Ответственность главы государства в зарубежных странах кратко. Правовое положение и полномочия президента в зарубежных странах. Институт досрочного смещения с поста президента в зарубежных странах

B отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений.

Анализ предписаний конституций европейских республик, касающихся оснований для привлечения к ответственности президента, приводит к выводу, что эти конституции можно разделить на две группы.

Первая группа - это конституции, которые предусматривают досрочное отстранение президента от занимаемой должности, если он не выполняет своих конституционных обязанностей. Иными словами, основаниями для досрочного отстранения президента oт занимаемой должности, в соответствии с этими конституциями, являются факты, свидетельствующие о том, что президент не действует в соответствии со своей конституционной функцией, не справляется с теми задачами, которые, согласно конституции, он должен решать, не реализует права, входящие в его компетенцию или ненадлежащим образом пользуется ими, а также не выполняет обязанностей, входящих в его правоспособность.

Конституции, относящиеся ко второй гpуппе, предусматривают совершенно иные основания для досрочного отстранения президента от занимаемой должности, не имеющие ничего общего с президентской деятельностью. В качестве основания для привлечения президента к ответственности эти конституции предусматривают совершение преступного деяния - измену родине или другое тяжкое преступление. Подобное преступление может совершить не только президент, но и любой гpажданин, и наказание за его совершение будет одинаковым как для президента, так и для гражданина. Различие состоит лишь в процедуре привлечения президента и гражданина к уголовной ответственности. Следовательно, согласно этой гpуппе конституций, непосредственно за свою деятельность президент не несет никакой ответственности.

В некоторых конституциях имеются специальные предписания, в категорической форме запрещающие привлекать президента к ответственности за невыполнение своих конституционных обязанностей. Например, в Конституции Республики Исландии сказано: «Президент не несет ответственности за свои официальные действия» (ч. 1 ст. 11). Конституция Финляндии постановляет: «Дело против Президента за исполнение им своих служебных полномочий не может возбуждаться» (§ 113). В соответствии со ст. 68 Конституции Французской Республики «Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены». Согласно Конституции Чешской Республики «Президент Республики не несет ответственность за осуществление своей функции» (п. 3 ст. 54).

Освобождение президента от ответственности за невьполнение своих конституционных обязанностей, с юридической точки зрения, означает, что все то, что сказано в конституции о функции президента, его задачах, компетенции и правоспособности, все то, о чем говорится в присяге президента, - громкие, но, к сожалению, пустые слова.

Таким образом, вывод очевиден: если конституция не закрепляет в качестве основания для досрочного отстранения президента от занимаемой должности невыполнение президентом своих конституционных обязанностей, то она, несомненно, ослабляет контроль за деятельность президента.

Досрочное прекращение полномочий президента республики в европейских государствах.

Oтставка президента от должности может быть добровольной. В этом случае она как акт доброй воли высшего должностного лица государства не нуждается в принятии со стороны какого-то органа. Если и возникает вопрос, то он касается того, к кому должно быть обращено прошение об отставке. Oтвет, по-видимому, следует искать в способе легитимизации президентского мандата. Там, где он получен от избирателей, - обращение должно бъпь адресовано народу, если это парламент - то к парламентy, то есть способ избрания определяет и адресата.

Рассмотрим подробнее основания досрочного недобровольного прекращения полномочий. Среди них фигурируют:

  • ? нарушение Конституции (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Исландия, Литва, Македония, Молдова, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия);
  • ? государственная измена, измена Родине (Армения, Болгария, Греция, Грузия, Италия, Казахстан, Кипр, Россия, Румыния, Словакия, Турция Украина, Финляндия, Франция, Чехия);
  • ? тяжкое преступление (Азербайджан, Армения, Беларусь, Россия, Румыния, Словения, Финляндия);
  • ? преступление (Австрия, Грузия, Украина);
  • ? нарушение закона (Венгрия), установленное правонарушение (Ирландия);
  • ? преступление против человечества (Финляндия);
  • ? иные основания: вступление в силу обвинительного приговора (Эстония), низкий или морально позорящий проступок (Кипр), неспобность исполнения функций, недостойное поведение (Мальта).

Таким образом, эти основания могуг быть сведены к трем группам:

  • 1) нарушение конституции;
  • 2) уголовно или административно преследуемые правонарушения
  • 3) аморальные, безнравственные проступки.

Конституции некоторых стран (речь идет в основном о государствах, возникших на постсоветском пространстве) предусматривают досрочное прекращение полномочий президента вследствие неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские функции. Что касается процедур, то конституции едва ли дают исчерпывающие ответы на возникающие в связи с этим вопросы. В первую очередь встает вопрос о том, кто же может констатировать эту стойкую неспособность. Едва ли в качестве экспертов в этом деликатном деле должен выступать только парламентарии. И если требуется медицинское заключение, то кто должен его давать и насколько оно связывает парламент? Рассуждения на этот счет звучали в российской юридической печати. Но они имеют сугубо умозрительное значение, поскольку правового решения не получили.

Своеобразный состав комиссии, создаваемой по этому поводу, предлагает Конституция Казахстана, согласно которой в эту комиссию включаются медики и парламентарии. Трудно сказать, насколъко «плодотворным» будет такой состав, поскольку, в отличие от врачeй депутаты в большинстве своем не обременены специальными медицинскими познаниями. Да и «симбиоз» избранников народа и стражей здоровья в рамках парламентской комиссии не очень вписывается в традиционные формы парламентской деятельности.

Наиболее сложным из числа оснований отрешения представляется трактовка «нарушения Конституции». Действительно, многозначность основного документа государства привносит значительную долю неопределенности в содержание ответственности за нарушение конституции в данном случае президентом. Ответ на этот вопрос, по-видимому, входит в компетенцию органа конституционного контроля.

Добавим к этому, что вступление в должность президента связывается с моментом принятия присяги, в которой верность и соблюдение конституции фигурирует как одна из основных обязанностей главы государства. В этом контексте сознательное нарушение президентом основного закона страны может быть расценено как «клятвопреступление», то есть как проступок, даже если он и не преследуем в уголовном порядке, справедливо относимый к одному из тягчайших морально-этических проступков. А если эта присяга приносится на Библии, что вполне естественно для христианской Европы, то это еще и преступление перед Богом.

С любопытной конституционной инициативой выступил летом 2003 года французский Президент Жак Ширак, лицо, казалось бы, по определению в наименьшей степени заинтересованное в расширении юридических оснований лишения президентского мандата. Французская Конституция предусматривает единственное основание уголовной ответственности президента - государственную измену. Впрочем, позиции Конституционного совета и Кассационного суда относительно пределов президентского иммунитета не совпадали. И это, по-видимому, один из основных мотивов конституционной поправки, с которой выступил Президент.

Согласно решению Конституционного совета от 22 января 1999 года, иммунитет распространяется на любые действия, совершенные Президентом в период исполнения своих функций, кроме акта государственной измены. Что касается действий, совершенных до исполнения президентских функций, или действий, которые связаны с их осуществлением, уголовная ответственность может наступить только согласно процедуре, предусмотренной Конституцией, а именно, в порядке подсудности Высокой палате правосудия (ст. 68 Конституции).

Несколько иная позиция у Кассационного суда, который в пленарном заседании 10 октября 2001 года определил, что компетенция Высокой палаты правосудия ограничена только единственным составом преступления - государственной изменой. Что касается других правонарушений, совершенных до или в период исполнения президентских функций, Президент Республики защищен абсолютным иммунитетом. А срок давности просто приостанавливается на период исполнения президентского мандата.

Конституционная поправка не покушается на неприкосновенность Президента, которая, однако, не носит абсолютного характера. Действительно, Президент не может подлежать уголовному или административному преследованию в период исполнения своих функций. Однако в месячный срок по истечении мандата против него может быть возобновлено или возбуждено судебное преследование за проступки, совершенные до или в период осуществления им президентских полномочий.

Расширяются и основания отрешения от должности. Допускается возможность отрешения за преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда, и за пренебрежение своими обязанностями, явно несовместимое с президентским мандатом. Отрешение проводится Парламентом, который преобразуется в Высокий суд. Предложение о собрании Высокого суда может исходить от одной из палат Парламента и вносится в другую палату, которая должна высказаться по этому поводу в 15-дневный срок. Решение о созыве Суда приостанавливает исполнение президентских обязанностей, которые до принятия решения временно возлагаются на председателя Сената. Высокий суд под председательством председателя Национального собрания тайным голосованием обязан принять решение об отрешении в двухмесячный срок. Его решение вступает в силу немедленно.

Таким образом, предлагаемый проект значительно расширяет основания (составы преступлений) отрешения президента, которые практически определяются юрисдикцией Международного уголовного суда. Более того, президент может быть смещен с должности и за действие (точнее, бездействие - «пренебрежение обязанностями»), не являющееся правонарушением.

Процедура отрешения от должности.

Избрание президента прямым всенародным голосованием, а оно предусмотрено более чем в двадцати европейских государствах, логично предполагает, что и вопрос о досрочном прекращении его полномочий должен решать народ, а точнее, избирательный корпус страны, кому глава государства обязан своей властью. Тем не менее, это, как правило, прерогатива высшего представительного органа страны. Лишь в трех европейских государствах - Австрии, Румынии, Исландии - последнее слово принадлежит тому, кому президент обязан свом мандатом, то есть народу, который путем референдума решает этот вопрос. В этом случае парламент инициирует процедуру и принимает решение об отрешении от должности президента и затем направляет его на утверждение народа. Если избиратели выскажутся против решения парламента, вполне логично и справедливо конституционное требование роспуска высшего представительного органа, решение которого вошло в противоречие с волей народа, то есть с принципом народного суверенитета, положенного в основу современного конституционализма. Более того, согласно Конcтитyции Австрии отрицательный ответ избирателей расценивается как переизбрание Президента на новый срок.

В отношении главы государства - президента чаще всего упоминают процедуру импичмента. Импичмент - это отстранение главы государства - президента от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения, то есть за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства. Слово «импичмент» - английский термин, появившпйся еще в конце XIV века и применявшийся для осуждения высших должностных лиц британской монархии. Термин был заимствован американцами, и они включили эту процедуру в Конституцию. Президент США, к примеру, может быть подвергнут процедуре импичмента в случае совершения измены, взяточничества либо другого тяжкого преступления. Процедуру импичмента там совершает парламент - Конгресс США. Нижняя палата - Палата представителей - возбуждает дело и рассматривает конкретные обстоятельства, а затем принимает решение о виновности, выступая в качестве суда присяжных. Конгрессмены решают голосованием, виновен президент или не виновен. Если виновность президента подтверждается нижней палатой, то дело по существу рассматривается Сенатом под председательством главы Верховного суда.

Для того чтобы «утвердить статьи импичмента» необходимо абсолютное большинство голосов Палаты представителей, а решение об осуждении принимается 2/3 голосов членов Сената: только в этом случае президент отстраняется от власти. Если сенаторы не набирают нужного количества голосов, президент остается в должности.

Другие конституции также предусматривают варианты привлечения главы государства к ответственности. Так, например, во Франции дело о правонарушении, совершенном главой государства, рассматривается в обеих палатах парламента, которые должны подтвердить обвинение двумя третями голосов. Далее обвинение рассматривается Верховным судом.

Аналогичные процедуры установлены конституциями других стран. Процедура импичмента, например, недавно была реализована в Бразилии. В результате за допущенные правонарушения в 1995 году был отстранен от власти президент Фернандо Коллор де Мелло.

На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румыннии, Азербайджане по конституции 1995 года такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан) в начале 90-х годов некоторые президенты были смещены со своих постов путем голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия).

В парламентарных республиках за редчайшими исключениями (например, в Словакии) за акты по управлению государством президент ответственности не несет. За это отвечают министры, правительство, по совету которого президент принимает соответствующие акты. В президентских и полупрезидентских республиках президент также не несет ответственности перед парламентом (кроме рассматриваемого выше импичмента).

Вице-президент не имеет значительных полномочий ни в одной стране. Он замещает президента в случае его отсутствия, становится «временным президентом» при тяжелой болезни, смерти, отставке президента, но в течение сравнительно короткого срока должны быть проведены президентские выборы.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом как кандидаты одной партии и по той же системе, что и президент. В отдельных развивающихся странах вице-президент назначается президентом (Египет), причем бывает иногда несколько вице-президентов: первый, второй и так далее. В Сомали одно время было три вице-президента. В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена. В тех странах, где должности вице-президента нет, президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще - сената) или глава правительства. В случае отсутствия президента его замещает председатель сената (Франция), премьер-министр (Украина), председатель однопалатного парламента (Венгрия). Конституция Болгарии устанавливает, что вице-президент не должен выступать против политики президента, при разногласиях он должен уйти в отставку.

Если попытаться систематизировать соответствующие процедуры,то они могут быть сведены к двум группам. Первая: решение в конечном итоге принимает парламент, и вторая: окончательное решение принимается органом конституционного контроля - конституционным судом (Венгрия, Германия, Словакия). Так или иначе, конституционный суд, как правило, задействован в этом процессе. Инициатором процедуры отрешения чаще всего выступает парламент. Роль конституционного суда сводится либо к роли эксперта, призванного оценить соблюдение конституции в этом процессе, либо к конечной инстанции, утверждающей решение парламента.

Существуют и более оригинальные процедуры. В Греции председатель Ареопага совместно с двенадцатью судьями, назначаемыми Парламентом из членов Ареопага, принимает окончательное решение (ст. 86).

Довольно оригинальное положение содержится в Конституции Казахстана (ст. 47). В случае отклонения обеими палатами парламента инициативы одной трети депутатов Парламента об отрешении Президента, последние обязаны досрочно прекратить свои полномочия. Как говорится - инициатива наказуема.

Любопытна процедура отрешения Президента в Латвии. Вопрос о привлечении его к уголовной ответственности решается Сеймом (двумя третями голосов). В этой ситуации Президент может вынести на всенародное голосование вопрос о роспуске Сейма (ст. 48). Если избиратели выскажутся против роспуска, Президент смещается со своего поста.

В Австрии отрешение от должности может сопровождаться временным лишением избирательных прав (ст. 142).

Там, где основанием отрешения является преступление, некоторые конституции предусматривают заключение высшей суденой инстанции общей юрисдикции о наличии состава преступления в деяниях президента. Очевидно, государственная измена как основание отрешения президента предполагает дальнейшее преследование бывшего президента уже в качестве частного лица. И столь же очевидно, что последним судьей в его деле будет тот же верховный суд, в беспристрастности и объективности которого изначально можно усомниться, так как он связан своим положительным заключением на стадии отрешения президента. Вопрос, ответ на который не дают ни конституции, ни конституционная практика. Мы не затрагиваем здесь ситуации, когда заключение суда будет негативным. Блокирует ли оно процедуру импичмента? Если да, то можно ли говорить о суверенности парламента в этой процедуре? Если нет, то каков смысл обращения за заключением в Верховный суд? Разве что в получении информации и не более.

Объективно процедура отрешения носит элементы судебного процесса. В этой связи возникает вопрос: на основании каких правил должен действовать парламент - регламента либо судебных процедур. Вполне удовлетворительное решение дает Конституция и конституционная практика США. Там Палата представителей предьявляет обвинение и поддерживает его в Сенате, то есть выступает в качестве прокурора, а Сенат - в роли судебного присутствия под председательством председателя Верховного суда США с соблюдением всех атрибутов судебного разбирательства - вызов и допрос свидетелей, оценка доказательства. Что касается Европы, то наиболее логичным представляется создание особых судебных инстанций по примеру Высокой палаты правосудия во Франции, которая по определению является судебным органом со всеми свойственными ему атрибутами. Подобное решение снимает ряд вопросов, и прежде всего о роли и положении парламента в процессе отрешения.

До последнего времени конституционная история европейских республик не знала принудительного отрешения президента от должности. В 2004 году впервые в истории республиканских государств Европы Республика Литва преподала своим западноевропейским учителям урок - как можно избавиться от главы государства, вина которого, по-сути в юридически не доказанных фактах. Иначе и нельзя расценить выдвинутое против него обвинение в предоставлении литовского гражданства российскому бизнесмену, якобы замешанному в финансировании его президентской компании. Однако процедура соблюдена: Сейм - Конституционйый суд - «квалифицированное большинство» парламента, и в итоге отрешение от должности лица, которому литовский народ доверил руководство государством. Что, впрочем, не помешало отрешенному Президенту выставить свою кандидатуру на досрочных президентских выборах с опpeдeлeнными шансами на победу. Любопытно, как должен был вести себя Сейм в случае победы только что смещенного им претендента? Ведь по существу подобный исход выборов означал бы выражение литовским народом недоверия Сейму. Наверное, двусмысленность ситуации понимали депутаты Парламента, уже в ходе предвыборной кампании, проголосовавшие за изменения в законе о выборах Президента, согласно которым Президент, принудительно отрешенный отдолжности, лишается права выставлять свою кандидатуру на досрочных выборах главы государства.

Безусловно, нельзя обойти молчанием процедуру отрешения от должности российского Президента. Попытка отрешения бывшего Президента Бориса Ельцина со всей очевидностью показала, что у парламента практически нет шансов на успех, если считать успехом досрочное прекращение полномочий главы государства за уголовно наказуемые деяния. Российский парламент юридически и практически беспомощен в проведении полноценного расследования инкриминируемых Президенту деяний. Действительно, неправомочность российского парламента создавать комиссии по расследованию делает специальную комиссию по формулированию выдвигаемого Думой обвинения внутренним органом палаты, компетенция которой не распространяется за ее пределы. Возможность истребовать необходимые документы, провести расследование на месте, заслушать причастных к делу лиц ограничивается доброй волей органов и лиц, к которым обращено внимание комиссии. О каком следствии может быть речь, если большинство из тех, кто был вызван в комиссию для дачи показаний, просто проигнорировали это обращение.

Преемственность президентской власти. Функции президента в случае досрочного прекращения его полномочий возлагаютсся на главу правительства. Третьим лицом в государстве европейские конституции, как правило, называют председателя верхней палаты парламента. Что касается последующей иерархии, то о ней можно судить исходя из последовательности изложения конститyционного материала относительно высших органов власти страны..

В заключение можно констатировать два обстоятельства. Первое. Допустимость рядом европейских государств отрешения президента от должности не только за юридически наказуемые деяния, но и за аморальное, недостойное поведение. Второе. Процедура отрешения носит достаточно сложный характер, и это вполне оправданно - ведь речь идет о первом лице в государстве, когда факт лишения высшей государственной должности вольно или невольно является свидетельством ошибочного выбора нации либо ошибки тех, кому президент «обязан» смещением.

Полномочия главы государства: в отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства.Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства во вне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации).Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю регенту или регентскому совету. Кроме того, прерогативы главы государства могут осуществляться должностным лицом, действующим от имени монарха в одном из государств, входящих в унию.Глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).В парламентарных республике и монархий, во многих в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые (не все) акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрасигнатура).Монарх является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства, одновременно главой государства и исполнительной власти, главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра. Президент избирается на определенный срок.Способы избрания президента:– голосование в парламенте;– голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями;– избрание президента специальной избирательной коллегией (Федеральное собрание в Германии);– избрание непосредственно избирателями. Правовая ответственность президента во многих странах также ограничена. Так, в Финляндии, во Франции, в Кот д"Ивуар президент может быть привлечен к ответственности только за действия, совершенные им при исполнении его функций, если они составляют государственную измену. По конституции США ответственность президента наступает за измену, подкуп н другие тяжкие преступления и нарушения. Немецкий президент отвечает за умышленные нарушения закона, что, очевидно, освобождает его от ответственности за неосторожные правонарушения.Следует добавить, что н процедура привлечения президента к ответственности особая. В ней задействованы несколько инстанций, каждой из которых отведена своя роль. Например, нижняя палата парламента выдвигает обвинение, а вопрос о виновности главы государства решает верхняя палата. Возможно, что обвинение выдвигают обе палаты одновременно (Франция) или любая из них (ФРГ), после чего вопрос о виновности президента решает верховный или конституционный суд.



Если виновность будет установлена, то президент отстраняется от должности, и на этом процесс может быть завершен. Если же он будет продолжен, то из парламента дело передается суду (обычно верховному), который принимает решение о.наказании. Такая процедура была разработана в Англии, применялась к высоким чинам и получила название импичмент.За президентом закреплены права на особое содержание - высокое жалованье, которое обычно не изменяется в течение срока его полномочий; право пользования резиденцией и средствами транспорта; на оплату представительских расходов; право на охрану его личности, безопасность членов семьи и другие.С президентской должностью связаны не только привилегии, но и свои правоограничения. Например, конституции некоторых латиноамериканских государств запрещают президенту покидать страну без согласия парламента. Еще в начале XX века в США считался недопустимым отъезд президента за границу, даже для участия в учреждении Лиги наций.Государственное право регулирует отношения, связанные с выбытием президента до истечения срока его полномочий. Таковое может состояться в случае его смерти, отрешения от должности (импичмента), невозможности выполнения обязанностей главы государства.Невозможность выполнения обязанностей устанавливается либо по заявлению самого президента, либо без его участия. В первом случае он может объявить о возобновлении своей деятельности. Во втором - невозможность исполнения президентом обязанностей устанавливает суд, парламент либо коллегия из числа министров, руководителей парламента и прочих. При этом у президента остается право оспорить их решение и возобновить осуществление полномочий. Надо сказать, что на практике случаев прекращения президентских полномочий по причине болезни, старости и подобных обстоятельств не наблюдается. Пожилой и уже малоспособный Гинденбург президентствовал в Германии до самой смерти. Из-за тяжелой болезни (кровоизлияние в мозг, паралич левой части тела, временное нарушение речи) президент Вудро Вильсон более полутора лет не участвовал в заседаниях кабинета, а 28 законов, принятых Конгрессом США, остались неподписанными и не вступили в силу365. Даже столь очевидные расстройства не привели к приостановлению или прекращению президентских полномочий.Возможны два следствия из факта досрочного выбытия президента. Во-первых, ему может быть назначен преемник, который исполняет должность главы государства. Преемники бывают временными либо действуют до истечения срока полномочий того президента, которого они заменили. Так, итальянского президента может временно заменить председатель Сената, а в США закон определяет круг должностных лиц (вице-президент, члены кабинета - всего четырнадцать), замещающих выбывшего президента, а также устанавливает между ними очередность. Лица, постоянно замещающие президента США, вправе исполнять его обязанности безо всяких изъятий до истечения срока полномочий замещаемого.Во-вторых, после выбытия президента могут быть проведены внеочередные выборы. Однако их назначают в том случае, когда президент выбыл окончательно. Окончательное выбытие имеет место в случае его смерти, отрешения или отказа от должности, а также при условии, если невозможность выполнения президентских полномочий будет признана постоянной. Право расценить эту невозможность как окончательную обычно принадлежит тем же органам, которые решают вопрос об ответственности главы государства. Например, во Франции Конституционный совет правомочен принять окончательное решение о том, что президент не имеет возможности продолжать исполнение функций главы государства. Полномочия президента прекращаются:

В обычном порядке, с истечением срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента.

Досрочное их прекращение: в случаях смерти, отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры парламентской ответственности, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия. Отрешение президента от должности осуществляется парламентом либо с участием парламента. Правовым последствием применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры является отрешение президента от должности - как правило, без права занимать ее в будущем. При этом в некоторых странах одновременно с импичментом президент может быть привлечен к уголовной ответственности (Франция), в других уголовная ответственность возможна только после отрешения (ФРГ), а в ряде государств лицо вообще не может быть привлечено к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения президентских полномочий (Чехия).

В случае временного или досрочного прекращения президентом своих полномочий их осуществляет вице-президент (если этот пост имеется) либо глава Верхней палаты или всего парламента (если парламент однопалатный). Чаще такое замещение является недолгим, так как при досрочном прекращении президентских полномочий в большинстве стран в установленный срок назначаются выборы нового президента. Однако в США вице-президент становится президентом на все оставшееся время до истечения срока полномочий избранного, но прекратившего досрочно свои полномочия президента. В ряде стран полномочия лица, осуществляющего функции президента, ограничены. Например, во Франции функции президента, прекратившего свои полномочия досрочно, временно (до проведения выборов нового главы государства, которые должны состояться не ранее чем через 20 и не позднее чем через 30 дней после открытия вакансии) возлагаются на председателя Сената, а если у него, в свою очередь, возникнут препятствия к их исполнению - на Правительство. Однако они не вправе назначать референдум и распускать Национальное собрание; в это время не могут решаться вопросы доверия правительству и изменения Конституции (ст. 7 Конституции Франции).

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Компетенция главы государства. 2. Монарх: особенности правового статуса. Способы престолонаследия. Роль монарха в различных видах монархии. Почетные и реальные права монарха. Институт регентства. 3. Понятие президента как главы государства и его правовое положение. 4. Порядок избрания президента в зарубежных странах. Досрочное освобождение президента от должности. Ответственность президента. 1.

Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Компетенция главы государства Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны. важнейший конституционно-правовой институт, который находит свое закрепление во всех зарубежных конституциях. Глава государства как неотъемлемая составная часть парламента (Великобритания, Индия) как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (президент в США) как лицо, являющееся только главой государства (президент в Германии, Италии)

Роль главы государства конституционные полномочия могут быть номинальными или реальными в зависимости от формы правления и государственного режима Парламентарные формы правления Главная роль принадлежит правительству Институт контрассигнатуры: для того чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью Смешанные республики Правительство подотчетно президенту (хотя он не является его главой) Президент осуществляет общее руководство исполнительной деятельностью Президент –арбитр Возможен институт контрассигнатуры Президентские республики Президент – глава исполнительной власти Формирует правительство независимо от парламента

Общая политическая роль главы государства символ единства и постоянства нации, государства арбитр между учреждениями высшее представительство государства в международных отношениях гарант национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров посредничество между властями государства, между государством и обществом

Разновидности юридических форм главы государства единоличный монарх, унаследовавший свою должность Бельгия, Великобритания, Испания, Марокко, Нидерланды и Япония единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией Саудовская Аравия единоличный монарх федеративного государства, выбранный (назначенный) монархами субъектов федерации из своей среды Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты

Разновидности юридических форм главы государства единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок коллегиальный орган, избранный парламентом на установленный срок представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона Германия, Индия, Италия, США Швейцария при этом отдельные полномочия главы государства передаются председателю коллегиального органа Австралия, Барбадос, Новая Зеландия, Канада Центральноафриканская Республика с 1976 г. по 1979 г. , когда единоличный или лидер, захвативший власть, присвоил себе титул императора. коллегиальный глава «хунты» , «революционные советы» , военные советы в странах государства, узурпировавший Лат. Америки и Африки (Бразилия, Перу, Эфиопия, в наст. время власть – Египет)

Юридические формы главы государства единоличный монарх президент коллегиальный Президиумы, государственные советы, постоянные комитеты высших представительных органов (СССР, Куба, Китай) Духовный руководитель государства и Президент (Иран) Федеральный совет – правительство, осуществляющее функции главы государства. Из его состава парламент на год избирает президента (Швейцария) Высший совет эмиров, среди которых президентом является эмир Абу-даби (ОАЭ) Хунта (военный, революционный совет (Чили, Таиланд)

Нетипичные формы главы государства в небольших странах Республика Сан-Марино Главами государства являются два равноправных капитана-регента, избираемых парламентом на полгода Осуществляют функции в соответствии с принципом коллегиальности, обладает правом вето по отношению друг к другу Княжество Андорра Функции главы государства выполняют соправители – епископ Урхельский (Испания) и Президент Франции, т. е. официальные лица двух соседних государств Их роль номинальна

Общая компетенция главы государства Представительские функции Правотворческие полномочия Верховный представитель государства внутри вне страны. Послания к нации. Официальные обращения к парламенту. Официальные визиты. Участие церемониях и празднествах. Открытие сессий, награждение, официальные приемы. Принимает правовые и не правовые акты (иногда подлежат контрассигнатуре). Может принимать акты, имеющие силу закона (в отдельных странах).

Общая компетенция главы государства Взаимоотношения с другими высшими государственными органами В сфере законодательной власти: созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, назначает внеочередные или очередные выборы, право законодательной инициативы, послания (тронная речь) к парламенту, промульгация законов, право вето, право роспуска. Формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, руководит правительством в определенных формах правления. Полномочия в области назначения на должности (назначение гражданских и военных чиновников, членов верхних, а иногда и нижних палат парламента).

Общая компетенция главы государства Полномочия в сфере обороны и безопасности Верховный главнокомандующий (как правило). Принимает неотложные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским утверждением таких решений (например, введение чрезвычайного положения). Полномочия в Помилование осужденных. сфере правовых взаимоотношений Право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий; право присвоения с гражданами своей почетных званий и титулов. страны Решение вопросов гражданства, убежища Прием в гражданство, право даровать гражданство, восстановление гражданства. Предоставление права убежища.

Общая компетенция главы государства Внешнеполитические полномочия Высший представитель страны в сфере внешних отношений. Назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов. Принимает дипломатических представителей иностранных государств. Проводит международные переговоры. Заключает международные соглашения (иногда с согласия парламента). Право объявления войны и заключения мира (в некоторых государствах).

! Осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления. ! Одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, по собственному усмотрению (в дискреционном порядке), а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства (в условиях парламентарной республики). Контрассигнатура – скрепление актов главы государства подписью премьерминистра, ответственного министра.

Монарх: особенности правового статуса Монарх – это единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, получающий свои полномочия по наследству и осуществляющий их бессрочно (пожизненно) Король (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия) Князь (Лихтенштейн) Эмир (ОАЭ, Кувейт) Император (Япония) Султан (Малайзия, Оман)

3 вида преемства власти: по наследовани ю по избранию по назначению преемника Малайзия – выборная (ротационная) монархия Непал Бутан Иордания

Наследственная монархия – наиболее распространённая форма. Системы наследования: 1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (Япония); 2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания, Монако); 3) австрийская или габсбургская (она существовала в прошлом в Австрии, России, Греции, Баварии), когда женщины могли наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин. Король Испании– Дон Хуан Карлос

4) шведская – работает по принципу первородства: наследником является старший ребёнок монарха независимо от пола. Это самый новый тип престолонаследия, впервые введён в Швеции в 1980 году и с тех пор принят также в Норвегии, Бельгии, Нидерландах и Дании; 5) мусульманская или клановая, когда трон наследует не определенное лицо, а правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия). 6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного (Свазиленд). Король Швеции – Карл 16 Норвежская монархия Король Саудовской Аравии - Абдалла

Статус и роль монарха Монарх – это символ нации. Монарх – лицо неприкосновенное, иногда объявляется священным. Имеет право на особый титул. Наделен государственными регалиями, символами монаршей власти – корона, трон, скипетр, держава, мантия, др. Имеет свой королевский двор. Цивильный лист - денежные средства, выделяемые парламентом для монарха (устанавливается законом, не облагается налогом). Ограничения: покидать страну, вступать в брак, религиозная принадлежность. Роль монарха зависит от формы правления. «Спящие прерогативы» – формально закреплены, но на практике долгое время не используются.

Ответственность монарха Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. Абдикация – отречение монарха от престола

Регентство – полномочия монарха осуществляются временным коллегиальным органом – регентским советом или единолично регентом Если престол наследует малолетний монарх; Вакансия престола; Продолжительная болезнь монарха; Временное отстутствие монарха Обычно это ближайший родственник монарха. Назначается с согласия царствующей семьи. Иногда требуется утверждение в парламенте.

Понятие президента как главы государства и его правовое положение Президент – это высшее должностное лицо государства, избираемое на определенный срок в соответствии с требованиями и в порядке, установленном конституцией и законами. Пользуется неприкосновенностью. Имеет определенные привилегии.

Полномочия президента Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Полномочия в сфере нормотворческой деятельности. Полномочия в отношении исполнительной власти. Полномочия в отношении судебной власти. Полномочия по формированию других высших органов государства, назначению государственных служащих. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Полномочия в области обороны и безопасности. Полномочия в сфере правового статуса личности.

Порядок избрания Президента Форма правления Кто избирает Президентская и смешанная республики Народ - прямо / косвенно Парламентарная республика Парламент либо более широкая коллегия с участием Парламента Советская республика Формально Парламент, а реально ЦК Политбюро коммунистической партии

Досрочное прекращение полномочий президента - досрочная отставка (добровольная, вынужденная) – происходит по инициативе самого президента; - смещение с должности (в порядке импичмента, в результате народного голосования) – рассматривается как политико-правовая ответственность; - неспособность по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия (в конституциях зарубежных стран предусмотрена специальная процедура установления факта неспособности по состоянию здоровья выполнять возложенные полномочия); - смерть президента.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ Возможен отзыв президента с его должности УГОЛОВНАЯ Уголовное преследование невозможно Уголовное преследование возможно только после смещения с должности

Государс твенная измена Умышленное нарушение конституции Иные тяжкие преступлен ия Основания для привлечения к ответственности президента

Процедура привлечения президента к ответственности Полная парламентская процедура привлечения к ответственности Полупарламентская процедура привлечения к ответственности Неполная парламентская процедура привлечения к ответственности Весь процесс привлечения президента к импичменту проходит в парламенте. Одна палата выступает в качестве обвинителя, другая – в роли суда (США). Парламент, выступая в роли обвинителя, решает лишь вопрос о привлечении президента к ответственности. Вопрос о виновности президента решает специальный судебный орган, создаваемый парламентом (Франция). Парламент предъявляет обвинение. Судит президента орган конституционной юстиции или Верховный суд (ФРГ).

Политическая ответственность Президента Наступает за осуществление Президентом деятельности, направленной против суверенитета и территориальной целостности республики, а также за деятельность, направленную на устранение демократического конституционного строя и др. Никсон Роландас Паксас, Литва, 2004 Право инициировать вопрос о привлечении к политической ответственности и право рассмотрения данного вопроса принадлежит Парламенту. Клинтон Ельцин

Уголовная ответственность Президента Наступает за совершение преступления. Сначала президент смещается с должности – т. о. лишается иммунитета, а затем рассматривается вопрос об уголовной ответственности. Право инициировать вопрос о привлечении к уголовной ответственности обычно принадлежит Парламенту, а право рассмотрения – высшей судебной инстанции.

Президент может быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Франция). Президент избирается на определенный срок. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Для избрания на должность президента обычно требуется гражданство данного государства, наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (часто – 35 лет). Иногда устанавливается и предельный возраст, а также определенный срок проживания в данной стране. В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан.

Полномочия, обязанности и ответственность президента . Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента).

Президент обладает следующими полномочиями:

1) назначает дипломатических представителей и представителей в субъекты федерации, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих;

2) назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом, промульгирует законы; как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет;

3) назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте, в некоторых странах – премьер-министра или министров с согласия парламента, многих должностных лиц и государственных служащих определенных рангов.

4) издает нормативные акты (указы, декреты), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу и с принятием закона утрачивают силу. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль.

5) вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение

в соответствии с принятым об этом законом, вводить президентское правление в субъектах федерации.

6) является главнокомандующим, назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства.


7) вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование, награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т. д.;

8) является гарантом конституции, прав и свобод граждан.

Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии.

Президент несет ответственность за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом либо им назначается (бывает и несколько вице-президентов). Он не имеет значительных полномочий, он замещает президента в случае его отсутствия, тяжелой болезни, смерти, отставки президента. В течение короткого срока проводятся президентские выборы.

В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена – там президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще – сената) или глава правительства.

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, со­вершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахста­не и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть постав лен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключе­ния. Решения принимаются квалифицированным большинством голо­сов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обви­нение против президента считается отклоненным.

В США импичмент против президента пытались применить неодно­кратно, но дело дошло до процедуры в парламенте лишь дважды, оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушел в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое реше­ние принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное реше­ние. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президен­та особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х годов некоторые президенты были смещены со своих постов путем голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вы­нужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президен­та от власти иногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия). Президент получает должностной оклад, в пересчете на доллары США составляющий: в Чехии - 17,5 тыс. в год, в Польше - 28 тыс., в США-200 тыс.