Даниил Хармс — Удивительная кошка: Стих. Даниил Хармс. Удивительная кошка Очень страшная история

26.02.2022 Трубы

Несчастная кошка порезала лапу —
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге —
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Анализ стихотворения «Удивительная кошка» Хармса

Впервые «Удивительная кошка» Даниила Хармса появилась на страницах журнала «Чиж». Иллюстрации к стихотворению сделал Н. Радлов.

Стихотворение создано в конце 1938 года. Его автору в этот момент исполнилось 33 года, он известен как детский поэт, впрочем, публикуют его нечасто, а уж об издании целого сборника своих стихов ему приходится только мечтать. Наметился кризис и в семейной жизни с М. Малич. Впрочем, личные проблемы со временем утряслись, а вот денежные остались. Отозвался на его судьбе и разгром Детиздата, возглавляемого С. Маршаком. Известно, что С. Маршак ценил его творчество. Теперь же он не мог больше ничем помочь, более того, уехал из Ленинграда в Москву. Некоторые из сотрудников, хорошие знакомые Д. Хармса, были арестованы. В жанровом отношении – поэтический рассказ, почти феерия, трехсложник с тавтологической и перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Название контрастирует с первой же строкой. Оказывается, удивительная кошка несчастна (бездомна, скорей всего), более того, с ней произошло дополнительное несчастье – порез лапы. Считается, что поговорка «заживет как на собаке» в полной мере относится и к кошкам. Однако воспалительный процесс штука не такая уж и безобидная. Но сразу понятно, что визита к врачу не будет. И тут кто-то придумывает гениальное средство. Действительно, все страдания героини прекратятся, если не нужно будет наступать на больную лапку. Сохранить активность и бодрость помогут, естественно, воздушные шарики. Сама медицинская тема после выхода полноправно вошла в детскую литературу. Однако у Д. Хармса решается она по-другому, без всякой аналогии с лечением людей. «Надо купить»: призыв, который «народ» мог и не поддержать. Но вот уже собраны деньги и куплены шарики с гелием (в те годы этот газ пришел на замену опасному водороду). Кажется, здесь производится невинный, но вполне себе научный эксперимент (или же маленькое чудо, кому как нравится). Наверно, часть взрослых втайне осталась довольна не меньше ребятишек. У произведения счастливый конец. Немножко за кадром остается вопрос, что будет с кошкой, когда она повернет за угол дома, шарики лопнут или вмешаются собаки. Интересен момент тревоги «народа» из-за того, что живое существо несчастно в этом лучшем из миров. Стихотворение предназначено для детей, потому поэт не бросает тень на эту почти сказку. И все же, кто знает, как действуют эти механизмы сочувствия в отношении людей и их бед. Интонация самая задушевная, взволнованная, в финале – оптимистическая. Двойное отрицание в первом четверостишии. Перечислительные градации, лексические повторы.

Стихотворение «Удивительная кошка» Д. Хармса – драматическая история со счастливым концом.

Ольга Щулькина
Заучивание стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка»

Цель : приобщать детей к поэзии, формировать культуру речи, художественно – эстетический вкус, учить заучивать стихотворение по схеме .

Задачи : 1. вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить, обеспечить запоминание с помощью различных способов (слуховое, зрительное, с помощью движений, учить читать стихи выразительно .

2. развивать память, ассоциативное мышление, литературную речь, внимание, интерес.

3. воспитывать любовь к поэзии, желание порадовать близких, эстетический вкус.

Оборудование : портрет Д. Хармса , книга стихов Д . Хармса , мольберт с иллюстрацией к стихотворению Д . Хармса «Удивительная кошка » , дидактическое пособие «Бусы» , картинки – символы к стихотворению .

Ход занятия:

1. Мотивация. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они путешествовать, куда можно отправиться в путешествие, хотят ли они отправиться в книжкинопутешествие.

Дети подходят к книжному уголку.

Что вы видите здесь нового? (новый портрет) .

Как вы думаете, чей это портрет? (писателя, поэта) .

Это портрет поэта Даниила Хармса . (дети повторяют имя поэта) .

Подскажите мне, что писал Даниил Хармс ? (стихи ) .

Воспитатель показывает книгу стихов Д . Хармса .

- Стихи Д . Хармса необычны и интересны. В своих стихах поэт рассказывал детям чудесные, необыкновенные, забавные истории. Вы хотите узнать одну из них (да) . Тогда усаживайтесь поудобнее и послушайте.

(Дети садятся перед мольбертом с иллюстрацией к стихотворению ).

2. Чтение стихотворения . Воспитатель читает стихотворение Д . Хармса «Удивительная кошка » .

Несчастная кошка порезала лапу ,

Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу ,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит, и кричит, и на кошку глядит .

А кошка отчасти идёт по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит.

3. Беседа :

Кто главный герой стихотворения ?

Что случилось с кошкой ?

Как поэт пишет об этом?

Как удалось помочь кошке ?

Как об этом говорится в стихотворении ?

Как вы думаете, кто помог кошке ?

Чему удивилась толпа ?

Как об этом пишет Д. Хармс ?

Как бы вы назвали это стихотворение ? (высказывания детей) .

Д. Хармс назвал своё стихотворение «Удивительная кошка » . Почему он так его назвал? Что удивительного в этой кошке ? (высказывания детей) .

Вам понравилась эта удивительная история ? Вы хотите порадовать ею своих близких, друзей? (да) . А для этого нужно запомнить, выучить стихотворение .

4. Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.

5. Словесная игра «Доскажи словечко» .

Воспитатель читает строчку из стихотворения , дети договаривают слово в конце строчки.

6. Словесно – дидактическая игра «Собери бусы» .

А теперь представьте, что каждая строчка стихотворения – это бусинка . И чтобы собрать стихотворение из строк , нужно «нанизать» , проговорить строчку, надев бусинку на проволоку. (Дети по очереди проговаривают строчки из стихотворения ).

7. Физминутка «Покажи стихи руками » .

А ещё стихотворение можно не только рассказать, но и показать.

Дети придумывают движения и жесты к каждой строчке стихотворения .

Воспитатель произносит текст стихотворения – дети показывают его движениями и жестами.

Затем воспитатель показывает движения и жесты, а дети произносят стихотворение с опорой на них .

8. Работа по схеме.

А ещё, чтобы лучше запомнить стихотворение , его можно нарисовать, сделать схему.

Дети придумывают символические изображения или выбирают заранее заготовленные символы и составляют из них схему к стихотворению .

Кто хочет рассказать стихотворение наизусть , но прежде нужно назвать автора и название стихотворения ? (ответы детей по желанию) .

9. Рефлексия.

Вам понравилось наше путешествие? С творчеством какого поэта вы сегодня познакомились? Какими способами можно заучивать стихотворение ? Что вам понравилось больше всего из нашего путешествия? Что для вас было затруднительным? Что для вас было наиболее лёгким?

Теперь, придя домой, вы можете порадовать своих близких удивительным стихотворением .

Публикации по теме:

Конспект НОД «Заучивание стихотворения «Снеговик» Тема: заучивание стихотворения Т. Белозёрова «Снеговик» (с помощью мнемотаблицы) Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

ОО «Чтение художественной литературы». Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» во второй младшей группе ОО «Чтение художественной литературы». Тема: Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» 1. Дети сидят на стульчиках. -Ребята, к.

Речевое развитие. Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» Цели: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к еще робкой весне; воспроизводить.

Программное содержание: Образовательные задачи: Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;.

Конспект занятия «Заучивание стихотворения И. А. Белоусова «Осень» Конспект образовательной деятельности по «Речевому развитию» - развитие речи с детьми старшей группы (5-6 лет). Тема: «Заучивание стихотворения.

Случилось происшествие - лапу порезала кошка...

Одна из самых удивительных страничек русской детской классики - "Удивительная кошка", где первыми словами: "несчастная кошка"....
Загадочная метаморфоза: Удивительная, потому что несчастная? - или несчастная, потому что удивительная? Эту компанию слов надо "растрепать".
И, одев не только одежды Шерлока Холмса, столь любимые автором препарируемого стихотворного творения, но и вооружившись его - Шерлок Холмса - методой распутывания смысловых клубков: по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину, как бы увидеть происшествие своими глазами. То есть, сначала на основе всех наличествующих фактов построить полную, насколько это возможно, картину происшествия и, затем, оттолкнувшись от этого, используя строгую логику найти отгадку.
Но сначала заметим, что стихотворение написано в 1938 году, когда Хармс все дальше и дальше отдаляясь (или углубляясь? - с этим пусть разбираются в бесчисленных диссертациях филологи) от внешнего абсурда и зауми, все чаще практикует в стихах "упражнения в классическом стиле".
Начинаем с места происшествия: где? "А с платформы говорят - это город Ленинград!" (это Самуил Маршак, который был не только соавтором "Веселых чижей" Хармса, но и впоследствии четырежды лауреат сталинской премии и почетный гражданин Шотландии).
Факты:
1. "Несчастная кошка порезала лапу" - Кошка, порезавшая лапку - нонсенс, почти как четырёхногая (а на самом дели пятиногая) - ворона Хармса.
2. " Сидит, и ни шагу не может ступить." - это как юродивый на паперти, выжимая слезы жалости? - прекрасно помним, как кошка способна улепетывать от нас и на трех лапах, когда четвертую ненароком зашибешь камнем. Шантаж сентиментальностью? - или его якобы попытка (как нам кажется), но не спешим, это ещё только вторая строчка, а Хармс проложит новый путь!
3. "Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу" - как бы привет Корнею Чуковскому, скорее его Айболиту (а Хармс оставил записи и в его знаменито-рукописной "Чукоколе")? Барышня: 03!
4. " Воздушные шарики надо купить!" - вот оно: творческое подход - озарение! - надо и быть поэтом, и необязательно знать физику, хотя, "...как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух..." И это дух, витавший, в том числе и дирижаблями (привет итальянскому инженеру Нобилю!), и аэропланами, так и шепчет, так и шепчет догадку. Здесь вспоминаем замечательный персонаж той же эпохи Роберт Бартини (ещё один итальянский след в нашей таинственной истории, хотя некоторые отчаянные головы персонифицируют его с прототипом самого Воланда) - гениальный авиаконструктор (гений был достойно оценен восьмью годами "шарашки" - тюремного КБ) разработавший метод изобретения под названием «И - И» - от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое", которые-то и берутся из пары казалось бы несовместимых и взаимоисключающих альтернатив "ИЛИ - ИЛИ". Кстати, этот метод получил затем дальнейшее развитие у Генриха Альтшуллера (он же, по совместительству, писатель-фантаст Генрих Альтов) - его знаменитая ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Хармс - гений, поэтому и этот метод - "И - И" - он применяет совершенно интуитивно, даже не зная о нем: не так как все!
А дальше две строки абсолютной "социофрении" (как метко выражается Евгений Клюев):
"И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит."
Тут и комментировать, как бы нечего: "...что Мы - не Люди...", но: это создает нужный фон-антураж, для заключительного аккорда последних двух строк:
"А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!"
А это что? А это - не просто попытка "сказочного воздухоплавания" (есть такая замечательная книжка у детского поэта Андрея Усачева - класс!), это - настоящий стим-панк: так и видишь великолепную иллюстрацию, на которой Хармс в летном шлеме с консервами-очками, в кожаном реглане лётной куртки и не менее экзотично закамуфлированная по пионера-пилота кошка, а так же гранжевый фон гранитного города-колыбели, на всех парах стоящая "Аврора", пыхтящий от финских границ ленинский крошка-паровоз, и ленинский же, ощетинившийся пулеметным рылом, сплошь покрытый мурашками заклепок, броневик.... И - шары-шарики, от пораненной кошачьей лапы - заменяя-подменяя её. Чем не первичный киборг?!!