Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "звук и буква й. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук. Буква Й Логопедическое занятие звук и буква й

Цели: Закрепить правильное произношение звука й в речи, учить определять позицию звука в словах, образовывать прилагательное от существительного, согласовывать прилагательное с существительным, формировать умение составлять описательный рассказ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед предлагает сесть тому, кто ответит:

  • чем отличается звук от буквы;
  • какими бывают звуки (гласные, согласные);
  • почему они называются гласными;
  • кто назовет слово, в котором первый звук гласный;
  • рассказать про согласные звуки;
  • придумать слова на согласный звук.

II. Изучение нового материала.

1. Помощник воспитателя незаметно запускает в кабинет бумажный самолетик. А на нем изображена карта, где находится сундук с кладом. По заданному маршруту (например: от окна два шага вперед, один шаг направо, три вперед и т.д.) дети находят сундук.

2. Логопед предлагает отгадать загадку, что бы открыть сундук:

“Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот внутрь попадет”

3. Дети поочередно достают из сундука картинки (майка, змей, лейка, клей, трамвай, скамейка, балалайка, улей, попугай, воробей, кофейник, йогурт) и выставляют на мольберт, проговаривая изображенное на картинке.

Логопед. Какой звук встречается в этих словах? (Звук й )

4. Характеристика звука й : этот звук согласный, звонкий, всегда мягкий.

5. Определить позицию звука й в каждом слове.

У каждого ребенка на столе “речевая линейка" 1 . Дети работают самостоятельно, один ребенок комментирует.

Слова для справок: клей, муравей, попугай, майка, скамейка, воробей, йод, чайник, сарай, линейка, трамвай, троллейбус, Незнайка, йогурт, герой.

III. Знакомство с буквой й .

1. Логопед предлагает рассмотреть букву и ответить, на что она похожа, на какую букву.

    Й как И в твоей тетрадке
    Чтобы Й не путать с И ,
    Сверху галочку пиши.”

2. “Напечатать” букву й в тетради.

3. “Угадай слово” (буквы различны по высоте).

    А кйМ а майка

Логопед. Полученное слово “напечатать” в тетради.

4. Звуко-слоговой анализ слова “майка”.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски интонационно делит слово на слоги, последовательно выделяет звуки, называет изолированно, характеризует их (гласный, согласный твердый или мягкий) и обозначает соответствующей фишкой.

Логопед. К какому из этих разделов: “Посуда”, “Мебель”, “Одежда”, “Транспорт”, относится слово МАЙКА?”.

IV. Физкультминутка.

Имитация движений надевания: шапки, платка, пальто, шарфа, варежек. Застегивание молний, пуговиц, завязывание шнурков.

V. Закрепление знаний по теме “Одежда”:

1. Игра “Что весит? Что лежит?”

Логопед раздает детям картинки с изображением одежды. На фланелеграфе размещена картинка с изображением шкафа. Каждый ребенок называет одежду на своей картинке, при этом указывает ее место расположения в шкафу (вешают ее или кладут на полку).

  • Описание одного предмета одежды по схеме (1. цвет; 2. материал; 3. части одежды; 4. сезонность одежды; 5. для кого предназначена одежда; 6. действия с одеждой 2 . Задание выполняется по цепочке (один ребенок начинает, а другой продолжает).
  • Логопед предлагает детям прослушать предложение, найти в нем ошибку и произнести его правильно.
  • а) У Оли /зима/ шапка и шуба.
    б) У Маши /весна/ пальто.
    в) Летом Аня надела /белый/ платье.

VI. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы сегодня познакомились? (й ) Вспомнить слова в которых есть этот звук.

1 “Речевая линейка” – это карточка, с наложением фишки для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец)

2 Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с., 33 л. ил.: ли.

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].

    Оргмомент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок:

Постараюсь всё понять,

    Эмоциональное состояние.

С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

    Разминка.

Верите ли вы, что: в русском языке 10 гласных букв?

в русском языке гласных звуков тоже 10?

в русском алфавите 34 буквы?

ь обозначает согласный звук?

буква П следует за буквой О?

буква У – гласная?

    Введение в тему урока.

    Парная работа – У вас на столах конверты с буквами М Я Ч Й

Посмотрите на буквы. Подумайте, какая буква здесь лишняя и почему.

(Й – ещё не изучена нами) Отложите эту букву пока в сторону. Составьте из оставшихся букв слово. Прочитайте его. (Мяч)

    Послушайте стихотворение С. Маршака и подумайте, какой звук встречается в этом стихотворении достаточно часто.

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

(Звук [Й])

    Сообщение темы урока учащимися.

Как вы думаете, почему для начала урока я выбрала такие задания?

(Будем знакомиться с буквой Й,й)

Покажите букву, которую вы отложили на столе. Вот этой буквой мы и будем обозначать звук [Й].

Букву Й зовут «И кратким»

Й, как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

А нужно ли нам знакомиться с буквой Й?

Мы с вами и так изучили уже достаточно много букв и можем прочитать много слов. (Нужно.)

А для чего? Может, обойдёмся без неё? (Нужно узнавать новые слова.)

Недавно я прочитала на страничке в Интернете, что в русском языке всего 74 слова, начинающихся на букву Й. Мне стало интересно, что же это за слова? Действительно ли в русском языке 74 слова на букву Й, или это всё выдумки? Я искала и нашла!

Конечно, подавляющее большинство слов – это имена собственные, то есть имена людей, названия населённых пунктов или других географических объектов.

Слов на «Й» не совсем немного:

Йогурт, йод и слово йога.

«Й» в конце и в середине пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

Буква «И краткое» есть в русском, украинском, белорусском, болгарском алфавитах. Раньше была и в сербском, но была заменена йотом J .

Знак Й происходит из церковнославянской письменности, представляя собой сочетание буквы И и знака краткости. Строгое разграничение написаний И и Й возникло более 400 лет назад. Позже все надстрочные знаки были отменены, но в 1735 г. этот знак был восстановлен. А официальной буквой нашего алфавита Й стало только 100 лет назад.

    Планирование урока.

Что бы вы хотели, чтобы сегодня обязательно было на уроке?

    Работа по теме урока.

Игра «Узнавалка».

Узнаём звук [Й] в словах. Если услышали звук [й] – хлопок, если нет – руки положить на парту:

лиса, чайник, лучик, лицо, моё, соловей, автобус, хитрый, яблоки, машина, змей, чай, мяч, лейка, ель.

Игра «Замени звук». Замените звук в середине слова на Й:

чаШка - чаЙка леСка – леЙка

лаПка – лаЙка реЧка – реЙка

моШка – моЙка соТка – соЙка

гаЛка – гаЙка реЧка – реЙка

Чтение слогов и слов с буквой Й . (Интерактивная доска)

Дайте характеристику звуку [й]. Он какой? (Согл, звонк., мягк.)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как живёте? - Вот так!

Как идёте? - Вот так!

Как бежите?

Ночью спите?

Как берёте?

Как даёте?

Как молчите?

Как грозите?

Как сидите?

    Работа с учебником.

    Работа с иллюстрацией .

Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?

(Солдаты, воины…)

Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия? (Воины в русской армии разных времён)

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.

Как называлась одежда древних воинов? (Кольчуга)

А что защищало голову? (Шлем)

В верхней части иллюстрации изображён воин армии царя Петра Первого. У них совсем другая форма.

Сможете найти здесь воина наших дней?

    Чтение рассказа на стр. 35.

    Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин? (Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.)

    Читаем текст под иллюстрацией.

Кем был дедушка на войне?

(Снайпером.)

Кто такой снайпер ? (Человек, который хорошо стреляет.)

Какое слово является синонимом к слову снайпер? (стрелок)

Какой медалью награждён дедушка? («За отвагу»)

(Слайды)

Медаль «За отвагу» даётся за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Родины и исполнение воинского долга в боях с врагами или при защите границ нашего Отечества.

Медаль «За отвагу» носится на левой стороне груди. Если у воина есть другие ордена и медали, то медаль «За отвагу» располагается после орденов, но перед другими медалями.

Награждаются этой медалью в основном рядовые солдаты и сержанты, реже – младшие офицеры. Каждая медаль имеет свой номер.

Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову «отвага»?

(смелость, храбрость, решительность, мужество, героизм, бесстрашие…) – всего 18 синонимов!

Что говорит мама о дедушке?

Как вы понимаете эту фразу?

    Гимнастика для глаз.

Очень долго мы читали

Глазки у ребят устали.

    Закрепление пройденного материала.

1) Работа в парах

Я показываю вам схему слова, а вы ищите на карточках слово, подходящее к данной схеме.

ВОЙНА ГЕРОЙ ВОИН СНАЙПЕР

Как вы думаете, почему мы с вами всё ещё допускаем ошибки в определении звукового состава слова? (Трудно. Не внимательны.)

2) Игра в антонимы.

БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ

КРИВОЙ – ПРЯМОЙ БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

УЗКИЙ – ШИРОКИЙ ДАЛЁКИЙ – БЛИЗКИЙ

КОРОТКИЙ – ДЛИННЫЙ ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ

    Ребусы. Работа в группах.

    Рефлексия.

Сегодня на уроке у мы познакомились …

Мы повторили …

У меня получилось …

У меня не получилось…

Моё настроение в конце урока…

    Домашнее задание.

Прочитайте рассказ о дедушке ещё раз, вспомните синонимы к слову отвага.

Спасибо за ваше хорошее настроение, за вашу отличную работу! Сегодня вы МОЛОДЦЫ!!!

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.
2. Учить детей правильно произносить звук [Й] .
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему.
5. Учить преобразовывать слова.
6. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.

1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Телега везет лошадь.
Кошка поймала мышку.
За зимой наступило лето.
Фонарь освещается улицей.
Пешеход переходит дорогу.

2. Знакомство со звуком [Й] .

Логопед. Ребятки, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

Воробей, ручей, репей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный)

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).

3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й].

- [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков);
- до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);
- майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).

4. Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й].
- Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)
- Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове.
- Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

Из каких элементов состоит эта буква?
- Перед вами листок. Найдите.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения.

Зайка, сидеть, куст, под.

Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)
- Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?
- Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Трамвай, быстро, ехать.
Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ).
-Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?

8. Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).

Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.
- Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

9. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?

Светлана Смирнова, учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 7 комбинированного вида»
г. Пикалево

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: “ Буквы Йй, звук [й , ] , ”.

Цель урока: формирование ценностного отношения обучающихся по определению звука [й] в словах, буквам Й, й.

Задачи урока:

1. Образовательные:

    учить акцентированному произнесению звука [й] на основе одноуровневых моделей слов;

    перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

    чтению слов по слогам и орфоэпически;

2. Развивающие: развивать речь, фонематический слух, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.

Планируемые результаты.

Предметные: знать, различать и определять звук [й] в словах, буквы Й, й; акцентировано произносить звуки, уметь читать слоги, слова с данной буквой, различать звуки и буквы.

Метапредметные: формирование приёмов работы с учебником (извлечение необходимой информации, работа со звукобуквенными моделями, иллюстрациями, схемами). Формирование таких общедеятельностных приемов, таких как сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, умение делать выводы.

Личностные: принятие учебной задачи, формирование ценностного отношения к труду, к красоте окружающей природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинаем урок обучения грамоте.-Прочитайте пословицу.

На слайде: Грамоте учиться – всегда пригодится.

Пословица.

А для чего человеку нужно быть грамотным?

Действительно, грамотным быть очень важно. Самуил Яковлевич Маршак писал: « Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть.»

2. Постановка учебной проблемы, определение темы и целей урока.

1) Повторение.

- Расскажите, о чем вы узнали на прошлом уроке.

С какими звуками знакомились вчера? [р] [р´]

Какой буквой обозначаем? («эр»)

Какие звуки обозначает буква «эр»? Покажите звуковые модели этих звуков. (два согласных звука: твёрдый звонкий [p] и мягкий звонкий [р´])

Приведите примеры слов с каждым звуком.

- Узнаем тему этого урока.

- Отгадайте загадки, отвечайте хором:

«В теплый край я не летаю,
Я под крышей обитаю.
Рядом кошка? Не робей!»
- Так чирикал … (Воробей)

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый …..( С оловей )».

Произнесите чистоговорку:

Пой, пой, соловей, пой, пой, веселей!

Какой звук услышали в конце этих слов?

Предположите, какая будет тема урока. (Буква Й или звук , ] .)

Проверим предположение. Откройте учебник на странице 35. Рассмотрите страницу 35, исследуйте её.

Что заметили интересного? (одна звуковая модель)

Какие вопросы у вас появились? (Если вопросов не возникло, продолжаем работу, и вопросы появятся в ходе работы.)

Назовите тему урока. (Буква Й и ее звук , ] .)

Определите цели урока. (Познакомиться с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, учиться определять звук в словах. Читать слоги, слова, с данной буквой.)

3.Решение учебной задачи.

-Какой звук обозначает модель в левом верхнем углу учебника? (согласный звонкий мягкий).

-Проверим, обозначает ли эта модель звук [й , ]

Цель: выделение из слова звукобуквенной модели звука, характеристика звука.

Отгадайте загадку. (на экране) Читает ученик.

Есть на свете сладкий дом
Мёдом пахнет в доме том,
А жильцы жужжат от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте что за дом? (Улей )

А что такое улей?

(Улей – специальное приспособление для жилья пчел.)

Произнесём слово. Сколько звуков в слове? (4)

Произнесём последний звук. Какой это звук? , ]

Произнесите несколько раз звук [й]. Определите, как проходит воздух через горлышко при произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

Вывод: (При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит он согласный. В ушах есть звон. Значит он звонкий звук [й] -произносится мягко, значит он мягкий.)

Охарактеризуйте коротко звук [й]. (Согласный, мягкий, звонкий.) Покажите звуковую модель этого звука.

Придумайте предложение со словом улей.(В улье живут пчелы.)

Как назовём семью пчел, образующих группу?

Произнесём слово. (Рой.)

Сколько звуков в этом слове? (3)

Сравните последние звуки в словах «улей» и «рой». Дайте характеристику звуку.

Бывает ли он твёрдым? (Нет.)

Узнали что звук , ] обозначается моделью согласного звонкого мягкого звука? (да). Значит мы достигли одной из целей урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встаньте и выполните команды:

«Наклоняйся! Подтягивайся! Приседай! Покачай головой! Поворачивайся! Поморгай! Улыбайся! Присаживайся!»

-Какой звук есть в каждой команде? [й , ]. Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий.)

4.Знакомство с буквой.

Цель: познакомить с буквой, определить её место в алфавите.

Узнаем, какой буквой обозначается звук , ]?

- Откройте АЛФАВИТ (стр. 127), найдите букву Й, покажите её соседу.

- К акая по счету буква Й? (11)

(на экране показывает ученик, называет и показывает буквы соседи.)

Звук согласный, звонкий, мягкий [й] обозначается буквой Й или И-кратким.

Где находится буква? (После буквы И, между И и К.)

Сравните буквы и н й. Что можете сказать? (они имеют одинаковые элементы).

Составьте букву Й из своих элементов. Работайте в паре.

(один человек у доски).

Сравните свою работу с образцом на доске, у кого так покажите знаком.

Чтение стихотворения с экрана:

И – надела поясок,
Н – надела поясок
Буква Н надела ровно
Буква И наискосок
Ты ей шляпу подари
Станет краткой буква Й!

Какую работы выполняет эта буква? (Обозначает мягкий звук.).

Выяснили как называется буква, которая обозначает звук , ]. А для чего мы познакомились с буквой Й? (чтобы уметь писать и читать слова с этой буквой).

5. Включение в систему знаний, закрепление.

Где может находиться в слове буква и звук [й]? . Назовите слова с буквой Й.

Послушайте слова.

Игра «Узнайте звук»

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й"] в словах, если нет – вращаем телом и руками:

«Лиса, лайка, игрок, майка, йогурт, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, воробей,машина, змей, май, чай».

Вот мы и поприветствовали звук новой буквы.

А слов, которые начинаются с буквы Й в русском языке мало, кто знает?

Послушайте стихотворение и запомните эти слова.

Слов на “Й” совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
“Й” в конце обычно пишем:
Или в середине слышим.

Какие слова запомнили?

Индивидуальная работа (на карточке текст) - 3 человека читают по абзацам

Откуда взялся йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь - кота, а некоторые поцарапанные дети... йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых очень много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

На большой глубине в соленой воде трудолюбиво копят водоросли йод, не зная, что некоторые дети считают его своим злейшим врагом.

Что интересного узнали о йоде?

Чем полезен морской воздух? (В нем много йода).

-Откройте снова страницу 35 учебника.

Почему изображены две буквы, разные по размеру?

В каких случаям нам пригодится заглавная буква Й? (В начале предложения)

Прочитаем слова с буквой Й.

Чтение слов с буквой Й.

Цель: провести звуковой анализ слов на основе моделей слов; познакомить с многозначностью слова МОЙ.

Чем поливают цветы на картинке стр.35? (лейкой)

Для чего мы выращиваем цветы, ухаживаем за ними? (Дети дают объяснения, для отдыха, красоты. Любуемся цветами. Необходимо беречь полевые цветы.)

Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

На доске: [л´] [э´] [й´] □ [а]

Где стоит этот звук? (в середине слова)

Сколько звуков отметили в схеме? (5)

Сколько понадобится букв для написания? (5)

Делим на слоги и ставим ударение. На какой слог падает ударение?

Рассмотрите иллюстрацию в нижней левой части страницы.

Что делает девочка? (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)

Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Дети рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям по дому.)

После того как покушаете, надо убирать за собой. Свои игрушки, вещи держите в порядке, не разбрасывайте по комнате. Школьную форму вешайте аккуратно на стул или в шкаф, чтобы маме не пришлось дважды гладить.

Причитаем в один приём слово. (Мой) - В каких случаях мы употребляем слово МОЙ. (В слове приказ или совет: мой посуду. Определяем принадлежность предмета хозяину.)

Придумайте мредложение со словом «Мой».

Сколько в слове слогов? (1)

Как определили? (по гласным)

А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

Дадим характеристику звуку [й´] - согл., мягкий, звонкий.

Обозначаем буквой «Й».

Как определить сколько слогов в слове?

Прочитайте еще раз слова в схемах: шепотом, громко, медленно.

Где стоит звук [й"] в этих словах? (в середине и в конце).

У нас в классе есть мальчик, в его имени есть тоже звук й в конце. Как его имя? (Тимофей)

Как называется буква, обозначающая последний звук в этом имени?

6.Итог урока

Какую тему мы сегодня обсуждали?

С какими целями справились. Познакомились с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, научились определять звук в словах.

Расскажите о себе, если бы вы были буквой й.(Буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.)

Ребята, какой был сегодня урок? (интересный, добрый, познавательный)

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
(Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове).

7.Рефлексия

У вас на партах есть «цветные» ладошки, с помощью которых вы можете оценить свою работу на уроке.

Поднимите и покажите.

Красная ладошка - всё сделали, не было затруднений.

Желтая ладошка - справились, но были затруднения.

Синяя ладошка - было очень трудно.

Ольга Титовец
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Й»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Продолжать знакомство детей с понятием «согласный звук».

2. Учить выделять звук -й- на слух.

3. Учить производить звуковой анализ звукосочетания ай, ой.

4. Познакомить с буквой Й

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать внимание, память.

3. Развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно-воспитательные:

1. Вызывать эмоциональный настрой.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование: предметные картинки: попугай, йод, йогурт, йог, ручей, лайка, чайка,

майка, чайник; карандаши, счётные палочки, фишки.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Приветствие.

Тему занятия угадайте. Я вам загадаю загадки, а вы по отгадкам узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра

Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслаждением выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

Учитель-логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:

Губки слегка в улыбке;

Зубки сближены;

Кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

Горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, мягкий. Обозначение: зеленый кружок.

2. Основная часть.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке.

Говорить с ним любят детки.

Зря его ты не ругай –

Он повторушка. (попугай)

К нам на занятие пришёл попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с трудными заданиями.

Игра «Определи нужный звук»

Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в

названии которых есть звук [й], определить место звука [й] в словах: майка, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

Вам нужно поставить фишки в нужные клетки (начало, середину или конец слова).

Следующее задание - выучить чистоговорку:

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - воды попей.

Повторите стихотворение, проговаривать слова, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто встречается в словах стихотворения?

Йод хороший,

Йод не злой.

Зря кричишь ты:

«Ой-ой-ой!»

Динамическая пауза:

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка!

(Дети прыгают как зайчики, затем имитируют ловлю зайчика ладошками.)

Игра «Разноцветные попугайчики»

Кеша хочет показать вам фотографии своих друзей – попугаев, которые живут в Африке.

Подобрать как можно больше слов - признаков, отвечающих на вопрос «какой?».

(Зелёный, белый, синий, красный, разноцветный.)

Какой последний звук во всех этих словах? ([й])

3. Закрепление изученного.

Вспомним слова со звуком [й].

Слов на «Й» совсем немного

Йогурт, йод, и слово йога.

«Й» в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

Составим из слов предложения.

(Анализ предложений, нахождение предлогов и объяснение их значения, определение их места в предложениях.)

Зайка, сидеть, куст, под;

Чайка, море, лететь, над.

4. Знакомство с буквой Й.

И не в кепке, и не в шапке

Буква Й гуляет в шляпке!

Шляпка почему на ней?

Потому, что так - модней!

На какую букву похожа буква «Й»?

Игра «Конструируем букву».

Дифференциация букв И - Й.

Из палочек, цветных карандашей дети выкладывают на столе букву И.

Из кусочка толстой нитки делают «шляпку» для буквы Й.

Упражнение «Прочитайте слова»

МАЙ, МАЙКА, СОЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА

Придумайте словосочетания с этими словами (тёплый май, и т. д.)

5. Рефлексия.

Что запомнили? Что было трудным?

6. Итог.

Кеша благодарит за помощь детей.

Дарит им картинки – раскраски с изученным звуком.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте у детей в старшей логопедической группе «Буква Т. Звук Т» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Т; научить характеризовать звук Т по акустическим.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием современных технологий «Звук и буква Й» Тема: «Звук и буква Й» Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие. Ведущая образовательная область: коммуникация.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Звук и буква Ш» Цель: Развивать мелкую моторику; Упражнять в умении образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; Закреплять правильное.

Конспект занятия «Звук и буква О. Загадки тетушки Совуньи» учитель-логопед Дубровская Светлана Григорьевна учитель-логопед Пенькова Светлана.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [К ] и буква К» Тема: Звук [К ] и буква К Цель: познакомить детей с буквой К Задачи: -закреплять умение выделять первый и последний звук в слове; -закреплять.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [а], буква А» Тема: Звук [а], буква А. Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить детей со звуком.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» НОД Звук и буква «П» Цель: коррекционно – образовательные: - закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»; - учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [У] и буква У» Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе