Несостоятельность, то есть невозможность исполнить денежные обязательства пред контрагентами или государством, может возникнуть у юридического лица любой организационно-правовой формы. Но банкротство некоторых из них имеет свои особенности, связанные со спецификой имущественных отношений между учредителями и созданными ими предприятиями.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Это отличает их от корпоративных организаций. Помимо ГУП и МУП к унитарным организациям относятся также учреждения, фонды и АНО.
Орган управления в МУП единоличный - это его руководитель. Он назначается собственником, а точнее уполномоченным им органом. Руководитель подотчетен учредителю.
Но все решения, касающиеся распоряжения имуществом, исключая недвижимость, он принимает самостоятельно.
В то же время, МУП по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. А собственник (муниципалитет) несет субсидиарную с МУП ответственность только в том случае, когда собственного имущества предприятия окажется недостаточно. Это определяет особенности применения процедур банкротства к таким юридическим лицам.
Банкротом может признано практически любое юридическое лицо. Исключением являются учреждения, казенные предприятия, политически партии и религиозные организации (). Их ликвидация производится в ином порядке.
Несостоятельность должна быть признана решением арбитражного суда. Для этого придется обратиться к нему с заявлением.
Сделать это могут несколько категорий лиц ():
После вынесения решения о банкротстве, к должнику применяются различные предусмотренные законом процедуры.
Их цель - как можно более полно удовлетворить требования всех кредиторов. Завершается банкротство ликвидацией юридического лица.
Закон устанавливает особые правила проведения банкротства для некоторых категорий должников-юрлиц.
К таким исключениям из общего правила, согласно относятся:
А вот ГУП и МУП в эти исключения из общего правила не вошли.
Но, тем не менее, особенности банкротства этих предприятий существуют. Они связаны с правами собственника этих юридических лиц.
К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:
Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.
Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).
Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.
Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.
Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий ().
Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов - арбитражных управляющих ().
В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:
С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.
Ее цель - максимально полное удовлетворение требований кредиторов.
С этой целью выявляется и оценивается все оставшееся у МУП имущество, которое затем будет реализовано, а средства пойдут на погашение долгов.
МУП, также как и любое юридическое лицо, для того, чтобы быть признанным несостоятельным должно отвечать следующим признакам ():
Такие МУП, как управляющие компании в сфере ЖКХ, могут иметь и еще один признак наступления несостоятельности.
Помимо задолженности перед поставщиками воды, газа, электроэнергии и государством, он теряют способность исполнять свои обязательства перед потребителями-гражданами.
То есть предоставлять им коммунальные услуги надлежащего качества.
При возникновении обстоятельств, указывающих на наступление несостоятельности, МУП как и любое юридическое лицо может им воспользоваться. С соблюдением надлежащего порядка принятия решения.
Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:
Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего.
Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.
Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.
После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.
Если руководитель не исполнит эту, предусмотренную законом, обязанность, он будет нести ответственность. Она заключается в обязанности возместить те убытки, которые возникнут в связи с этим нарушением (). Собственник же будет нести в таком случае субсидиарную ответственность ().
Рассмотрим детально все встречающиеся в практике вопросы.
Согласно закону, МУП отвечает по своим обязательствам, включая долги, своим движимым имуществом. То есть удовлетворение требований кредиторов осуществляется из него до определенного момента. До тех пор, пока не будет принято решение об открытии конкурсного производства.
То есть муниципальное образование утрачивает право собственности на ту недвижимость, что была передана МУП.
Иногда всего имущества, имеющегося у МУП, не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов. Муниципальное образование обязано добавить недостающие средства только в том случае, если именно оно выступало инициатором банкротства (). В ином случае местные власти не отвечают по обязательствам МУП.
Банкротство муниципальных унитарных предприятий, как процедура признания несостоятельности юридического лица, регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст. 65) и Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.
Особенность данных правоотношений заключается особой организационно-правовой формой субъекта, фактически существующей только в Российской Федерации.
Принципиально важным вопросом инициализации и проведения процедуры банкротства МУПов является наличие или отсутствие у руководителя предприятия-должника права на обращение в арбитражный суд, с соответствующим заявлением о признании несостоятельности должника («добровольное банкротство»). Спорность аспекта связана с формой юридического лица, при которой муниципальное унитарное предприятие, относится к категории коммерческих организаций, но не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество. Указанные предприятия обладают только правом оперативного управления или хозяйственного ведения предоставленного собственником (Муниципальным образованием) имущества, являющегося неделимым, то есть не подлежащим распределению по долям, вкладам, паям, акциям.
Неоднозначность судебно-юридической практики относительно прав и полномочий руководителя МУП, при возникновении у предприятия признаков банкротства, разрешается на основе общих принципов, установленным гражданским законодательством и указанным Федеральным законом.
Согласно ст.9 и ст.30 закона №127-ФЗ, а также ст.65 ГК РФ предусмотрено, что в случае возникновения признаков неплатежеспособности (несостоятельности) МУП, руководитель должника обязан поставить в известность собственника имущества, направив ему сведения о наличии оснований угрозы банкротства. Собственник, в свою очередь, должен принять своевременные меры по восстановлению платежеспособности должника, либо подать соответствующее заявление.
Постановление №29 от 15.12.2004 года «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» внесло в ситуацию определенные коррективы.
Согласно законодательству, признаками банкротства (несостоятельности) муниципальных унитарных предприятий является их задолженность перед кредиторами по исполнению денежных обязательств и (или) уплате обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды, составляющая не менее 100 тысяч рублей, и не погашенная в течение трех месяцев после даты установленного (оговоренного, указанного) исполнения. Неустойки, проценты, штрафы и прочие финансовые санкции за просрочку платежа в сумму долгового минимума не включаются.
При наличии указанных признаков несостоятельности, кредитор, уполномоченный орган, либо лицо, имеющее право подачи заявления от имени должника, может обратиться в арбитражный суд.
Проведение процедуры банкротства МУП, осуществляется на основании общих норм Закона. Вводятся стадии:
Предусмотрено назначение внешнего управляющего, временное хозяйственное ведение и т.д.
от 29.07.2017)
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017) 2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
(ред. от 29.07.2017)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Бесплатная юридическая консультация:
В Арбитражный суд (далее - суд) обратился ликвидатор МУП Н. Р. с заявлением в порядке ч.2 ст. 9 и ст. 224 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 года (далее – Закон о банкротстве) о признании МУП Н. несостоятельным (банкротом).
кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества в силу ч.9 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. считаются погашенными.
Унитарное предприятие создается органом местного самоуправления для ведения предпринимательской деятельности на коммерческой основе. В случае банкротства муниципальных унитарных предприятий процедура ликвидации компании проводится по правилам, предусмотренным для организаций других форм собственности, но с некоторыми особенностями.
При выявлении обстоятельств, приведших к несостоятельности МУП, право на подачу заявления в арбитражный суд имеют:
Бесплатная юридическая консультация:
Дело о банкротстве открывается арбитражным судом в случае:
Рассматривая дело о банкротстве, судебный орган может вынести решение:
Так как субъект не имеет прав на собственность, в случае ликвидации имущество не может быть разделено на доли между участниками. Процедура банкротства связывается с особенностями унитарного предприятия:
Для собственника наступает субсидиарная ответственность при нехватке имущества для расчета с кредиторами.
Инициатором добровольной ликвидации унитарного предприятия может выступить собственник по следующим основаниям:
Бесплатная юридическая консультация:
Процедура ликвидации проходит поэтапно:
Внимание! Информация для граждан!
Рано или поздно многие юридические лица сталкиваются с накоплением огромного количества долгов, для покрытия которых недостаточно материальных средств и имущества, имеющихся у организации. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия процесс его банкротства происходит по-разному. В данной статье рассмотрены основные аспекты банкротства муниципальных предприятий.
Банкротство юридических лиц перестанет быть проблемой, если обратиться за помощью к опытным юристам нашей компании. Гибкие цены, эффективная помощь в самых сложных ситуациях.
Бесплатная юридическая консультация:
Прежде чем рассматривать процесс и особенности процедуры банкротства, через который проходят предприятия, созданные муниципалитетом, следует кратко осветить их особенности.
Основные вопросы, касающиеся создания, функционирования и ликвидации МУП, освещаются в специальном законе, носящем название «О муниципальных и государственных унитарных предприятиях» (ФЗ №161 от 14 ноября 2002 года). Кроме того, общие вопросы по процедуре признания МУП несостоятельным отвечать по своим обязательствам освещаются в 65-ой статье Гражданского кодекса. ФЗ №127, выпущенный 26 октября 2002 года и носящий название «О несостоятельности», детально определяет особенности и порядок прохождения муниципальным унитарным предприятием процедуры банкротства.
Содержание 65-ой статьи Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что, если юридическое лицо не является религиозной организацией, казённым предприятием, учреждением или политической партией, к нему применим общий порядок процедуры признания несостоятельности. ФЗ №127, вступивший в силу 26 октября 2002 года, определяет следующий круг лиц, имеющих право обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дела о несостоятельности МУП, с заявлением о банкротстве юридического лица:
В случае, если арбитражный суд удовлетворяет требования заявителя и признаёт МУП, к которому был подан иск, банкротом, в установленные законодательством сроки уполномоченными структурами должны быть произведены все необходимые действия. Впрочем, некоторые категории МУП, представленные ниже, являются исключениями, что определяет несколько иной порядок делопроизводства при признании их несостоятельными организациями.
Статья 3 ФЗ №127 (выпущен 26 октября 2002 года) устанавливает для МУП следующие категории, попадая под которые, предприятие рискует быть признанным банкротом:
Бесплатная юридическая консультация:
ФЗ №127 определяет пятистадийный процесс признания МУП несостоятельным:
Проведем банкротство юридических лиц с максимальным соблюдением интересов собственников. В любой сложной ситуации с долгами – доверьте ведение банкротства профессионалам.
В наличии более 1140 специалистов, соответствующих требованиям НОСТРОЙ / НОПРИЗ и готовых к трудоустройству прямо сейчас. Оформление согласно ТК РФ.
Некоторые СРО просто не приняли уведомления своих членов о переходе в регионы. А те, кто приняли, находят способы уклонения от перевода комфонда. Что с этим делать?
Банкротство заключается в прекращении деятельности и признании коммерческой организации неплатежеспособной и нерентабельной. После признания организаций банкротом осуществляется процедура их ликвидации из-за невозможности выполнять свои обязанности пред сотрудниками и кредиторами.
Физический банкрот – этонеплатежеспособное лицо, задолжавшее кредиторам сумму более 500 тысяч руб., не производивший оплату по долгам более трех месяцев и прошедший процедуру банкротства физических лиц.
Бесплатная юридическая консультация:
Организация может быть признана банкротом в случае, если общий долг кредиторам составляет более 300 тыс.руб., а срок задолженности превышает три месяца. Организация признается несостоятельной на основании решения арбитражного суда, после рассмотрения им всех доказательств банкротства.
г. Россия (работаем по всей России)
Рабочие дни: ПН-ПТ
Допуск СРО, Лицензирование, сертификация и юридические услуги для бизнеса по всей России
Бесплатная юридическая консультация:
Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства. Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия - такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное. Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.
Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.
Есть еще несколько отличий:
На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.
В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.
Бесплатная юридическая консультация:
Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:
Для организаций - коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.
Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.
Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.
Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.
Бесплатная юридическая консультация:
Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.
По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.
Если с кредиторами удалось договориться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает функционировать, долги гасятся по плану.
Важно: мировое соглашение с кредиторами можно заключить на любом этапе банкротства. Если для кредитной организации, по каким-либо причинам важно существование конкретного МУПа, то оно может пойти на соглашение даже на этапе наблюдения.
Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.
Бесплатная юридическая консультация:
Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.
Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.
К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.
Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Бесплатная юридическая консультация:
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:
Банкротство муниципальных унитарных предприятий, как процедура признания несостоятельности юридического лица, регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст. 65) и Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.
Особенность данных правоотношений заключается особой организационно-правовой формой субъекта, фактически существующей только в Российской Федерации.
Принципиально важным вопросом инициализации и проведения процедуры банкротства МУПов является наличие или отсутствие у руководителя предприятия-должника права на обращение в арбитражный суд, с соответствующим заявлением о признании несостоятельности должника («добровольное банкротство»). Спорность аспекта связана с формой юридического лица, при которой муниципальное унитарное предприятие, относится к категории коммерческих организаций, но не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество. Указанные предприятия обладают только правом оперативного управления или хозяйственного ведения предоставленного собственником (Муниципальным образованием) имущества, являющегося неделимым, то есть не подлежащим распределению по долям, вкладам, паям, акциям.
Бесплатная юридическая консультация:
Неоднозначность судебно-юридической практики относительно прав и полномочий руководителя МУП, при возникновении у предприятия признаков банкротства, разрешается на основе общих принципов, установленным гражданским законодательством и указанным Федеральным законом.
Согласно ст.9 и ст.30 закона №127-ФЗ, а также ст.65 ГК РФ предусмотрено, что в случае возникновения признаков неплатежеспособности (несостоятельности) МУП, руководитель должника обязан поставить в известность собственника имущества, направив ему сведения о наличии оснований угрозы банкротства. Собственник, в свою очередь, должен принять своевременные меры по восстановлению платежеспособности должника, либо подать соответствующее заявление.
Постановление №29 от 15.12.2004 года «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» внесло в ситуацию определенные коррективы.
Согласно законодательству, признаками банкротства (несостоятельности) муниципальных унитарных предприятий является их задолженность перед кредиторами по исполнению денежных обязательств и (или) уплате обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды, составляющая не менее 100 тысяч рублей, и не погашенная в течение трех месяцев после даты установленного (оговоренного, указанного) исполнения. Неустойки, проценты, штрафы и прочие финансовые санкции за просрочку платежа в сумму долгового минимума не включаются.
При наличии указанных признаков несостоятельности, кредитор, уполномоченный орган, либо лицо, имеющее право подачи заявления от имени должника, может обратиться в арбитражный суд.
Бесплатная юридическая консультация:
Проведение процедуры банкротства МУП, осуществляется на основании общих норм Закона. Вводятся стадии:
Предусмотрено назначение внешнего управляющего, временное хозяйственное ведение и т.д.
Признание финансово несостоятельным и выявление признаков банкротства МУП (муниципального унитарного предприятия) имеет много общего с такой же процедурой, как для других коммерческих организаций. Этот процесс регулируется ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Для предприятия муниципальной формы организации существуют некоторые нюансы, при этом применяются и дополнительные специальные нормы законодательных актов. Учитывается специфика деятельности этого вида юридических лиц, его управления и формы правового статуса имущества.
Бесплатная юридическая консультация:
Муниципальное унитарное предприятие по своей сути является видом коммерческого образования, его правовой разновидностью, но с некоторыми особенностями. Наличие в его названии слова «унитарное» подразумевает то, что имущество и активы не являются собственностью предприятия, их нельзя разделить на доли между его участниками. Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.
Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.
Поэтому для них процедура проводится на общих основаниях в соответствии с указанным законом с теми же этапами и правилами, но с учетом особенностей его формы собственности, управления и правового статуса имущества.
В ст. 61 ГК есть определение ликвидации такой организации. Это система действий юридического и бухгалтерского характера, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При этом права и обязанности не передаются третьим лицам, то есть процесс осуществляется без правопреемственности.
В отличие от других объектов банкротства, процесс часто инициирует муниципалитет (государственное муниципальное образование местного самоуправления). Ликвидация осуществляется по их решению как собственников имущества и по судебному решению на основании и в порядке, установленном законом.
Бесплатная юридическая консультация:
Зачастую в ходе ликвидации МУП, начатой в досудебном порядке согласно добровольному решению собственника, ликвидационная комиссия устанавливает, что имущества недостаточно для выполнения требований кредиторов. Это значит, что обнаружены признаки банкротства, что, в свою очередь, обязывает кредиторов, ликвидационную комиссию, руководителя заявить в арбитражный суд иск о банкротстве.
Главным отличием МУП от обычных организаций является то, что ее руководитель не принадлежит к собственникам-учредителям. Хотя формально он принимает решение о банкротстве, но фактически это делается на основе распоряжения собственника имущества, то есть местной администрации, которой он направляет отчет о возникших обстоятельствах несостоятельности. Именно она принимает решение о подаче заявления в суд.
Процедура банкротства инициируется путем подачи иска в суд конкурсными кредиторами, работниками, самим должником, уполномоченными или государственными органами, к которым принадлежат также местное самоуправление. Именно они зачастую и выступают инициаторами в данном случае.
Выявление признаков банкротства МУП осуществляется, как правило, инициаторами процедуры.
Руководитель МУП и собственник его имущества обязаны, выявив потенциальные проблемы, сами подать иск о банкротстве в таких случаях:
Бесплатная юридическая консультация:
Особенности этапов МУП связаны с правовым статусом имущества и правами его собственника:
Каждая стадия вводится арбитражным судом на основе ходатайства и отчетов арбитражного управляющего. Если судом принято сразу решение о ликвидации, указанные этапы не применяются - вводится сразу конкурсная стадия.
Есть несколько разновидностей схем банкротства. Плановым или добровольным банкротством процедура именуется, когда решение о нем принимает сам должник при возникновении обстоятельств несостоятельности предприятия.
В случае с МУП решение фактически принимает местная администрация, хотя иск подается от имени должника. После принятия местной администрацией решения о банкротстве, руководитель МУП обязан подать заявление в суд в месячный срок с момента такого решения.
Если есть добровольное решение руководителя и собственника, МУП ликвидируется также и в досудебном порядке. Тогда формируется комиссия для ликвидации, проводится съезд кредиторов. Но если хотя бы одни из кредиторов имеет возражение, подается иск о банкротстве в суд.
Бесплатная юридическая консультация:
Зачем нужен залог при банкротстве и каким законом регулируется его удержание - читайте далее.
Принудительная ликвидация предприятия возникает, когда заявление подается сразу в суд кредиторами, его работниками или потребителями коммунальных услуг в случае несостоятельности управляющей компании.
Относительно очередности этапов процедуры есть три схемы. Первая стадия – наблюдение – всегда обязательная, остальные могут не вводиться, это зависит от состояния предприятия.
После наблюдения есть три пути развития процедуры:
Главные условия и причины банкротства МУП такие же, как и для коммерческих организаций: долги свыше 100 тыс. руб. и невозможность на протяжении 3 мес. выплатить их в добровольном порядке или невозможность кредитора удержать их через службу судебных приставов.
Бесплатная юридическая консультация:
Особенности диагностики возможности банкротства МУП включают то обстоятельство, что зачастую муниципалитет «скидывает» на такие предприятия свои финансовые проблемы, таким образом, банкротя его.
Описание условий и процесса банкротства МУП в добровольном порядке на примере стандартной процедуры поэтапно:
Ликвидация в принудительном порядке проводится согласно вышеуказанной таблицы посредством пяти стадий: наблюдения, оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. Процедура может включать меньше стадий (например, только первую и четвертую) в зависимости от особенностей процесса.
Особенности ответственности муниципального предприятия напрямую связаны с правовым статусом его имущества, которое принадлежит муниципалитету. МУП распоряжается им в порядке хозяйственного ведения, но это не значит, что такое имущество не подлежит включению в конкурсную массу.
Ответственность за нарушение процедуры банкротства наступает согласно УК и КоАП. Участники процедуры отвечают за сокрытие имущества, информации о нем, подделке бухгалтерских или учетных документов, за фиктивное банкротство, создание помех арбитражному управляющему.
Собственником имущества МУП является государственное муниципальное образование (органы местного самоуправления), которые по отношению к нему действуют в рамках своей компетенции, установленной законодательными актами об их статусе.
МУП отвечает всем своим имуществом. Такое предприятие не несет ответственности за действия органов самоуправления и иных муниципальных образований, исключая случаи, когда несостоятельность МУП вызывается собственником имущества. Тогда на собственника возлагается субсидиарная ответственность, то есть недостающие средства МУП компенсируется за счет его имущества.
Муниципальные предприятия зачастую выступают учредителями унитарных образований, в суде они выступают как третьи лица без самостоятельных требований, так как решение суда может влиять на обязанности публичного образования, если иск будет удовлетворен.
Муниципалитет в суде представляет его орган, но сам он как юридическое лицо не привлекается как третье лицо по делу. Его субсидиарная ответственность возникает лишь тогда, когда арбитражный суд признал МУП банкротом.
При ликвидации МУП всегда учитывают нюансы, связанные с организационной формой деятельности, полномочиями руководителя и с имуществом должника, поскольку их правовой статус достаточно сильно отличается от обычных коммерческих организаций.
МУП распоряжается двумя видами имущества: движимым и недвижимым. На начальных стадиях банкротства оно отвечает первым видом.
Кредиторские требования удовлетворяются из него до введения конкурсного этапа, но после его введения происходит прекращение всех полномочий собственника (муниципального образования).
Его право собственности по отношению к недвижимости МУП утрачивается, и она включается в конкурсную массу, из которой и удовлетворяются кредиторские требования: имущество из конкурсной массы продается на торгах, а средства распределяются меду кредиторами.
Если имущества МУП недостаточно для полной выплаты долгов, у муниципалитета возникает обязанность добавить недостающие средства, но только когда оно выступило инициатором процедуры.
Во всех иных случаях местная власть не несет ответственности по долгам МУП. Анализ судебной практики показывает, что нередки случаи, когда предвидя несостоятельность, муниципальное учреждение выводит из ведения МУП недвижимость, чтобы не включать его в состав конкурсной массы. Но такие действия успешно оспариваются кредиторами, а сделки признаются судом недействительными.
Ст. 65 ГК предусмотрено, что принимает решение о банкротстве собственник имущества, но в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что руководитель обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности сам, если обнаружены его признаки.
Возникает вопрос, имеет ли право руководитель принимать решение о банкротстве, ведь фактически оно подчиняется собственнику имущества – муниципальному образованию.
На практике эта ситуация разрешается так: руководитель направляет отчет или заявление собственнику о том, что обнаружены признаки банкротства. А тот решает, начинать процедуру или нет, издавая при этом соответствующий приказ. Решение принимает собственник, а заявление в суд подается от имени руководителя МУП.
В остальном действия ЖКХ предприятия такие же, как и при банкротстве обычных коммерческих организаций.
Законодательные акты, которыми регламентируется процедура:
Читайте подробнее о банкротстве при ипотеке по этой ссылке.
Отсюда вы сможете подробнее узнать о банкротстве подрядчика и взыскании с него НДС.
Получите БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию прямо СЕЙЧАС:
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Российская экономика переживает не лучшие времена. Экономическая блокада привела к росту конкуренции между предприятиями. Но не всем под силу выстоять в условиях инвестиционного упадка. Неспособность принять изменения и адаптироваться к новым экономическим реалиям, приводит к банкротству или является прямым его признаком.
Основные причины каждого конкретного случая сугубо индивидуальны и требуют тщательного анализа. Но, как правило, доведение предприятия до банкротства, напрямую связанно с несостоятельностью руководства. Основные ошибки руководства могут быть представлены в виде следующего списка:
Это далеко не полный перечень, и зачастую основой финансового упадка может быть целый комплекс причин. Это может показать детальный анализ финансовой деятельности предприятия. Подобный анализ факторов в обязательном порядке проходит предприятие, находящееся на грани банкротства.
В некоторых случаях, раннее выявление причин может спасти предприятие. Ведь процедура банкротства несет негативные последствия для всех агентов, контрагентов и работников данного предприятия.
Как правило, следом за банкротством неизбежно наступает ликвидация предприятия. В этот период будет производиться продажа всех активов учреждения, решение проблем с кредиторами и увольнение работников.
Все сотрудники предприятия увольняются по установленному порядку, по статье 180 ТК РФ. Об этом работодатель обязан уведомить персонал за два месяца до предстоящего увольнения. Т К РФ предусматривает обязанность работодателя выплатить компенсации при увольнении и уведомить ЦЗН. Обязательный порядок увольнения при ликвидации, выглядит следующим образом:
Оплата всех обязательств перед работниками осуществляется в первоочередном порядке, за счет средств вырученных от продажи основных активов предприятия. Лишь после выплаты работникам положенных средств, наступает черед кредиторов. Последствия этой процедуры негативно сказываются на репутации должника.
Основная причина банкротства, это ошибочное управление финансами организации. Реже, это намеренный ввод предприятия в упадок заинтересованными лицами. Это может быть сделано с целью реорганизации. Часто основной причиной может быть структурная недоразвитость организации или наоборот, чрезмерное увеличение подразделений.
Каковы бы ни были основные причины, это не должно отражаться на финансовом состоянии лиц, взаимодействующих с учреждением. Их интересы защищаются законодательством РФ. Есть ряд документов регулирующих порядок признания организации банкротом.
Федеральный закон от 26.10.2002 No 127 «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует правовой порядок осуществления процедуры. Она является сложной и многоступенчатой. Для нее определен строгий порядок основных действий. Инициировать процедуру может как сама организация, так и другие юридические лица, взаимодействующие с ней. Нужно отметить, что эта процедура несет негативные последствия для имиджа организации.
Необходимый порядок признания несостоятельности юридического лица:
На любом этапе возможно заключение мирового соглашения с кредиторами или работниками организации, что приводит к приостановлению процедуры. Это позволяет избежать всех негативных последствий в дальнейшем.
Неплатежеспособные организации можно выявить по схожим признакам, среди которых основные:
Все остальные признаки финансовой несостоятельности юридического лица можно разделить на внешние и внутренние.
Основные внешние признаки финансовой несостоятельности:
Основные внутренние признаки финансовой несостоятельности:
Помимо этих, есть ряд других признаков, прямо или косвенно влияющих на положение учреждения. Некоторые могут привести к негативным последствиям в долгосрочной перспективе. К ним относятся маркетинговые просчеты и другие виды управленческих ошибок.
Некоторые организации способны справиться с финансовыми трудностями. Те, кто не может этого сделать, вынуждены прибегать к признанию финансовой несостоятельности. Некоторые юридические лица сознательно идут на это, четко осознавая последствия увольнения для работников. Если инициация процесса является целью, в этом можно усмотреть признаки состава преступления. Что приводит к более серьезным последствиям.
Причиной такого поведение может быть целенаправленное хищение средств руководством. Этот вид действий влечет уголовную ответственность. Лицо, осужденное за финансовые махинации, может лишиться свободы. Если в деянии будут найдены признаки состава преступления.
Увольнение является стрессом для сотрудников. У многих из них есть кредитные, в том числе ипотечные займы. Поэтому, увольнение отрицательно сказывается на доходах, в период поиска нового источника заработка. Даже соблюдение всех выплат не делает положение работников лучше. Не всем удается найти новое место работы.
Среди предприятий практикуется увольнение персонала по статьям, не связанным с ликвидацией. Причиной этому, является нежелание оплачивать выходное пособие. Гражданам необходимо знать и отстаивать свои права. Не нужно писать заявления по собственному желанию, по той причине, что это лишит права на законные компенсации.
Последствия для рынка труда, после банкротства крупного предприятия, носят негативный характер. Основной причиной тому служит обострение конкуренции.
Последствия банкротства предприятия для работников менее серьезны, чем для поставщиков и кредиторов. Ведь имущества юридического лица может не хватить на покрытие всех расходов, которые подлежат выплате после расчета работников.
После подписания приказа об увольнении, работодатель обязан произвести полный расчет сотрудников. Основные выплаты, положенные при ликвидации юридического лица персоналу:
Это все предусмотренные правовым полем компенсации. В некоторых случаях, период оплаты может составлять до трех месяцев. Это относится к районам крайнего севера. Более не предусмотрено никакого порядка выплат.
Финансовый анализ организации несложно произвести, если известны общие суммы активов и краткосрочных обязательств. Эти данные легко получить, изучив основные финансовые отчеты и документы.
Проведем небольшой анализ на примере ООО «Шанс».
Для этого нам понадобятся основные сведения о финансовом состоянии фирмы. Допустим, нам известно, что:
Этого основные данные для проведения анализа.
Вычисляем коэффициент текущей ликвидности (Х1). Для этого нам необходимо разделить сумму оборотных активов на сумму краткосрочных обязательств.
Х1=4, 543,543/3,567,765
Х1=1,27
Далее необходимо вычислить коэффициент капитализации. Для этого необходимо сумму общих активов разделить на сумму долгосрочных долговых обязательств.
Х2= 1.21
Полученные при анализе коэффициенты необходимо вставить в формулу
Z= -0.3877 - 1.073*X1 + 0.0579*X2
Z= -0.3877 - 1.073*1,27 + 0.0579*1.21
Z= -0.3877 - 1.362 + 0.7
Z= -1.04.
Полученный анализ, где результат менее 0, свидетельствует о низкой вероятности банкротства.
В случае если z более 0, это прямой признак банкротства фирмы.
Существует метод более глубокого анализа, предполагающий выявление причин и признаков банкротства, на основе финансовых данных.