Какие морфологические признаки можно определить у прилагательного. Постоянные признаки прилагательного. Определение темы и цели групповых исследований

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;

В русском языке прилагательные могут изменяются по родам, падежам и числам, и иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым и подлежащим.

Это значение признака предмета, обозначающее цвет, вкус, запах, оценку, характер, умственную и речевую деятельность.

Приведем пример: красный, горький, вонючий, смешной, умный.

Существуют лексико-грамматические разряды имён прилагательных .

Прилагательные можно разделить на лексико-грамматические разряды:
- качественные
- притяжательные
- относительные

Разряды прилагательных всегда отличаются друг от друга грамматическими признаками и семантикой.

Существуют качественные прилагательные , которые обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, тупой, злой), имеют формы сравнения и краткие формы.

Относительные прилагательные – указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (стальной, деревянный);

Притяжательные прилагательные – обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов).
Краткими называются такие прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания "а", "я" (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания "о", "е" (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания "и", "ы" (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. («Как хороши, как свежи были эти цветы...»)

Морфологические признаки имени прилагательного такие же, что и у имени существительного – падеж, род, число.

Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, при этом различия родов виднеются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Примеры: Синий ковёр, синяя лента, синее блюдце – красные ковры, красные ленты, красные блюдца.

Синтаксические признаки имени прилагательного .

Обычно в предложении прилагательные бывают определениями или именной частью сказуемого.

Приведем пример: У девочки была очень красивая игрушка; Игрушка была красивой

Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Приведем пример: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.

Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания.
Приведем пример: слабый от болезни, очень слабый.

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «признак предмета».

К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

  • 2. Морфологические признаки:
    • · постоянные - разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
    • · изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.
  • 3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.

Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания, менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий , сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.

Род, число и падеж – изменяемые грамматические категории, которые являются непостоянными признаками прилагательных. Они свойственны любым прилагательным, независимо от их разряда. В этом и заключается главное отличие непостоянных признаков этой части речи от постоянных.

Что такое непостоянные признаки прилагательных?

Непостоянные морфологические признаки прилагательных – ряд изменяемых грамматических категорий. Их значение зависит от грамматических признаков существительного (местоимения), с которым прилагательное согласуется. В отличие от постоянных, непостоянные признаки прилагательных свойственны всем словам данной части речи, не зависимо от того, к какому разряду по значению они относятся.

Примеры прилагательных с непостоянными признаками в словосочетаниях : спелый арбуз, шерстяного одеяла, синим карандашом, в хрустальной вазе, о лесных зверях .

Какие бывают непостоянные признаки прилагательных?

В русском языке существует три непостоянных грамматических признака прилагательных:

  • Род – признак, указывающий на родовую принадлежность прилагательного.
    • Мужской (древний, яркий, молод) ;
    • Женский (воздушная, кирпичная, полезна) ;
    • Средний (железное, ласточкино, убрано) .
  • Число – признак, указывающий на количество предметов, которым присуще называемое прилагательным качество.
    • Единственное (ветхий, дорожное, нежна) ;
    • Множественное (бесконечные, волчьи, просты) .
  • Падеж – категория, определяющая синтаксические отношения прилагательного с существительными (местоимениями). Краткие прилагательные не склоняются по падежам.
    • Именительный (маленький мальчик, темная комната) ;
    • Родительный (маленького мальчика, темной комнаты) ;
    • Дательный (маленькому мальчику, темной комнате) ;
    • Винительный (маленького мальчика, темную комнату) ;
    • Творительный (маленьким мальчиком, темной комнатой) ;
    • Предложный (о маленьком мальчике, о темной комнате) .

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)

Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)

Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.

Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.

Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические пары да нет нет
6) Имеют особые суффиксы - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) - ин(?), - ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.

Постоянными признаками прилагательного является его принадлежность к определённому разряду по значению (качественное, относительное или притяжательное) и его склонение. Определение склонения прилагательного в школьной грамматике не принято.

Некоторые качественные прилагательные не имеют степеней сравнения и / или краткой формы. В этом случае полнота / краткость должна быть помещена в постоянные признаки.

Положительная степень сравнения также может быть постоянным признаком (т. е. качественное прилагательное может не изменяться по степеням сравнения, например слово особый), однако в учебниках степени сравнения прилагательных указываются только в том случае, если прилагательное стоит в сравнительной или превосходной степени, а указания на положительную степень сравнения не производится. У этого подхода есть тот минус, что он не позволяет для прилагательного, стоящего в положительной степени сравнения, указать, является ли эта форма постоянным или непостоянным признаком.

Неизменяемость несклоняемых прилагательных также является их постоянным признаком. Непостоянных признаков у неизменяемых прилагательных нет.

Непостоянными признаками прилагательного являются число, род (в единственном числе), падеж.

Для большинства качественных прилагательных непостоянными признаками является также полнота / краткость и степени сравнения.

Необходимо помнить, что признак падежа есть только у полных прилагательных.

Если прилагательное стоит в форме простой сравнительной степени, то оно не охарактеризовано в точки зрения полноты / краткости и не имеет признаков рода, числа и падежа.

При разборе надо иметь в виду, что объектом морфологического описания является слово в его конкретном значении. Разные значения одного слова (его лексико-грамматические варианты) могут обладать разными морфологическими признаками. В прилагательном это различие может проявиться в первую очередь в отношении к признакам полноты / краткости и степеней сравнения.

Так, прилагательное живой как антоним к слову мёртвый изменяется по полноте / краткости, но не изменяется по степеням сравнения, т. е. имеет постоянный признак положительной степени сравнения, живой же в значении «подвижный», наоборот, не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения. Морфологическому разбору подлежит слово в том значении, в котором оно употреблено в тексте.

Приведём образец морфологического разбора прилагательного.

И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу (М. Ю. Лермонтов).

хороша - прилагательное, начальная форма - хорош (в данном значении);

постоянные признаки: качественное, краткое;(полная форма будет иметь другое значение- "положительный", а здесь значение "красивый, приятный")

непостоянные признаки: положительная степень сравнения, ед. число, жен. род;

синтаксическая роль: часть сказуемого.