Освенцим. Концентрационный лагерь Аушвиц-I. Концлагеря на территории польши

Как известно, ООН выбрала именно эту дату, потому что именно 27 января 1945 года советские войска освободили гитлеровский лагерь смерти Освенцим. Сейчас как раз исполнилось 70 лет с того дня. Освенцим находится на территории Польши. У России с Польшей свой шлейф исторических противоречий. И хоть обе стороны уже, кажется, тысячу раз договаривались оставить в прошлом всё, что принадлежит прошлому, официальную Варшаву нет-нет да и прорвёт очередным антимоскальским выпадом. Вот и на прошлой неделе возник нехороший инцидент с неприглашением Владимира Путина на юбилейные мероприятия в Освенцимском мемориале.


Это стало поводом обратиться к, казалось бы, сторонней для России теме предвоенных (и времён войны) польско-еврейских отношений. Ведь странно, что именно Освенцим стал для варшавских чиновников поводом для пиара. Как раз польской стороне в разговоре про Холокост лучше соблюдать максимум такта.

Лагеря уничтожения

Освенцим – один из шести лагерей уничтожения, организованных немцами в рамках программы «окончательного решения еврейского вопроса». Кроме того – Майданек, Хелмно, Собибор, Треблинка, Бельзец. Освенцим – самый крупный.

Подчеркнём – это именно лагеря уничтожения. На сей счёт у гитлеровцев была своя градация. Как видим, все они располагались в Польше. Почему? Удобство расположения с точки зрения, так сказать, транспортировки? Да, безусловно – особенно если говорить об уничтожении евреев из других стран Европы. Как-то неудобно и приметно было гитлеровцам располагать объект для конвейерного убийства в какой-нибудь Голландии. А Польша – что ж…

Но имелось ещё одно обстоятельство, которое нацисты наверняка учитывали – благо именно польское еврейство должно было стать первой жертвой «окончательного решения». Оккупация здесь длилась уже более трёх лет, на тот момент около 2 млн. польских евреев томились в гетто. За эти годы немцам стало ясно: большинство местного населения не стремится им помогать, даже сочувствует не особо.

Не ложка дерьма

Говоря это, Америку мы не открываем. О польском антисемитизме, ярко проявившемся именно в военные годы, открыто пишут еврейские исследователи (почитайте хоть многостраничные, предельно аргументированные статьи в «Энциклопедии «Холокост»). Да и множество самих поляков данный факт сегодня мучительно признают. Толчком к новому осмыслению темы стало обнародование в 2000-м в самой Польше фактов про уничтожение евреев в местечке Едвабно под Белостоком. Выяснилось, что там не немцы, а польские крестьяне 10 июля 1941 года зверски вырезали 1600 своих соседей-евреев.

При этом, как обычно бывает, на каждый аргумент найдётся и свой контраргумент. Можно говорить про Едвабно – но можно вспомнить про организацию «Жегота», привести имена польских «праведников», которыми Польша гордится: Зофии Коссак, Яна Карского, Ирэны Сандлер, десятков других. Вообще звание «Праведник народов мира» (тех, кто в войну, рискуя жизнью, спасал евреев) израильский Институт «Яд ва-Шем» присудил 6554 полякам. На самом деле их было гораздо больше (постоянно всплывают новые , пополняются списки). Так что у каждого народа есть свои хорошие люди и свои мерзавцы. А что ложка дерьма портит бочку мёда – кто ж спорит?

Спорить и не собираются. Просто польская специфика в том, что здесь приходится говорить отнюдь не про ложку. Ещё вопрос, чего было больше – дерьма или мёда.

Две нации над Вислой

Евреи жили в Польше с XI века. Не скажешь, что душа в душу с поляками, – разные были ситуации и разные периоды. Но не будем лезть в седую древность. Начнём с предвоенного, до 1939 года, периода.

Конечно, на бумаге тогдашние польские официальные власти декларировали «европейскость» и «цивилизованность». Но если говорить про, так сказать, вектор… Ещё перед Первой мировой в среде польских националистов был сформулирован лозунг «Двум нациям не быть над Вислой!». Все 1920–1930-е годы власти ему и следовали. Геноцид, конечно, не устраивали, но выдавить из страны старались. Экономическими методами, закрыванием глаз на выходки местных фашистов, разного рода ограничениями, иногда демонстративными унижениями. Например, в учебных заведениях евреи-студенты должны были или стоять, или сидеть на отдельной «еврейской» скамье. При этом, например, поощрялся сионизм – валите в свою Палестину, и чем больше вас уберётся, тем лучше! Потому масса будущих виднейших израильских политиков – Ш. Перес, И. Шамир и др. – это те, кто молодыми парнями уехали туда именно из Польши или её тогдашних «восточных территорий» (Западных Белоруссии и Украины).

Но Палестина пребывала под английским «мандатом» (управлением), англичане, боясь конфликтов с арабами, въезд евреев ограничивали. Другие страны тоже лишних эмигрантов не торопились принимать. Так что уезжать куда-то особых возможностей не было. Кроме того, еврейская община Польши была огромна (3,3 млн. человек), да и большинство евреев просто по-человечески не мыслили себя без Польши, а Польша себя – без них. Ну как ты представишь тамошний предвоенный пейзаж без великого поэта Ю. Тувима, который говорил «моё отечество – польский язык»? Или без «короля танго» Е. Петербургского (потом в СССР он напишет «Синий платочек»)?

Из множества характерных фактов приведём два, которые кажутся наиболее показательными.

Во время гражданской войны в Испании в составе интербригад рядом воевали польские и еврейские добровольцы. Но даже здесь командиры отмечали конфликты на почве антисемитизма (для понимания – другими столь же конфликтующими группами были сербы и хорваты). А после 1939 года уже в советских лагерях для польских военнопленных наблюдавшие за контингентом советские чекисты (судя по фамилиям – сплошь русские) в рапортах отмечали вечные стычки между пленными-поляками и пленными-евреями и воспалённо-антисемитские настроения поляков. Казалось бы, общность судьбы, боевое братство – что может больше сближать людей? А вот поди ж ты, как глубоко сидело.

Братья Бандеры

Среди скандалов прошлой недели было и дивное заявление министра иностранных дел Польши Г. Схетыны, что Освенцим «освободили украинцы». Ляпнул – и нарвался на возмущение прежде всего самих поляков: Освенцим – это и их трагедия, их муки и жертвы, так что, кто именно лагерь освобождал, там помнят. Господин министр кинулся объяснять, что неточно выразился (что ты за дипломат, если неточно выражаешься?), напоминать, что он по образованию историк, демонстрировать знание советских Украинских фронтов (наверное, дома срочно освежал в памяти).

Но как историку господину Схетыне стоит вспомнить, почему ещё его заявление прозвучало двусмысленно.

Мне не удалось выяснить цифру содержавшихся (и погибших) в Освенциме украинцев. Понятно, их было много – прежде всего украинцев «советских». Они такие же мученики Освенцима, как и прочие, – и любые другие слова здесь излишни. Но при этом среди охранников Освенцима была рота украинских коллаборационистов (они и другие лагеря смерти охраняли, их звали «травники»; из таких – печально известный Иван Демьянюк).

Кроме того, в числе заключённых Освенцима была одна особняком стоящая группа. Как известно, на определённом этапе войны претензии украинских националистов на самостийность разозлили Гитлера – у него на Украину имелись свои планы. И немцы недавних союзников начали арестовывать. Так, летом 1942-го попали в Освенцим два брата Степана Бандеры – Василий и Александр. По воспоминаниям, они прибыли сюда «уверенные в обещанных им СС льготах и привилегиях» – да только столкнулись с теми, с кем не стоило бы. У поляков-узников к украинским националистам был свой счёт – и за довоенные теракты, и за резню польского населения на Волыни. И заключённые-поляки обоих братьев просто забили насмерть. За что были расстреляны немцами. Так что, когда говорят, что у Бандеры братья погибли в Освенциме, – да, это так. Вопрос, как именно погибли?

После 1939-го

Как эти польские военнопленные оказались у нас – известно: в сентябре 1939-го по Польше ударила гитлеровская Германия, а советские войска заняли Западные Украину и Белоруссию. Тогда в массовом польском сознании родилась легенда о «жидокоммуне» – дескать, евреи весьма радостно приветствовали «большевиков». Реально таких случаев было не столь уж много. Кроме того, заметим, – как раз тогда в рядах польской армии, сражаясь с гитлеровцами, погибли многие тысячи евреев – солдат и офицеров. Но про это после разгрома Польши тут же забыли. А вот про «жидокоммуну» говорили при каждом удобном случае.

Впрочем, иногда мифы и не требовались. В уже упомянутом Едвабне немцам было достаточно просто дать понять, что они не будут мешать резне.

Вокруг Едвабно

О трагедии в Едвабне в 2000 году впервые рассказал американский историк, поляк по происхождению, профессор Ян Томаш Гросс – и получил на родине полный ушат обвинений в «очернительстве». Решение о том, как отнестись к обнародованным им фактам, принималось на уровне высшего руководства страны и польской католической церкви. В 2001 году тогдашний президент Польши А. Квасневский принёс официальное извинение «от своего имени и от имени тех поляков, чью совесть терзает это преступление». История, случившаяся в Едвабне, легла в основу фильма «Колоски» В. Пасиковского.Картина вызвала в Польше немалый шум. Сейчас аналогичный скандал идёт вокруг фильма «Ида» П. Павликовского, где тоже очень остро поставлен вопрос о том, как вели себя поляки по отношению к евреям в годы Второй мировой.

Когда-нибудь поставят и фильм о том, как подло ведут себя сегодня польские начальнички уже по отношению к русским.

Несколько цитат

Едвабно – это, скажем так, уровень деревни, местечка. Часть живших в таких точках евреев сразу нашла смерть от рук гитлеровцев, которым нередко помогали местные коллаборационисты, просто доносчики. (Хотя заметим, есть в Польше несколько деревень, где соседи-поляки спасли соседей-евреев. Достаточно много случаев, когда польские крестьяне прятали еврейских детей – так уцелел, например, мальчишка Раймунд Либлинг, который потом стал известным кинорежиссёром Романом Поланским и снял, в частности, знаменитый фильм «Пианист» о трагедии польских евреев в годы войны.) Но основная масса еврейского населения была согнана в гетто, созданные при городах. Самые крупные – Варшавское (до 500 тыс. человек), Лодзинское, Краковское.

В гетто польские евреи содержались до «окончательного решения». Голод, эпидемии, положение «вне закона» – гитлеровцами делалось всё, чтобы их погибло как можно больше. А если говорить именно про польско-еврейские отношения…

Разумеется, немцы делали всё, чтобы максимально глубоко вколотить клин между двумя народами. Вместе с тем, как заметил польский социолог А. Смоляр, антисемитизм был и так достаточно развит в Польше, чтобы связывать его вспышку только с приходом нацистов. Потому, например, даже если с помощью польских друзей какому-то еврею удавалось вырваться из гетто – немало находилось охотников его выдать. Этим занимались «тёмно-синие» (польская полиция), просто желающие. Ещё больше было «шмальцовников» – тех, кто, обнаружив скрывающегося, начинали под угрозой выдачи вымогать у него всё, что представляло интерес: остатки денег, жалкие ценности, просто одежду. Целый бизнес возник. В результате случаев, когда беглец оказывался вынужден вернуться за колючую проволоку, – огромное множество.

Приведу две цитаты, не нуждающиеся в комментариях. Они воссоздают обстановку тех лет лучше всего.

Из дневника историка Э. Рингельблюма (вёл тайный архив Варшавского гетто, потом прятался у польской семьи Вольских в бункере-схроне, но был выдан их соседом и расстрелян): «Заявления, что всё население Польши с радостью воспринимает истребление евреев, далеки от истины (…) Тысячи идеалистов как среди интеллигенции, так и в рабочем классе самоотверженно помогают евреям с риском для жизни».

Из донесения из Варшавы в Лондон «Польскому правительству в изгнании» главного коменданта (командующего) подпольной АК (Армия Крайова) генерала С. Ровецкого-«Грота»: «Докладываю, что все заявления правительства (…) в отношении евреев производят в стране самое ужасное впечатление и облегчают ведение пропаганды против правительства. Примите, пожалуйста, как факт, что подавляющая часть населения антисемитски настроена. (…) Единственное различие в том, как обращаться с евреями. Почти никто не одобряет немецкие методы. Однако даже (дальше идёт перечень подпольных организаций социалистического толка. – Авт.) принимают постулат об эмиграции, как о решении еврейской проблемы».

Освенцим и его жертвы

Освенцим (немецкое название Аушвиц) был страшным местом для узников всех категорий и национальностей. Но лагерем смерти он стал после нацистской «Ванзейской конференции» (20.01.1942), на которой во исполнение указаний высшего руководства рейха были разработаны программа и методы «окончательного решения еврейского вопроса».

Учёт жертв в лагере не вёлся. Сегодня наиболее достоверными считаются цифры польских историков Ф. Пейпера и Д. Чех: в Освенцим было депортировано 1,3 млн. человек, из них 1,1 млн. – евреи. Погибло здесь свыше 1 млн. евреев, 75 тыс. поляков (по другим выкладкам, до 90 тыс.), более 20 тыс. цыган, порядка 15 тыс. советских военнопленных, свыше 10 тыс. заключённых других национальностей.

Надо понимать, что Освенцим был огромным комплексом (общая площадь – более 40 кв. км) из нескольких десятков подлагерей, там находилось несколько заводов, ряд других производств, множество разнообразных служб. Будучи лагерем смерти, Освенцим одновременно являлся местом содержания доброго десятка категорий узников – от политзаключённых и участников движения Сопротивления из разных стран до немецких и австрийских уголовников, гомосексуалистов, членов секты «Свидетели Иеговы». Национальности – самые разные (всего более 30), были даже персы и китайцы.

Отдельная страница – проводившиеся в Освенциме жуткие эксперименты нацистских врачей (самый знаменитый – доктор И. Менгеле).

Когда говорят об Освенциме как о лагере уничтожения, подразумевают прежде всего один из объектов – Освенцим-2, развёрнутый в выселенной немцами деревне Бжезинка (Биркенау). Он был расположен отдельно. Именно здесь находились газовые камеры и крематории, сюда была подведена своя железнодорожная ветка, по которой прибывали эшелоны с евреями со всей Европы. Дальше – выгрузка, «селекция» (отбирались те, кто ещё мог работать; такие уничтожались позднее), для остальных – конвоирование к газовым камерам, раздевание и…

Выше мы привели статистику уничтоженных. Повторим: это страшное место для всех. Но у других категорий узников был хотя бы теоретический шанс выжить. А евреев (и цыган – просто их численно меньше, и цыганская трагедия остаётся как бы в тени) сюда свозили именно на смерть.

По остаточному принципу

Генерал «Грот» слал свой рапорт в сентябре 1941-го. Потом в Лондон пошли сообщения о том, как именно окончательно решается в Польше немцами еврейский вопрос. Какой же была реакция эмигрантского правительства? Как к уничтожению евреев отнеслись подчинённые ему в Польше подпольные формирования – та же АК?

Если в двух словах… Знаете, есть такое выражение – «по остаточному принципу». Наверное, подходит. Сказать, что эмигрантское правительство ничего не делало, нельзя: были заявления, декларации. Но понятно, что проблемы поляков его волновали гораздо больше. А ситуация с польским подпольем ещё жёстче. «На местах» по многим вопросам что хотели слышать из Лондона, то и слышали, чего не хотели – не слышали. Здесь тоже. Реально всё зависело от конкретных людей. Иногда упиралось в какие-то объективные обстоятельства. Например, есть давний спор о том, в какой степени Армия Крайова помогала узникам Варшавского гетто во время их знаменитого восстания (апрель-май 1943‑го).Сказать, что ничего не делалось, нельзя. Сказать, что сделано было очень много, тоже нельзя. «Аковцы» потом объясняли: гетто восстало, потому что было уже обречено на уничтожение, у евреев выхода не оставалось. А у нас была задача ждать «с у ноги» приказа на собственное выступление (действительно, польское Варшавское восстание произошло больше чем через год, август – октябрь 1944-го) – что ж мы будем делиться необильными запасами оружия с подпольных складов, до срока выступать?

«Полевые» же командиры АК в лесах за редчайшим исключением вообще были настроены сплошь антисемитски – и беглецов из гетто к себе не принимали, а зачастую просто расстреливали. Нет, в рядах польских партизан было немало евреев – но воевали они, как правило, в отрядах коммунистической Гвардии Людовой.

Тут необходимо вспоминить про деятельность подпольной организации «Жегота» («Совет по оказанию помощи евреям»). Это было добровольное объединение порядочных людей, которые не могли сидеть сложа руки, видя, что кто-то в беде. Счёт тех, кому они так или иначе помогли, идёт на тысячи – хотя спасители нередко платили за свою деятельность жизнями, попадали в концлагеря. Но интересные слова звучали в манифесте «Жеготы»: «Мы католики. (…) Наши чувства к евреям не изменились. Мы продолжаем рассматривать их как экономических, политических и идеологических врагов Польши. (…) Однако, пока их убивают, мы должны помогать им». В «Жеготе» состояли такие люди, как, например, Ирэна Сандлер, спасшая из Варшавского гетто 2,5 тысячи детей. Вряд ли она на этих детей смотрела как на врагов. Скорее автор манифеста, руководившая организацией писательница Зофия Коссак, просто подбирала те слова и доводы, которые убедили бы других соотечественников «не быть Пилатами».

Молчание союзников

Мы не пишем подробное исследование на тему Холокоста в Польше, просто вспоминаем некоторые характерные моменты. И среди множества ярких сюжетов есть история совершенно удивительная. Это судьба польского разведчика Яна Карского. Он был связным между подпольем в Польше и лондонским правительством, стал очевидцем уничтожения польского еврейства и первым доложил о происходящем в Лондон. Когда понял, что реакция на его донесения сугубо декларативная, начал сам стучаться во все двери. Дошёл до министра иностранных дел Британии Э. Идена, добился даже встречи с президентом США Рузвельтом. В разных кабинетах слышал примерно одно и то же: «Вы рассказываете слишком невероятные вещи…», «Мы делаем всё, что в наших силах, не требуйте большего…», «А что мы можем сделать?»

Но сделать на самом деле кое-что можно было. Например, уже в конце 1944-го остановить машину смерти в Освенциме. Ведь о том, что там происходит, союзники знали – и от польского подполья, и от двух бежавших из концлагеря узников-евреев (Р. Врбла и А. Ветцлер). И всего-то требовалось – нанести бомбовый удар по «Освенциму-2» (Бжезинке) – месту, где находились газовые камеры и крематории. Лагерь ведь бомбили, причём четырежды. В общей сложности 327 самолётов сбросили 3394 бомбы на промышленные объекты Освенцима. И ни одной на находившуюся рядом Бжезинку! Она авиацию союзников не интересовала. Внятных объяснений данному факту нет до сих пор.

А поскольку их нет – нехорошие версии лезут в голову. Может, эмигрантское польское правительство не очень-то о таком ударе и просило? Поскольку «двум нациям не быть над Вислой»?

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 января 1945 года был освобожден лагерь смерти Освенцим. Освобожден он был украинцами, как о том поведал министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына , поскольку операция была проведена силами 1-го Украинского фронта. И в самой Польше, и Европе исторические «открытия» главы польского внешнеполитического ведомства вызвали бурю негодования, а сам он вынужден был оправдываться. Впрочем, это уже не первая попытка переписать историю Второй мировой.

Статистика адских фабрик

Концентрационные лагеря изобрели задолго до того, как их начала строить в Европе фашистская Германия. Однако Гитлер стал «революционером» в этом деле, поставив одной из главных задач перед администрацией лагерей массовое уничтожение представителей «неполноценных наций» — евреев и цыган, а также военнопленных. Вскоре, когда Германия начала терпеть поражения на Восточном фронте, к нациям, подлежащей уничтожению, были причислены и русские, украинцы, белорусы в качестве «представителей ущербных славян».

Всего фашистская Германия создала и на своей территории, и преимущественно в Восточной Европе более полутора тысяч лагерей, в которых содержались 16 млн. человек. 11 млн. было убиты либо они умерли от болезней, голода и непосильного труда. Концлагерей, в которых содержалось более 10 тыс. человек, насчитывалось более 60.

Самыми страшными среди них были «лагеря смерти», предназначенные исключительно для массового уничтожения людей. Таковых в списке полтора десятка.

Освенцим

Освенцим (по-немецки — Аушвиц), имевший три отделеня, занимал территорию в 40 кв.км. Это был самый крупный лагерь, он унес жизни, по различным оценкам, от 1,5 млн. до 3 млн. человек. На Нюрнбергском трибунале была названа цифра в 2,8 млн. 90% жертв составили евреи. Значительный процент приходился на долю поляков, цыган и советских военнопленных.

Это была фабрика, бездушная, механистичная, и от того еще более страшная. На первом этапе существования лагеря узников расстреливали. И для того, чтобы повышать «производительность» этой адской машины, постоянно «улучшали технологию». Поскольку с погребением постоянно возрастающего количества расстрелянных палачи переставали справляться, был построен крематорий. Причем строили его сами же заключенные. Затем провели испытание отравляющего газа и признали его «эффективность». Так в Освенциме появились газовые камеры.

Охранную и надзирательные функции исполняли войска СС. Всю же «рутинную работу» переложили на самих узников, зондеркоманду: сортировку одежды, переноску тел, обслуживание крематория. В самые «напряженные» периоды в печах Освенцима сжигали ежесуточно до 8 тыс. тел.

В этом лагере, как и во всех остальных, практиковались пытки. Тут уже за дело принимались садисты. Главным был врач Йозеф Менгеле , которого, к сожалению, не достал Моссад, и он подох своей смертью в Латинской Америке. Он ставил медицинские опыты над узниками, проводя чудовищные полостные операции без анестезии.

Несмотря на усиленную охрану лагеря, которая включала в себя забор под высоким напряжением и 250 сторожевых собак, в Освенциме предпринимались попытки побегов. Но практически все они заканчивались гибелью узников.

А 4 октября 1944 года произошло восстание. Члены 12-й зондеркоманды, узнав, что их намереваются заменить на новый состав, что предполагало верную смерть, решились на отчаянные действия. Взорвав крематорий, они убили троих эсесовцев, подожгли два знания и пробили брешь в находившемся под напряжением заборе, предварительно устроив короткое замыкание. До полутысячи человек оказались на свободе. Но вскоре всех беглецов переловили и доставили в лагерь для показательной казни.

Когда в середине января 1945 года стало понятно, что советские войска неминуемо должны прийти в Освенцим, трудоспособных узников, которых тогда насчитывалось 58 тыс. человек, угнали вглубь германской территории. Две трети из них умерли в дороге от истощения и болезней.

27 января в 3 часа дня в Освенцим вошли войска под командованием маршала И.С.Конева . В лагере в тот момент находилось около 7 тыс. узников, среди которых было 500 детей от 6 до 14 лет. Солдаты, успевшие наглядеться на войне на многие зверства, обнаружили в лагери следы чудовищных, запредельных злодеяний. Поражали масштабы «проделанной работы». На складах были найдены горы мужских костюмов и верхней женской и детской одежды, несколько тонн человеческих волос и перемолотых костей, подготовленных к отправке в Германию.

В 1947 году на территории бывшего лагеря был открыт мемориальный комплекс.

Треблинка

Лагерь смерти, созданный в Варшавском воеводстве Польши в июле 1942 года. За год существования лагеря в нем было уничтожено около 800 тыс. человек, преимущественно евреев. Территориально это были граждане Польши, Австрии, Бельгии, Болгарии, Греции, Германии, СССР, Чехословакии, Франции и Югославии. Евреев привозили в заколоченных товарных вагонах. Остальных преимущественно приглашали «на новое место жительство», и они на свои деньги покупали железнодорожные билеты.

«Технология» массовых убийств здесь отличалось от существовавшей в Освенциме. Прибывших и ничего не подозревавших людей приглашали в газовые камеры, на которых было написано «Душевые». Использовался не отравляющий газ, а выхлопные газы от работающих танковых двигателей. Вначале тела закапывали в землю. Весной 1943 года был построен крематорий.

Среди членов зондеркоманды действовала подпольная организация. 2 августа 1943 года она организовала вооруженное восстание, захватив оружие. Часть охраны была перебита, несколько сотен узников сумели бежать. Однако практически все они вскоре были найдены и убиты.

Одним из немногих выживших участников восстания был Самуэль Вилленберг , после войны написавший книгу «Восстание в Треблинке». Вот что он рассказал в 2013 году в интервью о своем первом впечатлении от фабрики смерти:

«Я не подозревал, что происходит в лазарете. Я просто вошел в это деревянное здание и в конце коридора вдруг увидел весь этот ужас. На деревянном стуле сидели скучающие украинские охранники с ружьями. Перед ними — глубокая яма. В ней останки тел, которые еще не сожрал огонь, зажженный под ними. Останки мужчин, женщин и маленьких детей. Меня эта картина просто парализовала. Я слышал, как трещат горящие волосы и лопаются кости. В носу стоял едкий дым, на глазах наворачивались слезы… Как это описать и выразить? Есть вещи, которые я помню, но их не выразить словами».

После жестокого подавления восстания лагерь был ликвидирован.

Майданек

Располагавшийся в Польше лагерь Майданек по первоначальному замыслу должен был стать «универсальным» лагерем. Но после захвата в плен большого числа бойцов Красной Армии, попавших в окружение под Киевом, его было решено перепрофилировать в «русский» лагерь. С численностью заключенных до 250 тыс. Строительством занимались военнопленные. К декабрю 1941 года из-за голода, тяжелейшей работы, а также из-за вспышки эпидемии тифа умерли все узники, которых на тот момент насчитывалось около 10 тыс.

Впоследствии лагерь утратил «национальную» ориентацию, и в него стали свозить для уничтожения не только военнопленных, но и евреев, цыган, поляков, представителей других народов.

Лагерь, имевший площадь 270 гектаров, был разделен на пять секций. Одна была отведена для женщин и детей. Узники размещались в 22 громадных бараках. На территории лагеря имелись и производственные помещения, где работали заключенные. В Майданеке по различным данным погибли от 80 тыс. до 500 тыс. человек.

В Майданеке, как и в Освенциме, в газовых камерах использовали отравляющий газ.

На фоне ежедневных преступлений особо выделяется операция с кодовым названием «Энтерфест» (нем. — праздник сбора урожая). 3 и 4 ноября 1943 года было расстреляно 43 тыс. евреев. На дне рва длиной 100 метров, шириной 6 метров и глубиной 3 метров узники плотно укладывались одним слоем. После чего их последовательно убивали выстрелом в затылок. Затем укладывался второй слой… И так далее до полного заполнения рва.

Когда 22 июля 1944 года Красная армия заняла Майданек, в лагере находилось несколько сотен оставшихся в живых узников разных национальностей.

Собибор

Этот лагерь действовал в Польше с 15 мая 1942 года до 15 октября 1943 года. Унес жизни четверти миллиона человек. Уничтожение людей происходило по отработанной «технологии» — газовые камеры на основе выхлопных газов, крематорий.

Подавляющее большинство узников убивали в первый же день. И лишь немногих оставляли для выполнения различных работ в мастерских в производственной зоне.

Собибор стал первым германским лагерем, в котором произошло восстание. В лагере действовала подпольная группа, которую возглавил советский офицер, лейтенант Александр Печерский . Печерский и его заместитель раввин Леон Фельдхендлер спланировали и возглавили восстание, которое началось 14 октября 1943 года.

Согласно плану, узники должны были тайно, поодиночке ликвидировать эсэсовский персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившимся на складе лагеря, перебить охрану. Он удался лишь частично. Были убиты 12 эсесовцев и 38, как утверждает «Энциклопедия Холокоста», охранников-украинцев. Но завладеть оружием не удалось. Из 550 заключенных рабочей зоны 320 начали прорываться за пределы лагеря, 80 из них погибли при побеге. Остальным удалось бежать.

130 заключенных бежать отказались, все они были расстреляны на следующий день.

На беглецов была устроена массированная охота, которая продолжалась две недели. Удалось обнаружить 170 человек, которые тут же были расстреляны. Впоследствии еще 90 человек были выданы нацистам местным населением. До конца войны дожили 53 участника восстания.

Руководитель восстания Александр Аронович Печерский смог пробраться в Белоруссию, где до воссоединения с регулярной армией воевал подрывником в партизанском отряде. Затем в составе штурмового батальона 1-го Прибалтийского фронта с боями продвигался на запад, дослужившись до звания капитана. Война для него закончилась в августе 1944 года, когда в результате ранения Печерский стал инвалидом. Умер в 1990 году в Ростове-на-Дону.

Вскоре после восстания лагерь Собибор был ликвидирован. После сноса всех построек его территорию распахали и засеяли картофелем и капустой.

Снимок в открытие статьи: оставшиеся в живых дети после освобождения немецко-фашистского концентрационного лагеря Освенцим советскими войсками, Польша, 27 января 1945 года /Фото: ТАСС

Концлагеря панской Польши для русских...

Мы все знаем слово "Катынь". Но кто из нас знает о концлагере Стшалков? А ведь, в нем было уничтожено гораздо больше советских граждан, чем расстреляно поляков в Катыни. Россия признала преступлением уничтожение польских военных. Но кто-нибудь слышал слова покаяния от поляков за гибель наших с вами прадедов? Стшалков был не единственным концлагерем, где массово осуществлялось умерщвление советских военных - существовало еще, по меньшей мере, четыре лагеря в Домбье, Пикулице, Вадовице и Тухоле.

Молодая Гвардия "Единой России" вышла к посольству Польши с требованием предоставить доступ к польским архивам для российских историков. Мы не имеем права позволять Польше спекулировать на истории. Доступ к архивам является критически важным для того, чтобы не только российское общество, но и сами поляки знали, в какой стране они живут. Что происходило с их родиной меньше, чем 100 лет назад. Какие преступления совершило польское государство в то время.

В первую очередь, безусловно, должна быть дана беспристрастная оценка злодеяниям польского режима, безжалостно уничтожившего советских военнопленных. По разным оценкам за время советско-польских столкновений в 1919-1921 годах в плен попало, по разным данным от 140 до 200 тысяч советских солдат. Около 80 тысяч из них погибли в Польше от голода, болезней пыток, казней и издевательств. Поляки называют цифру в 85 тысяч пленных и 20 тысяч погибших, но она не выдерживает критики, так как лишь в Варшавском сражении число попавших в плен красноармейцев составляет порядка 60 тысяч человек. Это преступление не имеет срока давности. И Польша не принесла до сих пор никаких извинений за историческое злодеяние, по масштабам соответствующее массовым убийствам в Бухенвальде и Освенциме.

Президент Польши Лех Качиньский уверяет, что солдаты погибли от тифа. Так и хочется посмотреть ему в глаза и спросить: все 80 тысяч погибли от тифа? Мы знаем из свидетельств побывавших в польском плену, что наших солдат морили голодом, держали в бараках в жуткой тесноте, не оказывали медицинской помощи. Помимо использования их на тяжелых работах, пыток и казней, все вышеперечисленное вкупе, безусловно, не могло не привести к тому, что пленные умирали. Фактически, концлагеря, где их держали, превратились в громадные некрополи.

Правда о зверствах польских властей, приведших к гибели наших предков, находится в архивах Польши. Очевидно, что она станет доступна исследователям рано или поздно. И многое здесь будет зависеть от польского руководства - либо оно обеспечит доступ к архивам и принесет покаяние за действия своих предшественников в 20-е - 30-е годы, либо оно встанет в одни ряд с шовинистическим польским режимом, который закончил свое существование в 1939 году вместе с Польшей.

Кстати, один из аргументов защитников Польши и польской версии истории, касающийся того, что поляки уничтожали советских военнопленных, которые вторглись в Польшу, и потому были "вправе", стоит отвергнуть сразу. Не только по причине негуманности, но еще и вследствие очевидного антиисторизма.

Еще в марте 1917 года, сразу после свержения Николая Второго, Россия признала право Польского государства на суверенное существование. Подтверждено оно было и в 1918 году большевиками, в преддверии завершения Первой мировой. Но именно новое польское руководство во главе с Юзефом Пилсудским, руководствуясь концепцией "Междуморья" (восстановление Речи Посполитой с территорией до разделов) начало захватническую войну по границам бывшей Российской империи, Германии и Австро-Венгрии. Широко известны детали зверств польских военных, особенно армии Галлера, а также бандформирования Станислава Балаховича, контролируемого Варшавой.

В ходе этой войны, которую даже недобросовестные историки не назовут захватнической со стороны СССР, поляки захватили в плен от 140 до 200 тысяч советских военных. Лишь 65 тысяч человек вернулось из плена после заключения Рижского мирного договора 1921 года. Правда о десятках тысяч жертв должна быть установлена. Так же, как должна быть установлена точная цифра уничтоженных в Польше красноармейцев.

Своих исследователей ждет и вопрос уничтожения Польшей белорусской системы образования. Известно, что с 1920 по 1939 года число школ, где преподавание велось на белорусском языке, было сокращено с 400 до... 0 (прописью - до нуля). Также своего исследователя должны дождаться и практики Польши по совершению карательных экспедиций против украинцев, получивших название "пацификации". Действия поляков против украинцев были настолько вопиющими, что в 1932 году Лига наций даже приняла специальное постановление о том, что Польша осуществляет угнетение украинской нации. В свою очередь, в 1934 году Варшава уведомило Лигу Наций об одностороннем расторжении договора о защите национальных меньшинств.

Не должно остаться без внимания и существование в Польше концлагерей для противников польского шовинистического государства с его однопартийной системой, бесконтрольными карательными органами, авторитарной центральной властью и нацистской политикой в отношении непольского населения. Да-да. Польша в 30-х годах была именно таким недемократическим государством! Да-да. Польша в 30-х годах возводила концлагеря для инакомыслящих! Наиболее известный - Береза-Картузская: пять защитных рядов колючей проволоки, ров с водой, еще несколько рядов колючки под напряжением, сторожевые вышки с пулеметчиками и охранники с немецкими овчарками. Нацистам в Германии было, у кого учиться!

Даже наиболее полно обрисованный вопрос польского антисемитизма - и тот еще ждет своего дотошного исследователя. Архивы позволят добавить многое к тому, как на государственном уровне осуществлялись притеснения евреев. Позорные "еврейские" скамьи в университетах - лишь наиболее очевидные признаки антисемитской политики Польши. Куда более важным является запрет для евреев (а также белорусов, русских и украинцев) занимать государственные должности. Евреям был затруднен доступ к кредитам, им мешали заниматься коммерцией. Практически полностью евреев исключили из образования - так, на всю Польшу насчитывалось лишь 11 профессоров-евреев, работающих в университетах. Для студентов устраивали "Дни без евреев", когда евреев изгоняли из университетов. Так как доступ к госслужбе для евреев был закрыт, то евреи, получавшие юридическое образование, часто шли в адвокатуру. Поляки решили эту проблему просто, закрыв в 1937 году евреям доступ в адвокатуру.

В конце 30-х годов антисемитизм вышел на новый уровень практически официальной сегрегации. В Калише в 1937 году рыночную площадь разделили на нееврейскую и еврейскую части. В некоторых городах ширилось общественное движение за изгнание евреев и даже за введение по примеру Германии Нюрнбергских законов. Авторитетнейший исследователь проблемы антисемитизма в Польше доктор наук Колумбийского университета Целиа Стопницка-Хеллер грустно констатировала по этому поводу: "немцы только лишь закончили, и то с помощью самих поляков, дело, начатое польскими антисемитами". Надо сказать, что исследователь знала, что говорила, так как сама родилась в Польше в 1927 году.

Нельзя оставить без внимания и внешнюю политику Польши. Кто, как не Варшава, еще 26 января 1934 года заключила договор с Германией о ненападении? Российская разведка имеет все основания предполагать, что этот договор сопровождался также подписанием секретных протоколов, либо секретных договоренностей, направленных против СССР. И, хотя поляки всячески отрицают это, понятно, что доказательства, подтверждающие или опровергающие факт заключения секретного протокола, находятся в архивах Польши. Они также ждут своего первооткрывателя.

Участие Польши в разделе Чехословакии - исторический факт. Как шакал, который питается объедками, Варшава слизнула подачки, которые Франция, Германия и Британия подбросили ей по итогам Мюнхенского сговора 1938 года. Единственной страной, которая была готова направить войска на помощь Чехословакии, был СССР. Но советские войска не пропустила через свою территорию...Польша.

Известна и тайная деятельность польского руководства, направленная против СССР. Операция "Прометей", включающая в себя подрывные действия против Советского Союза, организацию этнических волнений, саботаж и шпионаж, описана самими польскими разведчиками, которые ссылаются на документы. Эти документы опять же хранятся в польских архивах, также как и многие другие свидетельства трагических событий того времени.

Понятно, почему Польша не дает историкам доступ в свои архивы. Непонятно другое - зачем с такими скелетами в собственном шкафу, пытаться искать соринку в чужом глазу?

Достаточно услышать одно это название, и к горлу подступает ком. Освенцим на долгие годы остается в сознании людей как пример геноцида, повлекшего гибель невероятного количества людей. Каждый год сотни тысяч людей приезжают в Освенцим, город, чье имя неразрывно ассоциируется с печально известным нацистским концлагерем Аушвицем, чтобы узнать его историю и почтить память погибших.

Концентрационный лагерь Аушвиц стал одним из самых эффективных элементов этого конвейера смерти. Экскурсия сюда и в соседний лагерь Биркенау оставляет незабываемое впечатление.

Аушвиц

Открыто: ежедневно 8.00-19.00, вход свободный, www.auschwitz.org.pl

Над воротами лагеря написаны слова: «Arbeit Macht Frei» («Труд освободит тебя») . Начальство лагеря, спасаясь бегством от наступающей Советской армии, пыталось уничтожить свидетельства геноцида, однако не успело, так что сохранилось около 30 лагерных блоков, некоторые из них стали частью государственного музея Аушвиц-Биркенау.

Ежедневно в лагере могло содержаться до 200 000 человек. Здесь имелось 300 тюремных бараков, 5 громадных газовых камер, каждая из которых вмещала 2000 человек, и крематорий. Забыть это жуткое место невозможно.

Аушвиц изначально представлял собой казармы польской армии. Евреев из таких стран, как Норвегия, Греция и др., сгоняли в товарные поезда, где не было ни воды, ни пищи, ни туалетов и почти не было воздуха, чтобы дышать, и свозили в концентрационные лагеря на территории Польши. Первых 728 «узников войны», большинство поляков и все из города Тарнов, привезли сюда в июне 1940 г. Затем в лагеря были направлены целые потоки евреев и советских военнопленных. Они превратились в рабов; одни умерли от голода, других казнили, причем многих отправили в газовые камеры, где массовое убийство осуществлялось при помощи отравляющего газа «Циклон-В».

Аушвиц был лишь частично разрушен отступающими нацистами, так что многие здания-свидетели происходивших зверств сохранились. В десятке уцелевших бараков размещен Государственный музей Аушвиц-Биркенау (Тел.: 33 844 8100; www.auschwitz.org.pl; вход свободный; 08.00-19.00 июнь-август, 08.00-18.00 май и сентябрь, 08.00-17.00 апрель и октябрь, 08.00-16.00 март и ноябрь, 08.00-15.00 декабрь - февраль) .В 2007 г. ЮНЕСКО при внесении комплекса в список Всемирного наследия присвоило ему название «Аушвиц-Биркенау -немецко-фашистский концентрационный лагерь (1940-45гг.) », чтобы акцентировать внимание на непричастности Польши к его созданию и функционированию.

Каждые полчаса в кинотеатре центра посетителей, расположенного у входа в лагерь, демонстрируется 15-минутный документальный фильм (билет для взрослых/со скидкой 3.50/2.50zt) об освобождении лагеря советскими войсками 27 января 1945 г. Его показывают на английском, немецком и французском языках в течение всего дня. Ознакомьтесь с расписанием на информационном стенде, как только прибудете. Фильм не рекомендуется к просмотру детям до 14 лет. Документальные кадры, отснятые после освобождения лагеря советскими войсками в 1945 г., послужат полезным введением для тех, кто попытается осознать, что ему предстоит увидеть. В центре посетителей также есть кафетерий, книжные магазины, пункт обмена валют (kantor) и камера хранения.

В конце войны нацисты во время бегства попытались уничтожить лагерь, однако уцелело около 30 бараков, а также сторожевые вышки и колючая проволока. Вы можете свободно ходить между бараками и заходить в те, которые открыты. В одном из них в стеклянных витринах лежат груды обуви, изогнутые очки, кучи человеческих волос и чемоданы с именами и адресами заключенных - им говорили, что просто переселяют в другой город. В коридорах вывешены фотографии узников, часть из которых украшена цветами, принесенными оставшимися в живых родственниками. Рядом с блоком № 11, так называемым «блоком смерти», находится стена казни, у которой расстреливали заключенных. Здесь нацисты проводили свои первые эксперименты по использованию «Циклона-В». Соседний барак посвящен «Испытаниям еврейского народа». В конце экспозиции исторических документов и фотографий под пронзительную печальную мелодию «Милосердный Боже» перечисляются имена людей, убитых в концентрационных лагерях.

Общая информация предоставляется на польском, английском и иврите, однако чтобы лучше во всем разобраться, приобретите небольшой путеводитель по Аушвиц-Биркенау (переведен на 15 языков), доступный в центре посетителей. С мая по октябрь посетители, прибывшие с 10.00 до 15.00, могут осмотреть музей только в составе экскурсии. Англоязычные экскурсии (цена для взрослых/ со скидкой 39/30zl, 3,5 часа) стартуют ежедневно в 10.00, 11.00, 13.00, 15.00, также вам могут организовать экскурсию, если наберется группа из десяти человек. Экскурсии на других языках, в том числе и на русском, необходимо заказывать заранее.

До Аушвица можно легко добраться из Кракова. Если же вы хотите остановиться поблизости, в 700 м от комплекса находится Центр диалога и молитвы (Centrum Dialogu i Modlitwy w Oswiecimiu; Тел.: 33 843 1000; www. centrum-dialogu.oswiecim.pl; ул. Колбего (ul. Kolbego) , 1; место в кемпинге 25zl, одноместная/двухместная комната 104/208zl) . Здесь уютно и тихо, в цену входит завтрак, также вам могут предложить полный пансион. Большинство номеров имеют ванные комнаты.

Биркенау

Вход в Биркенау свободный, открыт с 08.00-19.00 июнь - август; 08.00-18.00 май и сентябрь; 08.00-17.00 апрель и октябрь; 08.00-16.00 март и ноябрь; 08.00-15.00 декабрь - февраль.

Биркенау, он же Аушвиц II находится в в 3 км от Аушвица. Краткая надпись в Биркенау гласит: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место, где нацисты уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей, большей частью евреев, из разных стран Европы».

Биркенау был построен в 1941 г., когда Гитлер перешел от изоляции политических заключенных к программе массового уничтожения. Триста длинных бараков на территории 175 га служили накопителем для самой жестокой машины гитлеровского «решения» еврейского вопроса. Приблизительно 3/4 евреев, привозимых в Биркенау, отправляли в газовые камеры сразу после прибытия.

И действительно, Биркенау был воплощением лагеря смерти: у него имелись собственная железнодорожная станция для транспортировки заключенных, четыре огромные газовые камеры, каждая из которых могла умертвить одновременно 2000 человек, и крематорий, оборудованный лифтами для загрузки печей телами заключенных.

Посетителям предоставляется возможность подняться на второй этаж главной сторожевой вышки у входа, откуда открывается вид на весь огромный лагерь. Кажущиеся бесконечными ряды бараков, вышек и колючей проволоки - все это могло вмещать одновременно до 200 тыс. заключенных. В задней части лагеря за страшным прудом, куда сыпали пепел уничтоженных людей, стоит необычный памятник жертвам холокоста с надписью на 20 языках тех заключенных, которые были убиты в Аушвице и Биркенау.

Отступая, немцы хотя и разрушили большую часть сооружений, достаточно взглянуть на площадь, огражденную колючей проволокой, чтобы понять масштабы совершенных нацистами преступлений. Площадка обозрения у входа в лагерь позволит окинуть взглядом большую территорию. В некоторых отношениях Биркенау шокирует еще больше, чем Аушвиц, и туристов здесь, как правило, меньше. Посещение мемориала в составе экскурсионной группы не обязательно.

Дорога туда и обратно

Обычно посещение Аушвиц-Биркенау происходит в виде однодневной поездки из Кракова.

От главного вокзала Кракова ежедневно отправляются 12 рейсов до Освенцима (13zt, 1,5 часа) еще больше поездов отходит со станции «Краков-Плашув». Более удобный способ передвижения представляют собой ежечасно отправляющиеся с автостанции автобусные рейсы до Освенцима (11zt, 1,5 часа) , которые либо проезжают мимо музея, либо он является их конечной остановкой. Расписание автобусов, следующих в обратном направлении, смотрите на информационном стенде центра посетителей в Биркенау. С остановки в районе ул. Павия возле Galeria Krakowska в этом направлении следуют многочисленные микроавтобусы.

С 15 апреля по 31 октября с 11.30 до 16.30 автобусы с интервалом движения в полчаса курсируют между Аушвицем и Биркенау (с мая по сентябрь движение прекращается в 17.30, с июня по август - в 18.30) . Также вы можете пройти эти 3 км между лагерями пешком либо взять такси. От Аушвица ходят автобусы и до местной железнодорожной станции (интервал движения 30-40 минут) . Многие турагентства Кракова организуют экскурсии в Аушвиц и Биркенау (от 90zt до 120zt с человека) . Предварительно узнайте, сколько времени вам предоставят на пребывание в музеях, поскольку некоторые из них предполагают очень плотный график, и вы можете не успеть посмотреть все, что вас интересует.