Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению. Конспект занятия по краеведению в детском саду. Старшая группа Интересные занятия по краеведению

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25г.Челябинска»

Конспект занятия

«Введение в краеведение»

(туристско- краеведческое направление)

Учитель начальных классов

Брунеткина Ирина Александровна

Челябинск, 2016г.

Тема: «Введение в краеведение»

Цель:

Заинтересовать и привлечь детей к работе в детском туристско-краеведческом объединении.

Задачи:

Расширение элементарных знаний по географии и истории родного края;

Развитие творческой и познавательной активности;

Воспитание любви к родному краю, формирование умения видеть красоту Уральской природы.

Виды образовательных технологий:

Информационно-коммуникационные;

Технология использования игровых методов;

Исследовательские методы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, подбор слайдов по теме, коллекция поделочных камней, карта Челябинской области, набор фишек, аудиозапись с легендой об Увильдах, костюмы Хозяйки Медной горы, Слышко, Батюшки Урала, фломастеры, чистые карточки.

Приветствие. Игра «Давайте познакомимся»

Это была шуточная игра, но вот что брать в настоящий поход, вы узнаете на наших занятиях.

4мин.

Подготовительный

Педагог:

Любите ли вы путешествовать? Значит наши занятия для вас. Я приглашаю вас в путешествие по родному краю такому удивительному и неизведанному, хранящему так много тайн. Мы будем открывать их вместе с вами на занятиях по краеведению и туризму.

Что же такое краеведение? (слайд 1)

А туризм?(слайд 2)

1мин.

Основной содержательный блок

Педагог:

Как называется край, в котором мы живем?

(слайд 3).

Южный Урал находится в самом центре России. Он включает в себя, кроме нашей области, Оренбургскую и Курганскую, а так же Башкирию. Все они расположены по соседству с Челябинской областью.

История Уральского края богата как событиями, так и интересными персонажами.

Я предлагаю вам совершить путешествие и узнать, какие тайны хранит наш край.

Начнем с северо-запада области (слайд 4). Мы видим горы. Как они называются? С них и началась слава нашего края. Сколько же гор на Урале? Много, не сто и не тысяча, а гораздо больше. И почти у каждой горы есть имя. А имя – это памятник языка, истории, духовной культуры нашего народа. Существует легенда о хозяйке Уральских гор? Живет она во дворце, который находится в самой большой горе на Урале – Большой Шолом на хребте Зигальга. (слайд 5). Древнерусское слово «шелом» - «шлем» обозначает также «холм», «бугор». Это слово закрепилось в названии самой высокой вершины хребта Зигальги, но с добавкой, указывающей на величину, - Большой Шолом. Так вот может появляться Хозяйка то тут, то там.

Появляется Хозяйка Медной горы, в руках у нее шкатулка:

Здравствуйте, ребята! В моем царстве много богатств: и минералы, и рудные металлы (слайд 6) . Но краше всего камни самоцветные, спрятанные в глубине Уральских гор. Большая сила заключена в этих камнях. Красоту и радость несут они людям. Попробуйте отгадать некоторые из них. Ой, а куда же все мои каменья подевались из шкатулки малахитовой? Неужто хитники какие ограбили меня? Вот мой сказ: « Кто найдёт каменья мои драгоценные да вернёт их мне, тому они и достанутся».
Педагог
:

- Ребята, давайте поможем Хозяйке Медной горы!
( Задание: найти в сказах П.П.Бажова драг оценные каменья. Дети находят в сказах П.П.Бажова цитаты, в которых содержится описание др агоценных камней)
1.«Стены дворца Хозяйки Медной горы…малахитовые с алмазом»
2.«А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Называются…хризолитами»
3.«Есть такой знак на этот камень. Вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и …золото. В камне том золото и не то, что искорками, а большими каплями да гнёздами сидит»
4.«Из этого камня выделывали мастера уральские штучки всякие, что диву даёшься. Самой высокой цены он, глаз веселит, в сердце весну делает, радость человеку даёт…» (малахит)
5.«А в руке у Степана зёрнышки зелёненькие зажаты. Полнёхонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зёрнышки и говорит: «Да ведь это медный изумруд»
6.«Оба в горе робили, на Гумешках, то есть. Малахит добывали и … лазоревку…»
7.«А из этого камня урал
ьские мастера смородину делали» (агат) (слайды 7-13)


Хозяйка Медной горы:
- Молодцы, ребята! Нашли все мои драгоценные каменья, из которых мастера уральские чудеса вытворяли. За это я вас отблагодарю!

А теперь мне пора возвращаться, но мы еще встретимся, жду вас в своем царстве на уральских горах. До свидания!

Педагог:

Давайте еще раз полюбуемся на драгоценные каменья Хозяйки медной горы.(слайды 14-15)

25мин.

Педагог:

Мы продолжаем путешествие, и наш путь лежит на восток. Горные хребты остаются позади, уступая место холмистой равнине, где расположились десятки голубых озер в каменных берегах с многочисленными заливами. Это знаменитый зауральский озерный край (слайд 16). Батюшка Урал хранит о нем много легенд и историй. Хотите послушать одну из них от самого хозяина?

Давным-давно не было этого озера, а была лишь маленькая речка. На берегу речки стоял замок. Жил в нем злой Карым. Был он маленького роста, с маленькой головой и глазами удава, которые не мигали, а обдавали холодом. На этом же берегу жила красавица Сайма. Повстречал однажды Карым Сайму, решил на ней жениться. Схватил он красавицу и силой увез в свой замок. Перед свадьбой подарил он ей черную жемчужину. Взяла Сайма сей дар, положила на ладонь и заплакала. Попала слеза девушки на жемчужину. И та засияла – голубой волной стала отливать. Словно знала Сайма тайну жемчужины: если она станет голубеть, то все родники на земле откроются. Тогда подбежала Сайма к окошку, открыла его и кинула карымов подарок в речку под окном. Вода в реке прибывать стала, долину собой заполнила. На утро исчез под водой дворец, вместе с Карымом и его слугами. С тех пор, где стоял дворец и бежала речка, озеро с прозрачной, будто хрустальной водой засияло. Люди назвали это озеро – Увильды - «Голубая жемчужина». А деревню около озера назвали «Саймой» (слайд 17).

Ребята вы очень внимательно меня слушали, а теперь поиграем и узнаем, кто из вас уже готов стать краеведом.

(Подвижная игра на внимание и знание названий географических объектов)

Педагог:

Спасибо тебе, Батюшка Урал за интересную историю. Ребята, вам понравилось? Вы можете узнать много легенд и историй о других уральских географических названиях на наших занятиях.(слайды 18-22)

Педагог:

Теперь наш путь лежит к югу Челябинской области, где живет известный на Урале дед Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: «Слышь-ко». Что означает: «Знаешь ли?»

Выходит дед:

Слышь-ко, ребятки, побывал я в разных уголках Урала. Хочу, чтоб и вы полюбовались его красотами.

Мой самый любимый уголок - Ильменский заповедник - известный природно-исторический памятник Южного Урала, я могу часами любоваться гармонией его природы. На территории заповедника - более трех десятков очаровательно поблескивающих озер, несколько десятков рек и речушек, воинственно раскинувшиеся леса. Гордость заповедника - музей, где невозможно оторвать глаз от уральской яшмы, голубых топазов, фиолетовых аметистов...(слайд 23)

Второе место делят между собой «Сердце-озеро» и «горное сердце Урала» - национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай». Высокогорное озеро Зюраткуль (находится на высоте 724 метра) овеяно удивительными легендами. Записанная со слов местных жителей душещипательная история повествует: «В глубокую старину жила в этих местах красавица Юрма. Однажды в гневе капризная невеста разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один маленький осколок улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро, чистое, прозрачное, как слезы прелестной девушки». Кроме того, говорят, что в горах вблизи озера Зюраткуль, ходит-бродит снежный человек... Часто можно услышать шаги в ночной тишине, а ведь на такой высоте даже мыши не живут...(слайд 24)

На третьем месте Сикияз-Тамакский «пещерный град», который находится в долине реки Ай (Саткинский район) - единственный в России памятник подобного рода. Он насчитывает 43 пещеры и грота со следами древнего человека всех исторических эпох - от палеолита до средневековья. По преданиям, сюда тоже захаживает снежный человек, которого местные жители называют «шурале» - «леший».(слайд 25)

Рядом с Верхнеуральском есть гора, популярная у местных жителей - Каменная сопка. Вот уж где природа постаралась: при взгляде на скалу отчетливо видна фигура опустившегося на грудь, отдыхающего верблюда(слайд 26)

Слышь-ко, ребятки, припас я вам задание. Составил карту путешествий по моим любимым местам, а она порвалась на кусочки. Старый я стал, плохо вижу, помогите составить ее и фишками отметьте, те места Челябинской области, о которых шла сегодня речь.

Слышь-ко, ребятки, пока вы собирали карту, я загадал желание и оно обязательно сбудется, чтобы мы еще раз с вами встретились в моих любимых уголках Урала.

Итог

занятия

Множество загадок таят в себе названия рек, ущелий, гор и городов Южного Урала и Челябинской области. Много лет к ряду ученые и краеведы пытаются их разгадать. Кое-что им удалось разгадать, но вопросы остаются. Кто в седую старину дал названия горам и рекам, почему именно так назвали, а не иначе? Мы с вами на занятиях продолжим эту работу, будем много путешествовать. Но, а какие путешествия без походов, без историй у костра.

Мне хотелось бы узнать о вас побольше, для этого вы дома поговорите с родителями, расскажите им о занятие. И если вам у нас понравилось, то заполните карту знакомств и карту путешествий, где вы хотите побывать.

Легенды и истории Урала вам сегодня поведали воспитанники нашего объединения «Юные краеведы» (назвать детей, Хозяйка Медной горы дарит камни, Дед Слышко- карту путешествий, БатюшкаУрал- карту знакомств)

Встретимся на следующих занятиях.

5мин.

Конспект занятия "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы

Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий старой и новой "Колывани"
Дидактическая игра «Путешествие по городу».
Рассматривание плана – схемы города.

Ход мероприятия:

Дети стоят около своих стульев, звучит гимн России.
Воспитатель : Здравствуйте ребята, садитесь. Какую музыку вы сейчас слушали? Правильно, это гимн России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну.
- А что для нас значит Родина, Россия? (ответы детей) воспитатель продолжает разговор.
Ответов на этот вопрос может быть много:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Земля, которую наши предки защищали от врагов.
- Родина – это наш край, город, поселок.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Правильно – Россия. Много городов в России – Санкт-Петербург, Ростов, Курск. А какой главный город в России? Москва. В Москве живет 8 млн. людей (это население 10 городов – вот какая большая Москва). У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Кто знает, что такое герб? Да – это знак.
Читает ребенок:
У России величавой на гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
-А кто помнит, какой флаг у России?
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска - солнечный рассвет!
Воспитатель: да, Родина у нас всех одна – это Россия, но есть у нас еще одна родина – малая, там, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Наша с вами малая Родина – это поселок Колывань Новосибирской области
Поселок Колывань, это поселение в Новосибирской области, которое отличается своей природой и живописными местами. Поселок расположен на реке Чаус, что является притоком Оби. Колывань - это историческое поселение, которое было основано в 1713 году, в качестве маленького острога с несколькими избенками, а сейчас является поселком городского типа.
После основания маленького острога в 1713 году, здесь появилась слобода, основанная ишимскими крестьянами, которая к 1741 году, приобрела статус Чаусской волости. К этому времени острог утратил свое значение, так как никогда не подвергался нападению и, к тому же, граница сместилась к югу. После строительства Сибирского тракта, процветанию и богатству не было конца, развивалась торговля и кустарное производство.

В конце XIX начале XX веков в 50 километрах от поселения появилась железная дорога, и началось развитие города Новониколаевска, сегодняшнего Новосибирска. Это привело к оттоку населения из Колывани и,соответственно, упадку. Революция 1917 года, также, плачевно отразилась на поселении, но, после Великой Отечественной войны поселок Колывань начал восстанавливаться и стал поселком городского типа. Поселок Колывань интересен своими достопримечательностями: Александро-Невский Покровский монастырь и краеведческий музей. Также протекает река, которая славится своими рыбными местами.
Знакомьтесь, дом купца Кривцова
Купец 2-й гильдии Федор Кириллович Кривцов, меценат, один из самых богатых людей Колывани (как рассказали сотрудники Колыванского краеведческого музея, он приёмный сын богатого купца Колывани Кирилла Климовича Кривцова, построившего на свои средства церковь Александра Невского и приделы в соборе Св. Живоначальной Троицы). Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов.

Откуда взялась эта маска на крыше дома?
В доме купца при ремонте крыши, на чердаке была найдена маска, которая сейчас хранится среди экспонатов Колыванского краеведческого музея. В этой маске вы можете увидеть черты лица великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Как рассказывают сотрудники Колыванского краеведческого музея, в 1899 году городская Дума постановила приобрести для города в честь столетия Пушкина две маски. Прозрачный портрет (так называли маску) был укреплен на здании колыванского училища для мальчиков, а второй - на владимирском приходском женском училище.

Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога
Колывань это очень красивый и старинный посёлок с богатой историей. Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году. Много лет прошло, но колыванцы чтят свою историю, трепетно хранят свою летопись в стенах колыванского краеведческого музея.
Но больше всего нам могут рассказать улицы родного посёлка. Даже неведающий человек сможет догадаться, что здания, сохранившиеся до сегодняшнего дня, принадлежали богатым людям.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы стал первым каменным зданием, построенным в “новой” Колывани.


Строительство Собора было связано с именем видного сибирского мецената и общественного деятеля колыванского купца Кирилла Климовича Кривцова. Будучи купцом 2 гильдии и очень богатым человеком, Кирилл Климович Кривцов активно занимался благотворительностью: в 1868 году он безвозмездно отремонтировал колыванский военный лазарет, пожертвовал 11 руб. на строительство в Томске кафедрального собора, вносил деньги на содержание арестантов томской тюрьмы. В 1872 году Кирилл Климович Кривцов построил на собственные средства деревянный дом для женского приходского училища. Он неоднократно получал благодарности от властей, а в 1874 году был удостоен золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее “за заслуги по духовному ведомству”. В 1876 избран гласным в городскую думу, в 1879-81 гг. был блюстителем Колыванского Владимирского приходского училища.
Для Собора во имя Святой Живоначальной Троицы Кириллом Климовичем Кривцовым были построены в 1876 году два придела: левый “Во имя Святой великомученницы Екатерины” и правый “Во Имя Святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи”.
Собор просуществовал в своем первоначальном назначении около семидесяти лет. В годы советской власти здание лишилось куполов, горело, реконструировалось под несовместимые с храмом функции. В этот период были утрачены не только православные ценности, навыки духовной жизни и внешний вид церкви, но и среди жителей мало кто помнил само имя церкви. По свидетельствам старожилов внутреннее убранство Собора было несравненно богаче, чем в другой колыванской церкви во имя Александра Невского, разрушенной в 1968 году.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы является первым каменным зданием в Колывани, размещенным на Соборной площади в соответствии с “высочайше утвержденным планом города” 1834 года архитектора К. Турского, связан с общественной и благотворительной деятельностью видного сибирского мецената колыванского купца 2-й гильдии Кирилла Климовича Кривцова, отражает историю существования и разрушения русской православной церкви в Новосибирском Приобье, а также новейший этап, связанный с пробуждением внимания к истокам и ценностям отечественной культуры.
Дорога к Храму
Дорога к Храму для прихожан, место въезда и начало знакомства с Колыванью для туристов.


Реконструкция собора во имя Святой Живоначальной Троицы, 2012 год
Действующий ныне в Колывани храм Александра Невского также является примером благотворительной деятельности колыванских купцов.
29 октября 1878 года на общественном сходе граждан г. Колывани было решено построить новую каменную церковь на Нижней (позже Александровской площади). Сбор средств на её строительство был начат среди прихожан, но после убийства царя Александра II колыванский купец Кирилл Климович Кривцов "пожелал на свои средства построить в память убиенного государя Александра II церковь имени Александра Невского по плану, утвержденному для церкви Покрова". Большое участие в строительстве принимал и сын Кривцова Федор, с открытием храма ставший его церковным старостой. Разрушенный в 60-е годы и вновь восстановленный, этот храм является сегодня визитной карточкой Колывани, а память об отце и сыне Кривцовых навсегда останется в истории Колывани.


Дом самого богатого купца Колывани хранит загадочную историю Кривцовых
Но самое интересное в этой истории, тайна дома купца Фёдора Кирилловича Кривцова. Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов. Как рассказывают коренные жители, в этом здании в советское время была тюрьма, до сих пор остались в пристроенных помещениях решётки.
Так вот, этот купец считался самым богатым, но вот только эти богатства после его смерти, так никто и не нашёл. Где он их спрятал? Никто их никогда и не находил, хоть и были попытки, но кроме маски Пушкина, так ничего и не нашли. А ещё точно известно, что от этого здания проходит множество подземных ходов, некоторые из них были найдены, но вот только сокровищ в них не было.
Итог занятия.
- Ребята,поселок Колывань -это наша малая Родина,самое родное место на Земле. Мы с вами -жители нашего родного города. Именно от нас зависит,каким он будет в будущем.

Пока вы ещё дошкольники,вам ещё предстоит делать великие,добрые дела. А пока вам нужно гордиться и любить свой город.

Губаренко Светлана Александровна

Воспитатель, МБДОУ (ясли-сад) № 10 "Аленушка", г. Красноперекопск, Республика Крым

Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению // Совушка. 2018. N1(11)..07.2019).

Заказ № 51405

Цель : Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова

определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия.

Материал : Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями города Ялты. Презентация по местам Крыма, пазлы крымской карты.

Ход занятия:

В : Ребята, прошу вас пройти в группу.

Собрались все дети в круг!

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся!

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Наши женщины очень любят комплименты!

Давайте подарим им!

(Дети дарят комплименты)

В : Напомните, в какой стране мы живём? (Россия)

Столица России? (Москва)

А где живём мы? (в Крыму)

Столица Крыма (Симферополь)

А в каком городе мы живём? (Красноперекопск)

А где мы сейчас находимся? (в детском саду «Алёнушка», группа «Звёздочки»)

В нашей группе живут мальчики и девочки одной дружной семьёй!

Стихотворение о дружбе (читает ребёнок)

Дружит с солнцем ветерок

А роса с травою

Дружит с бабочкой цветок

Дружим мы с тобой

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады

Только ссориться друзьям

Никогда не надо.

Д/ИГРА «Скажи правильно»

В: Если вы согласны, то говорите «да-да-да», если не согласны, то «нет-нет-нет».

Всё поняли? Тогда начинаем.

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Ну, а споры разрешать? (да-да-да)

Чай с друзьям будем пить? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

В : А вы любите путешествовать?

А, что такое путешествовать? (посещать новые места, узнавать что-то новое)

Я предлагаю отправиться в путешествие!

На чём можно отправиться в путешествие? (дети называют)

Назовите водные виды транспорта (корабль, теплоход, подводная лодка, катер, лодка)

Назовите воздушные виды транспорта (самолёт, вертолёт, воздушный шар, космический, корабль)

Назовите наземные виды транспорта (автомобиль, автобус, поезд, велосипед)

На каком виде транспорта мы можем отправиться в путешествие, что бы увидеть

как выглядит весь наш Крым? (на самолёте)

Я предлагаю отправиться в путешествие на самолёте, чтобы познакомиться с природными зонами Крымского полуострова.

Давайте вспомним, кто управляет воздушным судном?

(два пилота, штурман и бортмеханик)

А кто обслуживает пассажиров? (стюардесса)

Что нужно взять с собой в дорогу? (хорошее настроение, здоровье, внимательность)

Давайте построим воздушный корабль!

(Я ПЕРЕОДИВАЮСЬ В СТЮАРДЕССУ)

Ну, что отправляемся?

Прошу занять свои места.

Пристегните ремни, мы начинаем взлёт (звучит звук взлетающего самолёта)

А пока мы будем лететь, я расскажу легенду о происхождении земли.

Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму (СЛАЙД 1)

Здесь были горы (СЛАЙД 2)

Реки, водопады, (СЛАЙД 3)

Долины (СЛАЙД 4)

Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы (СЛАЙД 5)

Так на планете появился самый красивый уголок земли.

В: Дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым)

Как называется наш п-ов на котором мы живём? (Крымский п-ов)

Почему его называют полуостровом? (потому что с трёх сторон омывается морям)

Какими морями омывается? (Чёрным морем и Азовским морем)

Чем они отличаются? (Чёрное море глубокое и холодное, а Азовское мелкое и тёплое)

Наш полуостров сказочно красив!

Крым-это здравница и это чудо-сад

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

Пришло время нам приземлиться в г. Ялта, которая находится на Южном

берегу Крымского п-ова. (показать карту на мольберте) (СЛАЙД 6)

Ребята, кто бывал в Ялте?

Какие впечатления у вас оставил это город? (ответы детей)

Там много есть чудесных мест!

Ласточкино гнездо (СЛАЙД 7)

Медведь гора или Аю-Даг (есть замечательная легенда про эту гору, но мы её узнаем на следующем занятии) (СЛАЙД 8)

Не далеко от города есть миниатюра в море «Русалка с младенцем» (СЛАЙД 9)

- Есть Никитский ботанический сад (но мы с ним познакомимся когда наступит весна)

Ребята, этот год в Росси и у нас в Крыму отмечен как год экологии. Нужно приложить много усилий, чтобы сохранить нашу Крымскую природу. Чтобы она процветала. (СЛАЙД 10)

На побережье Чёрного моря, возле Медведь горы находится детский оздоровительный центр «Артек» (СЛАЙД 11)

Туда приезжают дети со всех уголков мира.

Они в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. (СЛАЙД 12)

На Юге у Чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, все прочих морей синева

По все городам и столицам, идёт об Артеке молва.

В : Вы знаете, что такое дружба?

Напомните мне поговорки о дружбе.

Один за всех и все за одного.

Нет друга ищи, а нашёл береги.

Друг познаётся в беде.

Ребята, давайте выйдем из самолёта и спустимся к морю.

Почему Крым называют «Жемчужиной»? - самый целебный воздух в мире.

РЕЛАКСАЦИЯ

Сядьте в позу лотоса - это поза для медитации (СЛАЙД 13)

(спинки ровные, глазки закрыли, дыхание ровное, спокойное, вспомните что-то приятное, можно мамочку свою или как вы отдыхали в Ялте)

Встаём, напрягите правую руку (левую), правую ногу (левую).

Восстановим дыхание. Подышим правой ноздрёй это придаст нам силу, бодрость.

Энергия Солнца.

Подышим левой ноздрёй это успокоит, охладит нас. Энергия луны.

Ребята, что - то случилось с нашей картой? Давайте соберём её и отправимся дальше в путешествие по северному Крыму.

Д/И «Собери пазлы»

Занимайте свои места.

Пристегните ремни, мы взлетаем.

Ребята мы с вами побывали в горной местности, где есть горы и леса.

(СЛАЙД 14)

- Сейчас будем пролетать над центральной Крымской равниной, направляясь на Север в наш степной Крым, он занимает большую площадь.

Там, где мы с вами живём. Степной он называется потому что много полей.

Может кто-то наблюдал из окошка машины или автобуса такую картину

Огромные поля с полевыми цветами (СЛАЙД 15)

Это целый мир где проживают такие животные (СЛАЙД 16)

- Крымские растения (СЛАЙД 17)

Птицы степей Крыма (СЛАЙД 18)

Сегодня наше путешествие подходит к концу

Но мы обязательно будем путешествовать ещё по Крыму - нашему удивительному краю.

Давайте отстегнём ремни и покинем наш самолёт.

-РЕФЛЕКСИЯ

Где мы побывали?

Что для вас было особенно интересным, новым?

Какие трудности вы испытывали?

О чём бы вы хотели узнать в следующем путешествии?

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Мне очень приятно, что вы умете дружить.

Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко.

Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах.

Я знаю, вы иногда ссоритесь, как только мелькнёт в чьих-то глазах злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

На прощание давайте скажем девиз о дружбе: «У нас в группе все друзья. Вместе дружная семья!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №32»

Республики Татарстан, города Нижнекамск

Конспект занятия по истории Татарстана

на тему «История края»

подготовила учитель

истории и обществознания

Булычева Светлана Владимировна

г. Нижнекамск, 2013 г.

Тема: История края.

Тип занятия: изучение нового материала

Цели и задачи занятия: 1. Обучающая : познакомить детей с историей родного края, дать основные понятия – «Волжская Болгария», «керамика», «археологическая экспедиция».

2. Развивающая : развивать интерес к родному краю, исторической и археологической наукам; логическое, абстрактное и творческое мышление, устную речь.

3. Воспитывающая : способствовать формированию патриотизма, воспитывать уважение друг к другу и природе.

Форма занятия: лекция, с элементами игры

Методы и приемы: рассказ, беседа, игра, объяснение, показ наглядного материала, частично поисковый.

Ход занятия

    Организационный момент.

Цели детей: настроиться на занятие и внимательное изучение материала, с целью применения его на практике.

Методы и приемы: рассказ детей о хороших впечатлениях за день, для эмоционального настроя на занятие.

Цель учителя: достичь благоприятную обстановку в коллективе;

мотивировать детей на работу.

Методы и приемы: вступительный рассказ о том, насколько интересно изучать свое прошлое, добавляя истории из экспедиций.

    Изучение нового материала.

— Переходим к теме нашего занятия. Я сейчас вам расскажу в общих чертах о том, как образовывался и развивался Татарстан, начиная с самой древности. Ребята, внимательно слушайте и участвуйте в разговоре со мной. Вы узнаете много нового и интересного из истории нашей республики.

— Как вы думаете, какая сегодня тема нашего занятия? (История края)

— Да правильно, тема занятия «История нашего края».

Первые люди на территории Татарстана появились около 100 тыс. лет тому назад в так называемую «мустьерскую эпоху» палеолита. Самые ранние следы (40тыс. лет до н.э.) древнейших людей были обнаружены при раскопках урочища «Красная Глинка» в Тетюшском районе республики. В то время, с его холодным климатом, территория Татарстана представляла собой приледниковую лесотундру, по просторам которой бродили стада мамонтов, северных и гигантских оленей, в прибрежных зарослях не редко можно было встретить шерстистых носорогов, а в пещерах огромных медведей. Охотиться на этих могучих животных можно было только коллективом с помощью загонов и ловчих ям, поэтому первые немногочисленные насельники Среднего Поволжья – неандертальцы — жили большими группами из нескольких десятков человек.

— Как вы думаете, откуда можно узнать о том, как жили люди так много лет назад? (по материалам археологических раскопок и письменных источников).

— Правильно ребята. Конечно же, так много времени прошло, что мы можем изучать древнюю историю только по каким – то находкам, исследованиям источников всех типов: письменных, вещественных и даже устных.

— Чем занимались люди в древности? (охота, рыболовство, собирательство)

— Т.е. самые примитивные занятия. Очень хорошо. А какие животные у нас водились на территории нашего края? (мамонты, шерстистые носороги и медведи огромных размеров).

— Да, именно так. А вы ребята в курсе, что даже на территории нашего города 40 тыс. лет до н. э. тоже были мамонты. И это подтвердилось недавними раскопками (показ фотографий с раскопок мамонта). (См. Приложение 1.)

Давайте посмотрим, как же развивалась история нашего края дальше. У вас есть догадки по этому поводу?

(в ходе эволюции люди развивались и проходили определенный этап исторического развития).

— Да, и в ходе исторического развития и эволюции людей возникали мощные союзы племен.

На стенде схема:

Род семья

Племя объединение родов

Союз племен объединение племен

Рассмотрите схему. Вот таким образом, ребята, постепенно образовывались государства. И уже в первые тысячелетия н.э. на нашей территории существовали огромные и мощные государства. Это: Тюркский каганат, Хазарский каганат.

Считается, что татарские народы произошли от тюрков. К этому времени появилось скотоводство и тюркские племена были кочевниками, постоянно искали новые территории и пастбища. И вот в ходе различных масштабных войн за передел земли между племенами: тюрки, болгары эссегелы, хазары, авары, сувары, аланы, барсилы и многие другие народности постепенно переселились на территорию Поволжья. И уже здесь на данной территории началось обширное строение городов. В начале X века появляется обширное и мощное государство, известное как Волжская Болгария. Нам известно много городов относящихся к этому периоду. Например, Краснокадкинское городище и Джукетау. (показ фото с археологических экспедиций). (См. Приложение 2)

По находкам, найденных на этих городищах учащиеся нашего объединения писали разные исследовательские работы и занимали призовые места на республиканских и региональных конференциях.

В археологических экспедициях, обычно, находят керамику разных типов и размеров, остатки железных ножичков и наконечников стрел, а также фрагменты женских украшений. По находкам можно определить как жил человек, и чем он занимался. Вот можете посмотреть, как мы делали реконструкцию глиняной посуды и украшений, а также стилизацию одежды. — А давайте мы с вами немного поиграем. Вы сейчас представите себя средневековым человеком нашего края. Оденете одежду, возьмете себе каждый глиняную кружку, и испытаем на себе жизнь наших предков. (Дети одеваются в костюмы, пьют чай из самодельных глиняных кружек и пробуют вести беседу о важных делах племени. Среди них есть вождь, воины и простой народ. Это дает хороший стимул к изучению своего края, возникает много вопросов, которые дети хотят сами исследовать, появляется желание попробовать свои силы в археологической экспедиции. Благодаря коллективному чаепитию формируется одна единая команда. На данный момент занятия, у детей поднимается настроение и настрой прийти на следующее занятие.)

Изучение нового материала заключается в рассказе и игре. Внимательно выслушав предварительный рассказ, дети должны попробовать отыграть определенный сюжет по рассказу, и представить себя на месте средневекового человека. Это дает возможность детям легко и быстро запомнить материал, и морально подготовиться к летней археологической экспедиции. Также это хороший стимул для изготовления собственных предметов быта, что развивает в учащемся полноценную личность.

    Закрепление пройденного материала.

И так ребята, мы с вами начали изучать историю нашего края. Что же вы узнали из нашей сегодняшней темы?

(На нашей территории республики Татарстан, также как и в других регионах мира, жизнь зарождалась еще до нашей эры. В ходе эволюции человечества появились союзы племен тюркских народов, которые являются нашими предками. Такую давнюю историю можно изучать по археологическим исследованиям и письменным источникам.)

— Что чаще всего находят на территории р. Татарстан?

(керамику, предметы быта и остатки оружия)

— А какое первое государство сложилось в нашем крае в X веке? (Волжская Болгария).

— Все ребята молодцы. Я надеюсь, вам понравилось наше занятие. И каждый желающий, как наступит лето, сможет сам поучаствовать в изучении нашего края. На этом мы с вами остановимся. На следующем занятии продолжим дальше рассматривать историю нашего края.

    Задание на дом.

Используя, различные доступные средства, поищите информацию об одежде наших предков. И мы ее с вами изготовим на следующих занятиях. Для этого также надо будет принести ткань.

Список использованных источников и литературы:

    А.З. Нигамаев / История Татарстана (с древнейших времен до середины XVI в.). – Елабуга, 1998 г.

    Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева – Сулейманова/ Древнее искусство Татарстана. – Казань, 2002 г.

    История Татарстана: Учеб. пособ. для основной школы.// под ред. Б.Ф. Султанбекова. – Казань, 2001 г.

    Фотографии, сделанные во время археологических экспедиций.

Приложение 1

Раскопки мамонта на территории Нижнекамского района, 2011 г.

Приложение 2

Археологическая экспедиция, Джукетау, Чистопольский район 2007 г.

Керамика, собранная в селе Старое ромашкино, Чистопольский район, 2009 г.

Ольга Кочанова
Конспект занятия по краеведению Ознакомление детей с печкой

Цель : Конкретизировать сведения о печке как важнейшем (главном) элементе северного дома; вызвать теплые чувства к быту коми людей.

Задачи :

-Познакомить детей с устройством русской избы, с главной ее достопримечательностью - русской печью;

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций : на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму- сушили грибы и ягоды, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи о секретах печников;

Побуждать детей определять назначение печи, вспоминая русские народные сказки : «Колобок» , «Гуси-лебеди» , «По щучьему веленью» , «Жикарха» и т. д.

Обогащать словарь детей за счет поговорок , пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

Материал : иллюстрации русской избы с печью, иллюстрации к русским народным сказкам, где присутствует русская печь; кухонная утварь : чугунок, глиняные горшки, кочерга, ухват, лопата для печи, дрова; картинки с изображением лучины и керасиновой лампы; картинка с веником из пихты, картинки с изображением газовой, электрической, микроволновой печки ;

Предварительная работа : беседа «Как делают глиняные горшки» ,

рассматривание картин с изображением национальных костюмов женщины и мужчины, знакомство с интерьером коми избы, чтение сказок «Жихарка» , «Гуси-лебеди» , «Колобок» , «По щучьему велению» , «Маша и медведь» и т. д.,

Ход занятия:

Вводная часть :

Дети играют в малоподвижную игру. Воспитатель входит в группу в костюме хозяйки.

Ребята, сегодня я пришла к вам на занятие вот в таком костюме . Вы знакомы с этим костюмом? Что это за наряд? (национальный наряд женщины) .

Сегодня я нарядилась в костюм коми женщины и хочу вас пригласить в гости к себе домой. (Приглашает детей в уголок переделанный в избу) -Ребята, это мой дом- изба. Присаживайтесь на стульчики. О чем мы сегодня с вами поговорим вы узнаете, отгадав загадку :

*Летом стоит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают - глотает. (печка )

*Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит,

Кашу варит.

Блины жарит. (печка )

Правильно, это печка . Сегодня мы с вами будем говорить о русской печи.

Самое главное в деревенской избе это печь. В избе все крутилось вокруг печки . И в нашей избе печка имеется .

Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали .

Печь - нам мать родная;

Без печи хата - не хата;

Добрая то речь, что в избе есть печь;

А как вы думаете, для чего нужна печь в избе? (ответы детей ) .

В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всей живности - коров, коз, свиней – готовили в печке .

Поэтому печь называли кормилица.

Печи делали из разного материала – камень, кирпич, глина. Если печь делали из камня, то она называлась как? (каменная) . Из глины? Из кирпича? А сейчас какие есть печки ? (газовая, электрическая, микроволновая) .

Д. и. «Прошлое и настоящее»

Я буду вам показывать картинки из прошлого, а вы находить картинки из настоящего времени.

*Русская изба - современный каменный дом;

*Старинный утюг - электрический утюг;

*Веник - пылесос;

*Лошадь- машина;

*Лавка - диван;

Основная часть :

Давайте мы с вами рассмотрим печку и узнаем из каких частей она состоит и для чего они предназначены.

Дети, это отверстие печки куда кладут дрова . Интересно, то, что хозяйка обычно кладет дрова с вечера, а только утром зажигает их. А еще печь располагалась таким образом, чтобы был повернут в сторону окна. Как вы думаете почему?

Правильно, ребята. Раньше электричества не было, помещения освещались лучинками. Посмотрите как она выглядела. Ее прикрепляли к стене избы на специальной подставке. А потом появились керасиновые лампы. (показывает керасиновую лампу) .

Хозяйке надо было видеть, что делается внутри печи. Потому что она готовила еду внутри печи.

В печи устраивалось большое устье, перед ним площадка - шесток, на который ставили все, что приготавливалось в печи.

-«Что хозяйка в печку ставит ,

Кто из вас, ребята, знает?»

Ребята, подумайте, какую же посуду можно ставить в печь, чтобы она не горела, а пища была вкусной?

Воспитатель показывает чугунок.

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили суп и другие блюда.

А чтобы узнать какой еще посудой пользовались люди, отгадайте загадку.

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел. (глиняный горшок)

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришёл - семью кормил.

Воспитатель показывает картинку с глиняным горшком.

Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров : от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол.

Ребята, из чего делали глиняные горшки (из глины) ;

Как вы думаете, в чем хозяйка пекла хлеб?

Хлеб пекли вот в таких противнях. (показывает детям)

Сейчас и мы с вами попробуем испечь пирожки. За одно и отдохнем :

Физминутка :

Мы печем пшеничные, пирожки отличные.

Кто придет к нам попробовать?

Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора.

Тесто замесили, сахар не забыли.

Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.

Взяли ложку с творогом,

Пирожок, за пирожком.

Ну-ка печка , дай пирожкам местечко!

А как хозяйка вытаскивала чугунки, горшки и противни из печки ? Ведь печка горячая , руками не вытащить. (высказывают мнения)

-Отгадайте загадку :

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Посмотрите, ребята. Этот рогатый предмет называется ухват. Ею вытаскивали из печки чугунки . Почему так назвали этот предмет?

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

А противни с хлебом вытаскивали вот такой специальной лопаткой. (показывает картинку) . Помните в сказке о Жихарке, Лиса хотела его посадить в печь на такой лопатке?

Воспитатель показывает картинку с веником из пихты.

Ребята, как вы думаете, что это за помощник хозяйкин? (веник) Это не просто веник, это веник из пихты. А для чего он был нужен?

После того, как печка уже протопилась и остыла, хозяйка обязательно чистила внутри небольшим веником из пихты, который прикреплен на палке. Может кто-то знает почему веник сделан из пихты и прикреплен на длинной палке? (Печка была глубокая и чтоб достать)

В каждой печке есть задвижка . Она закрывается после того как печка протопилась , чтоб сохранить тепло в избе.

А чем же топили печь? Дровами, причем только из березы и ольхи. Дыма от таких дров меньше и тепло дольше держится. Если топили печь чем попало, про такого говорили : «Подле леса живет, а печку соломой топит » .

А у кого есть дома печь, которая до сих пор топится дровами?

Ребята, как вы думаете, чем мешали дрова и золу, когда топили печь?

-Отгадайте загадку :

Черный конь скачет в огонь.

Когда печь топили, мешали дрова и золу кочергой. (показ)

Воспитатель достает коробку.

Ребята давайте теперь поиграем. У меня есть волшебная коробка. В этой коробке перемешались кухонная утварь и предметы современного быта. Ребята, вам нужно разделить их на две группы. На одном столе лежит картинка с печкой , а на другом - современная газовая плита. На стол, где печка кладем картинку с кухонной утварью, там, где газовая плита - современную посуду.

Дети разделяют на группы картинки, проверяют работу.

Отдохнули немного, а теперь продолжим рассказ о печке .

Посмотрите внимательно, где содержит хозяйка все необходимые предметы для печки . В отверстии под печью находились ухват, лопатка и кочерга.

Ребята, у печки есть еще верхняя часть. Там можно отдохнуть, погреться с мороза и даже спать. Можно сушить обувь, носки и рукавички.

А так же у таких печек есть маленькие и большие полати. На маленьких полатях сушат лук и другие продукты, а на больших полатях отдыхают люди.

-Печка была еще и волшебным целителем, на ней лечились старики и больные, а лечила печка своим удивительным теплом. Но печь не будет настоящей печью, если ее не сложить правильно.

Кто складывал печь? Как называют человека, который занимается этим ремеслом? (Печник)

Складывал ее из кирпича удивительный умелец – печник. Потом он обмазывал ее глиной, затем печь белили. Белили ее часто, особенно тщательно к праздникам.

Благодаря таким умельцам русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печи грелись. Так и говорили : «Лежи на печи, ешь калачи» . Но лежать можно было после трудового дня или длинными зимними вечерами. Зимними вечерами, лежа на печке , дети слушали сказки мамы или бабушки, которые сами при этом ткали, вязали или пряли. Под сказки и тихие песни сладко засыпалось. Значит, на печи еще и спали. (иллюстрация)

А вы сказки знаете? В каких сказках, которые вы слышали, говорилось о печке ? («Жихарка» , «Гуси-лебеди» , «Колобок» , «По щучьему веленью» , «Маша и медведь» ) Выставляются иллюстрации к сказкам.

Как помогала печка героям сказки (В колобке- бабка испекла колобок в печке , Маша и медведь- Маша испекла пирожки в печке , В сказке «По щучьему веленью Емеля ездил на печи, в сказке «Гуси-лебеди» печь спрятала Иванушку и Аленушку от гусей-лебедей.)

Вижу, любите сказки, тогда я вам тоже сказку расскажу, называется – «Колобок» , но по новому. Я буду называть в ней слова из нашей жизни, а вы мне их найдете и назовете .

Котик лапкой умывается, моя сказка начинается! «Жили - были старик со старухой. Вот и просит старик :

Испеки мне, старая, колобок.

Да из чего печь-то? Муки нет.

Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

Старуха так и сделала - намела, наскребла, взбила миксером тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в газовой плите и поставила в холодильник стынуть»

Какие слова я использовала не из сказки? (миксер, газовая плита, холодильник)

Молодцы, внимательно слушали.

Заключительная часть :

Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о русской печке )

Что нового и интересного вы узнали о печке ?

В какой посуде готовили в печи? (чугунок, глиняный горшок, протиани)

Чем доставали чугунки, глиняные горшки? (ухватом)

Чем доставали противни с выпечкой ? (деревянной лопатой)

Чем мешали дрова и золу, когда топили печь?

Что делали люди в полатях? (спали, отдыхали.)

Вот как много нового и интересного мы узнали о русской печке . В моей волшебной коробочке есть еще один сюрприз для вас. Но сначала давайте попрощаемся с нашей печкой . Скажем спасибо нашим гостям.

Спасибо тебе, печь Кормилица, печь Матушка.

Воспитатель приглашает детей к столу , раздает раскраски с изображением печки .