Митрополит симферопольский и крымский лазарь сейчас. Лазарь, митрополит симферопольский и крымский. Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский

Возлюбленные о Господе пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне, дорогие братья и сестры!


В сей святой и всерадостный день с отеческой любовью поздравляю всех вас с великим и светлым праздником Рождества Христова!


Вот и настало время великой радости, и к нам вновь пришёл праздник Боговоплощения. В этот прекрасный зимний вечер мы видим, как по всей земле стоят залитые светом свечей и лампад, согретые теплом благодати Святого Духа православные храмы Божии. Как радуются сердца верую­щих, когда, шествуя среди мороза суетной жизни, мы, наконец, входим в тёплый, светлый, прекрасный храм Божий, где совершается праздничное Рождественское Богослужение, которое словно переносит нас на две тыся­чи лет назад, к священному событию – Пришествию в мир Господа наше­го Иисуса Христа, незримо поставляя нас к Вифлеемской пещере.


Мы становимся свидетелями чудесного явления Ангела Божия па­стухам и мысленно вместе с ними внимаем пению многочисленного Не­бесного воинства: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14); внутренним взором мы видим древних восточ­ных мудрецов, ведомых необычной звездой, склоняющихся перед Боже­ственным Младенцем и простирающих к Нему руки с драгоценными дарами – золотом, ладаном и благовонной смирной (Мф. 2, 1-2, 10-11). И благоговейно сохраняя этот образ в своей душе, мы «единеми усты и единем сердцем» воспеваем Рождшегося в Вифлееме Спаса Господа и Пречистую Богородицу, Преблагословенную Деву Марию, послужившую великому Таинству Боговоплощения.


Дивными звуками возвышенных, проникновенных песнопений напол­няются наши храмы в праздник Рождества Христова, и неизреченная ра­дость переполняет в этот день сердца всех православных христиан!


Воистину, велика и сокровенна тайна Боговоплощения. Тихо и сми­ренно вошел Богочеловек в наш грешный мир, но с Его Пришествием этот мир навсегда переменился. Божественная Любовь, явившаяся во плоти, взойдя на Крест, даровала всему человечеству преображение и спасение. «Младенца вижу, Бога моего познаю, – говорит святой Кирилл Иеруса­лимский. – Младенца, млеко пиющего – и мир питающего. Младенца плачущего – и миру жизнь и радость дарующего. Младенца повиваемого – и меня от пелен греховных избавляющего. Младенца в объятиях Матерних, с плотию истинно и неотлучно на земли – и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на Небесех».


Нынешний праздник с новой силой возгревает в нас веру, надежду и любовь. Ведь пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа – боже­ственный дар человеку. Это наше возрождение и «божественное Духом обновление», «избавление, просвещение и жизнь, и спасение».


Поэтому, следуя наставлению святителя Амвросия Медиоланского, «встречая день Рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от вся­кой скверны грехов, наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в этот святой день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих». Соединим же наши усилия, чтобы радость Рож­дества Христова вошла в каждый дом, коснулась сердца и души каждого человека!


Возлюбленные о Господе братья и сестры! Милостью Божией минув­ший 2017 год был отмечен в нашей епархии многими значительными цер­ковными событиями и деяниями. Вместе со всей полнотой Святой Матери-Церкви мы отметили знаменательное событие - 100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Отрадно сознавать, что это событие стало поворот­ным в религиозном и историческом смысле.


В прошедшем году мы также отпраздновали 140-летие со дня рожде­ния Святителя Луки Крымского, исповедника, доктора медицины В.Ф. Войно-Ясенецкого. В честь этого юбилея Симферопольская и Крымская епархия издала двухтомный альбом о земной жизни и небесной славе Владыки Луки - «Да светит всем!». В Крымской медицинской академии им. С.И. Георгиевского прошла юбилейная научная конференция, а Таври­ческой школе-гимназии № 20 г. Симферополя с углубленным изучением Основ православной культуры присвоено имя это великого святого.


Хочется отметить и то, что продолжаются работы по росписи верхнего храма возрождаемого Свято-Александро-Невского кафедрального собора города Симферополя. И с каждым днем мы все ближе и ближе к полному восстановлению этой святыни – жемчужины Крымского полуострова.


В прошедшем году продолжилось возрождение и строительство хра­мов, возрождалась монашеская жизнь, укреплялись приходы, расширя­лось религиозное образование, социальное и миссионерское служение, яр­ким свидетельством чему явилось проведение всекрымского дня благо­творительности «Белый цветок», четвертого съезда православной молоде­жи Крыма и десятого юбилейного телеконкурса знатоков Православной культуры «Зерно истины», в котором приняли участие школьники и сту­денты не только Крыма, но и многих других регионов нашего Отечества.


Видимым знаком благоволения Божия к нашему древнему краю стало принесение в его пределы многих святынь. Множество верующих, по­клонившихся им, получили помощь и великое утешение.


Возлюбленные о Господе дорогие отцы, братья и сестры! В святой праздник Рождества Христова да будут сердца наши открыты словам апостола: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, И). Будем же любить Бога послушанием Его слову. Будем стараться исполнять Его волю в делах любви. Будем искать единения с Ним в молитве и в Таинствах Церкви.


В этот радостный день Его Рождества будем встречать Христа со смиренным исповеданием: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Гос­подь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой» (Пс. 17, 2-3). Свет, воссиявший в Вифлееме, да озарит и наши души! Да умножится вера наша! Да укрепится наша верность Христу и наша готовность к исполне­нию Его вечной заповеди любви!


С любовью о Родившемся Господе приветствую пастырей, монаше­ствующих и всех верных чад Симферопольской и Крымской епархии и поздравляю с наступающим Новолетием! Да будет новый, 2018 год мирным, созидательным и благополучным, а для каждого из нас – спасительным!


Христос Спаситель, ныне родившийся в Вифлееме, да хранит всех нас во все дни земной жизни!


ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!

+Лазарь

Митрополит Симферопольский и Крымский


Рождество Христово

Кафедра Владыки находится в Петропавловском кафедральном соборе

Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ (в миру Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.

С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем два года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.

В 1958-1961 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной Академии и являлся референтом Отдела Внешних Церковных Сношений.

В 1973 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея.

В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение пяти лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.

В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.

За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил ряд храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретен участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В Санта Роса приобретен епархиальный дом.

В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола Иоанна Богослова.

В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь был открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Кременец возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается Духовная семинария.

В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Открыт Борисовский женский монастырь, в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария, и другие храмы и здания.

В 1992 г. — назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.

В 2000 г. возведен в сан митрополита.

Все 17 лет пребывания Владыки на Крымской кафедре наполнены многосторонней плодотворной деятельностью во благо Святой Матери-Церкви. Был канонизирован и прославлен архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), в честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер. Прославлены также новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святитель Лука, а также сонм крымских святых был внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический.

В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 г. Владыка Лазарь в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 г. освящен главный алтарь собора.

С 2003 г. по настоящее время ведется восстановление в г. Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.

Имеет следующие награды:

  • Орден святого князя Владимира II степени (1989 г.); за служение в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степени. Правительством Аргентины награжден медалью «Сан-Мартино». Награжден грамотой Посольства СССР в Аргентине.
  • Правительством СССР за миротворческую деятельность в Аргентине награжден орденом «Дружбы народов».
  • Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, награжден орденом святых Антония и Феодосия Печерских.
  • Президентом Украины награжден орденами «За заслуги» I, II и III степеней (1997, 2000, 2002 гг.).
  • За особые заслуги перед украинским народом награжден Почетной грамотой Верховной Рады Украины (2004 г.).
  • Украинским фондом научно-экономического и юридического сотрудничества награжден Почетным Крестом «Святой князь Александр Невский» (2006 г.).
  • Награждён орденом князя Ярослава Мудрого V степени — за многолетнюю плодотворную духовно-просветительскую деятельность, весомый личный вклад в сохранение и укрепление межконфессионального мира, утверждение идеалов духовности и милосердия (2009 г.);
  • Орден в честь 10-летия создания Государственного департамента Украины по вопросам исполнения и наказаний (Украина);
  • Награждён Орденом Дружбы — за большой вклад в развитие российско-украинского сотрудничества (2009);
  • Решением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 марта 2009 года № 1170-5/09 за выдающиеся личные заслуги в возрождении духовности, сохранении межконфессионального мира, активную благотворительную, гуманистическую и общественную деятельность Ростиславу Филипповичу Швецу (митрополиту Лазарю) присвоено звание «Почётный крымчанин»;
  • В 2012 году за добросовестное 20-летнее архипастырское служение на Крымской кафедре и по случаю 20-летия пребывания Блаженнейшего митрополита Владимира на кафедре Киевских митрополитов Предстоятель УПЦ удостоил митрополита Лазаря права ношения второй панагии;
  • В июле 2012 года по случаю 20-летия пребывания на Крымской кафедре награжден Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром орденом Святителя Луки Крымского.
  • В ноябре 2012 года за активную работу по духовному возрождению крымчан, укрепление мира и согласия на полуострове награждён почетным знаком отличия и Грамотой Представительства Президента Украины в АР Крым, а также Благодарностью Совета Министров АР Крым и Министерства культуры АР Крым.
  • 22 января 2013 года по случаю Дня Соборности и Свободы Украины, Президент Украины Виктор Янукович наградил орденом князя Ярослава Мудрого IV степени постоянного члена Священного Синода УПЦ митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Указ № 35/2013). Эта высокая награда вручается за выдающиеся заслуги перед Украиной в области государственного строительства, укрепления международного авторитета Украины, развития экономики, науки, образования, культуры, искусства, здравоохранения, за выдающиеся благотворительную, гуманистическую и общественную деятельность.
Рождение 22 апреля (1939-04-22 ) (80 лет)
село Комарин , Кременецкий повет, Волынское воеводство , Речь Посполитая

Митрополи́т Ла́зарь (в миру Ростисла́в Фили́ппович Шве́ц ; 22 апреля , село Комарин , Волынское воеводство) - епископ Украинской православной церкви ; митрополит Симферопольский и Крымский , постоянный член Священного синода УПЦ , ректор .

Биография

В возрасте 15-ти лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры , затем два года нёс послушание в Успенском Жировицком монастыре .

25 июля 1975 года был назначен в клир Аргентинской епархии , где исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (Удовенко) .

В 1978 году был возведён в сан протоиерея .

1 апреля 1980 года в Почаевской лавре пострижен в монашество, 7 апреля возведён в сан архимандрита .

Епископ Аргентинский и Южноамериканский

Архиепископ Одесский и Херсонский

11 февраля 1991 года был назначен архиепископом Одесским и Херсонским .

В это время был открыт Борисовский женский монастырь, в котором в застойные годы располагался лечебно-трудовой профилакторий . Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Одесская духовная семинария , и другие храмы и здания.

Митрополит Симферопольский и Крымский

25 ноября 2000 года возведён в сан митрополита .

Общая характеристика 20-летнего пребывания на кафедре Симферопольской и Крымской епархии

Прославлены новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) , а также сонм крымских святых был внесён в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер.

Ежегодно Митрополит Лазарь участие в международных научно-богословских конференциях, посвящённых памяти святителя Луки (Греция). Так, в 2012 году Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь по благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины принял участие в работе II Международной конференции, посвящённой 50-летию со дня преставления святителя Луки (город Афины): «Святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий). Величина и значение его научно-человеческой деятельности. 50 лет со дня смерти».

Международная конференция 2012 года, состоявшаяся в Афинах, а также две региональные конференции, которые прошли в Верии и Салониках стали ещё одним свидетельством почитания духовного подвига Святителя Луки не только в тех странах, где проходила его жизнь (Россия, Украина, Узбекистан), но и далеко за их пределами (в Греции и по всему миру).

Во время очередной атеистической волны в 1960-1962 годах в Крыму было закрыто около 50 православных приходов. На протяжении почти 20 лет на полуострове действовало только 14 православных храмов.

На момент назначения Владыки Лазаря на Крымскую кафедру (июль 1992 года) на полуострове, включая г. Севастополь, было зарегистрировано всего лишь 48 православных общин, из которых только 30 были действующими.

В епархии не было ни одного монастыря. Само епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято- Троицком соборе в г. Симферополе. За два предыдущих года до приезда Владыки Лазаря в Крым сменилось три правящих архиерея.

Он практически с нуля начал создавать епархиальные учреждения, возрождать бывшие храмы и монастыри, открывать новые приходы. При этом всегда умело и своевременно находил эффективные формы взаимодействия и сотрудничества с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и широкой общественностью, что позволило коренным образом укрепить материальную базу епархии, создать сеть православных общин во всех уголках полуострова.

За 20-летний период Его правления Симферопольской и Крымской епархией число зарегистрированных приходов возросло почти в 12 раз (с 48 до 564, с учётом 130 приходов вошедших в 2009 году в состав Джанкойской и Роздольненской епархии).

Симферопольской епархии удалось добиться возвращения более чем 90 % бывших церковных зданий и сооружений, которые были национализированы в годы советской власти, среди них комплекс бывшей Таврической духовной семинарии , древнейший храм Восточной Европы в честь Иоанна Предтечи в г. Керчи , Владимирский собор в г. Севастополе, построенный к 900-летию Крещения Руси и множество других храмов, монастырских комплексов и молитвенных домов - всего свыше 80 таких объектов.

Возрождена монастырская жизнь в 9 обителях, идёт процесс становления ещё в 4-х средневековых пещерных монастырях, прекративших свою деятельность ещё в конце XV века.

Построено 30 новых храмов и храмов-часовен, в том числе и на территории нынешней Джанкойской епархии как например в городах Армянске и Джанкое, п.г.т. Роздольное и др.

Благодаря возобновлению работы Таврической духовной семинарии епархия теперь способна в полном объёме решать кадровые вопросы по обеспечению приходов священнослужителями.

В период с 1994 по 1998 годы личным секретарем, и в 1997 году благочинным епархии, был иеромонах Викентий (Дмитриев). Он был лично пострижен и рукоположен владыкой Лазарем в духовный сан. Владыка явился его духовным восприемником.

По инициативе архиепископа Лазаря в автономии впервые на Украине в 1992 году был создан Меконфессиональный совет Крыма «Мир - дар Божий». В его состав вошли представители восьми конфессий, которые имели более чем столетнюю историю деятельности в Крыму. Возглавляемый митрополитом Лазарем Межконфессиональный совет объединил усилия религиозных организаций по координации межконфессионального диалога, как в Крыму, так и на Украине в целом, участию в разработке предложений к проектам законодательных и других нормативных актов по вопросам государственно-религиозных отношений, осуществлению коллективных мероприятий благотворительного характера.

В 2007 году был обвинён «Союзом русских православных верующих Крыма» в притеснениях этнически русских священников и замене их выходцами из Западной Украины: «За 16 лет пребывания митрополита Лазаря в Крыму из Симферопольской и Крымской епархии выехали почти все русские священники, имеющие образование Московской и Ленинградской духовных академий и семинарий»

Главу Крымской епархии призывают прекратить контакты с украинизаторами

Симферополь, Апрель 19 (Новый Регион, Михаил Рябов, Анна Сергеева) - В воскресенье 18 апреля исполнилось 30 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

30 лет назад он, уроженец Тернопольской области, был назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Из Латинской Америки Лазарь вернется только в 1989 году.

В официальной биографии митрополита Лазаря не указывается, что в 1992 году он был назначен архиепископом Крымским после перевода с кафедры в Одессе, где открыто выступал за предоставление независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата, поддерживая Филарета.

Тем не менее, большинство политиков и экспертов, опрошенных "Новым Регионом", оценивают роль митрополита Лазаря позитивно. Хотя единого мнения, все же, нет.

Кирилл Фролов, эксперт Института стран СНГ (Москва):

"При большевиках Крым стал одним из полигонов атеизма, безбожия. А атеизм - это опиум для народа, фактор слабости русских. Именно потому что русский Крым и Юго- Восток были максимально атеизированы, они до последнего времени проигрывали бандеровской Галиции, ибо еретическая униатская вера и активные действия греко- католиков - это залог западенской активности. Следовательно, русская Победа наступит тогда, когда православная активность, пассионроность будет сильнее униатской. И, соответственно, КПД епископов следует оценивать именно с этих миссионерских позиций.

Итак, каковы же итоги правления митрополита Лазаря? Митрополит Лазарь, несмотря на свое западноукраинское происхождение (надо оговорить, что оно православно-почаевское, а не галицийское), служит русскому Крыму. Он не осудил, не мешал русским силам Крыма, что в условиях диктата Кравчука и Кучмы - уже очень много. Более того, во времена Ющенко он стал активно взаимодействовать с Русской общиной Крыма. В условиях русофобской и раскольничьей истерии митрополит Лазарь делает Крым одной из первых территорий на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви, где повсеместно введены "Основы Православной Культуры".

Несомненным достоинством митрополита Лазаря является то, что он поддерживает таких блестящих интеллектуалов, как настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде о. Николая Доненко, который собрал высказывания святых Новомученников, подавляющее большинство из которых гласно обличали идею отделения Украинской Церкви от Русской. Например, св. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский, на допросе в НКВД (большевики проводили политику украинизации и поддержки автокефалистского раскола на Украине) сказал, что считает разделение Украины с Россией злом, "следствием духовной деградации русского народа".

Митрополит Лазарь благожелательно относится к молодежному миссионерству, не препятствовал миссионерскому рок-концерту в Севастополе и знаменитому миссионерскому рок-туру российских и украинских рок-музыкантов во главе с о. Андреем Кураевым в 2008 году.

Но время требует еще большего миссионерского напряжения Церкви, незамедлительного исполнения решений Священного Синода Московского Патриархата о введении штатных должностей молодежного миссионера, социального работника и катехизатора в каждом приходе, создания Попечительских Советов из пассионарных мирян. Ибо пока еще плотность исламских религиозных организации крымско-татарского меньшинства выше, чем у православных. Чтобы сохранить русское большинство в Крыму, необходим жесткий запрет абортов, пропаганда многодетности, искоренение всякого морального разложения, иначе смерть. А это возможно только в следствии тотальной всеобъемлющей креативной, завлекающей православной миссии, которая должна охватить каждого крымчанина и курортника.

А для этого необходимо превращение каждого прихода и монастыря в миссионерский, необходимо вывешивать в храмах платки для заходящих курортников, а не выкидывать людей из-за отсутствия "православного хиджаба" в 40-градусную жару, что иногда встречается в некоторых прибрежных монастырях; необходимы огромные многотысячные молодежные миссионерские лагеря в Херсонесе и у других святынь Крыма, которые помогут дебандеризировать молодежь Украины; необходима помощь всей Русской Церкви для того, чтобы максимально использовать потенциал Крыма как колыбели Русского Православия.

С этой же точки зрения (КПД) необходимо подходить и к вопросу разделения епархий. Важно, кто станет во главе новых епархий - если это будут молодые бойцы-миссионеры, сторонники единства Русской Церкви, которые все сделают, чтобы воцерковить молодежь и ликвидировать раскол (который держится именно из-за отсутствия массовой православной миссии), то это будет только хорошо".

Сергей Шувайников, председатель "Конгресса русских общин Крыма", экс-кандидат в президенты Республики Крым:

"Деятельность Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря лично у меня вызывает искреннее уважение и признание. Я хорошо помню, как летом 1992 года тогда еще архиепископ Лазарь появился в Крыму. Это было нелегкое политическое время, когда шло формирование Республики Крым, только что в мае была принята Конституция Крыма, которая принципиально утверждала самостоятельность автономной республики по отношению к недавно провозглашенной независимой Украине. Все "украинское" воспринималось в штыки, и появление нового правящего архиерея с гражданским именем Ростислав Швец, уроженца Тернопольской области, было воспринято настороженно и с холодком.

Тем более, что за ним был политический щлейф, когда он высказывал мысли о предоставление УПЦ автокефалии, мотивируя это тем, что раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, была даже личная попытка баллотироваться в 1990 году в депутаты Верховной Рады Украины в Тернопольской области, где он занял второе место, уступив "руховцу" Дмитрию Павлычко.

Придя в Крым, владыка Лазарь не стал вникать в политические проблемы Республики Крым, а выбрал основным направлением своей деятельности возвращение и строительство православных соборов и храмов, защиту духовных ценностей Православия, восстановление соборов, разрушенных в годы войны и большевистского лихолетья. Он не отказался от общения с государственными мужами и политиками, но делает это очень мудро - для укрепления позиций Православной Церкви в Крыму. Именно при нем был восстановлен величественный Собор святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе (Севастополь), а ныне возрождается кафедральный собор Святого благоверного великого князя Александра Невского в Симферополе. Сотни новых храмов на крымской земле появились за 18 лет именно благодаря подвижнической деятельности владыки Лазаря. Его личной заслугой является также возрождение и деятельность на крымской земле около двадцати православных монастырей и скитов.

Деятельность этого православного подвижника получила признание сотен тысяч верующих и представителей других религий, с которыми он умеет находить общий язык и взаимопонимание. Сегодня митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь достойно представляет Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата на крымском полуострове.

Общаясь с ним лично, я могу отметить, что владыка Лазарь обладает незаурядными организаторскими качествами, высоким искусством дипломатии, умением расположить к себе любого человека и понять его проблемы. Он с пониманием отнесся к установке Памятного знака в память жертв, которые понес русский народ и народы России в годы Гражданской войны и политического террора, и благословил русские организации на его создание, также как и строительство часовни на месте расстрела безвинных жертв в районе Симферопольского водохранилища. Многие мероприятия русских организаций Крыма проходят по благословению владыки Лазаря и священников его епархии.

Позволю себе от имени всех русских общественных организаций, которые входят во Всекрымское Движение "Русское единство", поздравить митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря с 30-ти летней датой его архирейской хиротонии и пожелать ему здоровья и долгих лет на благо православной Церкви и православной паствы Крыма".

Сергей Цеков, председатель Русской общины Крыма, сопредседатель Всекрымского движения "Русское единство":

"Я абсолютно положительно оцениваю почти двадцатилетний период пребывания владыки Лазаря во главе Симферопольской и Крымской епархии. Это был очень непростой период в истории Крыма, в истории нашего единого Отечества, которое, к сожалению, оказалось разрушенным в 1991 году.

Нужно отдать должное, что митрополит Лазарь сыграл одну из ключевых ролей в восстановлении позиций канонического Православия в Крыму, которое неразрывно связано с Русской Православной Церковью.

За эти годы число приходов Симферопольской и Крымской епархии увеличилось в десятки раз. Восстановлены практически все действовавшие до революции монастыри на территории Крыма. Хочу особо отметить роль владыки Лазаря в восстановлении кафедрального Свято - Александро - Невского собора в Симферополе. Уверен, что Свято - Александро - Невский собор через два-три года станет одним из самых посещаемых храмов в Автономной Республике Крым. Лазарь сыграл значительную роль в восстановлении Свято-Владимирского собора на территории Херсонеса, на священной для Русского Православия земле, где крестился святой равноапостольный князь Владимир.

Владыка Лазарь по своему характеру - человек-созидатель. Где бы он ни был, он ведет активное храмовое строительство, оставляя после себя след на века. Достаточно вспомнить плоды деятельности владыки Лазаря в бытность епископом Аргентинским и Южноамериканским. В частности, даже в непростые годы нахождения у власти небезызвестного диктатора Пиночета, когда храмовое строительство было запрещено, в Чили по инициативе Лазаря был построен церковный зал, впоследствии преобразованный в храм.

Для Русской общины Крыма и движения "Русское единство" особенно значим тот факт, что митрополит Лазарь всегда подчеркивает неразрывную связь Симферопольской и Крымской епархии с Русской Православной Церковью. Вспомните, на каком высоком уровне встречали в Крыму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Лазарь традиционно отмечает вместе с Русской общиной Крыма русские памятные даты, благословляет проводимые нами мероприятия.

В целом деятельность Лазаря заслуживает глубокого уважения. С ранних лет он настроен на служение Богу, на служение Русской Православной Церкви. Еще раз подчеркну - он много сделал для Крыма, для развития Православия на полуострове. Не случайно, что присвоение Лазарю звания Почетного крымчанина прошло единогласно".

Юрий Егоров, Всеукраинское братство Александра Невского:

"Учитывая историю, митрополита Лазаря вряд ли можно назвать ярым сторонником единства Православной Церкви. Хотя он получил награду от Русской Православной Церкви не так давно, но факты говорят за себя. Показательный пример: насколько известно, он благословлял униатов, а именно духовный центр Украинского реестрового казачества, он был заложен под Симферополем, его возглавляет Анатолий Шевченко. На территории университета, который он возглавляет, находится униатский храм. Я считаю, что эта организация занимается украинизацией, а Лазарь ее благословлял".

Атаман Сергей Юрченко, председатель Совета атаманов Крыма:

"Во-первых, от казаков Крыма я бы хотел поздравить владыку Лазаря с 30-летием хиротонии. Крым - довольно сложный регион, мир и спокойствие здесь во многом зависит от позиции священнослужителей. Казаки как военные люди готовы прийти на выручку нашему духовенству, поскольку казаки всегда считались воинством Христовым.

Но мы все помним недавние события, когда к 2000-летию Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия по всему миру устанавливались поклонные кресты. В Крыму со стороны ОПГ меджлис был ряд провокаций. В результате были достигнуты договоренности, и установка крестов прекратилась. Я считаю, что тогда православным следовало занять более жесткую позицию, а мы, казаки, были готовы встать на защиту.

К слову, сегодня появилась масса казачьих формирований. Как председатель Совета атаманов Крыма, хочу попросить владыку Лазаря, чтобы он благословлял действительно казаков, а не псевдоказачьих атаманов, у которых есть лишь огромные звезды и лампасы, но никакого личного состава.

Владыке Лазарю мы желаем здоровья. А на православных казаков он может рассчитывать, мы всегда готовы прийти на помощь".


(C) 2010, "Новый Регион - Крым"
постоянный адрес на сайте | обсуждение на сайте

При использовании информационных материалов
ссылка на "Новый Регион" обязательна

Новость о том, что крымские епархии прошли российскую регистрацию, взбудоражила ряд украинских СМИ. И это понятно: любые отношения с РФ трактуются в нынешних условиях как предательство и госизмену. В общем-то в этом преступлении идеологические противники УПЦ и обвинили Церковь. "КП" в Украине" попыталась разобраться, где в этой истории правда, а где ложь?

ЧТО ГОВОРЯТ НА ПОЛУОСТРОВЕ

Москва денег не получает

На полуострове действует Крымская митрополия под руководством митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря. Состоит она из трех епархий: Симферопольская и Крымская, Феодосийская и Керченская, Джанкойская и Раздольненская. По предварительным оценкам, митрополия охватывает более миллиона православных верующих. Все они по-прежнему остаются прихожанами Украинской православной церкви, а никак не Российской.

Думаем, все это раздули для дискредитации УПЦ МП в Киеве, - говорит юрист Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Иоанн Пристинский. - Епархия привела свои документы в соответствие с российскими законами и продолжает нести свое спасительное служение.

- А что с денежными отчислениями?

Отчислений в Киевскую митрополию и раньше не было. Равно как и в Москву. Бывало, епархия передавала средства на строительство кафедрального собора в Киеве. Но ежемесячных отчислений нет.

- Из Киева архиереи сейчас к вам приезжают?

Сейчас, может, есть чисто технические трудности, но периодически посещают. У архиереев нормальное общение. Наш крымский владыка Лазарь был на заседании Священного синода в Киеве. Добрался нормально.

- Почему статус епархий в Крыму остался неизменным? - спрашиваю секретаря Симферопольской и Крымской епархии протоиерея Александра Якушечкина.

Мы находимся над политикой. Мы должны всех объединять и примирять, что мы сейчас и делаем. Даже затрудняюсь сказать, сколько уже конвоев в Донбасс отправила наша епархия. Без всякого сопровождения и льгот на таможню, под взрывами наши батюшки везут гуманитарную помощь в епархии юго-востока. Крест, ряса - вот их пропуска.

Священников не обижают

В парке Севастополя гуляет миролюбивый с виду дедушка - архимандрит Макарий (Щипаков), бывший морской офицер, сейчас пенсионер и священник Киевского патриархата.

- Прихожан у вас помимо расформированной украинской воинской части меньше не стало?

Как были раньше, так и есть. Мало, как до, так и после. Нам же никто территорию в Севастополе не дает - ни при той власти, ни при этой. Молимся по квартирам. Если говорить по Севастополю, то человек 50.

- А сколько приходов было по всему полуострову?

Я не могу сказать.

- Покинуть полуостров не думали?

Как Бог управит.

- Вас здесь обижают?

Кто может обижать священника, от которого идет любовь?

У иудеев одна проблема - нехватка мацы

В семье радийщиков Пресманов политические разногласия скорее гастрономического плана: чью колбасу есть - российскую или украинскую. Хозяйка дома Людмила Пресман - член общественного совета Федеральной еврейской национально-культурной автономии Крыма - прошла все юридические процедуры и осваивается в новых условиях:

Проблема одна - нехватка мацы. Через переправу перегнать тяжело. Раньше была своя, мы даже Казахстан снабжали. Но приехавший раввин из США обозвал нашу машину, выпекающую мацу, некошерной, разобрал, наобещал новую и уехал. Приходилось раньше из Киева везти. А теперь мацу дает уже Москва.

КСТАТИ

Прошла ли перерегистрацию Крымская епархия ?

Архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ КП Климент в интервью "Главкому":

"…В любом случае юридическая перерегистрация необходима потому, что без нее некоторые церкви останутся отрезанными от света и воды, а также есть угроза потери имущества… Для того чтобы зарегистрировать структуру, я должен получить российский паспорт и уже веду консультации по этому поводу... Я обращался и к президенту, и к правительству, к СНБО и уполномоченному Верховной Рады по правам человека Лутковской. Но, к сожалению, руководство государства Украина ничего не сделало для того, чтобы разъяснить религиозным деятелям, как им действовать в тех условиях, в которых они оказались…

СПРАВКА "КП"

Что говорит устав

Устав Симферопольской и Крымской епархии зарегистрирован 19 декабря 2014 года российским Мин­юстом, дал такие ответы на следующие слухи:

О СТАТУСЕ

Слухи: Юридически и де-факто, судя по тем изменениям, которые внесены в устав, и там прямо написано, что размещенным центром Симферопольской и Крымской епархий является Республика Крым - субъект РФ. Тем самым фактически признана аннексия Крыма. Фактически произошла завуалированная передача этих двух епархий Русской церкви.

В уставе: "Епархия является каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру... Территориальная сфера деятельности епархии - Республика Крым".

ОБ ИМУЩЕСТВЕ

Слухи: Согласно уставу все имущество епархий является имуществом РПЦ.

В уставе: "Епархия является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на ином имущественном праве обособленным имуществом. Епархия несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом..."

О ПЕЧАТЯХ И ФИНАНСАХ

Слухи: Все экземпляры бланков, штампов и печатей утверждает не только митрополит Киевский, но и лично патриарх Кирилл. Последний имеет право вето на уровне со Священным синодом Украинской церкви. И самое интересное - все финансы крымские епархии УПЦ МП отныне будут перечислять Москве.

В уставе: "Образец печати утверждается митрополитом Киевским и всея Украины (местоблюстителем). Епархиальный архиерей избирается (отстраняется от должности) синодом Украинской православной церкви... Епархиальный архиерей является руководителем (единоличным руководящим органом) епархии, возглавляет епархию и управляет ею. Епархиальный архиерей без доверенности действует от имени епархии. В полномочия входит распоряжение имуществом и финансовыми средствами епархии в порядке, предусмотренном настоящим уставом".

ЧТО ГОВОРЯТ В КИЕВЕ

Крымская церковь подчиняется Киеву.

За разъяснением ситуации мы обратились к главе Синодального информационного отдела УПЦ епископу Клименту (Вечере) и заместителю главы отдела общественных церковных связей УПЦ протоиерею Николаю Данилевичу.

Священным синодом УПЦ никогда не принималось документов, которые бы меняли каноническое подчинение епархий на полуострове, - уверяет владыка Климент.

- Но скажите, обязательно ли церкви нужно было пройти перерегистрацию по российским законам? Почему не обошлись без этого?

Что такое религиозная организация? Это приходы, монастыри, епархиальное управление, то есть юридические лица. Чтобы существовать, им должна быть выделена земля, подведена коммунальная инфраструктура, получен расчетный счет. Все это требует регистрации по законам страны, контролирующей данную территорию. В связи с изменениями, которые произошли на полуострове не по нашей вине, приходы и монастыри вынуждены были пройти перерегистрацию - объясняет владыка.

Дело в том, что если религиозные организации в установленный законом срок не пройдут процедуру перерегистрации, то они подлежат ликвидации и соответственно не могут заниматься богослужебной деятельностью, а также утрачивают все права юридического лица, - вступает в разговор протоиерей Николай Данилевич.

- Значит, такую же процедуру прошли и, к примеру, католики?

Насколько мне известно из открытых источников, римско-католическая епархия зарегистрировала свои общины на территории полуострова согласно законодательству, которое там сейчас действует, и даже изменила свою структуру подчинения, - поясняет владыка Климент.

- Так, может быть, в УПЦ тоже произошло переподчинение и Крымская епархия отныне не подчиняется митрополиту Киевскому и всея Украины? Принимал ли Священный синод решение об изменении подчинения и передаче имущества епархий в Крыму?

После перерегистрации Крымская епархия остается каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру и, соответственно, подчиняется митрополиту Киевскому и всея Украины, поминает его за богослужением. Священный синод УПЦ каких-либо решений об изменении подчинения и передаче имущества епархий в Крыму никогда не принимал, - уверяет Николай Данилевич.

То же касается и финансов. Как уверил "КП" владыка Климент, нигде - ни в уставе крымских епархий, ни в уставе в управлении Украинской православной церкви - нет никакого пункта о том, что крымские епархии должны перечислять деньги или имущество Русской православной церкви.

- И последнее. Раз УПЦ МП обвиняют в предательстве, возможно, правоохранительные органы уже потребовали от церкви объяснения?

Лично у меня не было таких запросов. Но информационный отдел Украинской православной церкви провел пресс-конференцию, где показал всем журналистам оригинальные экземпляры уставов крымских епархий, которые были приняты на заседании Священного синода УПЦ. Думаю, мы тогда исчерпывающе ответили на все вопросы, касающиеся компетенции Священного синода Украинской православной церкви, - разъяснил глава Синодального информотдела.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Николай ДАНИЛЕВИЧ, заместитель главы отдела общественных церковных связей УПЦ: "Религиозная организация не вправе признавать или не признавать изменения границ"

Вопрос признания границ стран является сугубо межгосударственным вопросом. В сфере религии его просто нет. Любая неправительственная или религиозная организация обязана соответствовать действующему на той или иной территории праву или юридически прекратить свое существование. Признания или непризнания границ от любой православной церкви требовать юридически необоснованно, потому что у нее нет и не может быть светской власти, необходимой для подобного действия. Исключение составляет Святой престол, обладающий международной правосубъект­ностью по причине традиции, согласно которой за Папой Римским признавалось наличие светской и духовной власти.