Страховые взносы. Выплаты из накопительной части трудовой пенсии (Семенихин В.В.). Законодательная база российской федерации На финансирование страховой части трудовой

11.02.2024 Прочистка

Россияне с трудом привыкают к новым изменениям в пенсионной реформе после ее внедрения. Многих пенсионеров и людей, готовящихся стать ими в будущем, интересует один и тот же вопрос: «страховая и накопительная часть пенсии - что это такое и как это понимать?»

Трудовая пенсия и её составляющие

Проведённая в январе 2002 года пенсионная реформа установила, что оплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая последующим пенсионерам трудовая пенсия в России, включает в себя такие составляющие:

  • базовую;
  • страховую;
  • накопительную.

Накопительная часть пенсии рассчитана на лиц более молодого возраста и не является обязательной, так что для большинства трудящихся основные это страховая и базовая компоненты.

Самой маленькой составляющей нашей пенсии считается базовая часть, которая с января 2002 года составляет четыреста пятьдесят рублей ежемесячно. Данная сумма начисляется всем достигшим определённого возраста с учётом пятилетнего трудового стажа как минимум. Главная её функция - обеспечить определённую базисную социальную гарантию. Она ежегодно индексируется, компенсируя при этом негативное влияние инфляционных процессов.

Конечно же, базовой пенсии покуда далеко до прожиточного минимума , но так или иначе, это не то, на что стоит делать расчет грядущим пенсионерам. По состоянию на конец 2013 года базовая пенсионная составляющая насчитывала 3610 российских рублей 31 копейку.

Так что такое страховая часть пенсии и насколько она важна?

Страховая пенсия

Страховую пенсию - возможно сосчитать лично, каждому из нас.

Для того чтобы рассчитывать на страховую пенсию по старости к 2025 году мужчинам и женщинам, 60 и 55 лет соответственно, нужно иметь индивидуальный пенсионный коэффициент более чем 30 баллов и минимальный страховой стаж пятнадцать лет. Согласно данным Министерства труда, такое количество баллов жители России сумеют заработать, если станут перечислять шестнадцать процентов взносов на формирование таковой, в течение пятнадцати лет с двух МРОТ, или на протяжении тридцати – с одного, не делая отчислений на накопительную часть. Величина МРОТ в 2013 году приравнивалась к 5205 рублям.

Основные положения страховой пенсии

Важным качеством страховой части пенсии играет механизм, позволяющий уйти от повальной уравниловки и связать размер трудовой пенсии с объёмом заработной платы и трудовым стажем пенсионера. Существует прямая взаимосвязь размера заработной платы от суммы платежей с неё и, соответственно, размера будущего пенсионного начисления. Другими словами, она напрямую зависит от количества уплаченных страховых взносов в пенсионный бюджет, за весь трудовой период человека.

Все это количество взносов именуется расчётным пенсионным капиталом. Он базируется на части взносов, поступаемых от работодателя. Объёмы выплаченных взносов проходят определённый персонифицированный учёт и закрепляются за каждым застрахованным лицом.

Финансирование страховой составляющей пенсионного пособия и накопление денежных средств для формирования, а также источников для её обеспечения и положенной части при достижении лицом пенсионного возраста происходит следующим образом:

  • сумма платежа суммируется на лицевом счёту гражданина;
  • пенсионный капитал постоянно индексируется, что даёт систематический его прирост;
  • в срок выхода на пенсию, возникшие накопления окончательно индексируются, выверяются и разделяется на среднее расчётное значение периода нахождения гражданином на пенсионном пособии.

По законодательству РФ страховая и накопительная составляющие пенсии рассчитываются отталкиваясь от среднего расчётного периода , который составляет с первого января 2013 года 228 полных календарных месяцев (взамен 216). Такой итог и составляет необходимую сумму ежемесячной пенсионной страховой выплаты, эта сумма может увеличиться, благодаря проведению индексации.

Реформы в области страховой пенсии

Относительно данной части пенсионного отчисления планируются последующие новшества учёта пенсионных прав российских граждан.

Заметим также, что на данную составляющую пенсии будет начисляться шестнадцать процентов от отчислений работодателя, даже в случае отказа гражданином формирования накопительной части , и десять процентов, в случае, если до 2014 года он подаст в пенсионный фонд заявление о решении делать перечисления в негосударственный пенсионный фонд.

Отличия между страховой частью пенсии и накопительной

Основным различием является порядок расходования страховой и накопительной составляющих пенсионного пособия. В отличие от двух других, накопительная часть денежных взносов не входит в распоряжение государства. Хозяин вклада имеет возможность передать её в распоряжение управляющей фирмы пенсионного фонда России (Внешэкономбанку) или другой финансовой организации, имеющей право на формирование пенсии. Но это в том случае, если он ей доверяет и желает значительно повысить размеры своих выплат при окончании своей рабочей деятельности.

Специалисты заявляют про то, что на протяжении десяти пятнадцати лет в пенсионном фонде образуется дефицит денежных средств и возможны сбои с выплатами, в следствии чего пострадает непосредственно страховая часть пенсии, потому что она не сохраняется на персональных счетах людей. Поскольку в конкретный момент дефицита, финансы употребляются с целью возможности необходимых выплат людям пенсионного возраста. Именно в следствии этого, государство пытается привлечь население к более позднему выходу на заслуженный отдых и формированию накопительной составляющей вкладов за счёт страховой части.

Необходимо чётко осознавать, что страховая часть пенсии - это вклады, используемые государством и не предусмотренные для получения дополнительного инвестиционного дохода!

Надо заметить, что пенсионер имеет возможность полностью или частично отказаться от начисления и выплаты страховой части пенсионного пособия.

Конфигурации в страховой пенсии 2015 года

В нынешнем году планируется установить наименьший размер ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), который является необходимым условием для начисления пенсии , в 6,6 единиц и имеет тенденцию ежегодного прироста на 2,4 единицы, до достижения к 2025 году значения равному тридцати единицам.

Также с 2015 года, пенсия предусматривает учёт периодов жизни граждан , имеющих социальное значение, но при этом не являющиеся страховыми, к примеру, уход за лицом, которому более восьмидесяти лет или срок призывной службы в армии.

Из всех трёх составляющих трудовой пенсии, отличительными свойствами страховой части являются: условно-накопительный характер, финансирование распределительным способом и базирование на принципе солидарности поколений.

Российская газета, 20.08.2004

В извещении о состоянии индивидуального лицевого счета имеется три таблицы. Поясните, пожалуйста, что означает каждая из них, зачем они нужны?

Напомню, что по новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой (ее обеспечивает государство вне зависимости от трудового вклада человека и финансирует из федерального бюджета), страховой (она зависит от зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов в Пенсионный фонд в течение всей трудовой биографии) и, наконец, накопительной. Как раз этими накопительными средствами в отличие от страховой части будущий пенсионер может распорядиться самостоятельно - и прирастить их, передав в доверительное управление частной структуре либо направив в один из НПФ, либо, если нет желания рисковать, оставить в распоряжении государства.

На индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера (каждого застрахованного лица) отражаются начисленные и поступившие в Пенсионный фонд страховые взносы на накопительную (первая таблица) и страховую (вторая таблица) часть будущей пенсии. Что касается третьей, нижней таблицы, в ней гражданину дается расшифровка, как распределены поступившие взносы по страхователям (местам работы). Пока - только за 2002 год.

Замечу, что на накопление направляется в среднем пока только 2 процента от фонда оплаты труда работника, а на страховую часть - 12 процентов. Сведения о персонификации средств за 2003 год каждый застрахованный получит в будущем году. Это очень важная таблица: по ней можно определить, какой из ваших работодателей не платил (или не доплатил) пенсионных страховых отчислений с вашей зарплаты.

Сведения о страховых взносах на финансирование накопительной части трудовой пенсии (специальная часть ИЛС)

Наименование показателя

Код строки

Сумма (руб.)

Средства пенсионных накоплений, переданные ПФР в доверительное управление управляющей компании (стр.10=стр.11+стр.12)
- страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году и отраженные в специальной части ИЛС
- чистый финансовый результат (доход) от временного размещения ПФР страховых взносов, поступивших в ПФР в 2002 году
Страховые взносы, уплаченные ПФР в 2003 году и отраженные в специальной части ИЛС
Итого учтено в ПФР средств пенсионных накоплений в специальной части ИЛС (стр.30=стр.10+стр.20)

Сведения о страховых взносах на финансирование страховой части трудовой пенсии (общая часть ИЛС)

*) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2004 № 141 страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году, подлежат увеличению на коэффициент индексации в размере 1,177

Сведения о страховых взносах, на финансирование трудовой пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году и отраженных на ИЛС

Как проверить правильность сумм отчислений, приведенных в таблицах? Что делать, если данные, полученные у работодателя, не совпадают с данными Пенсионного фонда? Как провести сверку данных и добиться исправления данных, указанных на лицевом счете?

Если вам кажется, что с суммами отчислений что-то не так, первое, что нужно сделать, - это обратиться к работодателю, чтобы уточнить, правильно ли были начислены вам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Тарифы устанавливаются статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Если данные работодателя не соответствуют суммам, указанным в извещении, необходимо обратиться в территориальный орган ПФР и выяснить, почему это произошло. Возможно, это техническая ошибка. Но гораздо чаще страхователь (ваше предприятие) неправильно применяет тарифы, и в этом случае он обязан доначислить и доплатить страховые взносы, а также представить в ПФ корректирующие формы для исправления данных в лицевом счете.

К сожалению, многие работники просто опасаются выяснять отношения с работодателем - а вдруг возникнут осложнения на работе?

В принципе работник может и самостоятельно проверить данные в извещении. Для этого нужно обратным счетом определить сумму зарплаты, с которой были начислены страховые взносы. Для этого сумма страховых взносов делится на размер тарифа - 14, 2 или 12 процентов. Затем останется только элементарно сравнить полученные суммы с данными, указанными в собственных квитках по зарплате. Но опять-таки, если выявляются несоответствия, - придется официально обращаться и к работодателю, и в пенсионный орган.

Могу подсказать одно: недоплаты (или вообще неуплата) страховых взносов носят обычно массовый характер - они касаются практически всех работников предприятия нарушителя. Поэтому для решения проблемы можно прибегнуть к помощи профсоюза, обратиться в трудовую инспекцию, в суд, наконец. То есть использовать те же формы воздействия на работодателя, которые предусмотрены Трудовым кодексом в случае невыплаты или задержки зарплаты.

Вернемся к таблицам. Во второй из них, той, что отражает поступления средств на страховую часть пенсии, показаны взносы за 2002 и 2003 годы, а также их сумма. Однако взносы за 2002 год должны быть проиндексированы на 17,7 процента, чтобы уберечь пенсионные деньги от инфляции. Тем не менее сумма выведена без учета этой индексации. Почему?

Реальность такова, что предприятия-должники часто переводят страховые взносы с большим опозданием - иногда даже за прошлый или позапрошлый год. Поэтому, отрабатывая технологию, специалисты ПФ решили отражать на индивидуальных счетах конкретные суммы взносов, поступивших в тот или иной период, чтобы работник мог проконтролировать своего работодателя. Реальное же увеличение страховых взносов в рублях, полученное в результате индексации, будет рассчитываться позже - при назначении трудовой пенсии. Но коэффициент индексации (его ежегодно утверждает правительство) мы также указываем в письме. В будущем году, возможно, мы дополним извещение строкой, в которой укажем дополнительно как увеличились страховые взносы за счет их индексации. Это предложение рассматривается.

Теперь - вопросы о накопительной части. В извещении ПФР не сообщается, в какой УК находятся пенсионные накопления. Никакого документа, подтверждающего перевод денег в выбранную управляющую компанию, на руках у гражданина нет. Как узнать: переведены ли деньги в выбранную компанию, не произошло ли ошибки?

В принципе положения Федерального закона от 24.07.2002 №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и приказа Минфина России от 30.06.2003 № 56н не накладывают на Пенсионный фонд обязанности информировать застрахованных граждан, в какую УК переведены их пенсионные накопления. Но я согласен, что это важная информация, и люди, конечно же, хотели бы ее получить. Но здесь есть сложности: сведения о переводе денег конфиденциальны, разглашать их нельзя. А содержатся они в нашей централизованной базе данных, которая надежно защищена, и региональные отделения доступа к ней не имеют. Поэтому мы прорабатываем сейчас такой вариант: гражданин обращается с запросом в свое территориальное управление ПФ, по электронной почте запрос поступает в Центр, сведения "вынимаются" из базы и направляются в регион, чтобы гражданин мог их получить. Мы сейчас прорабатываем с программистами, как все это лучше сделать. Думаю, решение будет найдено.

В первой таблице в строке 3 указан чистый финансовый результат (проще говоря - доход) от временного размещения страховых взносов, предназначенных для формирования накопительной части пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году. Как он рассчитывался?

Есть специальное Положение о порядке чистого финансового результата, утвержденное приказом Минфина России от 30.06.2003 № 55н (зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2003, № 4911). Исходя из этого Положения и был рассчитан чистый финансовый результат, а также коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение 2002 года. Этот коэффициент составил около 0,40, то есть накопительная часть будущих пенсий приросла в течение 2002-2003 года на 40 процентов. Эти расчеты, выполненные Минфином РФ, утвердило Правительство (постановлением от 15 марта 2004 года). Кстати, эти документы печатала ваша газета.

В письмо вложены два заявления о выборе управляющей компании и о переходе в НПФ. Многие не понимают, нужно ли заполнять одно из заявлений или оба?

Конечно, одно. Вы либо самостоятельно выбираете инвестиционный портфель (управляющую компанию), которая будет вкладывать ваши накопления, либо переходите в негосударственный пенсионный фонд. Если никакого заявления от вас в Пенсионный фонд не поступит, по умолчанию средства останутся либо в ведении государства (ПФР и в государственной управляющей компании), либо в той же управляющей компании, которую вы выбрали год назад.

Как убедиться, что выбранная год назад УК продолжает работать на рынке?

В территориальных органах ПФР, в организациях, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, на информационных стендах размещен перечень управляющих компаний, с которыми Пенсионный фонд заключил договоры доверительного управления. Этот список (а также перечень негосударственных пенсионных фондов, допущенных с нынешнего года к участию в обязательном пенсионном страховании) можно увидеть и на нашем официальном сайте www.сайт. Есть он на сайтах наших региональных отделений, на сайте Минфина РФ.
ПФР подписал 63 договора доверительного управления с 55 УК - победителями конкурса, проведенного Минфином в прошлом году, а также с государственной управляющей компанией, назначенной Правительством. Договоры заключены на 5 лет.

Будет ли Минфин проводить новый конкурс по отбору УК и "перетряхивать" список?

Пенсионным фондом 10 августа согласован проект постановления правительства об изменениях в правила проведения конкурса по отбору УК. Например, предполагается ужесточить требования к минимальному опыту УК, ввести требование по наличию у нее опыта по осуществлению деятельности в качестве управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов не менее трех лет на момент подачи заявки на конкурс в 2004 году, не менее четырех лет - в 2005 году, не менее пяти лет - начиная с 2006 года.

Организатором конкурса будет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Конкурс состоится, видимо, позже, чем в прошлом году - предположительно 1 октября. Это связано с реформой госорганов исполнительной власти.

Если конкурс состоится, вполне возможно, что количество УК, с которыми Пенсионный фонд заключит договоры доверительного управления, увеличится. Но поскольку срок подачи заявлений будущими пенсионерами ограничен 1 октября, реально выбрать новые УК они смогут только в следующем году.

А что делать, если работник не получил информационное письмо из Пенсионного фонда? Куда обращаться и нужно ли предоставлять какие-либо документы?

Чаще всего такие ситуации возникают по очень простой причине: работодатель, сообщая сведения о работниках в Пенсионный фонд, ошибается с почтовым адресом. Бывает, что и сам работник, переезжая, забывает проинформировать об этом своего работодателя. Если застрахованный гражданин не получил извещения, он имеет право обратиться в свой территориальный орган ПФР по месту жительства или работы. Там по электронному реестру определят, поступило ли в регион на него извещение (проще говоря - не ошиблась ли с доставкой почта). Если извещение было, его найдут в возврате почты и вручат гражданину. Если извещения не окажется - ему выдадут выписку из его индивидуального лицевого счета, в которой будут указаны все находящиеся на индивидуальном лицевом счете сведения.

Отправляясь в ваше управление Пенсионного фонда, не забудьте захватить с собой паспорт (или другое удостоверение личности) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - их нужно будет предъявить сотрудникам Фонда.

В заключение я бы хотел обратиться ко всем будущим пенсионерам: лучше сегодня не пожалеть времени и разобраться с тем, как накапливается ваша пенсия, чем через много лет нервничать и расстраиваться при ее начислении. Я советую всем хранить ежегодно рассылаемые нами информационные письма - они помогут вам проверить правильность расчетов сотрудников Пенсионного фонда.

Ирина Невинная

При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

  • повысить уровень материального стимулирования работников;
  • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
  • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
  • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

планируется

планируется

62 года (2018 г.)

Германия

67 лет (к 2029 г.)

До реформирования в России существовала распределительная пенсионная система – взносы, которые отчисляли работодатели от зарплаты работника, направлялись в ПФ РФ, а оттуда – на покрытие страховых выплат других граждан. После реформы пенсионеру производят расчет размера страховых выплат и отдельно начисляется накопительная часть пенсии, которая напрямую зависит от суммы уплаченных из заработной платы взносов.

Что такое накопительная часть пенсии

Рассчитывать на страховые пенсионные начисления по старости можно только при наличии полного трудового стажа, иначе граждане получают установленную государством социальную выплату. Что такое накопительная пенсия для застрахованного лица? С реформированием системы страхования пенсионеры приобрели право на получение прибавки к размеру начислений (социальных или по старости) благодаря направлению части уплаченных взносов на индивидуальные счета трудоустроенных лиц.

Аккумулированные средства принадлежат конкретному лицу, не перенаправляются на выплаты другим пенсионерам и гарантированно будут выплачены владельцу счета при достижении пенсионного возраста даже при отсутствии требуемого страхового стажа. Взносы работодателя, которые хранятся на личном счету гражданина, получили название – накопительная часть пенсии.

Закон о накопительной части пенсии

Нормативная регуляция осуществляется законами:

  1. «О накопительной пенсии». Был принят 28 декабря 2013 года, изменения внесены 23.05.2016 года.
  2. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" от 4.12.2013 года.

С какого года началась

Начала формироваться накопительная часть трудовой пенсии после присвоения всем гражданам персонального номера лицевого счета. С 2002 по 2004 год часть уплаченных работодателем взносов направляется в Накопительный пенсионный фонд и оседает на личных счетах трудоустроенных лиц. С 2016 года право на дальнейшее формирование накоплений предоставляется только гражданам 1967 года рождения и моложе.

Определиться и заявить о решении выбора системы распределения страховых взносов они были обязаны до конца 2015 года. Для начавших трудовую деятельность время для выбора системы распределения страховых взносов составляет 5 лет или до исполнения работнику 23 лет. Для молчунов, которые не написали заявление, автоматически все 22 процента взносов будут направляться на страховые выплаты.

Отличие накопительной части пенсии от страховой

Минусом формирования накоплений является то, что для этих средств не предусмотрена индексация на уровень инфляции – страховая часть ежегодно индексируется. Существуют положительные отличия такого вида выплат:

  1. Вся сумма накоплений выплачивается при наступлении страхового случая даже при отсутствии обязательного трудового стажа.
  2. Возможность получить доход – увеличить сумму перечисленных взносов за счет инвестирования.
  3. Предусмотрено право наследования накопительной пенсии умершего.

Как формируется

Для формирования накопления предусмотрены законодательством следующие источники:

  1. Обязательные пенсионные отчисления. Они включают сосредоточенные на личном счету трудоустроенных лиц средства периода 2002-2004 года, а также распределение перечисленных работодателем взносов после пенсионной реформы 2013 года. По принятому закону 16 процентов отчисляются на страховые выплаты. Тариф на финансирование накопительных выплат составляет 6%. С 2014 года введен мораторий на формирование накоплений: из-за нехватки денежных средств в государственном бюджете весь размер уплаченных взносов направляется на страховые выплаты. Заморозку накопительных перечислений продлили и на 2019 год.
  2. Добровольные взносы предусмотрены для всех категорий граждан.
  3. Средства Фонда софинансирования пенсий. С 2008 года по 5 ноября 2015 года лица, которые внесли на личный счет деньги в размере от 2000 до 12000 рублей получали увеличение суммы накоплений в 2 раза. Для граждан, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за начислением пенсионных выплат, сумма внесенных денег возрастает в четыре раза.
  4. Средства материнского капитала могут пополнить личный счет в случае написания заявления застрахованным лицом.

Расчет накопительной пенсии

С января 2015 года изменяются подходы и порядок начисления пенсионных выплат:

  1. Методика начисления страховой части базируется на учете ежегодных пенсионных баллов, величина которых зависит от уровня заработка.
  2. Прежнее понятие базового размера в формуле расчета заменено на фиксированный показатель, который утверждается решением правительства и представляет собой минимальный, гарантированный государством при обязательном страховом стаже, уровень пенсионных выплат.
  3. Повышение размера пенсионных начислений возможно за счет накопления суммы страховых баллов и применения пенсионного коэффициента, который повышается с увеличением возраста выхода на заслуженный отдых.

С этого времени накопительная часть пенсии выделена в самостоятельный вид и рассчитывается отдельно. Перечисленные взносы учитываются в денежном выражении и полностью выплачиваются гражданам при достижении пенсионного возраста или при назначении социальных выплат получателям пособий. Размер ежемесячных выплат гражданам определяется путем деления общей суммы накопленных средств на количество ожидаемых месяцев получения начислений.

В 2019 году для расчета используется утвержденная величина – 240 (временем дожития после пенсии считается 20 лет). При выходе на заслуженный отдых в возрасте старшем, чем установлено законодательством, размер выплат увеличивается из-за уменьшения количества месяцев. После обращения при расчете учитываются все средства, сосредоточенные на личном счету:

  • страховые и добровольные взносы;
  • средства материнского капитала;
  • прибавка, полученная в рамках программы софинансирования;
  • доходы, начисленные при инвестировании накоплений.

Как узнать сумму накоплений

При наличии договора с НПФ Сбербанка можно получить сведения о сумме накоплений на сайте организации онлайн. Для этого необходимо ввести паспортные данные и перейти в личный кабинет. Для получения информации о состоянии счета можно воспользоваться услугами банка – партнера НПФ. Для этого необходимо:

  • заполнить заявление;
  • получить выписку о состоянии счета.

Через интернет

Информацию о сумме накоплений можно получить на сайте ПФР. Для этого в Личном кабинете портала государственных услуг необходимо:

  • пройти регистрацию: заполнить предусмотренную форму;
  • подтвердить регистрацию с помощью полученного кода;
  • дождаться получения доступа к аккаунту;
  • авторизоваться;
  • активировать раздел Электронные услуги;
  • выбрать пункт Пенсионный фонд;
  • узнать интересующие данные.

В пенсионном фонде

Получить информацию о состоянии личного счета можно в ПФ по месту жительства или в негосударственном пенсионном фонде, с которым заключено соглашение на инвестирование взносов. Для этого необходимо:

  • предъявить сотруднику паспорт и страховой номер;
  • написать заявление;
  • подождать 10-15 минут и получить справку о сумме накопленных средств.

Через работодателя

Как узнать накопительную часть пенсии трудоустроенному гражданину? Доступом к данным застрахованного лица располагает работодатель, который совершает отчисление взносов. Обратиться за сведениями необходимо в бухгалтерию предприятия и:

  • предъявить паспорт и номер лицевого счета;
  • написать или изложить устное заявление о выдаче информации;
  • получить выписку.

Выплата накопительной части пенсии

После обращения за выплатой застрахованному лицу рассчитают ежемесячные начисления. Для получения средств предусмотрено несколько схем:

  1. Единовременная выплата. Выдача всех накоплений производится одной суммой.
  2. Срочная. Продолжительность выплат определяет владелец счета, но она не может быть меньше 10 лет.
  3. Пожизненная. Выплаты производятся ежемесячно.

Кто может получить

Право на получение накопленных средств предусмотрено законодательством для категорий граждан, у которых соблюдены одновременно условия:

  • застрахованные лица были трудоустроены, и за них работодатель с заработной платы перечислял страховые взносы в пенсионный фонд;
  • наступил страховой случай;
  • на момент оформления пенсии существует остаток средств на личном счету.

Когда можно получить

Время обращения застрахованных граждан за оформлением начисления накоплений не регламентируется законодательством, а сроки получения (назначения) выплат установлены такие:

  • следующая дата за днем подачи заявления и пакета документов.
  • следующая за днем увольнения дата, если заявление написано на протяжении 30 дней после прекращения трудовых отношений с работодателем.

Как получить досрочно

До достижения страхового возраста оформить досрочную пенсию можно по случаю установления инвалидности. Досрочное получение возможно при наступлении смерти застрахованного лица. Получить накопления умершего могут правопреемники – лица, указанные в заявлении в ПФ. При отсутствии такого документа право получения имеют наследники – близкие родственники в случае оформления заявления в течение 6 месяцев со дня смерти.

Возврат накопительной части пенсии

Кто может получить накопительную часть пенсии единовременно согласно законодательству? Такие выплаты предусмотрены:

  1. Для лиц, получающих страховые выплаты по инвалидности, при потере кормильца или по социальному обеспечению (у которых по достижении пенсионного возраста не хватает трудового стажа или пенсионных баллов)
  2. Для граждан, у которых рассчитанный размер накопительных начислений составляет 5% и менее от размера трудовых выплат.

Управление накопительной частью пенсии

Согласно законодательству застрахованное лицо имеет право самостоятельно распоряжаться накоплениями. Принявшим решение формировать накопления необходимо написать заявление в ПФР и выбрать один из вариантов:

  • управляющую компанию (УК), имеющую договор с ПФ;
  • инвестиционный портфель государственной управляющей компании (ГУК) – Внешэкономбанка;
  • негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

За счет чего увеличивается накопительная пенсия

За время трудовой деятельности размер пенсионного накопления застрахованного лица может превысить сумму перечисленных средств за счет предусмотренного законодательством инвестирования. Взносы используются компаниями для финансирования экономики – помещаются в государственные облигации или акции российских предприятий и приносят его владельцам прибыль.

Как выбрать НПФ для накопительной части

При выборе одного из вариантов: УК или ГУК застрахованное лицо остается на учете в ПФ, а выбранная компания получает право распоряжаться накоплениями на фондовом рынке. Высокий процент прибыли можно получить при заключении договора с НПФ. При таком варианте вложений учет поступления взносов и доходов от инвестиций ведет управляющая компания НПФ. В пользу выбора компании могут свидетельствовать следующие факторы:

  • значительная продолжительность ее деятельности;
  • большое количество застрахованных лиц, выбравших компанию;
  • стабильные финансовые показатели;
  • положительные отзывы клиентов;
  • первые позиции в рейтинге по данным независимых агентств.

Как перевести накопительную часть пенсии

Застрахованному лицу предоставлена возможность перехода из одного фонда в другой. При решении перевестись в НПФ или УК необходимо посетить офис выбранной компании с паспортом и карточкой СНИЛС, заключить договор, а после написать в ПФ заявление о переводе накопительных средств. В случае перехода в ГУК нужно предоставить заявления в ПФ. Решение о переводе принимается в следующем году до 31 марта.

Застрахованные лица могут пользоваться возможностью перехода ежегодно. Без потерь затребовать перевод средств можно раз в пять лет. Управляющие компании оставляют за собой право не выплачивать доход, если такое правило нарушено. В случае, когда деньги переводятся в убыточном для компании периоде, можно получить накопления в размере меньше номинала.

Как использовать накопительную часть пенсии

Согласно законодательству застрахованному лицу предоставляются три варианта использования взносов:

  1. Отказаться от накопительных взносов для увеличения страховых отчислений. При таком способе увеличится сумма пенсионных баллов. Только в случае наличия обязательного трудового стажа при достижении пенсионного возраста можно надеяться на повышение общего размера страхового начисления.
  2. Формировать накопления, использовать их для инвестирования через НПФ – так государство предоставляет возможность застрахованным лицам получить прибыль не с помощью собственных свободных средств, а от обязательных взносов. Иногда доходность от таких инвестиций превышает процентные ставки по банковским депозитам.
  3. Инвестировать средства с участием ГУК или УК. При наличии недоверия к негосударственным структурам существует возможность воспользоваться услугами компаний, деятельность которых строго контролируется государством. Доходность по такому размещению ниже, чем при инвестировании через НПФ. Часто процент прибыли по таким вложениям равняется уровню инфляции.

Действует Редакция от 11.03.2002

ПИСЬМО ПФ РФ от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).

Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 14,0 процентов 0,0 процента 12,0 процентов 2,0 процента
14 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 12 000 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
29 800 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 25 600 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 41 650 рублей 0,0 процента 35 770 рублей 5 880 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин с 1956 по 1967 год рождения
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 10,3 процента 0,0 процента 8,3 процента 2,0 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 10 300 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 8 300 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 26 100 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 21 900 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 37 950 рублей 0,0 процента 32 070 рублей 5 880 рублей

Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 11,0 процентов 3,0 процента 10,0 процентов 4,0 процента 9,0 процентов 5,0 процентов 8,0 процентов 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 32 720 рублей 8 930 рублей 29 740 рублей 11 910 рублей 26 780 рублей 14 870 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года