Детское изобразительное творчество. Условия развития творчества детей. Этапы творческой деятельности. Этапы творческой деятельности в детском возрасте Раскройте основные этапы творческой деятельности

В настоящее время предпринимается много попыток исследования стадий творческого процесса. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества.

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание, концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

П.М. Якобсон процесс творческой работы изобретателя подразделяет на 7 стадий: 1)период интеллектуальной готовности, 2) усмотрение проблемы, 3) зарождение идеи – формулировка задачи, 4) поиск решения, 5) получение принципа изобретения, 6) превращение принципа в схему, 7) техническое оформление и развертывание изобретения. Эти же этапы можно наблюдать и в творческой деятельности писателя, но в более упрощенном виде: психологическое состояние готовности, разработка замысла, поиск формы запечатления задуманного произведения, реализация замысла и доработка произведения.

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих этапов. Психологическое состояние готовности к работе может выражаться в очень разнообразных формах. Это может быть переживание неудовлетворенности и недовольства собой, переживание неизжитой активности – наличие внутренних сил, которые требуют соответствующего приложения, но не нашли еще объекта для применения. Художник с жадностью вбирает в себя впечатления, ловит то, что может натолкнуть его на замысел.

Л.Н. Толстой пишет после прогулки по парку: «… не забыть прогулку с Лелей по парку. Парк. Собаки. Коза. Осенние пруды и темно-бронзовые деревья!».

Состояние «готовности» к творческой деятельности может превратиться в активный поиск того, что могло бы натолкнуть на соответствующий замысел. Толчком могут оказаться воздействие самого различного характера, которые при наличии творческой готовности художника приводит к появлению замысла.

Лермонтов М.Ю., например, отвечает на поразившую его до глубины души смерть Пушкина своим взволнованным посвящением на смерть поэта.

Процесс, который приводит к рождению замысла, психологически переживается как большое внутреннее событие. Затем начинается осмысление замысла. Писатель преодолевает первые трудности, и его начинает охватывать долгожданное заслуженное вдохновение, которое позволяет с большей быстротой намечать эпизоды событий, смену обстоятельств в жизни героев, изменение их судеб.

Замысел, получивший у художника свое первичное оформление, становится тем стержнем, на основе которого происходит дальнейшее развитие будущего произведения. Разработка замысла представляет собой в психологическом отношении новый этап работы. Этот период работы характеризуется многообразием поисков художником путей развития темы и сюжета. Способ разработки замысла зависит от масштабности произведения. Замысел может быть зафиксирован в немногих словах и фразах плана произведения.

Известны выразительные планы пушкинских поэм, где десятком слов обозначена вся последовательность частей большой поэмы. В творческий процесс, захватывающий глубоко ум и сердце художника, ведущий к мобилизации всех его душевных сил. Невольно включается и опыт его жизненных впечатлений. Именно этим и объясняется, почему писатели фиксируют в своих записных книжках, дневниках, заметках отдельные обороты речи, отмечают детали быта и одежды, особенности манер и облика и другое.

Известно, что многим писателям на начальном этапе работы важно иметь прообраз, прототип. Другим такая модель не нужна. Она сковывает их воображение. По этому поводу Л.Н.Толстой писал: «У меня есть лица, списанные и не списанные с живых людей. Первые уступают последним, хотя списывание с натуры и дает им эту несравненную яркость красок в изображении».

Таким образом, разработка замысла – один из самых сложных этапов создания произведения.

Следующий этап связан с подбором формы, в которой писатель сможет выразить свое новое создание. Поиск формы произведения заключается не в том, что оно будет новеллой, повестью или романом. Здесь речь идет о совокупности всех тех средств выражения, благодаря которым данный сюжет будет представлен лучшим образом. Но писатель со своей неуемностью фантазии одновременно является и критиком. Говоря о стиле произведения, А.Н. Толстой писал: «Работать над стилем - значит… беспощадно выбрасывать все лишнее… Отсеивайте весь мусор, сдирайте тусклость с кристаллического ядра – не бойтесь, что фраза холоднее, - она сверкает».

Таким образом, мы видим, что размышления художника, связанные с формой произведения, представляют собой существенный элемент в психологии его творческой деятельности. С точки зрения психологии деятельности, реализация замысла – это самый длительный этап работы. Он захватывает период времени, который может выражаться в неделях, месяцах, а иногда и годах. Все зависит от масштаба задуманного произведения. Характерной особенностью творческого процесса является одновременно его целостность и многоплановость. Целостность определяется задачей писателя и способом организации его душевных сил. При работе над большим произведением могут возникать длительные перерывы, и писатель может заниматься творческой деятельностью другого характера, но продолжается невидимая работа ума.

Многоплановость деятельности выражается в том, что в ход процесса создания произведения включаются отобранные, подвергнутые обработке значимые впечатления различного типа, нужные для конкретизации детали. От зарисовок, проб, эскизов, черновых вариантов, от записи отдельных сцен и эпизодов художник переходит к работе над своим произведением, в последовательности его частей и компонентов. В период реальной работы над произведением художник решает многочисленные вопросы, которые превращают произведение в единое целое. В период, когда работа близка к концу или произведение уже закончено, оно становится особенно близким художнику. Его волнуют отдельно сцены, образы людей, запечатленные в нем, нравственные и социальные идеи, положенные в основу произведения.

Когда произведение окончено, оно не сразу начинает жить самостоятельной жизнью, очень часто оно нуждается в заключительном этапе деятельности художника, связанном с доработкой произведения. В этот период меняется характер деятельности художника, происходит частичная доработка – сокращения, замены, поиск новых выразительных деталей. После этого возникает внутреннее удовлетворение или неудовлетворенность созданным произведением. Но все же у художников, которые не могут внутренне оторваться от созданного уже произведения, наступает психологически такой момент, когда оно становится для них прошлым. И тогда начинает формироваться в нем готовность к новым замыслам.

Итак, творческая активность художника находит новое русло. И вновь возникает творческий процесс. История повторяется сначала.

Заключение.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам, роль воображения в творческом процессе велика, т.к. оно выступает необходимым элементом творческой деятельности, что до сих пор не существует единой концепции творчества, поэтому эта проблема остается нерешенной; способность к творчеству зависит от индивидуальных особенностей личности, творческая деятельность писателя – это сложный многоплановый процесс, состоящий из отдельных этапов. Научный анализ психологии художественного творчества открывает новую страницу в изучении и самой психологии человека, расширяя представление о духовном богатстве человеческой личности; Выявляет отдельные творческие потенции, заложенные в человеческой натуре.

Можно предположить, что дальнейшее изучение психологии творчества художников обогатит нашу культуру новыми материалами.

Список литературы.

1. Коршунов А.М. Теория отражения и творчества. – М., 1971. – 254 с.

2. Лук А.Н. Психология творчества. – 1978. – 125 с.

3. Мелик-Пашаев А.А. Пушкин и психология художественного творчества. Вопросы психологии. – 1999. - № 5. – С. 14.

4. Пономарев П.А. Психология творчества. – М., 1976. – 303 с.

5. Шапарь В.Б. Психология для всех и каждого. – Ростов-на-Дону, 2002. - 448 с.

6. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М., 1978. – 49 с.

Селихова М., Горячева Ю.

Реферат

Сны и сновидения

План.

1. Сон и сновидения:

а) физиология сна;

б) история научного изучения проблемы сновидений;

в) источники сновидений;

г) забывание сновидений;

д) теории сновидений;

е) моральное чувство в сновидениях;

ж) основные особенности сновидений;

з) отношение между сновидениями и душевными заболеваниями.

2. Галлюцинации и псевдогаллюцинации.

3. Грезы и мечты

Заключение.

Современная жизнь – время хронического недосыпания. Давно известно, что сон совершенно необходим для поддержания жизни. Для человека жизнь без сна может продолжаться значительно меньше, чем без воды и пищи – не более 12 суток. Лишение сна вызывает отчетливое изменение в поведении. Лучшим доказательством необходимости сна является то, что «вечно занятое и постоянно спешащее население современных городов не смогло освободиться от этой «привычки» (Рожанский, 1954).

Цель работы – изучить основные положения исследований сна, сновидений, галлюцинаций, грез и мечтаний. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) изучить источники по проблеме; 2) сопоставить различные точки зрения на рассматриваемые вопросы; 3) рассмотреть основные формы сновидений и механизмы их протекания; 4) рассмотреть такие виды видений, как галлюцинации, грезы, мечты.

З.Фрейд в своей монографии «Толкование сновидений» рассматривает историю научного изучения проблемы сновидений и сопоставляет точки зрения различных авторов на сновидения на основе предположений, которые легли в основу психологического толкования сновидений. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. в своей книге «Фантазия и реальность» рассматривают основы характеристики сновидений, галлюцинаций, грез и мечтаний.

Л.С. Коршунова в книге «Видение и его роль в познании» описывает видение и его основные формы, в частности, мечты. Л.С. Выготский приводит концепцию психологов старой школы, в частности, - Вундта, о сновидениях и творческих видениях.

Б.В. Зейгарник рассматривает проблемы галлюцинаций и псевдогаллюцинаций в книге «Патопсихология». История научного изучения проблемы сновидений довольно сложна для изложения. Существует большое количество теорий сновидений. Первое сочинение, в котором сновидение рассматривалось как объект психологии, принадлежит Аристотелю «О сновидениях и толковании их». Аристотель заявляет, что сновидения дьявольского, а не божественного происхождения, это, однако, раскрывает его глубокий смысл. Ему знакомы различные виды сновидений, он знает, например, что сновидения превращают мелкие раздражения, наступающие во время сна, в крупные (кажется, будто идешь через огонь и горишь, когда на самом деле – лишь незначительное согревание той или другой части тела) и выводит отсюда заключение, что сновидение может обнаружить перед врачом первые, незаметные признаки начинающихся изменений в теле.

Древние до Аристотеля считали сновидения не просто продуктом грезящей души, а внушением со стороны Божества. У многих первобытных народов считалось, что во время сна душа покидает тело и отправляется путешествовать, при этом она может посетить загробное царство и встретиться с душами умерших. Будить спящего человека запрещалось, т.к. если его душа не успеет вовремя вернуться, человек умрет.

У других племен считалось, что во время сна души других людей и предметов приходят посещать спящего. В Древнем мире сны использовались для лечения (инкубация сновидений, распространенная в Месопотамии, Египте, Греции и Риме). В специальные храмы приходили паломники, чтобы после определенных ритуалов заночевать там и увидеть сон, который подсказал бы путь к исцелению от болезни или решению проблемы. Возможно, подобные посещения имели психотерапевтический эффект (вера людей), жрецы храма были не только опытными психологами, но и целителями. Еще в ΧII веке католики искали исцеления в церквях, построенных на развалинах обожествленного врача Эскулапа. Традицию «храмов сна» сейчас пытаются возродить в Великобритании.

Физиолог Будрах считал, что «…жизнь дня с ее треволнениями и переживаниями, радостями и горестями никогда не воспроизводится в сновидениях, последнее стремится скорее вырвать нас из этой жизни. Даже когда вся наша душа преисполнена одной мыслью, когда острая боль разрывает наше сердце или когда какая-либо идея поглощает целиком весь наш разум, - даже тогда сновидение оживляет нечто совершенно своеобразное, или же берет для своих комбинаций только отдельные элементы действительности, или же, наконец, входит в тон нашего настроения и символизирует действительность».

Противоположное мнение высказывали Вейгандт и Мори. «Очень часто, по-видимому, в огромном большинстве сновидений можно наблюдать, что они возвращают нас в повседневную жизнь, а вовсе не вырывают из нее» (Вейгандт). «Нам снится то, что мы видели, о чем говорили, чего желали и что делали». Следовательно, материал, образующий сновидения, происходит от реальных переживаний и во сне вспоминается, воспроизводится. Но сновидение имеет еще в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию, т.е. детские годы.

Делаж же считал, что впечатления, интенсивно владеющие бодрствующим мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении, когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план.

Рассмотрим 4 группы источников сновидений, которыми пользуются и для их классификации:

1. Внешние (объективные) чувственные раздражения.

2. Внутренние (субъективные) чувственные раздражения.

3. Внутренние (органические) физиологические раздражения.

4. Чисто психические источники раздражения.

Внешние (объективные) чувственные раздражения. Раздражения, действующие на органы чувств во время сна, проявляются в сновидениях не в своем действительном виде, а заменяются каким-либо другим представлением, находящимся с ним в каком-либо отношении. Например, раскаты грома переносят нас на поле сражения; скрип двери вызывает столь различные сновидения, и почему именно такие, а не другие, этот вопрос был разработан Штрюмпелем и Вундтом. Они полагают, что душа по отношению к таким раздражениям находится в условиях образования иллюзий. Чувственное впечатление познается и правильно истолковывается нами, т.е. включается в группу воспоминаний, и которое относится на основании всех предшествующих переживаний, если впечатление сильно, ярко и достаточно для этого времени. Если же этих условий нет налицо, то мы искажаем в нашем представлении объект, от которого проистекает впечатление, и на основании его строим иллюзию.

Внутренние (субъективные) чувственные раздражения. Субъективные чувственные раздражения не зависят от внешних случайностей. Они пригодны для толкования сновидений, когда в них есть необходимость. Но они, в отличие от объективных, недоступны наблюдению и опыту в их значении возбудителей сновидений. Главный аргумент в их сновызывающих функциях – гипнотические галлюцинации, называемые Мюллером И. «фантастическим зрительным явлением» Это чрезвычайно яркие, изменчивые образы, представляющиеся в период засыпания перед взглядом многих людей и на некоторое время продолжающихся после пробуждения. Для их возникновения необходима известная душевная пассивность, ослабление внимания. Они тождественны сновидениям. Аналогично этим образам могут гипнотически появляться затем в сновидениях.

Трембелль Лэдд считал, что изменчивый характер внутренних зрительных возбудителей в точности соответствует веренице образов, проходящих через наши сновидения.

Внутренние (органические) физические раздражения. Уже Аристотель считает, что в сновидениях человек предупреждается о начинающейся болезни, которую совершенно не замечает в бодрствующем состоянии (благодаря усилению впечатлений со стороны сновидений) и представители медицины всегда считали возможным, что сновидение может предупредить о болезнях органов. Возбудителем сновидений у целого ряда лиц является развитие расстройств внутренних органов. Частые кошмары наблюдаются у лиц, страдающих сердечной и легочной болезнями.

Психиатр Краусс полагал, что возникновение сновидений, наряду с психозом и бредовыми идеями, обусловлено органическими ощущениями, которые делятся на 2 части: 1) на общие чувства; 2) специфические ощущения, присущие главным системам вегетативных органов, в которых различают 5 групп:

Краусс описывает причину образования сновидений путем физического раздражения: ощущения, согласно закону ассоциации, вызывает родственные ему представления и вместе с ним соединяется в одно органическое целое, на которое однако, сознательно реагирует иначе, нежели чем в нормальном состоянии. Оно обращает внимание не на само ощущение, а только на сопутствующее представление, что служит одновременно и причиной того, почему такое положение вещей до сих пор не было подмечено. Краусс называет этот процесс «транссубстанцией» ощущений в сновидения.

Мурме Вольд.

1. Положение членов тела в сновидении соответствует приблизительно его положению в действительности, т.е. субъекту снится статическое состояние членов, соответственное реальному.

2. Если субъект видит во сне движение какого-либо члена своего тела, то движение это почти всегда таково, что одно из положений соответствует действительности.

3. Положение членов собственного тела в сновидениях не может быть приписываемо другому лицу.

4. Может сниться, что данное движение встречает препятствие.

5. Член тела в данном положении может в сновидении принять форму животного или чудовища, причем, между тем и другим – аналогия.

6. Положение членов тела может возбудить в сновидении образы, имеющие какое-либо к нему отношение. При движении пальцев могут сниться цифры.

Известно, что ощущение полета во сне, несомненно, обусловлено очень свободным и легким дыханием. Ощущение падения с высоты достоверно зависит от расслабления мускулатуры ног. Оно возникает при неловком положении ног, причем кровообращение в одной из них нарушено вследствие давления на большой сосуд. Чтобы восстановить равновесие, сердце вынуждено усилить работу, и с этим связано чувство страха, делающееся исходной точкой сновидения. Когда положение становится невыносимым, спящий делает резкое движение, нога скользит и получается ощущение падения, в котором и заключается сон.

Чисто психические источники раздражения. Некоторые авторы (Вундт, Тисье, Вейгандт) заявляют, что в большинстве сновидений действуют соматические раздражения и неизвестные, или же известные в качестве дневных интересов, психические возбудители.

Людям снится то, что они делали днем и что их интересует в бодрствующем состоянии. Это перенесение из бодрствования в сон интересов не только представляет собой психическую связь, соединяющую сновидения и жизнь, но приводит нас к источнику сновидений, который может объяснить происхождение всех сновидений.

Всем известно, что сновидения к утру «исчезают», хотя некоторые из них в памяти остаются чрезвычайно долгое время. Причинами забывания сновидений, по мнению Штрюмпеля, являются: 1) Сновидение забывается потому, что оно чересчур слабо; 2) Большинство сновидений представляет собой однократные переживания; 3) Сновидение лишено внутренней связи; 4) Сновидения исчезают под впечатлением наступающего дня; 5) Большинство людей мало интересуются тем, что им снится.

Две причины, дополненные Бенини: а) изменение чувства связи между сном и бодрствованием неблагоприятно для взаимной репродукции; б) иное расположение представлений в сновидениях является непереводимым для бодрствующего сознания.

Особенности запоминания сновидений: сновидения, которые утром субъект считает забытыми, могут быть восстановлены в последствии в течение дня благодаря восприятию, случайно соприкасающемуся со все же забытым содержанием сновидения (Радшитох, Тисье).

Штрюмпель: «Чрезвычайно часто бодрствующее сознание наяву включает многое в воспоминании о сновидении: субъект воображает, что ему снилось то или иное, вовсе не имевшее места в сновидении».

Рассмотрим группу теорий сновидений на основании воззрения относительно степени участия характера и психической деятельности человека в сновидении.

1. Теории, признающие, что в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрствования (Дельфеб). Здесь душа не спит, ее механизм остается в неприкосновенности, но, будучи помещена в условия, отклоняющиеся от состояния бодрствования, душа при нормальном функционировании дает другие результаты, чем в бодрствующем состоянии.

2. Теории, признающие понижение психической деятельности в сновидении – ослабление ассоциации и оскудение перерабатываемого материала. Сон простирается далеко за пределами души, он состоит не только в отделении души от внешнего мира, но и проникает, наоборот, в ее механизм и на время приводит его в негодность.

3. Теории, признающие, что в сновидении проявляется лишь часть душевной деятельности, парализованная сном, пользуются наибольшей популярностью среди врачей и вообще в научном мире.

Физиологические теории. Бинц «Это состояние (оцепенения) уже утру подходит к концу. Утоляющее вещество, скопляющееся в белом веществе мозга, становится все более значительным. Тут и там пробуждаются отдаленные группы клеток, между тем как вокруг еще все находится в состоянии оцепенения. Перед нашим тусклым сознанием выступает в этот момент изолированная работа отдельных групп, ей недостает еще контроля других частей мозга, главной сферой которого являются ассоциации. Поэтому-то образы, которые большей частью соответствуют материальным впечатлениям ближайшего прошлого, следуют друг за другом в хаотическом беспорядке. Число освобождающихся нервных клеток становится все больше, и абсурдность сновидений постепенно понижается.

Мори понимал сновидения как неполное частичное бодрствование. Возражения против этой теории встречаются уже в 1830 г. у Бурдаха. «Если признавать, что сновидение представляет собой частичное бодрствование, то этим, во-первых, не объясняется ни бодрствование, ни сон; во-вторых же, говорится только, что некоторые силы души проявляют во сне свою деятельность, а другие в это время находятся в состоянии покоя. Но это неравенство наблюдается вообще в течение всей жизни».

1866 г. Роберт считал: возбудителями сновидений никогда не становятся мысли, продуманные до конца, а всегда лишь те, которые, так сказать, копошатся в голове и незаметно или бегло проходят мимо рассудка. Сновидение представляется Роберту «Физиологическим процессом, выделения которого доводится до сознания благодаря душевной реакции… Человек, у которого была отнята способность грезить, дожжен был сойти с ума, т.к. в его мозгу скопилось бы множество непродуманных мыслей и беглых впечатлений, под бременем которых могло бы угаснуть то, что должно бы внедриться в практику в виде готового целого… Сновидение служит перегруженному мозгу своего рода предохранительным вентилем. Сновидения обладают спасительной «разгружающей силой». Источник сновидений лежит в самой душе, в ее перегружении».

4. Теории, приписывающие грезящей душе способность и склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрствующем состоянии либо совсем не способна, либо способна в очень незначительной степени.

Шернер (1861) считал, что физические раздражения дают душе материал, который она использует в своих фантастических целях. Фантазия в сновидениях обладает излюбленным символом для организации во всем его целом. Символ этот – дом. Например, в сновидении, вызванном головной болью, потолок комнаты (который представляется покрытым пауками), может символизировать собой голову. Различные другие предметы употребляются для изображения частей тела, посылающих раздражения (легкие – раскаленная печь с бушующим ярким пламенем, сердце – пустые коробки и ящики).

Психологи старой школы, в частности Вундт, считали, что каждый элемент сновидений – это впечатление, которое было пережито сознанием в состоянии бодрствования, и фантастические комбинации элементов сновидения – это их своеобразные сочетания. А совершенно своеобразные сочетания элементов возникает потому, что наше сознание не воспринимает органами чувств внешние раздражения, все они доходят до него в искаженном виде, но оно воспринимает ряд внутриорганических раздражений.

Психоаналитические теории сновидений. Для Фрейда сновидения – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному (детскому) состоянию. В сновидении находят отражения наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. Фрейд различал сновидения желания, страшные сновидения и сновидения наказания. Фрейд различал скрытые мысли сновидения и его явное содержание. Скрытые мысли сновидения недоступны сознанию видевшего сон, они бессознательны. Перевод скрытого в явное – работа сновидения. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смешения, превращения мыслей в зрительные образы вторичной обработки. Благодаря этим механизмам сновидение может искажаться, выглядеть странным, абсурдным и непонятным. Такому искажению способствует цензура сновидений, которая отвечает, по мнению Фрейда, за различные проблемы и пропуски в сновидениях, модификацию и перегруппировку его материала.

А. Адлер считал, что сновидение вовсе не стремится вернуться в прошлое, как полагал Фрейд. Оно устремлено вперед и нацелено на решение некой задачи. Сновидение не является царской дорогой к бессознательному, поскольку не противоположно бодрствующему сознанию. Между сознательным и бессознательным нет никакой противоположности. Для К. Юнга сновидения – это трансцендентальное, т.е. выходящее за пределы человека послание. Оно наделено функцией связи между сознательными и бессознательными процессами. Кроме того, сновидение включает в себя предвосхищающие функции. Оно нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидениях является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.

В понимании Э. Фромма сновидение обладает двойственными функциями. При отсутствии контакта с реальностью в сновидении проявляется как самое плохое, так и самое хорошее, что имеется в человеке. В нем человек может быть неразумнее, мудрее и нравственнее, чем когда бодрствует. Для Фрейда сновидение иррационально по своей природе. Согласно Юнгу сновидение является откровением высшего разума. С точки зрения Фромма, в сновидении проявляется и то, и другое.

Активационно-синтетическая модель сновидений, предложенная Р. Маком Карлей и Дж. А. Гобсоном (1977), противоречит теории Фрейда. Сновидения не имеют никакого смысла и значения, а являются хаотическими несвязанными образами, вызываемыми остаточными последствиями дневной работы мозга. Следовательно, можно сделать вывод о том, что существует огромное количество теорий сновидений. Но в этих теориях нельзя заметить прогресса, т.к. каждый новый автор начинает изучение вопроса сызнова.

Моральные чувства в сновидениях. Радештох: «Необходимо принять во внимание, что ход ассоциаций в сновидениях и соединение представлений происходит без участия рассудка, эстетического вкуса и моральной оценки; в лучшем случае, оценка слаба и налицо полное этическое безразличие».

В резком противоречии – высказывание Шопенгауэра, который говорит, что каждый действует в сновидении в полном согласии со своим характером. Гильденбрандт. «Чем чище жизнь, тем чище сновидения, чем позорнее первая, тем позорнее вторая». Сновидение дает возможность заглянуть в глубины и сокровенные уголки нашего существа, которое в бодрствующем состоянии остаются для нас закрытыми.

Главная особенность сновидений – явления, переводящие в состояние сна. Бодрствующее состояние – мышление совершается посредством понятий, сновидение же мыслит образами. Сновидение мыслит преимущественно зрительными образами, хотя и оперирует слуховыми восприятиями и восприятиями других органов чувств. Из этих образов сновидение создает ситуацию. В сновидении субъект, как ему кажется, не мыслит, а переживает. Критическое сомнение, что пережито не было ничего, а лишь продумано в своеобразной форме сновидения, появляется лишь по пробуждении.

Бурдах: «К существенным признакам сновидений относятся: а) то, что субъективная деятельность нашей души представляется объектом: субъект так воспринимает продукты фантазии, точно они – чувственные ощущения; б) сон является уничтожением самостоятельности. Поэтому сон требует известной пассивности… Сновидение обусловливается понижением власти субъекта «над сами собою».

Дельфеб: «Мы верим в реальность содержания сновидений, потому что во сне не имеем других впечатлений, которые служили бы для сравнения, и потому, что мы совершенно отделены от внешнего мира. Законы ассоциации, по которым соединяются представления, относятся и к сновидению. Наиболее крупное психическое действие человека, сохраняющееся в сновидении, - память».

Шабанэ: «Сновидение способно продолжить интеллектуальную работу дня и довести ее до конечного результата; оно может разрешать сомнения и проблемы и для поэтов и композиторов – источник вдохновения. Пример: Менделеев, химик Кекуле. Формула молекулы бензола. Тартани. Соната «Трель Дьявола». Завершение Державиным оды «Бог».

Отношения между сновидениями и душевными заболеваниями. Гонбаум считает, что 1-я вспышка безумия проявляется зачастую в страшных кошмарных сновидениях, что главенствующая мысль находится в связи с этим сновидением. Томайэр обращает внимание на сновидения о страхе, которые должны считаться эквивалентными эпилептическим припадкам. Особенно часто в случаях выздоровления от душевных болезней наблюдается, что при совершенно здоровом состоянии днем сновидения носят характер психоза. Относительно изменений, которые претерпевает сновидение при душевной болезни, до сих пор известно мало достоверного. В отличие от него, внутреннее сродство между сновидением и душевным расстройством проявляется в полном совпадении обоих явлений, снискало себе уже давно внимание ученых. Краусс: «Безумие есть сновидение в бодрствующем состоянии». Вундт: «И действительно, в сновидениях мы можем пережить почти все явления, наблюдаемые нами в домах для умалишенных».

Признаки, на основании которых проводится это сходство (Спита, Мори): 1) исчезновение самосознания, вследствие этого неосознание состояния как такового, т.е. невозможность удивления, отсутствие морального сознания; 2) изменение восприимчивости органов чувств – понижение в сновидении и чрезвычайное повышение при душевном расстройстве; 3) соединение представлений между собой исключительно по законам ассоциации и репродукции, т.е. автоматическое образование ряда, отсюда непропорциональность отношений между представлениями (преувеличения, фантазмы); 4) изменения личности, а иногда – свойств характера (извращения). Грезингер считал, что осуществление желаний – это элемент, общий для сновидений и психоза.

Медицинская теория сновидений выдвигает положение, что сновидения и душевные расстройства совпадают.

С физиологической точки зрения, сон – совокупность двух чередующихся фаз, которые получили название «медленного» и «быстрого» сна (парадоксальный). В фазе «медленного» сна изменяются вегетативные и моторные показатели: снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сердечный ритм. Во время «быстрого» сна резко падает активность мышц шеи, появляются физические явления в виде быстрого движения глаз, подергивания мышц лица, конечностей, нарушения регулярности ритма дыхания, подъем артериального давления. При пробуждении от «медленного» сна человек часто не примечает сновидения, т.к. сновидения в данной фазе напоминают мысли, рассуждения. В период «медленного» сна может возникнуть снохождение (сомнамбулизм), сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения они не помнят. После «быстрого» сна человек в 75 – 90 % случаев сообщает о сновидениях с элементами нереальности, фантастичности. Две фазы сна образуют цикл длительностью 60 – 90 минут, повторяющиеся в естественном ночном сне 4 -5 раз. У нормального человека на «быстрый» сон приходится ≈ 20 % всего периода. Длительность фаз «быстрого» сна к утру увеличивается, а «медленного» уменьшается.

При общем лишении сна сначала восстанавливается «медленный», а затем «быстрый» сон. Сон способствует восстановлению функции соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации. Следовательно, сон – это периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующиеся значительным обездвижением и отключением от сенсорных воздействий внешнего мира. У человека во сне – угнетение осознаваемой психической активности. Сновидения – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительные модальности, регулярно возникающие во время сна в фазе «быстрого» сна.

Рассмотрим галлюцинации и псевдогаллюцинации в рамках патопсихологии. Галлюцинации – один из наиболее часто встречающихся симптомов расстройства восприятия при душевных заболеваниях. Галлюцинациями в психиатрии называют ложное восприятие. Больные видят образы, предметы, которых нет, слышат разговоры, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности нет. Галлюцинации могут быть разной модальности. Психиатры считают, что галлюцинации возникают без наличия раздражений. При иллюзорном восприятии имеется раздражитель, но у больного возникает его искаженное восприятие. В зависимости от наличия или отсутствия раздражителя обманы чувств относятся к категории иллюзий или галлюцинаций.

Страница 35 из 42

Этапы и механизмы творческой деятельности.

Многие представители творческих профессий - ученые, изоб­ретатели, писатели - отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение пробле­мы приходитвнезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами сверхсозна­ния (Симонов П.В., 1975). Если сознание вооружено речью, математическими формулами и образами художественных произведе­ний, то язык сверхсознания - это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

Выделяют три основных этапа творческого процесса:

Замысел, рождение догадки;

Генерацию различных гипотез, включая самые фан­тастические, для объяснения данного явления;

Критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы воз­никают в виде переживания, чувствования, что выбранное направ­ление - то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решаю­щая роль принадлежит чувству, интуиции - языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде рас­плывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появления догадки, озарения - ка­жущаяся, так как она является следствием интенсивной мысли­тельной работы человека, поглощенного увлекающей его пробле­мой или художественным произведением.

Творчество - создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловле­но работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире - новые мыс­ли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональ­ным переживанием и сама является эмоциональным подкреплениeм. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровож­дается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памя­ти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществля­ется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознан­ными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка - на уровне сознания.

Творчество связано с развитием потребности в познании, в по­лучении новой информации, которая достигается в процессе ори­ентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определен­ной порции информации.

Творческое мышление - это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступаю­щей актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги.

Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития твор­ческого потенциала человека.

Творчество в современном понимании, это создание нового, оригинального, не создаваемого ранее, значимого для самого человека и для развития общества. Взрослый художник решает эти задачи соответственно профилю, отражает мир и человеческие отношения, так как он их лично воспринимает и понимает.

Детское изобразительное творчество не имеет существенного значения для общества, но сильно влияет на развитие определенных личностных качеств: самостоятельности, внимания, творческого отношения к окружающему миру; от их развития зависит будущее ребенка, его жизнь в обществе. Развитие детского творчества – актуальная проблема педагогики.

Ребенок создает продукт творчества значимый для него, как средства познания себя и окружающего мира.

Для взрослых значимость детского творчества в том, что мы изучаем способности ребенка и его развитие. Современная проблема развития детского творчества заключается в социальных проблемах общества, в заботе государства о создании целой системы учреждений, начиная с раннего возраста и заканчивая школой, разработкой специальных методик по развитию детского творчества, оптимально воздействующих на механизмы развития творчества. Критерии творчества (Ветлугиной).

3 группы художественного творчества:

1.Показатели отношения к деятельности, интересы и способности.

Главное - развернутое воображение, специальные художественные способности, мотивы деятельности.

2.Показатели творчества и способов творческих действий.

Главное - самостоятельное видоизменение способа действия, поиск нового, быстрота реакции.

3.Показатели качества детской продукции.

Главное - нахождение адекватных средств, для создания выразительного образа, индивидуальный почерк, изобразительная грамотность.

Большинство показателей проявляются в деятельности детей, и требует внимания, методического развития, создания условий для творческого роста ребенка.

1 условие - широкий подход к решению проблемы «творчество - стиль жизни»

2 условие - создание интересной полной информации жизни в ДОО и семье: обогащение впечатлениями, развитие эмоционального опыта и воображения.

3 условие - изучение изобразительного искусства как источника изобразительного опыта, формирование способности откликаться эмоционально на классическое изображение.

4 условие - активное присвоение опыта (мотивы, способы изображения), наличие гибких вариативных навыков, обогащенных развитием изобразительных умений.

5 условие - формирование мотивов подводящих к творческой деятельности.

6 условие - комплекс и система методов в цепочке - восприятие проблемной ситуации, выделение задачи, отсутствие готовых средств ее решения, поиск.

7 условие - учет индивидуальных способностей ребенка.

Этапы творческого акта.

1. Замысливание.

2. Поиск способов и средств реализации замысла.

3. Собственно изобразительная деятельность.

4. Контроль и оценка результата.

Своеобразие творчества каждого человека. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Индивидуальный подход в развитии творчества каждого ребенка.

Краткое описание

К сожалению, между огромным значением технического творчества и тем вниманием, которое до сих пор уделялось ему в психологической науке, имеется очевидный разрыв. Достаточно сказать, что единственная монография по этому вопросу в советской психологической литературе - книга П.М. Якобсона "Процесс творческой работы изобретателя" - была опубликована еще в 1934 г. В связи с отсутствием других исследований книга П.М. Якобсона, несмотря на неверные исходные положения автора, оказала и продолжает оказывать серьёзное влияние на изложение вопросов психологии технического творчества в курсах общей психологии, в монографиях, посвященных организации труда научных работников, и, наконец, в научно-популярной литературе.

Введение……………………………………………………………3
Этапы творческой деятельности……………………………….4
Этапы творческой деятельности при создании нового технического
объекта………………………………………………………………………..6
Вывод………………………………………………………………………...20
Список используемой литературы…………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Помимо трансформации постановки задачи, возможны и другие пути выхода из тупика при ее решении. Чаще всего изобретатели в этих случаях используют:

  • подбор новых методов решения из арсенала методики изобретательства (библиотеки эвристических методов средств решения изобретательских задач);
  • мысленные попытки решения задачи наименее вероятными методами, традиционно применяемыми для решения изобретательских задач в других, очень отдаленных областях (например, попытка применения в области радиотехники принципов, используемых для селекции новых пород скота);
  • организацию коллективного генерирования идей с привлечением специалистов различных областей и лиц, не осведомленных в данном вопросе;
  • изображение проблемной ситуации с помощью диаграмм потока с указанием последовательности шагов и структуры процесса, точек принципиально возможных решений или элементов процесса;
  • актуализацию опыта прошлого. При этом отыскивают сведения и методы решения аналогичных и инвертированных задач в прошлом, рассматривают на уровне современных знаний и возможностей старые, не внедренные патенты и привилегии, отвергнутые проекты;
  • попытки извлечения пользы из побочных результатов неудачных мысленных проб;
  • дробление общественных потребностей на субпотребности с последующим созданием отдельного технического объекта для удовлетворения каждой из субпотребностей;
  • поиск новых, не замеченных связей между компонентами задачи и элементами предполагаемого технического объекта. Особое внимание обращают на анализ малозначительных, на первый взгляд, связей и условий;
  • временную дефакторизацию задачи и создаваемых объектов путем отказа от качественной определенности объектов с сохранением присущих им отношений или путем отказа от некоторых отношений с сохранением качественной определенности;
  • попытки установить условия, при которых решение оказалось бы нецелесообразным, с целью выяснить возможности отказаться от самой задачи или заменить ее другой для достижения той же общей цели;
  • сбор заведомо нелепых идей для решения данной или инвертированной задачи с последующим анализом возможности их использования;
  • временное прекращение поисков. Это создает психологическую возможность для возникновения догадки и позволяет посмотреть на задачу свежим взглядом.

Стадия реализации решения характеризуется техническим, эстетическим и правовым оформлением решения изобретательской задачи, конкретизацией его и внесением дополнительных изменений. На этой стадии осуществляется опытная проверка решения, оно получает научно-техническое и экономическое обоснование, в него вносятся поправки, подсказанные практикой, решение внедряется и получает дальнейшее развитие. В некоторых случаях к этой стадии можно отнести и расширение области первоначально намеченного применения изобретения.

Стадия реализации изобретательской задачи, по мнению П. К. Энгельмейера, является чисто ремесленной и не требует творческой работы изобретателя. К этой же стадии Н. Д Левитов относит проверку изобретения и различные доработки, являющиеся результатом такой проверки. С. М. Василейский включает в эту стадию развернутое техническое и экономическое обоснование достигнутого результата, основные чертежные и манипулятивные операции.

Трактование последней стадии творческого процесса как чисто ремесленной противоречит современному представлению о творческом процессе изобретательства. Сколь оригинальным и четким ни было бы принципиальное решение задачи, одними размышлениями и благими намерениями, без практических действий - экономического обоснования, изготовления и проверки опытного образца, проведения лабораторных и других испытаний - трудно создать пригодное изобретение. Операции по реализации изобретения содержат творческие элементы. На этой стадии нередко существенно изменяется и дополняется первоначальное решение. Патентоведам хорошо знакомы затруднения, возникающие в случае, если заявка на изобретение подана до его экспериментальной проверки.

Отстранение изобретателя от участия в завершающей стадии процесса создания изобретения, которое случается нередко, приводит обычно к удручающим результатам. Известный изобретатель Р. Дизель считал изобретением только реализованное решение. Советский изобретатель В. И. Мухачев предложил правило, в соответствии с которым изобретатель, решивший творческую задачу, должен участвовать в реализации своего изобретения. Участие изобретателя в стадии реализации решения расширяет его кругозор, укрепляет связи с практикой, обогащает творческий опыт. Единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон во всякой деятельности людей и, в частности, в создании новой техники. Быть творческим человеком означает больше, чем иметь определенные черты. Это означает вести себя творчески, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Короче говоря, это означает демонстрировать навыки в применении творческого процесса. Хотя авторитеты расходятся во мнениях относительно количества этапов в этом процессе: одни говорят о трех, другие - о четырех, пяти или семи, - эти расхождения не касаются принципиальных вещей. Они состоят лишь в том, объединять ли действия под одним заголовком или несколькими. Относительно основных обсуждаемых действий существенных расхождений нет.

Для облегчения запоминания и удобства применения мы будем рассматривать творческий процесс как состоящий из четырех этапов: поиск задач, формулирование конкретной проблемы или конкретного спорного вопроса, их исследование и создание набора идей. Каждый из этих этапов будет предметом отдельного урока, но краткий обзор всего процесса позволит вам начать применять его уже прямо сейчас.

Первый этап: Поиск задач

Сущность творчества заключается в том, чтобы подходить к задачам, опираясь на воображение, оригинально и эффективно. Часто необходимость искать задачи отсутствует; они встают перед вами в форме очевидных проблем и спорных вопросов. Например, если ваш сосед по комнате в общежитии каждый день возвращается домой в два или три часа ночи, шумно заходит и начинает разговаривать с вами, когда вы пытаетесь заснуть, вам не нужно быть очень проницательным, чтобы понять, что у вас проблема. Или если вы окажитесь в гуще яростных дебатов о том, является ли аборт убийством, никому не нужно говорить вам, что вы будете высказываться по спорному вопросу. Однако не все задачи столь очевидны. Иногда проблемы и спорные вопросы настолько мелкие и малозаметные, что только очень немногие люди обращают на них внимание; в других случаях никаких проблем и спорных вопросов нет вообще, а есть только возможность улучшить существующее положение. Такие задачи не вызовут у вас сильных эмоций, поэтому вы и не найдете их, если будете просто сидеть и ждать - вы должны их искать.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи - не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что вы можете применить творческий подход только в ответ на задачи, которые вы осознаете.

Второй этап: Формулирование проблемы или спорного вопроса.

Цель этого этапа - найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям36. «Правильно сформулированная проблема, - отмечал Генри Хэзлитт, - наполовину решена». Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок. Одна из самых распространенных ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами - это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли.

Возьмем упомянутого ранее заключенного, когда тот обдумывал, как ему сбежать из тюрьмы. Его первая формулировка проблемы, по-видимому, была такой: «Как мне достать пистолет и, отстреливаясь, выбраться отсюда?» или: «Как мне спровоцировать охранников открыть мою камеру, чтобы я смог их обезоружить?» Если бы он остановился на этой формулировке, он до сих пор оставался бы там, где и был. Его изощренный план побега мог родиться только в ответ на вопрос: «Как мне распилить решетку без пилы?»

Часто после формулирования проблемы или спорного вопроса многими способами вы не сможете решить, какая формулировка самая лучшая. Если так и случится, отложите решение до тех пор, пока работа на следующих этапах процесса не позволит вам принять окончательное решение.

Третий этап: Исследование проблемы или спорного вопроса

Цель этого этапа - получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. В некоторых случаях это будет означать всего лишь поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения данной проблемы. В других потребуется получить новую информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования. (В случае того заключенного это означало внимательно изучить все доступные места и предметы в тюрьме.)

Четвертый этап: Создание идей

Цель этого этапа - произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить или какое мнение принять. На этом этапе часто встречаются два препятствия. Первое - это часто неосознаваемая склонность ограничивать свои идеи обычными, знакомыми, традиционными реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Боритесь с этой склонностью, помня, что, какими бы чуждыми и неподходящими ни казались реакции последнего вида, именно в этих реакциях проявляется творчество.

Второе препятствие - это соблазн слишком поспешно прервать процесс создания идей. Как мы увидим в следующих уроках, исследования показали, что чем дольше вы продолжаете создавать идеи, тем выше вероятность того, что вы создадите стоящие идеи. Или, как пишет один

Остался последний вопрос, который следует прояснить, прежде чем вы будете готовы начать практиковаться в творческом процессе: как узнать, что вы нашли творческую идею? По каким характеристикам вы сумеете отличить ее от других идей? Творческая идея - это идея, которая и опирается на воображение, и эффективна. Второе качество не менее важно, чем первое. Недостаточно, чтобы идея была необычна. Если бы это было так, то самые странные, самые эксцентричные идеи были бы и самими творческими. Нет, чтобы быть творческой, идея должна «работать», должна решать проблему или прояснять спорный вопрос, на который она отвечает. Творческая идея не должна быть просто необыкновенной - она должна быть необыкновенно хороша. Вот стандарт, который вы должны применять, когда обдумываете идеи, которые создали.

Когда вы создали большое количество идей, решите, какая вам кажется самой лучшей. Иногда это будет одна-единственная идея; в других случаях - сочетание двух идей или больше. На этом этапе ваше решение должно иметь предварительный характер. В противном случае у вас появится сильное желание отказаться от важного процесса критического мышления, с помощью которого идеи оцениваются. Основные принципы и этапы творческой деятельности по созданию нового продукта

Основной задачей этапа генерации идей является создание современных конкурентоспособных товаров, которые по своим технико-экономическим показателями и технологическим исполнению отвечают высшим научно-техническим достижениям, удовлетворяют нужды потребителей. Разрабатывая идеи нового продукта необходимо руководствоваться требованиями наибольшей безопасности, экономической целесообразности и полного соответствия функций изделия условиям окружения. Это правило распространяется на все изделия независимо от того являются ли они составной частью товара, или готовым товаром.

Требования наибольшей безопасности связаны с предпосылкой, согласно которой любому изделию - объекту производства и эксплуатации (использования) - должны быть присущи необходимые свойства, максимально исключающие вредное влияние на человека и окружающую среду. Принимая во внимание значительное повышение требований потребителей к безопасному потреблению товаров, выгоднее руководствоваться требованиями абсолютной безопасности.

Требования экономической целесообразности предусматривают, что основные параметры и конструкция изделия должны обеспечивать высокий уровень его эффективности как объекта производства и эксплуатации (использование). Полезный эффект от использования изделия по назначению соответственно установленным режимам эксплуатации должен обеспечиваться минимально необходимыми расходами трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Не меньшее значение на современном этапе научно-технического развития мирового промышленного производства имеет соблюдение требований полного соответствия функциям, выполняемым изделием, условиям окружающей среды. В этом случае речь идет о том, что функциональные свойства изделия должны обязательно отвечать уровню параметров внешней среды и диапазона их изменений. Необходимо также достичь полного согласования этих свойств с параметрами среды, если последние имеют высокую динамичность и стохастичность. Выполнение всех этих предпосылок нуждается в напряженной творческой деятельности.

Процесс творческой деятельности осуществляется в органическом объединении стадий:

  • подготовка;
  • замысел;
  • поиск;
  • реализация;

Все стадии творческого процесса базируются на информационном, методическом и техническом обеспечении. Информационное обеспечение включает базу знаний, банк данных прогнозов, патентов, стандартов, справок.

С методическим обеспечением отождествляют совокупность методов решения изобретательских, стандартизацонных и оптимизационных задач. К техническому обеспечению относят средства вычислительной техники, системы автоматизированного проектирования, программно-технические комплексы. В процессе творческой деятельности стадия подготовки к научному поиску предусматривает: накопление необходимых исходных знаний; предшествующую систематизацию фактов в изучаемой области развития науки и техники, интеллектуально-творческую подготовку личности к поиску идей. Со стадией замысла связывают изучение нерешенной проблемной ситуации и определение проблемы для дальнейшего ее решения. С этой целью изучают имеющуюся научно-техническую информацию и формулируют главную задачу поиска; выясняют центральный вопрос (фокальная точка задачи), требующей решения; устанавливают необходимые требования и существенные ограничения; разрабатывают план поиска решения. Особое внимание уделяют изучению условий возникновения и опыта решения аналогичных задач на разных этапах развития науки и техники.

Существует множество подходов к выделению этапов (стадий, фаз) творческого процесса. Среди отечественных ученых еще Б. А. Лезин (1907) попытался выделить эти этапы. Он писал о наличии трех стадий: труда, бессознательной работы и вдохновения.

А. М. Блох (1920) тоже говорил о трех этапах: 1) возникновение идеи (гипотезы, замысла); 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.

Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923) традиционно выделил три этапа с несколько иным содержанием: 1) накопление фактов путем наблюдения и экспериментов; 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.

П. М. Якобсон (1934) творческий процесс изобретателя подразделил на семь стадий: 1) период интеллектуальной готовности; 2) усмотрение проблемы; 3) зарождение идеи – формулировка задачи; 4) поиск решения; 5) получение принципа изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление и развертывание изобретения.

Подводя итог этим исследованиям, Я. А. Пономарев пишет: «При сопоставлении такого рода работ обнаруживаются, что общее явно преобладает. Всюду выделяются последовательно сменяющие друг друга фазы: 1) осознание проблемы; 2) ее разрешение; 3) проверка.

Как происходит процесс художественного творчества? (Процесс идеального моделирования в процессе создания произведений искусства (по М.Я. Дранкову)

Творческий процесс создания художественного произведения делится на 4-ре фазы:

1. Фаза сбора и обобщения жизненного материала. Период постижения современного и всеобщего бытия из различных источников жизни, науки и искусства, интерес к судьбам людей, их характерам и др. На этом этапе художник начинает ощущать себя в субъективном мире своего персонажа и живет его мыслями и судьбой. Наблюдение за людьми само по себе представляется законченным актом творческого процесса. Непроизвольная, эмоциональная заинтересованность, жажда познания, богатый и многообразный психологический опыт, мышление и воображение художника сообщают его наблюдательности интуитивную проницательность. Воспринимая в очертаниях и состояниях внешнего облика, походки, жестов душевные движения данного человека, художник улавливает и сущность его внутреннего мира, пережитое, а иногда и его профессию. Момент такого творческого наблюдения раскрывается в признании С. Цвейга: «Сам того не осознавая, и не желая, я уже отождествлял себя с этим воришкой, в какой-то мере уже влез в его кожу, вселился в его руки, из стороннего наблюдателя стал в душе его сообщником… я, к собственному удивлению, уже рассматривал всех прохожих с одной точки зрения: какой интерес они представляют для жулика».


2. Фаза кристаллизации замыслов и моделирования характеров персонажей. Она начинается с поиска проблем, наиболее значимых для большинства людей и общества в целом. Включение этой проблемы в идею будущего произведения усиливает эмоциональное начало произведения. Идея обрастает событиями, характерами, судьбами, выстраивается логика бытия персонажей. Постепенно вырисовываются первые контуры внутреннего мира персонажей, постигается их суть и логика ведущих черт их характеров. Далее осуществляется тончайшая разработка их отношений друг к другу и состояний их внутреннего мира. Постепенно художник обретает способность мыслить от образа и рисовать во внутреннем зрении картины его внутреннего мира. «Научитесь думать, как он, воспитайте в себе его образ мыслей, - учил Хмелев, - без этого вы никогда не пробьетесь к характеру».

3. Фаза воплощения внешнего образа персонажа и внутреннего видения всего содержания произведения. На этом этапе внутренний мир персонажа приобретает видимую форму образа живого человека с определенным характером, настроением и внешностью. С того момента, когда персонажи проявляются во внутреннем видении, и начинается ощутимое творчество. «Когда я пишу, - рассказывал автору этих строк Эдуардо де Филиппо, - я вижу своих героев и слышу их голоса. Это в тот момент, когда все в них становится правдивым, когда я слышу очень четко интонации их голоса. Это как будто спектакль, идеально поставленный. Именно то представление, которое я имею в виду, когда ставлю определенную сцену».

4. Перевоплощение - это процесс оживления идеальных моделей-персонажей, благодаря которому последние становятся способными к самостоятельно жизни в воображении художника. Перевоплощаясь, художник ощущает себя тем человеком, которого он создал. . «Вначале, после первой читки, - вспоминает Хмелев, - этот образ стоит около меня, но он еще не во мне, я смотрю на него, и он на меня смотрит, а потом я его забываю как бы на некоторое время, пока он не переходил в меня, и уже становлюсь им; я вижу этот образ тогда в самом себе, и, несмотря на то, что он во мне, рождается внутри, он продолжает быть и рядом со мной». перевоплощение в искусстве не исключает творческого и эстетического контроля художника. Его сознание как бы раздваивается на две сферы. Одна из них воссоздает образ и живет им. Другая наблюдает и творит его со стороны.

После первого цикла моделирования может последовать второй, третий… Вновь собирается жизненный материал, обогащаются и переосмысливаются характеры. И видение другое, и перевоплощение более совершенное. Так продолжается, пока художник не ощутит относительной готовности идеального содержания и формы к воплощению в материале искусства.

Благодаря взаимодействию всех творческих сил художника на каждой фазе процесса моделирования образ персонажа возникает не последовательно по частям, но одновременно, как целостная личность живого человека.

Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса. Она отмечала, что этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника, однако, развиваясь, он развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Отсутствие предварительного замысла - это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка - рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры.

Г.Г. Григорьева говорила о том, что умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появится в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи. В деятельности дошкольника есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа. Таким образом, Г.Г. Григорьева выделяет, что в изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

В творческой деятельности ребенка Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

1. Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

Исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу 4 года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина? С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

2. Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому. Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы "выставляются в магазине", чтобы кукла или несколько кукол могли "выбрать" понравившееся.