Сжатое изложение встречи с прошлым. Сжатое изложение. Меня предал родной человек, меня предал лучший друг

Сжатое изложение не менее 90 слов
Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.
Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. Если может существовать выражение; живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.
По строю своей души Гиляровский был запорожцем. Недаром Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на своем превосходном памятнике Гоголю.
И внешность у Гиляровского была заметная и занятная - сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, - он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.
Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.
Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы.
Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.
У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.
Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. С Гиляровским дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие писатели, актеры и художники.
Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, - приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни.
Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину хитрованско-го горя, несчастий и опущенности.
Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.
Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хит-ровские трущобы. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. Оно смиряло даже самые жестокие сердца.
Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада.
Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. Это своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток.
Не важно, много ли они или мало написали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время. (437 слов) (По К. Г. Паустовскому)

Изложение с творческим заданиемВариант 1*
Задание
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту эссе Д. Гранина «Бездушие и равнодушие».

Дайте аргументированный ответ на вопрос «Как, с Вашей точки зрения, можно ответить на финальные вопросы автора статьи?» Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.



Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи *.
Текст для прослушивания**
В прошлом году со мной приключилась беда. Шёл я по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик***, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся - лицо залито кровью, рука повисла плетью. Чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров примерно триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая
* Задание к экзаменационной работе см. на сайте www.fipi.ru.
** Тексты для прослушивания подобраны автором.
*** Бордюр.
28
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? Значит, пройти мимо, не тратить времени, сил, стало чувством привычным?
Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своём поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться... И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Раздумывая, я вспоминал и другое. Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него.
И после войны это чувство взаимопомощи долго оставалось среди нас. Но постепенно оно исчезло. Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.
И в самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и это тоже стало нормальным?
(ПоД.Гранину) 376 слов
Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 2
29
Вариант 2 Задание
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту эссе Д. Гранина «Музей забытых старых вещей».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос «Как, с Вашей точки зрения, можно ответить на финальный вопрос автора статьи?» Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Текст для изложения
Однажды в мастерской у художника Васильковского я увидел альбом, куда он по памяти рисовал людей 30-х годов. Взрослые тёти и дяди из его детства. Я листал страницы и узнавал. Рисунки ожили, задвигались, из памяти стали появляться одетые в костюмы тех лет знакомые, как будто художник подсмотрел мои воспоминания. Наши улицы, наш двор, извозчиков... Это был город, в котором прошло детство нас обоих. А главное, я вспоминал ещё и разные вещи, которые тогда были, а теперь их нет. Одни вещи стали ненужными, другие изменились, третьи, может быть, вернутся.
Вот тогда мы решили собрать всё, что сохранилось у нас в памяти: художник нарисует, а я расскажу, чтобы как-то запечатлеть облик той реальности, потому что у нас, к сожалению, почти нет музеев истории нашего советского быта. Такие музеи, конечно, будут, но есть вещи, которые в эти музеи не попадут, их туда невозможно поместить - например, треск берёзовых поленьев в печке...
Мир вещей обновляется всё быстрее, заступают новые и новые марки электроплит, холодильников, телевизоров, автомобилей, пылесосов. Куда-то деваются старые, появляются усовершенствованные. Фасоны обуви, детские игрушки, лыжи... Всё сменяется, и уже
30
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
не раз и не два в жизни одного поколения. Светильники, поезда, дома, самолеты... Что уж тут говорить об одежде или шляпках.
Мы всё время избавляемся от забот, связанных с вещами. Чаще всего выбрасывают пластмассовую посуду, чтобы не мыть её, выбрасывают бумажные скатерти, часы, которые ходят полтора года. К вещам не успеваешь привязаться, подружиться. Примерно то же самое происходит во всём нашем быте. Лёгкие стулья, непрочная мебель. Сейчас не покупают её в расчёте на наследников.
Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. Вещи могут вернуться. С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью Дождя и восторгом перед огромностью неба. Конечно, вернуть те чувства нельзя. Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. В этом заповеднике он акварельно обольстителен. На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. Воодушевление и зов... Сейчас город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?..
(По Д. Гранину) 378 слов
Вариант 3Задание
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту лекции Ю. Лотмана «Круги совести».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос «Чему, с Вашей точки зрения, учатся люди?» .Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 3
31
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.*
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложенияВ одной из своих книг философ Руссо написал: «Я такой, как и все, и я ни на кого не похож». Это очень глубокое замечание: человек, во-первых, такой, как все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. Но другому меня не так легко понять...
Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не учил. А Пушкина все понимают одинаково? Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие - неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши.
Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет: я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю, я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.
Жизнь требует от человека очень многого. У него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки нахо-
32
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
дятся, значит, у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда...
Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу.
(По Ю. Лотману) 357 слов
Вариант 4ЗаданиеПрослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа К. Паустовского «О живописи».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос, поставленный автором в тексте: «В чём причина этих непроливающихся слёз?»

Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложенияКраски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце. Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то,* чего мы совсем не видим. Только поеле его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше.
Французский художник Моне приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. На картине Моне готические очертания аб-
Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 4
33
батства едва выступают из тумана. Написана картина виртуозно. Но, когда картина была выставлена, она произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман уМоне был окрашен в багровый цвет, тогда как даже из хрестоматий было известно, что цвет тумана серый.
Дерзость Моне вызвала сначала возмущение. Но возмущавшиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в туман и впервые заметили, что он действительно багровый. Тотчас начали искать этому объяснение. Согласились на том, что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма и этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома. После картины Моне все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник. Моне даже прозвали «создателем лондонского тумана».
Импрессионисты как бы усилили солнечный свет. Они писали под открытым небом и иногда усиливали краски. Это привело к тому, что земля на их картинах предстала в ликующем освещении. Земля стала праздничной. В этом не было никакого греха, как нет его ни в чём, что прибавляет человеку хотя бы немного радости. Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности.
Мне посчастливилось несколько раз быть в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слёзы.
В чём причина этих непроливаюшихся слёз? В том, что в этих полотнах - совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слёз, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им.
(По К. Паустовскому) 380 слов
3. Зак. № 44
34
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
Вариант 5ЗаданиеПрослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Н. Акимова «Нужны ли хорошие манеры?»
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложенияНУЖНЫ ЛИ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ?
Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитывать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздражённости, порождаемых грубым или нелюбезным поведением людей, они сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.
Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособней и предприимчивей того, который должен каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство.
Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и во взглядах человека. Что же это за основы?
Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях. Терпимость и гуманность нашего общества поселили во многих неустойчивых душах убеждение, что «всё сойдёт»...
Во-вторых, притупление чувства справедливости.
Понятие о справедливости возникает у человека в самом ранйем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. Прежде всего ребёнок приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий и преимуществ перед своими товарищами. Затем он постигает по-
у
Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 5
35
лезнейшее для его дальнейшей жизни умение ставить себя мысленно на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки. Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры,- необходимый атрибут человека.*
Если покопаться в душе каждого хамящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды.
Это прежде всего наплевательское отношение к своему ближнему, к его мнению и удобствам. Твёрдая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют, и желание урвать от жизни как можно больше.
Нередко и самые хорошие люди обижают своих близких. И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто - по недосмотру, недомыслию, невниманию. Потому что эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, которые при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива.
Итак, два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку.
Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не изнуряет его непосильными трудами. Это бесплатное приложение к жизни, и, когда оно входит в привычку, производится уже автоматически.
Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.
Таким образом, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход - хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.
(По Н. Акимову) 380 слов
36
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
Вариант 6Задание
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Д. Лихачёва «Цель жизни».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос«Какие жизненные цели и задачи являются главными в жизни?»
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложения
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, - неправильно выбранная главная задача в жизни.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому
Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 7
37
своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно ббльшую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится - другое дело...
(Д. Лихачёв) 336 слов
Вариант 7ЗаданиеПрослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка С. Львова «Сострадание».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос, поставленный автором в тексте: «Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?»
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
38
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложенияСострадание - активный помощник.
Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе её недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут, если дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
Бесчувственным кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!
На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрвсть. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое ис-
Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 8
39
пытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.
Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.
(С. Львов) 354 слова
Вариант 8ЗаданиеПрослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа К. Паустовского «Дядя Гиляй».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос «Какое огромное культурное дело, по мнению автора, делают такие люди, как Гиляровский?»
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложенияДЯДЯ ГИЛЯЙ
Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александрович Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.
40
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому. Он был живописен во всём - в своей биографии, в манере говорить, в ребячливости, во внешности, в разносторонней бурной талантливости.
Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого.
Человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. С Гиляровским дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие писатели, актёры и художники. Гиляровский мог гордиться ещё и тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты знаменитой Хи-тровки - приюта нищих, босяков, отщепенцев.
Каждому времени нужен свой летописец исторических событий, быта и уклада. Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Поэтому так ценны для нас рассказы Гиляровского - «комментатора своего времени». К сожалению, у нас таких писателей почти не было. Нет их и сейчас. А они делали и делают огромное культурное дело.
О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва». Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно её представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.
Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был своего рода средоточием Москвы. По существу это был редкий музей культуры, живописи и быта чеховских времён. Необходимо бережно сохранить его как образчик московского житейского обихода девятнадцатого века.
Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. Это - своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток. Не £ажно - много или мало они написали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общест-
Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 9
41
венная жизнь, что вся современная им история страны преломляласьв их деятельности. Важно то, что они определяли собой своё время.
Таким был Владимир Александрович Гиляровский - поэт, писатель, знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости нашего народа.
(По К. Паустовскому) 362 слова
Вариант 9ЗаданиеПрослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка К. Паустовского.
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированное толкование финальной фразы текста. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложенияТрудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные.
Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил наИльинский омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. Если, конечно, туда попадёшь. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. Но, конечно, если и туда ты попадёшь».
И всё сбылось. Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. В бездонной синеве
42
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика. Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.
Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина.
И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, наИльинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.
Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо... Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце - тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы.
Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. Я полюбил Францию давным-давно. Сначала умозрительно. А потом вплотную, всерьёз. Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова:
На святой Руси петухи кричат -
Скоро будет день на святой Руси...
Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, Как нельзя жить без сердца.,
(По К. Паустовскому) 370 слов
Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 10
43
Вариант 10Задание
Прослушай"ре текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Д. Лихачёва «Память».
Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос «Почему память является нашим богатством?»
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Текст для изложенияПамять - одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, - часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»... Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты...
Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время
44
Русский язык. ГВЭ. 9-й класс
на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.
Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания не только детей, но и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям - всё это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.
Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство.
(По Д. Лихачёву) 303 слова

Цели урока:

1. воспитывать чувство языка, умение слушать учителя;

2. развивать аналитические способности, логическое мышление учащихся через составление плана художественного текста.

3. обучать правильной речи: учить приёмам сжатия текст после подготовительного анализа, с опорой на план изложения.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

Коммуникативные

Соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

ХОД УРОКА.

I . Организационный момент.

(приветствие, знакомство с темой урока, определение целей урока).

II . Работа по подготовке к изложению.

1. Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста

(Рабочая тетрадь с.9-10)

Беседа по вопросам.

В: О чём рассказывается в тексте? Какова тема текста? Найдите в тексте микротемы.

В: Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?
(иногда бывает так, что знания о животных помогают сохранить жизнь)

Тема текста: Геологи в тайге встретили медведя .

Основная мысль: Геологи не знали, что медведь может лазать по деревьям, поэтому спасаясь на дереве могли погибнут, но их спасла повариха, которая вспомнила, что медведи боятся резких звуков.

В: Как вы думаете, ребята, как название текста отображает тему или главную мысль?

В: Определите тип речи текста.

2. Общее понятие о структуре рассказа. Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части. (первое предложение – вступление, последнее предложение – заключение, остальное – основная часть). 3. Составление плана и нахождение частей текста соответствующих пунктам плана..

ПЛАН.

    Геологи в тайге.

    Запах обеда.

    Встреча с медведем.

    Визг поварихи.

    Перепуганный медведь.

    Спасение жизни и обеда.

4. Составление рабочих материалов.

(записываем тему текста, основную мысль, план) запись производится в процессе разбора текста.

    Подумайте, какую информацию вы оставите длясжатого написания текста, какие способы сжатия вы используете.

Способы сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

6. Наблюдение над тем, как автор избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм.

На доску выписать:

Ø геологи, завизжала

Ø испуганные, перепуганный

III. Устный пересказ по частям (закрепление)

Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом.

IV . Работа в тетрадях. Написание изложения.

V . Домашнее задание . Ответить на вопрос: Почему нужно учиться хорошо?


1 абзац Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. 1 микротема Воспоминания делают нашу жизнь объёмной, глубокой, осмысленной. Сжатое изложение Человеческая память хранит множество воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (14 сл.). Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (89 сл.) Вопросы, вводные слова ПримерыПримеры ПримерыПримеры


2 абзац Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость. (55 сл.) 2 микротема Прошлое наполнено моими ощущениями и переживаниями. Сжатое изложение Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. (24 сл.) Пояснение, вводное слово Отр ицат ельн ый пара ллел изм Вводн ое слово, умоза ключе ние Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость. (55 сл.)


3 абзац А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом. (40 сл.) 3 микротема Через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Сжатое изложение А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Я помню их – и протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. (26 сл.) Обобщающее слово ПримерыПримеры Поя сне ние А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом. (40 сл.)


4 абзац Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни. (53 сл.) 4микротема Через воспоминания я становлюсь причастным к истории своей страны. Сжатое изложение Но мои личные воспоминания связаны и с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь наполняется смыслом. (19 сл.) Вводное слово УточнениеУточнение МетафораМетафора Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни. (53 сл.) ПовторПовтор


Сжатое изложение Человеческая память хранит множество воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Я помню их – и протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. Но мои личные воспоминания связаны и с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь наполняется смыслом. (83 сл.) Воспоминания делают нашу жизнь объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое наполнено моими ощущениями и переживаниями. Через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Благодаря воспоминаниям я становлюсь причастным к истории своей страны.

Вариант № 1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – перемена в распорядке нашей жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, дружеское общение сокращается и перестаёт быть значимым.

Но вот парадокс. Раньше круг общения был ограниченным. Сейчас же человек угнетён избыточностью общения. Поэтому он везде стремится обособиться.

И всё-таки отношения с друзьями остаются на первом месте. Потребность в дружеском общении не уменьшается. Дружба согревает душу человека. Людям важно знать, что им есть к кому обратиться в минуты радости или в трудной ситуации.

Вариант № 2

У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. Мы храним о них светлые и яркие воспоминания.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все современные гаджеты, игрушка незаменима. Она развивает ребёнка, учит его общению.

Игрушка – ключ к пониманию сознания ребёнка. Чтобы развить в маленьком человеке положительные качества, сформировать в нём верное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушки. Негативные игрушки не способны воспитать полноценного человека.

Вариант № 3 Когда мне было лет десять чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других знаю, что для них «будильником» чувства природы были разные события. Интерес к великому таинству жизни в ребёнке может разбудить многое.

Вырастая, человек умом постигает, как сложно всё в живом мире взаимосвязано. Наша жизнь во многом зависит от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит любовь. Она делает познание мира увлекательным. С нею человек обретает точку опоры. Любовь к природе – это любовь, приближающая человека к счастью.

Вариант № 4

Какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, он обездолен, если не прочёл драгоценных книг. Такие утраты не восполнимы.

Взрослый может прочесть книгу в любое время. В детстве счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытие. И острота восприятия в детстве такова, что ранние воспоминания могут повлиять потом на всю жизнь. Впечатления детства - фундамент будущей духовной жизни. В детстве посеяны семена. Биография человеческой души – постепенное прорастание этих семян.

Последующая жизнь человека сложна. Она состоит из поступков. Но очевидно, что каждый поступок человека был посеян в детстве.

Вариант № 5

Мы часто говорим о сложностях воспитания молодого человека. И самая большая проблема – ослабление семейных уз. А если в детстве семья не заложила в человека ничего прочного в нравственном смысле, потом у общества будет много хлопот с таким гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители, не додав в детстве тепла ребёнку, пытаются загладить вину запоздалой опекой, материальными благами.

Мир изменяется. Но если родители не сумели установить внутренний контакт с ребёнком, то жизнь его обедняется.

Вариант № 6

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. «Не может быть! Я ведь не сделал для него ничего хорошего!» - воскликнул человек. Вот алгоритм чёрной неблагодарности.

В жизни этот человек не раз встречался с людьми безнравственными. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если вести себя неблагодарно по отношению к другим, то и люди вправе ответить тебе тем же.

К этому явлению следует относиться философски. Совершая добро и зная, что оно окупится, вы будете счастливы. А это и есть цель жизни – прожить её счастливо.

Вариант № 7

Времена меняются, и у новых поколений жизненные цели, интересы совсем другие. Но трудные личные вопросы остаются неизменными. Во все времена подростков волнует, как отличить увлечение от настоящей любви.

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку необходимо реализовать себя в общении со сверстниками. Он стремится показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

Любовь - это безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие раскрывает всё лучшее в личности. Настоящая любовь включает в себя не только дружеские отношения. Она всегда больше дружбы. Ведь только в любви мы признаём полное право другого человека на наш мир.

Вариант № 8

Неуверенность в себе - проблема древняя. Но она привлекла к себе внимание сравнительно недавно. Тогда стало понятно, что неуверенность в себе может стать причиной неприятностей и серьёзных заболеваний.

А проблемы психологические? Ведь нерешительность в себе - хорошая почва для постоянной зависимости от чужого мнения. Зависимый человек видит свои поступки глазами окружающих людей. Ему хочется одобрения ото всех, поэтому он не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Учёные ищут ответ на этот вопрос. Ясно, что преодолеть неуверенность может человек, умеющий правильно ставить цели и позитивно оценивать свои результаты.

Вариант № 9

Сущность понятия «власть» - в возможности одного человека заставить другого сделать что-то, противоречащее воле последнего. Дерево всегда растёт ровно вверх, обходя любые препятствия.

Человек тоже однажды захочет выйти из повиновения. Люди покорные страдают. Но сбросив однажды эту ношу, они нередко превращаются в тиранов. Человек, командующий везде и всеми, обязательно будет одинок в конце жизни. Ведь на равных он общаться не может и чувствует тревогу, когда не выполняют его распоряжений.

Командовать и управлять людьми – разные вещи. Умеющий управлять берёт ответственность за поступки на себя, сохраняя психическое здоровье людей.

Вариант № 10

Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это познание мира и человека.

В искусстве человек создает образ как свой след в истории. Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Ведь через искусство человек и народ осмысляют свою жизнь и место в мире.

Искусство позволяет нам не только соприкоснуться с личностями и цивилизациями, но и узнать и понять их. Ведь язык искусства универсален и даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Поэтому издавна мы относимся к искусству как к могучей силе, передающей потомкам образ времени и человека.

Вариант № 11

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в окопах. Они ещё не обладали жизненным опытом и не понимали истинной ценности простых вещей. Война наполнила их душевный опыт до предела, и они могли хранить в душе тепло ушедшей юности.

Выжившие сохранили веру и надежду. Они стали непримиримее к несправедливости и добрее к добру.

Память о войне должна жить. Ведь главные участники истории – это люди и время. Не забывать о времени – это значит не забывать людей, и наоборот.

Вариант № 12

Универсального рецепта того, как выбрать правильный жизненный путь, не существует. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в этот ответственный период человек выбирает самое главное и на всю жизнь.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. Ошибки нельзя исправить, а неверное решение будет иметь последствия. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, и упорно идёт к намеченной цели.

Вариант № 13

Среди человеческих ценностей есть те, которые не изменяются с течением времени и имеют большое значение для людей. Это вечные ценности. Одна из них – дружба.

Люди часто употребляют это слово. Но мало кто может сформулировать, что такое дружба. Все определения сходны в одном. Дружба – это взаимопонимание, основанное на доверии и взаимопомощи.

Настоящая дружба объединяет людей с общими жизненными ценностями и духовными ориентирами. На такую дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут редко встречаться, но остаются друзьями. Подобное постоянство – черта настоящей дружбы.

Вариант № 14

Слово «мама» - особое, оно рождается с человеком и сопровождает его всю жизнь. Оно нежно звучит на всех языках мира.

Место матери в жизни человека – особое. Мать всегда поймёт своего ребёнка, её любовь окрыляет. В сложных ситуациях человек вспоминает мать и верит, что она поможет. Слово «мама» становится равноценным слову «жизнь».

Сколько произведений искусства посвящено матери! «Берегите мать!» - писал Расул Гамзатов. Но часто мы слишком поздно понимаем, что дарить матери радость надо каждый день. Благодарные дети – лучший подарок для матери.