Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
В русском языке прилагательные могут изменяются по родам, падежам и числам, и иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым и подлежащим.
Это значение признака предмета, обозначающее цвет, вкус, запах, оценку, характер, умственную и речевую деятельность.
Приведем пример: красный, горький, вонючий, смешной, умный.
Существуют лексико-грамматические разряды имён прилагательных .
Прилагательные можно разделить на лексико-грамматические разряды:
- качественные
- притяжательные
- относительные
Разряды прилагательных всегда отличаются друг от друга грамматическими признаками и семантикой.
Существуют качественные прилагательные , которые обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, тупой, злой), имеют формы сравнения и краткие формы.
Относительные прилагательные – указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (стальной, деревянный);
Притяжательные прилагательные
– обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов).
Краткими называются такие прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания "а", "я" (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания "о", "е" (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания "и", "ы" (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. («Как хороши, как свежи были эти цветы...»)
Морфологические признаки имени прилагательного такие же, что и у имени существительного – падеж, род, число.
Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, при этом различия родов виднеются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Примеры: Синий ковёр, синяя лента, синее блюдце – красные ковры, красные ленты, красные блюдца.
Синтаксические признаки имени прилагательного .
Обычно в предложении прилагательные бывают определениями или именной частью сказуемого.
Приведем пример: У девочки была очень красивая игрушка; Игрушка была красивой
Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Приведем пример: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.
Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания.
Приведем пример: слабый от болезни, очень слабый.
Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.
1. Грамматическое значение - «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?
У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:
слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания, менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий , сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.
Род, число и падеж – изменяемые грамматические категории, которые являются непостоянными признаками прилагательных. Они свойственны любым прилагательным, независимо от их разряда. В этом и заключается главное отличие непостоянных признаков этой части речи от постоянных.
Непостоянные морфологические признаки прилагательных – ряд изменяемых грамматических категорий. Их значение зависит от грамматических признаков существительного (местоимения), с которым прилагательное согласуется. В отличие от постоянных, непостоянные признаки прилагательных свойственны всем словам данной части речи, не зависимо от того, к какому разряду по значению они относятся.
Примеры прилагательных с непостоянными признаками в словосочетаниях : спелый арбуз, шерстяного одеяла, синим карандашом, в хрустальной вазе, о лесных зверях .
В русском языке существует три непостоянных грамматических признака прилагательных:
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.
Задачи:
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)
Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)
Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.
Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.
Выслушиваются ответы учеников.
Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.
3. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, о чем идет речь?
Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?
Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.
Поставьте цель своей деятельности на уроке.
Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов
1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.
Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).
План исследования | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
Свойства прилагательных: | |||
1) Значение | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету | Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному |
2) Наличие краткой формы | да | нет | нет |
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) | да | нет | нет |
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма | да | нет | нет |
5) Свойство образовывать антонимические пары | да | нет | нет |
6) Имеют особые суффиксы | - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) | - ин(?), - ов(?), ий(?) |
2) Определение темы и цели групповых исследований
Учитель: Итак, тема исследования:
3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.
4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?
5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.
5. Первичное закрепление.
1) Устный тренинг
Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.
Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.
Имена прилагательные | ||
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Упражнение 833 | ||
Обидчивый ребенок | Клубничное варенье | Мамина шляпа |
Сильный ветер | Детские игрушки | Лисьи следы |
Гордый человек | Серебряная ложка | Мышиная норка |
Спортивный костюм | Меховое пальто | Собачий хвост |
Яркий свет | Деревянная ручка | Бабушкин дом |
Безобразный поступок | ||
Упражнение 834 | ||
Добрым молодцам | Ребятишки заводские | Лисий хвост |
Песок сыпучий | Отцовский дом | |
Глухой степью | Папиного детства | |
Неизвестный путь | ||
Бесконечной цепью |
На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.
Постоянными признаками прилагательного является его принадлежность к определённому разряду по значению (качественное, относительное или притяжательное) и его склонение. Определение склонения прилагательного в школьной грамматике не принято.
Некоторые качественные прилагательные не имеют степеней сравнения и / или краткой формы. В этом случае полнота / краткость должна быть помещена в постоянные признаки.
Положительная степень сравнения также может быть постоянным признаком (т. е. качественное прилагательное может не изменяться по степеням сравнения, например слово особый), однако в учебниках степени сравнения прилагательных указываются только в том случае, если прилагательное стоит в сравнительной или превосходной степени, а указания на положительную степень сравнения не производится. У этого подхода есть тот минус, что он не позволяет для прилагательного, стоящего в положительной степени сравнения, указать, является ли эта форма постоянным или непостоянным признаком.
Неизменяемость несклоняемых прилагательных также является их постоянным признаком. Непостоянных признаков у неизменяемых прилагательных нет.
Непостоянными признаками прилагательного являются число, род (в единственном числе), падеж.
Для большинства качественных прилагательных непостоянными признаками является также полнота / краткость и степени сравнения.
Необходимо помнить, что признак падежа есть только у полных прилагательных.
Если прилагательное стоит в форме простой сравнительной степени, то оно не охарактеризовано в точки зрения полноты / краткости и не имеет признаков рода, числа и падежа.
При разборе надо иметь в виду, что объектом морфологического описания является слово в его конкретном значении. Разные значения одного слова (его лексико-грамматические варианты) могут обладать разными морфологическими признаками. В прилагательном это различие может проявиться в первую очередь в отношении к признакам полноты / краткости и степеней сравнения.
Так, прилагательное живой как антоним к слову мёртвый изменяется по полноте / краткости, но не изменяется по степеням сравнения, т. е. имеет постоянный признак положительной степени сравнения, живой же в значении «подвижный», наоборот, не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения. Морфологическому разбору подлежит слово в том значении, в котором оно употреблено в тексте.
Приведём образец морфологического разбора прилагательного.
И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу (М. Ю. Лермонтов).
хороша - прилагательное, начальная форма - хорош (в данном значении);
постоянные признаки: качественное, краткое;(полная форма будет иметь другое значение- "положительный", а здесь значение "красивый, приятный")
непостоянные признаки: положительная степень сравнения, ед. число, жен. род;
синтаксическая роль: часть сказуемого.