Экспертиза образовательной деятельности в доу. Экспертиза образовательных программ для доу. В течение года

Качество образования как приоритетное направление развития системы российского образования. Определение понятия качество дошкольного образования. Нормативно-правая база обеспечения качества дошкольного образования в РФ. Критерии качества дошкольного образования. Управление качеством дошкольного образования, основные этапы.

Научно-педагогическая экспертиза как механизм изучения качества дошкольного образования. Мониторинг качества образования. Статус эксперта и требования, предъявляемые к его компетентности. Этика поведения эксперта.

Качество образования как приоритетное направление развития системы российского образования. Определение понятия качество дошкольного образования.

Качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образо­вания и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дош­кольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образо­вательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потре­бителей услуг ДОУ.

Качество образования - понятие развивающееся, оно не мо­жет быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рас­сматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:

гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

развивающий характер образования - ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на ов­ладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения - развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

деидеологизация дошкольного образования - приоритет общече­ловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России.

В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принци­пов, отечественная система дошкольного образования переориен­тируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в ре­зультате дифференциации содержания основного и дополнитель­ного образования, предоставления широкого спектра платных до­полнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания де­тей в детском саду.

В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:

    предоставлением семье возможности выбора для ребенка инди­видуального образовательного «маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми;

    обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий;

    гарантией достижения каждым ребенком, систематически по­сещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе, что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образо­вания личности.

Таким образом, качество дошкольного образования - социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие обще­ства, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях со­вершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная ок­раска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.

Нормативно-правая база обеспечения качества дошкольного образования в РФ.

Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Экс­перты руководствуются в своей деятельности федеральными зако­нами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Россий­ской Федерации, решениями органов управления образованием.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматри­вает введение и порядок утверждения государственных стандартов образования, компетентной экспертизы деятельности образователь­ных учреждений.

Основные задачи Федерального экспертного совета, его функ­ции, состав и структура, порядок деятельности определяет Поло­жение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (приказ Ми­нистерства образования (МО) РФ от 23.10.93 № 444).

Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного образования особое значение имеет Типовое положение о до­школьном образовательном учреждении (Постановление Прави­тельства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функ­цию примерного для негосударственных учреждений системы дош­кольного воспитания.

Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15).

V Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек определяет Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19 - 12 «О психолого-педагогических требовани­ях к играм и игрушкам в современных условиях», v Проведение экспертизы при лицензировании образовательных учреждений определяет Положение о порядке лицензирования обра­зовательных учреждений (приказ МО РФ от 17.11.94 № 442). Требова­ния к процедуре аттестации по технологии экспертных оценок уста­навливает приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении доку­ментов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и уп­равленческой деятельности воспитателей и руководителей дошкольных учреждений исходит из Типового положения об аттес­тации педагогических и руководящих работников государствен­ных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

Министерство образования России, разрабатывая и реализуя концепцию развития образования в стране, выступает основным заказчиком и организатором экспертизы во всех областях приме­нения экспертных методов в педагогике. Современный механизм управления системой образования предусматривает распределение прав, полномочий и ответственности между министерством и крае­выми, областными комитетами и управлениями, а также город­скими, районными управлениями и отделами образования. Поэтому функции экспертизы все шире используются во всех структур­ных компонентах системы образования.

Управление качеством дошкольного образования, основные этапы.

Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее – семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Под качеством управления дошкольным образовательным учреждением понимается совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность. И здесь особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Характеристики качественной работы руководителя ДОУ складываются на пересечении четырёх линий его деятельности:

Ресурсообеспечения и ресурсосбережения (в том числе здоровьесбережения);

Организации воспитательной работы и её методического обеспечения;

Экспертизы образовательных инноваций и проектов, организации мониторинга их реализации;

Стимулирования развития педагогического коллектива в системе построения диалогических взаимоотношений.

В качестве основных управленческих умений руководителя дошкольного учреждения по управлению качеством образовательного процесса, выступают:

· адресованность управленческих воздействий, умение привлечь внимание к проблемам развивающего взаимодействия, доброжелательность обращений и разъяснений заведующей и старшего воспитателя;

· аргументированность их точек зрения, проявляющаяся через обоснование распоряжений, поручений, просьб, оценок;

·преобладание положительных оценок действий воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей детей над отрицательными.

1. Первым компонентом модели управления качеством дошкольного образования является изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляют потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров дошкольного образовательного учреждения. Эту работу выполняют психологи. Результатом этого этапа является сформулированный перечень требований потребителей услуг дошкольного образовательного учреждения.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения исходя из требований социального заказа родителей.

На третьем этапе осуществляется планирование и отбор образовательных программ и технологий. Здесь открывается широкое поле деятельности для реального выбора, проявления творчества педагогов и реализации инновационных проектов.

На четвертом этапе решается задача нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Особую значимость приобретает материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация помещений ДОУ, а также участка должна обеспечивать развитие и эмоциональное благополучие ребенка, его комфортное пребывание в детском саду, отвечать его интересам и потребностям.

Пятый этап - отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации.

Шестой этап – первичная диагностика учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, наклонностей, потребностей, уровня физического развития для того, чтобы определить его оптимальную образовательную траекторию.

Седьмой этап - организация учебного процесса. Система управления качеством направлена на организацию развивающего, личностно-ориентированного образования. Развивающее образование, ориентированное на каждого ребенка, основной целью ставит не усвоение знаний, умений или навыков в строго заданном объеме, а развитие ребенка.

Восьмой этап – текущий контроль образовательного процесса.

Девятый этап - итоговая диагностика воспитанников.

Десятый этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников, что стало возможным, прежде всего, через установление прочных связей со средними общеобразовательными учреждениями и родителями выпускников. При этом акцентируется внимание на анализе характера адаптации детей, уровня их успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленным целям, своей миссии, требованиям социальных заказчиков. На основании анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин несоответствий. Эти мероприятия направлены на корректировку основных целей и направлений деятельности ДОУ.

Научно-педагогическая экспертиза как механизм изучения качества дошкольного образования.

Экспертиза - слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, экс­перт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или труд­ных случаях для экспертизы.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в по­следние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных про­грамм и технологий, стандартов образования, а также расшире­ние финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.

Способность принять верное управленческое решение на осно­ве научно-обоснованной экспертной оценки - одно из важней­ших профессиональных умений менеджера образования как спе­циалиста, профессионально осуществляющего функции управле­ния на основе современных научных методов руководства.

Новым в педагогической практике является аттестация и ак­кредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления ко­торых основан на научно-педагогической экспертизе.

Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, рас­крывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

1. рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,

проблем, результатов педагогической деятельности, а также прогно­

зирование развития системы образования, экспертная оценка аль­

тернативных решений и определение наиболее предпочтительных

вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­

ния качества и обновления содержания образования, оказания кон­

уч­реждений;

2. комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на

получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с

целью принятия компетентных решений в области управления

образованием;

3. показатель профессиональной компетенции, как одной из про­

фессиональных обязанностей менеджера образования.

Экспертная оценка - результат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

Мониторинг качества образования.

Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформирова­нием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.

Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor ^ (мо­нитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.

Мониторинг качества образования - понятие емкое и много­гранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга

    систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки качества образовательных услуг дошкольных учреждений на нацио­нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно­го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или критических, недопустимых ситуаций в данной сфере;

    относительно самостоятельное звено в управленческом цикле, обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, мероприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;

    возможность правильно оценить степень, направление и причи­ны отклонений.

В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:

    разработка государственных (региональных) стандартов до­школьного образования;

    операционализация стандартов в индикаторах (показателях,

    измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож­но судить о достижении стандартов;

    проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),сбор данных и оценка результативности и качества образователь­ных услуг ДОУ;

    принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное

    развитие системы дошкольного образования, оценку результатов принятых мер в соответствии со стандартами;

    возможность изменения, корректировки самого стандарта.

Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, нор­ме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и осно­ваний мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты кор­ректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогиче­ских наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, пока­затели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обус­ловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.

Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мо­ниторинг не может повысить качества образования - он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппара­та мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров обра­зования) или коллективного органа, реализующего механизм мо­ниторинга.

В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного об­разования.

Основание для классификации:

Вид мониторинга:

Масштаб целей образования

Стратегический Тактический Оперативный

Этап проведения педагогической диагностики

Первичный Промежуточный Итоговый

Временная зависимость

Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий

Частота процедуры

Разовый Периодический Систематический

Охват объектов для мониторинга

Локальный Выборочный Сплошной

Организационные формы мониторинга

Индивидуальный Групповой Фронтальный

Формы объект-субъектных отношений

Внешний (социальный) Взаимоконтроль Самоанализ

Используемый инструментарий

Стандартизированный Нестандартизированный

Статус эксперта и требования, предъявляемые к его компетентности.

Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязан­ностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается прези­диумом “Экспертного совета”.

Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции экс­перта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наибо­лее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъяв­ляемые к эксперту:

    компетентность;

    креативность, развитые творческие способности, позволяю­щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре­шения противоречий;

    отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль­шинства;

    научная объективность;

    аналитичность, широта и конструктивность мышления;

    позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз­ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.

Этика поведения эксперта.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения экс­перта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Тенденции развития качества дошкольного образования.

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.),предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе существенно возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и т.д.

Государственная оценка качества дошкольного образовательного учреждения сегодня происходит регулярно и в разнообразных формах – от проверки санитарного и противопожарного состояния до лицензирования и аттестации педагогических работников. Работая дошкольном образовательном учреждении я пришла к выводу, что к сожалению в ДОУ после большинства проверок не происходило глубоких преобразований и перехода на новые, еще неиспользованные ресурсы и возможности. Формальное проведение оценочных процедур часто приводило к тому, что усилия администрации и коллектива были направлены всего лишь на «внешнее» исполнение приказов и санкций проверяющих комиссий, тогда как «внутренние проблемы» детского сада остаются нерешенными.

Тогда как адекватная оценка качества образовательных услуг, основанная на всестороннем анализе информации о фактическом состоянии дел во всех структурных подразделениях учреждения, позволяет формулировать цели преобразования, разрабатывать и реализовывать планы развития дошкольного учреждения, обеспечивающие его переход в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стандарта.

Для этого в дошкольном образовательном учреждении требовалось обновить содержание, механизмы и процедуры оценки, создать независимую систему оценки качества образования. В связи с изменениями в нормативных требованиях к контрольно-оценочной деятельности мною были выбраны такие системы измерения, как педагогическая экспертиза и метод экспертных оценок, которые включает в себя диагностику и мониторинг, и представлены в виде педагогического анализа.

По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогический анализ в узком смысле слова, предмет который составляет планирование и контроль педагогического процесса, и педагогический анализ в широком смысле, охватывающий все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это поддерживает значимость педагогического анализа для экспертных оценок в образовании.

Суть педагогического анализа в ДОУ – изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Его основной задачей я опрелелила установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или не успешность образовательного процесса.

За основу я взяла определение предложенное Т. И. Шамовой «педагогический анализ понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения».

Итак, педагогический анализ для нашего образовательного учреждения – это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определить уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

Согласно теории управления образовательными системами (Н. П. Капустин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова) я выделила три основных этапа анализа тех или иных явлений в образовательном процессе.

Первый этап – предварительный, предположительный диагноз – используются преимущественного методы наблюдения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотрудников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса и индивидуальности развития воспитанников.

Второй этап, – уточняющий диагноз – опирается на более точные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогического анализа.

Третий этап – окончательный диагноз – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сохранении, сопоставлении. На данном этапе преимущественно используются методы экспертных оценок.

Разработанная мною, на основе научно-методической литературы, методика проведения педагогического анализа образовательной деятельности представлена в схеме № 1.

Схема № 1. Методика проведения педагогического анализа в ДОУ № 276 (Приложение 1)

Шесть критериальных блоков оценки ДОУ – это фактически основные объекты педагогического анализа его деятельности. Методологическим ориентиром, который объединяет все направления оценки в целостное единое представление о ДОУ, является идея, о том, что самое главное миссия ДОУ состоит в создание ситуации развития личности ребенка, и этому, в конечном счете, подчинены все аспекты его функционирования.

Данная система работы позволила наметить основные направления развития образовательного учреждения, учитывая внешние и внутренние ресурсы, запросы родителей, которые нашли свое отражение в Концепции развития дошкольного образовательного учреждения, где были отражены миссия, цели и задачи детского сада в целом и конкретно педагогического коллектива. В рамках данной Концепции педагогами ДОУ были разработаны документы регламентирующие разнообразные направления коррекционно-образовательной деятельности детского сада, в том числе и Образовательная программа ДОУ. Основываясь на результатах проведенного педагогического анализа, творческая группа под моим руководством создала и реализует Программу развития ДОУ.

Проведение педагогического анализа в образовательном учреждении носит коллективный характер, в нем принимают участие администрация, педагоги и родители. В свою очередь системный и коллегиальный характер организации и проведения педагогического анализа способствовало повышению квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом, активизации воспитателей и педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию. А как следствие позволило качественно на новом уровне организовать реализацию образовательных программ и выстроить коррекционно-образовательный процесс. Системная, целенаправленная работа педагогического коллектива позволила добиться:

  • положительной динамики и стабильности по всем показателям образовательного уровня воспитанников;
  • обеспечить доступность и высокое качество образования дошкольников.

Данная работа позволила определить основные направления экспериментальной инновационной работы ДОУ: учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательной деятельности, формирование ключевых компетентностей воспитанников определяющих современное качество образования; развитие модели гуманистической системы воспитания; внедрение информационно-коммуникативных технологий.

Педагогический анализ в практике детского сада позволил эффективно проводить тематические проверки, адекватно оценить успешность профессиональной деятельности педагогов, выявлять удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, помогает воспитателям и родителям понять причины, обуславливающие трудности в воспитании ребенка, определять успешность освоения образовательной программы.

Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы :

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Срок аккредитации - пять лет".

Факультет дошкольного образования, 491 группа. Абилова М., Исмагилова А.

Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений

В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются:

· Закон Российской Фе­дерации «Об образовании»,

· Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (при­каз Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27),

· приказ Ми­нистерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккре­дитации дошкольных образовательных учреждений».

Предметом и содержанием экспертизы в ходе аттестации вы­ступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного обра­зования. До его введения в действие критериями для экспертной оценки деятельности дошкольного учреждения являются времен­ные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанали­за) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреж­дения: критерии оценки деятельности дошкольного образователь­ного учреждения» к приказу МО РФ № 448.

На основании данной системы критериев осуществляется экс­пертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:

· кадровое обеспечение педагогического процесса в детском саду
(подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотруд­
ников);

· организация деятельности дошкольного учреждения (руковод­
ство и управление);

· материально-технические и медико-социальные условия пре­
бывания детей в детском саду (развивающая среда, безопасность,
охрана здоровья);

· оценка деятельности детского сада родителями воспитанни­
ков.

Аттестация дошкольного образовательного учреждения проис­ходит в два этапа:

· первый этап- самоэкспертиза по всем аспектам своей де­ятельности;

· второй этап - экспертная оценка деятельности детского сада экспертами независимой аттестационной комиссии.

Цель первого этапа - самоэкспертизы - выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руко­водителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкрет­ным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повы­шения качества материальной развивающей среды; демократиза­ции системы управления и контроля дошкольным учреждением.

Ответственным лицом за организацию и проведение самоэкс­пертизы является руководитель дошкольного образовательного учреждения. Его основные задачи: разъяснить сотрудникам цели и содержание аттестации, создать в дошкольном учреждении в этот период положительный психологический климат, обучить техно­логии самоэкспертизы.

Технология самоэкспертизы основана на самооценке всех аспек­тов деятельности дошкольного учреждения по балльной системе. Сбор данных для самоанализа осуществляется методами педагоги­ческой диагностики: наблюдениями в группах, беседами с детьми с использованием тестовых игровых заданий для выявления урон на развития ребенка, анализом продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и пр.), анкетированием воспитателей и родите­лей воспитанников, анализом медицинской и педагогической документации и т.д.

Суть технологии состоит в заполнении по результатам самоэкспертизы диагностических карт по балльной системе оценки и ми тематической обработке полученных данных.

Карты для диагностики содержания и методов воспитания и обучения в детском саду (раздел 1 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) индексированы по основным направлениям образова­тельного процесса работы с детьми. Например, И - развитие игровой деятельности, Р - речевое развитие ребенка, Ма - формирование элементарных математических представлений, Э - развитие экологической культуры детей и т.д.

1 балл - деятельность дошкольного учреждения не соответ­ствует критерию;

2 балла - частично соответствует критерию;

3 балла - полностью соответствует критерию.

В процессе математической обработки данных вначале подсчитываются баллы всех подкритериев, а затем определяется средний балл по каждому критерию путем нахождения среднего арифмети­ческого. Например, И (развитие игровой деятельности):

И 1 = (И 1.1 + И 1.2 + И 1.3 + И 1.4 + И 1.5) : 5 =

= (3 + 2 + 3 + 2 + 2) : 5 = 2,4 (приложение 3).

При составлении администрацией дошкольного образовательного учреждения отчета об этом аспекте его деятельности высчитываю! сводные баллы по всем группам с учетом экспертных оценок педагогов-специалистов, руководителей детских студий, секций, круж­ков, клубов и т.д. Средние баллы по каждому направлению образовательной работы с детьми суммируют и делят на количество групп Если данное направление оценивал также педагог-специалист, то его экспертную оценку суммируют с данными по группам, а затем вычисляют среднее арифметическое (приложение 4).

Средний балл по всем критериям данного аспекта деятельности дошкольного учреждения для аттестации должен быть не ниже 1,5, а средние баллы (коэффициенты) по каждому направлению развития ребенка (речевое, музыкальное, физическое и т.д.) - не ниже 1,2. Если средний балл по всем критериям, ниже 1,5 или средний балл, хотя бы по одному из направлений развития детей, ниже 1,2, требуется провести необходимые улучшения для выхода на повторную самоаттестацию.


Самоэкспертиза по кадровому и материально-техническому обеспечению, руководству и управлению дошкольным учрежде­нием, медико-социальным условиям в детском саду проводится руководителем учреждения. Критерии экспертных оценок по дан­ным аспектам деятельности дошкольного учреждения представле­ны в разделах 2 -4 приложения 1 к приказу МО РФ № 448. Данные критерии оцениваются по двухбалльной системе: «да», «нет» (при необходимости заполняется графа «Комментарии»).

Оценка деятельности детского сада родителями осуществляет­ся путем анонимного анкетирования (раздел 5 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) и завершает этап самоэкспертизы. В ито­говом листе указывают количество ответов «да» и «нет», «не знаю» по каждому из 10 вопросов анкеты и процент незаполненных анкет.

Длительность этапа самоэкспертизы не регламентирована, од­нако практика показывает, что он занимает от 2 до 4 месяцев, включая время на необходимые улучшения.

Завершая этап самоэкспертизы, руководитель дошкольного уч­реждения должен подготовить следующий пакет документов:

· заявление;

· копию устава дошкольного учреждения;

· копию лицензии на право образовательной деятельности;

· материалы самоэкспертизы;

· гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведе­нием аттестации.

Второй этап аттестации - экспертная оценка деятельности до­школьного образовательного учреждения экспертами независимой аттестационной комиссии, которая создается органами управле­ния образованием на период проведения аттестации. В приказе ука­зывается ее численный и персональный состав, сроки аттестации данного учреждения. В состав комиссии входят специалист в обла­сти дошкольной педагогики, психолог, медик, представители орга­на местного самоуправления и общественности. В состав комиссии не могут входить работники дошкольного учреждения, проходя­щего аттестацию.

Предметом экспертизы на данном этапе аттестации является от­чет о деятельности детского сада, составленный администрацией дошкольного учреждения по результатам самоэкспертизы, а также все аспекты деятельности учреждения.

Технология экспертной оценки предполагает экспертизу докумен­тов, выборочные проверки отчета на предмет его соответствия за­явленным критериям. Результаты аттестационного обследования образовательного учреждения экспертами должны не только обес­печить решение вопроса об аттестации учреждения в соответствии с заявленным им типом, но и подтвердить правомочность притя­заний на тот или иной вид и категорию.

· анализ организации деятельности, руководства и управления
учреждением;

· анализ ее результатов;

· анализ ее условий.

При этом особое внимание эксперты уделяют использованию современных форм организации образовательного процесса, ко­ординации деятельности воспитателей и педагогов-специалистов, взаимодействию с родителями, планированию работы, реализации комплексно-целевой программы развития дошкольного учрежде­ния, координации деятельности с учреждениями и организациями научно-методического обеспечения развития дошкольников.

Для сбора данной информации эксперты используют методы психолого-педагогической диагностики: наблюдения, беседы с деть­ми, родителями и персоналом детского сада, изучение документа­ции, результатов детской деятельности, тестирование педагогов по методике «Социально-психологический климат».

Экспертная оценка результатов образовательной деятельности основана на выявлении уровня физического и психического раз­вития детей, в том числе общей психологической готовности стар­ших дошкольников к обучению в школе. Для экспертной оценки используют диагностические методики и показатели, которые про­шли апробацию, подтвердившую их солидность и надежность, не требующие длительного исследования.

Математическая обработка данных экспертных оценок целесо­образна с помощью ЭВМ по программе «Комплексная автомати­зированная система диагностики образовательных учреждений с целью их аттестации» (КАСДОУ «Аттестация»).

Присутствие членов аттестационной комиссии в дошкольном учреждении (два дня) не должно менять режим работы, привыч­ный характер деятельности. Порядок работы комиссии экспертов, периодичность ее заседаний, процедура принятия решения опре­деляются самой комиссией и оформляются протоколом.

Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным учреждением требований государственного стандарта дошкольного образования, а также со­ответствия типу, виду и категории. Если эксперты считают, что дош­кольное учреждение заслуживает повышенной категории, в заклю­чении содержатся рекомендации учредителю об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования. Заключение подпи­сывают все члены аттестационной комиссии. Член комиссии, име­ющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

Заключение доводят до сведения коллектива дошкольного уч­реждения и представляют в орган управления образованием, про


водящий аттестацию. Приказ о признании дошкольного учрежде­ния аттестованным (неаттестованным) издается в двухнедельный срок. Положительное экспертное заключение является основани­ем для получения документа о государственной аккредитации. В свидетельстве об аккредитации должно быть обозначено одно из следующих наименований: центр развития ребенка - первая кате­гория; детский сад общеразвивающего вида - вторая категория; детский сад компенсирующего вида - вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления - вторая категория; детский сад комбинированного вида - вторая категория; детский сад - третья категория.

По результатам аттестации дошкольное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации можно обжаловать в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Повторную аттестацию (по требованию до­школьного учреждения) имеют право проводить не ранее чем че­рез 12 месяцев с момента отказа в государственной аккредитации.

Система функционированиия экспертных групп педагогов ДОУ

Цель работы экспертных групп – отслеживание динамики качества и эффективности осуществления образовательной деятельности педагогов, анализ и получение систематизированной информации о результатах деятельности педколлектива.

Основные направления контрольно аналитической деятельности экспертных групп ДОУ:

Качество календарно-тематического планирования образовательного процесса;

Качество планирования и организации прогулок;

Качество функционирования родительских уголков.

Планирование содержания контрольно-аналитической деятельности на год каждой экспертной группой в соответствии с реализующими задачами и годовым планом ДОУ. (Прилож е ние №2)

Целенаправленный ежемесячный контроль, сбор полученной информации, и её систематизация в специально разработанной форме таблиц. (Приложение №3)

Качественный и сравнительный анализ результатов контроля: выявление особенностей, положительных и отрицательных факторов; оценка качества профессионально-педагогической деятельности.

Представление результатов контроля за месяц на методической оперативке.

Подведение итогов деятельности экспертной группы за год (Приложение №5) .

Оценки результатов контроля ежемесячно фиксируются в электронных таблицах Excel на основе полученных данных.

Рассмотрим содержание этих таблиц (Приложение №4) :

В «шапке» по горизонтали на каждый месяц обозначено содержание контроля (т.е. указано, что проверяется в этом месяце), а по вертикали – все группы. В конце каждого месяца руководители ЭГ по результатам контроля заносят оценки в каждую таблицу и анализируют работу каждой группы за месяц.

Критерии оценки имеют условные обозначения:

0 баллов – планирование не осуществляется,

1 балл – планируется недостаточно, есть замечания и предложения,

2 балла – планируется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

балла – есть “изюминки”, творческий подход

Кроме оценок в каждой ячейке по результатам контроля указываются замечания и предлож ения с помощью специальной функции электронных таблиц «примечания».

В конце каждой таблицы по вертикали автоматически считается сумма накопленных за год баллов, по которым вычисляется процент качества и рейтинг группы, что позволяет увидеть уровень качества организации образовательного процесса в каждой группе и в целом по детскому саду за год. А процентные показатели качества работы каждой группы в горизонтальной итоговой строке указывают, в каком направлении коллектив сработал успешно, а где недостаточно и требуется методическая поддержка. Таким образом, предоставляется возможность многогранно проанализировать работу всего педагогического коллектива за год, своевременно и точно определить проблемы и направления работы для дальнейшего развития и совершенствования качества образовательной деятельности педагогического коллектива.

Такая форма управленческой контрольно-аналитической деятельности, как функционирование экспертных групп в ДОУ, предоставляет возможность получать объективные данные о результативности работы каждого педагога, повышает ответственность каждого за конечный результат, способствует деловому стилю взаимоотношений в коллективе. Что значительно влияет на повышение эффективности и результативности педагогического труда, рост профессионального мастерства педагогов. А систематический анализ, поиск и своевременное устранения проблем способствует эффективному повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Приложение №1.

Утверждено:

Заведующая МБДОУ

« Цетр развития ребёнка –

детский сад №18 « Семицветик »

___________ Л.А Сапегина

«_____»_____________2012г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертной группе педагогов

1. Основные положения.

1.1. Внутренняя экспертная группа является профессиональным объединением педагогов, служащих и управленцев, которое создается в структуре ДОУ, находящемся в режиме развития.

1.2. Создается по инициативе администрации для анализа образовательного процесса с целью повышения его качества через поиск и устранение проблем.

1.3. В экспертную группу могут входить педагоги, владеющие методами проблемно-ориентированного анализа, прогнозирования. Состав ЭГ утверждается приказом заведующей ДОУ.

2. Цели и задачи.

2.1. Анализ и оценка результатов образовательного процесса, качества продукта или проекта по определенным результатам.

2.2. Обеспечение эффективной работы администрации ДОУ по вопросам контроля результативности образовательного процесса. Помощь администрации в изучении результативности работы педагогов, получении объективных данных.

2.3. Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

2.5. Помощь педагогам в самовыражении, становлении собственного уникального опыта.

3. Организация деятельности.

3.1. Каждая экспертная группа составляет план ежемесячного контроля в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

3.2. Руководителем экспертными группами является зам. зав. по ВМР или по АХЧ.

3.3. Заседания ЭГ собираются 1 раз в месяц для подведения результатов контроля.

3.5. Эксперт изучает непосредственно вверенный ему раздел деятельности коллектива или объект, формирует свою оценку, подготавливает и отдает руководителю экспертного совета обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных документах.

4. Документация и отчетность.

4.1. Ежемесячно экспертные группы фиксируют результаты контроля, замечания и предложения в протоколах и сдают их руководителю, который их систематизирует и хранит.

4.2. Оценки по результатам контроля ежемесячно заносят в мониторинговую таблицу.

4.3. Протоколы, информация о мониторинге результатов контроля хранятся в делопроизводстве ДОУ.

Приложение №2. Экспертная группа №1.

Ответственный руководитель группы – Казимирова С.В.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

*Планирование мероприятий Недели безопасности.

* Планирование тематического дня.

* Планирование трудовой деятельности дошкольников:

-навыки самоо б служ и вания

-поруч е ния

-дежу р ство

-колле к тивный труд

*Планирование игр-экспериментов: содерж а ние, цель, соотве т ствие возрасту, систем а тичность (не реже 1 раза в неделю)

*Планирование работы по развитию речи:

-работа в книжном уголке

-утренние беседы с детьми

-чтение худож . л и тературы

-индивид у альная р а бота

-разнообр а зие форм работы по РР

*Планирование индив идуальной работы с детьми в соответствии с рекомендациями специалистов и программы «ДЕТСТВО+» (имя ребёнка упра ж нения, цель, резул ь тат)

* Качество планирования занятий по математике: задачи (триед и ные), приёмы и методы (разноо б разие), словарная работа, индивид у альная работа

*Планирование содержания игровой деятельности: игры-драмат и зации, д и дактич е ские игры, разв и вающие игры, с ю жетно-ролевые игры, по д вижные игры, и г ры-экспер и менты

*Планирование работы по художественно –эстетическому направлению:

-работа в из о уголке ,- формы организации изодеятельн о сти ,

-занятия в Академии творчества

*Систематичность планирования тематических дней (ра з нообразие, с о держател ь ность)

*Планирование работы с родителями:

-Разнообразие форм работы с родителями;

-Актуальность, полезность, информир о ванность.

*Подведение итогов и анализ работы группы за год.

Экспертная группа №2.

Ответственный руководитель группы – Колышкина Л.С.

Цель: Анализ условий и качества проведения прогулок с детьми, оказание консультативной помощи н а чинающим педагогам по организации прогулок, выявление интересных, творческих находок педагогов.

Осень

Зима

Весна

Организация трудовой деятельности в природе, трудовые поручения

Спортивные и подвижные игры, упражнения

Режим прогулок, сборы на прогулку – – осуществление индивидуального подхода к детям

Организация наблюдений с детьми

Соблюдение двигательного режима

Организация сюжетно- ролевых игр

Индивидуальная работа с детьми на прогулке (физ. развитие, развитие речи, развитие наблюдательности)

Организация самостоятельной деятельности детей на участке

Изодеятельность детей на прогулке

В течение года:

Соблюдение ТБ и инструкции по охране жизни и здоровья детей

Санитарное состояние участков

Одежда детей – соответствие сезону, индивидуальный подход к ЧДБ

Наличие выносного материала по сезону

Экспертная группа №3.

Ответственный руководитель группы – Семёнова С.Б.

Осень

Зима

Весна

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

* Информация по безопасности.

*Наглядная информация по развитию изобразительных навыков дома (рекомендации, советы)

*Уголок творчества в приёмной

*Уголок приветствия, настроения

*Пед. информация по развитию познавательных способностей

*Поздравления и встреча нового года

*Новогоднее ассорти

*Тематические дни

*Рождественские праздники

* Новогодняя газета («Как я встретил новый год!»)

*Неделя безопасности на дорогах

*Поздравительная открытка «С днём рождения д/с!»

*Комплексная безопасность (материалы для родителей о пожарной безопасности, травматизме, терроризме, опасных предметов, ситуациях и т.д.)

В течение года: * Вести с занятий специалистов ДОУ

*Обращения к родителям (приглашения, благодарности…)

*Личные успехи детей!

Пр иложение №3.

Таблица результатов контроля при проверке календарно-тематического

планирования

Месяц ________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – планирование не осуществляется,

1 балл – планируется не достаточно, есть замечания и предложения,

2 балла – планируется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

Таблица результатов контроля при проверке содержания родительских

уголков

Месяц ________________ Ответственный __________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – содержание уголка не обновляется,

1 балл – содержание уголка соответствует требованиям, но есть замечания и предложения,

2 балла – содержание уголка соответствует требованиям, без замечаний,

дополнительный 1 балл – творческий подход в оформлении содержания.

Таблица результатов контроля при проверке качества проведения прогулок

Месяц ________________ Ответственный __________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – проверяемый объект контроля не организуется,

1 балл – организовано достаточно, но есть замечания и предложения,

2 балла – организуется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

Дополнительный 1 балл – творческий подход

Приложение №4. Мониторинг качества календарно-т ематического планирования в 2010 -201 1 г. (Ответственные)