Богиня мать и индия. Победоносная Дурга — богиня религии индусов Праздник во имя Дурги: Дурга Пуджа

– «богиня»), основное женское божество индуистского пантеона. В классическом шактизме Дэви трансформируется в самостоятельное божество, а иногда рассматривается ее не только как «вторая половина» Шивы, но и как самоцельный источник мировых энергий.

Истоки образа Дэви восходят к культу богинь плодородия аборигенной протоиндийской цивилизации III–II тысячелетий до н.э. Среди статуэток, найденных при раскопках хараппских поселений, встречаются многочисленные стандартные женские фигурки из глины, отображающие черты богинь-матерей, культ которых исключительно распространен в индийской деревне, и соответствующие рисунки. Археологические данные позволяют предполагать, что фаллическим культовым символам мужского божества (Протошива) соответствуют женские символы (йони), соответствовавшие материнскому культу. Гипотезы относительно возможной связи этих изображений с материнским культом Ближнего Востока вполне реалистичны, поскольку исследования обнаружили наличие прочных торговых и прочих связей между двумя регионами.

Сугубо патриархальная религия индоариев оставляла немного пространства для почитания женских божеств, которые представлены, помимо богини Ушас, преимущественно абстрактными образами, гипостазирующими человеческие жизнепроявления (типа Речи), космические начала (типа Вирадж), отдельные составляющие жертвоприношения (типа Свахи), и временными «подругами» основных арийских богов. Первый реальный литературный прототип Дэви – появляющаяся в Кена-упанишаде Ума, дочь Химавата (бога Гималаев), которая выступает здесь наставницей богов, разъясняющей Индре, что вся их сила сосредоточена в Брахмане и среди них преобладают те, кто ближе всего соприкасается с ним.

В Дэви классического индуизма рельефно различимы светлая и темная половины, которые соответствуют характеру Шивы . Начальный культ Дэви относится к первым векам новой эры.

Образ Дэви как добродетельной супруги и матери семейства представлен несколькими значительными «персонами». По порядку мифологической хронологии это прежде всего Сати («сущая») – дочь божества Дакши, пожелавшая, вопреки его воле, стать женой Шивы и бросившая при выборе жениха гирлянду на его шею. Когда и после этого отец не согласился на их брак, она спровоцировала своего избранника разрушить отцовское жертвоприношение, а сама бросилась в огонь (именно к этому ее подвигу восходили мифологические корни индуистского обычая самосожжения вдов). Погибнув в пламени, Сати возродилась в лице Умы («Сияние»), которая на сей раз подвижничеством добилась благосклонности Шивы. Фактически это лишь другое имя Парвати («Горянка») – дочери Химавата и апсары Мены и сестры богини Ганги, которая поселилась рядом с Шивой на горе Кайласе, но долго не могла привлечь к себе внимание медитирующего бога-аскета. Небожители, поставившие перед собой задачу низвержения асуры Тараки, послали Камадэву (индийский Купидон), который пустил в Шиву цветочную стрелу желания и поплатился за это своим телом. Парвати усилила аскезу, и, когда полученная ею вследствие этого «заслуга» (пунья) оказалась достаточной для поставленной цели и Шива еще испытал ее (явившись в виде брахмана, который стал хулить его и был отвергнут подвижницей), ее мечта сбылась, она стала его женой и родила от него Сканду – убийцу Тараки (сюжет знаменитой поэмы Калидасы Рождение бога войны ), а также (по некоторым версиям) слоноголового Ганешу. Мифологическими синонимами Умы-Парвати, подчас неотличимыми от их эпитетов, следует считать Гаури («Светлая»), Амбика («Мать»), Аннапурна («Питательница»).

Более популярными, однако, стали грозные проявления Дэви. К ним относится прежде всего Дурга («Труднодоступная»), почитание которой, согласно Хариванше , было распространено первоначально у отсталых племен – шабаров, пулиндов, а также неиндийцев-«варваров».

Дурга – богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка от демонических сил (с которыми, правда, сама имеет много общего). Главный ее подвиг – уничтожение демона Махиши, принявшего облик буйвола и изгнавшего с неба богов. Парвати пришлось взять на себя этот труд, поскольку Махиша не мог быть убит ни мужем, ни зверем. Убийство Махиши в жестоком поединке составило сюжет многочисленных литературных интерпретаций (Сканда-пурана , Маркандея-пурана и т.д.), а также изобразительного искусства – Махишасурамардани («Убивающая Махишу»). Дурга изображается восьмирукой (в каждой руке по оружию, принадлежащему разным богам) и восседающей на льве (он же ее «ездовое животное» – вахана), который терзает буйвола, из туши которого пытается выскочить демон, поражаемый стрелами индийской амазонки.

Считается, что Дурга живет в Виндхийских горах, в сообществе наперсниц, участвующих в ее кровавых приключениях и каннибалистических трапезах. Культ Дурги был распространен по всей средневековой Индии. Одна из форм Дурги – Кали («черная»), получившая свое имя как появившаяся на свет из почерневшего от гнева лица Дурги и представляющая собой женского монстра, одетого в шкуру пантеры, в ожерелье из черепов, с отрубленными головами, мечом, жертвенным ножом в руках и с длинным языком, окрашенным кровью жертв – преимущественно демонов. Поскольку в конце каждого очередного мирового периода (кальпа) Дурга окутывает мир непроницаемой тьмой, она получает имя Каларатри («Ночь времени»). Другие имена – Чанди («Гневливая»), Бхайрави («Устрашающая») –также лишь эпитеты Дурги, тогда как Коттравей («Убийственная») – тамильская богиня войны и охоты, воплощение агрессивной женской сексуальности – представляет собой аборигенную адаптацию образа Дурги или отражает образ местной богини, принявшей облик Дурги (описывается в виде женщины со змеями и полумесяцем в волосах, покрытой шкурами слона и тигра и стоящей на голове быка с мечом в руках). Сельской вариацией Дурги следует считать и дравидскую богиню, получившую санскритское именование Бхагавати.

Помимо этого Дэви является центром целого женского пантеона, в который входят богини неарийского происхождения, рассматриваемые как потенции-энергии ведущих мужских богов. Наиболее известна система саптаматрика («семь матерей»), включающая, согласно Дэви-махатмье , персонифицированные энергии семи богов, произведенных для помощи Дэви в ее борьбе с враждебными силами: Брахмани (энергия Брахмы), Махешвари (сама Дэви), Каумари (энергия Сканды), Вайшнави (энергия Вишну), Варахи (проявление Вишну-вепря), Нарасимхи (проявление Вишну-человекольва) и Айндри (энергия Индры).

Культ Дэви распространялся на эзотерическую практику шактистов, в целом соответствующую индуистскому тантризму («тантра левой руки»), и культ народный. Шактистский культ включает, наряду с рецитацией мантр, посвященных Дэви, трактуемой как Джаганматри («мать мира»), также кундалини-йогу – систему упражнений психотехники, призванную заставить скрытую в человеческом теле обожествленную женскую энергию кундалини подниматься поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а заодно и прекращение индивидуального сознания адепта. «Тантра левой руки» включает знаменитые «пять „м"». Культ народный представлен почитанием женских символов плодородия в особых святилищах Дэви, именумых питхами. В питхах, посвященных Кали, совершались (в частности, в Бенгалии), в соответствии с характером этой манифестации Дурги, человеческие жертвоприношения. Одна из них, Калигхат, дала название современной Калькутте. На дравидском юге уже в конце 20 в. совершается ритуальный забой буйвола в честь богини-матери.


В своем изначальном облике Богиня выступает как идеальная красавица, самое прекрасное и удивительное существо. Она наделяется атрибутами - оружиеми украшениями, которые обладают важным символическим значением.Богиня именуется вечной, высшей матерью богов, почитаемой богами и великими мудрецами, находящейся выше всех богов и заключающей в себе их мощь. Она - изначальная причина всего, грозная и в то же время очаровательная в высшей степени, верховная владычица, находящаяся превыше всего высокого и низкого, не пятнающаяся грехами, высшая изначальная Пракрити, не подверженная изменениям.

По отношению к миру Богиня выступает как сила, создающая, поддерживающая и разрушающая мироздание. Она пронизывает все и наполняет космос своей мощью, сказано, что мир возник из ее частицы и что она является семенем вселенной. Богиня приводит в движение гунны. Она одновременно и та сила, которая управляет всей жизнью сансары, побуждая живые существа находиться в ней, окутывая их умы иллюзией призрачного мира вещей и явлений. И та, которая помогает встать на духовный путь и дарует освобождение и даже именуется лодкой, переправляющей через океан мирского бытия. Все женщины и все существа являются проявлениями Богини.

Она управляет органами чувств и элементами во всех существах, пребывает в сердце каждого существа и является энергией (шакти) всякой вещи. Как и Вишну в вишнуизме, Богиня воплощается и принимает различные облики, чтобы поддержать миропорядок. Главной ее грозной ипостасью, самой кровожадной и свирепой, помогающей истреблять асуров, в мифе о Шумбхе и Нишумбхе выступает Кали (Калика), вышедшая изо лба Богини, а второстепенными - матрики - отряд воительниц, являющихся персонифицированными энергиями (шакти) различных богов. Облик и атрибуты каждой матрики тождественны облику и атрибутам соответствующего бога. У всех матрик однотипная функция - быть соратницами Богини в борьбе с демоническими силами. Ближайшим помощником Богини в битвах с асурами является также ее вахана (ездовое животное) - лев.

По отношению к людям Богиня играет амбивалентную роль, выступая и как милостливое, и как грозное божество. Она избавляет от страданиЙ, дарует процветание, наслаждения и рай, дарует успех тем, к кому милостлива, но будучи разгневанной, лишает благ, очищает от грехов, приносит счастье и несчастье. Богиня уничтожает демонические существа, но милосердна даже по отношению к врагам. Одна из ее основных функций в поэме - это преподнесение даров.

Способы почитания Богини. Делают изображение (мурти) Богини из земли (глины) и почитают его приношением цветов, приборов для курения, светильников, пищи (то есть совершают индуистскую пуджу), совершением аскезы, приношениях благовоний.

Подробно перечисляются блага, которые обретаются благодаря ее покровительству: ограждает от несчастий, дарует потомство, здоровье и богатство, освобождает от страха, нейтрализует неблагоприятное влияние планет и дурные сны, умиротворяет детей, одержимых злыми духами, восстанавливает отношения между поссорившимися друзьями, помогает в затруднительных, опасных для жизни ситуациях.

Ригведа занимает мистическую точку зрения, когда он говорит о Божественном Женском Начале как о Вак или Вани , что проявляет Космос и все существующие вещи. В Ведическом мистицизме Космос и все вещи существуют изначально, но не проявлены. А Вак, или Вани, заставляет их проявиться.

Божественное Женское Начало было воспринято также как Ушас , светящийся свет раннего утра. То, что темнота ночи делает непроявленным, Ушас заставляет проявляться. В теории метафизики, которую излагает ведическая литература, "все вещи существуют, но становятся проявленными в Ней, что есть Божественное Женское Начало" . Упанишады излагают это ведическое утверждение с особой ясностью. В своих размышлениях Упанишады определяют Божественное Женское Начало как Пракрити , проявленная природа, которая есть материнский аспект Создания. Упанишады говорят, что Она - всепроникающая космическая энергия, свойственная всем существующим вещам.

Веды и Упанишады сплетают вокруг Деви кокон мистицизма, но в популярной традиции, как преполагает Хариванша Пурана (религиозный трактат 4-5 вв.), когда в нем упомянуто о Ней как о Богине джунглей и племен холмов, Она все же была такой же простой Богиней-Матерью. Ее связь с примитивными людьми была эмоциональной и относительно сильной. Тем не менее, также появилась одновременно с этим культом преклонения, и явно вдохновленная мистицизмом Упанишад, часть метафизики, которая воспринимала Божественное Женское Начало как Шакти , космическую энергию и трансцендентный источник и поддержку всех существ и всех созданных вещей. Махабхарата, идя в ногу с ведическим мистицизмом, относится к Ней как к источнику всех вещей, духовных и материальных. В эпической поэме сказано, что все вещи, материальные и абстрактные, проявленные и непроявленные, есть лишь проявления Божественного Женского Начала. Согласно Махабхарате, это метафизическое Существо, Богиня-мать примитивного человека, есть основа, корень и причина всего. Она - вечный поддерживатель Дхармы, истины и счастья и даритель спасения и процветания, но также печалей, горя и боли. Она устраняет препятствия и волнения и освобождает путь Своего последователя от любого ущерба.

Деви в литературе Пуран

В течение периода после Махабхараты до возникновения Пуранической эры (около 4-5 вв н.э.) Деви - всего лишь небольшая цитируемая тема в литературе и искусстве элиты. Поклонение Деви в те дни было широко распространенным феноменом, хотя до момента ее возведения в статус Пуранического Божества, такое поклонение было ограничено только отдаленными уголками примитивного мира племени. В течение пяти тысяч лет существовал культ поклонения Шиве, как Махайогу, представляющему Божественное Мужское Начало, и Махимате, Матери-земле или же Богине-Матери, представляющей Божественное Женское Начало. Только после того, как Деви была размещена в Брахманическом пантеоне, Она также стала объектом поклонения в мире элиты. Тема Деви, как только она становится частью Брахманического пантеона около 5 века н.э., наполняет все тело Пуранической литературы, так как в каждом тексте Пуран появляется тот или иной Ее аспект. Здесь Она не только занимает думающий ум, но это также и алтарь. К Ней взывают не только как к Высшей Силе, управляющей Космосом и правящей над всеми Богами, но когда космическая энергия инкарнируется, к Ней взывают с большей силой:

"Йа, Деви Сарвабхутешу Шактирупен Самстхита, Намастасье Мамастасье Мамастасье намо намах" ,
что значит:
"О Богиня, которая во всем космосе является формой энергии, все наши приветствия Тебе, вновь и вновь мы приветствуем Тебя"
Маркандейя Пурана

Из всех текстов Маркандейя Пурана - наиболее сложный (разработанный) в своей концепции Деви и относящихся обрядах, и считается самым подлинным документом о культе Деви. Это целая книга, известная как "Деви Махатмья" , о концепции Деви и поклонении Ей. В Маркандейя Пуране Она, в первую очередь, называется Дургой. На первый взгляд кажется, что Маркандейя Пурана отходит от прежнего проявления Деви как Матери-Богини или Матери-Земли, но на самом деле это только продолжение традиции индуистской долины. По большому счету, это переход от икононического проявления пассивной индуистской Богини-Матери к действующему олицетворенному образу Богини-Матери, который изобилует мифами о Своем происхождении и подвигах, но Она - все та же Божественная Мать или Богиня-Мать. В Маркандейи Пуране часть "Деви Махатмья" рассказывается мудрецом Маркандейей королю Сутархе и торговцу Самадхе (где первый потерял свое королевство, второй - дело), которые подходят к мудрецу, чтобы узнать от него, как вновь обрести свой прежний статус. После того, как мудрец рассказал о значении Божественной Матери и Ее уникальной Силе, он просит их приготовить земной образ Божественной Матери и поклоняться. Очевидно, даже в эту эпоху Пуран, Она лучше всего проявлена как земля и земными средствами.

Деви в метафизическом восприятии

В Пуранической литературе, религиозных течениях, антропоморфической иконографии и ритуальных практиках Богиня-Мать была представлена и названа по-разному. Тем не менее, существует удивительное единогласие в метафизическом определении Ее образа и космическом восприятии. В Ее метафизическом восприятии, происходит ли это в мифах или легендах, ритуалах или риторике, классике или народных традициях, или же для взгляда последователя, художника, скульптора или поэта, Она - Ади Шакти , Божественная энергия, которая содержит в себе все формы живого, силу, мощь, могущество, умение, динамизм и все действующие способности. Как Ади Шакти Она - Пракрити , которая управляет всеми вещами, проявленными или нет, материально выраженными или абстрактными. Она - динамический фактор Космоса, и в то же время Она - Дхатри , держатель всех вещей, статичных и подвижных, и потому также неизменная и окончательная. Она - проявленная природа, и поэтому присутствует материально, и в то же время Она - абсолютное Сознание, мыслящий Ум, универсальный Интеллект и Контролирующая чувства. Таким образом, Она - сон, жажда, голод, а также свет, тень и темнота. Скромность, удовлетворенность, сострадание, милосердие, красота, вера, терпение, покой, действие, движение, а также возмездие, или даже неистовство - все это Ее аспекты. И, превыше всего, Она - Всемирная Мать.

Космическое восприятие Деви - это смесь метафизики и мифологии. В метафизическом восприятии Индии Создание (сотворение) понималось как состоящее из двух факторов, названных Пракрити и Пуруша , Вещество (сущность, значение) и Дух, Мужское и Женское и т.п. Мифология определяет их как Шиву и Шакти.

Пракрити или Вещество (сущность), что метафизически приравнивается к Женскому Началу - проявленный аспект Сотворения, а Пуруша или Дух - непроявленный аспект. В мифологическом восприятии это равенство претерпевает изменения. Шива - это Шава, неодушевленное Существо, и Шакти, инкарнировавшаяся энергия, Его оживляющая и действующая сила. Без Шакти Шива - мертвая масса. Символично Шакти - это присущая всем вещам энергия, будь они проявленными или непроявленными. Шакти воспринимается в мифологических размышлениях как Деви, а в более простом видении как Божественное Женское Начало.

Она имеет множество имен, аспектов и форм.

Описание Шакти как Изначальной Сущности содержится в "Дэви-Махатмьям" ("Величие Богини") . В диалоге с царем, мудрец (риши) раскрывает знание о Великой Шакти. Он говорит: "Она сотворяет все в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она - высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она - Верховная над всеми богами…
Она вечна. Она воплощена как вселенная…
Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами: "Тобой рождена вся эта вселенная. Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир, во время творения - Ты проявляешься в виде творческой Силы, во время поддержания - Ты проявляешься в виде Силы. поддержания, и во время растворения - Ты проявляешься в виде разрушительной Силы. Ты - высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури). Ты - Изначальная Причина всего, приводящая в движение три гуны. Ты - темная ночь происходящего время от времени растворения (вселенной) . Ты - великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты - Богиня удачи. Управляющая, скромность, разум, полный знания, стыдливость, пища, удовлетворенность, спокойствие и терпеливость. Вооруженная мечом, копьем, палицей, диском, раковиной, луком, стрелами, петлями и железной булавой. Ты ужасна, но в то же время Ты - наивысшая Ишвари (Владычица), Ты превосходишь границы высокого и низкого. И что бы и где бы ни существовало, сознательное (реальное) или бессознательное (нереальное), какой бы силой все это ни обладало - это Ты…»

Брахман (Абсолют) и Шакти (Высшая Энергия) неразделимы и представляют собой Единое Целое.

В индуистской традиции существует несколько широко известных Ее аспектов: как Сати, Парвати, Ума, Дурга, Кали - Она является Супругой Шивы; как Лакшми и Радхарани - Она является Супругой (соответственно) Вишну и Кришны; как Сарасвати - Она Супруга Господа Брахмы.

Каждый из богов, отвечающий за те или иные функции во вселенной, имеет свою женскую ипостась, или энергию, свою шакти (деви, богиню), и все вместе они представляют Личности (персонификации) и Силы (энергии) единого Брахмана и его Шакти Все эти женские ипостаси или энергии являются воплощением Единой Матери - Энергии. Поэтому Ее нередко называют просто Амба, Амма или Ма, что на разных языках означает Мать.

Шакти — это Богиня-мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют Богиню, супругу бога Шивы. Шакти — это внутренняя энергия человека. Шакти — это космический женский принцип. Шакти — это женское начало человека, его женская половина.

Богиня Шакти проявлена в каждом живом существе, но ее сила и мощь более всего сконцентрирована в женщине, матери, носительнице красоты, любви и доброты этого мира.

В традициях индуистской Тантры особенно важное место занимает поклонение таким аспектам Шакти как Дурга, Кали, Тара. Во всех этих аспектах Шакти является Супругой или Божественной Силой, неотделимой от Шивы. Шива и Шакти - две половинки одного целого, существующие сами по себе и одновременно нуждающиеся друг в друге. Их раздельность и единство и есть та сила, на которой держится все мироздание. Калидаса писал, что Шакти и Шива соотносятся друг с другом как слово с его смыслом и не отделимы друг от друга, как жар огня от самого огня. Шива - чистое, блаженное, неизменное, статическое Сознание, пронизывающее собой все. Шакти - Его вечно меняющаяся динамичная Сила, приводящая в движение материю. В основе слова «Шакти» - корень «шак», который переводится как «быть способным». Иными словами, Шакти - это способность сознания активно действовать и меняться. Поэтому Ее называют подвижным аспектом сознания Шивы.

Так же как и её супруг Шива, Шакти имеет два аспекта: мирный и устрашающий.

Как Парвати или Ума, она представляет мирный аспект богини. Гималаи символизируют акашу (первоэлемент «эфир»), поэтому дочь Гималаев Парвати символизирует сознательную субстанцию мира. Отсюда другое ее имя - Ума («Сияющая»). В мирном аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, в правой она держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущена вниз. Если она изображается без Шивы, то обычно представляется четырехрукой - в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры. Ума - любящая, скромная и спокойная жена, подчиненная своему мужу. От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Ее энергия, накапливающаяся в свадхистхана-чакре, материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы). Без ее покровительства человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей.

Богиня Ума благоволит к тем, кто питаются «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами. Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды - до 30-45%, а овощи -100%. После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов. Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока, не содержат ни одного процента праны. При употреблении мяса и птицы человек теряет оджас. А из грибов организм не может извлечь прану. Рыба, как только умирает, немедленно теряет всю прану.

Ума оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве), отравлять ее химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, то это несомненно вызовет гнев Парвати, которая, приняв одну из своих разрушительных форм, может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей.

Богиня Ума проявляет свою энергию через все цветы, имеющие высокую устойчивость на повреждающие факторы внешней среды и долго сохраняющие жизнь после того, как их срезали. Например, гвоздики, гладиолусы, герберы.
С Умой связаны такие минералы, как агат, амазонит, жад, карнеол, кахолонг, малахит, оникс, турмалин и зеленый нефрит. А из металлов - медь.
В человеке - она вместе с Ямараджем (богом смерти) управляет свадхистхана-чакрой, творческой энергией шакти, репродуктивной системой.

В своих устрашающих аспектах она проявляет себя в основном как Дурга и Кали. Дурга редко изображается вместе со своим супругом, она восседает на льве или тигре, у нее от восьми до шестнадцати рук, в каждой из них она держит оружие. В мифах Дурга выступает в роли воительницы. Один из главных ее подвигов - уничтожение демона-буйвола, который не мог быть побежден ни одним из полубогов. Её изображают грозной и жестокой, и с достаточными на то основаниями. Однако она всегда выступает в роли защитницы полубогов и людей от асуров (демонов).
Кали - персонификация гнева Дурги. Ее воинственность направлена не только против демонов, но и против всего мира, включая людей. Ее изображают нагой, истощенной, с ожерельем из черепов, из широко разинутого рта свисает язык, окрашенный кровью жертв. Однако в мифах говорится, что ее ярость можно смягчить, воззвав к "чувству материнства".