦ) учрежден на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии от 25 апреля 2012 года, которое подписали в городе Ниш (Сербия) Министр Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям В.А. Пучков и Министр внутренних дел Сербии И. Дачич. Тогда же было подписано и Соглашение об утверждении Устава Центра.

Правовой основой образования Центра послужило Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Сербии о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидации их последствий от 20 октября 2009 года.

РСГЦ является межправительственной гуманитарной некоммерческой организацией, пользующейся правами юридического лица. Центр зарегистрирован в Республике Сербия в соответствии с ее законодательством.

РСГЦ создан в целях обеспечения гуманитарного реагирования на чрезвычайные ситуации на территории Сербии и других стран Балканского региона. На него возлагается выполнение следующих задач:

  • участие в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая тушение пожаров;
  • оказание чрезвычайной гуманитарной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций;
  • реализация совместных проектов и программ на территории Республики Сербия и других стран Балканского региона, включая проекты и программы по гуманитарному разминированию;
  • обучение и повышение квалификации специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • проведение испытаний и демонстрация современных пожарно-спасательных средств и технологий;
  • выполнение других задач, не противоречащих целям создания Центра.

На сегодняшний день в активе Центра ряд операций по оказанию помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Сербии, Албании, Боснии и Герцеговины, Греции, Словении.

Наиболее полно возможности Центра по оперативному реагированию были продемонстрированы в ходе ликвидации последствий разрушительного наводнения в Сербии и других странах Балканского региона в мае 2014 года. Российские спасатели первыми пришли на помощь Сербии. За двое суток они эвакуировали свыше двух тысяч жителей (в том числе более 600 детей) из зоны затопления в городе Обреновац, положение которого было наиболее критическим. В рамках этой операции в Сербию, а также Боснию и Герцеговину авиацией МЧС России доставлено более 140 тонн различных гуманитарных грузов. Работу Центра при ликвидации последствий майского наводнения высоко оценили Президент Российской Федерации В.В. Путин и Президент Сербии Т.Николич.

Важным направлением деятельности Центра является гуманитарное разминирование. Начиная с 2008 года, совместный российско-сербский отряд ведет работы по очистке территории Сербии от взрывоопасных предметов. За этот период очищено более 4,2 миллионов квадратных метров территорий, обнаружено и уничтожено свыше 13 тысяч различных боеприпасов.

Одним из приоритетов деятельности Центра является работа по обучению персонала, проведение конференций и семинаров, а также участие в выставках.

Центр активно осуществляет мероприятия по обучению и подготовке специалистов, привлекая для этого возможности высших учебных заведений МЧС России, в первую очередь Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы. К октябрю 2015 года обучение прошли более 200 сербских спасателей.

Также РСГЦ принимает активное участие в общественной жизни Республики Сербии, сотрудничает с общественными, религиозными и ветеранскими организациями, а также школами и средствами массовой информации.

В будущем Центр видится полноценной международной структурой, обеспечивающей оказание содействия и помощи по чрезвычайному гуманитарному реагированию всем заинтересованным государствам Балканского региона. Центр открыт для присоединения к нему любого государства или организации, которые солидарны с его целями и задачами.

Директор РСГЦ – В.П. Гулевич (Россия). Содиректор РСГЦ – Б. Гламочлия (Сербия).

Территориально Российско-сербский гуманитарный центр располагается в городе Ниш, Республика Сербия.

Российско-сербский Гуманитарный центр

Российско-сербский Гуманитарный центр создан на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидации их последствий от 20 октября 2009 г. Центр официально открыт 25 апреля 2012 г.

Направления деятельности и правовой статус Центра определены отдельными межправительственными соглашениями. Центр находится в совместном подчинении Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Сербии.

Центр создан в целях содействия развитию возможностей гуманитарного реагирования на чрезвычайные ситуации в Сербии и в других странах балканского региона.

На Центр возложено выполнение следующих основных задач: осуществление мероприятий по подготовке к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций; реализация проектов и программ по гуманитарному разминированию; оказание помощи Сербии и государствам региона в тушении пожаров с применением авиационных средств; обучение, повышение квалификации и тренировка специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение демонстраций и испытаний современных пожарно-спасательных и других средств и технологий, обмен опытом и информацией в соответствии с задачами Центра; выполнение других задач, не противоречащих целям создания Центра.

Центр является межправительственной некоммерческой организацией, пользующейся правами юридического лица, который по мере присоединения к нему других участников может наделяться международными координационными функциями.

Территориально Центр и его филиалы размещаются на аэродроме Ниш, в г.Ниш и в других согласованных сторонами районах Сербии.

Центр как юридическое лицо регистрируется в Республике Сербии в соответствии с ее национальным законодательством.

В целях выполнения возложенных на Центр задач в его составе планируется создать следующие структуры: совет полномочных представителей сторон; совместную дирекцию; авиационную группу; поисково-спасательные и другие формирования; совместный отряд гуманитарного разминирования; подразделение обучения персонала, технологий и обмена информацией; материально-технический резерв.

Совет полномочных представителей сторон является высшим органом управления Центром. Он утверждает программу деятельности Центра, его структуру, штатное расписание, направления использования бюджетных средств и осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом Центра. Совет также рассматривает заявления и предложения сторонам о приеме новых членов Центра.

Дирекция Центра является исполнительным органом Центра, который осуществляет непосредственное управление его деятельностью. Она включает директора, заместителей директора и других сотрудников дирекции в соответствии с ее совместным штатом.

Авиационная группа Центра является многоцелевым аэромобильным компонентом, предназначенным для доставки гуманитарных грузов, команд спасателей (пожарных), участия в поисковых, аварийно-спасательных и других работах при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе в тушении пожаров. В состав группы включаются самолеты и вертолеты МЧС России, а также вертолеты МВД Сербии. Группа базируется на аэродроме г. Ниш в период выполнения совместных операций, а также в дежурном режиме по согласованию сторон.

В целях обеспечения готовности сил Центра к совместным действиям в 2010 и 2011 гг. проведены учения с привлечением наземного и воздушного компонентов Центра. Реальная способность сил Центра к таким действиям была подтверждена в сентябре 2011 г. при тушении масштабных лесных пожаров в районе сербских городов Кралево и Заечар. В ходе этой операции на аэродром Ниш оперативно были перебазированы самолет-амфибия Бе-200 и тяжелый вертолет Ми-26, которые совместно с вертолетами и наземными подразделениями МВД Сербии обеспечили локализацию пожаров в короткие сроки, тем самым подтвердив высокую эффективность применения авиационных средств при тушении пожаров в труднодоступной горной местности.

Поисковоспасательные и другие формирования Центра размещаются на национальных территориях и привлекаются к участию в совместных операциях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Реестр, включаемых в состав Центра сил и средств, утверждается сторонами.

Отряд гуманитарного разминирования - предназначен для выполнения работ по разминированию на территории Сербии и других стран региона в интересах обеспечения безопасности населения и возвращения в экономический оборот объектов и территорий. Отряд ведет работы на территории Сербии с 2008 г., с июня 2010 г. функционирует как совместное российско-сербское подразделение. За этот период разминировано и передано сербским властям около 2,7 млн. кв. м территорий, обнаружено и уничтожено свыше двух тысяч взрывоопасных предметов различных типов. При организации и выполнении работ отряд взаимодействует с Противоминным центром Сербии.

Подразделение обучения персонала, технологий и обмена информацией - решает задачи по обеспечению деятельности Центра, включая организацию обучения персонала, а также обмен опытом и передовыми пожарно-спасательными технологиями, в том числе организации их. демонстрации и испытаний. Сотрудничество сторон по этим направлениям в последние годы активно развивается, включая, проведение конференций, семинаров, рабочих встреч и других мероприятий по обмену опытом в области ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе борьбы с наводнениями, природными пожарами, оказания пострадавшему населению экстренной психологической помощи и т.д. Наиболее плодотворно такое сотрудничество развивается между Санкт-Петербургским университетом государственной противопожарной службы МЧС России и Высшей технической школой в г. Нови-Сад, по совместным планам которых ежегодно осуществляется значительное количество совместных мероприятий как в Сербии, так и в России. В перспективе на базе Центра планируется иметь курсы повышения квалификации по всем основным специальностям персонала спасательных и других формирований, включая курсы по доподготовке персонала отрядов разминирования перед началом очередного рабочего сезона.

Резерв материально-технических средств создается для оказания гуманитарной помощи пострадавшему от чрезвычайных ситуаций населению и обеспечения совместных операций. Он содержится на складах аэродрома Ниш и других согласованных сторонами местах. В октябре 2011 г. самолетом Ил-76 МЧС России на аэродром Ниш доставлена первая партия гуманитарных грузов для формирования резерва Центра общим весом около 37 т, включая палатки, генераторы, мотопомпы, а также комплекты рабочего инструмента для оснащения спасательных формирований. В дальнейшем материальный резерв планируется довести и поддерживать на уровне согласованных объемов.

В состав Центра будет входить постоянный и временный персонал. На постоянной основе будет функционировать Совет, дирекция и часть обеспечивающих подразделений Центра. На временной основе – персонал, привлекаемый на период подготовки и проведения совместных операций и мероприятий.

Финансирование деятельности Центра осуществляется за счет бюджетных средств участников Центра, грантов и пожертвований физических и юридических лиц, а также доходов от разрешенной деятельности Центра.

Выделенные сторонами в состав Центра силы и средства размещаются на национальных территориях и находятся в дежурном режиме в готовности к перебазированию на аэродром Ниш и действиям по предназначению в рамках совместных операций по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение сил и средств Центра для ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Сербии осуществляется по запросу уполномоченного органа (МВД Сербии), на территории третьих государств - в общепринятом порядке на основании обращения правительства пострадавшего государства. При этом по договоренности сторон услуги третьим государствам Центр может оказывать на компенсационной основе.

Для управления действиями сил и средств Центра на время проведения совместной операции формируется оперативный штаб, который функционирует в тесном взаимодействии с МВД Сербии (уполномоченным органом пострадавшего государства).

Предполагается, что Центр будет осуществлять сотрудничество и рабочее взаимодействие также с соответствующими органами и структурами Европейского Союза.