Храм благовещения пресвятой богородицы в тайнинском. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском селе: фото, расписание богослужений. Ныне храм Благовещения в Тайнинском живет правильной богослужебной жизнью. Позади — борьба за возвращение церкви

28.03.2024 Прочистка

Будучи в поездках в различных зарубежных странах, все мы (ну, по крайней мере, те, кто предпочитает не чисто "овощной" отдых на пляжах) восхищаемся их насыщенной интереснейшими событиями историей, великолепными образцами культуры вообще и архитектуры в частности. И это правильно. Но очень часто мы не замечаем того, что не менее интересное находится прямо у нас под носом. А вот это уже, с моей точки зрения, просто явление некой историко-культурной близорукости.

Попытаюсь внести хотя бы маленькую лепту для исправления этой ситуации, рассказав немного об истории древнего села Тайнинского, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте моего родного города Мытищи.


Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского, героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный, а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III. С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.
С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II, а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского.

Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой. Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.
Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.

Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.

Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.
Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.
Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.
Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

Царь Федор Алексеевич 9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами.

Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.
Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

В настоящее время храм, возвращенный Церкви, является действующим. Он, сохранившийся буквально чудом, предстает перед нами, благодаря работе реставраторов, таким, каким его задумали зодчие XVII века.

При работе над этой статьей я обращался к книгам Ю. А. Князева "Прошлое земли Мытищинской" (М., 2001) и М. А. Клычниковой "Мытищи. Путеводитель по городу и району (Мытищи, 2005).

Сергей Воробьев.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском возвели в дворцовом селе, стоявшем на пути из Москвы в . Появление здесь каменной церкви стало своеобразным подтверждением высокого статуса Тайнинского — причем не только в качестве одного из главных пунктов царских паломничеств в обитель , но и как любимого места охотничьих забав .

В конце своей жизни государь Алексей Михайлович задумал украсить любимое Тайнинское невиданным каменным храмом, который, как нам теперь видится, больше подходил столичным улицам, а не сельской местности. Но слово самодержца — закон, и в 1675 году в селе развернулись большие строительные работы.

Тайнинскую церковь строили два года — освятили храм, снабженный уникальным крыльцом с огромной бочкой в центре, 9 сентября 1677 года уже при унаследовавшем российский трон . За три дня до освящения государь сделал богатый вклад в новопостроенную церковь.

Торжества отгремели, и Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском начал свою жизнь в дворцовом селе. Никто не предполагал тогда, что недалеки времена, когда младший сын Алексея Михайловича, царь-реформатор Петр I, обратит свои взоры на север, а прежние царские села постепенно придут в упадок.


Саша Митрахович 02.05.2018 07:44


На фото: На протяжении веков Благовещенский храм в Тайницком практически не подвергался перестройкам и исправлениям — в нем велся только текущий ремонт. И на этом рисунке середины 1850-х годов он выглядит так же, как выглядел в конце XVII столетия.

«Тайнинская церковь не имеет своей летописи», — сетовал один из авторов середины XIX века. Если говорить точнее, то история Тайнинской церкви совпадает с летописью дворцового села. С начала 1930-х годов в собственно церковной летописи и вовсе возник перерыв, преодолеть который удалось лишь на излете 1980-х годов.

Ко времени владения относится и некоторые переделки, коснувшиеся интерьера храма Благовещения в Тайнинском .

Благовещенский храм в Тайнинском Елизавета Петровна не оставляла своим вниманием. Еще в 1751 году она повелела устроить в северной части трапезной придел, однако по разным причинам освятили его — во имя святых Захарии и Елисаветы — лишь в 1763 году, уже после смерти царицы.

В 1812 году храм Благовещения сильно пострадал от французов. Севернее Мытищ захватчики не продвинулись — их остановили густой туман, необъяснимый страх и слухи о том, что ближе к сосредоточено огромное количество русских войск (на самом деле обитель прикрывали лишь малолюдные казачьи отряды).

В народе про французов говорили, что это «преподобный Сергий их ослепил». Зато в захваченных селах (Тайнинское, Большие Мытищи и другие) французы устроили настоящий огненный шабаш — после изгнания оккупантов Тайнинскую церковь пришлось восстанавливать и освящать заново. Около этого времени (по другим сведениям, еще раньше) церковь утратила статус царского домового храма, превратившись в обычную приходскую.

В 1929 году большевики закрыли Благовещенский храм. Он переживал годы унижений и кощунств. В здании последовательно размещались клуб, булочная, рабочее общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, металлообрабатывающие мастерские. На месте уничтоженного кладбища устроили футбольное поле.

Каждый новый «хозяин» кроил памятник под себя, абсолютно не озабочиваясь его историко-культурной ценностью. Комиссия, обследовавшая храм в 1945 году, меланхолично отмечала:

«Выломаны все перекрытия, двери, оконные переплеты с коробками. Кресты сломаны, главы раскрыты. Здание внутри загажено... Замечательный памятник стоит в полном забросе и забвении...»

Слава Богу, богоборчество в нашей стране обрело свой бесславный конец. В 1989 году Благовещенская Тайнинская церковь была возвращена верующим.


Саша Митрахович 02.05.2018 08:38


Ныне храм Благовещения в Тайнинском живет правильной богослужебной жизнью. Позади — борьба за возвращение церкви верующим, долгие годы восстановительных работ, формирование прихода, зарождение новых традиций. Сейчас в Тайнинской церкви в дни, когда совершаются богослужения, всегда многолюдно.

Удивительно — для того чтобы Тайнинскую Благовещенскую церковь вернули верующим, понадобилось вмешательство тогдашнего советского премьер-министра Н.И. Рыжкова.

Обезображенное советским хозяйствованием здание Благовещенского храма принялись приводить в порядок именно активисты — на собственный страх и риск. Местные власти им не мешали и даже помогали техникой — как позже выяснилось, из корыстных целей: они планировали устроить в бывшей церкви гостиницу.

Рыжков, внимательно выслушав инициаторов восстановления храма, во-первых, поставил крест на идее отдать прихрамовую территорию под станцию аэрацию, а во-вторых, попросил руководителей района передать храм верующим. Просьба эта, по существу, являлась приказом — и в 1989 году Благовещенский храм был возвращен Церкви.

Первую Литургию в возрожденном храме отслужили 21 сентября 1990 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Прихожане помогали обустраивать храм — участвовали в ремонте, несли в церковь иконы, православные книги, необходимую утварь.

Одновременно закладывались новые традиции — действовала воскресная школа для детей, проводились занятия по церковному пению, организовывались беседы для взрослых прихожан, наполнялся фонд общедоступной библиотеки.


Саша Митрахович 02.05.2018 11:22


Архитектуру Тайнинской церкви можно отнести к лучшим образцам «русского узорочья», во многом наследующего отечественной храмовой архитектуре XVI века — но с особым вниманием к обильной декорировке экстерьера.

Этот стиль переживал свой расцвет при , а позже был «закрыт» быстро вошедшим в моду барокко. При этом есть один элемент, ставящий Благовещенский храм несколько особняком в ряду иных шедевров «русского узорочья». Это — особая конструкция его крыльца, отсылающая нас к деревянному церковному зодчеству, в развитии которого особенно постарались северные мастера.

Шатры в храме Благовещения украшают боковые фрагменты двухэтажного крыльца. Необычный вид крыльцо получает не благодаря своей двухшатровости; главная причина этой необычности — завершение центральной части крыльца полой бочкой, традиционным украшением северных деревянных церквей. Использование бочки в данном случае — прием почти уникальный в каменном строительстве, аналоги ему подыскать трудно: бочки мы видим лишь в некоторых церквах рубежа XIX—XX веков, но это уже сознательная стилизация, характерная для эпохи эклектики и модерна.

В остальном Благовещенский храм представляет собой двусветный четверик, увенчанный рядами кокошников и пятиглавием и дополненный с запада трапезной с двухэтажной обходной галереей. Церковь поражает изысканным декором, заставляющим плоскости стен почти буквально двигаться, «дышать».


Саша Митрахович 02.05.2018 11:38


Тайнинский Благовещенский храм имеет четыре входа: два (с севера и юга) в основном четверике, один (с юга) в трапезной и один с запада, через крыльцо. Западный, ведущий в трапезную, разумеется, считается главным, он обычно и открыт.

Трапезная церкви имеет довольно своеобразное устройство — и всё благодаря окружающей ее галерее. Первый этаж галереи открыт в трапезную, северный и южный его рукава соединены с нею двумя широкими арочными проемами — в этих рукавах, в восточной части, устроены приделы:северный во имя святых Захарии и Елисаветы и южный во имя Илии Пророка.

Второй этаж галереи тоже имеет по два арочных проема с севера и юга. Разделяющий первый и второй этажи фрагмент стены украшен большими ширинками. Любопытно, что обходная галерея несколько длиннее трапезной и «захватывает» основной четверик — в этих местах из нее в главный храм прорезаны окошки.

В XVII веке они были закрыты слюдой, сами же эти помещения предназначались для царской семьи — здесь во время богослужений находились, никем не видимые, царица, царевны и царевичи.

С основным четвериком, как и с первым этажом галереи, трапезная визуально образует одно целое, так как стена, их разделяющая, представляет собой, по существу, лишь два квадратных столпа. Таким образом, несмотря на сложное многосоставное устройство интерьера Благовещенского храма, он не смотрится суммой «отдельных слагаемых», а воспринимается как единое пространство.

Основной четверик — бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом. Центральный световой барабан ныне закрыт перемычкой, то есть его окна на улучшение освещенности храма «не работают». Впрочем, хватает и расположенных в два ряда окон — недостатком освещения четверик не страдает. Оштукатуренные стены здесь лишены каких бы то ни было украшений — надо думать, когда-нибудь они будут покрыты росписями.

Трехапсидный алтарь отделен от помещения для молящихся стеной, к которой с западной стороны примыкает нарядный семиярусный иконостас с «витиевато» резными царскими вратами. Боковые апсиды соответствуют жертвеннику и диаконнику. Алтарь — единственное место Благовещенского храма, стены и своды которого расписаны. Почти год ушел на выполнение этих фресок — кстати, по технологии стенописи, относящейся к XVI веку.

Сегодня расскажем немного об истории древнего села Тайнинского, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте города Мытищи.

Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского, героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный, а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III. С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.
С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II, а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского.

Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой. Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.
Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.

Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.

Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.
Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.
Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.
Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

Царь Федор Алексеевич 9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами.

Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.
Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

В настоящее время храм, возвращенный Церкви, является действующим. Он, сохранившийся буквально чудом, предстает перед нами, благодаря работе реставраторов, таким, каким его задумали зодчие XVII века.

При работе над этой статьей я обращался к книгам Ю. А. Князева "Прошлое земли Мытищинской" (М., 2001) и М. А. Клычниковой "Мытищи. Путеводитель по городу и району (Мытищи, 2005).

Сергей Воробьев.

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском, рассказывает о послушании и духовничестве:

Мой духовник — архимандрит Тихон (Агриков)

— У меня духовник похоронен за моим храмом. Он скончался в 2000 году. Брат моего отца — , в схиме — Пантелеимон. При нем я поступил в Московскую духовную семинарию в 1957 году. Я очень любил учиться. Окончил семинарию, академию, трехгодичную духовную аспирантуру, но я всегда слушался своего духовника.

Он мне советовал еще участвовать во всех кружках, которые у нас были — во всех этих кружках я и занимался. Был кружок скрипки — я играл на скрипке. А еще были кружки фортепиано, английского языка, иконописи и регентства. Больше меня как-то в регентство тянуло, я был регентом среди узкого круга в академии, и мне дали потом удостоверение, что я могу хором управлять.

Но мне все это нравилось. Вся учеба в духовном плане мне очень нравилась. Я учился с большим внутренним удовлетворением. Одиннадцать лет я изучал богословие и так его полюбил, что сейчас участвую в Богослужебной комиссии Московской епархии по благословению митрополита Ювеналия . Эта комиссия заседает в Сергиевом Посаде, нас несколько человек. Мне это очень нравится, мы редактируем церковные службы.

А моей жене это очень не нравится, она говорит: «Что ты можешь там сказать хорошего?» Она меня на эту комиссию порой не пускает, и я вынужден слушаться, чтобы не было семейного конфликта. А мне так хочется на эту комиссию!

Что касается духовника, я его слушал во всем

Но что касается духовника, я его слушал во всем. Он был преподавателем в семинарии и академии, следил за моим образованием. Он говорил: «Так! Что-то у тебя “троечки”» . Я сразу подтягивал, чтобы у меня были «четверки». Но любовь к учебе у меня была просто необыкновенная.

Я уже оканчивал академию, когда пришло время принимать сан, а для этого надо было жениться. Девочки у меня никакой не было, и духовник мне так говорил: «Ты сначала учись, а невесту тебе преподобный Сергий пошлет». Понравилась мне одна девушка. Пришёл я к отцу Тихону и говорю: «Вот, батюшка, мне такая девочка нравится». Он отвечает: «Вера? Нет, она тебе не годится, она тебе не подойдет». И я его и на ней не женился. А он был духовником, всех девчонок знал. Потом я привел к нему свою будущую жену. Он говорит: «Ну, вот эта тебе подойдет, поговори с ней». Я с ней поговорил — и создался наш брак. Мы живём вместе пятьдесят два года, у нас трое детей родилось. Мы их вырастили. Все они получили высшее образование, все врачи.

Я старался и стараюсь свою жену слушать. Пусть это мне порой не нравится, но я никогда не настаиваю.

Мне семьдесят шесть лет. Я сам уже являюсь духовником для тех, кто ко мне приходит. И я вынужден сказать, что у многих из них нет полного , а для меня это очень большое испытание. Я очень расстраиваюсь от этого, потому что вижу, что их жизнь неправильно сложится.

Вот, была сегодня одна девушка, которая при мне выросла. Выбрала себе мальчика и ко мне его привезла. Я посмотрел: а она превосходит его по развитию и не будет им в жизни довольна. Я ей и говорю: «Ты не будешь довольна своим выбором. Разочаруешься — и его сделаешь несчастным и себя». Она заплакала. Сидит и плачет. Или она его уже любит? А я смотрю на него и вижу, что он ей просто не подходит. Говорю девочке: «Поищи ещё!» Она-то окончила юридический институт, а он человек недалекий. Ей нужен муж по развитию.

Духовное руководство — никакое не начальствование, а мука

Вы поняли, что духовное руководство — это никакое не начальствование, а мука? Потому что видишь судьбы людей, знаешь, к чему может привести их выбор, и ничего не можешь исправить. Вот в этом трудность духовничества.

Есть в Псково-Печерском монастыре . Я его помню ещё по лавре. Ходила около него одна девочка небольшого росточка, непривлекательная, и говорила (я просто слышал это): «Хочу замуж выйти!» Батюшка ей: «Нельзя тебе замуж выходить! Не будет тебя муж ценить». А ей очень хотелось. И она родила ребенка. А потом я видел, что она с этим ребенком ходит за отцом Адрианом. То есть у нее не сложилось что-то семейное, и она опять пришла со своими горестями к батюшке, хотя он ее предупреждал и говорил, что у нее не сложится жизнь. Она его не послушала.

Сейчас духовников мало, потому что люди стали все своевольные

Поэтому сейчас духовников мало, конечно. И почему мало — потому что люди стали все своевольные. Все живут так, как им хочется, и поступают так, как им хочется. Поэтому Господь и не дает духовников.

Я тоже духовник посредственный. Какие вопросы решаю? Да, бытовые какие-то: квартиру разменивать — не разменивать, от мужа уходить или нет (смеется ). Ну, это простейшие вопросы! Что я от своего скудного ума могу посоветовать? Просто какой-то жизненный опыт наработался: все-таки пятьдесят лет священства за плечами.

Сейчас очень трудно управлять. И людям очень трудно, потому что они не воспитаны слушаться. А ведь надо обязательно уметь слушаться. Неслучайно является одним из обетов монашества с самой древности. И в молитве венчания священник молится и говорит (сейчас я вам прочту): «Сам и ныне, Владыко, Господи Боже наш, низпосли благодать Твою небесную на рабы Твоя сия (и перечисляются имена, кто венчается) и даждь рабе сей (то есть невесте) во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему быти во главу жены, яко да поживут по воле Твоей!»

Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи

Вот только повиноваться и слушаться — очень трудно. Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи. И все наши беды, все беды нашей молодежи, наших детей — в том, что их не приучили слушаться.

Вот, дети сейчас не хотят учиться в школе. Ну, как в школе не учиться? Детство должно быть посвящено учебе, юность также должна быть посвящена образованию. А некоторые на это не хотят «время тратить».

— А у каждого ли должен быть ?

— Я не знаю. Сейчас просто нет старцев. Старца надо бы, конечно, каждому, но люди сейчас сами управляются. Духовником может быть и мать, и отец - не обязательно священник. Родители имеют право на то, чтобы детьми руководить: у них есть жизненный опыт. Они могут, исходя из этого опыта, посоветовать что-то хорошее своим детям.

— Говорят, что современный человек очень гордый...

— У меня в Пятигорске живет друг отец Иларион. Он, хоть и слепой, но исповедует, с народом общается. Он говорит: «Самый главный недостаток нашего времени — это . Люди не хотят ничего слушать, не хотят ничего принять, даже веру. Не умеют верить, не умеют доверяться Богу. А ведь что бы ни случилось, надо довериться Богу! А они не хотят. Хотят своими силами. Говорят обычно: “Я — сильная женщина! Я сильная! Я все могу!” — а вот не получается...»

— Как бороться с гордостью?

— Это очень непросто. Это воспитывается. Уважение к Богу, к Церкви — часть нашей культуры. У нас в советский период целый пласт культуры утаили от современных поколений и не воспитали должным образом. И сейчас невоспитанные люди не знают, как по-другому жить. Если их обижают, то это их оскорбляет. Они считают, что этого не заслужили. Это очень непросто.

— Можно с ума сойти...

— Не знаю. Слава Богу! говорил: «С ума сходят только умные люди».

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокзала до ст. Тайнинская - 15 км.

Проезд автомобилем: по внешней стороне МКАДа от Ярославского ш. в сторону Осташковского ш. - 0,5 км, не доезжая до поста ГАИ свернуть на дорогу в Мытищи, по ул. Трудовая до ул. 1-я Крестьянская, там налево и до перекрестка с ул. Веры Волошиной, там снова свернуть налево и ехать до разветвления с ул. Красный Поселок (она уходит правее). По ул. Красный Поселок до ул. Центральная, там - направо и по ней до храма.

Благовещенская церковь в селе Тайнинском, родовой вотчине царя Федора Алексеевича, была построена в 1677г. по его указу.

Село Тайнинское известно по документам с 1410г. как владение серпуховского князя Владимира Храброго, внука Ивана Калиты. Село, расположенное на левом берегу Яузы, было одним из важных пунктов древнего торгового пути, проходившего по полноводной тогда реке. Село в течение нескольких веков оставалось дворцовым, здесь в 1552-1574гг. часто бывал Иван Грозный, а в 1574г. он принимал здесь ханских послов. В Смутное время село было занято Лжедмитрием II как важный пункт на пути от Москвы к северным областям. При Алексее Михайловиче в Тайнинском поставили путевой дворец, в котором царь останавливался по пути на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. При Елизавете Петровне деревянный путевой дворец был перестроен заново.

Кирпичная Благовещенская церковь выстроена в стиле русского узорочья и очень нарядна. Основа ее – высокий двустветный четверик, увенчанный горкой кокошников – «огненным» завершением, – и пятью главами на световых барабанах. В XIX веке, как это было со многими «огненными» храмами, ярусы кокошников были срублены и заменены на четырехскатную кровлю. Стены обильно украшены декоративными деталями из тесаного кирпича. С севера и юга в храм ведут четыре двери (две – в основной объем, две – в трапезную), обрамленные перспективными порталами с килевидными завершениями и украшениями-«дыньками». Очень богат и декор наличников на окнах, а сами окна разделены парными колонками. В алтарной части храма три высоких окна в апсидах, их наличники повторяют декор окон трапезной. Главная отличительная особенность храма – вход с запада. Это не просто вход, он обрамлен парой симметричных наружных лестниц с тремя рундуками. Средний рундук, пониже, покрыт сверху полой каменной «бочкой», боковые, повыше, увенчаны шатрами. Шатры, окруженные рядом кокошников, изначально были покрыты поливной черепицей зеленого тона. Очень пышно и разнообразно украшены опоры лестниц с массивными базами и арки – как подобает входу в храм при дворцовом селе. Эта пышность отражается и в интерьере трапезной: лотковый свод с распалубками, широкие арочные проемы, соединяющие основное пространство трапезной и хоры. Убранство интерьера сильно пострадало в советское время.

В 1929г. храм был закрыт, и в нем устроили сначала сельский клуб, потом открыли хлебный магазин. Позднее здесь разместили фабрику декоративной игрушки и столярную мастерскую. Вернули церковь верующим в 1989г., и тогда началось восстановление. Возвратили изначальный вид кровле с рядами килевидных и полукруглых кокошников, вновь поставили кресты на купола, отреставрировали храм изнутри. В южной части наружного крыльца устроили звонницу (до этого колокола висели в бочкообразной средней части крыльца). В подклете храма устроен престол Новомучеников и Исповедников Российских, в верхней части – приделы Ильинский и свв. Захария и Елизаветы.

Если пройти от храма в сторону МКАДа, то можно увидеть высокий монумент. Это памятник императору Николаю II работы скульптора В.М.Клыкова, поставленный на месте царского путевого дворца. Установлен он был в 2000г.; это уже второй памятник Николаю II на этом месте – его предшественник был взорван вандалами за три года до того.