Представление цыганского костюма. Пёстрые шаровары или красный плащ: Почему традиционная одежда цыганок в разных странах отличается. Выкройка цыганской юбки

25.07.2020 Прочистка

Правильнее сказать – собрать.

Если Вы готовите личное выступление на карнавале и намерены выиграть главный приз за лучший костюм, возможно, Вам мои советы не слишком подойдут.

А вот для новогоднего корпоратива или проведения веселой вечеринки по другому поводу – это в самый раз, потому что цыганку я играла как раз на работе под Новый год.

Это было давно, интернет был еще массово недоступен, поэтому всё придумывали из головы и по памяти. Воспоминания, правда, были смутными, и опирались они на то, что видела в детстве: образы цыганок, которых изредка встречала на улице, нечастые выступления на ТВ цыганского театра «Ромэн» и культовый, наверное, фильм «Табор уходит в небо», который я смотрела в первый и последний раз на большом экране кинотеатра в возрасте 10 лет.

Впечатление было настолько сильным, что больше этот фильм никогда не пересматривала.

Костюм цыганки

я себе представляла так и только так:

  • Яркие цветастые юбки с очень широким подолом
  • Блузка с широкими рукавами-воланами
  • Платки на голове и/или талии
  • Много украшений на шее, блестящих и звенящих при движении – бусы, цепочки с золотистыми монетками, медальонами и пр.

Очень может быть, что сами цыганки мой костюм бы подправили, но когда я вошла в зал, где проходил корпоратив, никто не засомневался, что вошла именно цыганка. А это для нас самое главное. И это при том, что в наряде меня до выступления никто не видел, кроме одной девушки в кабинете, и я не черноглазая брюнетка, а сероглазая шатенка.

Как сделать костюм цыганки на корпоратив.

Точнее, как мы его делали.

Сначала придумали, что нам нужно – смотрите выше.

Потом стали соображать, что из этого есть у нас самих. Оказалось, что почти ничего – только одна юбка вроде бы не самой подходящей расцветки. О том, чтобы что-то докупить, вопрос почти не стоял – дорого, и негде особо, да и на один раз покупать смысла не было.

Стали потихонечку спрашивать у коллег, стараясь не раскрывать секрета. В итоге нам посносили несколько больших платков с бахромой, еще одну юбку и целую гору цепей и бус))

Завели большую коробку, написали на ней «Костюм цыганки», сложили туда все собранное добро, а сверху положили большой лист-список – кто что принес и когда нужно вернуть.

Одни люди хотели забрать свою вещь сразу после вечеринки (да и мне самой так было бы спокойнее), другие наоборот, просили отдать после праздников, поскольку раньше им совсем не до этого.

Сразу скажу – всё вовремя с благодарностью вернули, и этот список очень помог. Очень советую Вам тоже раскладывать все по тематическим коробкам и обязательно сразу записывать, а потом вычеркивать. Потому что это сначала кажется, что всё запомнишь, а когда набирается несколько коробок с разными костюмами, реквизитом для выступлений и плюс забивает голову волнение – никогда от него полностью не удается избавиться до самого конца мероприятия -, то забываешь все напрочь! Голова или пустая, или в ней с бешеной скоростью носятся умные мысли задним числом))) Так что складывайте и записывайте сразу!

Возвращаемся к костюму цыганки.

Проблемой оказалось найти блузку. Спустя несколько лет у меня случайно появилась нужная кофточка – хоть снова выступать иди! -, но тогда ничего даже близкого не находилось. Кажется, что-то принесли, но мелкое и очень открытое — я отказалась. После долгих раздумий решила просто надеть свое обычное черное платье, поверх него обе юбки и большой платок на одно плечо, завязав его по диагонали на талии. На шею – почти все принесенные украшения, кажется, еще и браслеты какие-то были, на голову – платок, завязанный сбоку.

Юбки оказались одной длины, и чтобы их красоту и количество было видно, я край верхней юбки заправила за пояс, показывая тем самым кусочек юбки, что под ней.

На фото как раз этот край попал в кадр – спасибо нашему любителю-фотографу, который окликнул меня, закрывающую кабинет. Он успел щелкнуть затвором, пока я оборачивалась. Потому и кисти платка на фото всё еще продолжают лететь))

Все остальные немногочисленные фотографии с вечеринки, к сожалению, или нечеткие, или очень темные.

Еще одно фото меня в цыганском костюме есть в статье, где , что передвинут шкаф.

Оно тоже может быть Вам полезным для создания образа цыганки.

Конечно, числу моих юбок было очень далеко до количества юбок Рады)) Специально для данной статьи я фрагментами прокрутила фильм «Табор уходит в небо» и нашла этот кадр: белое – платок, все остальное – юбки одной хозяйки, которые сушатся на берегу!

Но две моих, думаю, все равно лучше, чем одна))

Почитайте также цыганки – они Вам пригодятся на празднике. А я пока прощаюсь

с пожеланием удачно сделать костюм цыганки

и чувствовать себя в нем хорошо!

Ваша Эвелина Шестерненко.

Для выступлений.

А недавно задумалась, почему такой тип костюма — пышная юбка с воланами, блуза с широкими рукавами, золотые украшения — считается эталоном? Ведь все мы знаем, цыганки должны быть одеты в пестрые, очень пышные юбки, с обязательной розой в прическе и множеством золотых украшений. Мужчины - в красных рубахах, с кольцом в ухе и обязательно с медведем. Откуда пошло это представление? Стала читать, интересоваться, и вот какую информацию о цыганском костюме я нашла. Мне это кажется интересным. Надеюсь, и вам тоже.

Цыгане - древний народ, выходцы из Индии. Считается, что в Индии они относились к одной из низших каст, и это стало одной из причин их исхода оттуда. Далее цыгане расселились по всему миру. Изо всех стран и мест, где они жили, они вбирали культуру местного населения. Это сказывалось и на одежде. Цыгане всегда были бедны, поэтому их одежда была добыта у местного населения, или куплена по дешевке, или попросту украдена.

Есть у всех цыган общие черты и традиции, которые присущи всем группам.

Первое - это понятие «скверны». Считается, что вся нижняя часть половозрелой женщины нечиста. Поэтому цыганки всегда закрывают ноги, хотя могут ходить с практически обнаженной грудью, совершенно этого не смущаясь. Все, что соприкасается с ногами женщин - нечисто: юбка, обувь, пол и т.п. Кстати, интересный факт, некоторые группы цыган считают, что женщина осквернит весь дом, если поднимется на второй этаж. Поэтому они либо живут в невысоких домах, либо не разрешают взрослым женщинам подниматься на второй этаж. Но не все группы цыган думают так. Некоторые считают, что перекрытия хорошо предохраняют от скверны.

Кстати, слышала такую историю. В одном цыганском поселении как-то раз с утра один цыган увидел на своей машине женские туфли. Или кто-то подшутил, или решил осквернить его машину, неизвестно. Но, машину продали на следующий же день.

Возвращаясь к скверне, скажу то, что некоторые цыганки дополняют свой костюм фартуком, чтобы юбкой не осквернять вещи, до которых будут касаться другие люди.

Также заметной особенностью цыганок можно назвать то, что они носят своих детей на спине. Это стало необходимостью в их кочевой жизни, когда ребенка везде нужно было брать с собой.

Также все мы знаем огромную любовь цыган к украшениям, особенно золотым. Но это очень легко объясняется. Если, к примеру, европейский человек заработал много денег, он купит себе хороший дом, землю. А у цыган с древних времен постоянного дома не было и становиться оседлыми у них желания (или возможности) не было. Поэтому на заработанные деньги они покупали украшения и одевали все на себя, чтобы не потерялось.

Также интересно то, что цыганки ходят босые. Эта привычка у них зародилась еще в Индии.

Изменения костюма цыган можно разделить на периоды

1. Византийский период.

В XII – XVII в.в. цыгане, впервые появившись в Европе, выглядели очень необычно. Они долгое время прожили в Византии, и это наложило отпечаток на их костюм. Они носили нижнюю длинную рубаху и плащ.

Мужчины носили длинные бороды и серьги в ушах, что было в диковинку в Европе в то время. На головах у женщин были тюрбаны, одеты они были в длинные просторные рубахи у сверху носили покрывало, в которое заворачивали младенцев.

Цвета одежды были достаточно темными, серыми, коричневыми. Это можно объяснить как тем, что цветные красивые ткани в те времена стоили дорого, так и тем, что цыгане носили свою одежду подолгу, она выцветала и пачкалась, приобретая мрачный оттенок.

2. Период адаптированного костюма XVII — сер. XIX в.

В XVII веке по всей Европе были приняты антицыганские законы. Поэтому цыгане стали стараться одеваться в европейские платья, которые носились в стране, где они находились.

В этот период шли заимствования одежды, обстановки у жителей мест, где находились цыгане. В России, например, цыганки одевали кокошники, сарафаны, в их домах появились иконы и самовары. В Европейских странах происходило то же самое. Цыганки смело одевали лифы со шнуровкой, капоры и корсажи.

В это время у румынских и венгерских цыган начинают проявляться признаки костюма, который мы сейчас считаем традиционным.

Особенно хочется выделить такую группу цыган, как кэлдэрары (или котляры). Это цыганская этническая группа, которая сформировалась на территории Румынии.Именно они и создали «настоящий цыганский костюм ».

Их вклад в появление всем нам знакомого цыганского костюма можно выделить в отдельный период:

3. Считается, что котляры синтезировали в костюме все лучшее, что было у западных и восточных цыган.

Обязательными атрибутами костюма цыганки стали юбка, косынка и фартук.

Юбка длиной до щиколотки собиралась на талии в складки. Спереди обычно делали разрез, чтобы женщина могла одевать юбку не через голову, чтобы не осквернить верхнюю часть тела. Для той же цели служил и фартук. Также цыганка обязательно носила косынку, которую умела завязать множеством разных способов. А под фартуком женщины носили небольшие передники с карманом, куда складывали деньги и предметы туалета.

Цыганская тяга к золоту и украшениям теперь нашла свой выход. В это время у цыган появились деньги, что сразу отразилось на наряде цыганок. Они стали вплетать в волосы золотые монетки и украшать шею монистами. Монистами украшали себя только замужние женщины, молодые девушки могли позволить себе носить лишь одну монетку на шее.

Кстати, кэлдэрарки впервые увидели оборку на юбке у испанских цыганок и сразу же ввели ее в свой костюм. Правда, испанские цыганки предпочитали делать несколько тонких оборочек, а кэлдэрарки пришивали одну широкую. Красивый расширяющийся книзу рукав был тоже позаимствован у испанских цыганок.

Мужской костюм котляров тоже был достаточно интересным. Видно, что на него оказал большое влияние венгерский национальный костюм. Куртка с большими серебряными пуговицами, жилетка и штаны украшены красивыми аппликациями, высокие сапоги, головной убор, кожаный пояс. Также к костюму прилагался платок, прикрепленный для красоты к пиджаку, посох и трубка.

4. Последний период развития цыганского костюма. XX век практически полностью уничтожил все национальные костюмы, оставив им место на сцене, в музеях и частных коллекциях.

Одежда являтся важнейшим этнографическим источником.
Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда были ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы древнего индийского фасона сохранились до наших дней. В этот комплекс костюма, будто бы, входили широкая пёстрая юбка у женщин и жилетка у мужчин.1
Этот взгляд по всем позициям является неверным. Этнографы уже доказали, что старинная цыганская одежда не имела ничего общего с той, которая существует сейчас.
Для изучения цыганского костюма есть два пути: анализ литературных данных и анализ изобразительного материала. Оба метода уже использовались в науке. Существует работа польского учёного Леха Мроза и небольшая статья французского исследователя Во де Фолитье. Мы работаем по той же методике, но используем гораздо больший по объёму материал и, соответственно, имеем возможность сделать более глубокие выводы. Нами впервые составлена всеобъемлющая периодизация, и выявлены четыре этапа в развитии костюма. Исходный «индийский» этап сознательно не рассматривается, поскольку полностью отсутствуют литературные и иконографические источники.
Как и всё остальное, костюм надо рассматривать в историческом контексте. С этой точки зрения прослеживаются следующие закономерности:

Эволюция цыганской одежды .
Таблица 11

Что касается исходного слоя материальной культуры, сейчас представляется возможным сделать лишь несколько замечаний, касающихся скорее даже не костюма, а отношения к наготе. Как уже говорилось, у цыган существует система табу, называемая "пэкэлимос". Эти табу относятся к нижней части женского тела. Практическим следствием данной системы взглядов было то, что цыганки достаточно равнодушно относились к обнажению груди, но стремились прикрыть ноги хотя бы ветхим куском ткани. В Индии женщины из ряда нижних каст обязаны были ходить обнажёнными по пояс.2 Наверняка цыгане не являются потомками именно этих каст, но без сомнений языческое восприятие наготы как естественного состояния, сказалось на цыганском мировосприятии.

«Зачастую они носят пышный чепец, между тем как сами едва прикрыты куском холстины, и их закопчёная грудь выставлена на обозрение всему свету», - пишет в 1783 году Грельманн.3 Подобного рода свидетельств немало, а в дополнение к ним существуют зарисовки и фотографии, подтверждающие правоту «отца цыганологии».4 Кстати, в противовес тому, что думают современные цыгане, юбки у цыганок в старину могли быть очень короткими, часто по колено. Это видно по многим иллюстрациям данного издания. Несомненно, здесь сказались как бедность кочевников, так и соображения бытового удобства.
Удалось вычленить ещё три черты, являющиеся наследием индийского происхождения цыган и их странствий по Востоку: способ носить детей за спиной, манеру женщин ходить босиком, гипертрофированную любовь к драгоценностям
Эти три особенности были присущи большинству групп цыган.

Ребёнка за спиной принято носить у многих восточных народов. Не удивительно, что цыганки сохранили этот способ и в окружении европейцев. Образ жизни вынуждал их постоянно брать детей с собой на заработки, и не расставаться с ними во время переездов. В то же время женщине требовалась свобода рук. Древность и распространённость этого обычая подтверждается обширным изобразительным материалом.

Манера женщин ходить босиком объясняется не только индийскими привычками, но и распределением занятий в семье. Изначально обуви не имели ни мужчины, ни женщины (как и всё население древней Индии). Появившись в Европе, цыгане осознали, что в этом регионе обувь является атрибутом солидности и достатка. Мужчины торговали изделиями своего ремесла и лошадьми, следовательно для того, чтобы коммерция шла удачно, им необходимо было показать себя равноправными партнёрами в сделке. Отсюда - появление сапог, которые стали почти обязательной приметой цыгана. Женщины, в свою очередь, зарабатывали попрошайничеством и гаданием. Для этих занятий выгоднее было ходить босиком. Во-первых, это был внешний признак нищеты, вызывающий сочувствие. Во-вторых, босая гадалка выглядела экзотичной дочерью далёкой жаркой страны (по устоявшемуся тогда мнению - Египта). Особенно хорошо это действовало в холодных странах Европы в зимнее время. Сами же цыганки, обладая с детства закалкой, не испытывали особых неудобств.5

Обычай носить детей за спиной и сейчас можно увидеть на московском Арбате.

Наконец, гипертрофированная тяга к золоту и серебру объясняется чисто материальными факторами. Известно, что в Индии даже самые бедные семьи стремятся иметь на чёрный день капитал в виде золотых браслетов, серёг, колец и тому подобного.6 Естественно, соответствующие восточные привычки не могли не закрепиться у цыган, которые в силу кочевого образа жизни были лишены возможности вкладывать деньги в землю и недвижимость. Более того, кочевникам было неудобно зарывать клады, или, уходя на заработки, оставлять своё единственное богатство в шатре - под ненадёжным присмотром маленьких детей и стариков. Обычай носить на себе золото и серебро сказался на ментальности цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец, заработав определённую сумму, в первую очередь обзаводится домом, приличной одеждой, и только потом одевает драгоценности, то у цыган всё обстоит иначе. Литература изобилует описаниями босых, одетых в лохмотья цыганок, имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра. Уже парижская хроника 1427 года свидетельствует, что женская одежда «состояла лишь из ветхого покрывала, сделанного из очень грубой ткани и завязанного через плечо при помощи тесьмы или верёвок, под ним только и было, что убогая сорочка. Короче, это были беднейшие создания, которые когда-либо на человеческой памяти пребывали во Франции... У большинства, или почти у всех оба уха были проколоты, и в каждом ухе было серебряное кольцо, а то и два...»7
Три столетия спустя Грельман оставил удивлённое замечание о цыганской шкале приоритетов. В зимние холода цыган не станет приобретать шубу, подбитую мехом, зато охотно купит поношенную куртку с серебряными или золотыми галунами. Эти куртки, на которых блестят пуговицы размером с жёлудь, мужчины одевают поверх грязных лохмотьев - и ходят с такой спесью будто они хозяева мира.8

Ещё через полтора столетия, уже в 1930 году румынский профессор С.Попп-Сербиану описал цыганок своей родины следующим образом: «Зажиточные женщины носят на груди золотые мониста, прочие - фальшивые ожерелья и жемчуг. Каждая женщина имеет длинные серьги, кольца на пальцах и разного рода браслеты на запястьях. Все они ходят босые.»9

I. «Византийский» цыганский костюм. Перед появлением в Западной Европе, цыгане двести лет прожили в Византии. Именно там кочевники переняли существовавшую с V века одежду: нижнюю рубаху с длинными рукавами и плащ из тяжёлой ткани. Как известно, данный фасон был развитием античной тоги.
В романский период влияние этой моды испытала вся Европа. Судя по изобразительному материалу, плащ и рубаха были широко распространены во всех странах Запада. Тем не менее, в готическую эпоху появились облегающие фасоны, и «византийская» мода осталась в прошлом.10
В XV столетии, когда в Западной Европе появились первые таборы цыган, они выглядели экзотично прежде всего потому, что византийско-романский стиль был уже «хорошо забытым старым».
Записи из Арраса, относящиеся к 1421 году детально описывают кочевников. Мужчины смуглые, с густой бородой и длинными чёрными волосами. На голове у женщин были тюрбаны. Просторные воротники их сорочек почти открывали грудь. Поверх рубах цыганки носили покрывало из широкого сукна, завязанное через плечо; в эту ткань они заворачивали младенцев. И у женщин, и у детей были кольца в ушах. Французский исследователь Во де Фолитье справедливо заметил, что всё это было очень непривычно. В ту эпоху мужчины Западной Европы брили бороды и стриглись коротко, да и серьги были ещё неизвестны.11
Подчеркнём, что указанные элементы костюма (сорочка и плащ через плечо) встречается не только в литературных источниках, но и у художников той эпохи. Нам не удалось обнаружить ни одной картины или зарисовки, относящейся к XV-XVII столетиям, где присутствовали бы такие «знаковые» цыганские атрибуты, как мониста, косынка или пёстрая юбка с оборкой. Напротив, все авторы изображают «византийский» покрой. Вот далеко не полный список художников, рисовавших в ту эпоху цыган:

Франция: Jacques Callot, Jacob Grimmer, Georges de la Tour, Vallentin de Boulogne, Vouet Simone.
Италия: Nicolas Regnier, Filippo Napoletano, Matteo Pitocchi, Mattia Preti, Leonello Spada, Michelangelo Cerquozzi, Vincenzo Gemito, Michelangelo Сaravaggio.
Германия: Weigel Christoph, Guler von Weineck.
Нидерланды: David Teniers, Jan Van Goyen, Ieronimus Bosch, Gerrit Adriaensz de Heer, Ferdinand Bol, Jan Wouwermans, Abraham Govaerts, Maerten de Cock, Paul Bril, Lucas van Valckenborch, Jan Cossiers, Bartholomeus Breenbergh.12

Картины данных художников можно рассматривать как достоверный источник прежде всего потому, что на них с безукоризненной правдивостью отражены костюмы дворян, крестьян и горожан - представителей коренных национальностей. Несомненно и внешний вид «египтян» отражён на полотнах, благодаря зарисовкам с натуры.

Наряд "египтянки" с картины Б.Бренберга. Фрагмент. Середина XVIII века.

Интересно отметить, что яркость и пестрота, которая являлась в начале XX века отличительной особенностью костюма цыганки, в те времена были не характерны. Цветовое решение чаще всего было тусклым: не редкостью были серый, коричневый, блекло-синий цвет. Встречались даже чёрные балахоны. На наш взгляд, это объясняется дороговизной ярких цветных тканей, а также тем, что цыганки носили одну и ту же одежду подолгу: она пачкалась, выгорала на солнце, мокла под дождём и т.д.13
Что касается тканей с узорами, то в эпоху позднего средневековья и Возрождения их могла себе позволить только европейская знать. Орнамент вышивался вручную, и такая одежда стоила очень дорого. Дешёвые набойные ткани с цветными узорами появились только в XIX веке - и только тогда цыганки стали приобретать их себе на юбки.
В момент появления в Западной Европе и мужчины и женщины носили тюрбаны. Мы не будем на этом останавливаться, так как цыганские головные уборы отдельно рассмотрены в конце главы, причём в развитии.
«Византийский» плащ просуществовал до того времени, когда в Европе появились многочисленные антицыганские законы, и постепенно был вытеснен европейским платьем. Это не значит, однако, что он исчез бесследно. В России XIX века его носили так называемые «плащуны», выходцы из Молдавии.14
Из Польши XIX века исходит следующее свидетельство: «Женщины одеты во всё, что подвернётся, их волосы капризно разбросаны по спине и плечам. Однако, стараясь сохранить национальный вкус в своей одежде, они заворачиваются в простыни, которые не сшиты, а носятся на манер римской тоги, завёрнутой через плечо, так что их правая рука, над которой простыня завязана, остаётся свободной и неприкрытой.»15
Однако, эти и подобные им описания относятся лишь к отдельным реликтовым группам (чаще всего восточной ветви цыган). Уже в XVIII веке состоялся переход ко второму этапу - когда в таборах стали носить европейское платье.

II. Адаптированный костюм. Смена костюма цыганами, жившими в странах Западной Европы, в значительной степени была вынужденной. В семнадцатом веке повсеместно были приняты антицыганские законы, и кочевому народу стало опасно внешне отличаться от окружающего населения. В Провансе женщин, схваченных в цыганской одежде, подвергали порке. Похожие законы были приняты в Португалии и Испании.16 Но дело было не только в законодательном запрете носить цыганский костюм. Пожалуй, важнее была общая обстановка, в которой арест грозил мужчинам - смертью, а женщинам - поркой и клеймлением. Об изменениях в одежде можно судить не только по живописи, но и по официальным бумагам. При арестах составлялись описания примет. Фолитье приводит один из подобных документов, относящийся к 1748 году, где говорится об аресте четырёх цыганок 75, 30, 20 и 14 лет. Вещи, которые были одеты на арестованных были те же, что и у немок: капор, платье, юбка, фартук. Цветовое решение было очень неброским, доминировали чёрный, серый, белый и коричневый цвет. Только у девочки были юбка и лиф красноватого оттенка. Две из четырёх даже имели обувь.17
То, что в данном случае мы имеем дело именно с мимикрией, показывает дальнейшая история синти. Когда в XIX веке стало безопасно появляться на улицах, немецкие цыганки, сохранив местный силуэт, стали носить юбки ярких цветов и броские пёстрые платки.18
Возвращаясь к началу перехода на «адаптированный» костюм, подчеркнём, что процесс этот был неизбежен, поскольку и в Восточной Европе, где не было террора, одежда испытала сильное влияние местных традиций. Таким образом, речь идёт лишь о сроках, в течение которых цыгане переходили от так называемого «византийского» костюма к одежде, более соответствующей данной обстановке.
На цыганской одежде прослеживается общая для всех народов закономерность, отмечаемая этнографами: женский костюм консервативнее мужского. Цыганские мужчины примерно на 50-100 лет раньше перешли на европейское платье, что доказывается хотя бы известными гравюрами Калло, созданными в XVII веке. Цыгане на этих графических листах одеты в штаны, куртки, сапоги и широкополые шляпы с перьями, в то время как цыганки ещё не успели облачиться во французские платья. На них по-прежнему рубахи и просторные накидки через плечо.
Ассимиляционные процессы должны были идти ещё и потому, что в таборах не было собственного ткацкого производства и пошива готовых изделий. В сущности, цыгане и цыганки одевались в то, что удавалось добыть у местных жителей. Это дало повод одному автору XIX века к меткому замечанию: «Одежда цыган отличается простотой и фантастичностью, они не имеют своего народного костюма, но покрываются обыкновенно лохмотьями той страны, в которой кочуют »19
Эти слова, сказанные более века назад - по сути, исчерпывающая характеристика второго периода. Кочевое племя ходило в платьях, выпрошенных у местных обывателей, или купленных за бесценок - это были лохмотья отдалённо напоминающее национальные костюмы европейских народов. Таким образом, относительно единый восточно-византийский наряд распался на десятки направлений, в которых, в зависимости от страны проживания, проявлялись славянские, французские или испанские черты.
Наиболее показательным выглядит наряд русских цыганок, зафиксированный на зарисовке английского путешественника Аткинсона. Этот художник издал в 1803 году альбом о быте и костюмах России. Цыганки на его зарисовке с натуры предстают в кокошниках, душегреях и шалях. Волосы их, как и у русских женщин заплетены сзади в косу и завязаны лентой. Только ребёнок за спиной придаёт рисунку «цыганский» оттенок.

Естественно, сарафаны и кокошники недолго оставались приметами русских цыганок. Уже в середине XIX века кокошник стал анахронизмом даже в крестьянской среде, и общие изменения, которые шли в костюме русского простонародья тут же оказали влияние на цыган. Этническая группа русска рома стала носить более современную деревенскую одежду. Заимствования шли по всем направлениям. В быт проникали зеркала, самовар, православные иконы, образующие в шатре «красный угол».
Те же процессы заимствования шли и в остальных странах. В Польше, Сербии, Германии, Бельгии мы видим на женщинах лиф со шнуровкой. В Англии - капоры и очень откровенные корсажи.20 Определённый интерес представляет книга Джорджа Борроу, описавшего мужской и женский облик середины XIX столетия: «Женщина была дородная, лет ей было тридцать-сорок. Голова её была ничем не покрыта; длинные волосы, разделённые на пробор, свешивались почти до пояса двумя конскими хвостами... Руки её были голые, грудь наполовину прикрыта несерьёзного вида корсажем, ниже которого была только исподняя юбка из грубой ткани - и ничего более.»
Муж был одет более обстоятельно:
«Из несколько заострённой кверху шляпы, торчало павлинье перо, поверх безрукавки из недублёной овчины он набросил грубую куртку красновато-коричневого цвета; короткие штаны, принадлежавшие, верно, некогда солдату... прикрывали ноги до колен; на голенях у него были чулки из синей шерсти, а на башмаках огромные старомодные пряжки.»21

Бугро. "Цыганка". 1890 год.

Немецкий автор того же периода Рихард Либих отмечает пристрастие этнической группы синти к сапогам с блестящими шпорами. В этом он усмотрел характерную для цыганской ментальности тягу к внешним эффектам.
Важнейшим отличительным признаком цыганской одежды была крайняя бедность. Очень выразительны зарисовки с натуры, сделанные во французских горах Вогезы писателем Мериме и художником Т.Шюлером. На них нет ни монист, ни пёстрых тканей. Оба автора изображают молодых босоногих цыганок в коротких, свисающих лохмотьями юбках, и простых рубахах, сползающих с плеч или едва запахнутых на груди. Та же лапидарная простота отражена и на гравюре «Цыгане», созданной французским художником Манэ в 1862 году. Его цыган-гитарист одет в покупную одежду, головным убором был картуз.

Изобразительный материал по цыганам-кале очень велик. Теснейшее родство между испанским народным костюмом и платьем кале не требуют доказательств. Короткие мужские куртки, женские платки, обматывающие грудь крест-накрест, юбки с узором в горох и многочисленными оборками стали приметами испанских цыган.24
Наибольший интерес для нас представляет адаптированный костюм восточноевропейской ветви кочевого народа. Здесь развитие также не выпадало из общего для всех групп закона, но именно цыганам Румынии и Венгрии удалось синтезировать на основе местной материальной культуры то, что сейчас ошибочно называют традиционным цыганским костюмом.

В XVIII и начале XIX века одежда кочевых цыган, по сути, была лишь более примитивной копией влашской или молдавской одежды. Вот как описывает Даль молодого цыгана-кузнеца: «На нём была рубаха и шаровары, то и другое, как казалось, бессрочное, бессменное, чёрное, изодранное. Вместо пояса на нём был широкий ремень, украшенный медными бляхами и пуговицами; шапки на голове не было вовсе, а в угольном мешке лежал, может быть некогда синий кафтан, весь в лохмотьях.» 25

Молодая жена кузнеца описана тем же автором в другом произведении: «...Одежда на ней была та же, как и на прочих и как носят все волошские и молдавские цыганки: шерстяная, полосатая юбка, такой же пояс в ладонь ширины, на голове платок, повязанный по-цыгански, то есть свисший одним углом по спине: на плечах рубашка, ноги босые...»26

Тем не менее, у некоторых групп уже начинают появляться первые признаки «истинно цыганского» облика. Так на картине румынского живописца Теодора Амана изображён обычный крестьянский наряд: цыганка одета в красную юбку с чёрным узором и белую рубаху румынского стиля; на её шее простые красные бусы. Вместе с тем способ повязывать косынку, сдвигая её на затылок и по особому заплетённые волосы являются первыми ростками кэлдэрарского стиля.

III. Кэлдэрарский костюм и его производные. Кэлдэрарский костюм является не просто адаптированным вариантом европейского платья - это синтез всего лучшего, что существовало у западной и восточной ветви цыган. Этот синтез был бы невозможен без кочевья по всему европейскому континенту, но история кэлдэраров сложилась именно так, что во второй половине XIX века они двинулись из Румынии и Венгрии во все страны Западной Европы, и в короткий срок завершили процесс создания национального костюма. Здесь совпал ряд исключительно благоприятных факторов психологического и экономического характера. Цыганская тяга к золоту, не подкреплённая прежде материальными возможностями, при наличии больших заработков реализовалась в богатых украшениях. Пока цыгане кочевали в пределах Румынии и Австро-Венгрии, мы не видим на картинах монист и серебряных монет, вплетённых в косы. Не видим мы этих дорогих украшений и на первых зарисовках, сделанных художниками в тот период, когда первые «венгерские имммигранты» разбили свои таборы в предместьях французских городов. На шее у женщин в шестидесятые годы XIX века обычные бусы. Стоило, однако, трудолюбивым ремесленникам заработать первые солидные суммы, как женщины вплели в волосы монеты и украсили шею золотыми монистами. Это нельзя считать собственно цыганским атрибутом, поскольку во всей Восточной Европе принято было украшать волосы, одежду и косынку монетами. Более того, восточноевропейские женщины, скорее всего, пришли к этой моде под турецким влиянием (Балканы столетиями находились под властью Османской империи). Как только предоставилась материальная возможность, кэлдэрарки украсили себя золотыми монистами, которых прежде были лишены, и на Западе это было воспринято как элемент чисто цыганского костюма.

Мониста являлись частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она просватана. Точно так же, косынка, закрученная по бокам и завязанная сзади, отражала семейный статус. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Фартук служил прежде всего для того, чтобы защитить домашнюю утварь от опоганивания юбкой (система табу пэкэлимос, о которой мы уже упоминали). Замужняя кэлдэрарка закручивала волосы на висках жгутом; эти косицы назывались амболдинари. В косы вплеталась лента-плетеря, с нашитыми на неё монетами-теляри (цыганское искажение слова «талер»). По всей видимости такая причёска, когда косицы или пряди свисали у женщин с висков, существовала много столетий подряд. Возможно, это даже часть индийского субстрата. Эту деталь женской причёски можно проследить уже на самых ранних европейских зарисовках, а далее на графике Калло, картине Жоржа де Латура XVII века, и на немецкой гравюре XVIII столетия.27 Кэлдэрарки только придали древней традиции законченный выразительный вид.
Кэлдэрарская юбка относится к несшитым формам поясной одежды. Впереди юбка разрезана, то есть это кусок присборенной ткани с оборкой внизу. Разрез существует для того, чтобы женщина не одевала юбку через голову и, таким образом, не опоганила верхнюю часть тела. Юбки у кэлдэрарок на этапе их перекочёвки в Западную Европу были без оборки. Это важно подчеркнуть, поскольку, на наш взгляд, синтетический характер национального цыганского костюма заключается в том, что котлярские таборы очень удачно заимствовали оборку на юбке у испанских цыганок этнической группы кале. Изобразительный материал позволяет сделать вывод, что данное заимствование произошло в 1880-х годах, и уже к началу XX века, благодаря исключительной мобильности таборов лудильщиков, внедрилось у кэлдэрарок всей Европы. Следует обратить внимание на то, что заимствование не было слепым. Испанские цыганки любили нашивать оборки в несколько ярусов и предпочитали ткани с рисунком в горох. Котляркам же нравились пёстрые покупные ткани с цветочным орнаментом, и оборка на их юбках была только одна (она составляла по длине примерно от трети до половины юбки). Появилась оборка и на фартуке.

Вторым заимствованием в Испании был покрой рукавов. До выхода с Балкан, кэлдэрарки носили обычные крестьянские рубахи с манжетами или простыми прямыми рукавами. У испанских цыганок они увидели красивый расширяющийся силуэт. Благодаря этому в тех же восьмидесятых годах XIX века появилась классическая женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким - до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, зачастую брали не гладкую, а покрытую узорами материю. Эта новая цыганская мода обратной волной ушла на Балканы и в Россию.
Дополнением к женскому наряду была шаль. С одной стороны, это было отражением общей для всей Европы и России женской моды XIX столетия. С другой стороны, причины увлечения этой деталью одежды были у цыганок глубже. Как мы уже показали, на протяжение всей истории в таборах была очень сильна традиция носить накидки, покрывала. Ими защищались от дождя, в них заворачивали детей, их растягивали над головой на ветках во время стоянок. Отсюда огромное разнообразие способов носить шаль, недоступное прочим европейским женщинам. Румынки, русские, француженки накидывали платок на голову, или на плечи. Цыганки вдобавок к этому обматывали шаль вокруг тела, завязывали через плечо, повязывали на бёдра, и так далее.
Котлярский мужской костюм был не менее выразительным, чем женский. Он был очень красив и пронизан чувством меры. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Как и у венгров, у кэлдэраров были украшены вышивками-аппликациями куртки, жилетки, штаны. Высокие сапоги из кожи с узорчатой выделкой также были данью венгерской моде. Интересно, что массивные серебряные пуговицы-бутоны были у венгерских цыган уже в начале волны миграций, что прослеживается по зарисовкам того времени. Явно восточноевропейского образца также широкие кожаные пояса и головные уборы. Тем не менее, всё это в комплексе было уже именно цыганским, благодаря продуманной соразмерности деталей.

Дополнительными аксессуарами мужского костюма были платок, посох и трубка. Платок крепился к пиджаку, образуя спереди дугу и свисая складками с бедра. Никакой функциональной нагрузки он не нёс, и был нужен только для красоты. Высокий посох с серебряным набалдашником и трубка подчёркивали мужскую основательность, неторопливость цыгана. Впрочем, курили и женщины. Трубки были богато украшены полированным деревом, костью и металлом.

Благодаря интенсивным переездам кэлдэраров, их комплекс мужской и женской одежды оказал влияние на прочих цыган. Многие его элементы вошли в обиход других цыганских групп.

IV. Вторая адаптация. Двадцатый век оказался враждебен всякой национальной самобытности. Индустриальная цивилизация уничтожила в Европе практически все разновидности народных костюмов. Естественно, и цыганский костюм не мог долго противостоять общемировой тенденции. Как и в первый раз, вначале усреднённому европейскому стилю подчинились мужчины. Вместо жилетов с серебряными бутонами они одели обычные пиджаки; сапоги постепенно сменились ботинками. Уже ко времени Второй мировой войны исчезновение мужского цыганского костюма была предрешено. Цыганки дольше сохраняли самобытность в одежде. Но в наше время даже самые традиционные группы (кэлдэрары и влахи) не могут полностью удержать достижения предыдущих поколений. Фактический переход на оседлость привёл к тому, что золотые украшения стало безопаснее хранить дома, а не носить на себе. Серебряные монеты в волосах уже никто не носит, золотые мониста в лучшем случае стали семейными реликвиями. На свадьбах и праздниках у большинства этнических групп и мужчины, и женщины одеты в современном европейском стиле. Чем богаче цыгане, тем быстрее и успешнее они осваивают новые веяния моды. Даже пестрота расцветок, которая весь двадцатый век казалась непременным атрибутом цыганского вкуса, почти полностью исчезла. Сейчас в Москве отдаётся предпочтение чёрному цвету костюмов и вечерних платьев. Делая прогноз на будущее, мы уверены, что через несколько поколений то, что мы называем традиционным цыганским костюмом, можно будет увидеть только в кино и на сцене.

Эволюция головного убора у цыган. Для удобства восприятия мы рассматриваем эту тему отдельно. Проанализированные источники позволяют проследить эволюцию головных уборов за последние пятьсот лет.
Самым древним из известных нам цыганских головных уборов является тюрбан, перевитый по ободу лентами. Мужчины не долго носили такие тюрбаны - уже через столетие после появления в Западной Европе они привыкли к шапкам, шляпам и беретам местных фасонов. Следить за трансформациями женских головных уборов гораздо интереснее.

Первым серьёзным изменением стала завязка вокруг подбородка. Поначалу это была просто широкая полоска ткани, которую обвязывали вокруг головы, прижимая тюрбан сверху. Произошло это к концу XV века.

Следующий этап относится уже к семнадцатому и восемнадцатому столетию. В это время цыганки стали носить то же, что и все окружающие женщины: вначале покрывала из гладкой или узорчатой ткани, а потом обычные европейские чепцы, а также завязанные узлом под подбородком платки.

Только в XIX женщины в кэлдэрарских таборах стали носить косынки, закрученные по бокам жгутом.
*****
Итак, изображения одежды в живописи и графике могут служить важным этнографическим источником. Они позволяют проследить миграции цыган, даже если нет никаких литературных данных. Имея изобразительный ряд, можно не только определить принадлежность цыган к какой-либо этнической группе, но и попутно изучить материальную культуру: род занятий, орудия труда, способ ставить палатку, тип повозки и т.д. Однако, подчеркнём, что пользоваться этим источником можно только после всестороннего изучения очень большого количества материалов. Как и в случае с литературными источниками, необходимо отсеивать недостоверную информацию, вызванную незнанием или фантазией художников. Следует хорошо разбираться в истории искусств (чтобы знать, насколько реально отражал данный автор окружающую действительность). Нужно быть специалистом по материальной культуре окружающих цыган народов (чтобы выявить заимствования). Авторы данной монографии считают себя подготовленными к решению этих задач в силу этнографического и художественного образования, а также длительной профессиональной работы в указанных сферах.

1. Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». М., 1990. С. 44-45.;
Смирнова-Сеславинская М. Раджастхан - колыбель цыганской культуры. Шунэн ромалэ. М., 1998. № 1. С. 16.
2. Снесарев А.Е. Этнографическая Индия. М., 1981. С. 215.
3. Grellmann H.M.G Histoire des Bohemiens. P., 1810. Р. 80.
4. Asseo Henriette. Les Tsiganes; une destinee Europeenne. Gallimard, 1994. Ill. P. 46;
. A tarsadalom peremen; Kepek a magyarorszagi ciganyok eletebol. Budapest, 1989. Photo № 9, 107;
Szuhay Peter; Barati Antonia. Kepek a magyarorszagi ciganysag 20. Szazadi tortenetebol. Budapest, 1993. Photo № 55;
Gronemeyer Reimer; Rakelmann Georgia A. Die Zigeuner: Reisende in Europa. Koln. 1988. Ill. P. 122;
Григореску. Бухарест, б.г. рис. на С. 21;
Hayes John. Gainsborough, paintings and drawings. Great Britain, 1975. Ill. P. 113;
Block Martin. Zigeuner. Lpz., 1936. Photo № 28.
5. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 82.
6. Снесарев А.Е. Этнографическая Индия. М., 1981. С. 175.
7. Vesey-Fitzgerald Brian. Gypsies in Britain. Lnd., 1944. Р. 17-19.;
8. Grellmann H.M.G. Histoire des Bohemiens. P., 1810. Р. 77-78.
9. Popp-Serboianu C.J. Les Tsiganes. P., 1930. P. 78.
10. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1986. С. 87, 88, 101, 105, 108.
11. Vaux de Foletier Francois. Iconographie des «Egyptiens». Gazette des Beaux-Arts. IX. 1966. Р. 165-166.;
Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961. Р. 55-57.
12. Asseo Henriette. Les Tsiganes; une destinee Europeenne. Gallimard, 1994. Ill. P. 13, 17, 20-21, 27, 29, 30, 31, 34;
Bernt Walther. Die Neederlandischen maler des 17 Jahrhunderts. Munchen, 1969. Vol. 1. Ill. P. 193, 241, 437;
Bernt Walther. Die Neederlandischen maler des 17 Jahrhunderts. Munchen, 1970. Vol. 3. Ill. P. 1216
Callot Jacques. Das gesame werk. Brl., 1972, Vol. 1. Ill. P. 658, 661, 663, 669; Vol. 2. Ill. P. 1075, 1079;
. Le Louvre. P., 1971. Vol. 2. Ill. 211;
Dutch Prints of Daily Life. Kansas, 1983. Ill7 P. 144, 149;
The Italian followers of Caravaggio. Massachusetts, 1967. Vol. 2. Ill. 172, 310, 310;
La mostra della pittura Napoletana del secoli XVII-XVIII-XIX. Napoli, 1938. Ill. P. 309;
Leveque Jean-Jacques. L’Ecole de Fontaine-bleau. Neuchatel, 1984. P.139;
. The National Gallery Collection. Lnd., 1987. Ill. P. 143;
Musees de France Repertoire des peintures italiennes du XVIII siecle. P., 1988. Ill. P. 146, 259;
National Gallery Illustrated General Catalogue. Lnd., 1973. Ill. P. 608, 687;
Schweers Hans F. Genre Bilder in deutschen museen. Munchen-NY-Lnd-P., 1986. Ill. 154;
Vallentin de Boulogne. Milano, 1966. Ill. 2., Ill. VII;
Zeri Federico. La Galleria Spada in Roma. Sansoni-Firenze, 1954. Ill. 47.
13. L’opera completa di Bosch. Milano. 1966. Ill. XXIe;
Le musee d’Art Ancien Bruxelles. Bruxelles, 1988. Ill. P. 54
Mille peintures des musees de France. Gallimard, 1993. Ill. P. 225, 243;
14. С.С. Цыганы в России. Иллюстрированная газета. СПб., 5.II.1870. № 6.;
Московские ведомости. М., 1864. № 153. со сноской на Одесский вестник.
15. Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. Р. 59.
16. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972. Р. 50.
17. Vaux de Foletier Francois. Iconographie des «Egyptiens». Gazette des Beaux-Arts. IX. 1966. Р. 170.
18. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 82.
19. Цыганы в Румынии. Иллюстрированная газета. СПб., 1870. № 17.
20. Hayes John. Gainsborough, paintings and drawings. Great Britain, 1975. Ill. P. 113.
21. Borrow George. Lavengro the Scholar, the Gypsy, the Priest. NY., Lnd., 1905. Р. 29-30.
22. Munchner Maler im 19 Jahrhundert. Munchen. 1983. Vol. 4. Ill. P. 358;
Etudes tsiganes. 1980. № 4. Ill. Р. 19.
23. Macfie Robert. With gypsies in Bulgaria. Liverpool. 1916. Ill «A Zagundzhi woman»;
Природа и люди. 1901/1902. № 8. Илл. на С. 125;
Pittard M. Eugene. Les Tziganes ou Bohemiens. Geneve. 1932. Ill. 45;
Lacio drom. 1981. № 6. Ill. P. 29.
24. Lo-Johansson Ivar. Zigenare. Halmstad. 1963. Ill. Zigenerskorna dansar;
La Fotografia en Espana hasta 1900. Madrid. 1982. Ill. P. 51;
Mondejar Publio Lopez. Las Fuentes de la memoria fotografia y sociedad en la Espana del siglo XIX. Spain. Ill. P. 138.
25. Даль В.И. Цыганка. Полное собрание сочинений Владимира Даля (казака Луганского). СПб-М., 1898. Т.7. С.66-67.
26. Даль В.И. Цыганка. Полное собрание сочинений Владимира Даля (казака Луганского). СПб-М., 1897. Т.5. С.43.
27. Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961. Ill. 24;
Mode Heinz, Wolffling Siegfried. Zigeneur. Lpz., 1968. Ill. 62;
Asseo Henriette. Les Tsiganes; une destinee Europeenne. Gallimard, 1994. Ill. P. 31;

Каждая вторая статья о цыганах начинается с напоминания, как выглядят цыганки: пёстрые юбки, мониста и платки. Журналисты, писатели, художники и режиссёры фильмов настолько уверены, что цыганский костюм им хорошо известен, что помещают в одной и той же юбки в розах и воланах цыганок в средневековую Европу и современную Индию, наполеоновские времена и эпоху мушкетёров. Кто же носит розы и оборки? И что носят остальные?

На самом деле, национальный цыганский костюм различался от страны к стране и менялся от эпохи к эпохе, пока не принял несколько более или менее определённых форм. В основном, цыганки считают традиционной одеждой ту, которую носили последний раз перед тем, как перешли на то, что можно просто купить и надеть.


То, что в сознании большинства людей - универсальный народный цыганский костюм, начали шить кочевые цыганки Румынии в конце девятнадцатого века. После того, как в Румынии отменили крепостное право по расовому признаку и цыгане получили свободу. Это широкая юбка, с воланами или, чаще, без, и просторная блузка с воротом, открывающим шею, а у замужних ещё и платок, повязанный узлом на затылке, и огромный фартук, повязанный, словно ещё одна верхняя юбка.


Кочевые румынские цыгане стали разъезжать по ближайшим странам, и вскоре их фасон подхватили многие восточноевропейские цыганки. Включая российских. Дольше всего сопротивлялись новой моде, возможно, наши хоры. Ведь у них уже был сложившийся костюм: казакин у мужчин, шаль поверх обычного платья у женщин (иногда ещё и тюрбан на голове из второй шали). Однако зрителям хотелось больше яркости, экзотики, кочевого вида, и хоровым цыганам пришлось отказаться от тех нарядов, которые они носили поколениями. Но, конечно, не от шалей по плечам!


Юбка с оборками, блуза с открытой шеей стали основой для эстрадного костюма. Сегодня мы видим в нём танцовщиц в театрах "Ромэн" и "Романс" и ресторанных ансамблях. В жизни его никто не носит уже очень давно.

Надо добавить, что особая любовь к розам не случайна: розу цыгане считали цыганкой среди цветов.




Совсем немного от России на север и запад, и у цыганок уже другой традиционный костюм. Цыганкам Финляндии, как и саамкам, правительство платит за работу живыми музейными экспонатами, если они соглашаются всегда и везде ходить в народном костюме. Надеть его разок и забросить не получится. Свои же соплеменницы ревниво следят, в современной ты одежде или традиционной. Если ты не получаешь деньги за ношение костюма, тебе не дадут в нём ходить; но если получаешь, за обычную, купленную в магазине юбку ты получишь нагоняй.


В качестве национальной финские цыганки признают ту одежду, в которой появились в Финляндии когда-то. Точнее, её парадный вариант: бархатную юбку на фижмах, с серебряной тесьмой или белыми кружевами, и бархатную же кофту к ней. Чаще всего костюм шьётся из чёрной ткани, иногда - из тёмно-синей, сдержано-зелёной или бордовой. Чтобы ходить и сидеть в такой юбке непринуждённо, требуется некоторая сноровка. Летом в нём довольно жарко, так что многие меняют кофту на кружевную белую блузку, зато зимой никто не запрещает накинуть короткую дублёнку или просто пуховик.


В балканских странах (Болгарии, Греции, Сербии, Македонии) и Турции цыганки очень часто носили пёстрые шаровары. А также шаровары с юбкой, шаровары из юбки и, намного реже, юбку без шаровар. Платок на голове повязывался так, чтобы одним углом свисать по спине. От мусульманских соседей цыганки (даже мусульманки) отличались тем, что никогда не закрывали лиц и в целом одежда у них была легче, в меньше слоёв, чем у соседок. Могли быть также спокойно открыты руки до локтя, шея. Волосы почти обязательно выглядывали из-под платка. Цыганками в славянских странах очень ценились местные рубашки с вышивкой.


Носить шаровары или нет - был выбор, не связанный с религией. Православные балканские цыганки тоже спокойно их надевали. И танцевали танец живота!


Немецкие, французские, венгерские цыганки отличались тем, что зачастую носили довольно короткие юбки - не по нашим, конечно, меркам, а по сравнению с немками и другими европейками. Юбка изначально могла быть длинной, но по мере того, как обтрёпывался подол, его просто отрывали, чтобы выглядел приличнее.

Многие знают яркий национальный костюм испанских цыганок: юбки в горох с оборками и длинным хвостом, блузы с пышными рукавами, кружевная шаль. Правда, ассоциируется он обычно только с танцем фламенко... который как раз традиционно исполняли именно испанские цыгане. Такой вид национальный наряд тоже принял довольно поздно, до второй половины девятнадцатого века хитаны одевались куда проще и скромнее. Зачастую их одежда ограничивалась юбкой с относительно коротким подолом и блузкой, открывающей шею. Но тогда и петь-танцевать их звали намного реже, в ярком народном костюме не было необходимости.


Интересно выглядит традиционный костюм английских цыганок. Он удивительно похож на... костюм, в котором едет по лесу английская Красная Шапочка! Цыганки Англии любили красные накидки с капюшоном (впрочем, других цветов накидки тоже бывали, например, встречались зелёные). Кроме того, они постоянно и везде ходили вне таборов с корзинками, продавая разную мелочь, вроде картинок на стену или самодельных прищепок, а путь предпочитали срезать через лес. Часто головной убор у цыганки был тоже яркого цвета, жёлтого или чёрного. Такая яркость была нужна для того, чтобы потенциальные покупатели (и любители гадания) увидели цыганку издалека.


Что касается остальной одежды, то английские цыганки предпочитали носить примерно то же, что местные, разве что могли спокойно ходить без кофты, в одной сорочке на теле. Юбкам они обдирали при надобности подол точно так же, как их сёстры на континенте.


Наконец, нельзя пропустить мимо глаз одежду, в которой цыганки Европы проходили довольно долго, покинув Византию. Это сочетание рубахи, плаща через плечо и тюрбана или ленты на голове. Подол рубахи любили декорировать полосами тесьмы. Отдельные детали этого костюма сохранялись у разных цыган ещё очень долго - вспомните тюрбаны русских цыганок, например.


В наше время в своих народных костюмах, вариациях на тему того самого в оборках и цветах, ходят некоторые румынские цыганки, цыганки-чокэнари и бразильские цыганки. Только, в отличие от финских, им за это никто не платит, конечно.

Одеться для костюмированной вечеринки для многих людей большая проблема. Девушки не хотят наряжаться зайчиками или котиками, а представителям сильного пола кажется слишком тривиальной идея идти в костюме пирата. А есть ли универсальное решение для мужчин и для женщин? Конечно, есть. Стоит присмотреться к костюму цыгана или цыганки. Как сделать такой нетривиальный наряд читайте ниже.

Костюм для девочки

Собирая дочку на вечеринку в честь дня рождения подруги или на праздник в детский сад, многие мамы задумываются, во что же нарядить свою принцессу. Можно одеть ее королевой или персонажем из диснеевского мультика. Но проблема в том, что многие девочки будут Золушками и Спящими красавицами. А хочется, чтобы дочка выделялась из серой массы. Одно из нетривиальных решений - это сделать костюм цыганки.

Это этническое меньшинство славится красотой своих девушек и яркостью одежды. В таком наряде ваша дочка точно не останется незамеченной. Что же нужно, для изготовления такого костюма? Все довольно просто.

  • Во-первых, понадобится длинная юбка. Желательно, чтобы она была разноцветной. Если нет юбки с орнаментом, вполне подойдет модель с широкими яркими полосками.
  • Во-вторых, нужна белая блузка. Это может быть кофта без рукавов или с рукавами-фонариками. Черный корсет завершит верх образа.
  • В-третьих, обязательный головной уборки цыганки - платок. Этот аксессуар должен быть ярким. Завязывать его нужно как бандану.

Дополнить образ смогут туфли на каблуке или же черные балетки. В качестве аксессуара нужно приобрести или найти в закромах дома бубен.

Костюм для девушки

Взрослые дамы, в отличие от девочек, хотят в образе цыганки выглядеть не только броско, но и сексапильно. Поэтому их наряд не сильно будет отличаться от детского костюма, но в целом, благодаря некоторым изменениям, образ получится более раскрепощенный. Как собрать такой костюм цыганки?

  • Юбку нужно выбрать непросто яркую, а с орнаментом. Модель должна быть приталена сверху и расклешенная к низу.
  • Поверх первой юбки, нужно надеть вторую. Причем она должна быть контрастного цвета. Яркий платок, завязанный на поясе, придаст образу пикантности.
  • Блузку нужно выбрать белую, с длинными рукавами-фонариками и глубоким вырезом. Корсет - это обязательная часть образа. Он подчеркнет грудь и сделает талию тоньше.
  • Яркая бандана завершит образ.

В качестве обуви нужно выбрать туфли или сапоги на шпильке, а в качестве украшений - большие серьги кольца.

Прическа и макияж

Национальный костюм цыган, фото которого вы можете видеть выше, сам по себе интересен. Но именно благодаря макияжу и прическе получится образ, от которого невозможно будет отвести глаз. У цыганок от природы кудрявые волосы. Поэтому девушке, которая не обременена волнистой шевелюрой, придется немного постараться. Плойка или бигуди вам в помощь.

Благодаря черным глазам, густым бровям и длинным ресницам цыганские девушки такие обворожительные. Наши соотечественницы не всегда наделены этими внешними данными. Поэтому нужно уделить время макияжу. Рисуем густые брови, наклеиваем накладные ресницы и дополняем образ стрелками. Их можно нарисовать как с помощью подводки или карандаша, так и использовать тени. Осталось придать лицу свежесть и накрасить губы. Припудриваем лицо, создавая эффект загара и добавляем немного румян. Последний штрих - губная помада. Она должна быть обязательно красного цвета.

Аксессуары

Так как цыгане народ кочевой, то девушки привыкли надевать все украшения сразу. Поэтому здесь не стоит бояться переборщить. Национальный костюм цыган включает и бусы, и браслеты, и крупные серьги. Конечно, не стоит забывать и про кольца. Их должно быть много. Они вполне могут украшать все пальцы. Обязательный атрибут цыганки - это платок. Причем девушки носят не только стандартные тканые модели, но и с металлической фурнитурой. Это могут быть декоративные монетки, железные звезды, украшающие край изделия. Встречаются даже варианты с бисерным и жемчужным декором. Стоит помнить, что сумки цыганки не носят, у них для этой цели есть карманы. И на каблуках девушки ходят редко. Они предпочитают обувь на низком ходу.

Костюм для фотосессии

Чтобы создать образ в стиле цыганки, необязательно надевать несколько юбок и накручивать волосы. Если вы собираетесь не на костюмированную вечеринку, а на фотосессию, то можно вполне себе позволить сделать образ более современным. В чем же это должно проявляться? Костюм цыганки, фото которого можно увидеть выше, показывает нам один из способов, как можно выглядеть нетривиально. Мы видим, что у девушки не накручены волосы, хотя присутствует довольно большой объем. В качестве одежды выбрана не юбка и блузка, а платье. А в качестве броских акцентов используются перья. Вы можете повторить такой вариант одежды или придумать свой на этой основе. Главное, сохранить какое-то подобие цыганского стиля. Большое количество украшений, броский пояс, яркая накидка. Пестрой одежда быть не обязана, но она должна смотреться контрастно тому фону, который будет являться бэкграундом для фотосессии.

Мужской костюм для вечеринки

Сильной половине человечества намного проще одеться в стиле цыгана, чем женщине. Сложность будет состоять только в поиске подходящих штанов. Это должны быть не просто черные брюки. Штаны должны быть довольно широкими, а по крою напоминать одежду арабов.

Для одного вечера, конечно, не всегда выгодно покупать обновки, поэтому можно обойтись свободными черными шароварами. Подпоясать штаны нужно широким красным ремнем, если подходящего нет, то вполне сойдет платок. Сверху нужно надеть рубашку яркого цвета. Обязательное условие: носить ее нужно нараспашку. Красная бандана и черный кудрявый парик завершат образ. А изюминкой на торте станет клипса в ухе. Такой образ вполне подойдет не только для взрослого мужчины, но и для мальчика. Костюм цыгана будет выглядеть стильно и оригинально.

Мужской костюм для фотосессии

Образ, в котором представитель сильного пола будет позировать перед камерой, может отличаться от того, что описан выше. Костюм цыгана можно собрать менее достоверный, зато более стильный и гармоничный. В основу его ляжет рубашка из холщевой ткани в русском стиле и черные штаны. Дополнить образ помогут украшения. Их должно быть много. Можно выбрать бусы с большими камнями или объемный кулон. Кольца в цыганском обществе носят не только женщины, но и мужчины. Причем они должны быть тоже с объемными камнями. Если таких под рукой не нашлось, можно заменить их на массивные ювелирные украшения. Вместо банданы вполне можно надеть повязку на голову. Причем она должна быть украшена большой, броской брошью.

Цыганская мода в работах D&G

Итальянский дуэт двух мужчин смог покорить сердца миллионов женщин. Каждая их новая коллекция - это очередной шедевр. Вдохновение мужчины черпают из народных образов. Особенно им нравятся национальные костюмы. Цыгане, итальянцы, испанцы, россияне и даже мексиканцы становились Доменико Дольче и Стефано Габбана испытывают страсть ко всему яркому. Именно поэтому чаще других в их коллекциях можно увидеть модернизированные народные цыганские костюмы. Это может проявляться во всем: от рисунка на ткани, до выбора украшений. Колоритные наряды идут не только смуглым брюнеткам. Златовласые, бледнокожие красавицы с большим удовольствием надевают обновки, которые делают их похожими на девушек, только что сбежавших из цыганского табора.