Кто разработал план 4 пятилетки. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства. Политика розничных цен

История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый Коллектив авторов

4. ИТОГИ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

4. ИТОГИ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

Героическим трудом советского народа под руководством Коммунистической партии за годы четвертой пятилетки была воплощена в жизнь грандиозная программа восстановления и дальнейшего развития страны. В ходе послевоенного возрождения народного хозяйства всесторонне учитывались потребности и возможности каждой республики. На развитие экономики пострадавших районов в годы четвертой пятилетки приходилось более 46 % всех капиталовложений.

Объединив усилия трудящихся всей страны, Коммунистическая партия обеспечила успешное воплощение в жизнь «Закона о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.». Советские люди продемонстрировали массовый трудовой героизм, мирились с временными лишениями, чтобы быстрее залечить тяжелые раны войны. Успешное выполнение заданий четвертой пятилетки в промышленности и на транспорте проходило под знаком широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии. За эти годы была в основном осуществлена механизация трудоемких процессов в черной металлургии, угольной промышленности, за счет создания и внедрения новых машин и механизмов достигнуто повышение производительности труда.

Общие итоги возрождения промышленности . За годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено новых 6200 крупных предприятий. Большие успехи были достигнуты в области техники и технологии производства, возросли энерговооруженность и производительность труда по сравнению с 1940 г. соответственно на 40 и 37 %. Знаменательно, что к концу пятилетки за счет повышения производительности труда было получено 69 % прироста всей промышленной продукции. Весьма существенные сдвиги произошли за эти годы в территориальном размещении промышленности. В экономике страны заметно возрос удельный вес восточных районов. Быстрыми темпами здесь развивались топливно - сырьевая, металлургическая и энергетическая базы. Форсированными темпами осваивалось производство новых видов продукции.

За пять лет в Украинской ССР выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза. Предприятия республики стали производить большое количество новых видов продукции: угольные комбайны, тяжелые врубовые машины, автомобили, свеклоуборочные комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы, новые виды металлургического и энергетического оборудования.

При помощи трудящихся всей страны на Украине большие успехи были достигнуты в развитии тяжелой индустрии. К концу пятилетки производство промышленной продукции освобожденных районов страны составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В 1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали, 38,4 % металлургического оборудования, 71,6 % сахара - песка и др. В этом же году в республике впервые было выпущено свыше 18 тыс. грузовых автомобилей, организовано производство шагающих экскаваторов. К концу пятилетки Украина производила больше, чем до войны, проката черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений.

Крупнейшая из восстановленных шахт Донбасса «Новогундоровская» № 2 с полностью механизированными процессами угледобычи, 1950 г.

В послевоенные годы политика партии и Советского правительства была направлена не просто на восстановление довоенного уровня, но и на достижение качественных сдвигов в развитии производства средств производства. Восстановление тяжелой индустрии сопровождалось дальнейшей реконструкцией и модернизацией основных производственных фондов. Возрождение ведущих отраслей промышленности Украинской ССР послужило прочной основой развития всего народного хозяйства, в том числе строительства, транспорта, легкой промышленности и сельского хозяйства.

Основная задача четвертого пятилетнего плана по промышленности, состоявшая в том, чтобы восстановить довоенный уровень и затем значительно превзойти его, была успешно решена.

Были не только возвращены в строй отдельные фабрики и заводы, а полностью возродились целые промышленные центры страны. Восстановительные работы велись таким образом, чтобы придать новый, современный облик прежним заводам и шахтам. На заводы и фабрики Украины за годы четвертой пятилетки поступили тысячи единиц нового оборудования, машины и аппараты высокой производительности. Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого добились энергетики (1946) и шахтеры (1947), в 1948 г. было превышено довоенное производство стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, цемента и др.

Довоенный уровень в различных отраслях промышленности был достигнут в разное время. Это зависело от разрушений, которые претерпели в годы войны отдельные отрасли, достижений в развитии техники и технологии, обеспеченности кадрами, структурных изменений в тяжелой промышленности. В 1950 г. выпуск валовой продукции страны превысил уровень 1940 г. на 73 % вместо намеченных 48 %. За это время производительность труда в промышленности увеличилась на 45 и в строительстве - на 37 % (в расчете на одного работающего). В годы четвертой пятилетки были заложены основы для дальнейшего развития экономики на новом техническом уровне.

Итоги восстановления топливно - энергетической базы и металлургии. Трудящиеся Украины с братской помощью всех народов страны в невиданно короткое время восстановили энергетическое хозяйство республики.

Еще в начале пятилетки энергетика достигла довоенного уровня. В 1950 г. производство электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд. кВт - час по сравнению с 48,3 млрд. кВт - час в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза. К концу пятилетки мощность всех электростанций Советской Украины была не только восстановлена, но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт. Годовое производство электроэнергии в республике возросло на 2,8 млн. кВт - час и составляло 14,7 млрд. кВт - час.

Уже в первом году пятилетки коллектив Харьковского турбогенераторного завода изготовил уникальную турбину мощностью 100 тыс. кВт для Зуевской электростанции. На Криворожской ГРЭС в апреле 1946 г. прошла испытание первая восстановленная турбина мощностью 10 тыс. кВт. Во Львове был введен в строй новый турбогенератор мощностью 12 тыс. кВт. К осени 1946 г. закончились восстановительные работы на Харьковской ГЭС № 2. Коллектив Ленинградского металлического завода к этому времени изготовил первую из шести мощных гидравлических турбин свыше 100 тыс. кВт для Днепровской ГЭС им. В. И. Ленина. В марте 1947 г. был сдан в эксплуатацию первый агрегат восстановленного Днепрогэса, а к концу пятилетки его мощность составила 650,6 тыс. кВт, т. е. увеличилась на 90 тыс. кВт по сравнению с довоенным уровнем. За годы пятилетки были полностью восстановлены Штеровская, Кураховская, Зуевская, Северодонецкая, Криворожская и другие районные тепловые электростанции, а также все коммунальные и большинство промышленных электростанций. Вступили в строй новые ГРЭС в Херсоне, Полтаве, Бердичеве, Кременчуге, Кировограде, Мелитополе и других промышленных центрах. Началось строительство новой электростанции в Донбассе - Мироновской ГРЭС.

Значительные успехи были достигнуты в восстановлении и развитии электроэнергетики Донбасса. Намеченный планом на 1950 г. уровень производства электроэнергии здесь был достигнут уже в 1949 г. Донецкий район снова воссоединился с Днепровским энергорайоном. Широким фронтом в Донбассе велось строительство тепловых электростанций местного значения.

В годы четвертой пятилетки в СССР впервые в мире началось строительство атомной промышленной электростанции мощностью 5 тыс. кВт.

Высокими темпами восстанавливалась и прокладывалась электросеть. К концу пятилетки ее протяженность с напряжением 35 кВт и выше составила 4,6 тыс. км, или на 13 % больше, чем в 1940 г. Широко внедрялась механизация и автоматизация, новые более производительные установки высокого напряжения.

Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли постоянное внимание вопросам развития угольной промышленности Донбасса. Большинство основных шахт этого района вступили в строй и давали топливо к концу пятилетки. Одновременно начинали функционировать десятки новых угледобывающих предприятий.

В угольной промышленности страны, в том числе и Украины, происходили глубокие качественные изменения в технике добычи. Впервые стали широко применяться системы машин и механизмов, развертывалось коренное техническое перевооружение всего горного дела.

Успехи в восстановлении и развитии отечественного машиностроения открывали большие возможности для усиления технического оснащения шахт. Создание в 1948 г. угольного комбайна позволило приступить к механизации навалки угля на транспортер и решить проблему этой основной и трудоемкой операции, ранее выполнявшейся вручную. На шахтах Донбасса появились многочисленные угле- и породопогрузочные машины, скребковые конвейеры, проходческие комбайны, возросло количество электровозов.

Если к осени 1947 г. горняки Донбасса дали стране свыше двух третей довоенной добычи угля, то в четвертом квартале 1949 г. - уже больше, чем в 1940 г. Возрождение угольной промышленности Донбасса было завершено, что явилось большой победой советского народа.

Успешно развивалась нефтяная и газовая промышленность страны. В результате широкого развертывания разведочного бурения, применения новой техники, в частности, советских турбобуров, были открыты многочисленные нефтяные месторождения. На территории Украинской ССР проводились большие геологоразведочные работы по открытию месторождений природного газа. В строй действующих вступил газопровод Дашава - Киев.

Большие успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии республики. За 1946–1950 гг. на Украине начали функционировать 22 доменных и 46 прокатных станов, 43 мартеновские печи. Самоотверженным трудом строителей, металлургов, с помощью всего советского народа были восстановлены и в значительной степени реконструированы основные металлургические гиганты Донбасса и Приднепровья - «Запорожсталь», «Азовсталь», макеевский им. С. М. Кирова, краматорский, енакиевский заводы. Успешно шло возрождение железорудной базы - Криворожского бассейна. К началу 1948 г. здесь были введены в строй все 60 шахт, действовавших до войны. Полное восстановление металлургических заводов Украины закончилось в 1951 г. Всего же за годы восстановления (учитывая и 1943–1945 гг.) на Украине были введены в эксплуатацию 36 доменных и 80 мартеновских печей, 78 прокатных станов. Хотя общее число работающих агрегатов еще не достигло довоенного, средняя мощность технически усовершенствованных доменных, мартеновских и коксовых печей, прокатных и трубопрокатных станов к концу четвертой пятилетки стала выше, чем в 1940 г. К концу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства чугуна на «Азовстали», «Запорожстали», на Макеевском металлургическом заводе им. С. М. Кирова, выплавки стали на Енакиевском металлургическом заводе, «Азовстали» и др. В 1950 г. республика дала стране свыше 9,1 млн. т чугуна, 8,3 млн. т стали, 6,9 млн. т проката, 21 млн. т железной руды, 15 млн. т кокса, свыше 78 млн. т угля. Она производила больше, чем до войны, проката, черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений, почти столько же, как до войны, стали, чугуна, угля.

Восстановление и развитие машиностроения, транспорта и легкой промышленности . Машиностроители Советской Украины в годы четвертой пятилетки налаживали выпуск новых машин и агрегатов, призванных обеспечить механизацию труда во многих отраслях народного хозяйства, повысить производительность труда.

В 1950 г. общий объем продукции машиностроения УССР по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования - в 2,7, электромоторов нормальных - в 2,5, электромоторов взрывобезопасных - в 3,3, плугов тракторных - в 3, культиваторов тракторных - в 5,7, молотилок сложных - в 5,1, вагонов товарных - в 2,1, экскаваторов - в 9,3, велосипедов - в 4,4 раза.

Уже в первом году четвертой пятилетки на харьковском машиностроительном заводе «Свет шахтера» была изготовлена углепогрузочная машина. На шахтах «Дельта-3» треста «Ворошиловуголь» успешно прошли испытания установки «угольный струг» для механизации очистных работ на пологопадающих пластах. В сентябре 1946 г. из цехов строящегося завода «Львовсельмаш» вышли первые образцы готовой продукции, а в октябре месячный план был досрочно выполнен на 113 %. Сверх задания было выпущено 100 машин.

Машиностроители Украины изготовляли оборудование и для арктических экспедиций, для горнорудной промышленности и судостроительных верфей Крайнего Севера. Значительных успехов в этом достигли коллективы харьковских электромеханического завода, «Свет шахтера» и др. Коллектив Новокраматорского машиностроительного завода в 1950 г. создал оборудование непрерывного тонколистового стана «1450» для Магнитогорского металлургического комбината, в том числе уникального горизонтального пресса для обжима слябов весом 464 т. Завод поставил также 97 экскаваторов и драглайнов для строителей Волго - Донского канала, тысячи сложных турбинных деталей, подъемных механизмов и другое оборудование. Для автомобильной и тракторной промышленности страны новокраматорцы создавали горизонтально - ковочные машины, различные краны. Одесский завод радиальных станков в 1950 г. освоил выпуск вертикально - алмазно - расточного стана для шлифовки блоков цилиндров, а Одесский завод тяжелого краностроения им. Январского восстания приступил к серийному выпуску 10–тонного железнодорожного самоходного крана и освоил выпуск 25–тонного крана. Коллектив Одесского станкостроительного завода им. С. М. Кирова наладил выпуск координатно - расточных станков высокой точности.

Большой вклад в создание новых, более совершенных орудий труда внесли машиностроители харьковских тракторного завода им. Серго Орджоникидзе, «Свет шахтера», электромеханического завода (ХЭМЗ), «Серп и молот», «Красный Октябрь» и др. Коллектив ХТЗ, не снижая темпов выпуска продукции, освоил новый дизельный трактор ДТ-54, наладил массовый выпуск садово - огородных тракторов ХТЗ-7. Рабочие завода «Серп и молот» освоили выпуск комбайновых моторов. На предприятии «Свет шахтера» был освоен выпуск высокопроизводительных транспортеров, а на заводе «Красный Октябрь» - мощных прессов. Коллектив ХЭМЗа изготовлял электродвигатели новейших типов, взрывобезопасные моторы для химической и горной промышленности, а также уникальные машинные агрегаты для шагающего десятикубового экскаватора.

Несмотря на то что стране практически заново пришлось восстанавливать такие гиганты сельскохозяйственного машиностроения, как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, «Ростсельмаш», Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции, запорожский комбайновый завод «Коммунар» и др., сельское хозяйство с каждым годом получало все больше сельхозмашин. В феврале 1948 г. с конвейера ХТЗ сошел послевоенный десятитысячный трактор. В этом же году коллектив предприятия выпустил больше машин, чем, в 1940 г. Превзошел довоенный уровень производства в 1949 г. коллектив киевского завода «Большевик».

За годы четвертой пятилетки работники машиностроительной промышленности поставили сельскому хозяйству страны 536 тыс. тракторов (в перечислении на 15–сильные) и 93 тыс. зерновых комбайнов. Если до начала войны в стране работали три тракторных завода, то в 1950 г. их стало уже семь. С каждым годом росла энергонасыщенность отечественных тракторов, улучшались их эксплуатационные характеристики.

Харьковский завод транспортного машиностроения (в 1957 г. ему присвоено имя В. А. Малышева) в 1946 г. начал серийный выпуск рудниковых электровозов, в 1947 г. освоил выпуск мощных магистральных тепловозов ТЭ-1, с 1950 г. - ТЭ-2. Коллектив харьковского машиностроительного завода «Свет шахтера» достиг по объему производства довоенного уровня и изготовлял скребковые конвейеры и средства шахтного освещения. В этом же году довоенного уровня производства достиг Харьковский электромеханический завод. Харьковский завод малых агрегатных станков в 1946 г. начал выпуск агрегатных станков А-1. В 1946 г. был введен в строй Харьковский завод по производству тепловозного оборудования (ныне «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина). В 1947 г. здесь был изготовлен первый электродвигатель для тепловоза ТЭ-1.

Одновременно с реконструкцией и восстановлением старых машиностроительных заводов в республике велось строительство новых. Стал в строй Запорожский трансформаторный, начали выпускать продукцию такие новые заводы, как Киевский мотоциклетный, Харьковский подшипниковый, Львовский и Винницкий инструментальные. В эти годы были сделаны первые шаги в авиа- и автомобилестроении. Серийное производство самолетов АН-2 освоил коллектив Киевского авиационного завода. Было начато строительство Львовского автосборочного завода, превращенного в 1951 г. в автобусный. В республике началось производство дорожных машин, значительно возросло изготовление оборудования и приборов автоматики и телемеханики, сложной измерительной техники и радиоаппаратуры. Коллектив Лутугинского завода Ворошиловградской области освоил новую технологию производства высокостойких валков для прокатных станов. На Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции была внедрена новая технология выплавки стали, изготовления бронзовых деталей и деталей из биметалла на чугунной основе. Коллектив Рубежанского химкомбината освоил производство новых стойких видов кубовых красителей.

К 1950 г. восстановление разрушенной в ходе войны химической промышленности Украины в основном было завершено. Объем ее валовой продукции составил 97 % уровня 1940 г. Выпуск минеральных удобрений превысил довоенный уровень в 1,5 раза, химических волокон - в 1,8, лаков и красок - в 2, резиновой обуви - почти в 3 раза.

За 1946–1950 гг. были восстановлены и реконструированы железнодорожные пути значительной протяженности, большое количество мостов, вокзалов, что позволило к началу 1948 г. возобновить движение поездов на 15 тыс. км железных дорог, связывавших Приднепровье и Донбасс с Москвой и Ленинградом, со многими другими промышленными центрами страны. Работники железнодорожного транспорта досрочно выполнили пятилетку. Они почти вдвое повысили производительность труда и перевезли сверх плана миллионы тонн грузов.

Значительные изменения произошли в развитии морского и речного, автомобильного и коммунального транспорта. В последнем году пятилетки грузооборот на речном, автомобильном и воздушном транспорте превысил довоенный уровень.

В годы четвертой пятилетки много было сделано для восстановления легкой промышленности Украины. С помощью братских республик создавались новые предприятия легкой и местной промышленности. Развитие легкой промышленности в эти годы осуществлялось высокими темпами. Среднегодовой прирост производства обуви в 1946–1950 гг. составлял более 50 %, а хлопчатобумажных тканей - свыше 58 %. В 1950 г. валовая продукция легкой промышленности достигла 79 % уровня 1940 г., а уровень производства местной промышленности республики достиг довоенного, по некоторым показателям даже превзойдя его. Производство хлопчатобумажных тканей по сравнению с довоенным увеличилось в 1,5 раза. Все это положительно сказалось на повышении материального уровня жизни трудящихся.

В годы четвертой пятилетки социалистическая система хозяйства снова продемонстрировала перед всем миром большие возможности. Советский народ под руководством Коммунистической партии без помощи извне нашел силы и средства для одновременного обеспечения высоких темпов восстановительных работ и дальнейшего развития производительных сил страны. Был достигнут значительный подъем всех отраслей народного хозяйства, обеспечено дальнейшее укрепление экономической и оборонной мощи социалистического государства. Рабочий класс, трудящиеся Украинской ССР при помощи братских республик добились больших успехов в восстановлении промышленности, транспорта. За 1946–1950 гг. индустрия республики была не только восстановлена, но и сделала значительный шаг вперед в своем развитии. Пятилетний план страны по общему объему промышленной продукции был выполнен досрочно - за 4 года и 3 месяца. В этот период были достигнуты существенные результаты в развитии транспорта, капитального строительства.

Произошли структурные изменения в промышленности Украины. Получили развитие новые отрасли. Успешное восстановление народного хозяйства явилось ярким свидетельством преимущества плановой социалистической экономики, залогом новых свершений советского народа в развитии народного хозяйства, укрепления оборонного могущества нашей Родины.

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли

Из книги Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.) автора Коллектив авторов

4. Итоги восстановления промышленности республик Сравнивая итоги восстановления крупной промышленности республик, можно заметить существенные различия в достигнутом уровне производства каждой из них. Довоенный уровень промышленного производства в большей степени

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

2. Основные задачи и итоги выполнения плана первой пятилетки Одобряя первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР в его оптимальном варианте, XVI конференция ВКП(б) (апрель 1929 г.) подчеркнула, что этот план обеспечивает:«а) максимальное развитие производства

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник материалов автора Горшенин Константин Петрович

РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДОВ И СЕЛ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ИЗ НОТЫ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ТОВ. В.М. МОЛОТОВА ОТ 6 ЯНВАРЯ 1942 г.[Документ СССР-51/2]...В захваченном недавно недалеко от города Верховья Орловской области приказе по 512 немецкому пехотному полку,

Из книги Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР (1933-1937 гг.) автора Коллектив авторов

2. Основные итоги второй пятилетки. Завершение построения материально-технической базы социализма В ходе выполнения плана второй пятилетки реализовался принцип сочетания перспективного и текущего планирования народного хозяйства. Годовые планы, составляемые в

Из книги Власть и оппозиции автора Роговин Вадим Захарович

XLVII Итоги первой пятилетки Ещё в 1931 году Троцкий предупреждал, что «при неправильном планировании и, что ещё важнее, при неправильном регулировании плана в процессе его выполнения, кризис может развернуться под самый конец пятилетки и создать непреодолимые затруднения

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

3. БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА Мероприятия партии и правительства по восстановлению экономики республики. Братская помощь народов СССР. Важнейшей задачей Коммунистической партии в период успешных наступательных боев была организация

автора Коллектив авторов

1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА Развитие плана социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина. В. И. Ленин уделял огромное внимание разработке теоретических проблем социалистического строительства. 23 декабря 1922 г. - 2 марта 1923 г., уже будучи

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НА ТРАНСПОРТЕ Успехи в развитии промышленности и транспорта. Благодаря самоотверженному труду советского народа во главе с Коммунистической партией, направляющей и организующей творческую активность

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЯТИЛЕТКИ Завершение коллективизации сельского хозяйства. В конце первой пятилетки вне колхозов оставалось около трети крестьянских хозяйств республики. В отдельных областях, в частности, в Винницкой, единоличники составляли 41 %, в Черниговской -

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УССР В ГОДЫ ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ ХVIII съезд ВКП(б) об основных задачах третьего пятилетнего плана в области промышленности. Победа социализма создала условия для вступления СССР в новый исторический период - период завершения социалистического

автора Коллектив авторов

Глава ІІ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Приступая к возрождению разрушенного войной народного хозяйства, партия и правительство исходили из того, что ключ к восстановлению и дальнейшему развитию экономики

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Важнейшая роль в развитии социалистического общества в послевоенный период принадлежала Советам депутатов трудящихся, составляющим политическую основу СССР. В. И. Ленин указывал, что Советы осуществляют «связь

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.

Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.

Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.

Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Выделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.

Перевод экономики в годы войны на военные рельсы привел к диспропорциям в развитии отдельных отраслей промышленности, которые надо было преодолеть. Предстояло восстановить разрушенные производственные связи не только между отдельными предприятиями, но и промышленными центрами страны, перераспределить, сообразуясь с задачами мирного времени, материальные, финансовые и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства, значительно повысить в общем объеме промышленного производства удельный вес гражданской промышленной продукции.

Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе «Азовсталь» и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.

Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. Это привело к сокращению посевных площадей на 36 млн. га и снижению валового сбора зерна с 762 до 333 млн. ц. В целом объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой войны и Гражданской войны.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет. В этот год колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.

Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12,9 млрд. руб., или 11,9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес - 21,6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115,5 млрд. руб.

Кроме централизованной помощи сельскому хозяйству со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Однако средств для сельского хозяйства не хватало. Недостаточное ресурсное обеспечение сельского хозяйства особенно проявилось в засуху 1946 г. Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем, чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.

Опыт многих поколений земледельцев, научные разработки доказывали, что одним из методов борьбы с засухой является лесоразведение в степных районах. Полезащитные лесные полосы охраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух, создают благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят «План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Особое внимание в нем уделялось лесоразведению. В течение 1950-1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях в основном в РСФСР, УССР восьми крупных государственных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. га.

Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях.

Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для сельскохозяйственного производства дали положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га: Камышин - Волгоград, Воронеж - Ростов-на-Дону, Пенза - Каменск, Белгород - Дон, Чапаевск - Владимировка и др. Их протяженность составляла более 6 тыс. км.

Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.

Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. возрос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.


Навязанная после Великой Октябрьской социалистической революции буржуазией народу Гражданская война при активной поддержке интервентов Англии, Автро-Венгрии, Германии, Греции, Италии, Польши, Румынии, США, Турции, Финляндии, Японии довела страну до полной хозяйственной разрухи. Но уже в 1926 году, при полной экономической блокаде Запада, промышленное производство достигло уровня 1913 года – периода «наивысшего развития» царской России . При этом производство электроэнергии превзошло тот уровень на 80, продукции машиностроения – на 33, продукции черной металлургии - на 13 процентов. После денежной рефомы 1922-1924 гг. курс рубля стал высоким и устойчивым. XV cъезд ВКП(б) в декабре 1927 года утвердил Директивы по составлению Первого пятилетнего плана. Из выступления И.В.Сталина в ноябре 1928 года: «Необходимо догнать и перегнать развитые капиталистические страны. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут» .

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА (1929-1932 гг.). Объем валовой продукции промышленности за 4 года вырос ВДВОЕ. В том числе: электроэнергии, серной кислоты – в 2,7 раза, угля и нефти - в 1,8 раза, стали – в 1,4 раза, цемента – в 2, металлорежущих станков – в 10, тракторов, автомобилей – в 30 раз. Из выступления И.В.Сталина: «…мы сделали больше, чем мы сами ожидали… заново созданы тракторная, автомобильная, авиационная промышленность, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, заново создана новая угольно-металлургическая база на Востоке…» В Иванове построены, оснащены и пущены: крупнейший в Европе Меланжевый комбинат, прядильные фабрики «Красная Талка» и им.Дзержинского, завод торфяных машин, в Нижнем Новгороде – автомобильный, в Харькове и Сталинграде – тракторные заводы, Уралмаш... Поезда пошли по Турксибу в Среднюю Азию. К концу 1930 года в стране не стало безработицы. С началом коллективизации на село пришла техника. В стране практически не осталось безграмотных. Из выступления И.В.Сталина 4 февраля 1931 года: «Мы отстали от передовых стрнан на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА (1933-1937 гг.). За пятилетие национальный доход вырос в 2,1 раза, продукция промышленности – в 2,1 раза, сельского хозяйства – в 1,3 раза. Построен Урало-Кузбасс – вторая в стране угольно-металлургическая база. В 1935 году в Москве введены в эксплуатацию линии метро. В стране широко развернулось стахановское движение "За ударный труд". В 1937 году дал первый ток ДнепроГЭС, завершено строительство судоходного канала Москва-Волга, экспедиция Папанина высадилась на Северном полюсе и развернула первую полярную станцию СП-1, экипаж самолета АНТ-25 В.Чкалов, Г.Байдуков, А.Беляков совершил беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс. К концу пятилетки 97 из каждых ста крестьянских дворов состояли в колхозах. 12 декабря 1937 года в стране впервые прошли прямые и тайные выборы в Союзный парламент – Верховный Совет СССР.


ТРЕТЬЯ ПЯТИЛЕТКА (1938-1941 гг.). За первые три года третьей пятилетки производство промышленной продукции выросло на 45, машиностроения – на 70 процентов. Перед лицом агрессивной политики фашистской Германии особое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны, освоению и массовому производству новых видов военной техники и вооружения. К 1939 году СССР имел вузов и студентов больше, чем все страны Европы вместе взятые. Пятилетка была прервана вероломным гитлеровским нападением 22 июня 1941 года. В начале войны удалось эвакуировать на восток 1.310 крупных промышленных предприятий, полтора миллиона вагонов грузов, 10 миллионов человек. Во время войны гитлеровцы: сожгли и разрушили 1.710 городов и поселков, 70 тыс. cел и деревень, свыше 6 млн. жилых зданий, лишив 25 млн. человек крова, 31.850 промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей и 4.100 станций, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 84 тыс. школ, училищ, техникумов и вузов, 43 тыс. библиотек, 36 тыс. почтовых учреждений и телефонных станций; уничтожили или вывезли 239 тыс. электромоторов и 175 тыс. металлорежущих станков; разорили, разграбили 98 тыс колхозов, 1.876 совхозов, 2.890 машинно-тракторных станций; угнали в Германию 71 миллион голов крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, лошадей, 110 миллионов голов домашней птицы. В кратчайшие сроки на востоке страны была развернута военная промышленность, которая дала фронту 138,5 тыс. самолетов (из них 115,6 тыс. боевых), 110,2 тыс. танков и самоходных установок, 526,2 тыс. орудий и минометов, 19,8 миллиона единиц стрелкового оружия. Созданная в войну на востоке промышленная база в послевоенное время получила дальнейшее развитие.

ЧЕТВЕРТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1946-1950 гг.). Уже в 1948 году в основном был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а к 1950 году основные производственные фонды возросли к уровню 1940 года: в промышленности – на 41, в строительстве – на 141, в транспорте и связи – на 20 процентов. На 73 процента был превзойден довоенный уровень по валовой продукции: промышленности. Сельское хозяйство по большинству показателей также вышло на довоенный уровень. К концу пятилетки вновь вступили в строй не только ДнепроГЭС, но и все электростанции Приднепровья, Донбасса, Черноземья, Северного Кавказа. Вновь заработали гиганты металлургии и машиностроения Юга. Начиная с 1947 года, вплоть до 1953 года весной проходили крупные снижения розничных цен на продукты питания и товары широкого потребления. В 1950 году СССР лишил США монополии на атомное оружие.

ПЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1951-1955 гг.). За пятилетку национальный доход вырос на 71, объем промышленной продукции – на 85, продукции сельского хозяйства – на 21 процент, объем капиталовложений (инвестиций) в отечественную экономику – почти вдвое. В 1952 году вошел в строй Волго-Донской судоходный канал. В Иванове вступили в строй первые очереди заводов автокранов, расточных станков, точных приборов.

ШЕСТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1956-1960 гг.). За пятилетие национальный доход возрос более чем в полтора раза, валовая продукция промышленности – на 64, сельского хозяйства – на 32 процента, капиталовложения более чем вдвое. Введены в строй Горьковская, Иркутская, Куйбышевская, Волгоградская ГЭС, крупнейший в Европе Камвольный комбинат в Иванове. Начато освоение целинных и залежных земель Казахстана, Зауралья и Западной Сибири. 4 октября в СССР произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Страна получила надежный ракетно-ядерный щит.

СЕДЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1961-1965 гг.). Пятилетка началась с апрельского полета Юрия Гагарина в космос и увенчалась ростом национального дохода на 60, основных производственных фондов – на 90, валовой продукции промышленности – на 84, сельского хозяйства – на 15 процентов.

ВОСЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1966-1970 гг.). За пятилетие национальный доход вырос на 42, объем валовой продукции промышленности – на 51, сельского хозяйства – на 21 процент. Введены в строй Братская, Красноярская, Саратовская ГЭС, Волжский автозавод...

ДЕВЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1971-1975 гг.). За пятилетие национальный доход вырос на 28, объем валовой продукции промышленности – на 43, сельского хозяйства – на 13 процентов. С освоением нефтяных, газовых месторождений Западной Сибири интенсивно строились предприятия нефтехимии и нефтепереработки, были проложены 22,6 тысячи километров магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, 33,7 тыс.км магистральных газопроводов и отводов от них.

ДЕСЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1976-1980 гг.). За пятилетие национальный доход вырос на 24, объем валовой продукции промышленности – на 23, сельского хозяйства – на 10 процентов. Введены Усть-Илимская ГЭС, Камский автозавод. Соответственно еще на 15 тыс. и 30 тыс. км возросла протяженность магистральных нефте- и газопроводов. В августе 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

ОДИНАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1981-1985 гг.) XXVII съезд КПСС определил важнейшей общепартийной, общегосударственной задачей на 11-ю пятилетку придать развитию страны еще больший динамизм за счет еще более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяженность магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку национальный доход и общественный валовой продукт приросли еще на 19 процентов. Реальные доходы на душу населения, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились соответственно на 11 и 25 процентов.

ДВЕНАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1986-1990 гг.). Определяя основные направления экономического и социального развития СССР на 12-ю пятилетку и на период до 2000 года XXVIII съезд КПСС поставил задачу: вдвое увеличить национальный доход, используемый на потребление и накопление, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления, выпуск промышленной продукции, в 1,6-1,8 раза увеличить реальные доходы на душу населения. И на старте пятилетки намеченный темп преобразований выдерживался. Особенно нарастали темпы жилищного строительства, что делало вполне реальной поставленную партией задачу к 2000 году в полтора раза увеличить жилой фонд страны и обеспечить каждую семью отдельной квартирой. Так продолжалось, пока Горбачев, которого донимал «реформаторский» зуд, активно подталкиваемый извне и внутренней «пятой» колонной не затеял под флагом «больше гласности, больше социализма» активную «перестройку», обернувшуюся «катастройкой».

ТАК РАЗВИВАЛСЯ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

8.172
1913 1920 1940 1945 1967 1990
Населения (млн.чел.) 174 н/д 191 170 236 290
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Электроэнергия (млрд.кВт.час) 2 1 48 н/д 589 1.728
Уголь (млн.тн) 29 8 166 49 495 703
Нефть (млн.тн) 10 4 31 19 288 570
Чугун (млн.тн) 4 0,1 15 9 58 110
Сталь (млн.тн) 4 0,2 18 12 102 154
Газ (млрд.куб.м) - - - 159 815
Автомобили (тыс.) - - 145 102 729 2.120
Тракторы (тыс.) - - 129 15 405 494
Комбайны всех видов (тыс.) - - 40 10 101 121
Цемент (млн.тн) 2 0,03 5,7 3,8 85 137
Ткани всех видов (млн.кв.м) 3.100 100 3.300 2.100 6.200 12.700
Обувь кожаная (млн.пар) 68 2,6 211 63 522 820
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Вся посевная площадь (млн.га) 105 85 н/д н/д 188 208
Зерновые (млн.тн) 51 21 96 47 136 218
Поголовье скота (млн.голов)
крупного рогатого 61 46 55 47 97 116
свиней 21 12 28 11 51 76
овец и коз 121 91 96 70 138 140
Мясо (млн.тн) н/д н/д 5 3 12 20
Молоко (млн.тн) н/д н/д 33 26 80 109
Парк (тыс.): тракторов - - 684 397 3.485 2.609
зерноуборочных комбайнов - - 182 148 553 655
грузовых машин - - 228 62 1.054 1.443
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Врачей (тыс.) 19,8 н/д 155 186 598 1.305
Больничных коек (тыс.) н/д н/д 791 н/д 2.398 3.896
Клубных учреждений (тыс.) 0,2 н/д 118 н/д 129 136
Театров 177 н/д 908 892 518 713
Музеев 213 н/д 518 н/д 1.012 2.311
Массовых библиотек н/д н/д 73.634 54.329 123.382 133.700
Научные учреждения 289 н/д 1.821 н/д 4.724

Подвиги пятилеток
А теперь вернемся на 70 лет назад, в Советский Союз 1928– 1941 годов. За те неполные 13 лет предвоенных пятилеток в стране была проведена беспримерная по своим масштабам индустриализация, в результате которой вступили в строй около 9000 новых заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов; были построены сотни новых городов, еще в 1930 г. полностью ликвидирована безработица. Страна преодолела технико-экономическую отсталость, и по структуре промышленного производства СССР вышел на уровень самых развитых стран мира. Прирост производства, например, только за досрочно выполненную (4 года и 3 месяца). Вторую пятилетку составил 73%, а среднегодовой прирост – 17,2%! (Мыслимо ли, видано такое сегодня?) По объему промышленной продукции мы вышли на второе место в мире, уступая лишь США, а по темпам индустриального роста превзошли и их показатели. Производительность труда, например, в крупной промышленности возросла за пятилетку на 82%. И главное, страна стала экономически полностью независимой. Мы научились все уметь и все стали делать сами! Удельный вес импортной продукции к 1937 году уже не превышал 0,7%.

Так претворялись в жизнь слова И. Сталина, сказанные 4 февраля 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». А через 10 лет была война. Великая и Отечественная. Но благодаря массовому трудовому героизму советских людей в предвоенные и военные годы «расстояние пробежали», «смять» себя не позволили и в войне этой победили.

Ну а после войны, за годы Четвертой пятилетки (1946– 1950 гг.), довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже к 1948 г., а к 1950 г. объем выпуска продукции машиностроения превысил уровень 1940 г. уже в 2,3 раза. На 73% был превзойден и довоенный уровень валовой продукции промышленности. В сельском хозяйстве по большинству показателей также был достигнут довоенный уровень, а начиная с 1947 г. ежегодно весной проходили крупные снижения розничных цен. Были построены новые электростанции, новое здание МГУ, и главное – в 1949 г. была создана советская атомная бомба и заложены все необходимые условия для скорого советского выхода в космос.

Сегодня все то, что тогда смогли сделать советские люди, воспринимается сказкой. Равно как и просто невозможно, немыслимо себе представить – что бы мы стали делать, коснись той страшной войне случиться сейчас. И где, и с чем бы после нее оказались. Но тогда благодаря подвигу народа и плановому ведению хозяйства пятилеток все выдержали, все вынесли и оставили потомкам вторую сверхдержаву мира.

После войны началась демобилизация Красной армии, а также репатриация наших граждан. Было отменено чрезвычайное и военное положение, упразднен ГКО. Снизилось военное производство и началось перераспределение материальных, людских и финансовых ресурсов между экономическими районами. Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР на своей сессии утвердил новый 4-й пятилетний план (1946-1950). Стратегическая задача четвертой пятилетки заключалась в том, чтобы в первую очередь восстановить районы страны, находившиеся в оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. За счет сокращения ассигнований на военные нужды сюда направлялись значительные средства, материальные и людские ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы в Казахстане, на Урале, в Сибири и др.

Восстановление разрушенных заводов и фабрик началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х годов около 25 % бюджета государства. Другой приоритетной отраслью оказалась тяжелая промышленность главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

В целом за годы 4-й пятилетки историческая задача восстановления народного хозяйства решена: Были восстановлены шахты Донбасса, "Запорожсталь", Днепрогэс и многие другие. Уровень промышленного производства в 1950 году превзошел довоенный на 73%, производство средств производства увеличилось вдвое. Основные фонды промышленности за годы пятилетки выросли в сравнении с 1940 годом на 34%, производительность труда на 37%.

В течение пяти лет было восстановлено, построено заново и введено в действие свыше 6,2 тыс. крупных предприятий. Значительно возросло по сравнению с довоенным уровнем производство важнейших видов оборудования, машин и механизмов: металлургического оборудования - в 4,7 раза; нефтяной аппаратуры - в 3; угольных комбайнов - в 6; газовых турбин - в 2,6; электрооборудования - в 3 раза и т.д. В ряде отраслей промышленности, особенно в машиностроении, существенно обновилась номенклатура выпускаемой промышленности. Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжалась электрификация производства, которая к концу пятилетки превзошла уровень 1940 года в 1,5 раза.

Рост производства основывался на следующем:

Трудовым энтузиазмом народа СССР, который сопровождался высокой трудовой активностью, борьбой за рентабельную работу, за экономию, за высокое качество;

Высокий командный потенциал управленческих кадров;

Репарациях с Германии (4,3 млрд. долларов);

Бесплатном труде заключенных ГУЛАГа (89 млн. чел.) и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев);

Перераспределении средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей;

Перекачке средств из аграрного сектора экономики в промышленный.

Сельское хозяйство после войны было очень ослаблено. В 1945 г. его валовая продукция составляла 60 % от довоенной. После засухи 1946 г. государство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в действие ряд указов, карающих за «посягательство на государственную или колхозную собственность». В 1947 г. был подтвержден обязательный минимум трудодней, за невыполнение которого грозила ссылка. В 1948 г. колхозникам рекомендуют продавать государству мелкий домашний скот (в результате было забито более 2 млн. голов скота) и повышают налоги с продаж на свободном рынке. Ухудшение положения в сельском хозяйстве побуждает правительство укрупнить колхозы и ужесточить политический контроль за ними. Это сопровождается новым и значительным сокращением индивидуальных наделов крестьян, уменьшением натуральной оплаты колхозникам. Тем не менее реформа не улучшила положение в сельском хозяйстве, которое в начале 50-х гг., с трудом поднявшись на довоенный уровень, вступило в полосу стагнации. Чтобы обеспечить продовольственное снабжение городов и армии, пришлось использовать госрезервы.

В 1947 году отменили карточную систему, тогда же провели и денежную реформу. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в 3 раза выше довоенных. Как и в годы индустриализации, проводились принудительные государственные займы у населения, но эти жесткие меры позволили оздоровить экономику.

Несмотря на крайнее напряжение госбюджета, значительная часть которого уходила на финансирование военных программ, были изысканы средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. В годы 4-й пятилетки создаются Академия художеств СССР, Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, почти на треть увеличилось число научно-исследовательских институтов. Открываются новые университеты (в Кишиневе, Ужгороде, Ашхабаде, Сталинабаде), учреждается аспирантура при вузах. В короткий срок была восстановлена введенная в начале 30-х годов система всеобщего начального образования, а с 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание советское телевидение.

Стратегическую задачу восстановления и развития народного хозяйства СССР в послевоенный период советский народ в целом выполнил, что создало предпосылки для дальнейшего развития отраслей народного хозяйства, способствовало развитию производственной базы жилищного и промышленного строительства.

В конце 40-х гг. были обложены высокими налогами и приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им было не по карману. Уехать из деревни крестьяне не могли, так как не имели паспортов. Тем не менее сельское население сокращалось - крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. сельское население сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое. Была ликвидирована последняя самостоятельность колхозов. Райкомы партии снимали и назначали председателей, диктовали что, где и когда сеять. Их главной задачей было изъять максимум сельхозпродукции.

Экономика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций.

В 5-й пятилетке (1951-1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Кроме того, в директивах по 5-му пятилетнему плану, утвержденных ХIХ съездом КПСС, подчеркивалось, что основным средством решения перспективных хозяйственных задач, важным фактором, определяющим темпы и направление развития всех отраслей народного хозяйства, является капитальное строительство. Предусматривалось осуществление огромной строительной программы по развитию всех отраслей экономики, особенно промышленности. Масштабы предстоящего капитального строительства предопределили необходимость перестройки строительного производства - его индустриализации на основе достижений научно-технического прогресса, укрепления и расширения существующих. В конце 1954 г. в Кремле состоялось Второе всесоюзное совещание строителей, которое вошло в историю как «совещание по индустриализации строительства».

1953 год был поворотным годом в истории советской деревни. Она перестала рассматриваться только как источник средств и ресурсов для промышленности. Была проведена налоговая реформа, вдвое уменьшены налоги с приусадебных участков. Теперь налог взимался только с земли, а не со скота и деревьев. В сентябре 1953 г. прошел пленум ЦК, посвященный развитию сельского хозяйства. Были значительно (в 3-6 раз) повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, в 2,5 раза снижен налог с колхозников. Была расширена самостоятельность колхозов и совхозов, они избавлялись от мелочной опеки райкомов партии.

Зерновая проблема в стране стояла крайне остро, требовались немедленные чрезвычайные решения. Возникла мысль резко увеличить производство зерна за счет введения в оборот дополнительных земель на востоке страны, Сибири, Казахстане). В стране имелся избыток трудовых ресурсов и необрабатываемые плодородные земли. В феврале - марте 1954 г. была принята программа освоения целинных земель, на освоение целины отправились свыше 500 тыс. добровольцев (главным образом, молодежь). В восточных районах было создано свыше 400 новых совхозов. Освоение целины было последним всплеском экстенсивного развития сельского хозяйства. Несмотря на ряд допущенных ошибок и просчетов, оно позволило временно решить зерновую проблему, накормить страну. Доля сбора зерна на вновь освоенных землях составляла 27 % от общесоюзного урожая.

Наметился поворот и в промышленной политике государства. Изоляция от развитых стран в период "холодной войны" привели к отставанию советской промышленности, в ряде случаев она развивалась на основе устаревших технологических решений, схем. В июне 1955 г. прошел Пленум ЦК КПСС, посвященный развитию промышленности. Была поставлена задача достижения высшего мирового уровня развития науки и техники, намечены пути ее решения.

План развития народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны, рассчитанный на 1946-1950 годы.

9 февраля 1946 года И. Сталин поставил задачу пятилетки: «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». План пятилетки был разработан под руководством А. Вознесенского, который к окончанию пятилетки был расстрелян в результате Ленинградского дела. Замысел плана предусматривал сохранение восточной промышленной базы, образовавшейся во время эвакуации 1941-1942 годов и восстановление промышленности территории, пострадавшей от войны. Таким образом, планировалось не просто восстановление, а значительное превышение довоенного экономического потенциала.

Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны был принят 18 марта1946 года Верховным советом СССР. Он предусматривал увеличение довоенного уровня промышленного производства на 48%, черной металлургии на 35%, электроэнергии - на 70%, добычи угля на 51 %, нефти — на 14 %.

Благодаря энтузиазму трудящихся, стремившихся как можно скорее преодолеть послевоенную разруху, организационному таланту послевоенного поколения руководителей, за годы четвертой пятилетки удалось полностью восстановить основные промышленные предприятия, включая Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Кировский завод в Ленинграде и др. На месте разрушенных строились по сути новые городские центры. В 1947 году было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий, соответствующих ее роли как столицы сверхдержавы. К 1954 году в столице возведены семь высотных зданий. В ходе пятилетки был осуществлен советский атомный проект.

Восстановление промышленности и городов тяжелым прессом легло на плечи деревни. Государство, как и в период ускоренной индустриализации, изымало из деревень «излишки» хлеба. В 1946 году Молдавию, юго-западную Украину и центрально-черноземную зону поразила засуха и голод 1946-1947 годов. Если в 1945 году валовой сбор зерна составлял 47,3 млн., то в 1946 г. - 39,6 млн.

14 декабря 1947 года была проведена денежная реформа. На продукты были введены единые государственные цены, которые повысились по сравнению с ценами по карточкам. В дальнейшем проводилось снижение цен на потребительские товары, и соотношение цен и зарплат стало приближаться к довоенному.

В 1949 году промышленное производство СССР превысило довоенное. По официальным данным в 1950 году производство электроэнергии составило 91 млрд квт.ч. (в 1940 году - 48,3, в 1945 - 43,3), нефти - 37,9 млн т (в 1940 году - 31,1, 1945 г. - 19,4), угля 261,1 млн т (в 1940 году - 166, в 1945 - 149,3), стали 27,3 млн т (в 1940 году - 18,3, в 1945 - 12,3), металлорежущих станков 70,6 тыс. (в 1940 году - 58,4 тыс., в 1945 - 38,4 тыс.), автомобилей - 362,9 тыс. (в 1940 году - 145,4 тыс., в 1945 - 74,6 тыс.).