Сельма Лагерлёф. На диких гусях к Нобелевской премии. «Святая ночь» История о Нильсе

Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словар ный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразитель ного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.

III . Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.

-Какое слово получилось по вертикали?

(Лагерлеф.)

IV . Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф

1. Вступительная беседа.

-Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или зна ете?

(«Путешествие Нильса с дикими гусями».)

2. Рассказ учителя о писательнице.

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагер леф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урож денной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была чет вертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год хо дить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалы вала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жад но читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую выс шую женскую педагогическую академию в Стокгольме и за кончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень попу лярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный жур налом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер- леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подру ги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».

После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г. В том же году Лагерлеф знакомит ся с писательницей Софи Элкан, которая становится ее бли жайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной коро лем Оскаром II , и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе. Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».

Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история се мей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищу щих духовный идеал.

Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смог ла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спус тя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф - «Девочка с фермы на болотах». Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духов ному проникновению, которые отличают все ее произведения».

После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.

В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писа телей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.

После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от пери тонита в своем доме в возрасте 81 года.

V . Физкультминутка

VI . Работа над произведением «Святая ночь»

    Чтение учителем и учащимися.

    Первичное восприятие текста.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Итог урока

    Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?

    О чем произведение, которое мы только что читали?

    Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание: перечитать текст, приготовить выразитель ное чтение.

Ход урока 2

Организационный момент

П. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения с разными интонациями.

Я знаю, праздника вы ждете!

На этом празднике найдете

Смех, игры, сказку, волшебство!

Ведь наступило Рождество!

А что такое Рождество?

Конечно, это волшебство!

А слово «Рождество» откуда?

То день и час рожденья чуда!

    Заучивание стихотворения за 2 минуты.

    Проверка выученного стихотворения.

III . Работа над рассказом «Святая ночь»

1. Беседа.

- Почему смерть бабушки была для писательницы самым
большим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста.

    О чем история, которую рассказала бабушка?

    Чему она хотела научить свою внучку?

    Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.

    Каким был пастух? Охарактеризуйте его.

    Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)

    Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пас тухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы уви деть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)

IV . Физкультминутка

V . Составление плана рассказа

-А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.
Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
ночи для пересказа.

(Ребята работают самостоятельно.

Затем идет проверка выполненной работы.

Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)

VI . Пересказ текста по плану

Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *

VII . Итог урока

-Какое впечатление произвела на девочку рождественская
история? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени пас туха.

Сельма Оттилия Ловеса Лагерлеф (1858-1940)

Сельма Лагерлеф родилась в 1858 году в Швеции в многодетной семье.Семья Сельмы принадлежала к древнейшему дворянскому роду. Отец девочки – отставной военный, мать – учительница.

Сельма родилась с раной на бедре. В три года ей парализовало ноги , и лишь в девять она начала с трудом передвигаться по усадьбе и окрестностям..Когда маленькую Сельму в трёхлетнем возрасте разбил паралич, эти истории о ее поместье, которые рассказывали бабушка и отец, стали её жизнью. Временами боли становились такими сильными, что приходилось оставлять даже попытки перенести её в гостиную. Так и росла она отдельно от других детей, и даже полёт мухи становился для неё событием. В то время как сёстры и братья (всего в семье было пятеро детей ) резвились на улице, она жадно слушала старинные сказки или сочиняла свои. Бабушка была главным человеком в ее жизни .Она часто садилась на ее постель и плела, будто кружево, истории о гномах и эльфах, населяющих окрестности, о прекрасных дамах и кавалерах прошлого... Бабушка умерла, когда Сельме было пять лет, но в усадьбу переехала тетя — и рассказы продолжились. Сказки остались, пропало главное — человек. Сказка поселилась в ее душе — и всю жизнь Сельма будет искать ее. К девяти годам , когда девочке вернули способность двигаться , она уже твёрдо знала, что станет писательницей.

Прилагая неимоверные усилия, будущая писательница училась ходить заново , опираясь на палку, которая навсегда стала ее верной спутницей. Но, несмотря на это, именно теперь девочка чувствовала, что большой мир открыл для нее свои двери.

Однако выживать в огромном обществе оказалось очень непросто. Каждое движение требовало больших физических усилий, да еще окружающие люди порой были настроены враждебно. Но Сельма Лагерлеф не сдавалась перед трудностями.Это доказывает ее упорство, трудолюбие и жизнестойкость.

С большим миром Сельма познакомится в восемнадцать лет : отец узнает о том, что в Стокгольме существует Гимнастический институт , где — пусть без гарантий — но возьмут на лечение и реабилитацию его дочь. О, для Сельмы то было время без сказки — время реальности. Первое столкновение с возможностями прогресса. Это было больно, почти невыносимо. Но спустя год она вышла из института на своих ногах. Правда, к ним навсегда прибавится «третья» — трость. В лицее ее так и будут дразнить «трехножкой» . А еще — «старухой».

С большим отставанием от сверстников в свои двадцать три года Сельма поступает в Стокгольмский лицей . И уже через год назло всем тем, кто называл ее переростком и калекой, девушка была зачислена в Высшую королевскую учительскую семинарию.

После успешной учебы Лагерлеф удачно находит свою первую работу . Это должность учителя в школе для девочек , находившейся в небольшом городишке на юге Швеции. Неординарная и образованная, она быстро находит общий язык со своими учениками. Проводимые ею уроки всегда интересны и увлекательны. Учительница Лагерлеф Сельма не заставляет детей заучивать привычный материал, а превращает уроки в занимательные спектакли. На таких занятиях цифры становятся не такими уж и скучными, исторические персонажи похожи на сказочных героев, а географические названия легче запоминаются в виде необычных мест на картах волшебных миров.

Однако в реальной жизни простой провинциальной учительницы не все так красиво. После смерти самого близкого ей человека – отца – Сельма изо всех сил старается не терять самообладание. Но беда не приходит одна. После отцовской кончины родовое поместье Морбакка, которое принадлежало семейству с XVI века, было продано с аукциона из-за огромных долгов. И тогда появилось рвение во что бы то ни стало сохранить старые семейные легенды . Так решила для себя целеустремленная и привыкшая к трудностям Сельма Лагерлеф.

Каждый вечер втайне от всех молодая учительница Лагерлеф пишет свой первый роман «Сага о Йесте Берлинге» . Герой произведения – путник, который, посетив старинную усадьбу, знакомится с ее настоящими жителями и их старинными легендами. Многие коллеги Лагерлеф считали такое творчество неактуальным во времена стремительного развития науки. Несмотря на такие нелестные замечания, молодая учительница все же решилась отправить свою рукопись на конкурс в известную газету. К большому удивлению окружающих победительницей стала именно Лагерлеф Сельма! Членами жюри конкурса была отмечена необычайная творческая фантазия писательницы. Именно этот факт окрыляет девушку и помогает поверить в собственные силы.

В последующие четырнадцать лет Лагерлеф становится широко известным автором исторических романов . Успешность ее произведений помогает писательнице получить королевскую стипендию . Однако каждая победа девушки воспринимается в обществе больше как везение, а не как результат упорной работы и большого таланта. Ведь не так-то просто разрушить старые стереотипы о том, что женщины не могут быть замечательными писателями.

Романы «Чудеса антихриста» и «Иерусалим» становятся очень популярными в Швеции. Также эти произведения пропитаны глубокой религиозностью, в которой с детства воспитывалась Сельма Лагерлеф. «Святая ночь», «Вифлеемский младенец», «Свеча от Гроба Господня» и другие истории, вошедшие в сборник «Легенды о Христе», являются явным тому подтверждением.

Несмотря на то, что Лагерлеф было написано множество произведений, мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» . Интересно, что изначально она задумывалась как учебное пособие для школьников. В такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, ее культуру и традиции. Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы, но и вместе с главным героем научиться сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным. Во дворах стало модно играть в «гусенавтов» – так был прозван Нильс. Сельма Лагерлеф при этом чувствовала большую поддержку детей, чего нельзя было сказать о взрослых. Критики наперебой издавали разгромные статьи с резкими осуждениями автора. Назло всем недоброжелателям книга получила признание не только на родине писательницы, но и во всем мире.

Сельма Лагерлеф в 1909 году стала первой женщиной, которой была вручена одна из высочайших международных наград по литературе. «За благородный идеализм и богатство фантазии» писательница была удостоена Нобелевской премии . Золотая медаль, диплом и денежный чек были вручены ей самим королем Швеции Густавом V. И это не простая случайность. Ведь к этому времени Лагерлеф выпустила уже более тридцати книг и была любима далеко за пределами своей страны. Нужно отметить, что самым известным из ее произведений все-таки оставалась сказка о мальчике, который смог рассмотреть Швецию с высоты птичьего полета.

Получив Нобелевскую премию, Лагерлеф смогла выкупить семейное поместье, в котором она жила до конца своих дней, ведь именно благодаря Морбакке у нее появился замысел создания сказки о Нильсе. Последние самые большие произведения Сельмы Лагерлеф были написаны с 1925-го по 1928-й годы. Это три романа о Левеншельдах – «Перстень Левеншельдов», «Анна Сверд» и «Шарлотта Левеншельд».

Даже уже в немолодом возрасте и страдая от тяжелой болезни, Лагерлеф Сельма не могла оставаться в стороне от бед, которые преследовали Европу. В военное время между Финляндией и Советским Союзом она подарила свою золотую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

В тридцатых годах сказочница неоднократно принимала участие в спасении писателей и различных деятелей культуры от нацистских преследований . Организованный ее стараниями благотворительный фонд спас многих талантливых людей от тюрьмы и смерти. Это были последние благие деяния писательницы.

В марте 1940 года Сельма Лагерлеф ушла из жизни .

Сельма Лагерлёф – настоящий символ Швеции. Она не делала громких научных открытий, не разрешала международные конфликты. Она просто написала детскую сказку, и этого оказалось достаточно, чтобы стать первой женщиной, получившей Нобелевскую Премию в области литературы. Её книги, созданные почти сто лет назад, до сих пор заставляют верить в чудеса миллионы мальчишек и девчонок. Они наполнены добротой и любовью, тайной и мистицизмом, равно как и вся жизнь этой удивительной женщины. Давайте отправимся в увлекательное путешествие, в мир шведской писательницы Сельмы Лагерлёф вместе с её героями – Нильсом и дикими гусями.

Сказочная Морбакка.

Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года. Родовое поместье Лагерлёфов – Морбакка, расположено в одном из живописных уголков центральной Швеции – провинции Вермланд. В здешних местах всегда бережно хранили предания старины, народные сказания и легенды, а сказки и волшебство витали вокруг.

Мать Сельмы была школьной учительницей, отец – отставной военный. Но более всего маленькая девочка была привязана к своим тете и бабушке. Дело в том, что в трехлетнем возрасте Сельма серьезно заболевает. Дисплазия тазобедренного сустава приковываете её к постели. И именно тетя Нана и бабушка чаще остальных находятся у постели Сельмы, и все детские развлечения заменяют ей народными сказками и легендами . Девочка так увлечено их слушала, что начала верить в то, что сказочные герои существуют на самом деле. И даже, по словам самой писательницы, она неоднократно видела многих из них. Поэтому и решила стать писательницей.

Прощай, дорогая Морбакка!

Однако до того времени, когда её детская мечта стала реальностью, Сельме пришлось перенести немало невзгод. В 1863 году уходит из жизни её любимая бабушка, в 1885 – отец, а три года спустя любимая родовая усадьба Морбакка продается за долги с молотка… К этому времени, благодаря стараниям врачей, Сельма встает на ноги. Хромая и опираясь на палочку, будущая писательница вступает во взрослую жизнь и сразу же поступает в Высшую учительскую семинарию. По окончании семинарии она переезжает на юг Швеции, в Ландскрун, где устраивается на работу в местную школу для девочек.

Молодая учительница разительно отличалась от своих коллег. Она не заставляла детей заучивать скучный материал, а превращала свои уроки в настоящие спектакли. Вечерами, тайно от всех, она начинает писать свой первый роман – «Сага о Йёсте Берлинге». Воспоминания о родной усадьбе и жизни в ней ложатся в основу произведения. В 1890 году Сельма отправляет ещё неоконченный роман на конкурс, объявленный популярной газетой «Идун» и неожиданно получает первую премию! Так мечта маленькой девочки начинает становиться реальностью. Уже спустя год её роман был не только полностью опубликован, но тут же получил широкое признание и высокие оценки литературных критиков. С этого момента жизнь Сельмы постепенно меняет свое направление в светлую сторону.

Возвращение домой.

В 1895 году Сельма Лагерлёф оставляет работу в школе и полностью посвящает себя литературной деятельности. За всю свою долгую жизнь она создала около 30 крупных произведений. Вот некоторые из них: «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахэллы» (1899), «Предание о старом поместье» (1899), «Легенды о Христе» (1904), «Сказка о сказке и другие сказки» (1908), «Дом Лильекруны» (1911), «Тролли и люди» (1915-1921), «Морбакка» (1922), «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Мемуары ребенка» (1930). Почти все они написаны в сказочной манере, где любовь и добро всегда побеждают в, казалось бы, неравной схватке со злом.

«Вселенная Лагерлёф - это моральная вселенная, в которой конфликт между добром и злом всегда божественно разрешается и уверенно ведет героев к счастливому концу» - писали о молодой писательнице именитые критики. Но одно из произведений Сальмы Лагерлёф все же превзошло по популярности все остальные. Это всем известное «Путешествие Нильса с дикими гусями».

Изначально это была не просто сказка, а учебное пособие по географии под названием «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» . Вместе со стаей диких гусей, маленький мальчик Нильс путешествует по стране на спине своего друга Мартина. Лишь впоследствии появился сокращенный перевод для детей, который и стал популярен во всем мире. После публикации книги в 1907 году Сельма Лагерлёф становится почетным доктором университета в Уппсале , а в 1909 году ей вручается Нобелевская Премия в области литературы «За дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению». Сельма Лагерфельд становится первой женщиной, получившей столь высокую литературную награду и третьей из женщин после Марии Кюри и Берты Зуттнер, ставшей Нобелевским лауреатом.

Почти всю свою премию Сельма сразу же тратит на покупку родного поместья в Вермланде. Так, после долгих лет испытаний, писательница возвращается домой. После переезда она продолжает активно трудиться – ведь теперь есть откуда черпать вдохновение! Почти все её произведения, так или иначе, связаны с волшебной Морбаккой, где чудеса живут на каждом шагу.

Личная жизнь Сельмы тоже окутана тайной. О ней всегда было мало что известно. Замуж она не выходила и всегда много времени уделяла феминизму, борясь за права женщин. В 1914 году она первой из женщин становится почетным членом Шведской Академии. В 1924 году посещает США в качестве делегата женского конгресса. А в годы Второй Мировой войны пытается спасать от нацистских преследований знакомых немецких поэтесс. Лишь после её смерти в прессу стали просачиваться слухи о нетрадиционной ориентации писательницы. Однако её родные их опровергли, и дискуссия на эту тему была закрыта. Все это не помешало Сельме остаться всенародной любимицей, а лишь добавило к её биографии пикантности и загадки.

Покинула этот мир Сельма Лагерлёф в довольно преклонном возрасте – в 81 год, после осложнений продолжительной болезни. Все последние годы жизни она провела в любимой Морбакке. Теперь там находится музей, посвященный жизни и творчеству писательницы. В родной Швеции установлены памятники не только ей самой, но и её героям, а портрет Сельмы украшает банкноту достоинством в 20 крон.

«Что вы считаете величайшим счастьем?» - спросили её однажды в интервью. «Верить в себя», - ответила Сельма. Да, она всегда верила в себя. А ещё в сказки и чудеса. Недаром больше века спустя многие мальчишки и девчонки не только в Швеции, но и по всему миру, с надеждой вглядываются в небеса: а вдруг вместе с гусиной стаей там летит навстречу приключениям маленький Нильс?!..

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф (1858-1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)

Сельма Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 г. в шведской провинции Вермланд, в семье помещика. В 1881 г. уехала в Стокгольм, чтобы получить профессию учителя. После завершения образования устроилась на работу в школу. Самым известным из всех произведений Лагерлёф стала детская книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1906-1907). Сначала книга задумывалась, как пособие по занимательной географии для детей, она переведена на многие языки мира, в том числе на русский. По этой книге был снят мультфильм «Заколдованный мальчик». В 1909 г. Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе. Лагерлёф умерла 16 марта 1940 г. в своем имении Морбакка. В её доме создан музей, портрет писательницы с 1991 г. изображается на банкноте 20 шведских крон.

Фотоальбом

Монета с изображением Сельмы Лагерлёф

Книги Сельмы Лагерлёф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии...

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Игра-квест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

в прошлый раз про Сельму Лагерлеф не ответил ни один человек:) я все же тешу себя надеждой, что не мы одни читали ее классическое произведение "Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции " (я имею в виду не адаптированный рассказик, а толстенный том без сокращений). Кроме этого самого известного в России произведения, у писательницы есть много сказок и повестей, которые, скажем так, довольно сложное чтение и для взрослых. Но сегодня я немножко поговорю про Нильса. Это учебник географии - писательница с любовью и очень ярко описала все природные зоны родной страны и многие населенные пункты. Но мы изучать географию Швеции по этому учебнику не беремся, поэтому нас интересуют другие причины - зачем читать эту книгу современным детям? Причина первая: несмотря на то, что книга была написана более ста лет тому назад, она удивительно актуальна в плане воспитания экологического сознания. Кроме того, что рассказывается, к чему приводит бездумное пользование ресурсами (это бывает в детской литературе), еще и говорится, что делать и зачем: рассказ, как на месте уничтоженного леса дети и взрослые стали сажать маленькие деревца. Вот это самое ценное, а не "пугалочки" как все будет плохо и ужасно. Ребенку нужно конкретное действие, конкретный совет. Причина вторая: сам главный герой, Нильс, проходит очень длинный и трудный путь и метаморфозы, произошедшие с ним, не случайны. Очень подробно разъясняется причинно-следственная связь между поведением и последствием. И это не похоже на плоские назидательные рассказики, где "плохо себя вел мальчик и ай-яй-яй". Это рассказано на достаточной глубине и ведет к осознанности многих действий. Нильс получает по волшебству только наказание. Все остальное он ЗАРАБАТЫВАЕТ. И даже грозный приговор сердитого гнома (что Нильс станет человеком только в том случае, если зарежут его друга-гуся) уже не властен над ним - Нильс стал настолько сильным духовно, он заслужил свое чудо. В пути он совершает много удивительных подвигов и прилетает домой действительно другим человеком. Это как бы повесть о взрослении, превращении из эгоистичного ребенка в заботливого и ответственного взрослого. Что очень важно- Нильс не находит золотой ключик или волшебную щуку, исполняющую все желания. Он собственным трудом и личными усилиями проходит очень сложный путь. Причина третья: мир в произведении неидеален. Там есть и слезы, и горе, и потери. Но что важно: человек всегда преодолевает любые испытания и жизнь продолжается.
Причина четвертая: очень важный для детей мотив - умение поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. В истории, когда люди хотели осушить озеро, отчего могли погибнуть многие птицы, женщина, потерявшая своего сына, вдруг представляет себя такой осиротевшей птицей, лишившейся птенчиков, и просит жителей деревни оставить озеро на месте.
Причина пятая: книга полна интересных сведений о живой и неживой природе.
Причина шестая: с моей точки зрения, один из важнейших мотивов, которые необходимо включать в детскую литературу - как малая деталь (событие и тп) может полностью изменить жизнь. Так часто взрослые люди ждут "великих свершений", откладывая свои ежедневные мелкие дела за "неважностью"! Когда мы обсуждаем вопросы семейной жизни или воспитания, некоторые недоумевают, зачем вот это маленькое усилие или эта незначительная информация, я же хочу изменений вдруг и сразу, новую жизнь с понедельника! Чтобы все вокруг поменялось по мановению волшебной палочки. В одной из историй книги рассказно, как крошечные невидимые личинки одной бабочки потихоньку размножались и уничтожили целый лес, и сколько бед потом это все принесло. Очень бы советовала читать эту историю взрослым и по-другому посмотреть на "незначительное" в нашей жизни, будь то плохое или хорошее! Незначительные мысли, просто слова, всего лишь одно маленькое действие?

Думаю, основные причины я перечислила, а у тех, кому нравится творчество писательницы, найдутся еще и другие! (по поводу возраста: мы читали в пять лет, я не думала, что дочка выдержит такую тягомотную книжку - все же язык не очень для маленьких - но ей понравилось и просит перечитывать).
ссылка на произведения дана в прошлом посте с вопросами (понедельник, тэг детское чтение).
приятного чтения!