Урок ко Дню космонавтики. К.Э. Циолковский – основоположник теоретической космонавтики и ракетостроения. Классный час ко дню космонавтики "освоение космоса" Звездные избранники кубани

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«День Космонавтики» Урок + викторина. г. Краснодар. МОУ СОШ № 101 учитель физики Постовалова Марина Владимировна

Аннотация. Презентация задумывалась как викторина в 7 и 8 классах. В процессе проведения уроков стало ясно, что урок лучше проводить в виде диалога с учащимися. Все 40 минут с громадным интересом учащиеся слушали меня и одноклассников.

«День космонавтики»

Кто из ученых первым предложил принцип движения в безвоздушном пространстве?

Константин Эдуардович Циолковский

Космонавтика. Какие двигатели стоят на всех запускаемых с Земли космических аппаратах?

Космонавтика. Как называется управляемый летательный аппарат, который взлетает под действием силы Архимеда?

Космонавтика. Имя первого генерального конструктора Советских космических аппаратов.

Сергей Павлович Королев.

Космонавтика. Как называется космодром, с которого по сей день стартуют Российские космические корабли?

Космонавтика. В какой стране расположен космодром Байконур?

Космонавтика. В каком году запустили первый ИСЗ. Искусственный спутник Земли?

Космонавтика. Имена первых «космонавток»?

Космонавтика. Имя первого космонавта планеты.

Космонавтика. Что сказал Ю.А.Гагарин в момент старта космического аппарата?

Космонавтика. Название космического корабля, на котором Юрий Гагарин облетел Земной шар.

Космонавтика. Сколько минут длился полет Юрия Гагарина?

Космонавтика. Имя первой женщины- космонавта.

Космонавтика. Позывные Валентины Терешковой?

Космонавтика. Традиции космонавтов. Перед полетом в космос они…..

Космонавтика. Название советского космического корабля многоразового использования.

Космонавтика. Первый совместный международный космический полет.

Космонавтика. Экипажи: «Союз» Леонов, Кубасов «Аполлон» Слейтон, Стаффорд, Брант

Космонавтика. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?

Космонавтика. Что изображено на фотографии?

Космонавтика. Генеральный конструктор ракет в Америке?

Космонавтика. МКС

Космонавтика. Что такое- первая космическая скорость? Чему она равна?


Оборудование для учителя: аудиозапись, фотографии Ю.А. Гагарина, В.Н.Терешковой, карта путешествия, ракета, изображения марсиан, дерево успеха, зашифрованная телеграмма.

Оборудование для учащихся: лист, сигнальные карточки, листочки успеха,

Оформление доски:

Ю. А. Гагарина

В. Н. Терешковой

Тема мероприятия

Маршрут путешествия

Дерево успеха.

Предварительная работа: на уроке труда изготовление ракеты по шаблонам, проводилась вводная беседа по теме космонавтики, проводился поиск материала о летчиках космонавтах детьми.

Каждый ребенок участник игры, член экипажа, каждый сидит за партой.

Ход урока-путешествия:

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть! Обратите внимание, сегодня у нас гости. Улыбнитесь им, и они вам ответят тем же. Скажите, какое у вас сегодня настроение?

Понятно, надеюсь, к концу занятия у нас у всех оно поднимется!

Какой сегодня у нас праздник? (День космонавтики)

Правильно! Ребята, нам поступило сообщение:

(включается фонограмма)

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время - 10 часов 2 мин. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Если спросишь у космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты».

Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе? (да)

Если в космос мы хотим,

Значит скоро полетим!

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж!

(включается фонограмма)

Внимание! Внимание! Говорит центр управления. Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома «Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры.

Сегодня наш отряд юных космонавтов отправится в путешествие, наш путь лежит к Марсу.

Отряд наш состоит из 25 человек, я буду вашим командиром, а вы, моими помощниками.

Ребята, скажите, а какими качествами должен обладать космонавт?

Он должен ступенька за ступенькой проходить все испытания, потому как без одной не будет и другой. Космонавт должен уметь выполнять самую разнообразную работу: быть штурманом, врачом, инженером, рабочим, фотографом, журналистом.

Ребята, наш путь будет удачным, если мы будем друг -другу помогать. И не забывать, что слово командира, это приказ. Если не выполнять его, то не будешь допущен к полету. Но я надеюсь, что у нас с вами такого не случится.

Ребята, у нас есть экипаж, а на чем мы полетим в космос? (на ракете)

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс

Звезды, в гости ждите нас.

Ребята, перед полетом мы должны решить, что возьмем с собой.

(еду в тюбиках, тубах, консервных банках, фотографии, то, что напоминало бы ему о доме. Ребята, тут и пылесос нужен, тут не допустимы пыль и грязь, мусор собирается в мешки и через люк выбрасывается наружу.)

В невесомости кровать не нужна, уснуть можно в любом положении, а когда лежаться спать, то привязывают спальные мешки и одежду.

А вы знаете, что космонавты брали с собой простые карандаши, чтобы делать записи. Недостаток их заключался в том, что в случаем поломки, мелкие детали карандаша могли причинить вред космонавтам.

Известно, что во второй половине 1960-х годов изобретатель Пол Фишер сконструировал ручку, способную писать в любых условиях, впоследствии такие ручки закупались советскими космическими агентствами.

Космонавты Ляхов и Рюмин тайно пронесли в карманах скафандров на орбиту огурец и апельсин. И в первом репортаже показали этот огурец, якобы выросший в станционной оранжерее, хотя до этого растение даже завязи не давало. Потом космонавты признались в шутке, показав и апельсин.

Итак, у нас есть ракета, мы взяли с собой все необходимое, можем отправится в путь.

Ребята, чтобы переместиться нужно встанем из-за своих парт. И повторять за мной движения! (звучит музыка группы Земляне - «Трава у дома»)

(Ноги на ширине плеч, руки в сторону, руки на пояс, руки поднять над головой и потянутся к звездам.)

Вот мы и прилетели. И первым мы встречаем, спутник Земли. Как он называется? (Луну)

(дети читают доклад о летчиках-космонавтах)

Спасибо ребята за такие интересные сообщения, вы молодцы!

Итак, мы прилетели к спутнику Марса - а какому, вы узнаете, отгадав кроссворд. Экипаж, внимательно меня слушает, и отвечает на мои вопросы. Если вы знаете ответ, то поднимаете восклицательный знак, если нет, вопросительный. Договорились?

тЕрешкова

циОлковский

аСтрономия

1.Ю. Гагарин поддерживал непрерывную радиосвязь с Центром управления полетами. Какой позывной был у космонавта? Почему? (Кедр)

- «Кедр», потому как позывной должен был обладать тремя особенностями: быть существительным единственного числа, склоняться и быть удобным для произношения и не иметь отрицательных коннотаций у зарубежных коллег, а также относится больше к растительному миру, нежели к животному.

1. Назовите первую женщину космонавта нашей страны? (Валентина Николаевна Терешкова) - показать её фото

2. В какое время года Земля бывает ближе к солнцу? (зимой)

3. Какую планету называют красной из-за цвета её пустынь? (Марс)

4. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К. Э. Циолковский)

5. Какая наука изучает небесные тела: звезды, планеты, кометы, метеориты? (Астрономия)

Кто прочитает, на какой спутник, мы с вами прилетели? (Деймос)

Верно, Деймос. В греческой мифологии это - один из сыновей Марса и Венеры; «деймос» в переводе с греческого означает «паника». Этот спутник был открыт Холлом 10 августа 1877 года. Деймос - меньший и наиболее отдаленный из двух спутников Марса. Это самый маленький из известных спутников в Солнечной системе. В будущем Деймос преодолеет притяжение красной планеты и двинется в самостоятельное путешествие по просторам Солнечной системы.

Молодцы, и теперь наш путь лежит к Фобосу - это больший из двух спутников Марса.

В Греческой мифологии Фобос - один из сыновей Марса и Венеры. «Фобос» в переводе с греческого означает «страх».

Фобос светит на Марсе примерно так же, как Венера на Земле, Фобос находится в сорок раз ближе к поверхности Марса, чем Луна к Земле. Приливное воздействие красной планеты постепенно замедляет движение Фобоса и в будущем приведет к его разрушению и падению на Марс.

Ну что, ребята, будем совершать посадку? Встаем, и повторяем за мной движения, нам же надо полететь и своими глазами увидеть спутник! (музыка группы Земляне - «Трава у дома»)

(Включается фонограмма)

На борт корабля поступила зашифрованная телеграмма.

Ребята, я сейчас ее повешу, а вам нужно будет расшифровать её. Кто сможет прочитать?

3 14 9 13 1 14 9 6 16 15 18 1 5 11 1

14 6 3 15 8 13 15 7 14 1

18 16 1 18 1 10 19 6 18 29

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

а б в г д е ж з и й к л м н о п

17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

(Внимание! Посадка невозможна, спасайтесь!)

Действительно, странно. Видимо этот спутник, населен не очень дружелюбными жителями, давайте мы нарисуем фантастическое животное, которое может жить на Фобосе. Для этого у каждого из вас на парте лежат карандаши и лист бумаги. Мы нарисуем жителей Фобоса добрыми и поселим их на спутник, чтобы никто больше не боялся сюда приземлиться. На выполнение работы даю вам 5 минут.

(Дети рисуют- музыкальное сопровождение - «Зеленые человечки»)

Время вышло ребята, давайте теперь их по контуру вырежем и по одному выйдем и поселим жителей на спутник. Какие они у вас получились замечательные!

Тема занятия: Интеллектуальный марафон «По тропинкам физики»

Описание материала: внеклассное мероприятие для учащихся 7- 11 классов
- Интеллектуальный марафон «По тропинкам физики», качественные задачи можно использовать при проведении мероприятий, посвящённых Дню Космонавтики.
Цели занятия:
Расширить знания учащихся по предмету – физика, способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся.
Способствовать развитию научного мировоззрения. Развивать умение приме-нять знания в жизни. Показать важность знания физики для изучения космоса.
Способствовать формированию чувства ответственности за свою команду.
Воспитывать здоровую атмосферу соперничества.

Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, слайды.
Презентация «Физика и космос».
Игла, булавка, легкая пуговица, копейка, мелкие плоские металлические предметы, лёд, нитка, поваренная соль,медные проволоки,картофелина,стакан с водой,свечи,батарейки.
Принимают участие две команды (по 6 человек), болельщики.
Ведущие и члены жюри-учащиеся старших классов.
Оценивается: правильность и полнота ответа.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ход мероприятия:

Приветствие.
Физика для нас не просто слово.
Физика для нас не просто звук.
Физика для нас – опора и основа
всех без исключения наук.

Задание первое.
1.Почему, спускаясь по канату, опасно быстро скользить?
Ответ. Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги.
2.Почему человек, идя по льду, старается не сгибать ноги?
Ответ. Если человек идёт не сгибая ног, то вес тела передаётся нормально по-верхности стопы. При согнутых ногах появляется тангенциальная составляю-щая силы тяжести, приложенная к ногам. Так как трение на льду не большое, то эта составляющая вызывает скольжение. Поэтому на согнутых ногах человек будет больше скользить и может быстрее упасть.
3.Почему вода поднимается вверх, когда её втягивают через соломинку?
Ответ. При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создаётся разрежённое пространство. На поверхность воды действует атмосферное давление, разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке.
4.Почему идти в гору трудно?
Ответ. При подъёме в гору мы тратим силу не только на преодоление трения и сопротивление воздуха, но и на преодоление части собственного веса.
5.Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идёт звук?
Ответ. Человек слышит не только звуки, пришедшие от источника, но и звуки, отражённые от деревьев.
6.При проверке качества батарейки иногда прикасаются языком к металличе-ским пластинам. Если язык ощущает горьковатый привкус, то батарейка хорошая.
Почему же электричество батарейки горьковато на вкус?
Ответ. Слюна человека содержит незначительные органические соли (натрия, кальция, калия и др.) Когда через слюну проходит электрический ток, происходит электролиз. На полюсах батарейки выделяются составные части соли, и язык ощущает горьковатый вкус.
7.Почему глазам больно, когда ночью включают свет?
Ответ. Чтобы пропустить больше света, зрачок глаза в темноте сильно расширяется. При мгновенном включении света в глаз попадает большое количество световой энергии, что и вызывает болевые ощущения.
8.Почему в медицинских термометрах используется ртуть, а не спирт или вода?
Ответ. У ртути по сравнению с водой и спиртом больше теплопроводность и меньше удельная теплоёмкость, поэтому сокращается время измерения температуры.
9.Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?
Ответ. Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически дви-жущихся молекул воздуха.
10.Почему баллоны со сжатым газом взрывоопасны, а трубы с водой под большим давлением нет?
Ответ. Сжимаемость воды мала, поэтому при разрыве трубы её объём практически не изменится, и она растекается, не вызывая значительного разлёта осколков. При взрыве газового баллона объём газа значительно увеличивается практически мгновенно из-за понижения давления, осколки оболочки приобретают большие скорости и производят значительные разрушения.

Задание второе.
1. Можно ли для межпланетных полётов использовать двигатель внутреннего сгорания?
Ответ. Нет, так как для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве?
2. Запуск ИСЗ показал, что температура воздуха на высоте 1000 км достигает нескольких тысяч градусов. Почему же не расплавился спутник, двигаясь на указанной орбите? (Температура плавления железа 1520 градусов С).
Ответ. Вследствие большой разрежённости воздух на высоте не может передать спутнику то количество теплоты, которое необходимо для его плавления.
3. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос переговариваться обычным способом?
Ответ. Нет, так как в открытом космосе нет воздушной среды, передающей звуковые колебания.
4. Почему внутри летящего по орбите корабля-спутника можно передвигаться только притягиваясь к неподвижно укреплённым предметам или отталкиваясь от них?
Ответ. В условиях невесомости отсутствует трение, необходимое для передвижения обычным способом.
5. Будет ли выдавливаться зубная паста из тюбика в условиях невесомости?
Да, будет. Закон Паскаля для жидкостей и газов справедлив и в невесомости. Создаваемое на тюбик с пастой дополнительное давление будет передаваться зубной пастой во все точки без изменения.
6. Можно ли взвешивать тела на космической станции обычными весами?
Ответ. В космосе существует невесомость. Невесомость - состояние, при кото-ром сила взаимодействия тела с опорой отсутствует. Из-за отсутствия веса и силы притяжения мы не можем положить тело на весы. Поэтому измерить массу любого тела в условиях невесомости с помощью обычных весов невозможно.
7. Первый в мире выход из космического корабля в космическое пространство совершил А.Леонов. Давление в скафандре космонавта составляло 0,4 от нормального атмосферного давления. Определите числовое значение этого давления (нормальное атмосферное давление принять равным 101300 Па).
Ответ.Давление приближённо равно 40,5 кПа.
8. Существует ли выталкивающая сила в космосе?
Ответ: По закону Архимеда на тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа). Сила называется силой Архимеда. В отсутствие гравитационного поля, то есть в состоянии невесомости, закон Архимеда не работает. В космосе нет веса и нет выталкивающей силы.
9. Почему на космической орбите масса есть, а веса нет?
Ответ. Вес и масса- это разные понятия. Масса-это мера инертности. Каждое тело имеет свою массу. Вес-это сила, с которой тело действует на горизонтальную опору в условиях гравитации. В условиях невесомости вес всех тел равен нулю.
10. Одинаковы ли внутри космического корабля ускорения, сообщаемые телам массами 200 грамм и 50 кг при одинаковом воздействии на них?
Ответ. Нет, не одинаковы. По второму закону Ньютона, телу с большей массой будет сообщено меньшее ускорение.
11. Если надуть шарик и отпустить его, то он начнёт с большой скоростью летать по комнате. В чём сходство летающего шарика и ракеты, летящей вверх?
Ответ. В соответствии с законом сохранения энергии продукты сгорания топлива выбрасываются из сопла ракеты с огромной скоростью, сообщая импульс, направленный в противоположном направлении.
12. Если космонавт, перемещаясь по кабине корабля, ударится о предмет. Испытывает ли он при этом боль?
Ответ. Да. Действует третий закон Ньютона.
13. Работают ли в состоянии невесомости маятниковые часы?
Ответ. Нет, не работают. Причина- отсутствие веса.
14. Если в земных условиях на небольшую горизонтальную поверхность положить теннисный шарик, то он скатывается с него. Почему в корабле он продолжает прямолинейное равномерное движение?
Ответ. В соответствии с первым законом Ньютона: прямолинейное равномерное движение, как и покой - естественные состояния тел, к которым не приложены силы.

Задание третье.
Назвать приборы и объяснить, для определения каких величин они используются?
Вольтметр- напряжение, амперметр- сила тока, ареометр- плотность жидкости,
Манометр- давление, психрометр- влажность воздуха, динамометр-сила, термометр-температура, мензурка- объём.

Задание четвёртое.
Учитывается правильная демонстрация и объяснение опыта.
Опыты:
1. Заставить плавать на воде иглу, булавку, легкую пуговицу, копейку, мелкие плоские металлические предметы.
Ответ. Причина плавания этих металлических предметов та, что вода плохо смачивает металл, побывавший в наших руках и потому покрытый тончайшим слоем жира. Оттого вокруг плавающей иглы на поверхности воды образуется вдавленность, ее можно даже видеть. Поверхностная пленка жидкости, стремясь распрямиться, оказывает давление вверх на иглу и тем поддерживает ее. Поддерживает иглу также и выталкивающая сила жидкости, согласно закону плавания: игла выталкивается снизу с силой, равной весу вытесненной ею воды. Всего проще добиться плавания иглы, если смазать ее маслом; такую иглу можно прямо класть на поверхность воды, и она не потонет.
2.Небольшой кусочек льда поместить в стакан с водой. Вытащить лёд из воды с помощью с помощью нитки и щепотки поваренной соли, не прикасаясь к воде рукой?
Ответ. Положить лёд на нитку и присыпать поваренной солью. Можно вытащить потянув за нитку, когда она примёрзнет к льдинке. Лёд посыпают солью для того, чтобы понизить температуру. При растворении соли расходуется энергия, при этом температура понижается
3.Зажжённый клочок бумаги опускаем в бутылку. Очищенное варёное яйцо ставим на горлышко бутылки. Бумага сгорает, яйцо опускается в бутылку. Почему?
Ответ. Тёплый воздух, расширяясь, выходит наружу, и под действием атмосферного давления яйцо проникает в бутылку.
4.В посуду из бумаги наливаем воду. Подогреваем воду с помощью свечи. Через некоторое время вода закипит, а бумага не загорается. Почему?
Ответ. Так как вода обладает большой удельной теплоёмкостью, вся теплота поглощается водой.
5.Определить знаки полюсов батареи элементов имея: два проводника и стакан с водой.
Ответ. Соединить проводники с полюсами батареи элементов, свободные концы опустить в стакан с водой. В стакане начнётся электролиз. Водорода при этом выделиться больше, так как вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. На том электроде, где больше пузырьков, там выделяется газообразный водород. Так как ионы водорода имеют положительный заряд, то он выделяется на отрицательном полюсе батареи.
6.Определить знаки полюсов батареи элементов с помощью двух медных проволок и сырую картофелину?
Ответ. Медные проволоки соединим с полюсами батареи, а свободные концы воткнём в картофелину. Электрический ток вызовет электролиз содержащейся в картофелине воды. Где картофелина окрасится в голубовато-зелёный цвет, там выделяется кислород. Это означает положительный полюс источника. Голубовато-зелёный цвет объясняется тем, что кислород, взаимодействуя с медью, образует окислы и гидроокислы, ионы которых окрашивают картофелину около соответствующего проводника. А вблизи проводника, соединённого с отрицательным полюсом выделяется водород.

Пока жюри подводит итоги, проводится конкурс болельщиков.
Задания.
1Какое поле нельзя засеять?
Ответ. Электрические и магнитные поля
2. Какой проводник не принесёт вам чая в поезде?
Ответ. Электрический проводник.
3. Какие кольца нельзя надеть на палец?
Ответ. Кольца Ньютона.
4.За какую решётку нельзя упрятать?
Ответ. За дифракционную решётку.
5.Какой кулон нельзя повесить на шею?
Ответ. Единицу измерения электрического заряда - кулон.
6.Какая моль не проедает одежду?
Единица измерения количества вещества - моль.

Подведение итогов. Заключительно слово жюри.
Поздравление команды победительницы.

Дата _______ Конспект классного часа для 1 класса

ко Дню космонавтики

Цели: ознакомить с первым космонавтом, дать представление об освоении космического пространства; воспитывать желание быть сильными и здоровыми.

Оборудование : видиоролик о космосе, презентация, на которой карта звездного неба, фотография Земли из космоса, портреты Циолковского, Королева, Гагарина, Терешковой.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя. Просмотр видиоролика о космосе

Учитель . Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник - День космонавтики. Сегодня мы, конечно очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

(слайды 1, 2)

Беседа об истории покорения космоса

Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

(Слайды 3, 4)

Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.

Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.

Эти два человека положили начало освоению космоса, (слайд 5.)

Первый полет в космос

Первой полетела в космос собака Лайка. Она провела на борту искусственного спутника несколько суток, но ее не смогли вернуть на Землю. В августе 1960 года в космическое путешествие отправились собаки Белка и Стрелка. На корабле были также мыши, насекомые и семена. После полета животные вернулись на родную планету и чувствовали себя прекрасно.
Собаки-космонавты: Звездочка, Чернушка, Стрелка и Белка (слайд 6).

А 12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР - Юрий Алексеевич Гагарин {портрет). Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам. (слайды 7, 8)

Освоение космического пространства

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.

Сегодня работа в космосе - это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи. (слайды 9, 10)

Учитель . А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)

Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (слайд 11). А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов. (слайд 10)

В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.

Конкурсные испытания

Учитель . Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?

Дети. Готовы!

Учитель . Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?

Дети . С зарядки.

Учитель . Ну-ка, посмотрим, как вы ее делаете. Физминутка.

(Под стихотворение «Мы веселые мартышки».)

Мы девчонки и мальчишки,

Мы веселые мартышки,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Как скажу я цифру «три» -

Любая фигура на месте замри!

(Дети повторяют стихотворение и выполняют соответствующие движения, замирают на месте, выбирается самая «космическая» фигура.)

Запусти ракету в космос

Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости ребят и девчат.

Собраться в дорогу недолго для нас.

И вот мы к полету готовы сейчас!

Пилоты, проверьте расчеты,

Заправьте топливом баки.

Слушайте команду: 5-4-3-2-1! Пуск!

(Пилоты берут детали- геометрические фигуры, заранее сделанные из бумаги, изготавливают ракету. Тот кто выполнит ракету первым, ракета полетит раньше всех, вывешивают на доску.)

Подведение итогов

Учитель . Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать?

Ученики . Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и т. д.

Дополнительный материал

Конкурсы

Загадки

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет,

Что такое? (Звездолет.)

Крыльев нет, но эта птица.

Полетит и прилунится... (луноход).

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Кто же это? (Космонавт.)

Обгоняя ночь и день,

Вкруг земли бежит олень.

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт.

Он Вселенной следопыт. (Спутник.)

Искра небо прожигает,

А до нас не долетает. (Метеорит.)

Если ясной ночью выйдешь,

Над собою ты увидишь

Ту дорогу.

Днем она

Не видна. (Млечный Путь.)

Вы ждите нас, звезды,

Когда подрастем,

Мы к вам прилетим и расскажем о том,

О том, как прекрасна планета Земля,

Какие на ней города и поля,

Какие цветы и деревья растут.

Какие в лесах ее птицы поют.

Вопросы

1. Как называется костюм у космонавта? (Скафандр.)

2. Как называется место старта космического корабля? (Космодром.)

3. Почему космонавты не едят ложкой? (Им мешает невесомость.)

4. Какой самый быстрый вид транспорта? (Ракета.)

Составитель: _____________________ Подолян Л.И.

МБОУ «Чапаевская СШ»

Учитель начальных классов: Подолян Л.И.



Космического первопроходца с нетерпением будут ждать во всех уголках Земли, а его широкая улыбка покорит весь мир.

Этот во многих смыслах путь наверх могли и хотели пройти многие, но судьба выбрала именно его.


Горячая фаза битвы за космос началась в 1957 году.

4 октября Советский Союз запустил на орбиту Земли первый искусственный спутник. Примитивный сигнал, переданный им с высоты нескольких километров, возвестил всему миру, что СССР в космической гонке вырвался вперед.


Через месяц советские ученые вывели на орбиту первое живое существо – собаку Лайку.

В феврале 1958 года США ответили запуском на орбиту своего искусственного спутника.



Американцы для этих экспериментов использовали обезьян.

При этом на орбиту первого примата запустили уже после полета Гагарина.

До этого они совершали так называемые суборбитальные полеты, то есть поднимались на космические высоты, но не совершали при этом ни одного витка вокруг Земли.

Первый американский космонавт


Помимо идеологического и чисто технического имелся и военный аспект этого противостояния: две сверхдержавы находились в состоянии холодной войны.

Достаточно сказать, что первые космические ракетоносители были модификациями межконтинентальных ракет, предназначавшихся для ядерных ударов.

«Восход» – космический корабль Ю. Гагарина.



К этому возрасту практически вчерашние курсанты имели относительно скромный летный опыт. Главное, что от них требовалось – это горячее желание и богатырское здоровье.

Из 3,5 тыс. возможных кандидатов на собеседовании отобрали 347 человек. До медицинского обследования допустили 207. Окончательный список содержал только 20 фамилий. Позже первую двадцатку назовут «Гагаринским отрядом». Но пока старший лейтенант Ю. Гагарин всего лишь один из них…


Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. Его биография – это воплощение советской семьи того времени.

  • По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902-1973), - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903-1984), - работала на молочнотоварной ферме.

В семье Гагариных было три сына и дочь. Юрий был третий по старшинству.

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли гитлеровские войска, и его учёба прервалась. Семью с малыми детьми немцы выгнали на улицу, а в доме устроили мастерскую. До начала зимы Гагарины выкопали маленькую землянку, накрыли дёрном, выложили печку. Отца избивали и заставляли работать. Незадолго до отступления немцы угнали старшего брата Валентина и сестру Зою в Германию. Юра видел, как матери бежали за машиной, которая увозила их детей, а немцы наотмашь отгоняли их прикладами. В дальнейшем Гагарин никогда не упоминал о военных годах. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немцами. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.



Юрий Гагарин с другом.

25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб, что и определило его дальнейшую судьбу.

В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.




Из 20 человек, отобранных в отряд первых космонавтов, к полету были рекомендованы 6.

По уровню летной подготовки и образованности первым из шести был Герман Титов. По словам преподавателя Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, профессора философских наук Валентина Петрова, - Титов выделялся из всей шестерки по всем показателям.


Так почему же первым выбрали Юрия Гагарина?

Ответ на этот вопрос весьма прост: помимо его профессиональных качеств, Гагарин был необыкновенно открыт, доброжелателен, легко сходился с людьми, был исключительно искренним и человечным. Его искренняя обезоруживающая улыбка открыла путь к сердцам миллионов людей на всей планете.


Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр ».

В конце полёта тормозная двигательная установка проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля.

Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели. Спуск происходил с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов.

Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное в 10 час. 55 минут.


Ввиду обеспечения секретности первого полёта человека в космос, сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

«Литературная газета»



Итак 12 апреля 1961 года весь мир узнал имя человека, ставшим самым известным ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – ЮРИЙ ГАГАРИН.

После его триумфального полета в космос, его портреты стали самыми узнаваемыми на планете. А гагаринская улыбка превратилась в символ.

Ни до, ни после этого, ни на одного человека не обрушивалась такая всемирная слава, как на этого «Обычного парня».

Он побывал с визитами в десятках стран мира. И люди всей планеты его встречали с настоящей радостью и восхищением. Его любили и обожали. Юрий Гагарин сумел растопить лед в миллионах сердец.

Для советского руководства он был тем ключиком, который открыл ранее закрытые двери. После заграничных визитов Гагарина начинались официальные визиты советских руководителей, поэтому товарооборот между СССР и этими странами увеличивался в разы.




Знаменитой итальянской актрисе, избалованной и капризной Джине Лоллобриджиде

пришлось встать в очередь, чтобы получить автограф Юрия Гагарина.

Он покорил ее сердце не только своей мужественностью, но и добросердечием и искренностью.

Кроме того, он был наделен редким талантом вести действительно умную интересную беседу с людьми разных профессий, будь то профессор или балерина. Он всегда проявлял большое

уважение к людям, с которыми он встречался, начиная от пионеров и заканчивая простыми

тружениками. Эти встречи не были для него мишурой. Поэтому он был так любим.


Малоизвестный факт: Гагарин посетил Троице-Сергиеву Лавру вместе со своим другом Валентином Петровым. Разумеется этот визит нигде не афишировался.

В лавре удивились чрезвычайно появлению первого космонавта. Его повели к мощам Сергия Радонежского, Трапезный храм, показали кельи, затем церковный и археологический кабинеты.

Там-то он и увидел еще дореволюционный макет храма Христа Спасителя, построенного в честь победы в Отечественной войне 1812 года на деньги народа.

Узнав, что на месте этого храма стоит бассейн «Москва», Юрий Гагарин очень долго молча смотрел на макет. Видно, что он был поражен до глубины души.


В конце декабря 1965 года был Восьмой Съезд ЦК ВЛКСМ по вопросам воспитании молодёжи. Гагарин там выступил и сказал:

«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность?»

За эти слова в то время, когда вера и религия была под запретом в Советском Союзе, любого гражданина СССР, даже если бы это был очень высокопоставленный деятель, ждал бы крах всей его жизни.

Но только не Гагарина! Любовь к нему была настолько велика, что никто даже не осмелился!

Брежнев сказал: «Построим Триумфальную арку за 3 месяца. На храм денег нет. А Юрию Алексеевичу привет.


С женой и дочками.

Юрий Гагарин был настоящим любящим сыном, мужем и отцом. Обожал свою семью.

В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР

В 1964 году Гагарин был назначен командиром отряда советских космонавтов.

В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз».

27 марта 1968 года Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ вблизи деревни Новосёлово Владимирской области.

Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов.

Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр. вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй и экипаж погиб.

Наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след.

Этот факт в 2013 году подтвердил Алексей Леонов. Действительно, в зоне тренировочных полётов космонавтов несанкционированно оказался самолёт Су-15.

АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ

советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза



«Юрий всех нас позвал в космос»,

Так сказал американский астронавт Нил Армстронг.

Сказано так просто и так по-человечески.

Но это определило позицию нашей нации.

Российская космонавтика вот уже 55 лет занимает лидирующую позицию в мире.

Ведь даже американцы выходят на орбиту с нашей МКС.


А сегодня, в 55 годовщину первого полета, Юрий Гагарин собрал здесь всех нас.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентацию подготовила учитель истории Кретова Ирина Ивановна

МБОУ «СОШ

№ 10 им. Е.И. Зеленко» г. Курска