Речь является главным параметром, отличающим человека от животного. Благодаря умению говорить люди тесно контактируют друг с другом и социально развиваются. Основная часть передачи информации осуществляет путем разговора.
Речевые ошибки представляют собой распространенное явление, искажающее смысл произносимых слов. Они могут совершаться из-за незнания каких-либо основ или случайно. Некоторые люди намеренно коверкают в своей речи слова, что приводит к появлению искаженных словоформ. Культура речи подразумевает совершенствование владения языком и искоренение речевых ошибок в повседневном разговоре.
Неверное произношение может формироваться в ходе развития человека, например, искажение слов в детском возрасте. Слабое владение языком, если он не является родным для людей, всегда приводит к появлению множества погрешностей речи. При наличии дефектов дикции затрудняется произношение, что обуславливает орфоэпические ошибки. Иногда люди просто оговариваются в ходе разговора, в таких ситуациях погрешности речи напоминают опечатки в письменных текстах. Причин образования речевых ошибок может быть очень много, но человек должен стремиться избавиться от данной проблемы. Речь, в которой присутствует много ошибок, может доставить множество неприятностей:
Для того чтобы избавиться от погрешностей речи, следует выяснить причину проблемы и избавиться от нее. Например, искажение слов в случайном порядке требует усиления внимательности. Неправильное произношение из-за незнания корректируется с помощью дополнительного изучения слабых сторон языка.
Большинство людей совершают ошибки за счет невнимательности, которую легко компенсировать систематическими тренировками на ресурсе BrainApps. Сайт полезен тем, что составляет индивидуальную программу на основании предварительного теста и позволяет наглядно увидеть собственные результаты.
Существует всемирно признанная классификация ошибок речи, в которую входят 8 категорий. Каждая из них имеет свои особенности, причины возникновения и варианты устранения.
Речевые ошибки произношения также называются орфоэпическими. Они представляют собой искажения звуков и их сочетаний или изменения устоявшихся грамматических конструкций. В отдельную подкатегорию выделяют ошибки ударения, которые многие люди склонны игнорировать. На самом деле, неверное ударение значительно портит общее впечатление от произнесенных слов.
Распространенным вариантом орфоэпической ошибки является сокращение звуков в слове, например, не «вообще», а «ваще». Такая речь распространена в простонародье и не бросается в глаза, но только в повседневном разговоре. На деловых встречах, во время научных конференций и в других подобных ситуациях ошибки произношения сразу настроят аудиторию против говорящего.
В речевых ошибках лексической направленности наблюдается искажение смысла предложения из-за неверно подобранных слов или нарушение согласования конструкций в предложении. При этом выделяют несколько основных категорий таких ошибок:
Сюда также относится введение в речь несуществующих слов на основе устоявшихся речевых вариантов. В большинстве случаев, люди коверкают названия национальностей.
К речевым ошибкам следует отнести неправильный выбор синонима для того или иного предложения или употребление слова, которое вообще не вяжется с другими по смыслу. Лексические ошибки также включают в себя тавтологии, то есть повторы слов и словосочетаний, и плеоназмы (использование словосочетаний, в которых значение одного из слов является более широким описанием второго).
Распространенные ошибки в речи, в которых изменяется суть устоявшейся фразы, то есть фразеологизма. Люди часто неверно запоминают такие конструкции и склонны неправильно их понимать. Таким образом, человек употребляет фразеологизм не там, где следовало бы, и возникает ошибка речи.
Такие речевые ошибки подразумевают неверное образование форм слова. Сюда относятся: погрешности при склонении по падежам, родам и числам, неправильное присоединение приставок и окончаний и игнорирование чередования звуков в корне.
Искажение в ходе образования предложений и согласования слов в них называется синтаксической ошибкой. Разновидности таких погрешностей:
Данная разновидность речевых ошибок характерна для письменной речи и подразумевает неверное написание слова. Сюда относятся неправильно использованные буквы, погрешности в переносах, искажения сокращений и так далее. Орфографические ошибки исправляются путем изучения правил написания слов или постоянного чтения книг, поэтому исчезают из жизни человека очень длительно.
Неправильная постановка знаков препинания представляет собой пунктуационную речевую ошибку. Люди могут неправильно расставлять запятые, не разделять предложения точками, ошибаться в постановке тире и двоеточий. Уместное использование вопросительного и восклицательного знака также вызывают затруднения у многих людей, особенно, если речь идет о риторических выражениях. Основной проблемой пунктуации с давних пор остается прямая речь, оформление которой не знает каждый третий человек.
Ошибки синтаксиса являются самыми спорными в речи, так как предполагают погрешности в построении синтаксической конструкции, например, предложения. Сюда также относятся смешения стилей, например, использование простонародных выражений в научной статье или употребление специфических терминов в художественном тексте.
Стилистические речевые ошибки включают в себя следующие распространенные варианты:
Ошибки речи трудно заметить самостоятельно, особенно если они совершаются из-за незнания каких-либо нюансов языка. Чаще всего о погрешностях речи сообщают окружающие люди. Бороться с проблемой или пустить ее на самотек, каждый человек решает сам. Однако ошибки речи могут серьезно ухудшить качество повседневной жизни.
Общее впечатление от речи человека улучшается в случае хорошо поставленной дикции. Четкое произношение каждого звука, правильный подбор интонаций и громкости голоса в совокупности с верно построенными предложениями помогут добиться положительной реакции от слушателей. Кроме того, культура речи и грамотность письма сразу позволяют судить об образованности человека в целом.
Впечатление об индивидууме формируется не только за счет грамотной речи, но и благодаря общему интеллектуальному развитию, внимательности, быстрому и оригинальному мышлению. Усовершенствовать данные навыки позволит BrainApps. Причем занятия можно начинать еще в детском возрасте.
В латыни есть слово lapsus. Оно обозначает ошибку в речи человека. От этого слова появилось всем известное сокращение ляп. Только если ляп считают грубым нарушением норм речи, то lapsus имеет не настолько строгое значение. К сожалению, аналога этого слова, которое обозначает речевые ошибки, в современном русском языке нет. Но lapsus встречаются повсеместно.
Речевые ошибки подразделяются на нормативные ошибки и опечатки. Опечатками называют механические ошибки. В тексте слово может быть написано неверно, что усложнит восприятие информации. Или же вместо одного слова случайно используют другое. Опечатки встречаются и в устной речи. Это оговорки, которые можно услышать от людей каждый день.
Механические ошибки происходят неосознанно, но от них многое зависит. Ошибки в написании цифр создают искажение фактической информации. А неправильное написание слов может полностью изменить смысл сказанного. Хорошо демонстрирует проблему опечаток одна сцена из фильма «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» режиссера Мигеля Артета. В типографии перепутали буквы «п» и «с» и в детской книжке написали вместо «Можно прыгнуть на кровать» фразу «Можно срыгнуть на кровать». И по сюжету кинокартины эта ситуация вылилась в скандал.
Особое внимание уделяли опечаткам во времена сталинских репрессий, когда неверно написанное слово стоило человеку жизни. Искоренить проблему опечаток, невозможно, так как человек делает их неосознанно. Единственный способ, при помощи которого вы избежите этого типа речевых ошибок, быть внимательным при написании текста, тщательно подбирать слова, которые вы произнесете.
Речевые ошибки связаны с нарушением норм русского языка. Виды речевых ошибок:
Произносительная ошибка связана с нарушением норм орфоэпии. Она проявляется только в устной речи. Это ошибочное произношение звуков, слов или же словосочетаний. Также к ошибкам в произношении относят неправильное ударение.
Искажение слов происходит в сторону сокращения количества букв. К примеру, когда вместо «тысяча» произносится слово «тыща». Если вы хотите говорить грамотно и красиво, стоит избавить речь от подобных слов. Распространено также ошибочное произношение слова «конечно» - «конешно».
Произносить правильное ударение не только правильно, но и модно. Наверняка вы слышали, как люди поправляют неправильное ударение в словах «Алкоголь», «звОнит», «дОговор» на верные – «алкогОль», «звонИт» и «договОр». Неправильная постановка ударения в последнее время заметнее, чем раньше. И мнение о вашей эрудиции зависит от соблюдения норм произношения.
Морфологией называют раздел лингвистики, в котором объектом изучения являются слова и их части. Морфологические ошибки получаются из-за неправильного образования форм слов различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в употреблении рода и числа.
К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении множественного числа.
Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж слова яблоки – яблок. Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму «яблоков».
Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:
«Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово «пятьдесят» не склонили. Верное написание: «Компания владела пятьюстами пятьюдесятью тремя филиалами».
В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более красивый». Или же «самый высочайший» вместо «самого высокого» или «высочайшего».
Орфографические ошибки – это неправильное написание слов. Они возникают тогда, когда человек не знает правильного написания слова. Вы получали когда-либо сообщение, где находили грамматические ошибки. Распространенный пример: написание слова «извини» через «е». Чтобы с вами не случалось подобных орфографических ошибок, как можно больше читайте. Чтение стимулирует восприятие правильного написания слов. И если вы привыкли читать правильно написанный текст, то и писать вы будете, не делая грамматические ошибки.
Орфографические ошибки, в принципе, случаются из-за незнания правильности слов. Поэтому если вы не уверены в написанном слове, стоит обратиться к словарю. На работе узнавайте тот перечень специфических для вашей области слов, который нужно запомнить и в котором ни в коем случае нельзя совершать грамматические ошибки.
Эти виды речевых ошибок возникают при неправильной постановке знаков препинания и неверном соединении слов в словосочетаниях и предложениях.
Пропуск тире, лишние запятые – это относится к ошибкам пунктуации. Не поленитесь открыть учебник, если вы не уверены в постановке запятой. Опять же, это та проблема, с которой можно справиться, читая много книг. Вы привыкаете к правильной постановке знаков препинания и уже на интуитивном уровне вам сложно совершить ошибку.
Нарушение правил синтаксиса встречается часто. Распространены ошибки в согласовании. «Человеку для счастья нужно любимое место для отдыха, работа, счастливая семья». Слово «нужно» в этом предложении не подходит при перечислении. Необходимо употребить «нужны».
Профессиональные редакторы считают, что часто встречается ошибка в управлении. Когда слово заменяется на синоним или же похожее слово, но управление с новым словом не согласуется.
Пример ошибки в управлении: «Они хвалили и приносили поздравления Алине за победу».
Они хвалили Алину. Они приносили поздравления Алине. Части предложения не согласуются из-за неправильного управления. После «хвалили» необходимо добавить слово «ее», чтобы исправить ошибку.
В отличие от других видов ошибок, стилистические основываются на искажении смысла текста. Классификация основных стилистических речевых ошибок:
Предложения, в которых допущена эта ошибка: «Он улыбнулся, его улыбка наполнила помещение светом», «Катя покраснела от красного вина», «Петя любил ходить на рыбалку и ловить рыбу».
Для того, чтобы этого не случилось, руководствуйтесь двумя правилами:
Лексика – это словарный запас языка. Ошибки возникают тогда, когда вы пишите либо говорите о том, в чем не разбираетесь. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:
Классификация лексических речевых ошибок:
Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. Читайте много книг, правильно говорить и не стесняйтесь лишний раз обратиться к словарю или учебнику. Постоянно работайте над устной и письменной речью, чтобы количество ошибок было приближено к нулю.
Что же такое речевые ошибки? Это любые случаи отклонения от языковых норм, которые являются действующими. Человек без знания этих законов может нормально работать, жить, выстраивать коммуникации с другими. Однако в определенных случаях эффективность при этом может страдать. Возникает риск быть понятым превратно или недопонятым. В этих и других случаях просто необходимо знать, какие существуют ошибки и как с ними бороться.
Исправить речевые ошибки в предложениях бывает не всегда просто. Для того чтобы понять, на что именно обратить внимание, составляя то или иное устное высказывание или письменный текст, мы создали эту классификацию. Прочитав данную статью, вы узнаете, какие именно недочеты необходимо будет исправить, когда перед вами стоит такая задача.
Классифицируя речевые ошибки, было бы логично при этом считать основополагающим критерием единицу языкового яруса - ту, нормы написания, образования, функционирования которой были нарушены. Выделяются при этом следующие уровни: слова, словосочетания, предложения и текст. Классификация речевых ошибок была создана при использовании этого разделения. Так будет удобнее запомнить различные их виды.
Слово является важнейшей единицей языка. Именно оно отражает происходящие в обществе изменения. Слова не только называют явление или предмет, но и выполняют при этом эмоционально-экспрессивную функцию. Поэтому, выбирая, какие из них уместны в том или ином случае, следует обращать внимание на стилистическую окраску, значение, сочетаемость, употребительность, поскольку нарушение хотя бы одного данного критерия может привести к появлению речевой ошибки.
Здесь можно отметить орфографические ошибки, то есть нарушение орфограмм, существующих в современном русском языке. Их перечень известен, поэтому подробно останавливаться на этом не будем.
На уровне слова существуют также словообразовательные речевые ошибки, то есть нарушение различных норм словообразования русского литературного языка. К ним относятся следующие виды:
Все это типы речевых ошибок, которые относятся к словообразовательным.
Имеются также и другие разновидности неправильного употребления слов. Встречаются в русском языке, кроме словообразовательных, и грамматические, и речевые ошибки. Их следует уметь различать. Грамматические ошибки - это неправильное образование различных форм, нарушение у разных частей речи свойств формообразовательной системы. К ним можно отнести следующие разновидности:
Следующий вид ошибок составляют лексические, то есть нарушение различных лексических норм, лексико-семантической сочетаемости и норм словоупотребления. Они проявляются в том, что нарушается сочетаемость (реже - у предложения, чаще всего - на уровне словосочетания).
Это может быть употребление несвойственного слову значения. Такая речевая ошибка допущена в предложении "Все стены комнаты были покрыты панелями" (нельзя в этом контексте использовать слово "покрыты"). Еще один пример: "Роскошный (то есть живущий в роскоши) был помещик Троекуров".
Следует отметить здесь же нарушение лексико-семантической сочетаемости некоторого слова: "Светлое стояло небо" ("стоять" в значении "иметь место" можно употреблять лишь по отношению к погоде), "Лежали на поляне лучи солнца" (правильно: "освещали поляну"). Подобный тип ошибок в первую очередь затрагивает глагол.
Кроме этого, можно выделить приписывание некоторого переносного значения не имеющему его слову: "Натруженные руки этого человека утверждают, что ему приходилось много работать".
Употребление синонимов также может быть неправильным. Это речевые ошибки, примеры которых выглядят следующим образом: "Маяковский применяет в своем творчестве сатиру" (вместо "использует"), "Широко расставив ноги, мальчик смотрит на футбольное поле, на котором бьются игроки" (правильно - "борются"). Здесь же выделим смешение значений паронимов: "Удивительно поднялись его брови" (вместо "удивленно"), "Произведение это - типичный образ фантастического жанра (верно - "образец"). Дополним виды речевых ошибок многозначностью, в предложении не снимаемой: "Всего лишь несколько дней в году живут эти озера".
Следует при выборе слова учитывать не только его значение в литературном языке, но также и лексическую сочетаемость. Сочетаться могут далеко не все слова. Это определяется их семантикой, эмоциональной окраской, стилистической принадлежностью, грамматическими свойствами и др. Когда трудно определить, можно ли использовать вместе те или иные слова, следует обратиться к словарю сочетаемости. Это поможет избежать ошибок на уровне словосочетаний, предложений, а также текстовом.
Ошибки на этом уровне имеют место, когда наблюдается нарушение различных синтаксических связей. Например, согласования: "Я хочу научить всех волейболу - этому хорошим, но одновременно тяжелым спортом" (хорошему, тяжелому спорту). Управления: "ощущаю жажду к славе", "поражаюсь его силой", "набраться силами". Может нарушаться связь между сказуемым и подлежащим: "Ни жара, ни лето не вечно (используется вместо формы мн. ч. "вечны" форма единственного). Все это - виды речевых ошибок на уровне словосочетания.
На этом уровне можно выделить синтаксические и коммуникативные. Рассмотрим подробно эти речевые ошибки в русском языке.
Это может быть неоправданная парцелляция, нарушение структурных границ. В качестве примера можно привести следующие предложения с речевыми ошибками: "Отправился Сережа на охоту. С собаками", "Вижу. Мои собаки носятся по полю. Гоняют зайца". К синтаксическим ошибкам отнесем и нарушения в построении различных однородных рядов: выбор разных форм в ряду однородных членов: "Она была гладко причесана, румяной". Еще одна разновидность - различное их структурное оформление, например, как придаточного и как второстепенного предложения: "Я хотел вам рассказать о случае с тем человеком и почему он поступил так (правильно "и о его поступке"). Может быть также смешение косвенной и прямой речи: "Она сказала, что обязательно буду бороться (здесь подразумевается один и тот же субъект - "она", правильно - "будет"). Нарушение в придаточном и главном предложениях видо-временной соотнесенности сказуемых или однородных членов: "Она идет и сказала", "Когда девочка спала, то видит сон". И еще одна разновидность - отрыв от определяющего слова придаточного: "Одна из работ перед нами висит, которая называется "Весна".
Следующий раздел - коммуникативные ошибки, то есть нарушение различных норм, которые регулируют коммуникативную организацию некоторого высказывания. Они бывают следующие:
Все ошибки на этом уровне носят коммуникативный характер. Они могут быть следующих видов:
Можно рассматривать аналогичным образом и существующие на уровне текста стилевые нарушения. Следует при этом заметить, что мы относим к ним также однообразие и бедность синтаксических конструкций, поскольку тексты типа: "Очень просто был одет мальчик. Он был одет в куртку, подбитую цигейкой. На ногах были одеты носки, проеденные молью" - свидетельствуют не о синтаксических нарушениях, а о неумении разнообразно изложить мысли. На уровне текста речевые нарушения сложнее, чем на уровне высказывания, хотя в последнем они "изоморфны". Как правило, текстовые ошибки имеют синкретический характер, то есть в них неверно используются конструктивные, лексические, логические стороны речевой единицы. Это является закономерным, поскольку текст строить труднее. При этом нужно удерживать в нашей памяти предыдущие высказывания, а также семантику всего текста и общую идею, создавая его продолжение и завершение.
Умение находить недочеты в тексте, а также исправление речевых ошибок - важные задачи, которые стоят перед каждым выпускником школы. Ведь для того, чтобы хорошо написать ЕГЭ по русскому языку, необходимо научиться определять все вышеперечисленные виды ошибок и стараться их по возможности не допускать.
Все люди, хоть раз в жизни, да допускают речевые ошибки. Примеры исчисляются тысячами, особенно если это касается русского языка, который, как известно, отличается богатством и разнообразием. Но говорить нужно грамотно, потому лучше заниматься развитием своей речи. Для собственного развития стоит узнать, какие виды речевых ошибок существуют и что нужно делать, чтобы избежать их употребления.
Речь - это абстрактная категория, которую непосредственно воспринять никак не получится. Также это важный показатель человеческой культуры, мышления и, конечно же, интеллекта. Разговаривая, можно познать многие вещи, разобраться в сложностях, связанных с обществом, природой, и передать полученную информацию коммуникативным путём. Но ошибки делают все - как в устной, так и в И чтобы добиться совершенства в плане знания русского языка, надо распознавать все ошибки - начиная стилистическими, заканчивая речевыми. И для начала хотелось бы затронуть тему понятий. Что собой представляют в русском языке? Это отклонение от существующих Можно спокойно жить, не зная о них, однако насколько будет эффективно общение такого человека с остальными - это вопрос. Он просто может быть неправильно понят.
Стоит вкратце перечислить виды речевых ошибок, которые существуют в русском языке. Итак, это произносительные, лексические, фразеологические, стилистические, орфографические, морфологические, пунктуационные и, наконец, синтаксические. К первым из перечисленных относятся те ошибки, которые допущены из-за нарушения орфоэпии. Самые часто встречающиеся речевые ошибки в русском языке. Если человек говорит вместо “почти” слово “пошти”, путает ударения (“а́лкоголь” - “алкого́ль”), сокращает “тысячу” до “тыщи” - это значит то, что он допускает такие помарки, которые для носителя языка являются позорными.
Говоря про типы речевых ошибок, нельзя не затронуть вниманием лексические. Они также встречаются довольно часто. К таковым относятся те помарки, которые случаются из-за употребления фраз или слова в том значении, что является для них несвойственным. искажается морфемная форма слов, а также правила смыслового согласования. Кстати, в лексикологии также существует классификация речевых ошибок. Есть три типа. К первому относится смешение тех слов, которые близки между собой по значению. Некоторые умудряются выразиться таким образом: “Я пешком постою”. Второй вид - это смешение тех слов, что близки по звучанию. Встречается довольно часто: одинарный - ординарный, кларнет - корнет, эскалатор - экскаватор и т.д. И наконец, третий вид ошибок - это смешений слов, которые близки и по звучанию, и по значению. Часто путают адресанта с адресатом, а дипломанта с дипломатом. Нельзя не сказать об “авторских” ошибках. Если быть точнее, то о сочинительстве несуществующих слов. Например, “грузинец”, “мотовщик”, “героичество” и т.д.
Нарушение смысла предложения путём введения в него неподходящего слова - это тоже частые речевые ошибки. Примеры можно взять из повседневной жизни: “Я поднимаю этот тост”. Так говорить нельзя, ведь “поднять” - значит переместить что-то. А тост - это торжественные слова. Их поднять никак не получится. Потому лучше в данном случае либо “тост” заменить словом “бокал” либо же вместо “поднимаю” сказать “произношу”. В обоих случаях будет и грамотно, и логично. Кстати, на этом же примере можно понять, как определить речевую ошибку и что нужно сделать, чтобы избежать её вообще. Перед тем как произнести фразу, в правильности которой есть сомнения, следует вспомнить значение слов, участвующих в её построении. Как в случае с приведенным примером. Также часто встречаются в речи тавтологии и так называемые плеоназмы. К последним относятся сочетания двух слов, являющихся полностью идентичными. Самый яркий пример - это фраза “огромный мегаполис”. Лучше сказать “большой город”. Ведь “мегаполис” так и переводится, потому не нужно сюда добавлять определение “огромный”. Анализируя, таким образом, всё, что хочется произнести, получится избежать массы ошибок. К тому же такие тренировки развивают речь и мышление. И наконец, тавтология. Тут всё просто: “видел видео”, “стрелял стрелами”, “задала задание”, “сделал дело” и т.д. Тут спасают синонимы - можно заменить одно слово на другое - и фраза уже будет смотреться более логично.
Предложения с речевыми ошибками, относящимися к морфологическим, можно слышать каждый день - на рынке, в метро, на улице, в магазине. Речь идёт о неправильном образовании того или иного слова. Людям, которые хорошо владеют русским, такие “перлы” режут слух. Допустим, “сыграй на пианине”, “там было дешевше”, “одна джинса”, “тот полотенец” и т.д. В данном случае нужно просто заучивать слова, чтобы не употреблять в неправильной форме. заключаются в неправильном сочетании слов. “Чтение Есенина произвело огромное впечатление” - тут возникает логичный вопрос, читали его произведения, или же читал сам Сергей Александрович? Или, например, такое предложение: “На полке стоят много банок” - тут явное неправильное согласование. И таких примеров масса. Некоторые люди так говорят случайно, в спешке, другие - из-за незнания. В любом случае стоит исправлять себя, чтобы собеседник не посчитал своего оппонента безграмотным.
Грамматические и речевые ошибки люди совершают не только в процессе живого общения. Многие допускают помарки во время переписок, составления отчетов, написании текстов. К таковым относятся Их человек допускает из-за того, что он не знает, как нужно переносить, писать или сокращать слова. Забывают ставить две “нн” вместо одной, вместо “о” пишут “а”, пренебрегают мягкими знаками в окончаниях глаголов на “ш”. Ошибки могут быть незначительными (допустим, человек пропустил букву, промахнувшись мимо клавиши), а существуют и откровенные несуразицы. Был даже случай, когда школьник допустил в слове “ёж” четыре ошибки, написав “иошь”. Однако это ребёнок, который только учится, а когда взрослые, состоявшиеся личности совершают абсурдные помарки, это как минимум странно. Потому нужно следить за своей речью, чтобы, как говорится, не попасть впросак.
Наша речь должна быть логичной - это известно всем. Потому надо стараться не нарушать причинно-следственные отношения, не пропускать звена в своих объяснениях, не переставлять части предложения и, конечно же, не “бежать” вперёди своей мысли. Чтобы понятно изъясняться, нужно преподносить информацию такой, какой её могут усвоить собеседники. Это не так трудно, нужно просто сконцентрироваться на своей мысли.
Были рассмотрены многие речевые ошибки, примеры которых наглядно показывают, в чём именно заключается тот или иной недочет. Но на самом деле видов подобных “помарок” намного больше, расширенная классификация речевых ошибок, соответственно, более объемна. Взять, к примеру, ошибки, заключающиеся в неоправданном употреблении определенных слов. “Благодаря тебе он заболел” - предложения, подобные этому, встречаются очень часто. Употребление слова “благодаря” здесь невозможно, поскольку оно несет совершенно иную эмоциональную окраску. А порой люди допускают такие ошибки, которые даже звучат смешно. Например, “«Нос» Гоголя наполнен глубоким смыслом” или “Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы” - очень неудачно употреблены местоимения. Кстати, к речевым ошибкам также можно отнести бедность лексики человека. Обычно это объясняется его небольшим словарным запасом. Он часто употребляет одни и те же слова, много повторяется. Этого тоже надо избегать.
Рассмотрев таковых и выяснив природу их возникновения, можно понять, что грамотно разговаривать - это не так-то просто. А ведь практически каждый человек хочет изъясняться так, чтобы его понимали. Для этого нужно постоянно работать над собой и своей речью, развивая её. Как предупредить речевые ошибки? Для этого нужно читать художественную литературу, посещать выставки, музеи и театры, разговаривать с умными и образованными личностями. Всё это нужно, чтобы расширить свой словарный запас и набраться опыта в плане употребления тех или иных слов. Кстати, между подобным развитием речи и изучением иностранного языка можно провести параллель. Ведь все знают, что человек, попадая в языковую среду, усваивает его лучше. В данном случае то же самое - больше общаясь с грамотными людьми и уделяя время культурным мероприятиям, можно стать образованнее.
Class="clearfix">
К определению понятия «речевая ошибка» современные учёные-лингвисты подходят по-разному: понимают под речевой ошибкой и неудачно выбранное слово, и неправильно построенное предложение, и искажённую форму слова, и вообще любой случай отклонения от действующих языковых норм.
Наиболее полное определение речевых ошибок и недочётов дано в работах доктора наук профессора Таисы Алексеевны Ладыженской, ведущего специалиста в области риторики и культуры речи. По её определению, речевая ошибка – «это нарушение требований правильности речи», а речевой недочёт – «это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, то есть богатой, точной и выразительной». Другими словами, если так говорить (писать) нельзя – это речевая ошибка, а если так сказать (написать) в принципе можно, но это будет неточно, скудно и невыразительно – это речевой недочёт.
Проверьте себя: возможно, вы обнаружите, что допускаете (или не допускаете, что весьма отрадно!) ошибки в устной и письменной речи.
К речевым ошибкам Т.А. Ладыженская относит следующие:
К речевым недочётам все специалисты относят следующие:
1. Нарушение порядка слов в предложении. (Собака помогала рыть снег лапами и мордой людям. Узкая полоска только связывает остров с берегом.)
2. Употребление лишнего слова. (Он приедет в январе месяце . Лучше так: Он приедет в январе. Все гости получили памятные сувениры . Нужно: Все гости получили сувениры . Сувенир уже означает «памятный подарок ».)
3. Неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов. (Команда проиграла, и вратарь возвращался домой с унылой головой. Нужно так: …с поникшей головой. Вчера мне было печально . Нужно: было грустно. )
4. Нарушение сочетаемости слов (Солдаты выполнили клятву . Клятву выполнить нельзя, можно дать клятву , быть верным клятве , а выполнить можно обещание, задание , поручение, приказ. )
5. Неоправданное повторение одного и того же слова внутри предложения или в соседних предложениях. (Птицы птицы вот-вот коснутся воды. Лучше так: Птицы носились над рекой низко-низко, казалось, что они вот-вот коснутся воды.) Заметим, однако, что повтор – не всегда показатель речевого недочёта. Он может усиливать мысль автора, придавать ей особую эмоциональную окраску. Сравните: В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведём отсчёт от уровня моря. (Д.С. Лихачёв)
6. Употребление рядом или близко однокоренных слов, или тавтология. (Этот случай со мной случился летом. Лучше так: случай произошёл . Сторож сторожил по ночам, а днём спал. Лучше заменить одно из двух слов: или сторож работал или он сторожил . Сегодня охотиться что-то неохота . Предложите свои варианты редактирования этого предложения.)