Президент эстонии. Президент эстонской республики "Мы не в состоянии холодной войны с Россией"

Eesti Vabariigi President ) - глава Эстонской Республики .

Роль Президента Республики в случае особых ситуаций

Согласно конституции, главе государства отводится ряд важнейших функций в случае возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций (например, начала боевых действий, конституционного кризиса или масштабных катастроф). Описанные далее полномочия на практике пока ещё ни разу не использовались и являются лишь потенциальной возможностью, предусмотренной Основным законом:

При Президенте Республики на правах совещательного органа существует т. н. «Совет государственной обороны» (эст. Riigikaitse Nõukogu ), в состав которого входят председатель Рийгикогу, премьер-министр, председатель комиссии Рийгикогу по государственной обороне, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции, министр экономики и инфраструктуры, министр по вопросам предпринимательства и инфотехнологий, а также командующий силами обороны .

Задачей совета является обсуждение важных с точки зрения государственной обороны вопросов и формирование общего мнения. Заседания проводятся по мере необходимости (в реальности они обычно проводятся от 1 до 3 раз в год). Президент Республики возглавляет Совет, утверждает порядок его работы, а также руководит его заседаниями.

Неформальные функции главы государства

Помимо прописанных в конституции и законах полномочий, Президент Республики имеет также ряд неформальных функций, которые обусловлены традициями и личностными качествами занимавших пост главы государства людей. Так, устоявшейся традицией являются новогоднее поздравление со стороны президента, принятие президентом парадов вооружённых сил Эстонии в честь Дня независимости 24 февраля и Праздника победы под Вынну 23 июня . Президент Республики отвечает за организацию ежегодного приёма в честь Дня независимости, на который приглашаются все первые лица страны и видные общественные деятели (для многих это является большой честью и знаком признания). Произносимая президентом 24 февраля речь (эст. iseseisvuspäeva kõne ) является важным политическим событием, поскольку президент имеет возможность выразить в ней своё видение происходящего в стране и критиковать действия исполнительной и законодательной власти .

Президент Республики также может осуществлять патронаж над многими общественными организациями и кампаниями, такими как:

Порядок избрания и прекращения полномочий

На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в специальной коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого проголосовали не менее 2/3 состава парламента или 68 депутатов), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений . Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере 21 член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

«Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики»

С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности президент обязан приостановить членство в какой-либо партии .

Полномочия президента прекращаются в связи с:

  • добровольной отставкой;
  • вступлением в должность вновь избранного президента;
  • смертью;
  • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
  • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственным судом .

При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента временно переходят к председателю Рийгикогу .

История института президентства

Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с по 1938 года . Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и государственным старейшиной , который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был сам полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен парламентом в отставку.

После включения Эстонии в состав СССР на правах отдельной союзной республики (в современной Эстонии трактуется, как изначально нелегитимная оккупация, что признаётся большей частью международного сообщества) была принята новая конституция по образцу конституции СССР , в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР , полномочия которого были минимальными.

В период советской власти за пределами СССР также действовало правительство Эстонской Республики в изгнании , глава которого официально назывался «премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики». Однако легитимность правительства в изгнании ставится некоторыми историками под вопрос, поскольку, по их утверждению, оно не было официально признано ни одним государством мира. Первое правительство Эстонии в изгнании состояло из лиц, назначенных последним законным премьер-министром Эстонии Юри Улуотсом (после предъявления Советским Союзом ультиматума, включавшего требование о формировании дружественного СССР правительства Эстонии, 21 июня 1940 года кабинет министров Улуотса был отправлен в отставку указом президента Константина Пятса). Подчиняясь советскому ультиматуму президент Пятс назначил новое правительство во главе с Йоханнесом Варесом Барбарусом .

Пост Президента Республики был восстановлен в 1992 году после принятия новой конституции. С этого момента выборы президента были проведены 6 раз (в , , , , 2011 и 2016 годах).

Список президентов Эстонии (с 1992 года)

Согласно конституции 1992 года главой Эстонии является Президент Эстонской Республики (эст. Eesti Vabariigi President ). Его полномочия в значительной степени ограничены, он не входит в систему исполнительной власти и является, главным образом, символической фигурой, исполняющей представительские и различные формально-юридические функции. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности.

Выборы президента проходят путём голосования в парламенте или в специальной коллегии выборщиков (с чередованием раундов голосования между этими органами). Президент избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд.

Портрет Имя
(годы жизни)
Полномочия Выдвинут партией Выборы
Начало Окончание
1
(I-II)

Долгие и утомительные выборы эстонского лидера закончились неожиданным результатом. Президентом страны стала практически никому не известная аудитор Европейской контрольной палаты.

В рамках Евросоюза выборы президента Эстонии – уникальное и самобытное явление. Процедура сложная, непрямая, многоступенчатая, зачастую с непредсказуемым финалом. Кандидаты тасуются как колода карт, в режиме реального времени врываются в гонку и также стремительно покидают её, могут проявиться в последний момент буквально из ниоткуда и в одночасье стать фаворитами. Партии свободно и открыто обсуждают, как, исходя из различных комбинаций, будут менять свои предпочтения. Политики не скрывают, что отдавать голоса собираются не из идеологической близости, а в силу холодного стратегического расчёта. Кандидаты, как следствие, в перерывах между турами – через своих эмиссаров либо лично – лихорадочно бегают по чужим фракциям, «продавая» собственную персону в обмен на заветные голоса.

При этом президент Эстонии по большей части церемониальная фигура, по статусу и функционалу схожая с британской королевой. Обязанности в основном представительские и символические. Удачным олицетворением этой схемы стал уходящий президент Тоомас Хендрик Ильвес.

Каждую зиму он отправлялся вальсировать на балу в Кадриоргском дворце по случаю Дня независимости. Раз в несколько лет – уезжал на Всемирный конгресс финно-угорских народов, откуда то предлагал субъектам РФ вкусить плоды независимости, то читал речи про «кровавый снег Сибири». Как некогда платья и шляпки Елизаветы II и личную жизнь её детей и внуков, общественность предпочитала обсуждать колоритный гардероб Ильвеса, акцентируя внимание на пристрастии к модным бабочкам, и амурные переживания своего лидера на личном фронте.

С шестой попытки

Процесс же смены президентов как по сути, так и по духу скорее напоминает выборы папы римского. Выборщиков «запирают» на конклав. В ходе многодневного марафона паства не знает не только кто будет новым первосвященником, но и будет ли он избран вообще. Публика терпеливо ждёт, пока из трубы над Сикстинской капеллой вырывается заветный белый дым, кардинал объявляет с балкона: «У нас есть папа!» Все вздыхают: наконец-то. Именно это становится главной новостью; кого в итоге избрали – вопрос второй. Всякий раз, когда дым оказывается чёрным, среди паствы поднимаются волны уныния, фрустрации и спекуляций.

Для того чтобы стать эстонским президентом, требуется собрать подписи 1/5 депутатов Рийгикогу и заручиться поддержкой 2/3 состава парламента (минимум 68 голосов из 101). В случае неудачи после трёх раундов голосования выборы из парламента переносятся в Коллегию выборщиков, где к списочному составу Рийгикогу присоединяются свыше двух сотен делегатов от муниципалитетов. Если после двух раундов президент снова не избран, выборы опять переезжают в парламент. И так – до бесконечности. Редко главу государства избирают с первого раза, так что на практике действо может растянуться на несколько месяцев. Один только месяц должен пройти до созыва Коллегии – это время специально даётся на кулуарную работу по «перевербовке» союзников.

Параллельно, чтобы жители не скучали, их развлекают при помощи дебатов между кандидатами, что, впрочем, довольно бессмысленно, учитывая, что рядовой электорат до выборов не допускается.

Сама Коллегия традиционно отправляется заседать в роскошный концертный зал Национальной оперы «Эстония» в особо торжественной обстановке. Из-за пышной атмосферы мероприятие со стороны больше напоминает банкет или гала-вечер, нежели важное политическое событие. Репортажи оттуда отдают тоном светской хроники.

В актуальном избирательном цикле Эстония вышла «на Коллегию» в состоянии жёсткого конфликта правящих элит. В отличие от выборов 2006-го и 2011 годов, когда несколько партий объединялись против поддержанных центристами кандидатов, на сей раз каждый игрок предпочёл идти самостоятельно, выставив собственного кандидата. В итоге на суд выборщикам представили рекордное количество кандидатов – пять человек. До «стадии оперы» дошли экс-премьер и экс-еврокомиссар Сийм Каллас (реформисты), экс-глава МИД Марина Кальюранд (независимая, поддержана соцдемами), экс-канцлер юстиции Аллар Йыкс (IRL и «свободовцы»), депутат и экс-министр образования Майлис Репс (центристы) и депутат Март Хельме (EKRE). Обилие «войны компроматов» дало повод сравнивать кампанию с выборами – 2006, доселе державшими в Эстонии эталон «самых грязных». Так, незадолго до голосования ведущая газета Postimees опубликовала «анонимное письмо», повествующее о якобы нацистском прошлом отца Кальюранд. Ранее та же газета раскопала русские корни у семьи Хельме. Одному из старожилов эстонской политики Сийму Калласу припомнили советское прошлое.

Злые языки рассказывали, как в конце 1980-х Москва рассматривала его в качестве лояльной замены лидеру ЭССР Карлу Вайно.

Расхождения во взглядах населения и узкого круга выборщиков обнаружились ещё в первом туре. Во всех опросах общественного мнения стабильно вела Марина Кальюранд. Что касается опросов выборщиков, многие из них отказывались озвучивать свои предпочтения. Но среди согласившихся большинство тоже было за Кальюранд, которая считалась главной фавориткой. На деле она заняла 4-е место, даже не пройдя во второй круг. Неожиданно опередил всех Йыкс с 83 голосами (из 335), которому, наоборот, прочили как раз 3-е или 4-е место. Следом финишировал Каллас, собрав 81 голос. Во втором круге Коллегия раскололась пополам: Йыкс и Каллас набрали примерно одинаковое количество голосов, 134 против 138 соответственно. Выборы опять зашли в тупик. Очередной тур, уже в Рийгикогу, назначили на 3 октября. К тому времени стало понятно, что протолкнуть сугубо партийного человека на роль президента ни у кого не получится, потому что противоречия между партиями оказались непреодолимыми. В этих условиях истеблишмент начал срочно искать компромиссную фигуру, устраивающую всех. В результате закрытого отбора такая фигура быстро нашлась. Все пятеро прежних кандидатов дружно снялись с дистанции, одновременно Совет старейшин Рийгикогу предложил номинировать Керсти Кальюлайд, аудитора Европейской контрольной палаты. Кальюлайд заманчивое предложение приняла, оперативно «обаяла» все партии и была выдвинута в качестве единственного кандидата с 90 подписями. С такой массивной поддержкой Кальюлайд без труда одержала победу.

«Кто эта женщина?»

Новый президент стала воплощением вынужденного консенсуса, который устроил большинство. Будучи аутсайдером эстонской политической жизни, Кальюлайд оказалась равноудалённым от всех партий человеком. По крайней мере, во время прежней работы она не вмешивалась активно в политику. Опыт длительной работы в институте ЕС застолбил за ней репутацию известного в узких кругах Европы человека, успешного носителя европейской культуры и обладателя хороших связей с Евросоюзом, который будет продолжать европейский вектор развития страны.

Немаловажно, что благодаря 12-летней карьере в Люксембурге Кальюлайд удалось избежать привязки к каким-либо скандалам и не запятнать свой образ сомнительным багажом.

Поэтому костяк партий не стал возражать против неё. Прохладный приём она получила лишь в стане националистов из EKRE, и то партия несколько дней колебалась, не высказывая чётких «да» и «нет». Март Хельме вяло поругал Кальюлайд за «космополитизм» и высказался в том духе, что безальтернативные выборы – откат к советскому прошлому. Воспоминаниями о советских временах, когда депутаты практически единодушно одобряли единственного кандидата, делился не только он один. Несмотря на это, даже члены EKRE, судя по данным финального голосования в парламенте, предпочли не высказывать Кальюлайд откровенного неодобрения. Против неё набралось больше недействительных и пустых бюллетеней, чем демонстративно воздержавшихся.

Длительное голосование вкупе с неожиданной развязкой снова подняло вопрос о необходимости менять механизм выборов. Об этом заговорил Каллас, назвав раскол в Коллегии выборщиков «политическим крахом». «Система неверна, такая система не годится, что-то надо в порядке выборов изменить», – сказал он. Затянутая процедура утомила даже поднаторевших журналистов. Соответствующий законопроект о переходе на прямые выборы националисты вместе с частью центристов уже внесли в парламент. «Именно такая ассоциация – с долгими и мучительными родами – возникла у меня во время освещения второго тура выборов в коллегии выборщиков, – делилась впечатлениями редактор эстонского Delfi Ольга Привалова. – Тужимся, тужимся, а толку?» Прессе пришлось для иллюстрации делать репортажи со скучающими, грустными, обречённо-отстранёнными лицами выборщиков, попутно описывая, сколько тысяч евро из бюджета ушло на Wi-Fi, печенье и «прочие канапе» во время их бдений.

В отсутствие прямых выборов поиск нового президента привёл к непрозрачному клубку интриг и подковёрной борьбы. «Я наблюдаю за этими выборами уже в пятый раз и уже скоро начну считать по-эстонски», – иронизировал по этому поводу американский посол в Таллине.

Кальюлайд, в свою очередь, прекрасно понимает, что «призвали» её, как варяга, не от хорошей жизни, а потому что, выражаясь летописным слогом, на земле эстонской «порядка нет». Она честно назвала себя «запасным президентом» и сравнила свою роль с фарфоровой статуэткой на полке. Это не первый случай в эстонской практике. 10 лет назад в определённой степени таким же «запасным президентом» стал Ильвес. На выборах – 2006 объединённая оппозиция первоначально хотела избрать вице-спикера Рийгикогу Эне Эргму. Её в едином порыве поддержали реформисты, соцдемы, «Союз Отечества и Res Publica». Эргма к тому времени успела нараздавать интервью в качестве будущего президента. СМИ настраивали читателей, что страну в скором будущем возглавит женщина – преподаватель астрономии. Планы порушили центристы и «народники», поддержавшие тогдашнего действующего президента Рюйтеля. Противники обвинили руководство центристов в том, что они запугали своих депутатов, заставив не участвовать в голосовании.

После того, как «не прошла» Эргма, неожиданно ей на замену появился социал-демократ Ильвес, на тот момент евродепутат. Его тоже тогда многие воспринимали как вынужденного консенсусного кандидата, которого «выписали» из-за границы (Ильвес долгое время жил и работал в США и Европе, вернулся в Эстонию только после распада СССР). Его «прокатили» на двух раундах в парламенте, после чего наконец избрали на Коллегии с разницей в 174 голоса против 162 за Рюйтеля.

Не то чтобы это имеет серьёзное значение (в том, что неизвестного человека неправильно избирать президентом, упрекал коллег вслух лишь тот же Хельме), однако является красноречивым фактом само по себе. Портал Delfi и газета Postimees практически одновременно отправились узнавать у простых людей на улице, что они думают о новом президенте. Многие не могли её узнать ни по имени, ни по фотографии. В последнем случае некоторые путали с другим кандидатом – центристкой Репс. Также многие если и слышали о Кальюлайд, то узнали о ней исключительно буквально накануне голосования, когда её номинировали. Именно на свою узнаваемость на родине, которую сама президент охарактеризовала как «мизерную», Кальюлайд и обещает работать. Пока что фамилия Кальюлайд ассоциируется у народа больше с видным центристом, старейшиной района Пыхья-Таллин Раймондом Кальюлайдом, который приходится избранному президенту единокровным братом. На то, как судьба раскидала родственников по разным лагерям, эстонская пресса обращала внимание ещё в начале 2000-х. Раймонд тогда стал советником лидера центристов Эдгара Сависаара, пока Керсти работала советником по экономике у премьера Марта Лаара.

Новоизбранному президенту 46 лет. Она родом из Тарту, закончила местный университет с дипломом генетика. До перехода под крыло Лаара, в 1990-х, работала в банковском секторе. В 2001 году вступила в «Союз Отечества», но активным членом партии себя не зарекомендовала, спустя три года уже в «Союзе» не значилась. На работу в Евросоюз её делегировало правительство Калласа. В Европейской контрольной палате Кальюлайд сменила несколько направлений, последним из них стал, как следует из её официального резюме, аудит в области «сохранения и управления природными ресурсами».

В целом за период длительного пребывания в Люксембурге ничем необычным и неординарным она не запомнилась. Коллегами характеризуется сугубо положительно. На реформистов произвёл впечатление тот факт, что в своё время ей вручили награды «Европеец года» и «Премия согласия».

В Эстонии с 29 августа не могли выбрать президента.

В партии посчитали это признанием заслуг кандидатки в Европе. Однако регалии вручали не самые влиятельные «междусобойчиковые» НКО Европейское движение «Эстония» и фонд «Открытая Эстония», являющиеся партнёрами друг друга, поэтому гордиться здесь особо нечем. Награждали кандидатку за пропаганду образа ЕС и экономический ликбез по радио.

Говорить о политических взглядах Кальюлайд пока преждевременно. Какой-либо внятной программы или плана действий на посту она не представила. В авторском «Письме к жителям Эстонии» , поданном в СМИ перед избранием, она оперировала общими фразами без конкретики. Претендуя на роль президента-объединителя, Кальюлайд описывает себя как либерального консерватора (критики из центристов успели обозвать её «лааровским евробюрократом»), отмечает , что её взгляды «в определённой степени» совпадают со всеми партиями, но «не на 100%». В качестве посыла для русскоязычных жителей Кальюлайд заверила, что сможет найти с ними общий язык, несмотря на свой «плохой и неуклюжий русский». В качестве примера общения с русскоязычными она сослалась на свой опыт посещения Ида-Вирумаа и Маарду, в том числе на работу на Ируской электростанции, где она трудилась краткое время до переезда в Люксембург. «Мы с удовольствием поговорим. Я – на своём пока что довольно слабом русском языке, а они пусть говорят так, как им будет удобно, – обещала она. – Быть может, мой акцент подтолкнёт их к тому, чтобы смелее использовать эстонский».

Эти слова звучат как шаг навстречу русскоязычной общине, особенно на фоне предшественника Кальюлайд Ильвеса, который не умел и не любил говорить по-русски, за исключением пары слов вроде «дезинформация». В интервью западным СМИ он называл русский «языком оккупационных властей». Доходило до забавных казусов: старательно избегать русского он предпочитал даже в русских школах на презентациях русского перевода сборника своих речей. Ходила шутка, что Ильвес говорит по-русски так же хорошо, как Владимир Путин по-эстонски, оттого произнесённое им по-русски: «Здравствуйте, я ваш президент», – вызывало шквал хохота и аплодисментов.

В эпоху, когда даже радикальный националист Хельме периодически даёт интервью по-русски, а Йыкс вообще во время дебатов декламирует Пушкина на «великом и могучем», позиция Ильвеса выглядела реликтом. В этом плане посылы Кальюлайд – позитивный сигнал. Что касается проблемы безгражданства и отношений с Москвой, пока что имеется мало оснований ожидать серьёзных перемен. Говоря об образовании, Кальюлайд пока что лишь изъявила желание расширить бесплатное обучение эстонскому. Есть и надежда, что Кальюлайд будет главным образом заниматься экономикой и не будет позволять себе агрессивную риторику Ильвеса, который в целом был «зациклен» именно на борьбе с Москвой и мобилизацией других на противостояние с восточным соседом. Диалог с Россией, считает новый президент, должен быть спокойным и «согласованным с союзниками». Только вот ехать с визитом в Москву президент пока не спешит – не видит возможности.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в

Тоомас Хендрик Ильвес - действующий президент Эстонии. Был избран 23 сентября 2006 года. Родился 26 декабря 1953 году в Стокгольме. По гороскопу - козерог.

Семья Тоомаса Хендрика Ильвеса

Мать Тоомаса Хендрика Ильвеса - Ириада Сийтем, родилась в Ленинграде в 1927 году. Через год со своим отцом (дедушкой Хендрика) переехала в Эстонию, где была удочерена семьей политиков Ребане. В 1944 году, когда в Эстонию вошли войска СССР, приемные родители Ириады бежали в Швейцарию.

Тоомас Хендрик Ильвес женат вторым браком. Теперешняя супруга - Эвелин Ильвес (в девичестве Инт-Ламборт). В 2003 году у них появилась совместная дочь Кадри Кейу. От первого брака у Ильвеса есть сын Луукас Кристьян (1987 г.р.) и дочь Юулиа Кристийне (1992 г.р.).

Политическая карьера Тоомаса Хендрика Ильвеса

После того, как Эстония провозгласила независимость Хендрик Ильвес переехал на свою родину из Швейцарии. С 1993 по 1996 г.г. был послом Эстонии в США, Канаде и Мексике. Также дважды занимал пост министра иностранных дел (в 1996-1998 и 1999-2002 г.г.).

С 2001 по 2002 год возглавлял Народную партию умеренных. После поражения партии на муниципальных выборах, она была переименована в Социал-демократическую партию Эстонию.

С активного содействия Тоомаса Хендрика Ильвеса в 2004 году Эстония была принята в состав Европейского союза.

Во время выборов президента в 2006 году его кандидатуру выдвинули Партией реформ и Социал-демократической партией Эстонии.

Полномочия президента в Эстонии

Президент Эстонской Республики является высшим должностным лицом государства. В связи с тем, что Эстония с 1992 года имеет статус парламентской республики, полномочия главы государства существенно ограничены. Например, он не состоит в системе исполнительной власти. По сути, президент в Эстонии является фигурой символической - на него, главным образом, возложены представительские и разные юридические функции.

Согласно эстонскому законодательству, президент не может состоять ни в одной из политический партий, также он не может занимать какую-либо иную назначаемую или выборную должность, что должно обеспечить независимость и беспристрастность при принятии тех или иных решений главы государства.

В Эстонии президента выбирают посредством парламентского голосования. Если же в ходе трех туров ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства в две трети от конституционного состава Рийгикогу, организуется специальная коллегия выборщиков.

Президент Эстонской Республики избирается сроком на пять лет, однако один и тот же кандидат не может быть избран более, чем на два срока.

Статья 78 конституции Эстонии гласит, что президент Эстонии представляет государство в международных отношениях. Иными словами, на него возложены обязанности подписания международных договоров с одобрения правительства. В исключительных случаях президент имеет право вместо премьер-министра представлять страну в высшем совете Евросоюза и на заседаниях глав государств стран еврозоны.

Президент Эстонской Республики по предоставлению правительства назначает и отзывает дипломатических представителей страны, а также принимает верительные грамоты аккредитованных в Эстонии дипломатов.

Также глава государства назначает очередные и внеочередные выборы в Рийгикогу (парламент). Правда, роль президента здесь сужена до оформления необходимых документов за исключением случая, когда Рийгикогу выражает недоверие к правительству, которое обращается в связи с этим к главе государства с просьбой проведения досрочных выборов.

В обязанности президента Эстонии входит необходимость созывать Рийгикогу нового созыва и открытие его первого заседания. При необходимости президент вносит предложение председателю парламента созвать внеочередную сессию.
Президент провозглашает законы и подписывает ратификационные грамоты.

Права президента Эстонии:
− может наложить «отлагательное» вето и вернуть в течение двух недель с момента получения законопроект обратно в Рийгикогу на доработку. В случае, если парламент повторно одобрит законопроект без внесения в него поправок, у президента два варианта действий: подписать или обратиться в Государственный Суд с ходатайством проверить конституционность закона. При условии, когда Суд не найдет противоречащих конституции фактов, президент обязан подписать данный закон и официально провозгласить его.
− издавать имеющие юридическую силу декреты в случае, если парламент не может собраться на заседание или при срочной государственной необходимости. Эти декреты рассматриваются на ближайшем заседании Рийгикогу и оперативно утверждаются или отменяются.
− вносить предложение о принятии поправок в конституцию;
− после консультаций с председателями партий парламента выдвинуть кандидата на пост премьер-министра;
− на основе предложения премьер-министра назначать (освобождать) на должности членов правительства;
− вносить в Рийгикогу предложение о назначение на должность председателя Государственного Суда, председателя совета Банка Эстонии, канцлера юстиции и государственного контролёра.
− по предоставлению совета Национального банка назначать на должность президента Банка Эстонии;
− по предоставлению Государственного Суда назначать на должности судей более низких инстанций;
− награждать государственными наградами;
− присваивать воинские звания, дипломатические звания.

Президент Эстонии является высшим руководителем системы национальной государственной обороны.

Кроме того, президент Эстонской Республики вносит на рассмотрение в парламент предложения о введении чрезвычайного положения, введения военного положения и об объявлении мобилизации (в случае агрессии против страны) и демобилизации.

Президент Эстонии в качестве помилования по просьбам заключенных освобождает их от тюремного срока либо смягчает наказание.

В его функции также входит возможность внесение вопроса о уголовной ответственности в отношение канцлера юстиции на основе соответствующего ходатайства от прокуратуры.
При президенте Эстонской Республики на правах совещательного органа функционирует Совет государственной обороны, в который входят председатель парламента, премьер-министр, председатель парламентской комиссии по государственной обороне, председатель парламентской комиссии по иностранным делам, глава внешнеполитического ведомства, министр обороны, руководитель министерства финансов, глава МВД, командующий силами обороны и министр юстиции. Главой Совета является сам президент.

Среди неформальных полномочий президента Эстонии можно назвать принятие парадов ВС Эстонии в День независимости (24 февраля) и Дня победы под Вынику (23 июня), новогодние выступления, патронаж над большинством эстонских общественных организаций и кампаний.

На пост президента Эстонии баллотироваться могут только имеющие эстонское гражданство жители страны, достигшие сорокалетнего возраста. При этом кандидат на должность главы государства выдвигается депутатами парламента, количество которых должно быть не менее одной пятой от общей численности.

Вступление в должность избранного президента происходит через принесение им присяги перед парламентом. Текст присяги:
«Вступая в должность Президента Республики, я торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики».
Полномочия президента Эстонии прекращаются, если:
− он ушел в добровольную отставку;
− смертью;
− вступлением в должность нового избранного президента;
− вынесением обвинительного приговора суда в отношении него;
− неспособностью выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья. В этом случае полномочия президента временно переходят к председателю правительства.

Все президенты Эстонской Республики:

Константин Пятс - 1938-1940 годы;
Леннарт Мери - 1992 - 2001 годы;
Арнольд Рюйтель - 2001-2006 годы;
Тоомас Хендрик Ильвес - с 9 октября 2006 года.
  • Правительство
  • Президент Эстонской Республики (эст. Eesti Vabariigi President ) - глава Эстонской Республики .

    При Президенте Республики на правах совещательного органа существует т. н. «Совет государственной обороны» (эст. Riigikaitse Nõukogu ), в состав которого входят председатель Рийгикогу, премьер-министр, председатель комиссии Рийгикогу по государственной обороне, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции и командующий силами обороны . Возглавляет совет сам президент.

    Задачей совета является обсуждение важных с точки зрения государственной обороны вопросов и формирование общего мнения. Заседания проводятся по мере необходимости (в реальности они обычно проводятся от 1 до 3 раз в год.

    Неформальные полномочия

    Помимо прописанных в конституции и законах полномочий, Президент Республики имеет также ряд неформальных функций, которые обусловлены традициями и личностными качествами занимающих пост главы государства людей. Так, устоявшейся традицией являются новогоднее выступление президента, принятие президентом парадов вооружённых сил Эстонии в честь Дня независимости 24 февраля и праздника победы под Вынну 23 июня . Президент Республики отвечает за организацию ежегодного приёма в честь Дня независимости, на который приглашаются все первые лица страны и видные общественные деятели (для многих это является большой честью и знаком признания). Произносимая президентом 24 февраля речь (эст. iseseisvuspäeva kõne ) является важным политическим событием, поскольку президент имеет возможность выразить в ней своё видение происходящего в стране и критиковать действия исполнительной и законодательной власти .

    Президент Республики также осуществляет патронаж над многими общественными организациями и кампаниями, такими как:

    Порядок избрания и прекращения полномочий

    На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

    Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в специальной коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого проголосовали не менее 2/3 состава парламента или 68 депутатов), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений . Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере 21 член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

    Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

    «Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики»

    С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности президент обязан приостановить членство в какой-либо партии .

    Полномочия президента прекращаются в связи с:

    • добровольной отставкой;
    • вступлением в должность вновь избранного президента;
    • смертью;
    • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственным судом .

    При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента временно переходят к председателю Рийгикогу .

    История института президентства

    Указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса

    Сообщение государственного секретаря о принесении членами правительства Барбаруса должностной присяги

    Решение парламента об отставке Пятса с поста президента

    Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с по 1938 года . Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и государственным старейшиной , который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был сам полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен парламентом в отставку.

    После включения Эстонии в состав СССР на правах отдельной союзной республики (в современной Эстонии трактуется, как изначально нелегитимная оккупация) была принята новая конституция по образцу конституции СССР , в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР , полномочия которого были минимальными.

    В период советской власти за пределами СССР также действовало правительство Эстонской Республики в изгнании, глава которого официально назывался «премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики». Однако легитимность правительства в изгнании ставится некоторыми историками под вопрос, поскольку, по их утверждению, оно не было официально признано ни одним государством мира. Первое правительство Эстонии в изгнании состояло из лиц, назначенных последним законным премьер-министром Эстонии Юри Улуотсом (после предъявления Советским Союзом ультиматума, включавшего требование о формировании дружественного СССР правительства Эстонии, 21 июня 1940 года кабинет министров Улуотса был отправлен в отставку указом президента

    Президентом Эстонии с шестой попытки неожиданно избрана аудитор из Люксембурга Керсти Кальюлайд, которую сделали политиком за пять дней. Проамериканский ставленник, бывший посол Эстонии в Вашингтоне Марин Кальюранд осталась не у дел. У Соединенных Штатов появились трудности с победой своих кадров? Неужели русофобии в Прибалтике приходит конец?

    Эстония собралась судить коммунизм

    Дашь президента Эстонии за пять дней

    Не секрет, что Эстония давно попала под внешнее управление Вашингтона. Достаточно вспомнить согласие эстонской делегации на вступление в НАТО, которое было оформлено в парламенте задним числом. Выборы президента, призванного быть пропагандистским рупором Белого дома, обещали выбор фигуры, аналогичной предыдущему лидеру — Тоомасу Хендрику Ильвесу, экс-американскому гражданину и ярому русофобу. Однако парламент не выбрал Марин Кальюранд и в коллегию выборщиков (парламентарии плюс представители местных властей страны), но и там 24 сентября не пришли к консенсусу.

    Вашингтон был в шоке и сделал выговор. Посол США в Эстонии Джеймс Мелвилл заявил, что "очень разочарован" результатами президентских выборов, которые закончились ничем. "Я каждый день убеждаюсь в том, что здесь в Эстонии все работает не так, как это происходит в США. У вас так много кандидатов и такой маленький электорат, который решает этот вопрос! Народные пристрастия никак не смогли повлиять на принятие решения. У вас слишком много партий и, чтобы быть избранным при такой системе, необходимо проделать очень серьезную работу. Я разочарован тем, что выборщики не смогли избрать президента Эстонии", — эстонскому изданию Postimees.

    Выборы вернулись в парламент, и там за пять дней нашли еврочиннвницу, которая последние 12 лет проработала в Брюсселе на должности аудитора Счетной палаты ЕС от Эстонии, а проживала в Люксембурге.

    "Было ясно, что вне зависимости от того, кто станет этим кандидатом, его моральный капитал для вступления в эту должность довольно скуден" — Кальюлайд в открытом письме избирателям, распространенном через СМИ. — Запасной президент. Фарфоровая статуэтка на каминной полке". Это здравая оценка своей позиции, но у нее уже есть план — строить "этическое государство", поддерживающее гражданина в его решениях.

    "Мы все и есть государство", — считает Кальюлайд, видимо, имея ввиду и неграждан Эстонии. Да что там, она решила ни много ни мало войти в число инновационных лидеров, и это в стране, где IT- специалисты не могут найти работу. Впрочем, простим новому политику, от нее не требуется мудрости, знаний и образованности. У нее задача быть рупором Вашингтона. И эту задачу она выполняет.

    Ботинкам Ильвеса нет сносу

    Заканчивает Керсти свое обращение следующими словами: "Какова роль президента Эстонии в международном общении, вам, читателям, очень хорошо ясно. Тоомас Хендрик Ильвес делал это прекрасно. Это очень высокий стандарт, который я собираюсь удерживать. Остающиеся в Кадриорге ботинки, очевидно, слишком велики. Мне придется найти свои, и по стилю они будут немного иными. Верю, что ты понимаешь! "

    Осталось ответить на вопрос, а что делал Ильвес? В августе 2008 года он летал в Тбилиси, чтобы поддержать Михаила Саакашвили, заявлял, что Россию необходимо исключить из "большой восьмерки". С его именем связан скандал с переносом в Таллине "Бронзового солдата" — памятника воинам, погибшим за освобождение Эстонии от немецких войск в 1944 году. В одном из интервью, данном журналу "Шпигель", Ильвес заметил: "Наших людей убивали не красные или коммунисты. Наших людей убивали русские". Он наотрез отказался разговаривать по-русски с журналистом: "Я говорю на эстонском языке, он единственный государственный язык. Причин говорить на русском языке не больше, чем на английском, урду или японском…"

    Кальюлайд пока еще хочет говорить со своими по-русски. Пока она говорит, что будет выстраивать отношения с Россией по примеру Финляндии, но надо иметь ввиду, что она бывший член партии эстонских националистов IRL, поэтому иллюзий быть не должно.

    Внутренняя неполноценность Эстонии

    "Простота есть безусловное следствие сознания внутренней полноценности", — писал Фазиль Искандер. Сделают ли эстонцы выборы прямыми? Этого не произойдет, потому что около 30 процентов населения страны — русские в статусе неграждан. Потому что тогда к власти станут приходить политики, ориентированные на сотрудничество с Россией. Еще долго эстонцы будут внутренне неполноценными, потому что за спиной стоит "верный" союзник — США, который продиктовал национальную идею — ненависть к России. Разве это идея полноценного государства? Поэтому Кальюлайд при всем своем стремлении построить "этическое государство" этого сделать не сможет. Она не отклонится от курса на русофобию и регулярное салютование своим хозяевам в Вашингтоне. Почему же такого человека сделали президентом страны? Роль марионетки привела к в экономике, социальной сфере, милитаризации, а в итоге к деградации качества управленческих кадров, особенно высшего звена. Даже Вашингтону выбрать не из кого.

    "У меня есть только одна гипотеза, как она стала президентом", — сказал Правда.Ру Александр Носович, политолог, журналист-международник. — Эстонская элита не смогла самостоятельно выбрать президента, и президента назначили из внешнего управления, из Брюсселя и ЕС. Ничего особенного в эстонской внешней политике не изменится, может быть Керсти Кальюлайд будет более проевропейским президентом, менее проамериканским, но это не исключает того, что она будет направлять внешнюю политику Эстонии в том русле, которое нужно Вашингтону", — заметил эксперт.

    По мнению Александра Носовича, под влиянием внешнеполитической и внутриполитической конъюктуры Кальюланд будет становиться все более антироссийским политиком. "Это несомненно, потому что эстонский мейнстрим — это антироссийская позиция. Это базовая точка для выстраивания их идентичности, противопоставление себя восточному соседу, ощущение русской угрозы".