Половое воспитание в школе и дома. Половое воспитание в российской школе: нужен ли нам опыт Америки? Сексуальное воспитание мальчиков и девочек

07.12.2021 Дренаж

Если в семье есть маленький ребенок, рано или поздно встает вопрос о том, когда нужно рассказать ему о сексе. Немаловажное значение имеет половое воспитание в школе, поскольку от того, как ребенку объяснят все об интимной жизни, зависит его интерес к противоположному полу и создание крепких отношений в будущем

Когда начинать разговоры про «ЭТО»

Уже с раннего детства у многих малышей появляются вопросы - а чем девочка отличается от мальчика? С возраста 2-3 лет, нужно приучать ребенка к тому, что их ждет взрослая жизнь, где существуют особые отношения между людьми. Родителям не стоит стесняться таких разговоров и рассказать ребенку на простейшем уровне, чем отличаются мужчины и женщины. У дошкольников к 5 годам формируется осознание собственной наготы и смущение при виде взрослых, и в это время родителям важно не навязать ребенку, что собственное тело и половые органы - это что-то постыдное, чего нужно стыдиться.

Половое воспитание детей дошкольного возраста необходимо для того, чтобы у малышей формировались представления о социальных нормах поведения в семье и между людьми противоположного пола. Родителям при этом очень полезными будут разнообразные книги и видео, но в них не должно быть никакого насилия и агрессии. В сознании маленького человечка должна быть четкая дифференциация того, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя.

Как правильно говорить с ребенком

Большинству родителей очень сложно осознать, что их ребенок взрослеет быстрее, чем им того хотелось бы, и часто, считая его еще маленьким, родители упускают момент, когда необходимо рассказать об отношениях мужчин и женщин. Это вполне может привести к тому, что у подростков развиваются комплексы и неправильное понимание сексуальных отношений. Для родителей важно иметь доверительные отношения и авторитет у подростков, тогда они прислушаются и действительно поймут, о чем речь, а не просто покачают головой.

Для родителей очень важно найти правильный подход, чтобы половое воспитание несовершеннолетних было действительно эффективным, при этом важно:

  • не вызвать негативных эмоций и отрицательного отношения у подростков;
  • сделать так, чтобы ребенок не стал стесняться своего тела и интимных отношений;
  • действительно донести суть, а не просто добиться согласия ребенка.

Помимо всего прочего, половое воспитание старшеклассников должно интересовать родителей не только в плане формирования нормального понимания взаимоотношений у их детей. Часто, особенно если в младшем возрасте никаких бесед не проводилось, к возрасту 13-15 лет, ребенок уже все знает о половых отношениях, как он сам думает. Но, скорее всего, отсутствует дифференциация того, что хорошо и что плохо. У подростков появляется желание быть похожими на взрослых и результат этого может быть плачевным.

Половое воспитание несовершеннолетних обязательно должно включать беседы о возможности незапланированной беременности, а также различных венерических болезнях, которые сегодня, к сожалению, очень распространены. Не зависимо от того, сколько ребенку лет, родители должны проинформировать его о возможных последствиях и воспитать ответственность за свои поступки. Кроме того, очень важно объяснить подростку, что если уж он попал в сложную и непривычную для него ситуацию, то может рассчитывать на поддержку и понимание родителей без криков и упреков.

Половое воспитание школьников

На сегодняшний день во многих странах в Европе в учебных заведениях существуют уроки полового воспитания, целью которых является ознакомление разных групп учеников с основами отношений между полами. Конечно, подобная педагогика вызывает множество споров и неодобрения среди родителей, но вызвано оно, в основном тем, что люди старшего поколения не осознают до конца, насколько быстро взрослеют их дети. И чем раньше они узнают об интимных отношениях, основах социального поведения, и, в конце концов, о средствах контрацепции, тем больше вероятность, что у подростков не появится желание поэкспериментировать!

Уроки полового воспитания созданы для того, чтобы рассказать детям о сексе из «правильных» источников - используются познавательные книги и видео, формирующие положительное понимание секса у несовершеннолетних. Не секрет, что сегодня у подростков имеются все возможности зайти в интернет и найти ролики откровенного характера, которые кроме нездорового интереса и желания все повторить, не вызывают больше ничего. Вот почему так важно проводить занятия по половому воспитанию и формировать в неокрепшей психике нормальное понимание половой связи между любящими людьми. В Европе школьная программа составлена таким образом, что подобные уроки проводятся обязательно. Предварительно проводится родительское собрание, и если есть необходимость, родители могут написать заявление и отказаться от таких занятий.

Со скольки лет нужно обсуждать эту тему

Часто родители не знают, когда стоит начинать эту тему, ведь она деликатна не только для детей, но и для взрослых. Во многих школах широко распространено половое воспитание младших школьников, и в этом нет ничего плохого! Существуют хорошие книги для начальной школы, в которых схематическими рисунками показано, как развивается тело, и в чем состоит дифференциация между мальчиком и девочкой. Не стоит бояться, что занятия по половому воспитанию вызовут у мальчика повышенный интерес к противоположному полу - наоборот, если ребенок будет знать, как правильно себя вести, то сможет оградить себя от многих проблем.

Половое воспитание учащихся должно включать в себя:

  1. информацию об изменениях в организме при половом созревании;
  2. данные о формах сексуального поведения и сексуальности;
  3. информацию о болезнях, передающихся половым путем;
  4. средства контрацепции;
  5. признаки беременности.

В Европе в различных учебных заведениях программа создается таким образом, чтобы не просто рассказать все ребенку, но и объяснить, что в случае непредвиденных обстоятельств, он не остается один на один с проблемой. Независимо сколько ему лет, можно обратиться в службу поддержки или просто рассказать родителям. Такая педагогика помогает подросткам сделать правильный выбор и в сложной ситуации не создать себе еще больше трудностей.

Для чего нужно половое воспитание младших школьников

Возможно, не все родители понимают, для чего вводить подобные уроки для мальчика или девочки, которым всего 5-6 лет. Не надо думать, что в таком возрасте дети не испытывают интереса к противоположному полу. Именно сейчас у дошкольников начинает формироваться правильное восприятие отношений между любящими людьми, что в дальнейшем может сказаться на их отношениях. Для начальной школы достаточно самых простых пояснений, но если после того, как прошел школьный час, ребенок задает разные вопросы, родители должны терпеливо отвечать, предлагать книги, которые помогут понять строение тела, и в чем полагается дифференциация мальчика и девочки. В Европе подобные уроки существуют на протяжении многих лет, и ничего плохого в этом нет!

Половое воспитание младших школьников и подростков позволяет им в дальнейшем жить полноценной жизнью и создавать отношения. Многие родители стесняются разговоров, но сегодня существуют прекрасные книги и педагогика в школах, поэтому можно быть уверенным, что ребенок получает информацию из достоверных источников, и потому его решения в дальнейшем будут верными

Половое воспитание в российской школе: нужен ли нам опыт Америки?

Р.Н.Федотова, Н.А.Самарец

Малыши растут на глазах, и, не успев оглянуться, мы, родители, понимаем, что наши дети превращаются в подростков - юношей и девушек, - время не остановить! Они считают себя взрослыми и самостоятельными, но для нас, умудренных жизненным опытом людей, навсегда останутся детьми. И всё бы хорошо, но дети всё раньше начинают интересоваться сферой отношений полов, а последствия неудачных "экспериментов" способны сломать жизнь, искалечить неокрепшую психику, исказить понятие о нормальных отношениях между мужчиной и женщиной. О ЧЁМ ВЫ ДУМАЛИ РАНЬШЕ?!

Формировать представление ребенка об этих отношениях, готовить его к вступлению во взрослую жизнь надо начинать заблаговременно - с детства, а не тогда, когда он уже начал "набивать шишки". Очевидно, этой проблемой должны заниматься не только родители, но и школа: тщательно подготовленный и спланированный курс полового воспитания, интегрированный в школьную программу решил бы все вопросы и упредил нежелательные последствия "взрослого" поведения подростков.

Но пока все мы говорим о половом воспитании, спорим, необходимо оно, или пусть все плывет по воле волн, секс и эротика полным ходом вошли в нашу жизнь. В любом киоске, на каждом перекрестке мы видим изображения обнаженных тел. Если поначалу на это как-то реагировали, то сейчас привыкли.

Во многих странах, а теперь и в России, стало обычным явлением культивирование секса и эротизация современной жизни, которые современная молодежь представляет как символы новой нравственности, свободной от запретов. Сексуальная информация, обрушившаяся со страниц книг, газет, журналов, с экранов кино, телевидения, влияет на процесс формирования нравственной позиции подростков. Перед российской педагогикой стоит задача: нужен ли курс полового воспитания в школе? Если нужен, то каково его содержание, методы воспитания?

Слабые попытки ввести отдельные программы полового воспитания в школах были на корню задушены возмущенными родителями и системой образования. В результате, мы живем в обществе, мораль которого формируется вопреки здравого смысла и общечеловеческих ценностей. Заметим, что мы не предлагаем искоренить эту новую мораль, - взрослый человек имеет право выбирать, как ему жить, и несет ответственность за свой выбор перед самим собой. Но детей и подростков мы просто обязаны оградить от неправильных поступков, способных искалечить их жизнь. И делать это надо не самым легким путем - путем запретов и нотаций, но через передачу им необходимых знаний, на основании которых они и сами решат, что хорошо, а что плохо.

В этой связи, нам представляется интересным педагогический опыт, накопленный американской школой в области полового воспитания детей и подростков.

Проблемы и закономерности формирования личности в сексологической сфере изучали культурологи, социологи, педагоги, психологи уже с конца 19 века.

Кардинальные изменения в жизни американского общества, связанные с так называемой "сексуальной революцией", способствовали разрушению прежней системы ценностей, формированию сексуальной вседозволенности, поэтому значительная часть американцев является сторонниками полового воспитания детей и подростков. Стремление молодежи к сексуаль-ной свободе привело к ухудшению нравственного, психического и физического здоровья американского народа. Американский культуролог Р.Мэй пишет: "Сексуальной свободе, которой все мы поклоняемся, явно не хватает человечности". Пренебрежение традициями в сфере личностных от-ношений, свободные добрачные связи, замена понятия "любовь" на "секс" - такова сегодняшняя действительность. Простота и доступность сексуальных отношений обесценивает их.

За последние десятилетия в США разрабатывались и реализовывались различные программы курса полового воспитания. Он был введен не во всех школах, и его содержание в разных школах различно. Поиск новых идей и методов продолжается.

Споры относительно необходимости полового воспитания, особенно о целесообразности его проведения в американской школе, не утихают много лет. Сторонники полового воспитания считают, что, получив подробную информацию о сексуальности, беременности и противозачаточных средствах, подростки люди смогут избежать рискованного сексуального пове-дения. Такой подход до сих пор остается одним из самых популярных. Противники полового воспитания утверждают, что любая сексуальная ин-формация способствует вступлению детей в ранние сексуальные отношения. Ссылаясь на статистические данные о росте сексуальной активности среди подростков и увеличении доли нежелательных беременностей в подростковом возрасте, оппоненты ведут речь о провале программ полового воспитания. Аргументируя свою позицию, известный социолог Л.М.Кантор, сторонник полового воспитания, напоминает, что фактически такое воспитание получает лишь незначительное количество подростков, поэтому разговоры о "провале" этой программы безосновательны.

Кроме того, он указывает на то, что к концу ХХ в. по статистическим данным, уровень ранних беременностей среди сексуально активных подростков в действительности снизился по сравнению с 70-ми годами, несмотря на увеличение числа сексуально активных молодых людей. Тем не менее, многих продолжает беспокоить проблема роста сексуальной активности молодежи. В связи с этим высказывается мнение, что именно половое воспитание должно пропагандировать среди подростков идею полового воздержания, в то время как информация о методах контрацепции и безопасного секса, а также доступность этих методов толкают молодежь на путь сексуальных экспериментов.

По мнению сторонников полового воспитания, оно должно быть основано на позитивном отношении к сексуальному поведению, уравновешенному информацией о потенциальных опасностях и пагубных последствиях этого поведения. Преподаватели, поддерживающие идею полового воспитания, полагают, что молодые люди должны жить в гармонии со своей сексуальностью для того, чтобы научиться принимать ответственные решения.

В то же время, некоторые американские родители и представители церкви выступают против любой формы полового воспитания на базе общеобразовательной школы, считая, что оно должно проводиться либо в домашних условиях (где оно вписывается в контекст семейных ценностей), либо в учреждениях, действующих под эгидой церкви. Однако, по данным специалистов, более 85% взрослых американцев и большинство подростков одобряют идею полового воспитания в школе.

Половое воспитание рассматривает сексуальное поведение только со стороны здоровья, а секс - как простой биологический акт, вне психологического, эмоционального и нравственного аспектов. Даже если эти аспекты признаются, то не дается никаких конкретных наставлений или советов. А проблемы будут оставаться, пока не изменится стиль жизни молодежи, и не повысится уровень нравственности.

Американское общество обеспокоено ростом случаев заболевания СПИДом и другими болезнями, передающимися половым путем, а также увеличением количества ранних беременностей, поэтому программы по половому воспитанию школьников, воспитанию ответственности в сфере межполовых отношений, подготовке молодежи к семейной жизни и родительству - это осознанная необходимость в современном американском обществе.

Безусловно, поднятые выше проблемы актуальны и в нашей стране. Подготовка подрастающего поколения к будущей жизни неразрывно связана с его половым воспитанием. Будет ли это воспитание носить продуманный характер или, как в древние времена, ребенок учился жизни, наблюдая за поведением животных, за обычаями и свадебными обрядами, а теперь накапливает информацию, просматривая недетские фильмы с откровенными сценами интимных отношений взрослых, - это зависит, прежде всего, от родителей. Половое воспитание объединяет целый комплекс нравственных ценностей, идеалов, отношений человека к другому человеку, самому себе, окружающему миру. Оно усиливает внимание к понятиям "любовь", "брак", "семья", развивает чувство ответственности в отношениях и является своего рода внутренним регулятором деятельности подрастающего человека и определяет его поведение.


Нестабильное положение в российском обществе, нормативная и ценностная неопределенность, большая, чем прежде, автономия подростков и юношей от родителей, большая доступность информации по вопросам пола способствовали более раннему началу половой жизни. В то же время длительность социального созревания человека выросла, и нравственные и психологические проблемы построения межполовых отношений приходятся на менее зрелых в личностно-социальном отношении людей. Недостаточность и неправильность воспитания в психосексуальной сфере, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных или архаических стереотипов маскулинности или фемининности может отрицательно сказаться на нравственном, соматическом и психическом здоровье. Все это актуализирует вопрос о реформировании полового воспитания и просвещения в современной России.


Проблема полового воспитания заключается не в простом разъяснении детям физиологии половых отношений - она включает в себя формирование правильного отношения к себе, представителю противоположного пола, любви и браку, подразумевает присвоение определенных ценностей, регулирование человека и общества к вопросам пола.


Родители оказывают существенное влияние на психологическое и сексуальное . Многие семьи плохо справляются с задачей полового воспитания, и на современной школе лежит большая ответственность. Существенную роль в реализации программы полового воспитания может играть школьный психолог. В данной работе мы предлагаем модель полового воспитания и просвещения в школе, разработанную с учетом особенностей подросткового и юношеского возраста.

Основную цель полового воспитания в школе мы видим в создании условий для развития у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола и сексуальности. Базовыми в такой работе являются принципы комплексности и непрерывности.


Работа психолога представлена тремя основными направлениями. В работе с родителями затрагиваются следующие аспекты:


* осознание родителями собственной роли в процессе гендерной социализации ребенка;

* доведение до родителей факта мифологичности культурных половых норм, закрепляющих в обществе гендерную социализацию;

* повышение рефлексии каждого из супругов, развитие гибкости в общении и эффективности во взаимодействии друг с другом.


Работа с педагогами. Сегодня сами педагоги остро нуждаются в квалифицированной подготовке к работе с подростками в этом направлении. Такая подготовка не может быть сведена к нескольким лекциям на тему сексуального развития и поведения подростков. Она требует снятия эмоциональных барьеров у самих педагогов, ясного, что половое развитие подростков ни остановить, ни затормозить невозможно.


Исходя из целей полового воспитания в школе, можно выделить следующие аспекты в работе психолога со школьниками-подростками:


* изучение физиологии пола. Возможные темы: изменения в подростковом возрасте, физиологические различия, беременность и роды, половой акт и вероятность беременности и др.


* предохранение от беременности. Формирование здорового образа жизни через разъяснение;


* проблемы межличностных отношений. В рамках этого направления предлагается обсуждение следующих тем: любовь и взаимные обязательства, сексуальные чувства и влечения, общение с противоположным полом, личные ценности, принятие сексуальных решений и др. Необходима работа на повышение уровня самопознания, развития уверенности в себе, разрушение гендерных стереотипов, установление оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.


* брак и взаимоотношения в семье. Особенное внимание при рассмотрении вопросов брака и семейных отношений следует уделить, на наш взгляд, проблемам совместимости, осознанию причин конфликтов в семье, формированию супружеских ролей и выработке установок взаимно ответственного партнерства.


При реализации данной модели предполагается преимущественно групповая форма работы. Как основные методы программы полового воспитания мы выделили лекцию, беседу, диспут, анализ и обсуждение конкретных проблемных ситуаций, полные тренинговые программы и элементы тренинга.

На сегодняшний день школа ощущает необходимость в разработке новых подходов к половому воспитанию и просвещению. Необходимы новые психологические исследования по проблемам пола, реальная работа по внедрению культуры межполового взаимодействия.


о том, когда сексуальное просвещение дойдет до российских школ, остается открытым, рассказываем, что происходит в странах, где оно уже давно стало привычной частью образовательных программ

Фото: Frank Mckenna/Unsplash

Все о сексе

Сегодня инновационные методы и мероприятия в сфере сексуального образования молодежи продвигают Бельгия, Германия, Швеция и Нидерланды. Они черпают идеи из «Стандартов сексуального образования в Европе » — документа, принятого в 2010 году Европейским региональным бюро ВОЗ под руководством Федерального центра просвещения в сфере здравоохранения. В этих странах существуют законы, согласно которым уроки полового воспитания в школе являются обязательными, и кроме того, различные организации ведут соответствующую просветительскую деятельность.

Например, бельгийская организация SENSOA несколько лет продвигает интернет-ресурсы, посвященные различным сторонам сексуального образования. Среди них нашумевший сайт Alles over seks («Все о сексе»), рекомендованный фламандским правительством как «руководство для молодежи» и поддерживаемый в начальных школах региона. Сайт предлагает читателям откровенные визуальные материалы, касающиеся тела, секса, контрацепции, половых инфекций и тому подобное.


zanzu.be

В Германии в последние годы стал особенно популярным многоязычный интернет-ресурс, созданный при поддержке Федерального министерства здравоохранения Германии, Zanzu — «Мой организм в словах и картинках». Сайт охватывает практически все темы, связанные с сексуальным просвещением. Zanzu предлагает удобный интерфейс: каждая тема содержит минимальное количество текста, сопровождается изображениями и аудиообъяснениями вместо массивных текстов. На данный момент сайт поддерживает 13 иностранных языков, включая русский.

Доклад

Педагога-психолога

КГУ «СШ Прапорщиково»

Зейнолдиной А.Д.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

(в помощь учителю)

Основная задача полового воспитания заключается в том, чтобы привить детям общественно полезные установки в области взаимоотношений полов. Главными вопросами целенаправленного полового воспитания в школе следует считать организацию полового просвещения с акцентом на существующие правовые нормы сексуального поведения человека в обществе; воспитание сдержанности в проявлении половых чувств, способности подчинять их разумному нравственному началу; разработку и организацию мероприятий по предупреждению ранней сексуальности и преждевременного пробуждения половой чувственности; подготовку выпускников школы к семейной жизни.

Основными принципами правильной организации полового воспитания является строгая дифференциация в возрастно-половом аспекте, с учетом социальной и нравственно-моральной зрелости обучаемых школьников.

Учащиеся младших классов должны осознавать свою половую принадлежность. У мальчиков нужно формировать мужские черты личности: мужественность, уважительное и чуткое отношение к маме, учительнице и сверстницам; у девочек – женственность, аккуратность, уважительное отношение к маме, папе, учительнице, учителю, сверстникам и сверстницам.

Детей надо учить правилам поведения в транспорте, в общественных местах. У них необходимо воспитывать стремление к дружбе, к оказанию посильной помощи дома по хозяйству и в школе друг другу. Учащиеся должны осознать необходимость дружбы и откровенности с родителями, понять значение дружной семьи, в которой родители заботятся друг о друге и о детях.

Девочкам, начиная с 9 лет, надо рассказать об изменениях, происходящих в организме под влиянием половых гормонов (рост тела, появление вторичных половых признаков: развитие молочных желез, оволосение лобка и подмышечных впадин, появление менструаций). Их надо убедить в необходимости обращаться за разъяснением к близким взрослым или медицинским работникам при возникновении каких-либо вопросов, связанных с половым созреванием.

Младшие школьники должны понимать различие полов в растительном и животном мире, понимать как происходит размножение растений и животных, иметь общие сведения о строении организма мальчиков и девочек, о беременности женщины, понимать необходимость бережного отношения к женщине, ожидающей ребенка.

Учащихся младших классов необходимо обучать навыкам специфической гигиены: правилам подмывания половых органов и заднего прохода, регулярной смене трусов. Им необходимо объяснить значение свободного покроя белья и одежды для правильного развития половых органов.

В IV-VII классах продолжается воспитание нравственности. Мальчики должны усвоить, что бережное отношение к женщине – закон для мужчины. Девочек необходимо обучать правилам поведения в присутствии мальчика. Учащимся надо постоянно напоминать о недопустимости насмешек над физическими недостатками людей.

Мальчикам надо рассказать о некоторых анатомо-физиологических особенностях мужского организма, о процессе полового созревания (оволосение подмышечных впадин и лобка, появление поллюций, возможные изменения кожи, мутация голоса). У них надо воспитать потребность тщательного ухода за кожей тела, лица, содержания в чистоте половых органов и заднего прохода, ухода за волосами, смены белья.

Девочкам надо рассказать об изменениях в организме в связи с началом полового созревания (оволосение, некоторые изменения в функции кожи, болезни кожи – угри, увеличение грудных желез, менструация и становление менструального цикла, развитие костей таза, формирование женского типа телосложения), о физической и духовной зрелости. Им необходимо объяснить значение специфической гигиены (ежедневного туалета половых органов, смены трусов, тщательного ухода за кожей) для здоровья, важность своевременного обращения к врачу или близким взрослым в случае зуда в области половых органов (промежности), опасность нерегулярного опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

У старшеклассников необходимо сформировать понятие о гармоническом развитии личности, о нравственности и этике. С ними надо беседовать о моральных и социальных аспектах пола, о дружбе и любви в искусстве и литературе, о дружбе и любви девушки и юноши, женщины и мужчины.

Старшеклассникам нужно дать понятие об инстинктах, о связи инстинкта и разума, о положительных и отрицательных эмоциях. Им следует разъяснять, что такое скромность и развязность, душевная чистота и целомудрие, мужское достоинство и благородство, девичья гордость.

У школьников необходимо воспитывать критическое отношение к своим и чужим поступкам, товарищеские взаимоотношения девушек и юношей, основанные на уважение личности, бережном отношении друг к другу: развивать самообладание, предупреждающее неправильные поступки. Им надо дать понятие о биологическом и социальном созревании, о симпатии, увлечении, влюбленности и любви, о дисциплине чувств, о счастье, о том, что основа семьи – единство интересов и жизненной цели, о роли семьи в обществе и государстве.

Юноши должны знать анатомо-физиологические особенности мужского организма и особенности своего организма в период полового созревания: усиление деятельности эндокринных желез увеличивает поступление в кровь мужских половых гормонов, в связи с чем возникают эротические сновидения, ночные и утренние эрекции (напряжение полового члена) и самопроизвольное выделение семенной жидкости (поллюция), повторяющиеся регулярно через 2-3 недели: функциональная недостаточность сердца и сосудов обусловливает юношескую гипертонию; увеличивается масса и сила мышц, завершается замена хрящевой ткани костной. Они должны иметь понятие о сперматогенезе и о влиянии алкоголя и курения на развитие сперматозоидов. Подросткам следует разъяснить, что появление поллюций нельзя рассматривать как признак, указывающий на необходимость начала половой жизни, что период времени между первой поллюцией и первой половой связью может исчисляться годами без всякого вреда для здоровья, и что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания.

Воспитанников надо научить отвлекать свое внимание от половых проблем посредством различных и многообразных видов деятельности (труд, спорт, кружки и т.д.), влияющей на развитие личности человека в целом.

Юношей необходимо познакомить с анатомо-физиологическими особенностями женщины, рассказать им о зачатии, развитии плода и о беременности, о вреде аборта для здоровья женщины и ее потомства. В них надо воспитать чувство ответственности перед женщиной, бережное отношение к ней.

Подростков в 14-15 лет нужно познакомить со специальной личной гигиеной – с начала появления поллюций во время душа надо подмывать головку члена с мылом, иначе скапливающиеся под крайней плотью члена выделения могут вызвать воспалительный процесс.

Юноши должны иметь представление о противозачаточных средствах.

Девушек необходимо познакомить с некоторыми анатомо-физиологическими особенностями женского организма, дать им краткие сведения о строении половых органов женщины, дать понятие об оплодотворении, зачатии, беременности, о сексуальности мужчин и женщин, о противозачаточных средствах. Рекомендуя гигиенический режим во время менструации необходимо подчеркнуть, что в этот период происходит снижение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (достаточно выкупаться в открытом водоеме или полежать на сырой земле, чтобы получить воспаление слизистой оболочки матки – эндометрит или воспаление придатков – аднексит).

Следует обратить внимание девушек на то, что нельзя делать во время менструации чтобы не вызвать кровотечение (загорать, отправляться в поход, участвовать в утомительных танцах и играх, ездить на велосипеде, быстро бегать, есть острую и пряную пищу) и на то, что не рекомендуется проводить первые дни менструации в постели; им также следует избегать охлаждения ног, поясницы, нижней части живота.

Девушки должны знать и применять гигиенические процедуры во время менструации: регулярно менять прокладки; регулярно подмываться (под стекающей спереди назад струей теплой воды 2 раза в день в период менструаций и не реже 1 раза в обычные дни); вытирать кожу и слизистые оболочки половых органов промокательными движениями: использовать для подмывания настой ромашки или крепкого чая; мыло использовать нейтральное (детское, ланолиновое и др.); принимать теплый душ, а не ванну и баню. Рассказывая о гигиене молочных желез, следует остановиться на требованиях к бюстгалтеру. Девушек надо научить самообследованию грудных желез с целью раннего выявления онкологических заболеваний. Девушки должны иметь понятие о женских болезнях - нарушении менструального цикла, воспалительных заболеваниях.

Подросткам, как девушкам, так и юношам, необходимо сообщить краткие данные о наследственности, дать понятие о врожденных болезнях, об их влиянии на потомство, рассказать о влиянии на потомство употребления алкоголя, наркотиков, курения, об отрицательном влиянии аборта на женский организм и последующую детородную функцию.

Подростки должны иметь некоторое представление о венерических болезнях, их профилактике и лечении.