Экскурсионная методика. Методика подготовки и проведения экскурсии. Методика экскурсионной работы

В главе рассматриваются экскурсионные методики, технология подготовки новой экскурсии, подготовка текстов экскурсии и комплектование «портфеля экскурсовода», прием (сдача) и утверждение экскурсии

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МЕТОДИКИ

Методика как совокупность способов целесообразного проведения работы направлена на достижение поставленной цели и решение задач, представляет совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при проведении экскурсий (последовательность и четкость изложения материала, его доступность для аудитории).

Частная методика определяет способы и приемы обучения и воспитания, приемы наблюдения и исследования объектов. Частная методика связана с конкретной экскурсией, служит основой определенного вида экскурсионной деятельности.

Экскурсионная методика как частная методика связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы с совокупностью требований и правил, предъявляемых к экскурсии, сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионную методику рассматривают: 1) как основу профессионального мастерства экскурсоводов; 2) как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний, она помогает увидеть, запомнить и понять больше, чем на лекции.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, на анализе, зрительных сравнениях с учетом использования органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, систему идей, взглядов на окружающий нас мир и места в нем человека. Методика основывается на диалектике, теории познания и логике. Диалектика позволяет освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия - это диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию. Воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предмет экскурсионной методики - целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных бюро осуществляют свою деятельность.

Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсии, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают эффективность раскрытия и восприятия темы. Экскурсионная методика взаимосвязана с методическими приемами экскурсий, при проведении которых используются такие принципы, как наглядность, научность, систематичность, доступность, убедительность. Экскурсионная методика сложна в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа носит оригинальный характер. Рассказ на экскурсии - это формы устной речи: справка, беседа, описание, объяснение, комментирование и литературный монтаж. Методические приемы в рассказе экскурсовода заимствуются из арсенала лекторского искусства.

Методика экскурсионной работы включает: 1) цель и задачи проведения экскурсии; 2) содержание экскурсии; 3) методические приемы экскурсии; 4) обеспечение интереса экскурсантов.

Экскурсионная методика состоит из ряда методик, касающихся разработки новой темы, разработки экскурсоводом новой для него темы, подготовки экскурсовода к проведению экскурсии, проведения экскурсии; методики послеэкскурсионной работы.

В свою очередь, методика проведения экскурсии состоит из методики показа и методики рассказа. В методике показа выделяют использование «портфеля экскурсовода» и технических средств пропаганды; наблюдение, изучение и исследование объектов. Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной аудитории, а также для пешеходных и автобусных экскурсий.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями, как показ и рассказ - основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. Методика показа - большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа - меньшая часть методики - подчинена методике показа, которая сложна, оригинальна.

Методика предъявляет требования к экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Работа по подготовке и проведению экскурсий строится в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Для наблюдения отбирают объекты, имеющие отношение к теме. Методика требует логической последовательности в показе объектов на маршруте, выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, второстепенных объектов).

При построении маршрута обеспечивается экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, воздействие материала на экскурсантов в течение 180 мин, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе):

Построение экскурсии по схеме повышает познавательность экскурсионного материала. По методике показ и рассказ предусматривают в одном случае их сочетание, в другом - чередование, в третьем отсутствие обоих элементов. На практике используются четыре варианта показа и рассказа, они зависят от темы, расположения объектов на маршруте, состава экскурсантов.

  • 1 вариант - показ и рассказ - экскурсанты наблюдают объекты.
  • 2 вариант - рассказ - экскурсовод излагает материал.
  • 3 вариант - показ - экскурсанты изучают объекты под руководством экскурсовода.
  • 4 вариант - экскурсанты самостоятельно усваивают полученные знания.

Практика показывает, что монолог экскурсовода не способствует эффективному восприятию материала. Экскурсантам необходимо осмыслить увиденное, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное. Паузы необходимы и экскурсоводу для кратковременного отдыха. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного, что разрушает «ткань» экскурсии, возбуждает аудиторию, снижает уровень восприятия материала.

Когда внимание к рассказу ослабевает, экскурсоводу надо вводить новый объект показа или сообщить о подробностях исторического события, сократить на несколько минут пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту. Если внимание экскурсантов ослабевает, надо остановить движение, выйти из автобуса и осмотреть, например, памятник. Чтобы сохранить внимание экскурсантов, им можно предложить прослушивание звукозаписи, показ слайдов из «портфеля экскурсовода». В первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем оно поддерживается увлекательным рассказом об экзотичности объектов. Чтобы повысить внимание экскурсантов, экскурсовод может предложить, например, выявить интересные детали в памятнике, переключить обзор на другой объект.

Важным является эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звуковых устройств, использование пауз между объектами, логики в изложении содержания темы экскурсии, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Задача рассказа - подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Один объект экскурсанты будут наблюдать 10-15 мин, другой - 2-3 мин. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной.

Начинают экскурсию с показа, со зрительных или иных впечатлений, затем идет рассказ. Показ опережает рассказ. Иногда экскурсовод предлагает экскурсантам смотреть объект, что является началом показа. Логический переход - это так называемый словеснозрительный мостик. Форма и структура рассказа зависит от значимости и места расположения объекта. В начале, например, дается анализ картины, затем характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако на экскурсии рассказ сопровождается показом. Надо добиться того, чтобы экскурсант и познакомился с объектами, и правильно их воспринял, дал им объективную оценку. Надо воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев.

Пути повышения качества методической работы с экскурсантами:

  • 1) систематическое обновление знаний методистами и экскурсоводами, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах;
  • 2) разработка контрольного текста, «портфеля экскурсовода» как основы высокого качества ведения экскурсий;
  • 3) разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей экскурсионных тем и экскурсантов;
  • 4) эффективное использование методических приемов проведения экскурсий;
  • 5) высокопрофессиональная техника ведения экскурсий;
  • 6) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами, владение основами психологии и логики.

При подготовке и проведении экскурсии надо умело сочетать показ, рассказ и организацию экскурсионного процесса.

Экскурсионное дело формировалось на протяжении длительного времени в зависимости от целей, установок экскурсии, потребностей экскурсантов, которые изменялись с течением времени. Это особенно касается той части, которая является его основой, - методики.

Методика в самом широком смысле понимается как систематизированное учение, состоящее из ряда правил и приемов, направленных на успешное усвоение каких-либо процессов, знаний, действий. Одна из основ методики в целом - это обучение, имеющее четко поставленные цели, ряд задач. Действенность методики обусловлена эффективностью используемых правил и приемов.

Любая методика имеет определенную направленность, свой объект изучения. Поэтому для каждой области знаний необходима разработка конкретных, узких, специализированных методик. Например, экскурсионная методика - это набор средств для разработки и проведения экскурсии, который оказывается наиболее эффективным именно в экскурсионном деле.

Обобщенное определение экскурсионной методики можно сформулировать следующим образом: это комплексная система приемов, правил и средств, направленных на совершенствование экскурсоводческого мастерства, а также на получение качественного и высокоэффективного продукта (экскурсии), который в свою очередь окажет целенаправленное воздействие на его потребителей (экскурсантов).

В этом определении отчетливо прослеживаются три составляющих, к которым обращена экскурсионная методика, - экскурсия, экскурсовод и экскурсанты. Эти три составляющие различны, но, безусловно, взаимосвязаны, причем их взаимодействие способствует целостности, завершенности и органичности всего экскурсионного дела. Эта взаимосвязь реализуется и в экскурсоводческой практике, когда экскурсовод непосредственно проводит подготовленную экскурсию для экскурсантов, и при разработке экскурсионного продукта.

Экскурсия - это действие (поход, прогулка, поездка), совершаемое экскурсантами в целях познания.

Экскурсионная деятельность изначально формируется как одна из действенных сторон педагогики.

В становлении и развитии экскурсионной деятельности существенное место отводится психологии. Именно психология и ее методы дают такие подходы, с помощью которых возможно эффективное воздействие объектов, знаний на экскурсантов. Так, чувственное восприятие порой «срабатывает» намного быстрее и лучше, чем мышление, в освоении информации. Помимо этого психология помогает найти действенные методы по отношению к различным типам экскурсантов.

Экскурсия будучи актом просветительской деятельности, получения новых знаний, представляет собой вид путешествия. Путешествие как одно из увлекательных, интереснейших действий, совершаемых человеком, как форма познания окружающего мира, самого себя и социума, известно с давних времен. Достаточно вспомнить образ легендарного путешественника Одиссея.

Таким образом, экскурсия - это обусловленный целью маршрут, по мере прохождения которого посещаются (рассматриваются) объекты, размещенные в естественной (природной) среде, т.е. представленные реально, непосредственно. Это одна из замечательных возможностей, которую предоставляет экскурсия, - увидеть все так, как есть. Ведь в большинстве случаев обучение, в частности школьное, не предполагает непосредственного показа изучаемых объектов. Для того чтобы приобрести те или иные знания, учащимся приходится все воспринимать только через рассказ. Это значительно сужает возможности восприятия. Во время экскурсионного путешествия можно наглядно продемонстрировать объект и получить нужную информацию эмпирическим путем. Подобные методы обучения характерны для естественных наук, в частности биологии, географии, физики, химии и др. Поэтому можно сказать, что экскурсоведение находится в тесной связи с этими науками.

Действительно, по мере развития экскурсионного дела постепенно складываются тематические экскурсии, в частности естественно-научной направленности. В настоящее время особенно актуальны экологические экскурсии как среди школьников, студентов, так и среди взрослого населения. Это объясняется тем, что в современном мире существуют острейшие экологические проблемы глобального характера, которые касаются каждого. Экологические экскурсии позволяют не только более глубоко узнать о тех или иных экологических вопросах, но и научиться решать их, и воспитывают бережное отношение к природному миру.

Во время экскурсии знания даются не просто как отдельные факты, а «добываются» эмпирическим путем. Познания, которые получают экскурсанты, должны прежде всего отразить некую целостную картину окружающего мира, место в нем тех или иных объектов. С точки зрения экскурсионной методики избранные экскурсионные объекты нецелесообразно показывать экскурсантам в отрыве от среды. К тому же активное восприятие подобных объектов ведет не только к их осмыслению, но и к личностной, индивидуальной оценке.

Принимая во внимания изложенное выше, можно дать следующее определение.

Экскурсионная методика - это совокупность приемов, направленных на активное освоение новых знаний, реализуемых в процессе практического, непосредственного восприятия объектов окружающего мира. Экскурсионная методика является основным в экскурсионном деле для передачи информации, представлений, расширения кругозора и решении воспитательных и образовательных задач.

В свою очередь экскурсионную методику принято разделять на три основные части: методику выбора и разработки новой темы экскурсии, методику подготовки экскурсии, методику проведения экскурсии.

Так как подготовка и проведение экскурсии подразумевают наличие двух основных форм - рассказа и показа, то выделяют методику показа и методику рассказа.

Совершенствование экскурсионной методики. Первый путь совершенствования экскурсионной методики - систематическое расширение теоретической и практической методической базы экскурсоведения за счет привлечения знаний и приемов, выработанных в других научных сферах. Данный путь далеко не новаторский, но зарекомендовавший себя как чрезвычайно полезный.

Расширение методических приемов возможно не только за счет других наук, но также благодаря разработке собственно экскурсоводческих методов. Здесь ведущим началом станет сама личность экскурсовода. Действительно, при выборе способов показа и раскрытия той или иной экскурсионной темы экскурсоводы зачастую используют уникальные приемы, которые эффективны только в определенный момент, в конкретной ситуации, по отношению к намеченному объекту, для данной экскурсионной группы. Подобный продуманный прием реализуется при творческом, креативном мышлении экскурсовода. Поэтому постоянное развитие личностных качеств экскурсовода, расширение кругозора, систематизированное пополнение его знаний, а также умелое и своевременное их применение при разработке экскурсии будут сказываться и на развитии экскурсионной методики.

Второй путь совершенствования экскурсионной методики связан с ее гибкостью, реагированием на запросы современного общества. Экскурсоводы могут до бесконечности придумывать новые приемы, но они будут результативны только в том случае, если изначально ориентированы на потребителя, отвечают современным процессам, тенденциям. В качестве примера можно назвать развитие экскурсий в экзотические места. Экзотические объекты были всегда интересны и привлекательны для туристов. Но если раньше экзотические места были малодоступными, то в настоящее время благодаря развитию транспортной системы, процессам глобализации экскурсионные группы могут побывать в таких местах, о которых раньше приходилось только мечтать. Приемы и способы показа экзотических объектов экскурсоводы подбирают в соответствии с их природой, спецификой. Еще один пример - деловые экскурсии. В современном мире, где развиты деловые отношения, бизнес, торговля, возникает потребность в подобном виде экскурсии. Деловой туризм становится все более популярен, и роль экскурсии здесь весьма значительна. То же можно сказать о научных экскурсиях, которые теперь не ограничиваются специализированными научными экспедициями, а могут включать развернутые программы с посещением научных учреждений, с привлечением специалистов из научной среды.

Третий путь совершенствования экскурсионной методики связан с личностью экскурсовода, который должен изучить основы экскурсионного дела, что позволит экскурсоводу свободно владеть всем арсеналом средств, максимально полно использовать их на практике. Экскурсовод, не знающий основ своего дела, не может совершенствоваться и развиваться как специалист. Экскурсионная теория и практика за время своего существования накопила достаточно приемов и средств, которые не нужно открывать, «изобретать» заново. Имея их в запасе, экскурсовод сможет выйти из сложных, неожиданных ситуаций. Именно это доказывает профессиональное мастерство экскурсовода, его компетентность.

Четвертый путь совершенствования экскурсионной методики - накопление и сохранение опыта экскурсоводами в области экскурсионного дела. Любой опыт имеет большое значение, особенно в экскурсионной практике. То, что разработал экскурсовод, всегда проверяется непосредственно в экскурсии, на маршруте. Только тогда экскурсовод может убедиться в том, что его разработка была успешной, цели работы достигнуты, все поставленные задачи были решены, а потребности экскурсантов удовлетворены. Постепенно экскурсовод накапливает опыт, что помогает ему совершенствовать свое мастерство и развивать экскурсионную методику. Но зачастую накопленный опыт и знания остаются достоянием самого экскурсовода, что нецелесообразно. Накопленный опыт и знания необходимо сохранить в виде методических рекомендаций, работ, заметок, комментариев. Это будет особенно полезным в том случае, если разработка экскурсий ведется коллективом, в котором, как правило, участвуют специалисты разных уровней. Сегодня обмен опытом является одной из результативных практик, ведущих к новым знаниям и совершенствованию. Способы обмена опытом в настоящее время весьма разнообразны. Для экскурсоводов в подобных целях организуются специальные конференции, встречи, практические занятия, круглые столы, съезды, функционируют клубы, сообщества, группы. Кроме того, можно воспользоваться Интернетом, чтобы наладить общение со специалистами. Это позволяет экскурсоводам из разных городов и стран обмениваться опытом, знаниями, интересами, профессиональными «тонкостями». У экскурсоводов появляется возможность быть в курсе последних новостей, тенденций, потребностей в области туризма и экскурсионного дела, что дает возможность экскурсоведению оставаться современным, актуальным и востребованным, способным удовлетворить потребности экскурсантов.

Слово «метод» (греч. - путь, способ исследования, изложения) имеет несколько значений:

1. Метод - подход к действительности, к явлениям природы и общества.

2. Метод - прием теоретического исследования или практического достижения (осуществления) чего-нибудь.

3. Метод - (в философском значении) - средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

4. Метод - определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод в большинстве учебников логики определяется как совокупность внешних по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

В процессе педагогической и пропагандистской деятельности метод является основой получения новых знаний, формирования новых качеств характера советского человека.

Сам характер деятельности, ее содержание, последовательность действий, все, что входит в понятие «процесс деятельности» неразрывно связано с методом достижения поставленной цели (целей). Поэтому метод для той или иной деятельности не может быть избран произвольно. Избранный метод должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами используемых ресурсов.

В деятельности человека используется много различных методов. По своему значению и сферам применения все методы могут быть разделены на три категории:

а) диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где проходит исследование. Только диалектика, указывает Энгельс, «представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой».

«Всеобщим методом познания может быть только такой метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности. Во-вторых, он должен основываться не на частных законах, отражающих развитие той или иной области материального мира, а на законах всеобщих, отражающих развитие всех областей природы, общественной жизни и мышления».

б) общие методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование и др. Таким общим методом, например, является формальная логика - метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному;

в) частные методы, которые находят применение только в данной науке или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов и относится экскурсионный метод.

Н. К. Крупская отнесла экскурсионный метод к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание «...не на отдельных, не связанных между собой элементах знаний, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, притом не в стационарном состоянии, а в процессе развития».

Требования этого метода состоят в следующем: выявить внутренние естественные связи между отдельными сторонами предметов и явлений; выбрать в наблюдаемых объектах самое важное и существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с ранее полученным опытом и знаниями.

Комплексный метод направлен на признание самого глазного в теме. Однако он «...допускает также расчленение на отдельные предметы, но при условии тесной связи между ними, осуществления единого крепко спаянного плана».

Н.К.Крупская, подчеркивая большое значение экскурсионного метода преподавания, говорила: «Экскурсионный метод дает возможность видеть, наблюдать». Его значение далее раскрывается так: «Изучение жизни должно строиться на наблюдении. Необходимо научить учащихся смотреть и видеть. Экскурсионный метод как раз и является методом, преследующим эту цель. Применявшийся ранее лишь в области естествознания, в настоящее время экскурсионный метод захватывает все области знаний».

Знание экскурсионного метода подчеркивалось учеными и в дальнейшем. Сошлемся на мнение одного из экскурсионных авторитетов - профессора Б. Е. Райкова, который в своей книге «Методика и техника экскурсий», выдержавшей в двадцатые годы ряд изданий, писал: «...Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода».

Таким образом, экскурсионным методом является метод сообщения знаний, в основе которого лежит наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом и моторность, т. е. передвижение экскурсантов по определенному маршруту с целью изучения объектов на месте их расположения и в ходе самого движения.

Обязательное условие экскурсионного метода заключается в том, что экскурсовод уже в ходе подготовки к проведению экскурсии на заданную тему сам увидел, как это было, ясно до мелочей представлял картину события, о котором идет речь. Например, рассказывая о колодце, ныне сухом - он должен видеть в нем воду; рассказывая о месте, где происходила дуэль А. С. Пушкина с Дантесом, видеть картину дуэли. Показывая крепостную стену, надо не только видеть, как ее из камней возводили наши предки в далеком прошлом, но ясно представлять, как ее защищали русские воины во время штурма крепости врагами. Без этого показ будет статичным, безжизненным и экскурсанты не увидят ничего, кроме места, где произошло событие.

Характеризуя значение культурно-исторических экскурсий, В. И. Адо писал: «Здесь имеются налицо все общеизвестные преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся, живое, конкретное и жизненное изучение прошлого, всестороннее (моторное, зрительное и т. д.) восприятие объекта, повышенный интерес к работе и, на основе всего этого, более углубленное и прочное усвоение материала».

Необходимо отметить, что в большинстве работ по экскурсионному делу экскурсионный метод характеризуется применительно к воспитательной работе с подрастающим поколением, с учащимися. На самом деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников охватывает экскурсия. В 1931 году в статье «Экскурсия», опубликованной в Малой советской энциклопедии, сказано: «Экскурсионный метод находит широкое применение, как в школьном деле, так и в массовой политико-просветительной работе» (т. 10, с. 194).

Ранее считалось, что рассказ и движение (моторность) являются методами. В настоящее время основными положениями, которыми руководствуются экскурсионные учреждения системы Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, являются:

а) в основе любой экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний аудитории;

б) показ и рассказ - основные элементы экскурсии;

в) движение (моторность) - один из шести основных признаков экскурсии, которые отличают экскурсию от других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов, которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Методология - учение о методе, о методах и средствах научно-познавательной деятельности. Методология включает ряд компонентов: характеристику предмета анализа, задачи изучения, совокупность приемов, которые должны быть использованы в ходе данного изучения, последовательность изучения.

В практической деятельности всякая методология находит выражение в двух формах:

а) предписаний, методических указаний (рекомендаций) и норм, где изложено содержание и последовательность деятельности (нормативная методология);

б) описания проделанной работы (дескриптивная методология).

2.1. Экскурсионная методика и пути ее совершенствования

В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова "метод", что в буквальном переводе означает "путь к чему-либо", а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм , совершенствующий "подачу" материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведется в отрыве от объектов описания. Практически лекционный процесс нейтрализует участие в восприятии материала таких органов чувств, как зрение, обоняние, осязание. Это обстоятельство обедняет восприятие, делая его "однобоким".

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека. Из философской науки методика берет учение о диалектике, теорию познания и логику. Диалектика дает возможность освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия представляет собой диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию - экскурсионного метода. Это воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

Забота об экскурсионной методике - это не только усилия, направленные на совершенствование организации методической работы ее звеньев. Это работа по углублению содержания самой методики, методических приемов как способов наиболее совершенной подачи экскурсионного материала и наиболее действенного раскрытия темы экскурсии. Выполняя функции частной методики, экскурсионная методика имеет дело с методическими приемами различных экскурсий. Одновременно она выполняет роль общей методики. Так происходит в тех случаях, когда речь идет об использовании в экскурсиях принципов и требований общих для всех форм идейно-воспитательной работы - наглядности, научности, систематичности, доступности, убедительности и т. д.

Экскурсионная методика является более сложной в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве своих средств и приемов носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.

Что касается рассказа на экскурсии, то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи - справку, беседу, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства.

Любая методика - это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике - это сумма определенных умений и навыков проводить работу - разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

А) для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?
б) какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?
в) как проводить экскурсию (методические приемы)?
г) как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

Методики разработки новой для данного бюро темы;
- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
- методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
- методики послеэкскурсионной работы.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа . В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования "портфеля экскурсовода"; использования технических средств пропаганды; наблюдения; изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной, массовой аудитории и для слушателей системы экономической и профессиональной учебы трудящихся, имеют свои особенности экскурсии пешеходные, автобусные и т. д.

Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как показ и рассказ. Показ и рассказ являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода.

А методика показа и методика рассказа - два основных раздела экскурсионной методики.

Методика показа - большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа - меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Методика показа сложна потому, что она как было сказано ранее, оригинальна сама по себе и в отличие от методики рассказа не применяется ни в одной из других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Поэтому исключено заимствование методических приемов из других методик.

Требования экскурсионной методики

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо, например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.

Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Полное время экскурсии = Время показа + Время рассказа + Паузы

Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала.

Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом - чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.

Наука о законах развития природы, общества и мышления, научный метод познания явлений природы и общества.

Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии.

I вариант - показ и рассказ идут одновременно - экскурсанты наблюдают объекты, о которых идет речь.
II вариант - идет только рассказ - излагаются исторические события, дается характеристика города и т. п.
III вариант - идет только показ - происходит наблюдение (изучение, исследование) объектов под руководством экскурсовода.
IV вариант - показа и рассказа нет - экскурсанты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные знания и впечатления.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это "свободное" время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.

Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т. е. они разрушают "ткань" экскурсии, возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.

Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2-3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом. Если же внимание экскурсантов ослабевает во время движения автобуса, то следует приостановить движение для осмотра памятников. Если представится возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному памятнику пешком.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из "портфеля экскурсовода". Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово экскурсовода.

Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями:

а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей;
б) умолчать об объекте;
в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.

Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

Методика проведения экскурсии, эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств - все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельную возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей. Необходимо, как говорят психологи, "держать эти раздражители на заднем фоне сознания".

Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности "размещения" объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т. е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объектов? Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:

Экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т. е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);
- экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.

В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.

Задача рассказа - подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10-15 мин., другой - не более 2-3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.

На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу . Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ - не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний - куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т. е. представлял собой словесно-зрительный мостик.

Методическая оправданность рассказа зависит не только от степени сохранности памятника, его отношения к теме экскурсии, но и от характера самого объекта. Если речь идет о памятнике, расположенном на городской площади, то рассказ будет одной формы, а если об оборонительном сооружении на поле сражения минувшей войны, то рассказ будет другой формы. Если это произведение изобразительного искусства, то рассказ будет иметь иную структуру. Первая часть рассказа такого рода - анализ картины, вторая - характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако в любом случае, какую бы структуру и форму не имел рассказ, он должен быть экскурсионным, т. е. связанным с главным элементом экскурсии - показом.

Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность . Лекционность при раскрытии темы состоит в том, что рассказ строится в отрыве от показа, не подкреплен наблюдениями экскурсантов. Лекционность построена на обмене местами двух элементов экскурсии - показа и рассказа, когда первичным становится рассказ, а показ становится вторичным или вообще отсутствует.

Еще одно требование экскурсионной методики - не считать работу законченной после того как определен методический прием. Задача методики - подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т. е. дать экскурсоводу "ключ" к использованию приема на практике.

Методика требует, чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ним связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т. д.

Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только рассказ, но и показ таких предметов, как пробитая осколком снаряда гимнастерка, надпись на стене дома на Невском проспекте в Петербурге: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна". Такие же эмоции вызывают встречи с местами известных экскурсантам событий: дуэли и смертельного ранения А. С. Пушкина, бессмертного подвига Александра Матросова и др.

Интересны результаты анкетного опроса участников одной из московских экскурсий. На вопрос: "Что в экскурсии вам больше всего зрительно запомнилось?" большинство ответило, что это была картина древней Москвы, "показанная" возле Малого театра. В таком ответе нет ничего удивительного: на этом месте в показе экскурсовод умело использовал прием реконструкции. Это позволило экскурсантам вместо современной асфальтированной улицы с троллейбусами и автомашинами увидеть реку Неглинку, на месте современных зданий - ее берега, женщин, стирающих белье, и верховых воинов, съезжающих к реке по косогору от старого Кремля. Также легко запоминаются картины и события в других экскурсиях, а экскурсанты и не подозревают, что "повинна" в этом методика. Требования методики по отношению к каждой экскурсии носят конкретный характер.

Пути совершенствования методики

Экскурсионные учреждения России используют различные пути повышения качества методической работы:

Первый путь - систематическое пополнение и обновление знаний методистами и экскурсоводами, их обучение в высших учебных заведениях, на курсах, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах и т. д.

Второй путь - разработка такой методической документации (контрольного текста, методической разработки, "портфеля экскурсовода"), которая явится основой для высокого качества ведения экскурсий.

Третий путь - детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов.

Четвертый путь - практическое усвоение методических приемов проведения экскурсий экскурсоводами, эффективное использование рекомендованных приемов на маршрутах, в процессе конкретной экскурсии.

Пятый путь - четкая отработка техники ведения экскурсий.

И, наконец, шестой путь - усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение, основами таких наук, как психология и логика.

Выводы

Экскурсионная методика является наукой о способах и приемах проведения экскурсий. В ряде экскурсионных учреждений сфера деятельности экскурсионной методики рассматривается лишь как сумма методических приемов. При подготовке и проведении экскурсии не учитываются требования экскурсионной методики и необходимость правильного соотношения трех основных частей - методики показа, методики рассказа и методики организации экскурсионного процесса. Это оказывает существенное влияние на качество экскурсии и на эффективность ее проведения.

Главным для экскурсовода является понимание сущности методики, ее назначения и механизма действия при раскрытии темы экскурсии. Это понимание должно сочетаться с определенными знаниями и навыками, которые дают возможность приводить в действие механизмы методики.

Методика охватывает ряд проблем, связанных с разработкой новой темы экскурсии, в том числе отбор объектов для наблюдения, структура экскурсии, соотношение показа и рассказа, взаимообусловленность методики и техники ведения, связь методики с психологией и педагогикой. Постоянное совершенствование экскурсионной методики является важнейшей задачей экскурсионных организаций всех уровней. Необходимо обеспечить участие в этой работе всех экскурсоводов. Экскурсовод как исполнитель не должен ограничиваться ролью потребителя кем-то разработанной методики. Он должен быть одним из ее создателей.

Контрольные вопросы

1. Сущность методики, требования методики.
2. Предмет и виды экскурсионной методики.
3. Использование методической литературы.
4. Совершенствование экскурсионной методики.

Методика проведения экскурсии - это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

  • - методики разработки новой для данного бюро темы;
  • - методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
  • - методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
  • - методики проведения экскурсии;
  • - методики послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики - подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.