Законодательная база российской федерации. Ассоциация Саморегулируемая организация «Брянское Региональное Объединение Проектировщиков Изменения в градостроительный кодекс 340 фз

Министерство строительства опубликовало на портале нормативных актов проект приказа об утверждении форм уведомлений, предусмотренных новыми нормами Градостроительного кодекса (введены законом «О внесении изменений» от 03 августа 2018 года №340-ФЗ (далее – ФЗ №340), вступившим в силу с 03 августа 2018 года) для объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) вместо разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию.

В общей сложности вводится 7 форм уведомлений:

  • О планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.
  • О соответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости его размещения на земельном участке.
  • О несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома.
  • Об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции ОИЖС или садового дома.
  • Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.
  • О соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

О несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Обмен документами из приведенного перечня заменит процедуру согласования строительства и ввода построенного дома в эксплуатацию.
Отметим, что в уведомлениях о планируемом строительстве и об окончании строительства есть обязательные формулировки о том, что дом «не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости». Основанием для выдачи уведомления о несоответствии может быть несоответствие параметрам объекта ИЖС, которые введены в ГрК РФ законом ФЗ №340.

Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

1. В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр , либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также — уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

2. Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

3. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

4. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

5. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется.

6. В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 — 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

7. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

8. Если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления:

1) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления этого уведомления;

3) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

9. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае ненаправления в указанный срок уведомления о несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома считается соответствующим таким предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства.

10. Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

11. В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке — установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в части 7 или пункте 3 части 8 настоящей статьи, также направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке:

1) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае направления указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 10 настоящей статьи;

2) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора, орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль, в случае направления указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 10 настоящей статьи;

3) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в случае направления указанного уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи.

13. Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

14. В случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 — 13 настоящей статьи. Форма указанного уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

15. В случае получения застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправления указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке убытки, причиненные застройщику сносом или приведением в соответствие с установленными требованиями объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, построенных или реконструированных в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в связи с признанием таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома самовольной постройкой вследствие несоответствия их параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо вследствие недопустимости размещения таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, в полном объеме подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования при условии, что судом будет установлена вина должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, направившего застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо не исполнившего обязанности по направлению в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.»;

13) в пункте 5 части 2.2 статьи 52 слова «физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также» исключить;

14) в статье 53:

а) часть 1 после слов «проектной документации» дополнить словами «(в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов)»;

б) дополнить частью 7.1 следующего содержания:

«7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.»;

в) в части 8 слова «может устанавливаться нормативными правовыми актами» заменить словами «устанавливается Правительством»;

15) в статье 54:

а) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.»; в) в абзаце первом пункта 3 части 5 слова «в пункте 1» заменить словами «в пункте 2»;

г) дополнить частями 6.1 — 6.3 следующего содержания:

29.11.18

Письмо Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и "О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРИМЕНЕНИИ

КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

НА ОБЪЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

И САДОВЫЕ ДОМА

С 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

Кроме этого, с 1 января 2019 г. вступит в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), которым, в частности:

признается утратившим силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ);

исключаются из законодательства понятия "дачный земельный участок", "жилое строение";

вводится понятие "садовый дом" (пункт 2 статьи 3

садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Федерального закона N 217-ФЗ);

виды разрешенного использования земельных участков "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными; земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (часть 7 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ);

расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами (часть 10 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ).

Со дня вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ (4 августа 2018 г.) в результате изменений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом", "индивидуальный жилой дом" применяются в одном значении, если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса).

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 340-ФЗ в Федеральный закон N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться:

уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома;

технический план, представленный застройщиком вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство;

соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС или садовый дом, заключенное между правообладателями земельного участка, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.

В уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома должна быть указана в том числе информация об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права на созданный объект недвижимости (часть 16 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Застройщик вправе самостоятельно обратиться в орган регистрации прав в случае неисполнения органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, указанной выше обязанности. При этом застройщик представляет в орган регистрации прав только заявление, иные документы орган регистрации прав запрашивает в уполномоченном на выдачу разрешений на строительство органе государственной власти или органе местного самоуправления (часть 1.2 статьи 19 Федерального закона N 218-ФЗ).

информации о том, что уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено (или возвращено без рассмотрения и считается ненаправленным) застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство (пункт 59) .

В этой связи полагаем необходимым обратить внимание на следующее.

Относительно жилых строений и жилых домов, созданных или создаваемых на садовых или дачных земельных участках.

В этом случае также не требуется ни направление уведомления о планируемом строительстве, предусмотренного статьей 51.1 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ), ни получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (части 3 - 4 статьи 16

5. Вместе с тем при наличии разрешения на строительство объекта ИЖС застройщик уведомляет об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).

В данном случае рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ). Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС.

К уведомлению об окончании строительства застройщику необходимо приложить в числе прочих документов технический план созданного объекта ИЖС.

В этих случаях сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о местоположении объекта ИЖС на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании:

либо разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии);

либо разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ) (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

При рассмотрении документов, представленных уполномоченным на выдачу разрешений на строительство органом государственной власти или органом местного самоуправления с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект ИЖС либо по запросу органа регистрации прав (часть 1.2 статьи 19 Федерального закона N 218-ФЗ), не допускается приостановление таких учетно-регистрационных действий по причине отсутствия уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта ИЖС, поскольку в этом случае при подготовке технического плана применяется разрешение на строительство.

Также в случае, если заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было представлено правообладателем земельного участка до вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ, такое заявление и приложенные к нему документы, в том числе в случае приостановления учетно-регистрационных действий, должны рассматриваться по правилам Федерального закона N 218-ФЗ, действовавшим до вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ.

6. В случае если строительство (реконструкция) объекта ИЖС на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта начато до получения в установленном порядке разрешения на строительство и до вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ, правообладатель такого земельного участка вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта ИЖС (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).

Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса, по завершении строительства правообладателем земельного участка направляется предусмотренное частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса уведомление об окончании строительства или реконструкции, а рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Таким образом, применительно к части 5 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ следует отметить, что данная норма позволяет осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на жилые дома, строительство которых начато (в том числе начато и завершено) до дня вступления в силу указанного Закона , без разрешения на строительство (несмотря на требования статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 года), при условии подачи до 1 марта 2019 года соответствующего уведомления в уполномоченный орган. При этом совокупность указанных фактов (отсутствие разрешения на строительство, начало строительства без разрешения на строительство, отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не является само по себе основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом при условии соблюдения требований, предусмотренных и Градостроительного кодекса (в редакции Закона N 340-ФЗ).

7. Относительно подготовки технического плана объекта ИЖС или садового дома, строительство которых не завершено.

9. Относительно форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.

Другие новости

Что подписано о недвижимости 03.08.18?

Алексей Мазуров

Четыре ФЗ с номерами 339-ФЗ, 340-ФЗ, 341-ФЗ и 342-ФЗ, которыми внесены существенные изменения во все ФЗ о недвижимости: Гражданский, Земельный, Градостроительный кодексы, ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и сопряжённые с ними ФЗ. Изменения во множество статей ФЗ, многостраничные, поэтому не будем утяжелять нижеизложенное всякими цифрами и буквами подпунктов, укажем суть.

1. 339-ФЗ и 340-ФЗ

Посвящены самовольным постройкам.

Всего три года назад была почти полностью изменена статья 222 Гражданского кодекса о самовольных постройках (ФЗ от 13.07.15 № 258-ФЗ), и ФЗ от 03.08.18 № 339-ФЗ и 340-ФЗ фактически обобщают правоприменительную практику о самовольных постройках за последние три года, а также задают ей новое направление.

При этом государство продолжает непоследовательность своих изменений о самовольных постройках, начиная с сохранения положений о них в гражданском законодательстве.

Статья 222 Гражданского кодекса о самовольных постройках появилась задолго до Градостроительного кодекса, в котором, собственно, и должны быть положения о возведении и сносе любых построек, в т.ч. самовольных. Как ни странно, до сих пор их там вообще не было, 340-ФЗ их в него ввёл. Но 339-ФЗ опять почти полностью изменены (не отменены) положения гражданского законодательства о самовольных постройках.

Государство, с одной стороны, разными законодательными изменениями и многочисленными судебными решениями отрицает само право самовольного строительства, приобретение прав на самовольные постройки, их использование, с другой стороны - сохраняет положения о них и об условиях их узаконивания в главе Гражданского кодекса о приобретении права собственности, с обильным использованием в нём земельно-градостроительной терминологии. Эта непоследовательность теперь привела к размыванию положений об одном и том же - о самовольных постройках - по разным ФЗ, что затруднит не только их применение, но и поиск.

Из конкретных положений 339-ФЗ и 340-ФЗ отметим следующие:

  1. В статью 222 Гражданского кодекса вернулось отменённое в 2015 году «согласование» строительства, отсутствие которого является самодостаточным признаком самовольности постройки. С кем согласование - как и прежде, не уточняется. В законодательстве для разных построек, в разных местах, на разных стадиях оформления предусмотрено не меньше двух десятков согласователей.
  2. Объявлена не самовольной, а значит, не подлежащей сносу, постройка, созданная с нарушением ограничений использования земельного участка под ней, если «собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка». Безусловно, это незнание является предметом доказывания и оно вряд ли подтвердится, если ограничения на застройку предусматривались официально опубликованным нормативным актом, например, правилами землепользования и застройки. Очевидно, в данном нововведении имеются ввиду ограничения или запреты строительства в разных зонах с особыми использования территорий (ЗОУИТ). Действительно, на практике есть множество споров, установлены ли ЗОУИТ вокруг конкретных объектов, с какой даты, надлежащим ли органом и т.п. Теперь у построек в ЗОУИТ появилось больше шансов остаться не снесёнными.
  3. Ограничены полномочия органов местного самоуправления по сносу самовольных построек во внесудебном порядке. Теперь они не вправе сносить самовольные постройки на земельных участках частных собственников, «кроме случаев, если сохранение таких построек создаёт угрозу жизни и здоровью граждан»; жилые и садовые дома; постройки, права на которые зарегистрированы в Росреестре. Для сноса таких самовольных построек нужно судебное решение. Органам госземнадзора, стройнадзора, природнадзора и другого госнадзора предписано сообщать в орган местного самоуправления по месту нахождения самовольной постройки о ней, а тому - поведение в связи с таким сообщением, в частности, запрет вносить изменения в правила землепользования и застройки для узаконивания самовольной постройки, принять решение о сносе самовольной постройки или обратиться в суд о сносе самовольной постройки.
  4. Введён порядок изъятия земельного участка с самовольной постройкой. Позволено предоставлять «нечастный», в т.ч. ранее изъятый, земельный участок с самовольной постройкой через аукцион, и обязанность по её сносу возлагать на приобретателя такого земельного участка.
  5. Дело по спору о сносе самовольной постройки «должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу». Аналогичное положение введено в ГПК. И до них в последние годы суды в большинстве случаев принимали решения о сносе самовольных построек. Теперь такие решения в условиях загруженности судей и нехватки у них времени на изучение обстоятельств дел сделают такое большинство подавляющим.
  6. Закреплено, что орган регистрации прав на недвижимость, если его вина установлена судом, возмещает убытки, причинённые правообладателю постройки, зарегистрированной в ЕГРН и впоследствии признанной самовольной. Это нововведение представляется особенно важным, поскольку до сих пор так называемая «правовая экспертиза документов», проводившаяся органами регистрации прав на недвижимость, которая вроде бы должна подтверждать законность создания постройки, в т.ч. защищать её от сноса, на практике оказывалась не имеющей значения, поскольку регистрация построек в Росреестре не препятствовала решениям об их сносе как самовольных, т.е. незаконных, а попытки взыскать с Росреестра убытки на существенные суммы оказывались в судах безуспешными.

Наряду с положениями о самовольных постройках 340-ФЗ ввёл принципиально новые положения об индивидуальных жилых и садовых домах (далее - ИЖС), в частности:

Новое понятие ИЖС. Теперь высота ИЖС может быть до двадцати метров. Не указано, что ИЖС предназначен для проживания одной семьи, но установлено, что ИЖС не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Площадь ИЖС в метрах не уточнена.

ИЖС освобождены от разрешения на строительство, а значит, и от оформления ГПЗУ и схемы планировочной организации земельного участка, что требовалось ранее. Но при этом ИЖС сделано предметом госстройнадзора и не исключено его признание самовольной постройкой. Вместо разрешения на строительство ИЖС введены правила оформления уведомлений о планируемом и построенном ИЖС, но с отказными основаниями.

2. 341-ФЗ

Ввёл принципиально новые правила о публичных сервитутах для размещения линейных объектов на чужих земельных участках, в т.ч. частных собственников, без их изъятия у нынешних правообладателей, если линейный объект нужен для нужд местного населения и не приведёт к невозможности и существенному затруднению прежнего разрешённого использования земельного участка, в частности:

  1. Положения введённой 341-ФЗ главы Земельного кодекса о публичных сервитутах для линейных объектов во многом аналогичны положениям главы Земельного кодекса об изъятии земельных участков для публичных нужд под линейные объекты, введённых ФЗ от 31.12.14 № 499-ФЗ.
  2. Отменены публичные слушания о публичном сервитуте.
  3. Публичный сервитут на земельный участок считается установленным с даты внесения сведений о нём в ЕГРН на основании решении уполномоченного органа о его установлении, а не с даты последующего соглашения о публичном сервитуте между правообладателем земельного участка и лицом, размещающим на нём линейный объект на условиях публичного сервитута.
  4. Публичный сервитут для линейного объекта на всех земельных участках стал платным, размер платы и убытков от такого сервитута правообладателю земельного участка подлежит расчёту.
  5. Введён сжатый срок на судебное оспаривание публичного сервитута.
  6. Требование о выкупе земельного участка, чрезмерно обременённого публичным сервитутом, правообладатель земельного участка вправе предъявить к обладателю такого сервитута, а не к установившему его органу.

Восстановлена возможность строительства линейных объектов на категории земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода сельскохозяйственного земельного участка в другую категорию земель, отменявшаяся в июле 2016 года.

Также 341-ФЗ установил, что предоставление земельного участка для размещения только линейного объекта государственного или муниципального значения - не на условиях публичного сервитута, а на иных правах - означает его отнесение к категории земель промышленности и иного специального назначения, без принятия решения о переводе или об отнесении такого земельного участка к определённой категории земель. Положения об этом содержатся в статье 11 341-ФЗ и распространяются на все категории земель, кроме категории земель населённых пунктов и мест, где не допускается размещение таких линейных объектов.

3. 342-ФЗ

Посвящён в основном ЗОУИТ: охранным, санитарным, защитным и другим подобным зонам. Но есть в 342-ФЗ и другие существенные, касающиеся многих, нововведения.

До сих пор положения о разных видах ЗОУИТ были в десятках нормативных актах со слабым обобщением. 342-ФЗ эти обобщения ввёл.

Основные нововведения 342-ФЗ:

  1. Исчерпывающе перечислены виды ЗОУИТ, к ним впервые отнесены минимальные расстояния до магистральных газопроводов.
  2. В отношении всех ЗОУИТ введено требование считать их установленными с даты внесения их границ в ЕГРН, но не позднее 2022 года, подробно прописаны правила внесения в ЕГРН границ ЗОУИТ и уведомления об установлении ЗОУИТ попавших в них правообладателей земельных участков.
  3. Новые правила возмещения убытков правообладателям недвижимости в ЗОУИТ связи с их установлением, в т.ч. в случаях наложения на земельный участок ЗОУИТ разных видов.

Также 342-ФЗ вне связи с ЗОУИТ:

  1. Расширил состав оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
  2. Предписал вносить в реестр границ ЕГРН перечень всех видов разрешённого использования земельных участков, установленных в правилах землепользования и застройки.

Оценивая все эти ФЗ в целом, полагаем их более отвечающим интересам различных органов (чиновников), а не частных лиц. Некоторые законопроекты в интересах частных лиц были отклонены.

В частности, по-прежнему существуют широкие возможности признания построек самовольными, но не расширяются возможности строительства некоторых объектов на некоторых земельных участках, например, ИЖС на земельных участках сельскохозяйственного назначения крестьянских хозяйств, которое было разрешено до 2003 года: недавно Госдума отклонила очередной законопроект об этом. Расширение оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство тоже никак не признать в интересах частных застройщиков.

Отклонён правительственный законопроект 2014 года об отмене категорий земель с переходом к территориальному планированию, хотя в 2018 году почти везде в стране приняты документы территориального планирования. Сохранение деления земель на категории существенно затягивает и удорожает многие виды деятельности, в т.ч. на которые государством выданы лицензии, в частности, недропользование.

Отмену разрешений на строительство ИЖС перевесили «уведомлением», которое по сути является не уведомлением, а заявлением о разрешении строить ИЖС, поскольку введены основания для «уполномоченного органа» в ответ на такое уведомление отказать в строительстве ИЖС с сообщением об этом в госстройнадзор и госземнадзор, т.е. в Росреестр, чтобы не состоялась регистрация права собственности на ИЖС. Также постращали признанием ИЖС самовольной постройкой в ускоренном (один месяц) судебном порядке.

Публичный сервитут для размещения линейного объекта в редакции 341-ФЗ означает, что сетевые или другие организации, размещающие линейные объекты (трубопроводы, кабели, воздушные линии), могут быстро и неожиданно для правообладателя земельного участка «прийти» практически на любой земельный участок, а его собственнику придётся расстаться со своими планами по его использованию или торговаться/судиться с «сетевиком». При этом до сих пор было очень мало решений судов о сносе линейных объектов как самовольных построек.

За линейным объектом на условиях публичного сервитута неизбежно следует его охранная зона, т.е. ЗОУИТ, которая ещё больше ограничит пользование своим земельным участком, а убытки от ЗОУИТ предстоит доказывать.

Данным законом в России вводится уведомительный порядок возведения жилых домов 1) на земельных участках ИЖС, 2) участках ЛПХ в границах населённых пунктов и 3) садово-дачных участках граждан.

Вместо испрашивания разрешения на строительство жилого дома любой гражданин – владелец такого участка – имеет право просто УВЕДОМИТЬ местную администрацию о планируемом строительстве жилого или садового дома (ст. 51.1 ГРК РФ) заказным письмом по почте, через портал госуслуг или через МФЦ, направив бумагу по форме типа:

«Я, ФИО, проживающий там-то, паспорт №, владею земельным участком (адрес) с таким-то кадастровым номером на таком-то праве (аренды, собственности, безвозмездного пользования и др.), разрешенное использование участка – такое-то (например: ЛПХ, ИЖС, ведение садоводства), намерен построить на нём индивидуальный жилой дом (садовый дом) размером __ на __ м. из 2-х (3-х) этажей высотой __ метров [теперь разрешается аж до 20 м.]. Данный дом для раздела на самостоятельные объекты недвижимости не предназначен. О чём уведомляю (ставлю в известность) администрацию в соответствии с Федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.2018 г.
Предлагаю направить на мой почтовый адрес (или на мою электронную почту) уведомление о соответствии моего дома установленным законом параметрам для его строительства в соответствии со статьёй 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
С уважением, … … … (ФИО, подпись, дата)».

Приложение – правоустанавливающий документ на земельный участок (договор аренды, договор безвозмездного пользования и др. либо выписка ЕГРН о праве собственности, но её в обязательном порядке прилагать не требуется, т.к. все сведения ЕГРН администрация получит по межведомственной связи либо просто заглянет в компьютер, где они и так есть).

Далее администрация в течение 7 дней проверяет параметры будущего строительства (прежде всего на предмет того, соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным ПЗЗ) и высылает заявителю своё уведомление – о соответствии постройки установленным параметрам и её допустимости размещения на земельном участке. Форма данного уведомления (и уведомления от гражданина) будет утверждена Минстроем РФ, а пока такой бланк ещё не утверждён, уведомлять администрацию о планируемом строительстве можно и в свободной форме, т.к. закон № 340-ФЗ от 03.08.2018 г. уже вступил в законную силу и пользоваться этим можно непосредственно.

Запретить строительство просто так администрация больше не вправе, а может лишь в соответствии с ч.10 ст. 51.1 ГРК РФ составить уведомление о несоответствии постройки закону и его параметрам – но сделать это администрация должна в течение 7 дней, при этом надлежащим образом свою позицию обосновав, а если в течение 7 дней такое уведомление из администрации застройщику не придёт – строительство считается согласованным (ч.13 ст. 51.1 ГРК).

Такой лимит времени позволит не допустить будущее строительство только при наличии явных и грубых нарушений законодательства, в частности:
1) когда планируемая постройка не соответствует установленному виду разрешенного использования земли (например, жилой дом на участке "для огородничества" строить собрались);
2) когда планируемая постройка не соответствует установленным параметрам застройки в ПЗЗ (например, в связи с недопустимостью размещения в той или иной территориальной зоне жилых домов), и
3) когда нарушение закона видно явно и сразу – например, земельный участок находится в какой-нибудь охранной зоне (например, рядом с газопроводом) и строительство там не допускается вообще.
При этом ответственность за убытки ненадлежащим уведомлением несёт казна (ч.15 ст. 51.1 ГРК РФ).

Неполучение никакого письма и уведомления считается согласованием строительства и даёт право застройщику осуществлять строительство согласно указанным им параметрам в течение 10 лет со дня направления в администрацию своего уведомления.

Такова юридическая механика презумпции добросовестности гражданина, законности любой осуществляемой человеком деятельности и фикции молчаливого согласия государства на эту деятельность при отсутствии обоснованных возражений на её осуществление в применении к строительству жилых домов гражданами и семьями на своей земле.

ИТАК, УЖЕ СЕГОДНЯ КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТРОИТЬ ДОМ. Осталось внести изменения в Закон о личном подсобном хозяйстве и Земельный кодекс РФ – и строить жилые дома можно будет не на 1 % территории России, а ВЕЗДЕ. В настоящее время эти изменения уже готовятся. Но уже сейчас с России снят тяжелейший запрет, блокировавший волю людей строить свой дом на своей земле. И эти изменения ГРК РФ – значимы и долгожданны. Ибо разрешений на строительство частных жилых домов в полагающемся порядке и в полагающиеся согласно закону сроки в России не получал никто и никогда! Не наш это менталитет и не наш генофонд, чтобы по чужой воле на своей земле жить! Наш предок век за веком и тысячелетие за тысячелетием по собственной воле и на землю приходил, по собственной воле и дом ставил на своей земле. С тем Русь и заселялась, и расширялась, и крепла! А теперь к этой исконной традиции на Руси дано и вернуться! На очереди – строительство жилых домов на сельхозземле и закон о Родовых поместьях!

/ О Федеральном законе от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

О Федеральном законе от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018№ 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

Указанным законом определение градостроительной деятельности дополняется правоотношениями, связанными со сносом объектов капитального строительства, под которым понимаетсяликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Порядок осуществления сноса объектов капитального строительства регламентируется главой 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ).

Кроме того, законом дается определение объекта индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В новой редакции излагается часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ:

"3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.";

Изменена редакция пункта 1 части 2 статьи 49, согласно которой не требуется проведение экспертизы в отношении проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.

Статья 49 Градостроительного кодекса РФ дополнена частями 2.2и 5.2 следующего содержания:

"2.2. В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.";

"5.2. При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.".

Законом внесены изменения, касающиеся порядка направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и получения разрешения на их строительство или реконструкцию (статья 51.1).

Для членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства вводится простой уровень ответственности , по которому минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (пункт 6ч.12. ст.55.16).

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если член саморегулируемой организации выразит намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, соответствует уровню ответственности члена саморегулируемой организации, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованиемконкурентных способов заключения договоров.