Новый бюджет на. Экспорт рейтингов. Госдума: окончательное чтение

Представленный Минфином бюджет на 2018 год в цифрах снова демонстрирует дефицит, который не удается покрыть из-за больших затрат сферы социального обеспечения, оборонную отрасль и безопасность, а заложенный уровень инфляции и курс доллара вряд ли будет способствовать выравниванию дисбаланса.

Хотя картина выглядит неутешительно, правительство России уверяет, что через несколько лет стране удастся выбраться из «минусов», а подтверждением тому является план 2019-2020 гг., согласно которому уровень дефицита сокращается с 1,3 до 0,87 трлн. руб.

Базовые статьи затрат и прибыли бюджета России за 2018 год в цифрах

В соответствии с документом, бюджет России получит 15,26 триллиона, при этом потратить придется 16,53. Поменяется ли что-то по структуре, станут ли финансироваться новые отрасли? Подробно рассмотрим далее.

Доход

Тенденция к преобладанию поступлений от продажи нефти и газа уверенно сохраняется. За 2018 г. «вливания» по этой статье ожидаются приблизительно 5500 млрд. Однакоколичественно и относительно этот показатель всё же уменьшится, так как предполагается их снижение с 50% до 36%. Причем это не инициатива финансовых ведомств, а понижение цены сырья, что само по себе приведет к уменьшению прибыли.

А вот результаты работы фискальных органов России радуют: доля налоговых отчислений в бюджет России с каждым периодом только растет. Не последнюю роль сыграла работа служб по предотвращению скрытия прибыли с выводом экономики «из тени». Таким образом, планируется получить порядка 5630 млрд. за счет налоговых сборов.

Бюджет Россси на 2018 год. Источник: aif.ru

Уверенно укрепляет свои позиции новый источник дохода России – акцизный сбор. Ожидается 5-10%-ое повышение данного налога. Планируется повысить акцизную ставку по топливным ресурсам. Это повлечет рост стоимости бензина более быстрыми темпами, чем рост инфляции. Минфин подсчитал, что поступления в бюджет от автомобилистов и потребителей табачной/алкогольной продукции составят около 1054 млрд.

Сумма прибыли от прочих налогов (в том числе прибыль, таможенные пошлины) будет ориентировочно 3,1 трлн.

Расходы

Финансирование социального сектора, оборонной отрасли, безопасности являют собой львиную долю отчислений государства. Этот период не стал исключением. Из казны будет выделено около 4,7 трлн. на соц. помощь.

К таким программам в России относятся:

  • компенсация дефицита ПФ;
  • пособие по безработице;
  • материнский капитал;
  • субсидии по коммунальным платежам;
  • выплаты льготным категориям населения.

Оборонная промышленность развивается стремительными темпами: модернизируется оборудование, происходит тотальное перевооружение. Это влечет за собой потери около 1,33 триллионов. Однако госслужащие уверяют: ежегодно эта статья расходов бюджета будет постепенно уменьшаться.

Субсидирование сельского хозяйства, малого предпринимательства и других перспективных отраслей обойдется России порядка 2,2 триллиона.

На сферу здравоохранения и ЖКХ предполагается сократить отчисления. Касаемо медицины, это обусловлено тотальной модернизацией еще несколько лет назад, а вот ЖКХ уменьшать траты хотят за счет повышение платежей и капитального ремонта систем.

На каком основании формируется бюджет России

Бюджет на 2018 год рассчитывается исходя из таких показателей:

  • цена газа;
  • цена нефти;
  • инфляция;
  • ВВП;
  • курс национальной валюты к доллару.

Мировой рост стоимости нефтепродуктов обязательно отразится на экономике России. Так, правительством была заложена стоимость газа порядка 169 дол/тыс.куб, а нефти – 44 дол/бар. Более того, некоторые эксперты убеждены, что эти значения поднимутся еще выше, нежели заложено Минфином.

Следовательно, от такого положения дел курс российской валюты к доллару, который оценивается как 65 к 1, непременно пострадает.

Сравним: бюджет Москвы на 2018 год в цифрах

Говоря о столичном регионе, ситуация не слишком отличается от общегосударственной. Бюджет Москвы ближайшие несколько лет также будет дефицитным. За 2018 расходы Москвы составят порядка 2,3, а доходы – 2,1. При этом удельный вес всё тех же соц. выплатв бюджете — 52% от общей суммы затрат.

Госдума приняла во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Планируется, что третье чтение документа состоится 24 ноября.

Как указано в документе, доходы российского бюджета в следующем году составят 15,26 трлн. руб. (15,55 трлн. в 2019 году, 16,3 трлн. - в 2020), расходы запланированы на уровне 16,53 трлн. руб. (16,4 трлн. в 2019-м, 17,155 трлн. - в 2020 году). Соответственно дефицит в 2018 году будет 1,3 трлн. руб. (819,1 млрд. в 2019 году, 870 млрд. - в 2020).

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года.

Как сообщил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров ("Единая Россия"), всего ко второму чтению было подано 586 поправок, к принятию рекомендовано 406. Остальные были сняты или частично учтены.

"Только на 2018 год было предложено перераспределить почти 1 трлн. руб. Это очень существенная сумма в рамках бюджета. Анализ работы, проведенный ко второму чтению бюджета, позволяет говорить о том, что это бюджет здравого смыла, это бюджет, в котором удалось сбалансировать интересы людей, развития гражданского общества, обороноспособности страны", - отметил депутат.

Как подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин, впервые за последние три года принимается "бюджет роста". "Мы впервые за прошедшие три года принимаем бюджет роста, у нас впервые по основным параметрам бюджет планируется с ростом более 2% ВВП. И второе чтение, конечно, - самое главное чтение при рассмотрении бюджета", - подчеркнул он.

Регионы могут увидеть, на какую помощь им рассчитывать от центра, и планировать свои бюджеты, пояснил Макаров.

Среди рекомендованных к принятию ко второму чтению поправок - увеличение уставного капитала ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на 25,9 млрд. руб. в 2018 году, на 18,2 млрд. руб. в 2019 году и на 22,5 млрд. в 2020 году.

Также предлагается увеличить уставный капитал "Русгидро" на 1 млрд. руб. в 2018 году, на 3 млрд. руб. - в 2019 году и на 6 млрд. руб. - в 2020 году. Средства будут направлены на проект обеспечения энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла, а именно на строительство одноцепной ВЛ 100 кВ "Певек-Билибино".

Кроме того, рекомендовано принять поправку об увеличении уставного капитала "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) в 2018 году на 3,52 млр. руб. Из них 2,2 млрд. руб. пойдут на финансирование объектов производственной инфраструктуры и объектов послепродажного обслуживания самолета Ил-114-30, 1,32 млрд. руб. - на финансирование объектов производственной инфраструктуры самолета Ил-96-400М.

Также Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) в 2018 году будут предоставлены субсидии на 5 млрд. руб. для пополнения парка воздушных судов и на 9,8 млрд. руб. - для обеспечения механизма поддержания продаж воздушных судов Ил-96-400М.

Предусматривается компенсация части потерь бюджета Сахалина, которые регион понесет за счет перечисления в федеральный бюджет 75% доходов от налога на прибыль от соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2".

Согласно поправкам, принятым в Бюджетный кодекс, в 2018 году планируется компенсировать половину доходов, которые составят 33,7 млрд. руб., то есть около 16,9 млрд. руб.

По инициативе "Единой России" в 2018-2020 годах будет увеличено финансирование АПК на 20 млрд. руб. ежегодно. Из этих средств на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства (это поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей, не связанная с производственными показателями растениеводства и призванная возместить часть затрат на проведение комплекса агротехнологических работ) предлагается направить более 11 млрд. руб., на повышение продуктивности в молочном скотоводстве - 4,6 млрд. руб., производителям сельскохозяйственной техники - 2 млрд. руб.

Кроме того, на компенсацию перевозок зерна в 2018 году РЖД планируется выделить 2 млрд. руб.

Депутаты от фракции КПРФ высказались против принятия бюджета во втором чтении. Они вынесли на отдельное голосование ряд поправок, однако Госдума их не приняла.

"Мы подготовили поправки по всем основным показателям. Нами были подготовлены поправки, которые переводят на федеральный уровень финансирования ряд орфанных заболеваний, что является большой проблемой для региональных бюджетов - планировалось выделить 8 млрд. руб., чтобы производить закупки для самых затратных нозологий. Те 8 млрд. руб., которые мы предлагали переместить из резервов правительства, решили бы эту проблему", - указал депутат Алексей Куринный (КПРФ).

По словам депутата Сергея Казанкова (КПРФ), село не получит больше денег, чем в 2017 году - изначально на 2018 год было выделено денег меньше ровно на 20 млрд. руб., и они были компенсированы ко второму чтению. "Больше денег село не получит - оно получит столько, сколько в 2017 году. Деньги выделяем на перевозку зерна РЖД, а не поддержку товаропроизводителей. Многие селяне этих денег даже не увидят, потому что они услугами РЖД никогда не пользовались. Лучше бы дали деньги для селян на погашение кредитов, которые они не могут выплатить", - сказал Казанков. "Мы за такой бюджет голосовать не будем", - добавил он.

"Бюджет откровенно плохой. Он не ставит целью повышение благосостояния людей, это бюджет стагнации", - заявил журналистам первый замруководителя "Справедливой России" Михаил Емельянов.

По его словам, фракция предлагала поправками ко второму чтению по одним статьям увеличить расходы, по другим - уменьшить, причем всего на 273 млрд. руб.

"Увеличить расходы на материнский капитал, увеличить расходы на индексацию пенсий работающим пенсионерам, дотации регионам. Увеличить помощь тем людям, которые взяли ипотеку - молодым семьям. Сократить такие расходы, как отчисления в Резервный фонд, уменьшить расходы на обслуживание внешнего долга", - сказал Емельянов.

Условием поддержки бюджета фракцией было принятие ее поправок, но поскольку поправки не приняли, фракция не поддержала бюджет, отметил он.

Вместе с тем фракция ЛДПР впервые за многие годы поддержала проект бюджета, сказал депутат фракции Сергей Катасонов.

"Две ключевых причины, которые позволили нам принять такое решение: первое - впервые за 15 лет принято в решение о приведении в соответствие минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Фракция ЛДПР на протяжении 15 лет вносила практически каждый год законопроекты, которые бы позволили решить этот вопрос. Впервые в данном законе о бюджете на 2018 год мы видим решение этого вопроса. Второй момент - пять лет не индексировали заработные платы бюджетников. Речь идет о тех людях, которые работают в образовании и здравоохранении. Мы видим, что, наконец, идет индексация, причем на уровень выше инфляции, наших бюджетников и наших военных, где довольствие тоже не индексировалось", - указал он.

Первый замруководителя фракции "Единая Россия" Андрей Исаев сообщил, что фракция подготовила ко второму чтению согласованные поправки.

"Они соответствуют решениям, которые приняло собрание, президиум фракции, а этому предшествовали наши длительные переговоры с массовыми общественными организациями, представляющими социальные интересы наших граждан, проведение общественных слушаний, работа с избирателями и, конечно же, напряженная работа с правительством. И в результате будет создан основной финансовый документ страны, который обеспечит неуклонное исполнение государством всех социальных обязательств, низкую инфляцию, финансовую стабильность, дальнейшее снижение зависимости нашей страны от нефтегазовых доходов, сырьевой зависимости, и, конечно же, рост экономики", - сказал он.

Структура доходов бюджета РФ в 2018 году

Министерство финансов РФ представило проект бюджета на 2018 год.

Какие цифры в нем заложены и что нас ждет:

$43,8 за баррель – такая цена за баррель нефти марки Urals заложена в базовом прогнозе Минфина на 2018 год.
64,7 – средний по году курс доллара в 2018 году.
3,7% – инфляция.
15,182 трлн. рублей – запланированные доходы бюджета в 2018 году. Они больше уровня прошлого года на 1,5 трлн.
16,514 трлн. рублей – объем расходов бюджета РФ в 2018 году. Расходы остались на прежнем уровне.
17,6% из них засекречено.
Дефицит в объеме 1,332 трлн. (1,37% ВВП или 8,7% доходной части) будет профинансирован из Фонда национального благосостояния. В ФНБ остается чуть более 4,2 трлн. рублей.
2,1% – на столько вырастет ВВП России в течение 2018 года, считают в ведомстве.
97,462 трлн. рублей ($1,68 трлн.) – прогнозируемый объем ВВП.
На 1 рубль будет повышен акциз на бензин с нового года.
9 489 рублей будет равняться МРОТ с 1 января 2018 года.
868 млрд. руб. Минфин планирует занять в 2018 году на внутреннем рынке.
453 тыс. руб. – размер материнского капитала на будущий год. Индексироваться, как и 2 года до этого, он не будет.
На 11% сокращается статья “Пенсионное обеспечение”.
Более чем в 2 раза будут сокращены программы поддержки малого бизнеса, комплексного развития моногородов и электронного здравоохранения.

Структура расходов бюджета 2018:

Изменение

Социальная политика

Национальная оборона

Национальная экономика

Правоохранительная деятельность

Общегосударственные вопросы

Обслуживание госдолга

Межбюджетные трансферты

Образование

Здравоохранение

Культура, кинематография

Охрана окружающей среды

Физическая культура и спорт

Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджет в 2018 году

Прогнозирование поступлений денежных средств в районный бюджет – кропотливая и длительная работа, которая выполняется согласно определенным методикам, использующим различные методы для расчета планируемых к поступлению доходов.

Каждое муниципальное образование самостоятельно выбирает методику планирования исходя из местных условий, базисных показателей поступления доходов в зависимости от развитости инфраструктуры региона и наличия стабильных источников наполнения бюджета.

Но все эти методики объединяют общие подходы выработанные практикой, которые в совокупности позволяют достаточно точно спрогнозировать бюджет на следующий бюджетный период.

Основные методы прогнозирования:

Экстраполяция – имеет в основе практику использования данных, полученных за предыдущие периоды. Этот метод позволяет достаточно точно спрогнозировать отдельные статьи бюджета, которые имеют стабильные источники наполнения.
Экспертные оценки – строится на основе заключение компетентных специалистов-экспертов в отдельных отраслях народного хозяйства налогообложения, социальной сферы и иных сфер деятельности, которые являются источниками наполнения бюджета.
Комбинированный (смешанный) метод – является синтезом двух первых методик позволяя учитывать при прогнозировании поступлений в бюджет и объективные тенденции развития промышленных предприятий, социальной и бытовой сферы обслуживания – основных источников наполнения бюджета за счет налоговых отчислений, и мнение экспертов прогнозирующих динамику работы этих предприятий.

Но может быть использована и иная методика прогнозирования поступлений, основанная на использовании показателей по каждому отдельному источнику поступлений в бюджет.

Показатели, используемые для прогнозирования доходов:

Наименование доходов

Показатели

Источники данных

Администрируемые доходные источники

018 1 12 04013 02 0000 120

Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений

018 1 12 04014 02 0000 120

Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы

Объем отпуска древесины по договорам аренды

Предложения отраслевого отдела

Площадь участка, переданного в аренду

Ставки платы Отраслевой отчет, коэффициент индексации

018 1 12 04015 02 0000 120

Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд

Объем реализации лесных насаждений

Предложения отраслевого отдела

Ставки платы Отраслевой отчет, коэффициент индексации

018 1 13 01410 01 0000 130

Плата за предоставление государственными органами субъектов Российской Федерации, казенными учреждениями субъектов Российской Федерации сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями

Сумма платы

Отраслевой отчет

018 1 16 90020 02 0000 140

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации

Количество штрафов

Отраслевой отчет

Средний размер штрафов Процент взыскания Предложения отраслевого отдела Курируемые доходные источники

053 1 16 27000 01 6000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности

Количество штрафов Отраслевой отчет

Средний размер штрафов

Процент взыскания Предложения отраслевого отдела

Источники наполнения бюджета которые подлежат прогнозированию можно разделить на:

Налоговые;
Неналоговые;
Добровольные (пожертвования);
Прочие поступления.

Налоговые. При прогнозировании налоговых поступлений учитываются все виды налогов, установленных Федеральным законодательством и органами местной власти. При этом показатель имеет склонность к вариабельности, в зависимости от ставки налога, инфляции, изменения законодательства в налоговой сфере.

Неналоговые поступления связаны с доходами получаемыми от реализации или эксплуатации (сдачи в аренду) объектов государственной и муниципальной собственности.

Для их оценки используется прямой расчет связанный с текущей рыночной стоимостью:

Добровольные пожертвования – составляют нестабильную и сложно прогнозируемую часть бюджета, поскольку их источник заранее не может быть определен.
Прочие поступления – денежные средства, поступающие в бюджет от взыскания штрафов за нарушения в сфере бюджетного регулирования, других административных правонарушений совершенных в пределах муниципального образования.

Каждое муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и утверждает методику прогнозирования.

Методики прогнозирования поступлений в бюджет на текущий бюджетный период – важнейший документ позволяющий правильно соотносить доходы и расходы муниципального образования.

Налоговые доходы бюджета в 2018 году

Увеличение объема налоговых доходов бюджета столицы в 2018 году ожидается на уровне 6,4% по отношению к 2017 году, а в 2019 и 2020 годах рост налоговых доходов может составить 5,5% ежегодно, сообщила в понедельник министр правительства Москвы, руководитель департамента финансов города Елена Зяббарова.

В понедельник в Московской городской думе проходит заседание комиссии Мосгордумы по экономической политике и финансам, в рамках которого рассматривается законопроект «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

«Объем налоговых доходов в 2018 году увеличится по сравнению с уровнем текущего года на 6,4%. И в плановом периоде у нас предусмотрено последовательное увеличение налоговых доходов на 5,5% ежегодно», - сказала Зяббарова в ходе заседания.

Она пояснила, что объем налоговых доходов в перспективе определяется на основе прогнозов социально-экономического развития Москвы с учетом законодательных новаций, влияющих на поступление доходов в городской бюджет.
Доходы и уровень жизни в России в 2018 году

Проект бюджета на 2018 год. Какие цифры в нем заложены и что нас ждет?

  • $43,8 за баррель – такая цена за баррель нефти марки Urals заложена в базовом прогнозе Минфина на 2018 год.
  • 64,7 — средний по году курс доллара в 2018 году.
  • 3,7% — инфляция.
  • 15,182 трлн. рублей — запланированные доходы бюджета в 2018 году. Они больше уровня на 1,5 трлн.
  • 16,514 трлн. рублей — объем расходов бюджета РФ в 2018 году. Расходы остались на прежнем уровне.
  • 17,6% из них засекречено.
  • Дефицит в объеме 1,332 трлн. (1,37% ВВП или 8,7% доходной части) будет профинансирован из Фонда национального благосостояния. В ФНБ остается чуть более 4,2 трлн. рублей.
  • 2,1% — на столько вырастет ВВП России в течение 2018 года, считают в ведомстве.
  • 97,462 трлн. рублей ($1,68 трлн.) – прогнозируемый объем ВВП.
  • На 1 рубль будет повышен акциз на бензин с нового года.
  • 9 489 рублей будет равняться МРОТ с 1 января 2018 года.
  • 868 млрд. руб. Минфин планирует занять в 2018 году на внутреннем рынке.
  • 453 тыс. руб. – размер материнского капитала на будущий год. Индексироваться, как и 2 года до этого, он не будет.
  • На 11% сокращается статья «Пенсионное обеспечение».
  • Более чем в 2 раза будут сокращены программы поддержки малого бизнеса, комплексного развития моногородов и электронного здравоохранения.

Расходы бюджета 2018 по статьям: инфографика

Структура расходов бюджета 2018: таблица

Статья млн. Руб. %, 2018 %, 2017 Изменение
Социальная политика 4 966 417 30,96 30,79 +0,17
Национальная оборона 2 729 151 17,01 17,23 -0,22
Национальная экономика 2 263 802 14,11 12,85 +1,26
Правоохранительная деятельность 1 876 158 11,70 7,71 +3,99
Общегосударственные вопросы 1 224 647 7,64 6,69 +0,95
Обслуживание госдолга 847 976 5,29 4,66 +0,63
Межбюджетные трансферты 767 160 4,78 4,42 +0,36
Образование 619 142 3,86 3,33 +0,53
Здравоохранение 410 021 2,56 2,2 +0,36
Культура, кинематография 93 079 0,58 0,56 +0,02
Охрана окружающей среды 77 973 0,49 0,52 -0,03
СМИ 68 566 0,43 0,46 -0,03
Физическая культура и спорт 56 550 0,35 0,44 -0,09
ЖКХ 39 043 0,24 0,36 -0,12

Бюджет России на 2017 год был одобрен российским правительством 1 января 2017-го года. Это было сделано на основе ранее (9 декабря 2016-го) принятого закона, которым утверждался бюджет РФ на 2017-2019 годы.

Структура расходов бюджета 2019: таблица

Бюджетный дефицит

Рассматривая бюджет России на 2017 год в цифрах сразу следует сказать о бюджетном дефиците – его размер составляет 2 триллиона 753 миллиарда рублей. Он вытекает из преобладания расходов (16 триллионов 488 миллиардов рублей) над доходами (13 триллионов 488 миллиардов рублей, а если пересчитать бюджет России на 2017 год в долларах, то он составляет 280 миллиардов).
Дефицит бюджета России является достаточно значительным. Однако ранее правительство заявляло, что значительный бюджетный дефицит – явление кратковременное. Согласно подсчетам, в 2019-м году он должен уменьшить до чуть более 2-х триллионов, тогда как уже в 2019-м – до 1,15 триллионов.

Основные траты

Армия

Военный бюджет России на 2017 год – достаточно объемный– он составляет 1 миллиард рублей. Несмотря на это, данная цифра на целых 6% меньше, чем в 2016-м году. Это обусловлено в том числе тем, что стране пришлось несколько сократить свой годовой бюджет из-за ослабления экономики.
Однако больше всего денег пущено на социальную политику. Если посмотреть социальный бюджет России на 2017 год в рублях, можно увидеть цифру в более, чем 5 триллионов.

Экономика



Следом идут траты, направленные на поддержку национальной экономики. На соответствующие цели федеральный бюджет выделяет 2 триллиона. На обслуживание государственного долга в РФ в 2017-м выделено 728 миллиардов.

Образование:

На образование и здравоохранение, как всегда, выделяются сравнительно небольшие суммы: всего 595 и 378 миллиардов соответственно. На охрану и улучшение экологии, в свою очередь, выделено 70 миллиардов. А на спорт и культуру – примерно по 100 миллиардов.
На пропаганду в средствах массовой информации, в свою очередь, бюджетом предусмотрено 77 миллиардов – больше, чем на охрану окружающей среды, с учетом того, что 2017-й год в РФ считается Годом экологии.

Основные источники пополнения

Так же как и во последние предыдущие годы, значительная часть казны в 2019-м пополнена за счет импорта нефти и газа – чуть более 5 триллионов рублей. Следом за ними следует НДС – этот налог позволил пополнить казну на 4,9 миллиарда рублей, тогда как налог на прибыль принес всего 600 миллиардов. Сборы с акцизов, в свою очередь, позволили пополнить бюджет еще почти на 900 миллиардов.
Этого недостаточно для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование государства. Чтобы компенсировать бюджетный дефицит были использованы 1,15 триллиона из резервного фонда, 1,05 триллиона занято внутри страны, а также были использованы деньги из ФНБ (более 660 миллиардов).

Москва, 22 января - "Вести.Экономика". В 2018 г. впервые за 7 лет бюджет РФ исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВВП и превысило ожидания. Для сравнения: дефицит бюджета в 2017 г. составил 1,4% ВВП, в 2016 г. - 3,5%, 2015 г. - 2,6%, 2014 г. и 2013 г. - по 0,5%, в 2012 г. - 0,02% ВВП.

Изначально бюджет на 2018 г. был утвержден с дефицитом в размере 1,3% ВВП, но затем стал профицитным.

В ноябре 2018 г. из-за роста нефтегазовых доходов были утверждены поправки в федеральный бюджет-2018: доходы увеличены до 18,95 трлн руб. с 17,073 трлн руб., расходы - до 16,808 трлн с 16,591 трлн руб. Расчетная цена на нефть увеличена c $61,4 за баррель до $69,6. Профицит был запланирован в размере 2% ВВП.

По предварительной оценке Минфина, исполнение основных показателей федерального бюджета за 2018 г. составило:

Объем поступивших доходов – 19,455 трлн руб., или 102,7%, к утвержденному общему объему доходов бюджета;

Исполнение расходов – 16,7 млрд руб. (99,4%), или 95,5%, к расходам бюджета с учетом внесенных изменений.

Профицит – 2,746 трлн руб.

Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составило (-)2,610 трлн руб. и (-) 135,466 млрд руб. соответственно.

Доходы федерального бюджета

Максимальные объемы администрируемых доходов обеспечены:

Федеральной налоговой службой – в сумме 11,927 трлн руб., или 102,4%, к прогнозным показателям доходов;

Федеральной таможенной службой – в сумме 6,063 трлн руб. (102,1%);

другими федеральными органами – в сумме 1,465 трлн руб. (107,2%).

Фонд национального благосостояния

Сумма средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте выросла с 3,753 трлн руб. на 1 января 2018 г. до 4,036 трлн руб. на 1 января 2019 г.

В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в апреле 2018 г. часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме 59,2 млн фунтов стерлингов была реализована за 5,125 млрд руб., а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета.

В целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ноябре-декабре 2018 г. часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме $6,765 млрд, 6,712 млрд евро, 1,75 млрд фунтов стерлингов была реализована за 1,108 трлн руб., а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации. В июне 2018 г. средства в иностранных валютах в суммах $6,411 млрд, 5,625 млрд евро и 1,096 млрд фунтов стерлингов (суммарный эквивалент на дату зачисления – 906,722 млрд руб.), приобретенные за счет средств федерального бюджета в 2017 г. в пределах объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, были зачислены на счета по учету средств ФНБ в соответствующих иностранных валютах.

Курсовая разница от переоценки средств фонда за 2018 г. составила 489,717 млрд руб.