Защита ребенка от информации наносящей вред. Федеральный закон о защите детей от вредной информации (436-ФЗ). На что закон не распространяется

Федеральный закон 436 об информационной защите подразумевает ряд мер, направленных на сохранение здоровья и развития детей. Положения ФЗ 436 не распространяются при этом на следующие виды информационной продукции:

  • научные, научно-технические и статистические данные;
  • недопустимые к ограничению в распространении категории информации согласно от 27 июля 2006;
  • сведения, имеющие историческую, художественную или культурную ценность для общества.

Действие ФЗ 436 также не распространяется на рекламу. Скачать Закон о защите информации можно

Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят 21 декабря 2010 года. Структурно он подразделяется на главы, учитывающие следующие вопросы:

  • общие положения Закона об информационной защите детей;
  • классификация информационной продукции;
  • требования к ее обороту;
  • проведение экспертизы;
  • государственный надзор и общественный контроль;
  • ответственность за нарушения.

Общие положения Федерального закона об информационной безопасности детей включают в себя основные понятия и принципы, используемые в документе. Учитываются нормы законодательства, а также полномочия федеральных и региональных органов власти. Отдельно приводится перечень видов информации, которая, по мнению законодателей, наносит вред здоровью и развитию детей.

Классификация информационной продукции подразделяется по следующим положениям:

  • информация для детей до 6 лет;
  • продукция для возраста от 6 до 12 лет;
  • информация для возрастной категории до 16 лет;
  • информационная продукция для подростков от 16 лет.

Требования к обороту информационной продукции предписывают обязательное наличие знака. К информации, предназначенной для теле- и радиовещания, предписываются дополнительные требования. В отдельном порядке регламентируется распространение сведений через информационно-телекоммуникационные сети. Дополнительные требования определяются также для оборота отдельных категорий продукции и для той информации, которая запрещена для детей.

В проведении экспертизы информационной продукции Федеральный закон 436 определяет общие требования к ее осуществлению. Предписывается понятие экспертного заключения, а также правовые последствия информационной экспертизы.

Статьи 20-21 ФЗ 436 определяют принципы государственного надзора, общественного контроля и ответственности за правонарушения в области защиты детей от вредной информации. Заключительные положения документа регулируют порядок его вступления в силу – закон начал действовать 1 сентября 2012 года.

С момента публикации в него были внесены некоторые поправки, нацеленные на устранение неточных формулировок и двоякого толкования законоположений. Последние изменения в Закон о защите детей от негативной информации были внесены в мае 2017.

Скачать закон об информационной безопасности детей

Скачать Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» можно по . Документ представлен в последней редакции, актуальной на июль 2017. Текст, включающий в себя последние изменения, будет актуален для правозащитников, заинтересованных в углубленном изучении законодательства. Также документ будет полезен и для граждан, знакомящихся со своими правами.

Последние изменения, внесенные в 436 закон

Последние изменения в Закон об информационной безопасности детей были введены 1 мая 2017 . Поправки были введены в следующие статьи:

  • в пункте 6 части 4 статьи 11 ФЗ 436 в формулировку добавлены слова «и аудиовизуальных сервисов »;
  • в статью 14 была введена часть 3 о необходимости наличия знака информационной продукции у аудиовизуального сервиса.

Отдельно следует рассмотреть положения Закона о защите детей от негативной информации, касающиеся полного и ограниченного ее распространения среди несовершеннолетних. Виды вредной для детского восприятия информации определяются статьей 5 ФЗ 436 . Согласно ее положениям полностью запрещается распространять среди несовершеннолетних информационную продукцию:

  • побуждающую детей к совершению действий в ущерб своему здоровью или жизни;
  • способную вызвать желание употребить алкогольные, табачные продукты, наркотики или психотропные вещества, или заняться проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;
  • оправдывающую насилие или жестокость, иное противоправное поведение;
  • отрицающую семейные ценности, неуважение к родным, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения;
  • содержащую нецензурную ругань или сцены порнографического характера.

Не допускается также распространять информацию о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий.

К информации, ограниченной для распространения среди несовершеннолетних, относится следующая продукция:

  • показывающая физическое или психическое насилие, преступление или иное антиобщественное деяние;
  • вызывающая ужас, страх или панику;
  • изображающая половые отношения между мужчиной и женщиной;
  • содержащая ругательные выражения, не относящиеся к нецензурным.

Последние изменения в статью 5 Федерального закона 436 о защите детей от негативной информации вносились 29 июня 2015 года. Они скорректировали редакцию пункта 2 части 2 – была исключена формулировка о пиве и напитках, изготавливаемых на его основе.

Добрый вечер, уважаемые родители и педагоги!

Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября этого года.

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий, родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

21 декабря 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» N 436-ФЗ (одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.) и был подписан бывшим президентом Дмитрием Медведевым.

Законом введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.

Как заявляют психологи, восприняв предосудительную информацию, маленький ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни или даже развившееся психическое расстройство. Понять, что тот, или иной продукт опасен, помогут так называемые знаки информационной продукции, представляющие собой графическое или текстовое обозначение классификации.

Закон делит несовершеннолетних на возрастные группы: до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет, и старше 16 лет.

Закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.

По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку «18+», родитель может попросить ребенка переключить канал».

Также документ запрещает показ опасных для психики ребенка программ с 4 до 23 часов по местному времени. А с 1 сентября 2012 года все интернет-кафе и клубы обяжут использовать программно-аппаратные средства блокировки опасной информации. Журналы же с «плохими картинками» станут продавать только в запечатанных упаковках.

Закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Но доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.

Согласно закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее

профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

В таких средствах массовой информации, как телевидение, радио и печатная продукция размещение информационных знаков можно проконтролировать.

С информацией, размещенной в телекоммуникационных сетях, дело обстоит значительно хуже. Массовое бесконтрольное размещение информации в Интернет невозможно проконтролировать и оценить возможный вред, который эта информация может нанести здоровью и развитию детей. В настоящее время практически любой человек может выложить в Интернет текстовую, аудио- или видеоинформацию. Участились случаи размещения в сети видеосъемок, снятых школьниками на мобильные телефоны или фотографий откровенно жестокого, циничного и аморального характера.

Мы, педагоги призываем вас, родителей, в это сложное время контролировать свободное время вашего ребенка. Конечно, не доводить до абсурда, поставив жизнь ребенка под тотальный контроль, а постараться сформировать доверительные отношения со своим ребенком, чаще беседовать с ним, в дружеской беседе можно узнать любую информацию: с кем ребенок дружит, чем интересуется, какие отношения в школе с друзьями, учителями.

Существует множество программ и фильтров, которые помогут контролировать открытие нежелательной информации и устанавливать время, которое можно проводить в Интернете. Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, помимо функций ограничения пребывания ребенка за компьютером, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений - создание фильтра web-сайтов. Все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие - нельзя. Как осуществляется подобный контроль? Самыми распространенными являются два варианта ограничений:

  1. Создание «белых» и «черных» списков web-сайтов. «Черные» списки должны регулярно обновляться, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. «Белые» списки - вид более жесткого контроля - ребенок может посещать только те web-сайты, которые ему разрешили родители. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется
  2. фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на web-странице, то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, и прочие вещи, запрещенные для ребенка.

Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к web-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска - это программы обмена мгновенными сообщениями (icq, skype и т.п.). Ребенок наивен, он можно нечаянно рассказать незнакомцу ваши личные данные. Злоумышленники хитры, они прикидываются ровесниками, невзначай задают каверзные вопросы. Напрашивается и вторая опасность - собеседники ребенка могут научить его, в лучшем случае, мелким пакостям, а о примерах серьезных бед лучше даже не вспоминать. Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, например, адрес, номер школы или телефона, то происходит блокировка отправки сообщения.

О том, какие программы устанавливать на своем компьютере каждый решает для себя сам. Рекомендовать какую-либо программу мы не можем.

Тем не менее, о том, что проблема родительского контроля давно стала общей, говорит то, что средства для ограничения доступа к приложениям, играм и сайтам были включены в состав операционной системы Windows.

Если Вы опытный пользователь и можете самостоятельно осуществлять манипуляции на компьютере, предлагаем следующее:

  1. Простейший способ ограничить доступ к определенным сайтам в Интернете - редактирование системного файла hosts
  2. Если на Вашем компьютере установлена операционная система Windows Vista или Windows 7, вы можете задействовать встроенные средства родительского контроля:
    Родительский контроль в Windows Vista и Windows 7

В конце своего выступления в качестве размышления над данной проблемой хочу предложить вам отрывок из телевизионной передачи.

Спасибо за внимание!


В Российской Федерации с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436, который был принят 29 декабря 2010 г. В виду того, что информация является продуктом массового потребления, к ней предъявляется определенные требования, относящиеся как к её качеству, так и к содержанию. С целью создания правовых механизмов для ограждения и защиты детей от той информации, которая может причинить им физический или психический вред и был принят этот закон. Однако стоит отметить, что государство не может в полной мере ограничить ту информацию, которая доносится до ребенка и решающую роль здесь должны играть родители или опекуны, объясняющие ребенку что является хорошей информацией, а что нет. В данной статье разберемся, что представляет из себя закон о защите детей от вредной информации.

Стоит отметить, что законопроект о защите детей от информации не был создан сам по себе, до него были приняты несколько других Федеральных законов, которые содержат запреты пропаганды употребления некоторых веществ, распространение или употребление которых в России запрещено или ограничено. Также, стоит отметить, что до того, как в России был принят закон о защите детей от вредоносной информации, в некоторых регионах страны были приняты местные законы, которые также запрещали пропаганду среди детей употребления алкоголя, табачной продукции и т.д.

Закон о защите детей от информации не предусматривает какой-либо определенной ответственности за его нарушение. Его нарушение устанавливается в соответствие с законодательством РФ и, как правило, нарушитель привлекается только к административной ответственности.

Закон о защите детей 2012 для большинства населения нашей страны проявляется в информировании возрастной доступности того или иного вида информации. Например, на телевидении появились значки, указывающие на ограничение по возрасту передачи. В самом законе указываются практически все средства распространения информации в России, такие как радио, телевидение, печатные издания и Российские интернет-ресурсы.

Информация, распространяемая в нашей стране может быть условно поделена в соответствии с законом:

  1. На информацию, способную нанести вред здоровью детей или их развитию. При этом в этом же пункте, отдельно необходимо выделить ту информацию, которая запрещена к распространению или ограничена в соответствии с возрастными группами;
  2. На информацию, которую не регулирует федеральный закон о защите детей от информации № 436-ФЗ.

В Российской Федерации ограничивается информация, содержащая кадры с насилием, с элементами жестокости, а также с кадрами катастроф и сценами сексуального характера. В частности, информация может ограничиваться в соответствии с формой её распространения, например, она по разному может ограничиваться на телевидении, радио и в интернет ресурсах.

Закон о защите детей от негативной информации определяет запрещенную информацию, к которой необходимо отнести информацию порнографического содержания, информацию, побуждающую к употреблению алкогольной, табачной и наркотической продукции и т.п.

То, что информация запрещена к распространению среди детей, не означает того, что она не может быть размещена в тех местах, которые доступны для детей. При этом ее нахождение определяется организационными и административными правилами, которые ограничивают в той или иной степени доступ к ней детей. Например, можно отметить продажу табака, когда запрещена выкладка сигарет на полках или журналы сексуального характера, которые упакованы в индивидуальную упаковку, ограничивающую просмотр продукции.

Закон о защите детей от информации регламентирует несколько категорий информации, в соответствие с возрастными ограничениями для детей, они состоят из:

  • для детей до 6 лет;
  • для детей с 6 лет;
  • для детей до с 12 лет;
  • для детей до с 16 лет;
  • Недоступная для детей.

Оценку по категориям проводит сам производитель информации с привлечением экспертов. При этом при оценке информационных материалов, внимание уделяется таким свойствам, как содержание информации, ее тематика, жанр и художественное оформление информации. Также, учитываются особенности восприятия информации детьми определенной возрастной группы с исключением негативного влияния для их здоровья и развития.

Необходимость принятия закона об информационной безопасности детей была вызвана стремительно растущей статистикой использования информационных ресурсов, в частности, Интернета, несовершеннолетними лицами. Сегодня редко у школьника нет смартфона или планшета с выходом в сеть, в которой их может ожидать встреча с материалами, пропагандирующими порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя, способными травмировать психику ребенка и исказить его морально-нравственные ценности.

Общие сведения

Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят 29 декабря 2010 года. Последние поправки вносились в закон в мае 2017 года.

Структурно закон представлен семью главами, включающими 23 статьи. Рассмотрим подробнее, обозначив тезисы:

  • Общие положения : сфера действия, основные понятия, профильное законодательство, полномочия различных органов в сфере защиты детей от негативной информации, ее виды;
  • Классификация информационной продукции : проведение классификации, продукция для возрастных категорий: 0+, 6+, 12+, 16+;
  • Требования к обороту информации : общие условия, возрастные обозначения (знаки, текстовые предупреждения), условия распространения такой продукции на телевидении, в радиоэфире и сети интернет, требования к распространению отдельных категорий информационных продуктов;
  • Экспертиза : общие требования, заключение эксперта, правовые последствия;
  • Государственный и общественный контроль информации, несущей вред ребенку;
  • Ответственность за нарушение прав в области защиты детей от вредной информации.

Закон о защите детей от негативной информации согласно статье 5 ФЗ 436 распространяется, в первую очередь, на следующие материалы:

  • Провоцирующие на действия, которые представляют угрозу жизни детей, в т. ч. к нанесению вреда своему здоровью или суициду;
  • Способные вызвать у ребенка интерес к наркотикам или психотропным препаратам, сигаретам, алкоголю, азартным играм, занятию проституцией, попрошайничеством и бродяжничеству;
  • Провоцирующие насилие или жестокость к людям или животным;
  • Отрицающие ценность семьи, толкающие к пренебрежительному отношению к родителям, формирующие положительное мнение о нетрадиционных сексуальных отношениях;
  • Содержащие нецензурную ругань;
  • Включающие элементы порнографического характера;
  • Оправдывающие совершение преступлений.

Также запрещена публикация информации о детях, которые пострадали в результате бездействия или преступления взрослых: их имен, возраста, фотографий, видеосъемок, записей голоса, данных о родителях, о месте жительства, учебы ребенка или работы родителей, — в общем, любой информации, которая может привести к идентификации личности пострадавшего ребенка и членов его семьи.

К ограниченной в распространении среди определенных возрастных групп негативной информации относят материалы:

  • В виде изображения или описания жестокости, физического или психологического насилия, демонстрирующие совершение преступления;
  • Провоцирующие проявление страха, ужаса или паники: изображение человеческой смерти, болезни, суицида, несчастного случая, авто- и авиакатастроф и т. д.;
  • Изображающие или описывающие межгендерные отношения сексуального характера;
  • Содержащие бранные выражения, которые не относятся к категории нецензурных.

Последние изменения, внесенные в закон о защите детей от информации

Последние поправки, внесенные в закон к настоящему моменту, датируются 1 мая 2017 года. Введены были законом N 87-ФЗ о внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ. Также в 2017 были внесены коррективы в ФЗ №16. Подробнее .

Редакцию претерпел пункт 6 части 4 статьи 11 закона. Оборот контента, содержащего информацию, способную причинить вред здоровью или развитию ребенка без знака информационной продукции не допускается, кроме случаев:

6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов.

Понятие аудиовизуального сервиса в обыденном понимании означает онлайн-кинотеатр, сайт с различного рода видео- и аудиоконтентом (например, популярная видеохостинговая компания YouTube).

Статья 14 об особенностях распространения информации посредством интернета была дополнена частью третьей , которая гласит, что такой сервис должен включать текстовое предупреждение об ограничениях распространения публикуемого материала среди детей согласно установленным законом категориям (0+, 6+, 12+, 16+) или знак информационной продукции (в том числе в той форме, в которой его сможет идентифицировать компьютер или программа — т.е. в виде кода). Классификация осуществляется владельцами самостоятельно с соблюдением требований закона ФЗ 436.

Полностью ограждать ребенка от волнующей, «запретной» и негативной информации до самого его совершеннолетия — во-первых, бессмысленно, во-вторых, опасно. Доступ ко «взрослому контенту» должен открываться поэтапно, в согласовании с возрастом ребенка. С этим фактом связана необходимость градации информационной продукции по возрастным категориям. Каждая последующая категория (см. гл. 2, статьи 7-10 закона) может содержать материалы, включенные в предыдущие возрастные категории информационной продукции:

0+ или возраст до 6 лет: материал может эпизодически содержать неправдоподобное изображение или описание насилия (кроме сексуального) при следующих условиях:

  • Происходящее должно вызывать у несовершеннолетнего зрителя сострадание к жертве;
  • Насилие должно быть осуждено;
  • В конечном итоге добро восторжествует над злом.

6+: допускаемая к обороту продукция для данной возрастной категории может содержать следующие элементы (если это оправдано жанром):

  • Короткое нереалистичное описание или изображение болезней человека (кроме тяжелых) в форме, которая не унижает человеческое достоинство;
  • Ненатуралистическое изображение аварии или ненасильственной смерти без демонстрации последствий и др., не вызывающие у детей ужас и панику;
  • Эпизодическое изображение преступлений, при условии, что они по сюжету не оправдываются и не обосновываются, а, напротив, осуждаются.

12+: при условии, что это оправдано жанром или сюжетом произведения, могут содержаться следующего рода изображения и описания:

  • Жестокости и насилия, где сам процесс нанесения увечий и лишения жизни не демонстрируется подробно. У ребенка должны возникнуть сочувствие к жертве и осуждение в отношении насилия (если оно не было проявлением самообороны или не было вызвано необходимостью защитить интересы общества или страны);
  • Потребления алкоголя, табачной продукции, участия в азартных играх и эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотиков и психотропов. Все это возможно при условии, что происходящее не оправдывается и не аргументируется. В сюжет должно быть заложено сообщение о недопустимости подобных действий, а также об опасности потребления одурманивающих веществ и продуктов;
  • Половых отношений между мужчиной и женщиной, которые не содержат действий сексуального характера, не провоцируют интерес к сексу, не несут возбуждающего или оскорбительного характера.
  • Несчастного случая, катастрофы, заболевания или смерти без подробной демонстрации их последствий;
  • Жестокости и насилия (кроме сексуального), без реалистичной демонстрации самого процесса избиения и смерти человека. Сюжет должен вызывать сочувствие к жертве или осуждение в отношении как самого преступника, так и к жестокости и насилию как таковым, если их применение не было вызвано необходимостью прав и интересов человека, общества и страны;
  • Отдельных бранных выражений, не относящихся к категории нецензурных;
  • Половых отношений мужчины и женщины без демонстрации действий сексуального характера;
  • Наркотических и психотропных веществ без демонстрации процесса их потребления. Материал должен повествовать о тяжелых последствиях и опасности их употребления, формируя у ребенка негативное отношение к такому образу жизни.

Скачать текст 436 ФЗ в последней редакции

Сегодня закон обязывает все информационные ресурсы, будь то интернет-сайты, телевидение, радио или иной источник, градировать размещаемую информацию по допустимости ее демонстрации для той или иной возрастной категории. Однако следует помнить, что детей воспитывает не компьютер, телевизор или гаджет, а родители. Потому чаще общайтесь с детьми, будьте в курсе их интересов и занятий.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:

1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;

2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами;

3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;

2) знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;

3) зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

4) информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

5) информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи;

6) информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

7) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;

9) классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

10) места, доступные для детей, - общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;

11) натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;

12) оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи;

13) эксперт - лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;

3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям частей 4 - 5, 8 статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

3. Классификация информационной продукции (за исключением информационной продукции, предусмотренной частью 5 настоящей статьи) осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и с учетом порядка, установленного Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Глава 3. Требования к обороту информационной продукции

Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции

1. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

3. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:

2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;

3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;

4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;

5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.

5. В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона.

6. До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.

7. Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, предваряется непосредственно перед началом зрелищного мероприятия звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий.

8. В прокатном удостоверении аудиовизуального произведения, в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.

Статья 12. Знак информационной продукции

1. Категория информационной продукции определяется в соответствии с требованиями статей 6 - 10 настоящего Федерального закона и обозначается знаком информационной продукции, размещаемым с соблюдением требований настоящей статьи и требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями.

2. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Знак информационной продукции демонстрируется в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.

3. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

4. Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания

1. Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи.

2. Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 4 и 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи.

3. Распространение информационной продукции посредством телевещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале демонстрации (в том числе способом "бегущей строки", при условии, что объем "бегущей строки" не превышает пяти процентов площади экрана).

4. Распространение информационной продукции посредством радиовещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале трансляции информационной продукции и после каждого прерывания трансляции.

5. При размещении сообщений о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Статья 14. Дополнительные требования к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей

Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа, при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статья 15. Дополнительные требования к обороту отдельных видов информационной продукции для детей

1. В информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей

1. Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

2. Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

3. Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Глава 4. Экспертиза информационной продукции

Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной продукции

1. Экспертиза информационной продукции проводится в целях обеспечения информационной безопасности детей по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями.

2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, иные некоммерческие организации, граждане вправе обращаться для проведения экспертизы информационной продукции в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, который в срок не более чем десять дней принимает решение о направлении указанного обращения эксперту, экспертам и (или) в экспертную организацию.

3. Экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

4. Эксперт, эксперты и (или) экспертные организации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на основании метода случайной выборки с учетом вида информационной продукции, подлежащей экспертизе.

5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, выдает аттестаты аккредитации, приостанавливает или прекращает действие выданных аттестатов аккредитации, ведет реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций.

6. Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).

7. В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц:

1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;

2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.

8. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать девяносто дней с момента поступления обращения о ее проведении.

9. Расходы, связанные с проведением экспертизы информационной продукции, возмещаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Экспертное заключение

1. По окончании экспертизы информационной продукции дается экспертное заключение.

2. В экспертном заключении указываются:

1) дата, время и место проведения экспертизы информационной продукции;

2) сведения об экспертной организации и эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени, ученого звания, занимаемая должность, место работы);

3) вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;

4) объекты исследований и материалы, представленные для проведения экспертизы информационной продукции;

6) мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы;

7) выводы о наличии или об отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или о несоответствии информационной продукции знаку информационной продукции.

3. Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

4. В течение пяти дней после подписания экспертного заключения оно направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции

В срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение:

1) о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции;

2) о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и об отказе в вынесении указанного в пункте 1 настоящей части предписания.

Глава 5. Надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Статья 20. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляются с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

2. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе:

1) осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания "горячих линий";

2) обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, для проведения экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

2. Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации Д. Медведев