Минский свято духов кафедральный собор расписание служб. Церковь на немиге. Елены прекрасный дар

ул. Кирилла и Мефодия, 3

Вид с проспекта Машерова. 1964 г. Фото Иванова Н.А.

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от к нижнему рынку ().

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.


Вид собора в начале ХХ века.

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

икона Божией Матери

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на против , где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в — Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в ).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси*.

18 июля 2014 г. в газете «Советская Белоруссия» («СБ — Беларусь сегодня») опубликована статья журналиста Виктора Корбута «Елены прекрасный дар», открывающая новые факты об иконе Божией Матери Минской. Ниже она приводится полностью с разрешения автора.

Елены прекрасный дар

Историку — если это настоящий исследователь — нужно докопаться до истины любой ценой. Но не любыми средствами, а только строго следуя букве архивного документа. Юрий Микульский — один из таких ученых. Он работает в архивах Беларуси, Польши, России и находит новые факты о прошлом. Плодом его трудов стали многие открытия. Одно из интереснейших — новые факты об иконе Божией Матери Минской, которая ныне хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе.

Энциклопедии в унисон твердят, что главная православная святыня Беларуси написана в I веке евангелистом Лукой. Потом икона находилась в Византии, Херсонесе (ныне в пределах Севастополя). Оттуда ее привез в Киев князь Владимир, креститель Руси. Во время нашествия татар реликвия пропала: захватчик сорвал с образа богатый оклад, а доску бросил в Днепр. По рекам — через Березину и Свислочь — икона приплыла в Минск (тогда Менеск). 13 августа 1500 года ее перенесли в собор, стоявший в замке (территория между проспектом Победителей и Свислочью).
Красивая легенда. Что в ней правда, а что вымысел? Разберемся.

В 1992 году икону исследовали реставраторы. Под слоем краски XVII века обнаружили более древнюю живопись — не позднее XV века.

А теперь перенесемся в XVIII столетие. Ксендз греко—католического (униатского) ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа (сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город»).

Как выяснил Юрий Микульский, Стебельский информацию черпал из архива минских базилиан и из труда немецкого иезуита XVII века Вильгельма Гумпенберга. У Гумпенберга, в свою очередь, был информатор в Литве и Белой Руси — виленский иезуит, историк Альберт Виюк—Коялович.
Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты:

— В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена».

Олена — это Елена, дочь великого князя московского Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде.

В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502—й.

Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город. Уже в то время он был широко почитаем. Микульский обнаружил в архивных источниках факты о ранее неизвестных чудесах иконы. В частности, ей приписывалась победа литовско—белорусского войска над татарами под Клецком в 1506 году.

В XVII веке реликвия была отобрана у православных греко—католиками (униатами), они распространили о ней красивую легенду и поместили в свой соборный храм — Святого Духа. Возможно, предполагает Микульский, легенда должна была перекрыть собой реальную историю, связанную с именем московской княгини, защитницы православной веры в Великом княжестве Литовском. При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью.

Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья.
В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795—м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали. Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Тогда его сотрудник Габриель Виер отреставрировал святыню, которая перешла в церковь Святой Екатерины (ныне Святых Петра и Павла) на Немиге. С 1945—го хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе (бывшем костеле Благовещения Пресвятой Девы Марии).

Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской».

Кстати

Больше подробностей необычной истории явления образа Божией Матери Минской, тайну происхождения так называемого «пояса Витовта», расшифровку настенных надписей полоцкого Спасо—Преображенского храма и другие материалы о прошлом земель Древней Руси и Великого княжества Литовского вы узнаете из сборника «Беларуская даўнiна», который вышел в Минске благодаря сотрудничеству белорусских исследователей Юрия Микульского, Олега Лицкевича, Инны Калечиц, Ростислава Борового, Игоря Марзалюка и российского ученого Александра Филюшкина.

Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII-XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса.

Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х - начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов.

Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

Капитальные ремонты, придававшие храму всё более благолепный вид, проводились также в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда настоятелем собора был протоиерей Михаил Буглаков, в 1996 и 2000 годах при настоятеле протоиерее Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция придела в честь великомученицы Варвары, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. Началось благоустройство здания, прилегающего к собору, а ещё ранее в нём был устроен магазин духовной литературы и церковной утвари «Духовное наследие». В 1991 году, накануне празднования Собора Белорусских Святых, патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время первого в истории Русской Православной Церкви патриаршего посещения Беларуси, совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами. 12 декабря 1999 года в соборе было совершено церковное прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви — священнослужителей, погибших в 1930-50-е годы за исповедание православной веры.

Источник информации: http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0090.html



Кажется, сама природа подсказала, что на месте Свято-Духова храма должна находиться святыня. В христианской традиции принято возводить церкви и монастыри на самой высокой точке той или иной местности. Минский собор как раз и стоит на холме, который возвышается над Свислочью близ впадения в неё Немиги (ныне заключённой в трубу). Это место издавна считалось особым, светлым. Когда здесь построили первый храм - доподлинно неизвестно. Первые документальные сведения касаются местного Космодемьянского православного монастыря, и датируются они концом ХVI века. В 1596 году состоялось подписание Брестской унии. Многие белорусы отказались отречься от веры предков - в том числе и насельники Космодемьянской обители. И в начале ХVII века православный монастырь насильно превратили в униатский. Насаждение католичества в Белоруссии между тем продолжилось. Минских магнатов перестал устраивать даже греко-католический монастырь - ведь он всё равно напоминал о православном прошлом города. Поэтому решили, что на смену униатской обители непременно должна явиться католическая, "польская". Как повествовали польские костельные визиты (инвентарные описи), в 1633 году на месте Космодемьянской православной обители начали строить женский монастырь католического ордена бернардинок. Средства на его возведение выделил Александр Служка, в разные годы занимавший посты воеводы минского, новогрудского и трокского.

Предположительно, здание костёла и монастырские стены воздвигли к 1642 году. Примерно тогда же с северной стороны храма появился П-образный корпус; кроме того, Служка подарил насельницам новой обители имение Гатово вместе с четырьмя прилегающими к нему деревнями. В 1654-1667 годах Русское государство и Речь Посполитая находились в состоянии войны, причём часть боевых действий развернулась на территории Белоруссии. В результате обитель бернардинок сильно повредили. По всей вероятности, на её восстановление потребовался не один год. В 1686 году две воюющие державы заключили "вечный мир", по которому Россия признавала власть поляков над Белоруссией. И уже спустя год обновлённую католическую обитель освятил виленский епископ Николай Слупский. В 1741 году обитель практически полностью уничтожил пожар, после этого её ремонтировали и перестраивали. В 1793 году Россия и Пруссия совершили Второй раздел Речи Посполитой. В состав Российской империи тогда вошли Вильна, Минск и большая часть современной территории Белоруссии. Минский монастырь бернардинок пока никто закрывать не собирался. Его положение не поколебал даже 1812 год, когда местные католики с энтузиазмом поддержали Наполеона, вторгшегося в пределы России. Бернардинский монастырь без особых потерь пережил и это тяжёлое время. Император Александр I даровал прощение местной шляхте и католическому монашеству, рукоплескавшим захватчикам. Трудно сказать, сколько бы ещё в центре Минска просуществовала католическая обитель, если бы не дальнейшие события. В 1830-1831 годах многие дворяне, жившие в Белоруссии, присоединились к польскому восстанию, из-за чего - по усмирении края с помощью регулярных войск - лишились своих имений и отправились по этапу в Сибирь. После этого правительство Николая I ужесточило свою линию в религиозном вопросе. В 1839 году произошла отмена Брестской унии, и белорусским униатам было предложено вернуться в лоно православия. Но монастырь бернардинок и на этот раз устоял. Однако в 1848-1849 годах, когда польские отряды присоединились к восставшим венграм, для подавления которых Николай I ввёл в Австрию русскую армию, терпение Петербурга иссякло.

В 1852 году католический монастырь перевели из Минска в заштатный Несвиж. Всё имущество, кроме одного колокола, бернардинки забрали с собой. Бывший монастырский костёл решено было превратить в православную церковь - это была тогда обычная практика в Западных областях Российской империи. Кардинально менять внешний вид храма не стали - он сохранил двухбашенный вид костёла. В 1860 году церковь освятили во имя святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Своим приходом новый православный храм не обзавёлся. В 1860-х годах основной его паствой являлись учащиеся духовной семинарии, размещённые в соседних монастырских корпусах (семинарию переместили сюда из Слуцка). Состояние храма некоторое время оставалось не самым лучшим - до тех пор пока в 1869 году епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) не добился выделения из казны 13 тысяч рублей для приведения церкви в порядок. Деньги пошли на ремонт храма и устройство в нём нового иконостаса. 4 января (16 января) 1870 года в прежней католической обители открыли православный мужской монастырь. Его братию составили монахи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В мае 1870 года Святейший Синод постановил впредь именовать новую обитель Свято-Духовой. А бывший костёл стал её соборным храмом. 22 октября 1870 года его освятили в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

На рубеже ХIХ-ХХ веков Свято-Духова церковь почиталась минчанами, но всё же оставалась "лишь храмом при весьма бедном монастыре". В первые десятилетия советской власти её подвергли поруганию. Возрождение наступило только в годы немецкой оккупации, по окончании которой церковь обрела высокий статус кафедрального собора. Для неё наступили новые времена. Здание Свято-Духова собора в своё время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм. Собор представляет трёхнефную базилику, являющуюся "базовой" для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролётами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром. В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них - сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в ХVII - начале ХVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому направлению свойственны "выразительная массивная пластика форм" и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчёркнуто строг, декор не отличается пышностью. При перестройке собора использовали элементы виленского барокко - стиля более лёгкого и пышного. Он стал популярным в середине ХVIII века - особенно в среде грекокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли на сугубо "католических" зодчих. По своим размерам храм очень невелик, что становится особенно хорошо заметно, если взглянуть на него с востока. Но это вовсе не недостатки, подобная "скромность" добавляет ему уютности и камерности. На алтарной апсиде помещён образ "Сошествие Святого Духа на апостолов". Особенностью Свято-Духова храма является обилие мозаик. Высоко над парадным входом помещён большой мозаичный образ "Богоматерь Оранта". Главный (западный) вход в храм украшен несколькими мозаиками, сообщающими ему необходимую торжественность. Над козырьком - мозаичная икона Святой Троицы, по сторонам - образы Архангела Гавриила и Архангела Михаила. Основное помещение собора отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм - лик Спасителя.

До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными). Пространство храма делится на три нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил. При всех признаках "польского" духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан "смотрит" образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского. Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева - чудотворная Минская икона образ Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры. К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Пётр и Павел. Южный придел, освящённый во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары. В 1968 году в южном приделе был освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части храма установили раку с мощами святой праведной Софии Слуцкой. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остаётся главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №95, 2014 г.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Главный храм Русской Православной церкви в белорусском экзархате отличается богатой и довольно запутанной хроникой.

В 1633-1642-х гг. храм возвели для нужд женского бернардинского католического монастыря. Спустя столетие оно сильно пострадало при пожаре 1741 года, после чего существенно перестроено. Сейчас с северо-восточной стороны к храму примыкает корпус в два этажа в виде буквы «П».

Согласно инвентарной описи за 1784 год, чуть в стороне от места, где стоит собор, ранее располагался православный Космодемьяновский мужской монастырь. В начале 17-го века польские власти передали его униатам.

В 1852-м году женский монастырь был упразднен из-за небольшого числа живших там монахинь, оставшиеся бернардинки переселились в Несвиж, а в 1864-м году строение конфисковали в наказание за причастность католиков к Январскому восстанию. В результате этого события собор перешел к православным.

В 1869-м году архиепископ Минский и Бобруйский Александр (Андрей Васильевич Добрынин в миру) ходатайствовал о дополнительной денежной помощи на починку собора и соседствующих с ним зданий для создания мужского православного монастыря. В итоге на эти нужды предоставили тринадцать тысяч рублей, значительная для того времени сумма. Часть денег потратили на восстановление храма и строений монастырского корпуса, а также чтобы обустроить иконостас.

Монастырь открыли в самом начале 1870-го года, его братией стали монахи, прибывшие из Свято-Троицкого монастыря в Слуцке, с собой они перевели значительную часть его достояния, в том числе свои ризницу, древнее евангелие и библиотеку.

Весной 1870-го года Синод предписал называть монастырь Свято-Духовным. В конце октября этого же года в честь Сошествия Святого Духа освятили главный престол, а через неделю был освящен правый боковой алтарь в честь св. братьев Кирилла и Мефодия.

С приходом советской власти собор закрыли. Богослужение возобновилось уже во время оккупации Белоруссии немцами. Храм подготовили к службе, и его освятил Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский.

После освобождения города власти СССР очень быстро распорядились закрыть Петропавловский собор — к тому моменту кафедральный православный храм Минска, в результате новым главным храмом Минской епархии стал Свято-Духовный собор.

В иконостасе этого храма имеются образцы иконописной школы Московской духовной академии, однако особенно важной святыней стала Минская икона Пресвятой Богородицы, которую внесли из закрытого после войны Петропавловского собора. Кроме этого в храме имеется рака, где хранятся нетленные останки святой благоверной Софии Слуцкой, княгини, покровительствовавшей монастырям православных в Великом княжестве Литовском.

Кафедральный Свято-Духов собор в Минске — центр духовной жизни Беларуси и ее столицы. В храме всего четыре придела. Южный посвящен Казанской иконе Матери Божией. Престол северного придела освящен в честь Криптовый (нижний) придел посвящен святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Престол главного придела освящен во имя Сошествия Святого Духа. Собор может считаться не только важным религиозным сооружением, но и ярким архитектурным памятником. При храме работает книжная лавка.

Расписание богослужений

В Свято-Духовом кафедральном ежедневно совершаются богослужения. В будни и по субботам служба начинается в 8.40 чтением часов. В 9.00 начало обедни. По воскресеньям, а также в дни храмовых, великих и двунадесятых праздников проходят две Божественных литургии — ранняя и поздняя. Начало служб в 7 и 10 утра соответственно. Желающим исповедаться нужно приходить за полчаса до начала литургии. Ежедневно, кроме воскресенья, в 17.00 поются акафисты. Вечерние богослужения начинаются в 18.00.

Миссионерство и благотворительность

Помимо своего основного назначения, храм выполняет функцию благотворительного и просветительского центра. Кафедральный Свято-Духов собор в Минске является базой для воскресной школы, братства Иоанна Богослова, сестричества святой Софии княгини Слуцкой и братства святых бессребреников Космы и Дамиана Римских. Братства занимаются в основном миссионерской работой и благотворительностью. Их целевая аудитория — молодежь. Сестричество объединяет православных женщин, оказывающих духовную помощь нуждающимся в ней в больницах.

В воскресной школе организовано три группы: для малышей 5-7 лет, для детей 8-11 лет и старшая молодежная группа. Также на базе школы проводятся занятия для родителей, создана библиотека, регулярно служится детская литургия для воспитанников воскресной школы, а также их мам и пап. При школе действуют кружки: хоровой и рукоделия.

Паломничество

Одна из главных целей для православных паломников в столице Беларуси — кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Минск для паломника — это 27 храмов, а центральная церковь города одна из крупнейших. Среди главных святынь собора - мощи святой Софии, княгини Слуцкой, и иконы:

  • Божией Матери Минской;
  • святой мученицы княгини Людмилы;
  • святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Главная святыня храма и одна из самых ценных святынь Беларуси — Минская икона Богоматери. Вот ее история. Среди многочисленной и святынь, привезенных из Корсуни в Киев великим князем Владимиром, был чудотворный образ Матери Божией, написанный предположительно апостолом Лукой. В 1500 году Киев был взят татарами, и один из них, содрав с иконы ризу, бросил ее в реку. Через некоторое время она пристала к берегу реки Свислочи. В 1616 году ее перенесли в Минск. С тех пор икона получила название этого города. В главном соборе белорусской столицы этот образ пребывает с 1945 года.

Святая София, княгиня Слуцкая, будучи убежденной православной христианкой, была вынуждена выйти замуж за католика — князя Януша Радзвилла. Условием, на котором юная София согласилась на брак, было воспитание в православной вере детей, рожденных от него. Брак не был счастливым, детей Бог не посылал. Княгиня утешалась лишь верой в Господа. За четыре года до ее свадьбы, в 1596 году, была объявлена церковная уния (объединение) с Римом. Усилиями святой Софии Слуцк получил от Польского короля грамоту, запрещавшую принуждать к унии православных на территории этого города. Благодаря этой грамоте им удалось сохранить свою веру непоруганной. В 1612 году в возрасте 26 лет княгиня умерла от первых родов. Ее мощи покоятся у левой стены храма.

История собора до революции

Кафедральный Свято-Духов собор в Минске находится на месте бывшего православного мужского Космо-Дамианского монастыря, построенного в начале XV века. После пожара в начале XVII века на его месте был выстроен храм бернардинок (католический позже и ставший зданием главного собора столицы Беларуси. Строительство продолжалось с 1633 по 1642 годы. В 1652 году был построен каменный монастырский комплекс. Храм переживал многократные пожары и последующие реконструкции. Бернардинский монастырь просуществовал до 1852 года. Некоторое время здание было бесхозным.

"Все возвращается на круги своя", и в 1860 году храм был возвращен Православной церкви, частично отремонтирован и освящен во имя святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. Здесь в течение нескольких лет проходили богослужения для студентов духовной семинарии. Вскоре монастырь закрылся на капитальный ремонт, который закончился в январе 1870 года. Главный престол посвятили а правый придел был освящен во имя Кирилла и Мефодия. Храм действовал до 1918 года, пока не был закрыт большевиками.

Современная история

Свято-Духов кафедральный собор города Минска успел побывать и спортзалом для пожарной команды, и архивом, и пересыльной тюрьмой для "раскулаченных" крестьян. В 1938 году произошло следующее событие, которое можно назвать чудом. Во время митинга один из ораторов заявил, что не сойдет с места, пока не вынесут постановления снести храм. С митинга его уже увозили с переломами обеих ног. Оратор споткнулся, спускаясь с трибуны. Церковь была спасена от сноса, так как власти побоялись ее трогать. В 1942 году храм снова открылся. Во время войны священники собора оказывали помощь людям, находящимся в больницах, инвалидам и детям-сиротам, помогли вновь открывать храмы. В 1945 году в собор была перенесена Северный придел, освященный во имя великомученицы Варвары, был устроен в 1953 году. Через 15 лет появился и южный придел в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Кафедральный Свято-Духов собор в Минске стал главным храмом города в 1961 году.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа является главным храмом белорусского экзархата РПЦ. Это одна из главных духовных святынь Минска, которая ежегодно посещается тысячами верующих.

Собор Св. Духа, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Здание было построено в первой пол. XVII в. как храм католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году монастырь был упразднён, передан православной церкви и освящён в память Святых Кирила и Мефодия. В прилегающем двухэтажном корпусе был открыт Свято-Духов монастырь, который просуществовал вплоть до 1922 г.
С 1961 г. Свято-Духов храм стал именоваться собором.

Кафедральный собор на Немиге, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Самой ценной реликвией Свято-Духова кафедрального собора является чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Икона Божией Матери (фото: с сайта wikipedia.org)

Здесь также хранятся мощи внучки Анастасии Слуцой – Софии Слуцкой, и частицы мощей Святой Великомученицы Варвары.

  • В здании собора в разное время располагались: спортивный зал для пожарной команды, архив, пересыльная тюрьма.
  • В 1991 г.

    Минский Свято-Духов кафедральный собор

    патриарх Алексий II совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами.

  • По преданию Минская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. До XV в. она хранилась в Киеве пока во время татарского нашествия на этот город она не была брошена в реку Днепр. Спустя некоторое время она была найдена жителями города Минска на реке Свислочь против замка.

Время работы и расписание служб

Будние дни: 9.00 (Божественная Литургия), 18.00 (Вечернее Богослужение)
Праздничные дни: 7.00 (Ранняя Божественная Литургия), 10.00 (Поздняя Божественная Литургия), 18.00 (Накануне Всенощное Бдение)

Как добраться

Свято-Духов кафедральный собор находится по адресу ул. Кирила и Мефодия, 3
Доехать можно на метро, выход на станции Немига

Время в Минске

Более 900 лет назад на месте слияния рек Свислочи и Немиги возник город Минск (или Менск в старом написании). Происхождение названия города чаще всего связывают со словом "мена" и находившемся в древние времена на месте города меновом пункте — торговом рынке. Но существует и другая версия: по мнению некоторых историков, древний Минск возник на берегу ныне почти высохшей реки Менки, а во второй половине XI века был перенесён на 16 километров на восток, на нынешнее место. Окончательно этот вопрос не выяснен.

Первое летописное упоминание о Минске как о городе Полоцкого княжества относится к 1067 году в связи с жестокой битвой на реке Немиге между князем Всеславом Полоцким и сыновьями князя Ярослава — Изяславом, Всеволодом и Святославом. В результате этой битвы и последующих междоусобных войн удельных князей Минск много раз разрушался и сгорал дотла, но каждый раз вставал из развалин. В начале XII века город стал центром удельного княжества и на протяжении XIII века он не раз переходил от одного князя к другому. Ослабленное в результате междоусобиц Минское княжество в конце XIII века попало под влияние литовских князей, а в первой четверти XIV века вошло в состав Великого княжества Литовского, которое затем 1569 году объединилось с польским королевством в федеративное государство — Речь Посполитую. В 1793 году центральная часть Белоруссии вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было образовано Минское местничество, через три года преобразованное в губернию.

Древний Минск строился как мощная крепость, расположенная на естественном острове в месте слияния двух рек, на южных границах Полоцкого княжества. Укрепления Минского замка с успехом выдерживали многочисленные осады, долгое время он был резиденцией князей, а позднее — великокняжеских и королевских наместников. С конца XVII века его укрепления постепенно разрушались, хотя их остатки (Замковая гора) существовали еще в 50-е годы XX века. Начиная с XI века в Минске шло строительство церквей и монастырей. Они были деревянные, как и все строения в Минске вплоть до XVI века, когда стали появляться первые каменные здания.

После большого пожара в 1547 году, уничтожившего замок и почти всю деревянную застройку, началась перепланировка сердца Минска — Верхнего города (сейчас – район площади Свободы и улицы Немига). В центре была образована большая прямоугольная площадь, куда сходились главные улицы. Вокруг нее сосредоточились важнейшие общественные и культовые здания – ратуша, гостиный двор, здания униатского, доминиканского и бернардинских мужского и женского монастырей, а также дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников.

В 1611-13 годах на Немигской улице строится церковь Святых Петра и Павла при мужском Петропавловском монастыре. Почти на два века монастырь становится оплотом православия в городе, а церковь имеет статус кафедрального собора.

Справа от собора находится костел Святого Иосифа, основанный в 1624 году при монастыре бернардинцев. Костелу, как ни одному другому зданию, на протяжении всей его истории особенно не везло с пожарами — первоначально построенный из дерева, он сгорел 1644 году, а потом отстраивался уже из камня после пожаров в 1656, 1740, 1809, 1835 годах. Весь монастырский комплекс включал костел, жилые дома, трапезную, школу, госпиталь, пивоварню, многие хозяйственные постройки. В 1864 году монастырь был упразднен, а в 1868 году костел забрали под церковь Кирилла и Мефодия. С 1872 года костел использовался как архив. Сейчас там находится архив научно-технической документации и Архив-музей литературы и искусства Беларуси.

Одновременно с Верхним городом на левом берегу Свислочи рос пригород Минска — Троицкое предместье. Его название произошло от Троицкого костела, находившегося в XVI веке на Троицкой горе, там, где сейчас расположен театр оперы и балета. На Троицкой горе выделялось также здание духовной семинарии в стиле классицизма (в наши дни в нем размещается суворовское училище).

Костел Пресвятой Троицы (Троицкий Золотогорский костел Святого Роха) строился в 1861-64 годах на бывшем католическом кладбище Золотая Горка. Первый Троицкий костел был построен еще королем Ягайло — из дерева, однако он сгорел в 1409 году.

Основными достопримечательностями костела являются древняя икона Богоматери с Иисусом в металлическом окладе и чудотворная статуя Святого Роха. После реставрации в 1983-1984 году в здании костела был установлен современный электрический орган и открыт зал камерной музыки Белорусской Государственной филармонии. Костел действующий.

Одними из наиболее интересных сооружений начала XX века являются привокзальная Казанская церковь (не сохранилась) и костел Святых Симеона и Елены (Красный костел) на площади Независимости. Последний построен в 1905-1910 году из красного кирпича на средства знатных землевладельцев Эдварда и Олимпии Войниловичей в память об их детях, умерших от тяжелой болезни в возрасте 19 и 12 лет. На строительство костела они отдали все свое состояние, предназначавшееся детям в наследство. Легенда гласит, что храм увидела во сне уже тяжело больная Елена. Неплохо рисовавшая девушка зарисовала свое видение, по этому эскизу и построили потом костел.

Строение представляет собой асимметричную базилику неороманского стиля сложной динамичной формы с доминирующей 4-х гранной 50-метровой башней-колокольней. С 1946 году в здании костела размещалась киностудия "Белорусьфильм", с 1975 — Дом кино. Снова действующим костел стал в 1990 году.

Надежда Грода

Свято-Духов кафедральный собор Минска

Что вы представляете, когда слышите словосочетание «кафедральный собор»? Наверное, величественную, скорее всего готическую святыню, башни которой скрываются в облаках. Что-то вроде собора Парижской Богоматери или Миланского собора. Такой катедрой может похвалиться почти каждая западноевропейская столица. Драматическая история нашей Беларуси лишила нас основной части древнего архитектурного наследия. Влияние безбожников не обошло и Минскую Архикатедру, прекрасный узор виленского барокко: после распада СССР на площади Свободы в центре столицы красовалась совсем не величественная святыня, а уродливый дом физкультурника. Но главный костёл Беларуси теперь живёт новой жизнью, постепенно возрождаясь . Современная катедра никак не может быть названа древней, но это не значит, что она лишена своего особенного, сильного духа. Связь же с древнейшими временами я наиболее сильно ощущаю, когда смотрю на катедру с обратной стороны. Там она выглядит более аутентично. Жаль, что сегодня катедра с обеих сторон зажата зданиями, и большая часть её красоты спрятана от минчан.

Я и сегодня в подробностях помню свою первую встречу с собором. Случилась она, когда я была еще школьницей. Молодежь из нашего Борисовского прихода, в том числе и я, приехала сюда на диецезиальное ночное «чуванне». Первое, что пронеслось в голове, когда я переступила порог до этого неведомой святыни: «Ничего себе! Розовый костёл!» Действительно, этот цвет делал ее такой тёплой и уютной.

Минский Свято-Духов кафедральный собор на Немиге

И сразу родной. Впоследствии, катедра заняла очень важное место в моей минской студенческой жизни.

Следующая встреча з катедрой случилась после моего первого дня университетских занятий. Филфак БГУ, на котором я училась, находится совсем недалеко от неё. И тут я встретилась с двумя девушками, с которыми только что сидела в одной аудитории. Это были мои одногруппницы, как выяснилось, тоже католички. Так катедра связала нас вместе. Мы приходили сюда за вдохновением, утешением, отдыхом. Non nobis domine non nobis sed nomini tuo da gloriam (слова, написанные на потолке костела) - повторяла нам святыня, и мы старались слушать её. Относиться к своей жизни, как к возможности прославить Бога, а не как к серой совокупности мелких проблем. Алтарь, иконы, фрески - каждая мелочь прочно вписана в мою память. Там господствует какой-то торжественный, возвышенный и в то же время уютный дух. Кафедра для меня не только здание. Это также люди: священники, верующие, молодежь… Там зарождались и, к сожалению, умирали отношения, чувства. Нельзя сказать, что я просто посетила катедру. Я в ней жила. Катедра видела мою силу и мою слабость, мою веру и мой грех. Сейчас она для меня не менее родная, чем борисовский костёл, в котором я выросла.