Какие травы собирают в ночь ивана купалы. В ночь на ивана купала можно собрать волшебные травы. Народные традиции на Ивана Купала - сбор трав на Ивана Купала

Купальская ночь всегда была наделена особой магией. В ночь с 6 на 7 июля, кажется, даже в воздухе витает дух магии и колдовства. Издавна об этом знали травники и умело пользовались. Ведь особая сила пронизывает в этот день травы и коренья, дарит им лечебные свойства, которые способны исцелять самые тяжкие недуги.

© DepositPhotos

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе о магии купальских трав: какие растения нужно собрать в этот день и какие недуги они лечат.

Целебные травы

Сбор трав для знахарей был особым действом, в котором нужно было соблюсти множество правил. Большая часть из них направлялась на защиту от злых сил, ведь считалось, что им не нравится, когда знахари собирают целебные травы. На какие только ухищрения не шли целители, чтобы нечисть не трогала их: от чтения молитв до сбора трав нагишом.

Другая часть ритуалов была связана с благодарением. Срывая растения, непременно нужно поблагодарить матушку-природу за разрешение воспользоваться ее дарами. Современному человеку всё это может показаться сказками, но многие знахари и сейчас верят в магическую силу купальских трав. Луга уже покрыты травами, значит, пришло время их собирать. Давай посмотрим, что же именно нужно собрать в свою корзину.

  • Иван-да-марья
    Конечно, трав есть великое множество, но мы расскажем лишь о самых ценных. Одним из таких растений всегда был цветок иван-да-марья . С ним связана очень трагичная история. Брат Иван и сестра Марья полюбили друг друга, не зная о своем родстве. Когда же узнали всю правду, жизнь им стала не мила. Иван (желтый цветок) от отчаянья бросился в огонь, а Марья (синий цветок) утопилась.

    От того люди на Ивана Купала и зажигают костры, вспоминая Ивана, и купаются в реке в честь Марьи. Это растение неразрывно связано с летним праздником. Вот и заготовить на год его нужно именно в этот день. Опытные травницы всегда в первую очередь собирали именно иван-да-марью, а не окутанный легендами папоротник.

    Свежевыжатый сок растения улучшает слух и память. Цветы защищают дом от злых сил, а людей - от сглаза. При головной боли пьют такой отвар: 20 г травы заливают 200 мл воды комнатной температуры, после надо прокипятить 15 минут и дать настояться. Принимать по одной столовой ложке 3–4 раза в день. Или же смочи ткань в отваре и приложи к голове.

    Ко всему прочему отвар из растения служит хорошей профилактикой атеросклероза и аритмии. Используется как кровоочистительное средство. Можно использовать для наружного применения как антисептик.

  • Любисток
    Это славное растение придет на помощь при подагре и ревматизме: 5 г высушенных корней вари 10–15 минут на слабом огне, после дай настояться 2–3 часа, процеди. Принимай по столовой ложке за 30 минут до еды.

    Корни растения используются как приправа для разнообразных блюд. Если использовать его для приготовления пищи постоянно, наладятся обменные и пищеварительные процессы в организме. Собранный в купальскую ночь любисток имеет свойство залечивать раны.

  • Плакун-трава
    В народе считается одной из магических трав и наделена множеством целебных свойств. У нее несколько названий: дербенник, плакун-корень, божья трава. Время цветения наступает в начале июля. Известна трава своими кровоостанавливающими и успокоительными свойствами.

  • Полынь
    Растение с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также для лечения. Раньше девушки собирали полынь с самого утра на Ивана Купала и привязывали к поясу или вплетали в косу, чтобы уберечься от нечистой силы. С ее помощью люди защищали и свои дома, раскладывая на крыше листья лопуха, полынь и ветки ольхи.

  • Крапива
    Еще один сильный оберег от русалок, колдунов и прочей нечисти. Крапиву раскладывали на окнах, на порогах домов, вешали на дверях, чтобы защитить дом. А перед купанием в Иванов день бросали крапиву в воду для защиты от русалок.

    Крапива помогает при ревматизме: нужно нажалить больное место жгучим растением. Еще из крапивы можно приготовить зубной порошок, который сделает твои зубы крепкими, а улыбку сияющей.

  • Все эти растения целебны и в другое время, не только в купальскую ночь. Просто считается, что энергия праздника напитывает их и дает особую силу. Таким образом они полностью раскрывают свой потенциал. Если ты любишь собирать травы, то день Ивана Купала - идеальное для этого время. Используй магию этого дня на полную!

    А веришь ли ты в магию купальской ночи ? Расскажи в комментариях.

    Иван Купала – праздник середины лета с древними традициями и обычаями. В этот день на Руси купались в озерах и реках, прыгали через костры и собирали целебные травы.

    История праздника

    До крещения славяне праздновали день летнего солнцестояния Купало или Солнцеворот – «поворот» солнца на убыль, который в 2019 году приходится на 21 июня.

    С принятием христианства праздник приурочили к рождеству Иоанна Крестителя, который отмечается 7 июля, а дата празднования перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием. Название праздника «Иван Купала» связано с еще одним именем Иоанна Крестителя – Купатель.

    Ритуальное омовение водой и очищение огнем – главные традиции Иванова дня.

    Традиции и обряды в ночь накануне Ивана Купалы

    Ночь накануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся в этот день, связаны с огнем, травами и водой: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купаться, собирать травы, плести венки и гадать.

    На Купалу ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, лешие и водяные становятся особенно опасными, поэтому спать в эту ночь нельзя.

    Купания в озерах и реках

    Одна из главных традиций праздника — купание в озерах и реках. Вода в водоемах на Купалу становится целебной, приобретает особые, магические свойства.

    Кроме того, в купальскую ночь из озер и рек выходят русалки и водяные, поэтому до 2 августа, Ильина дня, можно купаться без опаски.

    На рассвете принято было умываться утренней росой.

    Очищающий огонь

    На закате разжигали костры у реки или на высоком холме, водили хороводы, пели песни, плясали, играли в игры. Славяне верили, что на Купалу огонь приобретает целительную очищающую силу, снимает порчу и отгоняет нечисть.

    В ночь накануне Иванова дня выбирали себе пару. Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет – тот будет счастливее.

    Целебные травы

    Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти.

    Ивановские травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими весь год.

    Один из символов Иванова дня – цветок Иван-да-Марья. По старинному поверью, сок, выжатый из этого растения, возвращает слух и потерянный ум. Собранные в купальскую ночь цветы Иван-да-Марьи клали в углы комнат для того, чтобы воры не входили в дом.

    Большой силой для защиты от нечисти обладала полынь: ее сушили и развешивали в доме, вплетали в венки и носили на поясе. Для отпугивания ведьм, которые становились особо опасными в Иванову ночь, раскладывали на пороге и подоконниках в доме крапиву.

    Цветок папоротника

    По легенде, в ночь накануне Ивана Купалы расцветает папоротник: из центра куста показывается цветочная стрелка с бутоном, похожим на горячий уголь, а ровно в полночь на мгновение показывается огненный цветок. Если его сорвать – можно приобрести способность видеть клады, зарытые в земле, понимать язык животных, открывать все замки, просто приложив к ним цветок, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым.

    Охотнику за цветком следует очертить вокруг себя освященным ножом круг и дожидаться полуночи. Сорвать цветок папоротника трудно, так как лесная нечисть этому всячески препятствует: окликает, зовет знакомым голосом, шумит. Отзываться или поворачиваться ни в коем случае нельзя – можно лишиться жизни. Добыв цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад.

    Гадания и поверья

    На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет — значит ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.

    В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных растений. Если набралось – быть в этом году замужеству. Еще под голову кладут подорожник, который в старину называли трипутником, приговаривая «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

    По поверью, можно ожидать исполнения желания, если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов.

    Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.

    Р-он жд. переезда — «Ночь ворожбы и чародейства», начало в 18.00.

    Предварительная запись по телефонам: +375-29-913-49-62 Михаил; +375-29-665-07-54 Ирина.

    Программа и информация.

    Дни 21-22 июня по старому стилю (6 и 7 июля по новому) в древности считали самым магическим временем, когда Господствующими силами природы приоткрывалась завеса тайн, и они делились с людьми высшими силами. Наши предки старались использовать их с пользой для себя и своих родных. Считается, что в этот день стоит начинать те дела и совершать те поступки, которые должны поменять не только Вашу судьбу, но и судьбу окружающих, так как в этот день рождается точка силы времени, то есть человек может иметь особую власть над временем над будущим. В Купальскую ночь обязательно разжигается костер, через который нужно перепрыгнуть, чтобы на весь год зарядиться здоровьем и благополучием, кроме этого- нужно обязательно искупаться в воде, а лучше- поочередно совместить эти процедуры, так как Вы таким образом соедините в себе стихию Огня и Воды, что даст Вам крепкое здоровье и долголетие, а также-избавит от негатива, который накопился за целый год.

    21-22 июня — своего рода пик, середина лета, потому к этому времени все цветы, травы, деревья переживают пик своего расцвета, что автоматически наделяет их особой магической силой. Купальская ночь- это ночь максимального могущества трав, потому этой ночи так ждут все травники, знахари и т.д., так как травы, собранные в Купальскую ночь, действительно всегда обладают лекарственными, исцеляющими свойствами.

    Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь?

    Дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава), богатки, чернобыльник (полынь), крапива, пастушья сумка, заячья капуста (кислица).обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть — голыми руками, при сборе трав нужно приговаривать постоянно: Рву я (свое имя) от травки цветочки, от земли коренья, на что они полезны, на то их я и рву!

    Свойства трав.

    В качестве оберега использовали (искать в сырых местах вдоль водоемов собирать цветы и корни на заре), способную изгонять нечистую силу отовсюду, лечить кожные заболевания и снимать похмельный синдром и вообще незаменимая травка при пищевых отравлениях. Одолень-трава (кувшинка растение всем известное), помогает преодолеть все препятствия. С ним можно и по разным судебным учреждениям ходить, чтоб выиграть тяжбу, и сердце девушки присушить, и скотину сохранить. А уж коль собрались вы в дорогу по торговым делам или родню проведать, непременно одолень травой запаситесь.

    Предание о разрыв-траве гласит, что её огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение — разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится — это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения.

    Зверобой защитит Ваш дом от краж и утрат, шиповник или крапивазащитит от происков нечистой силы и сглазов, ну и конечно же — какая Купальская ночь без легенды про цветок папортника? Все наслышаны о цветке папоротника, который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

    Что еще надо сделать в купальскую ночь?

    • Если Вы нуждаетесь в карьерном или духовном росте: Вы должны в Купальскую ночь лечь в высокую траву и сказать ровно 7 раз подряд такие слова: " Трава выше земли, а я (имя Ваше) выше травы!". Когда произнесете последний, седьмой раз эти слова, Вам нужно резко встать и уйти, не оглядываясь. В течении года Вы увидите, что действительно достигли тех успехов, на которые рассчитывали в плане карьеры или духовного развития!
    • Знаете волшебную силу купальской росы, которую Вы обязательно должны использовать в своё благо! По праву считается, что купальская роса помогает омолодиться, быть здоровым круглый год и т.д. Если искупаться (в прямом смысле) в этой росе- будете здоровыми и бодрыми целый год, это факт! На заре 22 июня (7 июля) собрать раннюю росу и умыться приговаривая: «Сила царская, сила земная! Дай красы бесконечной. Молодости вечной. Аминь».
    • Чтобы в этом году выйти замуж, нужно перед сном собрать букет из 12-ти разных трав (чертополох и папоротник обязательно) и положить под подушку.
    • К магическим купальским атрибутам относятся очищающие костры. По окружности них нужно хорошенько поплясать, ещё лучше поскакать через них: кто более удачно и выше прыгнет, тот и счастье привлечет.
    • В обязательном порядке окунитесь в какой-либо водоем. Это на весь год прибавит вам жизненных сил, свежести и хорошего здоровья.
    • Раньше девушки плели себе венки из цветов и трав (в знак своей красоты и очарования), а парни — из дубовых листьев (в знак своей силы). Венок сплавляли по воде, пускали по течению, а по тому, как именно он плывет, определяли судьбу. Иногда к венку прикрепляли свечу и зажигали ее. Если венок утонет - нехороший знак, предвещающий обман со стороны любимого человека. Если венок расплетется или станет неподвижно на воде — в ближайший год мало шансов сыграть свадьбу. Когда венок плывет вперед, по течению — свадьба состоится, а семейная жизнь будет благополучной. Направление, куда плывет венок, могло подсказать, в какой стороне живет будущий муж.

    • Традиционное купальское действие — прыжки через костер по парам.Если в прыжке руки молодых людей разъединились и вслед парочке из костра вообще не вылетело никаких мелких искр — свадьбы не будет. Если руки не разъединились и из костра полетели искры — к скорой свадьбе. Если руки не разъединились, но искр не было — скорее всего, свадьба будет назначена, но по каким-то причинам не состоится. Если руки разъединились, но вслед влюбленным полетело много искр — вероятно, пара будет счастливо жить вместе, но сама свадьба произойдет не скоро или не случится вовсе.
    • Каждому человеку, который жаждет счастливой жизни, здоровья и, конечно же, взаимной любви, настоятельно рекомендуем запастись волшебным букетом, собранным из купальских трав по окончании захода палящего солнца 22 июня (6 июля). Скомпоновать его требуется из листочков папоротника, иван-да-марьи, чертополоха и подорожника. В древности были уверенны, что папоротник — властелин празднества — осуществляет абсолютно любые мечты. Иван-да-Марья — вознаграждает любовью. Подорожник с чертополохом — предохранят от одиночества. Накануне сна купальский букетик подложите под подушечку и произнесите: “Трипутник-попутник, проживаешь подле стези, зришь малолетнего и стародавнего, пригони-ка для меня моего нареченного”. Трава чернобыльник (полынь обыкновенная) должна быть подвешена над спальным местом тех барышень, которые предполагают, что им сделана порча или наколдован венец безбрачия. Ведь все злые силы: ведьмы, бесы — панически трепещут перед полынью как перед огнем.
    - 2389

    Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы.

    По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник, расцветает" (костромск.; АРЭМ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 72). Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу, появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 114).

    Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника, который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу. С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику. Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы.

    К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной (Максимов С.В. 1993. С. 169). Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место (Верещегин Гр. 1898. С. 117).

    В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву.

    Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое (Макаренко А.А. 1993. С. 64).

    В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват" (Макаренко А.А. 1993. С.64). Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью.

    В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 115). В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся (Макаренко А.А. 1993. С. 64). С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения.

    Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров.

    О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 254).

    Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255). Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца (Криничная Н.А. 1997. С. 32-33). Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом" (Болонев Ф.Ф. 1975. С. 78).

    В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255).

    Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы, ломали ветки, которые в течение праздника служили украшением поселений. Как правило, за ними отправлялись девушки, к которым зачастую присоединялись молодки - женщины, вышедшие замуж минувшей зимой. В Псковской губ., собирая растения, девушки и молодки ходили по полю в "рядок" по 5-6 человек, взявшись за руки, и "играли" песни, непременно сопровождавшие сбор трав:
    "Пойдем, девки, лугом,
    Станем, девки, кругом,
    Сорвем по цветочку,
    Совьем по веночку,
    Куда их денем?
    Невестам оденем".
    (Песни Псковской земли. 1989. С. 186. № 235).

    В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни.

    Растения, среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. Девушки из принесенной травы делали букеты, плели венки и вязали веники. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок. Букеты, венки и веники также украшали церковные, жилые и хозяйственные помещения внутри, а иногда и снаружи. Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.

    Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу. Повсеместно бытовало поверье, что эти травы способствуют сохранению и укреплению здоровья. На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.

    Ивановские растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой" (Макаренко А.А. 1993. С. 65). Жители Архангельской губ. использовали ивановские травы в быту: по их мнению, это было эффективное средство для борьбы с тараканами, блохами и прочими насекомыми. В ряде мест дымом ивановских растений окуривали дом и двор, изгоняя из него нечистую силу.

    Венки, свитые из ивановских трав, являлись одним из наиболее популярных девичьих головных уборов купальского праздника, с ними был связан ряд гаданий. Для изготовления головных венков чаще всего использовали цветы и листья Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травки, медвежьего уха, ромашки. Венки, сплетенные из Ивановой головки, так в уральских губерниях называли растение мать-и-мачеху, носили на кладбище.

    Вениками в день Ивана Купалы украшали отелившихся коров; они же выполняли защитную функцию: оберегали животных от нечистой силы.

    Веники и траву для мытья в банях заготавливали, как правило, отдельно от других ивановских трав. Их делали из березовых веток, сломанных в день Аграфены Купальницы (рубить ветви, или срезать их ножом запрещалось), с прибавлением ивановских цветов. В Вологодской губ. ивановский веник составляли следующим образом: взяв по одной ветке от деревьев разных пород: березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, прибавляли к ним по цветку от разных растений. Процесс изготовления нередко сопровождался припевкой:
    "Приехала Купаленка
    На семьдесят тележеньках,
    Привезла нам Купаленка
    Добра и здоровья, богатства и почести".
    (вологодск.; Агапкина Т. 1994. С 112).

    Как правило, ивановскими вениками парились в банях "для здоровья". Жители Вологодской губ. верили, что, натирая тело в жарко натопленной бане веником, составленным из разных трав, среди которых непременно должен находиться папоротник, они избавляются от каких бы то ни было болезней на год. Кроме того, с их помощью, как считали молодые люди, можно добиться успеха в любви. Именно с этой целью девушки парились в бани купальскими вениками, и мылись водой, настоянной на ивановских травах, надеясь, что их тело будет "молодиться", кожа и лицо станут чистыми, белыми и красивыми.

    В целом, все растения, собранные девушками, способствовали увеличению их привлекательности в глазах противоположного пола. Об этом поется и в одной из купальских песен, сопровождавших это обрядовое действие:
    "На цветного Ивана в саду девки гуляли.
    В саду девки гуляли, они зелья копали,
    Они зелья копали, у тятеньки пытали:
    Тата, тата, ранненький, скажи, что эта за зелья?
    - Эта зелья-коренья, - дьявольская красота,
    Дьявольская красота, мальчишская сухота,
    Ссохли-здохли мальчишки, три дня хлеба не ели,
    Три дня хлеба не ели, на девушек глядели".
    (Песни Псковской земли. 1989. С. 184-185. № 229).

    Букеты, венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем: если утонет - к беде, поплывет - к счастью. Веники, по выходу из бани, кидали через плечо или на крышу бани; затем смотрели: куда веник комлем повернет - туда и замуж выйдешь. Такие же действия совершали и при гадании на смерть; в том случае если веник падал вершиной к погосту, считалось, что гадающая умрет. Букеты трав, составленные на каждого члена семьи, подвешивали вечером накануне Ивана Купала к матице. Утром смотрели: завявший букет сулил неприятности, а свежий - счастье. В Псковской губ. заготовленные заранее венки вручали самой красивой девушке - "купале". Предварительно ее раздевали до нага, окутывали зеленью с головы до ног, и вели с завязанными глазами в лес. В лесу вокруг "купалы" водили хороводы, пели песни. В завершении она раздавала заветные венки подругам, по которым они судили о своей судьбе: свежий венок сулил богатую веселую жизнь, завявший и сухой - бедность, несчастную судьбу и смерть (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1.).

    Традиционно в ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда. Собранные растения гадающая девушка несла домой, стараясь избегать встреч с кем-либо и не разговаривая. Этой же ночью она клала их под подушку, рассыпав или предварительно связав в букет, в платок с кольцом (тобольск.), или вплетала в косу (нижегородск.), приговаривая: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!". В Костромской губ. девушки клали под подушку только подорожник и обращались к нему: "Трипутник-путник, живешь при дворе, видишь малого и старого, скажи моего суженного!" (Традиционные обряды и обрядовый фольклор Поволжья. 1985. № 385). С помощью трав можно было узнать, выйдет ли девушка в текущем году замуж или нет. Для этого следовало нарвать в полночь букет трав, положить его на ночь под подушку, а утром сосчитать сколько видов трав оказалось в букете. Если их было двенадцать, то говорили, что гадающая девушка обязательно выйдет замуж в течение последующего года.

    Используя ивановскую зелень и цветы, девушки гадали о своей судьбе, судьбе близких, благосостоянии семьи, будущем урожае. Цветы, называвшиеся богаткой засовывали за матицу, загадав на каждого члена семьи. На утро замечали: чей цветок распуститься - тот будет счастлив (если цветок принадлежал девушке - она выйдет замуж), если чей-то цветок завял - того ждут несчастья. Совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, девушки входили в воду с цветами Иван-да-Марья и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть его обладательницы (петербургск..).

    Зимина Татьяна Александровна

    Праздник Ивана Купала, как и многие другие праздники, имеет свои традиции. Помимо купания в водоемах, хороводов, прыжков через костер и поиска цветка папоротника, в эту ночь принято заготавливать травы, которые используются для защиты дома от нечистых сил.

    Люди верили, что травы, сорванные в эту ночь, обладают магическими силами. Эти травы использовали для украшения домов. Существует несколько поверий касательно трав, которые ведуньи и знахари собирают именно в ночь на Купала.

    Как собирают травы на Купальскую ночь

    Чтобы купальские травы не утратили свои волшебные свойства, важно соблюдать правила сбора трав. За насколько дней до сбора трав необходимо было выдержать пост. Во время сбора трав нужно снять с себя нательный крестик. Это связано с тем, что в эту ночь человеку требовалась не защита Бога, а благословение Земли-матери.

    Прежде чем выходить за травами, нужно защитить свой дом от злых духов, сделать это можно, разложив на подоконниках и под порогом чернобыльник, чертополох, чеснок, крапиву и плакун-траву. Выходить из дома нужно спиной к двери и попросить высшие силы о помощи.

    Наши предки собирали травы в обнаженном виде, сбросив с себя всю одежду. Сегодня это делать не обязательно. Некоторые растения можно рвать голыми руками, а некоторые срезать специальным серпом. Сорванные травы пропитывали купальской росой, а лекарственные травы святили в церквях.

    Сбором трав должны заниматься молодые незамужние девушки, иногда на сбор трав ходили девушки, которые состояли в браке не дольше полугода. Раньше девушки ходили за травами группами по 6 человек, они ходили по полям, пели песни и собирали травы. Сейчас сбором могут заниматься и молодые парни.

    Какие травы нужно собирать в ночь на Ивана Купала

    В ночь на Ивана Купала можно найти желтоголов, который растет в любой местности, и траву под названием Иван-да-Марья. Эти травы использовали для украшения храмов, дворов, окон, икон ими устилали полы и заплетали в венки. Жители Тверской области в ночь на Ивана Купала ходят за богаткой.

    Люди верят, что это растение привлечет в дом благополучие и счастье. Собранные травы высушивали и хранили в доме или раскуривали такой букет и ходили с ним по дому. Считалось, что это поможет избавиться от злых духов. Часть собранных трав раздавали соседям. Засушенные травы также используются для приготовления настоек или оберегов.

    Белицу можно использовать для приготовления успокоительного средства. Пастушью сумку собрали, чтобы приготовить с нее средство, которое использовали, чтобы остановить кровотечение. Чернобыльник используют при изготовлении общеукрепляющей настойки.

    Также чернобыльник, сорванный в купальскую ночь, использовали в качестве оберега домашнего скота. Еще наши предки верили, что подорожник поможет защититься от змей. Траву Мария-магдалина и дивий-сил используются для изготовления настроек. Эту настойку рекомендуют пить людям, которые пребывают в угнетенном или депрессивном состоянии. Богородицкую траву используют, чтобы помочь корове отелиться.

    В эту же ночь люди собирают травы для банных веников. Эти веники использовались только в оздоровительных целях. Состояли эти веники из веток березы, которые нужно ломать на Агафену Купальницу. К этим венкам можно добавить: ивановские цветы, ветки ольхи, липы, ивы, черемухи, рябины, калины, смородины и папоротника.

    Считается, что такой веник поможет избавиться от различных болезней и укрепит здоровье.