Отцы и дети 4 линии спора. Сочинение базаров и павел кирсанов сравнительная характеристика. Биография героев, отношение к жизни

Споры Е. Базарова и П.П. Кирсанова в романе "Отцы и дети"

Извечное желание писателя разобраться во всем, что происходит в данный период в его стране, присуще и И.С.Тургеневу. Ярким романом, отразившим целую эпоху в историческом развитии России второй половины XIX века явился роман "Отцы и дети". В книге писатель отразил не только противоречия разных поколений, но и, в большей степени, - борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века.

Сюжет романа построен на противопоставлении двух мировоззрений, двух политических направлений - дворян-либералов и революционеров-демократов. В таком ключе противоборства Тургенев поднимает важные вопросы в развитии общества: социально-экономические, нравственные, культурные и многие другие. Эти вопросы обсуждают в своих спорах два героя романа.

Базаров - яркий представитель революционной демократии, выразитель новых мыслей, идей, рожденных новым временем. Он противопоставляется в романе либеральному дворянству, представленному Павлом Петровичем Кирсановым. Их резкие расхождения во взглядах мы замечаем уже в первом споре героев.

Возмущаясь нигилизму Базарова, Павел Петрович - аристократ и либерал, стремитсся доказать, что дворянство и аристократия, как лучшая его часть, являются движущей силой общественного развития. Именно здесь рождаются верные пути к прогрессу и идеалу - "английской свободе", коей является конституционная монархия. Но за словами Кирсанова Базаров видит лишь веру в перемены и пассивную надежду, и потому считает аристократов неспособными к действию. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Павел Петрович, не усматривая за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи активного желания заменить веру знанием, а надежду - действием, не приемлет взгляды Евгения и резко осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без принципов и идеалов. Не соглашаясь со всеотрицанием нигилистов, Кирсанов считает их ненужными и бесполезными: "Вас всего четыре с половиной человека". "На это-Базаров ему лаконично отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Под отрицанием "всего" Базаров прежде всего имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Проповедуют же нигилисты в первую очередь необходимость революционных действий, критерием которых является народная польза.

Базаров утверждает, что народ по духу своему революционен, поэтому нигилизм - проявление именно народного духа. На что Кирсанов возражает ему, указывая на религиозность и патриархальность русского мужика. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семейный уклад жизни. Но споря с ним, Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, что он темен и невежественен, и считает необходимым отличат народные интересы от народных предрассудков, Евгений непримиримо выступает против барства и рабства народа.

Еще один немаловажный вопрос, затрагиваемый в спорах "отцов и детей" - отношение к искусству и природе. В этом вопросе автор не разделяет мнения своего героя. Оно остается на стороне оппонента, который благословляет и прославляет искусство, Базаров же не понимает и не любит Пушкина, не восхищается живописью:"Рафаэль гроша ломаного не стоит", отрицает значимость искусства вообще. К природе он подводит сугубо материалистически: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник".

В спорах с Павлом Петровичем раскрываются зрелость ума и глубина суждений Базарова, его честность и непримиримость. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, потверждением этому является их дуэль.

На чьей стороне автор? По возрасту, характеру, образу жизни Тургенев был "отцом", но будучи либералом по убеждениям, он утверждал: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И все же герой в конце романа умирает. В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Смерть Базарова в художественном смысле оправдана. Не встретив единомышленников или "родственных элементов", Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Тургенев создал "фигуру сумрачную, дикую,... сильную..., - и все-таки обреченную на погибель потому, что она все-таки стоит еще с преддверии будущего". Споры Кирсанова с Базаровым имеют идейное значение, они раскрывают основную мысль романа. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, они показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, вечное движение к прогрессу.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Он был в их глазах всё- таки чем-то вроде шута горохового…». 2. Средства изображения Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию «Отцов и детей». Центральное место в романе занимает образ Базарова. Из 28 глав он не появляется только в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, более отчётливо оттеняют его облик...

Наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров. Проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который...

Быть похожим на товарища, способ самоутверждения. И в этом смысле путь молодого Кирсанова в романе – путь к самому себе. Средства психологической характеристики героев в романе «Отцы и дети», конечно, отдельная тема, но обратить внимание на портреты и жесты персонажей необходимо уже в начале произведения. Так, портреты Базарова и Павла Петровича явно контрастны, как, впрочем, и отзывы их друг о...

Главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось кощунственным “толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идет о хлебе насущном”. В романе Тургенева “Отцы и дети” столкнулись два силь­ных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель “сковывающей, леденящей силы...

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов - яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров - разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Кирсанов

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, - а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров. - Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Нравственные ценности

Кирсанов

Отношение к любви

«Любовь - белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Тест по произведению

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок по русской литературе на тему: «Век нынешний и век минувший». Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Разработку урока предоставила: Панова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №12, г. Воронеж, email: [email protected]

Я попытался представить конфликт двух поколений. И.С.Тургенев Полине Виардо Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу. Боткин

Цели и задачи:

  • проанализировать образы главных героев романа;
  • сделать вывод об основном конфликте романа;
  • развивать навыки анализа текста;
  • проверить и закрепить знания уч-ся.

Оборудование:

  • портрет И.С.Тургенева,
  • иллюстрации к роману «Отцы и дети»,
  • тесты.

Учащиеся, в соответствии с замыслом урока, делятся на две группы - «отцы» и «дети».

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-хг.г., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» - в полном смысле этого слова. (Цитата на доске)

Наиболее яркими представителями двух поколений, непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей», являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Чтобы определить своё отношение к проблеме «отцов» и «детей» в романе, давайте выделим основные линии споров Павла Петровича и Базарова:

  • об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;
  • о принципе деятельности нигилистов;
  • об отношении к народу;
  • о взглядах на искусство и природу.

I тур. Выходят представители от каждой группы (по 1 человеку).

1 линия спора. «Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам»

Вопрос учителя. Каково отношение к дворянству, аристократии и её принципам Павла Петровича и Евгения Базарова?

Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович именно в аристократии видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она дала Англии свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, т.к. общество строится на личности.

Слово учителя. Эту кажущуюся стройной систему взглядов Базаров разбивает простыми доводами. Какими?

Евгений Базаров. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу, - «старая песня»; многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Базаров метко замечает, что от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своём внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. По мнению Базарова, безделье и пустота – основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счёт.

Вопрос группе «Дети». Каков итог этого спора? Как Тургенев показывает поражение Павла Петровича?

Ответ. Павел Петрович потерпел поражение в этом споре. Автор показывает, как он «побледнел» и не заводил больше разговор об аристократизме (тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре).

2 линия спора. «О принципах нигилистов»

Вопрос учителя. Павел Петрович ещё не сложил оружие и хочет опорочить, обвинить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» - спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Какие?

Евгений Базаров. Базаров считает, что нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию – таков смысл слова «всё». Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намёк на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

Вопрос учителя. А каково мнение на этот счёт Павла Петровича?

П.П.Кирсанов. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособление к новым условиям, как это делает брат.

Задание группе «Отцы». Дайте оценку мнениям героев.

Ответ. Высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Но во взглядах Базарова есть недостатки. Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы. Кирсановы же в этот момент проявляют себя не как реакционеры. Они либералы по сравнению с Базаровым.

Вопрос уч-ся. Кто такие реакционеры, либералы?

3 линия спора. «О русском народе».

Вопрос учителя. Каким же представляют себе характер русского народа П.П.Кирсанов и Базаров?

П.П.Кирсанов. По мнению П.П., русский народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии. Это славянофильские взгляды. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Вопрос учителя. А каково мнение Базарова?

Базаров. Положение народа вызывает у Базарова не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

Задание группе «Дети». Дайте оценку убеждениям героев. Объясните, кто такие «славянофилы».

Ответ. Славянофильские взгляды П.П. при образе жизни на английский лад говорят о реакционности. Отсталостью народа нельзя умиляться.

Базаров же оказывается дальновидным. У него трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки Базаров презирает. Однако он видит не только забитость, но и недовольство народа.

4 линия спора. «Взгляды на искусство и природу»

Слово учителя. Павел Петрович, побеждённый во всём остальном, нашёл слабое место у Базарова и решает взять реванш.

П.П.Кирсанов. Павел Петрович считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. По его мнению, новые художники-передвижники отказываются от академических традиций, от следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Он считает, что они абсолютно отказались от традиций. П.П. говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Вопрос учителя. А каков взгляд Базарова на искусство?

Базаров. Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Природу Базаров не отрицает, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У него хозяйский взгляд на природу. Он понимает её как «мастерскую», в которой человек – «работник».

Вопрос группе «Отцы». Прав ли П.П., рассуждая о художниках-шестидесятниках?

Ответ. П.П. и прав, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам. Не прав же в том, что художники, по его мнению, абсолютно отказались от традиций.

Задание группе «Дети». Дайте оценку мнению Базарова об искусстве и природе в сравнении с мнением Павла Петровича.

Ответ. Базаров плохо знает искусство. Его интересует только наука, т.к. он видит в ней силу. Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части молодёжи 60-х г.г.

Но П.П. тоже не может судить об искусстве, прочитав «штук 5-6 французских книг» в молодости и «кое-что по-английски». Русских современных художников же он знает только понаслышке.

Вопрос группе «Отцы». Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Ответ. Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он любит искусство, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение благоприятного влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостной мелодии игры на виолончели.

Вопрос группе «Дети». Каково ваше мнение об отношении Базарова к природе?

Ответ. Хотя у Базарова и хозяйский взгляд на природу, но он односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.

Вопрос учителя. Как решается эта линия спора самим Тургеневым?

Ответ. В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты.

II тур. «Узнай героя по описанию»

(Работа по группам). Учащимся выдаются листы с заданием «Узнай героя по описанию»: группе «Отцы» - описание сторонников взглядов Базарова; группе «Дети» - описание представителей старшего поколения. Обсудив задание, представители каждой группы по очереди дают ответы (зачитывают описание героя и отвечают, кому оно принадлежит). Проверку осуществляют представители другой группы.

«Узнай героя по описанию»

(Вопросы и задания группе «Дети»)

  1. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной» (Павел Петрович Кирсанов)
  2. Барин лет сорока с небольшим. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ. В молодости, не отличаясь храбростью, заслужил прозвище «трусишка». После перелома ноги на всю жизнь остался «хроменьким» (Николай Петрович Кирсанов)
  3. «Аркадий … увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старинный военный сюртук нараспашку» (Отец Базарова, Василий Иванович Базаров)
  4. «…Кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке» «…Была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковском времени. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы…» (Арина Власьевна Базарова, мать Базарова)

«Узнай героя по описанию»

(Вопросы группе «Отцы»)

  1. Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (Евгений Базаров)
  2. Молодой представитель дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика. Молодой кандидат. (Аркадий Кирсанов)
  3. «Из проезжающих мимо дрожек выскочил человек небольшого роста, в славянофильской венгерке…Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом» (Ситников, лжеученик Базарова)
  4. «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко» (Кукшина, лжеученица Базарова)

III тур. «Испытание любовью»

Слово учителя. Каждый человек в своей жизни проходит те или иные испытания, которые нередко накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь. Наши главные герои, Базаров и Павел Петрович, прошли такое испытание, « испытание любовью». Как же это повлияло на их жизнь?

(Работа по группам. Решение проблемного вопроса « Как выдержали испытание любовью П.П. и Базаров?»)

Ответ группы «Отцы». В молодости П.П. был влюблён в княгиню Р. Она умерла. Любовь П.П. – это любовь-наваждение, которая «сломала» его жизнь: он уже не смог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Эта любовь не состоялась, ничего ему не принесла, кроме муки.

Ответ группы «Дети». Любовь Базарова к Одинцовой - это любовь-страсть, которая раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но она не «растоптала» Базарова; после объяснения с Одинцовой он с головой уходит в работу. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

IV тур. «Найди ключевое слово».

Слово учителя. Во время своих споров и разговоров с другими героями П.П. и Базаров высказывают те или иные утверждения.

Задание. Давайте проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте произведения. Вам предлагается индивидуальная работа по тестам. Надо вставить ключевое слово в предложения, представляющие собой высказывания героев. У каждой группы тесты, разные по содержанию: у группы «Отцы» - высказывания Павла Петровича, у группы «Дети» - Базарова. За эту работу уч-ся получают индивидуальную оценку.

«Найди ключевое слово»

(Задание группе «Дети»)

  1. « Всякий человек сам себя …… должен» (воспитать)
  2. «Природа не храм, а …… , и человек в ней работник»(мастерская)
  3. «Порядочный …… в двадцать раз полезнее всякого поэта» (химик)
  4. «Кто …… на свою боль, тот непременно её победит» (злится)
  5. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе …… мнения» (прескверного)
  6. «…… …ведь это чувство напускное» (любовь)
  7. «Исправьте ……, и болезней не будет» (общество)
  8. «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё ……, чепуха, гниль, художество» (романтизм)
  9. «Мы ……, потому что мы сила» (ломаем)
  10. По-моему, …… гроша медного не стоит, да и они не лучше его» (Рафаэль)

«Найди ключевое слово»

(Задание группе «Отцы»)

  1. «Мы люди старого века, мы полагаем, что без ……, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя» (принсипов)
  2. «Позвольте вас спросить, по вашим понятиям слова: «дрянь» и «……» одно и то же означают?» (аристократ)
  3. «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе ……» (человека)
  4. «Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов в наше время могут одни …… или пустые люди» (безнравственные)
  5. «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно же и ……» (строить)
  6. «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - ……, он не может жить без веры» (патриархальный)
  7. «Вот, нынешняя молодёжь! Вот они – наши ……» (наследники)
  8. «Это он их резать станет. В принсипы не верит, а в …… верит» (лягушек)
  9. «Это всё ему (Аркадию) в голову синьор этот вбил, ……. этот» (нигилист)
  10. «Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё ……» (строится)

V тур. «Смысл смерти Базарова».

Вопрос учителя (к представителям обеих групп). В конце романа Базаров умирает. У Тургенева в произведениях нет ничего случайного. Так в чём же смысл смерти Базарова? Почему умирает главный герой?

VI. Вывод.

Слово учителя. Мы с вами рассмотрели точки зрения на основополагающие вопросы двух самых ярких представителей разных поколений – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остаётся один, один и Павел Петрович, т.к. Николай Петрович в спор почти не вступает. Так какой же можно сделать вывод?

Ответ. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом «и». Должно быть так: и «отцы», и «дети». Дети отцов – это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого.

(Учитель соединяет сделанным на табличке союзом «и» таблички с надписью «Отцы», «Дети».)

Слово учителя. Мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы жизнь развивалась и дальше, необходима неразрывная связь между поколениями. «Дети» строят будущее, основываясь на опыте «отцов».

Задание обеим группам. Давайте в завершение нашей сегодняшней работы напишем письменный ответ на вопрос «Насколько современен роман Тургенева и актуальны вопросы, поднятые в нём, в наше время?»

Дети выполняют письменное задание.

Подведение итогов. Выставление оценок за урок (за устные ответы, а также по две оценки получит каждый уч-ся за письменные виды работы – тест и ответ на вопрос).

Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает тему столкновения поколений с помощью двух персонажей: Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Евгений Базаров представляет молодое поколение, а Павел Кирсанов-старое.

Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст не всегда разделяет людей столь сильно, однако между Павлом и Евгением возникает серьезный конфликт. Их идеологические взгляды противоположны друг другу. Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и идеи обоих героев.

В связи с достаточно «юными» взглядами на жизнь Базаров имеет довольно критичную точку зрения. Он является нигилистом, то есть все традиции и устои для него всего лишь прах времени. Старье. Природа для Евгения не храм, а мастерская, и «Человек в ней работник». Сразу становится понятно, что в лице Базарова в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут.Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.

Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.

Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сочинение

Павел Кирсанов – типичный аристократ с холеной внешностью и либеральными взглядами. В семье Павла царит культ почитания прекрасного. Внешность Евгения Базарова - «плебейская». Он прост, черты его лица выдают человека глубокой умственной работы. Увлекается Евгений наукой естественной, так как это можно увидеть и проверить, в отличии от духовной «чепухи». Он – один из нигилистов. Взгляды обоих героев разнятся. Через их убеждения и беседы и показано Тургеневым это противостояние: спор старого, укоренившегося, с новым, не знающим что делать, кроме как отрицать противоположное.

Несмотря на все свои разногласия, оба героя во многом сходны. И Павел, и Евгений – личности волевые, сильные. И, оба они подвержены рассуждениям на отвлеченные темы. В этом и состояла проблема. Базаров, желая глобальных перемен и действий, ведущих к этому, не выходит за рамки рассуждений, так же как и Кирсанов.

Но, в конце концов, Евгений сталкивается с тем, что казалось ему раньше пустым. Как бы Базаров не отрицал любовь, считая ее полнейшей ерундой – он влюбляется. И, умирая, переосмысливает свои взгляды. То, что он отрицал всю свою жизнь, оказывается неотъемлимой частью существования человека.

Но и обстановка, царящая в либеральных обществах, ярким примером которого является семья Кирсановых, не может способствовать его полноценному развитию. Проблема разлада, основанная на этих течениях, и показана Тургеневым в романе со всеми своими принципами и проблемами. А главное, - это то, что односторонность взглядов обоих сторон ведет лишь к бездействию, либо же действиям необдуманным.

Роман Тургенева посвящен проблеме противостояния двух идеологических общественных направлений того времени. На первый взгляд кажется, что это – вечная проблема старшего и младшего поколений, их недопонимание друг друга. Но, оказывается немного иначе. С одной стороны – либералы, ярые защитники установленных укладов жизни, с другой же – нигилисты, отрицающие все эти порядки. На противопоставлении одних взглядов другим и построено это произведение. Показано это на примере двух героев романа – Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Действия, описываемые в романе, происходят в середине 19 века. В это время зарождение новых идеалов и принципов жизни только начало свое развитие. Люди, следовавшие им, не осознавали полностью и до конца значимости этого общественного явления. И, следовали ему, в большинстве своем, потому, что это было модно.

Нигилисты отрицали все то, что было установлено веками: существующий общественный и государственный порядки и многое другое. И, задача их, в то время, состояла в том, чтобы подорвать эти уклады, разрушить. Но, построить что-то новое на развалах старого они не могли. Да, и мало кто задумывался об этом. Это очень четко передает один из разговоров Павла с Базаровым. На слова Кирсанова о том, что надо же кому-то и строить, Евгений ответил, что это уже не их забота

Несколько интересных сочинений

  • Мой любимый герой повести Тарас Бульба Гоголя

    Повесть Тарас Бульба написанная Николаем Васильевичем Гоголем, имеет очень глубокий смысл. В этой повести описаны самые главные ценности казацкого народа, это патриотизм, честь, дружба и преданность.

  • Образ и характеристика Шарикова Собачье сердце Булгакова сочинение

    Полиграя Полиграфович Шариков – центральная фигура повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», результат смелого эксперимента профессора Преображенского, пересадившего дворовому псу Шарику гипофиз убитого ножом в пивной алкоголика Клима Чугункина

  • Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение

    Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

  • Безусловно, ещё со старых времен труд в жизни каждого человека занимает особую нишу. Без труда не может полноценно жить и развиваться ни один человек. Лишь находясь постоянно в труде мы можем научиться чему-то новому, познать неизведанное

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

Авторизация

Ресурсы сайта

Предметный каталог

Сравнительная таблица «Идейные противники — Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов»

Выберите действие:

Итак, очередная работа с текстом.

И.С.Тургенев — мастер психологической детали, и поэтому поиск тех средств, которые использованы для создания образов главных персонажей романа, может оказаться очень интересным делом.

Вам предлагается найти цитаты из текста, позволяющие сравнить двух идеологических противников. Какие слова, словосочетания, обороты, используемые автором, позволяют нам согласиться с мыслью о том, что Евгений Базаров и Павел Кирсанов — это герои антиподы? Что в их словах, поступках, внешности противипоставлено?

(рисунки — художник Е.Рудаков, 1946 -1947)

«. человек высокого роста, . «

Лицо » длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа. » (Киприянова)

«. человеку среднего роста, . «

«На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.»

«Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит.»

«На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок.» (Киприянова)

«. он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь.»

«Этот лекарский сын почти не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было слышно чтото грубое, почти дерзкое. «

«Он нигилист. Н ичего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения. Ч еловек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип «

» Всякий человек сам себя воспитать должен » (Киприянова)

«. он церемоний не любит. .»

«Всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями.»

» Личность, милостивый государь, — вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится.» (Киприянова)

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.»

» Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.»

«Т ак называемые передовые люди и обличители никуда не годятся. Мы толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.» (Киприянова)

«Выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения.»

«Б ез чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, — а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному зданию.» (Киприянова)

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта «

» Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.»

» Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали.»

» Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.» (Киприянова)

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец.» (Киприянова)

«. Ты проштудируй анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. «

«. я вас любил, это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. » (Устьянцева)

» Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Как отравленный, бродил он с места на место; он сохранил все привычки светского человека; он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностию, — знак, как известно, плохой. О женитьбе он, разумеется, и не думал. » (Киприянова)

www.openclass.ru

идейные разногласияБазарова и Кирсановых старших

в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать. Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство. ». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм. либерализм, прогресс, принципы. искусство. »). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.

В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.

Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова «необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». И вообще, весь облик дяди Аркадия «. был изящным и породистым, руки - красивые, с длинными розовыми ногтями». Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, лицо длинное и худое, с широким лбом и вовсе не аристократическим носом. Портрет Павла Петровича - это портрет «светского льва», чьи манеры под стать внешности. Портрет Базарова, несомненно, принадлежит «демократу до конца ногтей», что подтверждается и поведением героя, независимым и самоуверенным.

Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественно-научным занятиям. Во второй половине XIX века естественные науки переживали подъем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. И Базаров - прототип такого ученого. Павел Петрович, напротив, проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.

Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе подходит с утилитарными мерками («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа - чепуха. Выйдя на крыльцо, «. он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум», навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в и

Сравнительная характеристика Базарова и П. П. Кирсанва

1.Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение. ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку.
Во внешнем виде Павла Петровича не развяз­ность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако­вые полусапожки» . Облик Павла Петровича, как под­черкивает автор, «изящный и породистый» . Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима­ет из кармана панталон свою красивую руку с длин­ными розовыми ногтями.

2.Павел Петрович -консерватор. Его принципы направлены на защиту
существующего строя.
Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит,
что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен,
но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа.
Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы сохранить старый порядок в России. Базаров же стремится этот порядок уничтожить. “В России нет ни одного гражданского постановления, которое не заслуживало бы критики”, - считает он. Однако Базаров никак не показан в общественной деятельности, и мы не знаем, есть ли у него реальные планы проведения своих взглядов в жизнь.
3.
Базаров не признаёт духовного начала ни в природе (“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), ни в человеке. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой.. . Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой”.
4.Парел Петрович благословляет и прославляет искусство.
Автор солидарен в этом с П. П. Кирсановым. Базаров же
отрицает искусство («Рафаэль гроша ломаного не стоит»).
6.К природе подходит сугубо материалистически («Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

5.Павел Петрович всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по­седел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта­кой человек - не мужчина», - замечает он.
«Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель­ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

Споры Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

И. С. Тургенев работал над романом «Отцы и дети» в начале 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение процессы, происходящие в России в это время: борьба общественно-политических сил либералов и революционеров-демократов. Героями романа и являются представители двух идейных лагерей: либерал Павел Петрович Кирсанов и революционер-демократ Евгений Базаров.

Евгений Базаров молод, энергичен, деловит. Он ничего не принимает на веру и отрицает любые принципы. По своему мировоззрению он материалист, человек, прошедший школу труда и лишений. Базаров самостоятельно мыслит и ни от кого не зависит. Самостоятельность и уверенность в своих силах ему дают знания и труд. Он внук дьячка, сын уездного лекаря, он гордится своим происхождением. Базаров - нигилист, а слово это происходит от латинского nihil - ничто, то есть он отрицает все. Свое отрицание всего он обосновал теоретически: несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. Базаров требует замены самих основ общества. Эти взгляды и убеждения Базаров высказывает в спорах с Павлом Петровичем - его идейным оппонентом.

Павел Петрович - представитель консервативных либералов. Он аристократ, англоман и очень самоуверенный человек. Он умен и обладает некими достоинствами: честен, благороден, верен своим убеждениям. Но Павел Петрович не чувствует движения времени, не приемлет современности, для него превыше всего традиции. В Базарове он видит опасность для себя и своего класса, поэтому он защищает свой «мир» всеми доступными ему средствами, вплоть до дуэли.

Базаров и Павел Петрович дискутируют на темы искусства, культуры, поэзии, природы, науки, духовности, философии, о русском народе.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров часто агрессивен, пытается навязать свое мнение. С точки зрения Евгения, читать Пушкина - терять время, заниматься музыкой - смешно, наслаждаться природой - нелепо. Кирсанов же в состоянии оценить прекрасное: он читает Пушкина, играет на рояле. Базаров - человек прямой, он не привык «кривить душой», из вежливости прятать резкое, но справедливое слово. Это раздражало Павла Петровича. Его «аристократическую» натуру возмущала совершенная развязность молодого человека. «Этот лекарский сын не только не робел перед ним, но и отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».

Базаров не признает никаких «принсипов», а Павел Петрович, напротив, считает, что без принятых на веру принципов жить невозможно. После слов Павла Петровича о том, что в нынешнее время вместо «Шиллеров» и «Гёте» «пошли всё какие-то химики и материалисты», Базаров резко заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Материал с сайта //iEssay.ru

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к одному - защитить старый порядок. Принципы же молодого нигилиста сводятся к тому, чтобы уничтожить этот порядок.

Тургенев писал, что его произведение направлено против дворянства, но он не верил и в перспективность революционно-демократического движения, хотя симпатии автора определенно на стороне главного героя.

По мнению Тургенева, Базаров - «лицо трагическое», потому что время Базаровых еще не пришло. Финал романа убеждает в несостоятельности теории Базарова. Гибнет не он, а его искусственная теория.

Роман «Отцы и дети» для нас - зеркало, в котором отразилась эпоха 60-х годов XIX века, с ее конфликтами и противоречиями.