Курсы аудита. Квалификационный аттестат аудитора Единый аттестат аудитора нового образца

Учебный курс
«Подготовка к сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора»

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявки на квалификационный экзамен стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации .

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование (экономическое или юридическое) в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. (Бакалавр, Диплом о переподготовке не подходит).

Квалификационный экзамен проводится Единой аттестационной комиссией (ЕАК), которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленным Минфином России.

Учебная программа курса:

  1. Раздел I. Область знаний: «ПРАВО».
    • Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений.
    • Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц.
    • Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях.
    • Тема 4. Объекты гражданских прав.
    • Тема 5. Сделки.
    • Тема 6. Представительство. Доверенность.
    • Тема 7. Право собственности и иные вещные права.
    • Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания.
    • Тема 9. Гражданско-правовой договор.
    • Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений.
    • Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
    • Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль.
    • Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации.
    • Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики.
    • Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции.
  2. Раздел II. Область знаний: «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ».
    • Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.
    • Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.
    • Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ).
    • Тема 4. Учет основных средств.
    • Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов.
    • Тема 6. Учет нематериальных активов.
    • Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
    • Тема 8. Учет финансовых вложений.
    • Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства.
    • Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов.
    • Тема 11. Учет расчетов и обязательств.
    • Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации.
    • Тема 13. Учет финансовых результатов.
    • Тема 14. Учет налога на прибыль.
    • Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы.
    • Тема 16. Учет операций в иностранной валюте.
    • Тема 17. Учет совместной деятельности.
    • Тема 18. Особенности учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики.
    • Тема 19. Международные стандарты финансовой отчетности.
  3. Раздел III. Область знаний: «НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
    • Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений.
    • Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение.
    • Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
    • Тема 4. Налог на прибыль организаций.
    • Тема 5. Налог на добавленную стоимость.
    • Тема 6. Акцизы.
    • Тема 7. Налог на доходы физических лиц.
    • Тема 8. Имущественные налоги.
    • Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых.
    • Тема 10. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на обязательное пенсионное и социальное страхование.
  4. Раздел IV. Область знаний: «ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ».
    • Тема 1. Финансы организации.
    • Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами.
    • Тема 3. Финансовый анализ и его методы.
    • Тема 4. Анализ и оценка доходов организации.
    • Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж.
    • Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов.
    • Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов.
    • Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов.
    • Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала.
    • Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации.
    • Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса.
    • Тема 12. Основы финансового менеджмента.
    • Тема 13. Управление рисками.
    • Тема 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита.
  5. Раздел V. Область знаний: «АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
    • Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности.
    • Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
    • Тема 3. Профессиональная этика аудиторов.
    • Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.
    • Тема 5. Международные стандарты аудита финансовой информации.
    • Тема 6. Международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок (МСОП).
    • Тема 7. Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации (МСЗОУ).
    • Тема 8. Международные стандарты сопутствующих аудиту услуг (МССУ).
    • Тема 9. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций.

Квалификационный аттестат аудитора это документ, который дает специалисту – члену аудиторской организации, право на проведение аудита в различных компаниях. Порядок его получения и срок действия регулируется законодательством РФ.

Как получить аттестат аудитора

Порядок получения аттестата аудитора определяется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года № 307-ФЗ (далее ФЗ № 307).

В ст. 11 закона сказано, что для получения аттестата претендент должен соответствовать следующим требованиям:

  • Пройти специальный квалификационный экзамен.
  • Иметь стаж работы непосредственно аудитором или бухгалтером не менее чем три года.
  • Минимум два года, из вышеуказанных трех, он должен трудиться в аудиторской фирме.

В случае если претендент не соответствует одному из приведенных условий, ему отказывают в выдаче аттестата.

Также решение об отказе может быть принято в следующих случаях:

  • Образование претендента не соответствует требуемому уровню либо получено не в аккредитованном учебном заведении.
  • С момента сдачи экзамена прошло более 12 месяцев.

Аттестация аудиторов

Аттестация аудиторов подразумевает под собой прохождение специального экзамена. Для его принятия создается аттестационная комиссия, которая должна отвечать следующим критериям (Приказ Минфина РФ от 27.05.2010 N 51н):

  • Комиссия создается саморегулируемыми организациями аудиторов (СРО).
  • В составе комиссии должны быть представители всех СРО, ее учреждающих, а также представитель от Минфина РФ.
  • Учредительные документы комиссии должны пройти согласование в федеральных органах власти.

Деятельность комиссии должна основываться на принципах объективности, независимости и «прозрачности» самофинансирования. Поскольку финансироваться комиссия должна самостоятельно, разрешается устанавливать плату за сдачу квалификационного экзамена. Плату также можно брать и за сам бланк аттестата, но она не должна превышать сумму, потраченную на его изготовление и пересылку.

Срок действия квалификационного аттестата аудитора

Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на неопределенное количество лет, то есть является бессрочным. Но при этом его владелец должен ежегодно проходить обучение.

Первое обучение нужно проходить на второй год после получения аттестата. К обучению предъявляются следующие требования:

  • Программа обучения должна быть утверждена саморегулируемой организацией, членом которой является аудитор.
  • Срок обучения составляет не меньше 20 часов в год.
  • За три подряд идущих года срок обучения в сумме должен быть не менее 120 часов.
  • СРО аудиторов может устанавливать свои минимальные сроки обучения, но они не должны быть меньше тех, что установлены ФЗ № 307.

Когда аттестат могут аннулировать

Несмотря на то, что по закону аттестат аудитору выдается на неопределенный срок, его могут аннулировать. Произойти это может в следующих случаях (ст. 12 закона № 307-ФЗ):

  • Выявление факта предоставления подложных документов при получении аттестата.
  • Вынесение решения суда о запрете на право заниматься аудиторской деятельностью.
  • Выдача аудитором заключения , которое заведомо является ложным.
  • Нарушение аудиторской тайны.
  • Нарушение требований проведения аудита, которые прописаны в ФЗ № 307.
  • Неучастие в проведении аудиторских проверок в течение трех лет. В данном случае есть исключения, которые устанавливаются на законодательном уровне. Например, это правило не касается участников коллегиального исполнительного органа аудиторской СРО.
  • Непрохождение ежегодного обучения в объеме, установленном на законодательном уровне.
  • Уклонение от внешней проверки качества аудиторской работы.

Решение об аннулировании аттестата принимает либо СРО, в котором состоит аудитор, либо СРО, выдавшее аттестат.

Если аудитор не является членом СРО и имеет аттестат, выданный ранее 2011 года, решение о его аннулировании принимает уполномоченный орган власти.

Для того чтобы аудитор имел право заниматься аудиторской деятельностью ему необходимо иметь специальный документ - квалификационный аттестат. Квалификационный аттестат аудитора выдается на неопределенный срок, но при этом каждый год необходимо проходить обучение по программе повышения квалификации. Аттестат может быть аннулирован при нарушении правил, установленных законом.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности представляет собой согласно статье 15 Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Закон) проверку квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

О том, что такое квалификационный аттестат аудитора и какие требования предъявляются к претендентам на его получения, рассмотрено в настоящей статье.

Квалификационный аттестат аудитора


Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 16 Закона в случае, если аудитор нарушает установленное комментируемой статьей требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, квалификационный аттестат аудитора.

Форма бланка квалификационного аттестата аудитора утверждена Приказом Минфина России от 25 апреля 2002 г. №34н:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. №80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Закона, на аттестаты, предусмотренные Законом.

Согласно п. 2 Правил обмен квалификационных аттестатов аудитора производится Минфином по заявлению аудитора (с приложением квалификационного аттестата аудитора) по истечении срока действия обмениваемого аттестата без проведения повторной аттестации.

На бланке квалификационного аттестата аудитора, выдаваемого в порядке обмена, указываются наименование центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии, на основании решения которой был выдан обмениваемый аттестат, номер и дата протокола заседания указанной комиссии, а также производится запись "аттестат выдан в порядке обмена".

Обмен аттестата производится в срок не более 30 дней с момента регистрации в Минфине заявления аудитора об обмене аттестата. Плата за обмен не взимается.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора


Согласно п. 2 статьи 15 Закона таким требованиями являются:
  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Согласно п. 2 статьи 18 Закона одной из основных функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности является организация в установленном законодательством порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ.

На основании этого Приказом Минфина от 12 сентября 2002 г. №93н утверждено Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, согласно п. 2 которого аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах (УМЦ), включенных в государственный реестр учебно-методических центров.

Временное положение определяет:

  • порядок включения, отказа на включение учебно-методических центров в государственный реестр учебно-методических центров и исключения учебно-методических центров из государственного реестра;
  • порядок проведения аттестации;
  • порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности;
  • порядок обучения и повышения квалификации аудиторов.

      © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Рано или поздно специалист, имеющий хоть какое-то отношение к бухгалтерскому учету, задумывается, а не стать ли ему аудитором? Но для этого необходимо наличие квалификационного аттестата. Наш эксперт задался целью получить этот документ.
Двойная запись №12, 2003

Елена Соколова, эксперт журнала

Выбирай...

Работать аудитором в ближайшем будущем я не собиралась, но вот получить аттестат все же надумала. Во всяком случае лишним он никогда не будет, решила я. Благо высшее экономическое образование имеется, да и стаж подходит. Первой трудностью, с которой мне пришлось столкнуться, был выбор учебно-методического центра (УМЦ), занимающегося подготовкой специалистов к тестированию и экзамену. Как среди обилия подобных заведений выбрать достойный: чтобы и цена была приемлемой, и качество курсов не оставляло желать лучшего? Узнать стоимость обучения труда не составило. Для этого достаточно было просмотреть ряд бухгалтерских журналов, поискать в них объявления, которые дают УМЦ, и позвонить по указанным телефонам. Как выяснилось, стоимость курсов в Москве колеблется в среднем от 11 тысяч до 15 тысяч рублей плюс 2 тысячи за допуск к тестированию и экзаменам. Само обучение длится около двух месяцев.

А вот о качестве предоставляемых там знаний по телефону судить трудно – помочь в этом могут только те счастливцы, которые уже окончили подобные курсы. К сожалению, таких знакомых у меня нет, поэтому пришлось воспользоваться интернетом. На специализированных сайтах есть форумы, где можно найти отзывы аудиторов о качестве лекций в том или ином заведении. Правда, не факт, что эти отзывы объективны.

После того как я выбрала учебное заведение, мне предстояло явиться туда с документами и заключить договор. А документы требовались такие: заверенная у нотариуса копия диплома, копия трудовой книжки (ее можно заверить по месту работы), копия свидетельства о присвоении ИНН, заявление о допуске к аттестации и квитанция об оплате «экзаменационного» взноса в сумме 2 тысяч рублей. Вообще-то принести все эти бумаги следовало до начала лекций, но нам разрешили сделать это в течение первой недели обучения.

Первый раз в первый класс

Лекции начинались в пять вечера, поэтому с работы приходилось отпрашиваться. Правда, занимались мы не целую неделю, а с понедельника по четверг. Обучение было построено весьма удачно, с разбивкой по дисциплинам. То есть сначала читали один предмет, потом второй и т. д., причем начали с самой трудной дисциплины – «Финансы», что, на мой взгляд, очень правильно. Ведь как обычно бывает? Сперва посещаемость стопроцентная, а в последние дни аудитории заполнены в лучшем случае наполовину...

Всего в расписании значилось пять дисциплин: кроме «Финансов» еще «Налоги», «Аудит», «Бухгалтерский учет» и «Право». Преподавательский состав состоял в основном из профессоров – преподавателей вузов. Практикующий специалист вел только курс по «Аудиту». Возможно, именно поэтому его лекции были более интересны, чем остальные. А вообще мне как специалисту, проработавшему некоторое время в бухгалтерской сфере, особых знаний занятия не дали. Мало того, что наши наставники-теоретики в основном пересказывали нормативные акты и учебники, которые можно купить в любом магазине, некоторая информация была еще и устаревшей. На наши возмущенные возгласы лектор отвечал, что в самих тестах могут попасться «старые» вопросы, а Минфин оставляет их намеренно, поскольку аудитор проверяет прошлые периоды и знать такие нормы обязан.

Хотя какую-то пользу от посещения УМЦ я все же получила (так сказать, для общего развития). Например, теперь знаю, что такое «эффект финансового рычага» и как его рассчитывать. А если честно, не представляю, зачем это нужно аудитору. Такая информация полезна, скорее, экономисту. Кстати говоря, в нашей группе были и такие, кто вовсе не ходил на лекции. Они просто брали у добросовестных «однокашников» конспекты и ксерокопировали.

Проверка на прочность

Самое ценное, что мы получили от обучения, это не знания, а тесты, которые нам раздали еще перед самым началом занятий. Между прочим, не всякий учебный центр может обеспечить ими своих клиентов. Поэтому мой вам совет: при выборе УМЦ обязательно поинтересуйтесь, предоставляют ли они такие тесты. На последнем занятии (по каждому предмету) преподаватель диктовал нам правильные ответы на предлагаемые Минфином вопросы.

Затем нам выдали документ, свидетельствующий об окончании обучения, и отвели месяц на подготовку к заключительному этапу, предупредив, что главное – пройти тестирование, потренироваться в котором нам дали за неделю до этого знаменательного события. Отмечу, что пробный тест большинство из нас заполнили неудачно.

Вот здесь я хотела бы дать совет тем, кто собирается «сдавать на аудитора»: перед экзаменами неплохо было бы взять отпуск или отгулы для того, чтобы как следует подготовиться, а точнее, написать шпаргалки или отсканировать их с конспектов. Правда, рисковать и пользоваться ими прямо в аудитории не стоит – она оборудована камерами видеонаблюдения, и неизвестно, включены они или нет. Вместо этого попробуйте отпроситься на несколько минут.

Консультироваться с коллегами тоже не возбраняется, но где гарантия того, что сосед знает предмет лучше, чем вы?

Сам тест состоит из 50 вопросов (по 10 на дисциплину), и у каждого «студента» свой вариант. Правильно надо ответить как минимум на 43 из них. Неприятно удивило то, что мне (и не только мне) попалось несколько совершенно незнакомых вопросов, которых в розданных нам тестах не было и в помине. К счастью, их было немного, поэтому в лимит неправильно отвеченных (7 из 50) я уложилась. Но об этом, естественно, узнала только вечером, когда нам объявили результаты. В общей сложности экзамен завершился удачно для 60–70 процентов потенциальных аудиторов.

Однако успокаиваться было рано, поскольку через два дня нам предстояло пройти еще и устно-письменные «испытания». На консультации, которая проводилась сразу же после того, как объявили результаты тестирования, нам раздали экзаменационные билеты и задачи (естественно, все это под большим секретом). Мы же в свою очередь распределили между собой весь полученный материал, дабы не делать всем одну и ту же работу (искать ответы на все вопросы). Двух дней вполне хватило на то, чтобы подготовить две-три шпаргалки. К сожалению, лекций для этого было недостаточно, поскольку преподаватели, как потом выяснилось, не успели дать полный объем информации. Поэтому пришлось покопаться в учебниках, интернете и справочно-правовых базах.

В итоге на экзамен мы пришли во всеоружии. Нам даже удалось договориться (причем бесплатно, хотя поговаривали, что такие «услуги» обойдутся группе в 3 тысячи рублей) с секретарем, чтобы каждому попался «нужный» билет. Осталось только составить список фамилий с номерами «понравившихся» билетов и переписать приготовленные ответы на «экзаменационные» листы. Естественно, в таких условиях не сдать экзамен было бы просто неприлично.

Ну и, конечно, не обошлось без угощений для комиссии (около 500 рублей с каждого). Зато благодаря «столу» председатель комиссии практически не присутствовал на экзамене. Как ушел «угощаться», так и пропал. Появился лишь на следующий день (экзамен проходит два дня), да и то лишь для того, чтобы подвести итоги.

Сдам в аренду... аттестат

Все позади. Вроде бы можно и вздохнуть спокойно. Правда, ожидание заветной бумажки растянулось на два с лишним месяца, но это уже детали. Зато получение аттестата принесло мне не только положительные эмоции, но и дополнительную проблему. Дело в том, что каждые два года «лицензированный» аудитор должен участвовать в проверках, иначе аттестат аннулируют. А как это сделать, если основная моя работа не связана напрямую с аудитом? Конечно, за два года многое может произойти, но лучше позаботиться обо всем заранее. Поэтому я опять взялась за интернет. В свое время на соответствующих форумах попадались сообщения с предложениями подзаработать, сдав в аренду аттестат. Суть приработка такова: аудитор передает копию своего аттестата фирме, а та в свою очередь формально зачисляет того в штат. И фирме хорошо – чем больше аттестованных сотрудников (пусть и фактически не работающих там), тем солиднее компания, и аудитору, который сразу убивает двух зайцев: и действие аттестата продлевает, и свои расходы на учебу окупает (хотя бы частично). Жаль, что спрос на фиктивных сотрудников несколько спал. Ажиотаж наблюдался в августе-сентябре, когда аудиторские фирмы до 9 сентября должны были заполучить в штат не менее пяти таких специалистов. Тем не менее интересующие меня предложения хоть и редко, но попадались. Разослав пять-шесть сообщений со своими координатами, я принялась ждать.

Звонки стали поступать буквально на следующий день. Одни предлагали реальную работу по совместительству, за которую готовы были платить по 30–70 долларов за один день проверки. Это мне не подходило, поскольку отрываться от основной работы я не собиралась. Другие предлагали продать им копию аттестата, причем цены называли разные – от тысячи рублей в месяц (зарплата, начисляемая официально) до 9 тысяч рублей за год «проката» документа. В итоге я «оформилась» на три фирмы и полностью окупила свои затраты на обучение.

Виноват ли учебный центр?

Инга Трубцова, корреспондент журнала

Получить квалификационный аттестат аудитора могут не все, а только те, кто имеет высшее экономическое или юридическое образование. Причем вуз обязательно должен иметь государственную аккредитацию. Помимо этого претенденту необходимо проработать в экономической или юридической сфере не меньше трех лет, о чем сказано в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Как правило, подтверждающие документы собирает учебный центр, который готовит специалистов к экзаменам, и по идее именно он должен следить за тем, чтобы кандидат отвечал вышеназванным условиям. А если сотрудники центра за этим не проследили? Человек заплатил деньги, прослушал курсы, успешно прошел тестирование, сдал экзамены и не получил аттестат по причине, например, недостаточного стажа или «неаккредитованности» вуза. Можно ли тогда предъявить претензии к учебному центру?

Сергей Семешкин, генеральный директор юридической фирмы «Джей-компания»:
– Учебный центр не несет в этом случае никакой ответственности, и предъявить к нему какие-то претензии нельзя. Ведь свою обязанность по подготовке специалиста к тестированию и экзамену он исполнил. А то, что гражданин не подходит по требованиям, в большей степени его проблемы. Надо было прочитать закон.

Поэтому, оплачивая обучение, не забывайте об этих нормах закона, иначе зря потратите деньги, время и нервы.

Человек, занимающийся аудиторской деятельностью, должен пройти соответствующую подготовку. Это касается не только их образования, но и лицензии. А право на её получение дает только аттестация аудиторов . Для того, чтобы пройти эту проверку знаний, получить сертификат и заняться означенной деятельностью, необходимо соответствовать определенным нормам и критериям, прописанным в законодательстве. Также аттестация аудиторских кадров должна проводиться по определенным правилам и соответствовать установленным правовыми актами требованиям.

Аттестация аудиторской деятельности

Аттестация аудиторской деятельности подразумевает под собой проверку профессиональных знаний специалиста, прошедшего соответствующее обучение. После того, как они проходят это оценивание, им предоставляется один из квалификационных классов:

  • Люди, получившие первый класс квалификации, имеют право работать в областях, связанных только с общим аудитом;
  • Люди, получившие второй класс квалификации, могут работать в областях общего аудита, которые связаны с ведением биржевой деятельности, работы внебюджетных фондов и деятельности разнообразных инвестиционных организаций;
  • Люди, получившие третий класс квалификации, получают право заниматься аудиторской деятельностью в компаниях, косвенно или напрямую связанных со страховкой;
  • Специалист, получившие четвертый класс квалификации, получает право работать в общих областях аудиторской деятельности, которые связаны с деятельностью банков и финансовых учреждений;

Аттестация аудиторской деятельности проходит в несколько этапов. Они длятся на протяжении трех дней и включают в себя письменные работы на такие темы, как:

  • Аттестация аудитора в областях хозяйственного права;
  • Налоги и части правовой деятельности, которые связаны с ними;
  • Учет и ведение бухгалтерской деятельности;
  • Аудиторская деятельность.

Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности для отдельного специалиста возможны только в том случае, если он соответствует определенным нормам и критериям, установленным законодательными нормами. В список этих требований входят:

  • Наличие законченного высшего образования, и документа, который может подтвердить факт его получения. Сотрудник должен пройти обучение на экономических или юридических специальностях, в вузах, зарегистрированных на территории Российской Федерации и имеющих официальную аккредитацию от Правительства.
  • Также сотрудник должен иметь не меньше 3 лет рабочего стажа на экономических или юридических должностях.

Только в том случае, если он соответствует всем выдвинутым критериям, человек имеет право поучаствовать в аттестации и, если проверка будет сдана, получить официальную лицензию. И если сотрудник будет заниматься аудиторской деятельностью без соответствующего сертификата, то таким образом он нарушит законодательство и его накажут.

Стоит отметить, что подобное касается и других специалистов, которые должны проходить аттестацию для подтверждения их квалификации. Потому что само наличие подобной проверки знаний говорит о том, что государство внимательно наблюдает за их деятельностью и придает ей большое значение.

И надо помнить, что единожды полученная квалификация и лицензия не остаются с человеком навечно. Она может быть аннулирована в определенных случаях:

  • Если ответственные государственные органы с точностью установили, что документы, предоставленные человеком при прохождении аттестации, являются фальшивыми;
  • Если есть постановление, изданное и подтвержденное судом, где говорится, что лицензию следует аннулировать;
  • Если ответственные государственные органы точно установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, зависим от другого лица и поэтому принимает решение в его пользу, и если специалист не соблюдает принцип конфиденциальности;
  • Если ответственные государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, постоянно и систематически проводит проверки с нарушениями норм и требований, которые выдвинуты в законодательстве;
  • Если государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, подписал заключение проверки, не проводя её;
  • Если государственные органы контроля узнали, что специалист, получивший квалификацию и лицензию, не занимался аудиторской деятельностью на протяжении двух лет;
  • Если аудитор проходит обучение и курсы по повышении квалификации, при этом нарушая требования, которые выдвинуты в законодательстве.

Если у человека отобрали лицензию из-за фальшивых документов, зависимости в решениях, постоянных нарушений в проведении аудиторских проверок или подписания заключения проверки без её проведения, то такой специалист лишается права пройти аттестацию повторно. Эта сфера деятельности для него полностью закрыта из-за тяжести вскрывшегося проступка.

Решение о том, что у человека нужно отобрать лицензию, может принять только уполномоченный орган федерального контроля. Но специалист, если он считает, что подобное решение неправомерно, может обжаловать его в судебном порядке. Для того, чтобы обратиться в суд, у него есть три месяца, и срок начинается с того момента, как уведомление об аннулировании лицензии попадает в руки к специалисту. И если суд не удовлетворит его требования, то следующие три года он лишается права обращаться в аттестационные комиссии с целью получить новую лицензию.

Порядок аттестации аудиторов

Перед тем, как подать заявление о получении квалификации аудитора, человек должен пройти через несколько этапов подготовки.

Для того, чтобы пройти аттестацию и получить соответствующую квалификацию, лицензию, необходимо обратиться в соответствующие органы. Это могут быть не только территориальные структурные подразделения федеральных исполнительных организаций, но и учебные центры, получившие разрешение на проведение подобных проверок знаний. Об этом говорится в Федеральном законе №307 от 30.12.2008.

Обратившись туда, специалист должен подать соответствующее заявление и отправить пакет необходимых документов, о котором написано выше. После того, как вся документация пройдет обработку и проверку, претенденту на получение аудиторской квалификации придет уведомление, где будет сказано о времени и месте проведения письменного экзамена.

Проверка профессиональных знаний проходит по определенной программе, которая длится два дня.

  • Первый день – каждый претендент получает три задания из экзаменационного билета, который ему дают индивидуально;
  • Второй день – каждый претендент получается по два экзаменационных задания из индивидуального билета и одно практическое задание;

После того, как специалист сдаст аттестацию на получение лицензии аудитора, его обучение не заканчивается. Он обязан получать знания на специальных курсах для повышения квалификации. Подобное дополнительное обучение должно проходить каждый календарный год, начиная с того момента, как аудитор прошел аттестацию и получил лицензию. Минимальное количество часов, которое человек должен провести на таких курсах, составляется той аудиторской организацией, где он работает. Но законодательство говорит о том, что подобное обучение должно занимать больше 20 часов в год.

Также стоит обратить внимание на то, что обучение и аттестация проводятся не бесплатно. В организациях, которые занимаются подобными кадровыми процессами, есть четко установленная сумма, которую необходимо уплатить, чтобы получить нужные навыки и, в конце концов, пройти лицензирование.

Лицензирование аудиторской деятельности

После того, как специалист-аудитор прошел всё необходимое обучение, получил требующуюся для такой должности подготовку, сдал аттестацию и подтвердил свою квалификацию, начинается этап, во время которого человек получит действующую лицензию.

Процедура лицензирования, и все положения, которые на неё распространяются, утверждены в Постановлении Правительства №190 от 29.03.2002. Срок действия лицензии – 5 лет. После того, как это время закончится, человек должен будет подтвердить свои знания и продлить действие сертификата. Стоит отметить, что нет никаких ограничений на то, сколько раз сотрудник имеет право продлевать свое разрешение на аудиторскую деятельность.

Для того, чтобы получить лицензию, человек должен соответствовать некоторым требованиям:

Только соблюдение всех этих требований гарантирует получение соответствующей лицензии. И если человек нарушает хотя бы один из описанных выше пунктов, то это может привести к тому, что процесс лицензирования будет приостановлен. Также федеральные органы контроля получат юридическое основание для того, чтобы провести процедуру аннулирования лицензии.

Также стоит отметить, что подобный контроль за аттестацией и лицензированием аудиторского персонала объясняется тем, что правительство уделяет много внимания деятельности этих специалистов. Последствия их ошибок, или специально сделанных допущений, могут принести тяжкий вред не только отдельному человеку, но и государству в целом.