Речевые игры с дошкольниками. Речевые игры: играем с многозначными словами Речевые упражнения для детей 6 7 лет

Ирина Румянцева
Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет»

1. «Сумеешь назвать?»

Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова.

Ход игры .

Педагог задает любой гласный звук из четырех ([а], [о], [у], [и], дети подбирают слова. Игра сопровождается словами из стихотворения Л. Куклина.

Вот сколько слов на [а] мы сумеем сказать!

(Дети перечисляют слова на заданный звук.)

Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на [о] мы можем назвать?

(Дети перечисляют слова на другой заданный звук и т. д.).

2. «Угадай слово»

Цель:

Ход игры.

Воет, дует, гудит. Кто это?

3. «Падают, падают листья» (с использованием листьев – поддувалочек)

Цель: упражнять детей в употреблении пространственных предлогов на, под, в, за.

Ход упражнения.

1 - й вариант . Педагог (без детей) раскладывает поддувалочки в разные места в групповой комнате. Обращает внимание детей, что, пока их не было, по группе разлетелись осенние листья. Предлагает назвать, где находится каждый листик. Ребенок, правильно назвавший местоположение листика, забирает его и вешает его на дерево.

Примерные высказывания детей:

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»,

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, полку и т. д)».

2 - й вариант. Дети с листочками в руках спокойно бегают, кружатся по группе под слова педагога:

Тихо листики летали,

Очень листики устали.

Отдохнуть они хотят.

4. «Наоборот»

Цель: активизировать словарь антонимов в речи детей.

Ход игры.

Внутри объемной ширмы сложены картинки, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов.

Дети по очереди опускают магнит (прикрепленный ниткой к палочке). Достают картинку и называют, что изображено на картинке (желательно в форме сложносочиненного предложения с союзом а). Например: «Воздушный шарик легкий, а гиря тяжелая. Дедушка старый, а мальчик молодой». И т. п.

5. «Что это? Кто это?»

Цель : закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Ход игры.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

Рыба – карась

Птица – галка

Зверь – лиса

Цветок – гвоздика

Ягода – малина

Дерево – клен

Одежда – куртка

Мебель – кровать

Посуда – кастрюля

Овощи – капуста

Фрукты – груша и т. д.

6. «Чудесный мешочек»

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический); развивать тактильные ощущения.

Ход игры.

Дети рассматривают, берут в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5 -7 предметов). Особое внимание детей обращают на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и дети выполняют задания педагога:

Достань предмет, сделанный из дерева. Как по – другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный). И т. д.

7. «Закончи фразу»

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Ход игры.

Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…

Мы любим слушать, потому что…

8. «Изобрази ритмический рисунок» (подготовка руки к письму)

Цель: развивать у детей чувство ритма; показать, как можно изобразить ритм.

Ход игры.

Педагог предлагает детям прохлопать знакомый ритм по образцу, например: хлопок – пауза – два хлопка – пауза и т. д.

Далее педагог рассказывает детям, что ритм можно зарисовать, например, в виде палочек. Просит одного из детей (того, кто умеет четко прохлопывать ритм) прохлопать простой ритм. Ребенок хлопает, педагог (параллельно) изображает мелом на доске ритмический рисунок.

В заключении детям предлагается (по очереди) прохлопать, по их желанию, определенный ритм; педагог зарисовывает его на доске.

9. «Графические рисунки»

Цель: развивать умение детей анализировать изображение, повторять контур рисунка с помощью цветной нити или веревочки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям листы белого картона с различными графическими изображениями предметов и объектов: елку, человечка, неваляшку, домик и т. д. Дети анализируют изображения (какие элементы и сколько их, затем воссоздают изображение, прорисованное на листах - с помощью нити, веревочки.

10. «Падают, падают капли»

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку.

Ход игры. Проводится по аналогии «Падают, падают листья» (теперь с использованием капель – поддувалочек)

11. «Букет»

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в правильном спряжении глагола хотеть.

Ход игры.

Педагог предлагает детям составить букет из цветов, названия которых начинаются со звуков [к], [г ], [х].

Предлагаемые названия цветов: ландыш, колокольчик, гладиолус, роза, хризантема, тюльпан.

Дополните предложения словом хотеть:

Я этот букет (хочу) подарить … (называется имя).

Он этот букет (хочет) подарить … .

Она этот букет (хочет) подарить … .

Они этот букет (хотят) подарить … .

Вы этот букет (хотите) подарить … .

Мы этот букет (хотим) подарить … .

12. «В лесу»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.

Ход игры.

Педагог предлагает детям представит, что они гуляют по лесу (дети ходят по группе). Все разбрелись в разные стороны, а потом стали звать друг друга, перекликаться. Дети останавливаются и по очереди зовут друг друга. При этом они произносят имя по слогам: Ма – ша, Ни – ки - та,

Ли – за и т. д. В дальнейшем дети могут называть количество слогов в названном имени: Да – ша (два слога).

13. «Падают, падают снежинки»

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку, упражнять в употреблении пространственных предлогов (включить в отработку предлоги из - за, из – под).

Ход игры.

Проводится по аналогии с игрой «Падают, падают листья»

14. «Слово заблудилось»

Цель: упражнять детей в работе с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.

Ход игры.

Педагог рассказывает:

Жило – было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.

Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное).

Например: стол – одна, две, три или четыре ножки, столешница; стул – четыре ножки, сиденье, спинка; человек – две ножки (ноги, руки, голова, туловище; гриб – ножка, шляпка).

15. «Мягко – твердо»

Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости – мягкости.

Ход игры.

На отдельном столе лежат различные игрушки (или картинки). Педагог предлагает детям выбрать себе (по желанию) любую игрушку (картинку). Затем педагог объясняет задание:

Мы с вами сегодня будем исследовать слова в игре «Мягко – твердо». Вы называете свою игрушку (картинку). Определяете первый звук в слове. Если этот звук мягкий, то вы кладете свою игрушку (картинку) вот на эту мягкую подушечку. Если в вашем слове первый звук твердый, то вы относите свою игрушку (картинку) вот к этому твердому кубику.

Детям предлагается набор игрушек или других предметов (картинок): кукла, кит, танк, телефон, будильник, белка, дудочка, диван, газета, гиря.

16. «Я знаю пять названий»

Цель: продолжать работу над обобщенным значением слов.

Ход игры.

Дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д. ?»

17. «Ритмический рисунок»

Цель: упражнять детей в звуковом оформлении (хлопки, постукивание) ритмических рисунков.

Ход игры.

Наши звери пришли в гости к Незнайке и сели пить чай, Но за дверями кое – кто из них оставил следы. (Показ карточек). Чьи это следы? (Зайца).

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

(С. Маршак)

Чьи это следы? (Птиц: воробья, попугая)

Следы похожи на ритмические рисунки. Если мы их прочитаем, то узнаем, как весело скакал зайчик, попугай, воробей.

Дети отхлопывают (простукивают по столу) ритмические рисунки.

18. «Поиск»

Цель: продолжать учить детей находить в ближайшем окружении и правильно называть предметы, в названии которых есть названные звуки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе и поискать предметы, в названиях которых есть звуки [c], [з], [ц].

Можно усложнить задание: разбить детей на тир подгруппы, каждая из которых ищет предметы, в названии которых слышится определенный звук (или звук [с], или звук [з], или звук [ц]).

Дети, найдя предмет, вежливо приглашают Незнайку к себе: «Незнайка, подойди, пожалуйста, ко мне. Я нашел предмет со звуком [ц] – цветок.

Отдельных детей Незнайка может спросить, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).

19. «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Ход игры.

Педагог произносит фразу с одним значением, а ребенок – с противоположным. Педагог может дать образец: Я стою у высокого дерева. – А я стою около низкого дерева.

Я ямку выкопал. – А я ямку закопал.

У меня в саду земля влажная. – У меня в саду земля сухая.

Растения бывают полезные. – А бывают растения вредные.

Я люблю сладкие яблоки. – А я люблю кислые яблоки.

Я пью горячий чай. – Я пью холодный чай.

Я из парка вышел. – Я в парк пришел.

Я люблю зиму. – А я люблю лето.

Я сплю ночью. – Я сплю днем. И т. п.

20. «Такие разные дома»

Цель: продолжать работать над лексическим значением слов.

Ход игры.

Педагог показывает детям слайды с репродукциями иллюстраций Ю. Васнецова: «На улице», к книге «Ладушки»; «Три медведя» к сказке Л. Н. Толстого «Заячьи слезы»; иллюстрации из других книг с изображением различных домов.

Детям предлагается рассмотреть появляющиеся картинки и дать соответствующие названия (изба, избушка, терем, теремок, замок, дворец). Посредством кратких описаний дети доказывают, почему они отнесли конкретные изображения домов к определенному слову.

21. «Слова – действия»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных.

Ход игры.

Педагог называет существительное (предмет, ребенок – глагол (действие с предметом). Первая фраза дается педагогом как образец: Загадки загадывают.

Примерный набор слов: закладку …закладывают; заколку …закалывают; заказы …заказывают; задание …задают; запеканку …запекают; заготовки …заготавливают; заварку …заваривают и т. д.

22. «Что лишнее?»

Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.

Ход игры.

Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.

Педагог называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки. Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.

Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)

23. «Поиграем – посчитаем»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.

Ход игры.

Педагог предлагает детям выполнить разные движения. Дети вслух считают количество (до 10) выполненных движений (шаги, прыжки, приседания, взмахи руками).

Например: «Один шаг, два шага…пять шагов» и так до 10.

Задание можно усложнить, добавив пространственные ориентиры. Например: один шаг вправо, два шага вправо и т. п. ; один прыжок к окну, два прыжка к окну и т. п.

24. «Кто как передвигается?»

Цель: активизировать словарь детей.

Ход игры.

Упражнение можно проводить как в устной форме, так и при помощи картинок.

Назовите тех, кто ползает. А кто прыгает? Кто плавает? Кто скачет? Кто летает?

25. «Подбери похожие слова»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

Ход игры.

Земля мокрая (влажная, сырая).

Воротничок свежий (чистый).

Хлеб черствый (жесткий, старый, засохший).

Вода мутная (грязная). И т. д.

26. «Слоги»

Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слов.

Ход игры.

Дети берут по одной картинке из разложенных на столе, встают в круг. Педагог рассказывает правила: «Тот, у кого в слове один слог, - подпрыгивает; тот, у кого два слога, - выходит в центр; тот, у кого три слога, - приседает.

Задание проверяется.

27. «Что каким бывает?»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Ход игры.

Педагог предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым? Что бывает холодным?

28. «Узнай по контуру»

Цель: развивать аналитическую деятельность (в рамках подготовки к письму).

Ход игры.

Детям предлагается картинка с контуром ракетой. В коробочках лежат геометрические фигуры (прямоугольники – по 1 шт., равнобедренные большие треугольники - по 1 шт., маленькие прямоугольные треугольники – по 2 шт., на каждого ребенка). Дети анализируют изображение: предполагают, из каких фигур можно сложить такую ракету и сколько каких фигур понадобится. Педагог предлагает каждому ребенку отобрать необходимые фигуры в нужном количестве и сложить ракету.

В дальнейшем дети приклеивают детали на лист бумаги, получившуюся ракету вырезают, прикрепляют к нитке и используют для развития речевого дыхания (как поддувалочку) и пространственной ориентировки.

29. «Разноцветные ритмы»

Цель: развивать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритмический рисунок с изображением.

Ход игры.

Педагог показывает детям условные сетки с одним и двумя рядами клеток. В них вклеены (нарисованы, вставлены) круги и квадраты (одного цвета).

Педагог объясняет, что это ритмические рисунки дети будут изображать следующим образом: круг – хлопнуть руками, топнуть ногой.

а) для сеток в один ряд:

красные круги и квадраты: круг - квадрат – круг – квадрат и т. д.

синие круги и квадраты: круг – круг – квадрат - круг – круг – квадрат – и т. д.

б) для сетки в два ряда:

зеленые круги и квадраты: круг - квадрат – круг, круг - квадрат – круг и т. д.

красные круги и квадраты: квадрат – квадрат – квадрат, круг – круг – круг и т. д.

30. «Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

Речь — это средство коммуникации, возможность для общения, без которого не может существовать человек. Умение сказать красиво и понятно, коротко и точно донести свою мысль, сформулировать вопрос или условия задачи — настолько полезные для любого из нас навыки, что это даже не обсуждается. Недаром в Древней Греции ораторское искусство считалось важным навыком для всякого образованного гражданина.

Как и любой навык, речь можно и нужно развивать у детей с самого раннего возраста. Упражнения и игры на развитие речи дают отличные результаты у дошкольников, готовя их к дальнейшей жизни, и позволяют родителям решить многие проблемы, не прибегая к услугам специалистов.

Самые лучшие развивающие речь игры — это, конечно же, настольные, живые. А самые замечательные из настольных игр, которые можно купить в нашем магазине, мы отобрали для вас в этой статье.

Игры на развитие речи для ребенка 3 — 4 лет

Фефекты фикции

Число игроков : от 1 до 9
Редчайший случай игры-тренажёра, да ещё и разработанной профессиональным логопедом, которая при этом отлично развлечёт даже самого озорного ребёнка. Ювелирно продуманные задания на карточках, бродилка с фишками и возможность в рамках игры попрыгать и поскакать, параллельно тренируя речь и избавляясь от пресловутых фефектов — такого вы ещё не встречали.

Простоквашино Азбука

Число игроков : от 2 до 4
Учим буквы вместе с любимыми героями детства. В игре нужно, кидая кубик, двигаться по доске к картинке на выпавшую вам букву («В» — значит Валенки!), получать карточку в награду — и искать следующие буквы и картинки. Для ребят постарше есть более сложные вариации, так что заскучать не получится.

Число игроков : от 1
Очередной чудесный сундучок, на сей раз — с алфавитом и, конечно, милыми картинками. Йети и йогурт — на Й, чиЖИк и еЖИ — на слог ЖИ, груППа и аППарат — ну, вы поняли. Уметь читать здесь не обязательно: малыш всегда может обсудить то, что увидел на картинке, с родителями.

Число игроков : от 4 до 7
Потрясающе красивая игра на ассоциации — теперь в детском варианте, исключающем странные или страшные для детей картинки. Нежные и неожиданные иллюстрации — это повод для неизменного восхищения и изысканная пища для ума.

Ответь за 5 секунд Детская

Число игроков : от 3 до 6
Назови два цветка? Два времени года? Три вида ветра? 354 карточки с 708 вопросами — половина попроще, половина посложнее, — обеспечат вам нескучный досуг не на один вечер даже с самым общительным ребёнком. А ещё в игре есть забавный булькающий таймер.

Крокодил ДетскоЛёгкий

Число игроков : от 3 до 16
Детское издание игры Крокодил в дорожной коробке. Покажи, нарисуй, объясни — маленьких знатоков ждёт 81 карточка с заданиями, а также 12 карт плюшек-ловушек для усложнения или упрощения, чтобы можно было облегчить игру своей команде или усложнить — соперникам.

Эрудит магнитный

Число игроков : от 2 до 4
С детства всем знакомая игра в новом красивом оформлении и, главное, на магнитах — так что теперь не придётся искать квадратики с буквами по всему полу. Цель, как и прежде — составлять максимально длинные слова из букв по горизонтали и вертикали.

Игры по развитию речи от 8 лет

Озадачник Родная речь

Число игроков : от 1
Вариация Эрудита, только на карточках и в стильной дорожной коробке, так что игру можно взять хоть в школу, хоть в офис. 150 карточек с трехбуквенными словами — сон, вар, кот, — становятся основой для более сложных слов, вроде СОНар, кВАзаР или КрОкеТ. Чем шире разбросаны буквы по второму слову, тем больше очков. Непростая, но замечательная игра на развитие речи и лексического запаса.

Языколом

Число игроков : от 1 до 8
Питер Пайпер пикд э пэк ов пиклд пепперз! Четыре вида карточек — География, Имена, Русские и Иностранные, — и множество возможностей сломать на них язык. Игра — прекрасный лингво-тренажёр, но будем честными: дети её любят не поэтому. Грозно гризли когти грызли! Ну, и Эйяфьядлайёкюдль, разумеется.

Элиас для всей семьи

Число игроков : от 3 до 8
Настолка действительно для всей семьи: для детей сделаны карточки попроще, а взрослым можно добавить дополнительные условия, вроде необходимости объяснять слова шёпотом. В остальном — это классический, любимый нами много лет Элиас с его разнообразием слов и способностью развлечь почти любую компанию.


Выбираете, какую игру купить для вашего чада? Позвоните нам, и консультант подскажет, что лучше взять!

Март

Консультация для родителей:

«Речевые игры с детьми по дороге в детский сад»

Речевые игры по дороге домой для детей 6-7 лет.

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома. Речевые игры по дороге домой для детей 6-7 лет (рекомендации для родителей).

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Играем в речевые игры дома, на прогулке, в гостях, в общественном транспорте, в автомобиле. Это самая простая игра, которая не требует никакой подготовки, никаких затрат. Выдумывайте и придумывайте свои. Главное помнить, что речевые игры несут большую значимость, поэтому не стоит их обходить стороной. Я обращаю ваше внимание на то, что речевые игры развивают:

не только речь, но и

мышление;

зрительную память;

учат анализировать и делать выводы

подбивают на креативный ответ.

Речевые игры:

1. «Отгадай предмет по названию его частей»:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай, что это»:

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»:

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка. - «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. - «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

4. «Большой - маленький». Игра на сравнение, к тому же ребенок должен мысленно воспроизвести предмет. Но даем варианты, которые не имеют никаких сомнений, что один предмет большой, а другой маленький.

Слон - мышка
Тигр - собака
Медведь - заяц
Шкаф - комод
Я - ты
Телега - тачка
Корабль - лодка
Лужа - пруд
Озеро - океан
и т.д……

5. «Движемый или недвижимый» . Называю предмет и определяем движется он или не движется. Предупреждаю, что порой игры могут быть каламбурными, но они вносят креативный подход к объяснениям и задор.

Стол (недвижимый), телега (движимый), цветок, самолет, палка, дом, человек, велосипед и т.д. и т.п.

6. «Живой или неживой».

Собака, поезд, дорога, облако, черепаха, колесо и т.д.

7. «Теплый или холодный». Оказалось, что игра сложна для меня, а именно в придумывании вариантов.

Луч солнца - снежинка
Снег - дыхание человека
Кипяток - колодезная вода
Айсберг - рука человека
Лето - зима
Мороженое - пирожное
и т.д.

8. «Съедобное и несъедобное».

Мясо, трава, дорога, автомобиль, пирог, дом, мед.

9. «У кого, какой разговор?»

Кошка (что делает?) - (ответ) мяукает
Собака - (ответ) лает
Сова - (ответ) ухает
Мышка - (ответ) пищит
Человек - (ответ) разговаривает

Уверена, вы удивитесь некоторым ответам ваших деток и путям, которые привели к такому умозаключению.

Желаю удачи!!!

Материал взят: http://69chita.detkin-club.ru/parents/28086

Мы предлагаем вам серию игр, направленных на развитие речи ребенка.

Придумай слова

Игра способствует развитию воображения и речи. Расширяет словарный запас ребенка

◈ Правила игры: нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита.

◈ Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди.

Думай быстрее!

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть вам мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель — диван; ягоды — клубника и т. д.

◈ В эту игру можно играть на улице в компании. Дома мяч лучше катать.

Один много

Игра способствует развитию внимания, речи

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе, ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например: яблоко — яблоки, город — города, буква — буквы.

◈ Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:

У меня нет яблока. — У меня нет яблок.

Я вижу дом. — А я вижу дома.

Расскажи мне..

Игра способствует развитию, речи, пространственной ориентации

◈ Расскажите ребенку, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на ваши вопросы.

◈ Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется?» и т. п.

◈ Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

Составь предложение

◈ Предложите ребенку составить предложение из выбранных слов. Например, «река, дом, белый» — «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п.

◈ Начинайте с небольшого набора — количество слов не должно быть больше трех.

◈ Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.

Отгадай по описанию

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п.

◈ Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

Отгадай по действию

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус)-, «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т. п.

◈ Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.

Противоположности

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого в конце игры наберется больше фишек.

◈ В первой части игры составляются пары — имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).

Хорошо и плохо

Игра способствует развитию речи, воображения. Развивает мышление

◈ Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты или поступки у героев сказок. Например:

♦ Сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, — это плохо.

♦ Сказка «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.

Вершки и корешки

◈ Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами.

Найди два слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарнозо запаса

◈ Предложите ребенку найти два слова, прячущихся в одном: листопад {листья, падать), самолет (сам, лететь), вертолет (вертеть, лететь), огнемет {огонь, метать) и т. п.

Сочини сказку

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса

◈ Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия.

◈ Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п.

◈ У нас с моей старшей дочерью есть любимая героиня — черепаха Зина. Мы ее выдумали сами и перед сном придумываем разные истории про нее. Это заменяет традиционное чтение сказки на ночь и помогает в легкой форме найти выход из разных ситуаций.

Слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса ребенка

◈ Эта нехитрая игра может вам с ребенком скрасить ожидание в транспорте, в очереди, да и просто развлечет на прогулке.

◈ Правила игры: вы вместе с ребенком по очереди произносите вслух слова так, чтобы каждое следующее слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.

◈ Усложняя правила, предложите называть только имена или только города и т. д.

Укрась слово

Игра способствует развитию воображения и речи, расширяет словарный запас

◈ Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову

◈ Эта игра отлично подходит и для детского коллектива, даже если дети разного возраста.

Что, где, когда

Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:

♦ Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)

♦ Где живут рыбы? (В реке, в море.)

♦ Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)

♦ Когда снег тает? (Весной.)

Я быстрее

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания

◈ Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель...

Полезные прятки

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в

◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жила-была девочка София. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала София, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом». Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.

◈ А можно взять любую игрушку и разыграть прятки с ней. Потом поменяйтесь ролями — пусть ребенок прячет игрушку и рассказывает.

Подумай и назови

◈ Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его копалкой. Лопата копает, значит, мы назовем ее копалкой. Лейка — поливалка. Ноги — ходилки» и т. п.

Когда ребенок начинает учиться в школе, ему приходится много говорить: рассказывать урок, объяснять разные ситуации, общаться с учителями и сверстниками. Иногда ребенок готов для этого, обладая природными разговорными данными, но, чаще всего, ему приходиться адаптироваться в школьной среде, когда его устной речи не хватает, чтобы выразить себя полностью. Уроки чтения требуют большого внимания, владения широким запасом слов, умением выражать свои мысли.

Часто на уроках учителя спрашивают пересказ того, что они услышали, и именно это задание обычно вызывает определенные сложности у малышей. Случается, что страх перед устными заданиями не дает ребенку сосредоточиться и максимально проявить себя. Устная грамотная речь подразумевает также логику в рассказе, последовательность, умение подбирать наиболее точные слова. Для развития устной речи ребенка предлагаем ряд полезных рекомендаций от Дома советов для всех. Дополнительные рекомендации и игры для развития интеллектуальных способностей ребенка Вы можете отыскать в статьях: Развивающие игры для детей на развитие внимания и игры для развития памяти и наблюдательности

Лучше всего осваивается детьми все, что похоже на игру. Поэтому развивающие игры в этой области очень помогают детям развивать свои способности.


Игра «испорченный телефон»

Чтобы развить у ребенка устную речь, навыки запоминания чужой речи, порядка сказанных ему слов, научить его точности их передачи, психологи советуют развивающую игру «испорченный телефон». Если детей несколько, то можно устроить между ними соревнование, например, создать две команды. Чем ближе окажется конечное выражение команды к начальному, та команда и станет победителем. Если ребенок один, то можно устроить «цепочку» из членов семьи. Если конечное выражение или слово окажется искаженным, то предложите ребенку догадаться, как именно получилось такое искажение, при замене каких букв, например, могло произойти изменение. Спросите о смысле начального и конечного слов, может быть ребенок сможет объяснить разницу.

Игра для развития слуховой памяти

Интересна игра по развитию слуховой памяти у детей. Она может пригодиться и для тех малышей, кому предстоит идти в музыкальную школу. А, кроме того, укрепит в памяти детей названия материалов, из которых сделаны разные предметы. Выставьте в ряд предметы из разных материалов - из металла, дерева, пластмассы, стекла, камня. Выложите в ряд также «инструмент», лучше всего, если он будет иметь вид палочки. К примеру, это может быть деревянный карандаш, длинный металлический гвоздь или шпилька, пластмассовая ручка. Постучите сначала одним «инструментом» по разным выставленным предметам, затем, по очереди, другими. Закройте глаза малышу и повторите каким-нибудь «инструментом» стук. Попросите ребенка сказать, каким «инструментом» по какому предмету вы стучали. Чтобы ребенку было интересно, взрослые тоже могут принять участие в этой игре. Расскажите малышу о материале, из которого сделан тот или иной предмет, принимающий участие в этой игре.

Игра «Придумай слово»

Для того чтобы развить и укрепить словарный запас ребенка, предложите ему поиграть в развивающую игру, в ходе которой взрослый (или сам ребенок) выбирает какую-то букву, и произносит максимально знакомое количество слов, начинающихся на нее. К примеру, если ребенок выбирает букву «В», то его словами могут стать: волк, велосипед, вагон и так далее. Взрослый может в конце подсказать еще слова, начинающиеся на эту букву. Если детей несколько, то можно предложить соревнование между ними, кто назовет большее количество слов, известных ему и начинающихся на выбранную букву алфавита.

Тематические игры

Развивающими внимание ребенка, его память и наблюдательность могут стать игры, в которых на определенную тему (выбранную или взрослым или самим ребенком) играющий называет максимально известное ему количество слов. Например, выбрана тема школы. Интересно было бы узнать, а что известно ребенку о школе, какие слова он относит к этой теме. Или можно подобрать тему, которая очень интересна малышу, к примеру, спорт или же животные. Для тех, кто постарше, можно предложить поиграть в города, и тогда нужно будет назвать как можно больше городов.


Игра «Начинаем с буквы…»

Усложнить игру в слова по теме можно одновременным выбором темы и буквы, на которую будут начинаться слова. Например, выбрать животных на букву «Р»: рысь, рак, рыба… Или же можно составить порядок тем, к которым будут подбираться слова на одну букву: например, попросите ребенка назвать по порядку (города, животные, растения, имена) слова на букву «Р», тогда его ответ может быть таким: Рязань, рысь, роза, Роберт. Хорошо, если взрослый может подобрать такую букву, на которую слов достаточно много, тогда ребенку будет намного интереснее. Можно также поменяться с ребенком ролями, и попросить его самого придумать и порядок тем и букву, на которую слова должны начинаться. Возможно, при этом придется отвечать малышу на вопрос, а почему нет слов на букву Ы, Ь, твердый знак.

Часто дети с удовольствием играют в слова, которые начинаются на букву, являющуюся окончанием слова предыдущего. Предложите малышу начать эту цепочку, продолжите слова, предложите ему попеременно придумывать слова. В эту игру можно вовлечь взрослых, детей постарше, сверстников ребенка. Выглядит эта устная игра так: первый называет, например, слово: дом, второй: слово на букву «М» - молоко; следующий ответ, к примеру: окно и так далее.
Игра в антонимы

Не менее интересно ребенку составлять слова, представляющие собой антонимы к первым сказанным словам. С малышом можно меняться, попеременно вызываясь называть первое слово, к которому нужно подбирать антоним. К примеру: взрослый говорит слово: длинный, ребенок отвечает: короткий и тому подобное. В эту игру с удовольствием играют и взрослые вместе с детьми. А малыш больше узнает о словах, имеющих противоположный смысл.
Игра «Угадайка»

Поиграйте с малышом в угадайку. Назовите начальный слог слова. Например: «ма», и пусть малыш назовет как можно больше слов, начинающихся этот слог: «мама», «машина», «малина», «макароны», «малыш» и так далее. Если детей несколько, то можно устроить между ними соревнование. А если ребенок один, то можно с ним чередоваться в отгадывании. Можно дать дополнительные данные, например, намекнуть, из какой области данное слово, и попросить его полностью угадать.