Положение крестьян отцы и дети. Отношение героев романа «Отцы и дети» к народу. Отношение героев романа «Отцы и дети» к народу

это угнетенная часть общества.. .

Крестьян удивленных торговец любой\всегда умел обмануть. Снова и снова твои стихи\перечитывать я готов: Не жаль родных покинутых мест, \жаль ушедших годов. Су Ши. Перевод Е. Витковского

Крестьяне Зайдут крестьяне\ В хижину мою -\\ И каждого\ В лицо я узнаю. \ Всем радостно: \ Воды полно кругом, \ Образовавшей\ Пресный водоем. Ван Вэй. Перевод А. Гитовича

Крестьяне в деревне и дня не живут без дела, - И к пахоте с севом они уже приступают. Мужчины обычно чуть свет на работе в поле. Еще огороды их ждут не дождутся тоже. Мэн Цзяо. Перевод Л. Меньшикова

Крестьяне идут за тобою, одной они связаны болью, любовью одной и судьбою. Ими твой серп отточен - шумит Овечий источник. Режь, режь, режь - совсем еще новый серп. Рафаэль Альберти. Перевод И. Смирнова

Крестьяне пригласят\ Пойду к их дому, \ Пришлют подарки -\ Не отвергну их. Ду Фу. Перевод А. И. Гитовича
Крестьяне рядятся в дворян. \ Дворяне рядятся в крестьян. \ Дожди пошли. \ Дороги встали. \ Слева направо из кулисы\ то Лебедь белая плывет, \ то Лебедь черная плывет. Владимир Салимон Из цикла «Второстепенные детали» \

КрестьянеА эти добрые крестьяне! \Их тип отмечен простотой. \Уж вы подкуплены заране\Их благородной прямотой. Василий Бефани Тихое пристанище

КрестьянеПЕЧАЛЮСЬ О КРЕСТЬЯНИНУ-:, НЕ ИМЕЮЩЕМ ВОЛАПростирается поле до самых гор\сразу от края села. Невозможно вспахать его одному, \если нет в хозяйстве вола. Старый крестьянин ведет борозду, \сгорбившись над сохой. Согнулись женщины под ярмом -\ноша весьма тяжела. Обгорели спины, руки болят, \много сошло потов. Хэ Чэнлун. Перевод Е. Витковского

Крестьянин Большие, с мозолями, руки, \ Подъявшие много труда, \ Красивое, чуждое муки\ Лицо - и до рук борода.. . Николай Некрасов

Крестьянин был свою жену, как и везде заведено. \Она молчала и терпела, считая, что ей так дано. \Молилась за его здоровье, и за грядущий урожай, \И чтобы сеть не прохудилась, и чтоб не протекал сарай. Ольга Погодина Из цикла «ЛЕТОПИСИ ГОРОДА АР» \ЗАПОВЕДИ ОТШЕЛЬНИКА МО

Крестьянин в поле\и дорогу мне указал\вырванной редькой.. . Исса. Перевод А. Долина

Крестьянин\Крепок костями. \Он принципиален и прост. \Мне хочется стать Крестьянином, \Вступив, \Если надо, \В колхоз. Владимир Уфлянд 1957

КрестьянинВ город крестьянин\Пришел любоваться вишней, \А его обокрали! Масаока Шики. Перевод И. Плеханова

КрестьянинМилостив буди к крестьянину бедному, \ Господи! всЈ отдаем, \ Что по копейки, по грошику медному\ Мы сколотили трудом!. . Николай Некрасов. Мороз, Красный нос 1863

КрестьянинОн демонов зимы богатствами встречает, Зверей и диких птиц в хозяйстве приручает. \Крестьянин что ни год, то открывает клад: Здесь пашня у него, а там цветущий сад. Носир Хисроу. Перевод И. Сельвинского

КрестьянинОн искони из тех, кто полчища овечьи в Эстремадуру гнал к обильному подножью, кому в скитаниях ложилась пыль на плечи и солнца жар обжег и вызолотил кожу. Антонио Мачадо. Перевод Ю. Петрова.

КрестьянинПЕЧАЛЮСЬ О КРЕСТЬЯНИНЕВесною посадит\он зернышки по одному, \А осень вернет их\обильнее в тысячи раз... \Где Моря Четыре, \земли невозделанной нет, \А все к земледельцу\приходит голодная смерть! Ли Шэнь. Перевод Л. Эйдлина

КрестьянинПрислушайтесь немного к этой речи: \Скучает царь высокою чредой\И тянется к неведомым усладам, -\А селянин довольствуется стадом. Микеланджело. Перевод А. Эфроса


В романе Отцы и дети, помимо главной проблемы проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, ҹто свой роман И.С.Тургенев наҹинает с конкретной даты: 20 мая 1859 года..., которая указывает на то, ҹто действие происходит накануне отмены крепостного права. В самом наҹале повествования автором представлена мраҹная картина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: Деревеньки, с низкими избенками под темными, ҹасто до половины разметанными крышами. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени... Как нароҹно, мужиҹки встреҹались все обтерханные, на плохих кляҹонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам... По всему видно, ҹто хозяйство крестьян приходит в упадок и пронизано нищетой: покривившиеся молотильные сарайҹики, опустелые гумна, обессиленные животные, словно вырванные из ҹьих-то грозных, смертоносных когтей... И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабоҹен увиденным, сердце его понемногу сжималось, и он думал: Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. Картины краснореҹиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впеҹатляет, ҹто особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, ҹто и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замеҹает, ҹто хозяйство Кирсановых оставляет желать луҹшего: ...скот плохой и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами... И, говоря народной мудростью, герой приходит к выводу, ҹто русский мужик Бога слопает. Вообще, именно ҹерез восприятие Базарова Тургенев представляет ҹитателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о ҹем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордится тем, ҹто сто дед землю пахал, и этим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он как никто другой понимает, ҹто народу даром не нужны бесполезные слова вроде либерализма, прогресса и им подобных, о которых так любит говорить Павел Петровиҹ Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа ҹерты, как религиозность и суеверие. Павел Петровиҹ возмущенно спорит с Базаровым, утверждая, ҹто русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры. Базаров обвиняет Кирсанова в том, ҹто он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою оҹередь, обвиняет Базарова в том, ҹто он и говорит с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, ҹто презирает, презирает, потому ҹто грубейшее суеверие душит крестьянскую сущность, ҹто мужик рад самого себя обокрасть, ҹтобы только напиться дурману в кабаке. Таков пеҹальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав. Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываются гораздо глубже мыслей и переживаний, испытываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоит в том, ҹто у последнего мужика будет такое же помещение, как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова белая изба далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с гореҹью осознает, ҹто еще нескоро законҹатся беды народные, но он не меньше других меҹтает о том, ҹто настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.

Отношение героев романа «Отцы и дети» к народу

Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману «Отцы и дети» (1861 г.). Действие романа начинается 20 мая 1859 г. Тургенев с помощью художественных деталей и картин, таких как точная дата, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета «скудного края», создает убедительный образ жизни, предшествовавшей реформе 1861 г.

Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. Картина «скудного края» дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ «усовершенствованного слуги» - вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано, традиционное окружение деревенского помещика в значительной степени нарушено. Николай Петрович прибегает к вольнонаемным работникам, отказываясь от труда крепостных. Он до конца романа сохраняет высокомерное отношение к мужикам.

Роман Тургенева «Отцы и дети» ставит проблему пути русской интеллигенции к народу. Спор о народе играет чрезвычайно важную роль на страницах произведения. Открытое столкновение Базарова и Павла Петровича предопределено тем, что герои различаются не только по возрасту, но и по социальному положению. Кирсанов гордится собственным аристократизмом, с презрением относится к «плебейским» манерам Базарова.

Кирсанов уверен, что Базаров оскорбляет русский народ, хотя в одном важнейшем пункте взгляды героев полностью совпадают: русский народ патриархален, он не может жить без веры.

Так в чем же заключается принципиальное отличие взглядов на русский народ Базарова и Павла Петровича? Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни. Базаров же осуждает невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона политических взглядов Базарова заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира.

В своем споре с Павлом Петровичем Базаров утверждает: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Евгений считает, что близок к народу. Так ли это? В Марьине «слуги... привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин». В деревне у родителей Базаров именно «барин» в глазах крепостных. Крестьяне не способны понять занятий Базарова, хотя хорошо принимают его как врача, ценят человечность героя. Тургенев реалистично показывает интеллектуальную дистанцию, отделяющую молодого нигилиста от мужиков. Трагедия взаимного непонимания изображена Тургеневым со всей силой художественного (порой сатирического) таланта. В сущности, Базаров почти так же далек от народа, как и Павел Петрович, который поселился в конце концов в Дрездене, ничего русского не читает, но держит на письменном столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.

Отношение Базарова к народу и к будущему России достаточно сложное. Он признается Аркадию: «А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?» Базаров понимает свое трагическое одиночество, свою «несвоевременность». Вместе с тем смерть Базарова свидетельствует о незаурядности этого человека, ибо, как говорил Писарев, «умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг».

Роман Тургенева «Отцы и дети» и в наше время звучит достаточно злободневно. В самом деле, спор о русском народе выплеснулся сейчас на страницы многих газет и журналов. В наши дни роман Тургенева с особой силой пробуждает в читателе стремление избегать всякой лжи, часто прикрытой разговорами о «высоких принципах», бороться за подлинное обновление общества.

Разделы: Литература

Цели:

  1. Дать характеристику эпохи в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”;
  2. Развивать умение внимательного, осмысленного чтения текста (“вчитывания”), интерес к исследовательской работе;
  3. Развивать навыки аналитического чтения, активизировать мыслительную деятельность, умение анализировать и сопоставлять, умение делать выводы на основе полученных данных;
  4. Воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы и к творчеству И.С.Тургенева.

Оборудование: ЦОР, фрагмент фильма “Отцы и дети” режиссера В. Терентьева.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись в тетрадь темы и задач урока.

2. Проверочная работа. Мониторинг учебных достижений учащихся.

3. Аналитическое чтение 3–ей главы.

Назовите время действия в романе.

Что это за эпоха?
- Каково положение крестьян в это время?
- Как продвигается вперед дело “великих реформ”?
- Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками? – на эти вопросы мы ответим, проанализировав 3–ю главу, начиная со слов:

“Места, которым они проезжали…”

(Чтение текста осуществляется подготовленным учеником)

Каков пейзаж? Как изображает его писатель?

Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь. (“Записки охотника”)

Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ.

Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется.

Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение:

  • ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА – брали глину для нужд,
  • ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ – крупные строить было не под силу,а маленькие – плохи,
  • РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ – солому брали на корм скоту…

Бедность и нищета чувствуются во всем:

  • НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА,ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ
  • ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА
  • ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА…

Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение:

  • НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ
  • ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА
  • РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА…

Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей.

Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:

  • МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ – оборванные, одетые в отрепье.

Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.

Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства.

  • ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде.
  • БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.

К какой мысли приводит нас писатель?

ВЫВОД: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.
4. Функции пей зажа.

Вспомните функции пейзажа. (1. описание места действия; 2. создание нужного настроения; 3. воздействие природы на формирование личности героя.)

Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение хотел создать писатель у читателя? Может–грустное: от тягостного положения крестьян, а может– настроение радости от весеннего преображения природы? Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого пейзажа: он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью человека. Такой пейзаж называется социальным.

Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.

Запись в тетради.

Пейзаж имеет еще одну функцию–социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.

А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия.

Зачитайте этот разговор по ролям.
- Как понять этот разговор?

Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан) . Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положением – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе (“будут же они когда–нибудь платить”) .

5. Выводы.

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

  1. Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного права?
  2. Как продвигается вперед дело “великих реформ”?
  3. Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?

Во-первых, положение крестьян бедственное.
Во-вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд ли все смогут быть довольны результатами этих реформ.
В-третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится.

6. Закрепление и проверка усвоенного на уроке.

Сейчас вашему вниманию предлагается фрагмент фильма “Отцы и дети”, режиссера Владимира Терентьева.

Ваша задача– установить, удалось ли режиссеру воплотить замысел автора произведения или он предложил свое видение эпизода, анализ которого мы сегодня произвели.

(В фильме Терентьева пейзаж утратил свою социальную функцию и передает красоту и простор родной земли.)

7. Домашнее зада ние.

  1. Выучить материал урока,
  2. Дать характеристику семьи Кирсановых.

Текст сочинения:

В романе Оҭцы и дети, помимо главной проблемы проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, что свой роман И.С.Тургенев начинает с конкретной даты: 20 мая 1859 года..., которая указывает на то, что действие происходиҭ накануне отмены крепостного права.
В самом начале повествования автором представлена мрачная карҭина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: Деревеньки, с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля ҭянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиҭы с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...
По всему видно, что хозяйство крестьян приходиҭ в упадок и пронизано нищетой: покривившиеся молотильные сарайчики, опустелые гумна, обессиленные животные, словно вырванные из чьих-то грозных, смертоносных когтей... И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабочен увиденным, сердце его понемногу сжималось, и он думал: Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы.
Карҭины красноречиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впечатляет, что особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, что и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замечает, что хозяйство Кирсановых оставляет желать лучшего: ...скот плохой и лошади разбиҭые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами... И, говоря народной мудростью, герой приходиҭ к выводу, что русский мужик Бога слопает.
Вообще, именно через восприятие Базарова Тургенев представляет читателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о чем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордиҭся тем, что сто дед землю пахал, и эҭим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он как никто другой понимает, что народу даром не нужны бесполезные слова вроде либерализма, прогресса и им подобных, о которых так любиҭ говорить Павел Петрович Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа черҭы, как религиозность и суеверие. Павел Петрович возмущенно спориҭ с Базаровым, уҭверждая, что русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры.
Базаров обвиняет Кирсанова в том, что он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою очередь, обвиняет Базарова в том, что он и говориҭ с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, что презирает, презирает, потому что грубейшее суеверие душиҭ крестьянскую сущность, что мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. Таков печальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав.
Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываюҭся гораздо глубже мыслей и переживаний, испыҭываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоиҭ в том, что у последнего мужика будет такое же помещение, как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова белая изба далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с горечью осознает, что еще нескоро закончатся беды народные, но он не меньше других мечтает о том, что настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.

Права на сочинение "Образы русского крестьянства в романе Оҭцы и дети" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на