Языческие обряды, приметы и суеверия у современных славян. Славянские приметы в современном быту Славянские приметы и суеверия

Современные историки называют славянами группу племен, населявших территории Центральной и Восточной Европы и разговаривавших на так называемых "славянских" наречиях. Этимология слова "славяне" неизвестна, однако большинство исследователей уверены, что оно произошло от древнего названия реки Днепр - Славутич, и именно по названию этой огромной реки и были названы народы, живущие в ее долине. Сейчас славянскими считаются более 100 племен, и все они делятся на три основные группы по региону проживания: южные славяне, восточные славяне и западные славяне.

К южнославянским народам принято относить этнические группы, населявшие Балканский полуостров (современные Румыния, Албания, Хорватия, Черногория, Болгария, Сербия и др.). Восточнославянскими считаются племена, жившие на территории современных Украины (кроме Крыма и Приазовья, где проживали тюркские народы), Беларуси и Европейской части России, а к западным славянам относят свыше 50 этнических групп, населявших территории современной Польши, Словакии, Словении, Чехии и др. Племена, которые сейчас принято называть славянскими, действительно имели много схожих общественных норм и правил, верований и культурных традиций, а также разговаривали на схожих языках. Однако из-за того, что все эти народы жили разрознено на огромной территории, культура и религия разных славянских племен существенно отличается.

Верования и боги древних славян

Религия древних славян до крещения Руси была языческой, в верованиях всех племен просматривались черты анимизма и политеизма . Однако в отличии от , греков и римлян, славяне уделяли гораздо меньше внимания культам отдельных богов, и почитали, прежде всего, именно духов природы. К примеру, в религии восточных славян было множество духов, бесов и различных сверхъестественных сущностей, однако большинство из них не были персонифицированы и не имели имен - люди просто просили о милости духов леса, рек и др. Помимо анимизма, то есть одухотворения природы и предметов окружающего мира, в религии древних славян также имел место полидемонизм - вера в "демонов". Однако в отличии от современных христиан, славяне считали демонов не злыми духами, а сверхъестественными сущностями, которые являются "тенями" или душами объектов живой и неживой природы (деревьев, камней, огня и др.), но могут существовать отдельно от таких объектов.

Другой яркой чертой религии древних славян был тотемизм - . Зачастую тотемными животными славянских племен выступали лось, медведь или кабан, но в отличии от верования индусов, в религии славян не было категоричного запрета на убийство тотемного животного. Позже тотемистические верования вплелись в политеистическую систему верования, и животные-тотемы стали считаться сопровождающими богов или даже их воплощениями: к примеру, славяне верили, что Перуна, бога-громовика, сопровождал кабан.

В религии древних славян было не так много персонифицированных богов, причем разные племена чтили как "общих" божеств,так и 2-3 своих. Что касается религии восточных славян, их самыми почитаемыми богами были:

  1. Перун - бог-громовержец. покровительствующий воинам и правителям
  2. Велес - бог богатства и животноводства, покровитель купцов и путешественников; некоторые племена также почитали его как бога мертвых
  3. Макошь - богиня плодородия, воды и судьбы, покровительница рожениц и олицетворение женского начала
  4. Сварог - бог неба и огня, один из самых древних богов
  5. Даждьбог - бог тепла и солнца, покровитель земледельцев
  6. Лада - богиня красоты и любви, а также богиня лета и урожая
  7. Леля - дочь Лады, богиня весны и хранительница посеянного зерна от заморозка
  8. Симаргл - бог-хранитель посевов, изображающийся в виде крылатого пса
  9. Хорс - божество солнца, считается заимствованным у иранских племен.

В религии древних славян не было "официальных" жрецов - их функции при проведении различных обрядов, как правило, выполняли старейшины племени или старшие мужчины и женщины в семье. Обряды, связанные с поклонением богам проводились либо на полях и в домах (ритуалы, связанные с просьбой об урожае, богатстве в доме, легких родах и др.), либо в капищах, расположенных в рощах или на возвышенностях. Капища восточных славян состояли из двух частей - места, где был расположен идол божества, и места алтаря для . В качестве алтаря наиболее часто использовалось большое кострище, на котором и сжигали жертв. В истории есть упоминания о культе Перуна, который соблюдали воины и князья, и именно этому богу молились и приносили дары перед каждым воинским походом и в благодарность за победу. Следует отметить, что культ Перуна , как и культы других славянских богов, включал в себя в основном жертвоприношения различных животных, но в редких случаях приносились в жертву и люди (в летописях есть упоминания о том, что сам князь Владимир Святославич до принятия христианства и крещения Руси совершал человеческие жертвоприношения).

Праздники и культы древних славян

Древние славяне вели преимущественно земледельческий образ жизни, поэтому закономерно, что аграрный культ занимал важное место в их веровании. Земледельческий культ и в южных, и в восточных славян включал в себя множество ритуалов и обрядов, связанных с поклонением богам и празднованием основных моментов земледельческого календаря. Этот культ относится к общинным культам древних славян, что значит, что большинство обрядов проводились при участии всех членов общины. И сейчас, по прошествии более тысячелетия после прихода христианства, в традициях нашего народа осталось много праздников, которые были частью аграрного культа древних славян. К этим праздникам относятся:

  • Масленица - праздник прощания с зимой и встречи с весной
  • Ивана Купала - день летнего солнцестояния
  • Коляда - день зимнего солнцестояния, "поворота солнца из зимы на лето".

Помимо праздников и обрядов, земледельческий культ древних славян включал в себя так называемую "земледельческую магию" - и суеверные представления, направленные на предсказание и увеличение будущего урожая. Наиболее распространенными среди большинства славянских племен были такие магические ритуалы, как закапывание куриного яйца в борозду при посеве, чтение специального заговора во время вспахивания поля и др.

Другим весомым культом в религии древних славян был культ предков , ведь все славяне верили в загробную жизнь, а именно - в то, что души после смерти отправляются в другой мир "вирий", однако могут влиять на живых людей. Проявлением культа предков являлась традиция поминания умерших родственников в поминальные дни, а также почитание "домашних богов" - отдельной семьи. Из веры в домашних богом, по мнению историков, и берут начало до сих пор сохранившиеся поверья о домовиках - духах-хранителях дома.

Также культ предков включал в себя погребальный культ , так как древние славяне считали, что от правильного погребального обряда зависит легкий путь у вирий. В славян было принято сжигать тела умерших на костре, а урну с прахом хоронить в родовом кургане. Следует отметить, что культ предков касался только "чистых" покойников - тех, кто умер своей смертью от старости либо от болезни или пал на поле брани. А вот "нечистых" покойников ("мертвяков") - самоубийц и умерших насильственной смертью или от пьянки, побаивались, их старались обезвредить с помощью специальных ритуалов, а затем - забыть о них.

Приметы, поверья и суеверия окружают человека с рождения и до смерти. У всех народов мира существует множество примет и поверий, некоторые из них общие для многих стран. Славянские народы остаются весьма суеверными. На все случаи и явления жизни есть свои приметы. Наши предки придавали огромное значение явлениям мира, примечали все события и на этой основе вырастали приметы и поверья. В течение многих веков наш народ добавлял в свой список новые приметы, заимствовал их у соседних народов. И к настоящему моменту весь список славянских примет стал огромен. Но, к сожалению, многие приметы так и остались суеверьями, некоторые утратили свой смысл и т.д. И естественно хотелось бы разобраться, какая примета несет в себе смысл, а какая является суеверием.
В данном разделе как раз будет присутствовать не только список основных примет, но и детальное их рассмотрение. А также в разделе будет присутствовать славянский сонник. Раздел сделан на основе книги И.Панкеева "Тайны русских суеверий". Для желающих заняться самостоятельным исследованием на эту тему, порекомендую следующие книги: В.И.Даль "О поверьях, суевериях и предрассудков русского народа"; М.Забылин "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"; И.М.Снегирев "Русские простонародные праздники и суеверные обряды"; И.П.Сахаров "Сказания русского народа"; А.А.Коринфский "Народная Русь".

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать — Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор — пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать...

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу — Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец)...

***
Въехал в новый дом — потолок целый год белить не надо — В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских)...

***
Не сиди, девица, на подоконнике — замуж не выйдешь — Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых — испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать...

***
Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь — Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет — к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья — всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду...

***
В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь — Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: «Всякая метла по-своему метет»: То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор...

***
Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется — В основе поверья — отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче...

***
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь — Мести к порогу — значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое — хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались...

***
Загудело в печной трубе — душа покойника мучается — Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, — чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими»...

***
Передний угол в доме трещит — несдобровать хозяину — Угол для славян — не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда — окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки — треск, стук, — доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья — в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать — не только хозяину, но и всем домочадцам...

***
Петух головой затряс — быть беде — Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже «снести яйцо», из которого появляется на свет «маляк», доводящий потом хозяев до смерти).Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, — однозначно. И суеверие — повод расстаться с ним во имя благополучия в доме...

***
Стук в доме без причины — к чьей-либо смерти — Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме...

***
Вымести сор из дома, где покойник лежит, дo его выноса — значит всех живых из дома вымести — Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует...

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси — Это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла — излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог — и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых — чтобы перенести домового; во-вторых — чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей...

Не свисти в доме — денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет — К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист — забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть — на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя...

***
Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя — все равно что вымывать, выметать его из дому — Поверье, суть которого — в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага)...

***
Забыть какую-либо вещь в чужом доме — к скорому возвращению туда — Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время — телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее...

***
Выпал кирпич из печи — добра не жди — Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа — это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара...

***
Здороваться и прощаться на пороге — к ссоре — Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) — мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости...

***
Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза — Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник — и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз — значит, использовать его защитную функцию, а именно — призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай...

***
Хранить разбитую посуду — к несчастью — Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранехранение разбитой посуды в доме может при-вести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется — к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки...

***
Двери начали скрипеть — к несчастью — Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь — не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья»...

***
Не сиди на пороге — заболеешь — О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание...

***
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести — Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это — излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку — тогда и порчу не почему будет наводить...

НОВОГОДНИЕ БЛЮДА ИЗ КУРИЦЫ И УТКИ 1) УТКА С ЯБЛОКАМИ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● выпотрошенная утка - 2.5 - 3 кг ● кислые яблоки - 6 шт. ● чеснок - 2 зубчика ● приправа гарам масала - 2 ч.л. ● оливковое масло - 2 ст.л. ● острый соус чили - 1 ч.л. ● мелкий картофель - 1 кг ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Утку вымыть и обдать крутым кипятком. Яблоки вымыть, разрезать на четвертинки, удалить сердцевину. Чеснок очистить, нарезать кусочками, соединить с яблоками, присыпать солью и приправой гарам масала, перемешать. 2. Нафаршировать утку яблоками и чесноком, разрез зашить. Сделать на коже утки несколько проколов вилкой, чтобы при запекании стекал лишний жир. 3. Смешать оливковое масло, соус чили и соль. Обмазать получившейся смесью утку. Завернуть утку в фольгу, выложить на противень в разогретую до 190 градусов духовку и запекать 1 час 30 минут. Затем удалить фольгу, к утке выложить вымытый и разрезанный на половинки картофель. Готовить все вместе еще 30-45 минут. 2) ЛЮЛЯ-КЕБАБ НА ПАЛОЧКАХ КОРИЦЫ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● куриный фарш - 400 г ● корица - 4 палочки ● соль, перец - по вкусу ● рубленая зелень - 2-3 ст.л. ● измельченный чеснок - 2 дольки ● измельченный сладкий перец - 1/2 шт. ● оливковое масло для жарки ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Хорошо перемешать все ингредиенты и отправить в холодильник на 1-2 часа. 2. Разделить фарш на 4 части и сделать 4 кебаба на палочках корицы. 3. Обжарить до готовности на сковороде-гриль или мангале. Кебабы можно запечь в духовке до золотистого цвета. 3) УТИНЫЕ НОЖКИ В МАНДАРИНОВОМ СОУСЕ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● утиные ножки - 2 шт. ● мандарины - 4 шт. ● растительное масло - 1-2 ст.л. ● соль, перец - по вкусу ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Утиные ножки помыть и обсушить. Сделать крестообразные надрезы на коже. 2. Разогреть масло в сотейнике и уложить ножки кожей вниз. Хорошо обжарить, чтобы вытопился лишний жир, и готовить на среднем огне 10-15 минут. Затем перевернуть ножки и обжарить их с другой стороны. Удалить лишний жир. 3. Выжать сок из мандаринов, влить в сотейник. Довести до кипения, добавить соль, перец и накрыть сотейник крышкой. 4. Тушить на медленном огне в течение 30-40 минут или до готовности. Подавать с картофельным пюре. 4) ГУСИНАЯ ГРУДКА С ЯГОДНЫМ СОУСОМ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● гусиные грудки - 2 шт. ● красное сухое вино - 100 мл ● ежевика - 50 г ● черника - 50 г ● малина - 100 г ● клубника - 100 г ● сливочное масло - 1 ч.л. ● сахар - 1.5 ст.л. ● сок лимона - 1/2 шт. ● соль - по вкусу ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. На гусиных грудках сделать небольшие надрезы. Обжарить грудки на сухой сковороде по 5 минут с каждой стороны. Затем отправить мясо в разогретую до 180 градусов духовку на 15 минут. Накрыть фольгой и поставить в выключенную духовку еще на 10 минут. 2. Приготовить ягодный соус:Растопить в кастрюльке сливочное масло, добавить сахар и готовить на небольшом огне, помешивая, пока сахар не растворится. 3. Всыпать ягоды (можно замороженные), добавить сок лимона и дать закипеть, после чего влить вино. Можно добавить несколько бутонов гвоздики и немного корицы. Перетереть соус через сито, снова поместить его в кастрюлю и готовить, помешивая, на слабом огне в течение 20 минут. 4. Готовые грудки нарезать на кусочки, полить ягодным соусом и украсить ягодами, листиками мяты и ядрами граната. 5) ЗАПЕЧЕННАЯ КУРИЦА С АПЕЛЬСИНАМИ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● куриные ножки - 1 кг ● чеснок - 1-2 дольки ● мед - 1 ст.л. ● апельсин - 3 шт. ● лук - 2 шт. ● корень имбиря - 1-2 см ● соль и молотый перец - по вкусу ● прованские травы - по вкусу ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Куриное мясо помыть, обсушить кухонным полотенцем. Два апельсина разрезать и выдавить сок. Из третьего апельсина снять цедру. Имбирь нарезать небольшими кусочками. 2. Приготовить маринад для курицы: подогреть апельсиновый сок, добавить туда цедру и имбирь, растворить мед, немного посолить и поперчить. Этим маринадом залить курицу и оставить на 30 минут. 3. Оставшийся апельсин нарезать дольками, также поступить с луком. Выдавить чеснок. Все перемешать с курицей. По необходимости еще посолить и поперчить. 4. Запекать в форме при 200 градусах 40-45 минут, периодически поливая курицу выделившимся соком. Готовое блюдо посыпать зеленым луком. 6) ЦЫПЛЯТА В ТЕСТЕ С ПРЯНЫМИ ТРАВАМИ И ЛИМОНОМ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● цыплята весом - 300-400 г 2 шт. ● лимон - 1 шт. ● чеснок - 4 дольки ● оливковое масло - 4 ст.л. ● мука - 450 г ● листья шалфея - горсть ● листья тимьяна - горсть ● соль, перец - по вкусу ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Из муки, щепотки соли и стакана воды замесить крутое тесто, оставить на полчаса отдохнуть. С лимона снять цедру, перемешать ее с чесноком, зеленью, крупной солью и перцем, растереть в ступке до грубой кашицы, добавить оливковое масло. Натереть полученным маринадом цыплят изнутри и снаружи, оставить на 15 минут. 2. Лимон порезать дольками, начинить тушки цыплят. Тесто разделить пополам, каждую раскатать в пласт 5 мм и завернуть цыпленка, стараясь избегать образования воздушных пузырей между тушкой и тестом. Запекать около часа при температуре 220 градусов. 7) ШАШЛЫЧКИ ИЗ ИНДЕЙКИ В ИМБИРНОМ МАРИНАДЕ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● красный сладкий перец - 1/2 шт. ● свежий имбирь - 5 см ● столовый уксус - 40 мл ● молотый перец чили - 1 ч.л. ● дольки чеснока - 2 шт. ● зеленый лук - 20 г ● соевый соус - 20 мл ● филе индейки - 600 г ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Очистить перец от семян, крупно нарезать, очистить также чеснок и имбирь, вымыть и обсушить зеленый лук. 2. Сложить в блендер овощи, добавить уксус, соевый соус и взбить до однородной консистенции. Добавить чили по вкусу. Если есть свежий чили, то можно положить один-два перчика и измельчить его вместе с остальными ингредиентами. 3. Мясо очистить от жил и нарезать небольшими кусочками (4-5 см). Положить мясо в пакет вместе с маринадом, плотно закрыть и распределить маринад так, чтобы он со всех сторон покрывал мясо. Оставить в холодильнике на несколько часов. 4. Маринованное мясо насадить на длинные деревянные шпажки и положить на разогретую сковороду-гриль. Жарить, переворачивая мясо так, чтобы оно равномерно поджарилось со всех сторон и приготовилось внутри. 8) УТКА С АПЕЛЬСИНАМИ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● тушка утки - 2 кг ● апельсины - 4 шт. ● лук - 1 шт. ● морковь - 1 шт. ● корневой сельдерей - 1/2 шт. ● соль, молотый перец - по вкусу ● сухие пряные травы - по вкусу ● растительное масло, лимонный сок - по вкусу Для соуса: ● сахар - 1 стакан ● апельсины - 2 шт. ● вода - по вкусу ● яблочный уксус - 2 ст.л. ● молотый перец - по вкусу ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Духовку разогреть до 180 градусов. Тушку утки промыть и обсушить. Затем натереть снаружи и внутри солью, сухими травами и молотым перцем. Поставить в прохладное место на ночь. Перед приготовлением обрезать крылья, шею. Проткнуть кожу большой вилкой по всей поверхности тушки. 2. Перед жаркой насадить тушку на стеклянную банку с водой, поставить в кастрюлю, залить горячей водой. В воду положить очищенные целые овощи (лук, морковь, сельдерей). Кастрюлю накрыть фольгой. Держать утку на паровой бане около получаса. 3. Приготовить соус: с двух апельсинов снять цедру и выжать сок. Сахар немного развести водой и варить на слабом огне до полного растворения. Влить яблочный уксус, добавить молотый перец. Варить, помешивая, до загустения. Добавить апельсиновый сок с цедрой. Проварить в течение 5 минут. 4. Утку уложить на противень, внутрь вложить корки от апельсинов. Лапки перевязать кулинарной нитью и обмотать фольгой. Тушку смазать небольшим количеством масла, смешанного с лимонным соком. На дно противня налить немного бульона. 5. Поставить в разогретую духовку и готовить по 25 минут с каждой стороны, подливая бульон по мере необходимости. Почти готовую утку облить соусом, снова поставить в духовку, увеличив температуру до 200 градусов, через 10 минут снова полить глазурью. Вынуть утку из духовки, дать постоять в течение получаса, разрезать и подавать. 9) КОТЛЕТА ПО-КИЕВСКИ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● куриное филе - 2 шт. ● сливочное масло - 150 г ● мука - 50 г ● панировочные сухари - 150 г ● яйца - 2 шт. ● молоко - 100 мл ● соль, молотый перец - по вкусу ● зелень петрушки несколько веточек ● растительное масло для жарки ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Куриное филе помыть и обсушить. Положить его внутренней стороной вверх. Надрезать филе вдоль и распластать так, чтобы поместилась начинка. Накрыть мясо пищевой пленкой и осторожно отбить. 2. Сливочное масло комнатной температуры смешать с мелко нарубленной зеленью петрушки, посолить. Перемешать до получения однородной массы. Массу разделить пополам и с помощью двух столовых ложек сформовать начинку для котлет. Отправить ее в морозильную камеру на 5 минут, чтобы сливочное масло слегка застыло. 3. Затем выложить начинку на филе и завернуть котлету так, чтобы края находили друг на друга. Снова поместить морозильник на 5 минут.Тем временем смешать яйца с молоком, хорошо взбить вилкой. 4. Котлеты вынуть из холодильника и обвалять их в муке. Затем обмакнуть в яично-молочную смесь и обвалять в панировке. Опять обмакнуть в яйцо с молоком и еще раз обвалять в панировке.В сковороде разогреть масло и обжарить котлеты до золотистой корочки. Затем поместить в разогретую до 200 градусов духовку на 10 минут. Котлеты по-киевски готовы. 10) УТКА ПО-ПЕКИНСКИ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● тушка утки - 2-3 кг ● херес - 1 ст.л. ● мед - 4 ст.л. ● соевый соус - 5 ст.л. ● молотый имбирь - 1 ст.л. ● кунжутное масло - 1 ст.л. ● смесь молотых перцев - 1 ст.л. ● соль - по вкусу ● вода - 1 стакан ПРИГОТОВЛЕНИЕ: 1. Тушку утки помыть, обсушить, обрезать кончики крыльев. Срезать с утки лишний жир, обдать ее кипятком. 2. Поместить утку на большое блюдо. Натереть тушку хересом снаружи и внутри, оставить ее на 10 минут. Натереть утку солью и отправить ее на 12 часов в холодильник, периодически убирая выделяющуюся жидкость. Через 12 часов равномерно смазать утку медом, снова поставить в холодильник на 12 часов. 3. Разогреть духовку до 180˚С, залить в противень воду. Утку положить грудкой вверх на решетку для гриля, под которой нужно поставить противень с водой. Покрыть эту конструкцию слоем фольги. Запекать утку в течение часа. 4. Тем временем приготовить соус: смешать имбирь, кунжутное масло, перец и соевый соус. Утку после часа приготовления вынуть из духовки. С помощью кулинарной кисти смазать ее только что приготовленным соусом. Противень с водой убрать, а утку на решетке снова поместить в духовку, предварительно установив температуру 260˚С или максимальную. Готовить примерно 25 минут. Следить, чтобы птица не подгорела. 5. Еще раз смазать утку смесью меда и соевого соуса. Отправить в духовку и готовить в режиме гриль 5-10 минут. За это время утка по-пекински подрумянится и приобретет хрустящую корочку. Готовую утку вынуть, немного остудить. Удалить кости и разрезать птицу на тонкие кусочки. Важно, чтобы корочка оставалась на каждом из них. Приятного аппетита!

Древние славяне придавали большое значение предметам и живым существам, которые их окружали.

Наши предки обожествляли природу, стремясь найти в ней защиту и поддержку в сложном и суровом мире. А с помощью примет и поверий они старались обезопасить себя от всего пугающего и необъяснимого.

Многие славянские суеверия, приметы и поверья невозможно объяснить ни логикой, ни наукой, но, тем не менее, и в современном мире люди продолжают им следовать, храня в душе частичку суеверного страха.

Славянские приметы с объяснениями

Переезжая в новый дом или квартиру, нужно взять с собой старый веник. Это славянское поверье связано с тем, что под веником может жить Домовой, которого нужно перевезти на новое место. Также это делается для того, чтобы на выброшенный старый веник не наступили и тем самым не причинили вреда хозяевам.

Нельзя свистеть в доме, иначе денег не будет. На Руси к свисту относились отрицательно, поскольку считалось, что свист – это забава бездельников. К тому же, резкий звук мог напугать беременную женщину или ребенка. А еще этот звук ассоциировался со свистом ветра, который своими порывами может унести из дома добро и деньги.

Нельзя мыть или подметать пол сразу после отъезда из дома гостя или близкого родственника, – ему дороги не будет. По поверьям считалось, что это все равно, что вымывать, выметать, прогонять его из дома.

Если забыть что-то в чужом доме, – это примета к скорому возвращению туда. Этому славянскому поверью не требуется какого-то специального объяснения – если что-то забыли, то волей-неволей придется возвращаться.

Нельзя здороваться и прощаться на пороге, – это предвещает ссору. Объясняется это поверье тем, что древние славяне придавали особое значение порогу в доме, считая его мистической границей между внешним миром и жилищем.

Веник, стоящий в углу ручкой вниз, защищает от порчи и сглаза. Так наши предки призывали на помощь Домового и показывали врагам дома, что готовы их вымести вместе с мусором. Есть и еще одно объяснение этому суеверию: бережливая хозяйка всегда ставит веник ручкой вниз, потому что так он дольше прослужит.

Нельзя в доме держать разбитую или треснувшую посуду , – это примета к несчастью. Разбитая посуда, по славянским поверьям, может привести к разладу в семье, несогласию между родственниками. Кроме того, разбитая или треснувшая посуда опасна – ею можно пораниться.

Начали двери скрипеть – к несчастью. Это суеверие может быть объяснено тем, что входная дверь – это защита не только от чужих людей, но и препятствие для нечисти. Поэтому и воспринимался нашими предками ее скрип, как своего рода предупреждение.

Нельзя сидеть на пороге, – примета к болезни. Это поверье легко объясняется: сидя на пороге с открытой дверью, человек оказывается на сквозняке.

После заката Солнца мусор выбрасывать нельзя, – денег не будет, и могут обворовать. Суть этого поверья связана со страхом лишиться чего-то в темное время суток, когда начинает властвовать нечистая сила.

Незамужней девушке на подоконнике сидеть, – замуж не выйти. Древние славяне считали, что девица не должна выставлять себя напоказ. О той, которая только и делает, что на улицу смотрит, говорили, что у нее только одно на уме – женихов высматривать, да с парнями знакомиться.

Приметы древних славян про дом и семью

Нельзя целовать пятки маленькому ребенку – тогда малыш поздно пойдет и вырастет капризным и избалованным.

Чтобы роды прошли легко и гладко, роженице нужно надеть рубаху или куртку мужа.

Встретить женщину с пустым ведром – к неудачам и беде.

Свечки, которые молодые держат зажженными во время венчания, предсказывают, кто дольше проживет. Тот, у кого свеча будет гореть дольше и ровнее, переживет своего супруга.

Плохая примета втыкать нож в каравай – к беде.

Недоеденный хлеб и крошки со стола не выбрасывают. Их нужно отдать птицам, иначе голод в доме поселится.

Нельзя есть перед зеркалом и смотреться в него с наступлением темноты, – красота увянет.

В том доме, где кто-то умер, все зеркала нужно завесить плотной тканью, чтобы душа умершего не вернулась в мир живых.

Забытые славянские приметы

Нельзя стричься во время беременности, иначе ребенок родится мертвым. В современном мире эта славянская примета существует в другом варианте. Сейчас считается, что состригая волосы, будущая мама «подрезает» счастье малыша.

В новом доме в первую ночь запирают петуха. Сегодня же считается, что достаточно первой в новый дом впустить кошку.

Если из печки выпал кирпич, – это примета к худу.

После переезда в новый дом, целый год нельзя белить потолки. В современном мире эта славянская примета не рекомендует ремонтировать потолок до тех пор, пока не прошел год с момента новоселья.