Пища древних славян рецепты. История еды древних славян. Самый простой в изготовлении вид обережных свечей – это свечи из вощины и трав. Для изготовления свечи нам потребуется

Русская национальная кухня имеет очень давнюю историю. Она зародилась еще в IX веке и с тех пор претерпела немало изменений. Огромное влияние на процесс ее формирования оказало уникальное географическое расположение. Благодаря лесным массивам в ней появилось множество блюд, приготовленных из обитавшей там дичи, наличие плодородных земель позволило выращивать сельскохозяйственные культуры, а присутствие озер способствовало тому, что на столах местного населения появилась рыба. В сегодняшней публикации будет не только рассказано, что ели на Руси, но и рассмотрено несколько рецептов, дошедших до наших дней.

Особенности становления

Поскольку Русь издавна была многонациональным государством, местное население с удовольствием училось друг у друга кулинарным премудростям. Потому в каждой области страны были свои уникальные рецепты, многие из которых сохранились до наших времен. К тому же отечественные хозяйки не стеснялись перенимать опыт заморских поваров, благодаря чему в отечественной кухне появилось немало новых блюд.

Так, греки и скифы научили русских замешивать дрожжевое тесто, византийцы поведали о существовании риса, гречки и многих пряностей, а китайцы рассказали о чае. Благодаря болгарам местные повара узнали о кабачках, баклажанах и сладком перце. А у западных славян позаимствовали рецепты вареников, голубцов и борщей.

Во времена правления Петра I на Руси начали массово выращивать картофель. Примерно в то же время в распоряжении хозяек стали появляться недоступные ранее плиты и специальные емкости, предназначенные для готовки на открытом огне.

Крупы

Что ели на Руси до картошки, специалистам удалось узнать благодаря раскопкам, проведенным на территории древних поселений. В найденных учеными текстах рассказано о том, что славяне того времени употребляли исключительно растительную пищу. Они занимались земледелием и верили в пользу вегетарианства. Потому основу их рациона составляли злаковые вроде овса, ячменя, ржи, пшеницы и проса. Их поджаривали, размачивали или перемалывали в муку. Из последней выпекали пресные лепешки. Позднее местные хозяйки научились делать хлеб и различные пироги. Поскольку тогда никто не знал о дрожжах, выпечку готовили из так называемого “кислого” теста. Его заводили в объемной посудине из муки и речной воды, а потом выдерживали несколько суток в тепле.

Тем, кто не знает, что ели на Руси до картофеля, будет интересно, что меню наших далеких предков состоял из большого количества рассыпчатых, крутых каш. В те далекие времена их варили преимущественно из пшена или цельного очищенного овса. Его долго запаривали печи, а потом сдабривали сливочным, конопляным или льняным маслом. Рис тогда был большой редкостью и стоил немалых денег. Готовые каши употребляли в качестве самостоятельных блюд или в виде гарниров к мясу или рыбе.

Овощи, грибы и ягоды

Долгое время растительная пища оставалась главным из того, что ели на Руси те, кто вплотную занимался земледелием. Основным источником белка наших далеких предков были бобовые. Кроме того, они выращивали на своих участках репу, редьку, чеснок и горох. Из последнего не только варили супы и каши, но и пекли блины и пироги. Чуть позже русским стали доступны такие овощные культуры, как морковка, лук, капуста, огурцы и томаты. Местные хозяйки быстро научились делать из них различные блюда и даже стали заготавливать их на зиму.

Также на Руси активно собирали различные ягоды. Их не просто кушали в свежем виде, но и использовали в качестве основы для варенья. Поскольку хозяйкам того времени не был доступен сахар, его успешно заменяли более полезным натуральным медом.

Не брезговали русичи и грибами. Особой популярностью в ту эпоху пользовались грузди, рыжики, боровики, маслята и белые. Их собирали в ближайших лесах, а потом солили в огромных бочках, пересыпая ароматным укропом.

Мясо и рыба

Очень долго жили в мире с животными, потому продукты земледелия были основой того, что ели на Руси до прихода кочевников. Именно они научили наших далеких предков употреблять мясную пищу. Но в то время она была доступна не всем слоям населения. На столах крестьян и рядовых горожан мясо появлялось исключительно по большим праздникам. Как правило, это была говядина, конина или свинина. Меньшей редкостью считалась птица или дичина. Крупные туши оленей шпиговали салом, а потом обжаривали на вертеле. Более мелкую добычу вроде зайца дополняли овощами и кореньями и томили в глиняных горшках.

Со временем славяне освоили не только земледелие, но и рыболовство. С тех пор у них появился еще один вариант того, что можно было есть. На Руси имеется очень много рек и озер, в которых водится достаточное количество различной рыбы. Пойманную добычу сушили под солнечными лучами, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Напитки

Особое место в меню давних славян отводилось квасу. Им не только заменяли воду или вино, но и лечились от несварения желудка. Также этот удивительный напиток применялся в качестве основы для приготовления разных блюд вроде ботвиньи или окрошки.

Не меньшей популярностью у наших предков пользовался кисель. Он был очень густым и имел не сладкий, а кислый вкус. Его делали из овсяной муки, разведенной большим количеством воды. Образовавшуюся смесь сперва сквашивали, а потом варили до получения густой массы, поливали медом и ели.

На Руси было очень востребовано пиво. Его варили из ячменя или овса, сбраживали с помощью хмеля и подавали по особо торжественным праздникам. Примерно в XVII столетии славяне узнали о существовании чая. Его считали заморской диковинкой и употребляли в очень редких случаях. Обычно его успешно заменяли более полезными травяными сборами, заваренными крутым кипятком.

Свекольный квас

Это один из древнейших напитков, пользовавшийся особой популярностью у славян. Он обладает отличными освежающими свойствами и отлично утоляет жажду. Для его приготовления вам понадобится:

  • 1 кг свеклы.
  • 3,5 л воды.

Свеклу очищают от кожуры и ополаскивают. Пятую часть обработанного таким способом продукта нарезают тонкими кружочками и укладывают на дно кастрюли. Остальные корнеплоды погружают туда же целиком. Все это заливают требуемым объемом воды и варят до готовности. Потом содержимое кастрюли оставляют в тепле, а через трое суток убирают в холодный погреб. Спустя 10-15 дней свекольный квас полностью готов.

Гороховое пюре

Это блюдо - одно из тех, что ели в старину на Руси в самых обычных крестьянских семьях. Оно готовится из очень простых продуктов и имеет высокую питательную ценность. Чтобы сделать такое пюре, вам понадобится:

  • 1 чашка сухого гороха.
  • 2 ст. л. масла.
  • 3 чашки воды.
  • Соль (по вкусу).

Заблаговременно перебранный и промытый горох вымачивают в течение нескольких часов, а потом заливают подсоленной водой и варят до мягкости. Полностью готовый продукт превращают в пюре и сдабривают маслом.

Свиные почки в сметане

Тем, кто интересуется, что ели в стоит обратить внимание на это достаточно необычное, но весьма вкусное блюдо. Оно отлично сочетается с различными кашами и позволит немного разнообразить привычное меню. Для его приготовления вам понадобится:

  • 500 г свежих свиных почек.
  • 150 г густой некислой сметаны.
  • 150 мл воды (+еще немного для варки).
  • 1 ст. л. муки.
  • 1 ст. л. масла.
  • 1 головка лука.
  • Любая зелень и специи.

Предварительно зачищенные от пленок почки ополаскивают и замачивают в холодной воде. Часа через три их заливают новой жидкостью и отправляют на огонь. Как только вода закипит, почки вынимают из кастрюли, повторно промывают, нарезают небольшими ломтиками и убирают в холодильник. Не раньше чем через час их выкладывают в сковородку, в которой уже имеется мука, масло и измельченный лук. Все это приправляют специями, заливают водой и тушат до готовности. Незадолго до отключения огня блюдо дополняют сметаной и посыпают рубленой зеленью.

Похлебка из репы

Это одно из самых популярных блюд, что ели наши предки на Руси. Его и сегодня можно готовить для тех, кто любит простую пищу. Для этого вам понадобится:

  • 300 г репы.
  • 2 ст. л. масла.
  • 2 ст. л. густой деревенской сметаны.
  • 4 картофелины.
  • 1 головка лука.
  • 1 ст. л. муки.
  • Вода и любая свежая зелень.

Предварительно промытую и почищенную репу обрабатывают с помощью терки и помещают в глубокую кастрюлю. Туда же добавляют мелко нарубленный лук и холодную воду. Все это отправляют на огонь и отваривают до полуготовности. Потом к овощам отправляют дольки картофеля и ждут, когда они размягчатся. На завершающем этапе практически готовую похлебку дополняют мукой и маслом, недолго кипятят и убирают с огня. Подают ее с мелко нарубленной зеленью и свежей сметаной.

В русских народных сказках славные богатыри всегда едят кашу и пьют мёд на пирах. Древние славяне славились своим здоровьем и силой и само собой силу им давала привычная славянская пища .

Так чем же таким питались наши предки?

Естественно что одним из главных блюд была каша .

Но каша была совсем не такой, какую мы привыкли видеть сегодня.

Рисовая каша была недоступна обычным жителям Руси, рис был заморской, очень дорогой крупой, "сорочинское пшено" ,так называли рис. Если не рис, то на ум сразу приходит гречка , конечно, ведь именно эту крупу нас учат любить с детства, вы будете удивлены узнав, что и гречка не была "нашей" кашей в стародавние времена.

Гречка, как оказалось тоже не была частым блюдом на русском столе. Гречку привезли на Русь из Византии , греческие монахи,отсюда и её название, гречка.

Гречку ели только по очень великим праздникам.

Так что же за кашу ели наши предки?

А ели они пшёнку и овсянку!

О чудодейственных свойствах овсянки знает пожалуй каждый. А наши предки ели не овсяные хлопья, привычные нам.

Древние славяне ели овсяную кашу, из цельного овса, распаренную в печи.

Вообще в печи каша томилась и как бы набиралась силы от жара.

Кашу заправляли натуральным, домашним сливочным маслом, топлёным маслом более известным миру сегодня, как гхи, конопляным или льняным . Готовилась каша в глиняных горшочках, ели блюдо деревянными ложками, а зачастую и руками, вилок и подавно не было, кстати не случайно.

Удивительно, ещё и то, что многих привычных нам овощей тоже не было в те далёкие времена на Руси.

На привычном столе древних славян отсутствовали: помидоры, морковь, свекла, огурцы, картофель, даже репчатый лук .

Зато наши предки прекрасно знали такой чудо плод, как чеснок .

Постоянными в меню были редька и конечно же, почти позабытая ныне, но очень популярная давным давно репка .

Горох, тоже был частым гостем старинных блюд .

Удивительно, но из гороха, наши предки даже делали муку и из муки готовили гороховое тесто, из которого пекли пироги и блины, это не считая супа и каши.

Особое место в русской культуре занимал хлеб "батюшка" .

Хлеб глубоко уважали и преклонялись перед хлебом, "хлеб всему голова" , до сих пор можно услышать это выражение.

Но и хлеб в те далёкие времена был совсем не таким как сегодня, в древности хлеб пекли без дрожжей !

Хлеб и пироги готовили из кислого теста на заквасках, заводили его в большой деревянной квашне, на речной воде, ждали пока тесто подойдёт несколько дней. Подходила опара в тёплом месте, специально что бы тесто получилось кислым и это тесто начинало подниматься и пузыриться благодаря природным естественным процессам брожения.

Тесто не использовали полностью, всегда оставляя на донышке квашни кусочек для следующей опары.

После свадьбы перейдя в дом мужа, забирала с собой кусочек домашней опары, что бы в новом доме завести новое тесто и испечь новый хлеб.

Муки такой как сегодня тоже не было, наши предки ели хлеб и муки грубого помола, ржаной, амарантовой, полбяной.

Из напитков, излюбленным лакомством были кисель, при чём был он кислым, отсюда и его название.

Кисель готовили из овсяной муки, давали массе скиснуть, а потом варили, до густоты, хоть ножом режь. Ели такой кисель с вареньем и мёдом .

Кстати о мёде! Мёд не случайно упоминается в каждой русской сказке, мёд ели и мёд пили. А медовый месяц пришёл к нам вовсе не из американского кино. Медовым на Руси называли первый месяц семейной жизни новобрачных , потому, что на свадьбу дарили бочонок мёда и молодые должны были за месяц его съесть, для того, что бы первый ребёнок в семье родился богатырём.

Варенья на Руси, были в каждом доме, да только варились они не на сахаре, а на меду.

И конечно, предки наши с радостью ели все дары леса, грибы, ягоды, орехи, травы, и т.д.

Правда грибами древние славяне считали только пластинчатые грибы, особенно ценились как и сегодня, рыжики и грузди. А все грибы с губками грибами не называли, а звали их губами.

Солили грибы на зиму в больших деревянных бочках, с душистым укропом.

Историки сегодня также пришли к выводу, что древние славяне были ещё и вегетарианцами, мясо на столе было крайне редким гостем и в основном это была дичь.

В рационе древних славян также всегда были в почёте и молочные продукты, а корова издревле почиталась и считалась кормилицей .

Так что кухня была намного полезней нынешней и уж точно отличалась разнообразием, не смотря на отсутствие многих привычных нам сегодня блюд.

Древняя Русь имела развитую целительную традицию, в основе которой лежали заговоры и фитотерапия. В настоящее время сохранились старинные лечебники, целебники и травники, содержащие знания ведического периода русской.
Истории. Древняя народная медицина представляла из себя знахарство и колдовство, которым владели волхвы, ведуны и целители. Ведуны пользовались заклинаниями, заговорами, наговорами. Они были основаны на вере в таинственные силы природы, олицетворенные в славянских божествах, таких как перун, хорс, ярила и других.
Предки славян исповедовали анимистические ("Анима" - душа) представления о жизни человека, то есть идею реинкарнации.
После смерти душа уходила из тела и поднималась на небо, либо мытарствовала в околоземном пространстве. Большое значение силе рода уделялось. Кудесники и волхвы - люди, обладавшие тайным знанием и мудростью, были связующим звеном между людьми, богами и духами рода. Их заговоры, звучавшие как стихи, работали за счет своих уникальных вибраций, которые изгоняли болезни и недуги. Помимо заговоров, целители использовали в своей лечебной практике и методы непосредственного воздействия на физическое тело больного. Они спасали от вывихов, растяжений и ранений.
Популярным методом лечения были бани и водные процедуры, в которых использовалась своеобразная звуковая терапия, наподобие поющих чаш. Болезнь изгоняли, "Выметая" веником из прутьев определенных растений. Также использовали заговоренную воду. Еще один способ исцеления был сострижение волос и ногтей, так как они являлись носителями информации болезни. Их уничтожали, сжигали или скармливали животным и птицам. Таким образом, болезнь покидала человека и переходила на животное.
В культуре древних славян отдельное место женщине уделялось. Она наделялась особой мистической, целительной силой. Поэтому неудивительно, что даже болезни носили женские имена: холера, оспа, лихорадка, простуда, трясуха и т. д.
Древние славяне рассматривали мир как совокупность и взаимодействие трех уровней: прави, яви и нави. В человеке они проявлялись как дух, душа и тело. Исцеление работу на всех трех планах подразумевало. Так, методы прави решали проблемы с недугами на уровне сознания. При отрицании законов сварога, сильной эмоциональной вовлеченности в страсти бытия, попирании духовных ориентиров, человек теряет главное - гармонию со своим божественным началом. В итоге, это нарушает целостность слаженной работы всех трех начал, ослабляя явь и навь, и приводя к болезни. Система славянский знаний о здоровье говорит, что факторами, приводящими к болезни, являются семь навей, которые нельзя терпеть. К ним относятся: боль, недостаток пищи и питья, недостаток сна, холод, отрицательные эмоции (особенно, обида) и естественная нужда. Помимо этого есть семь противоположных навей - явей, которым нельзя предаваться. Это наслаждение, избыток тепла, избыток сна, избыточное питье и еда, лесть и бесконтрольное следование своим естественным влечениям. Таким образом, методы нави призывали славян сознательно ограничивать свои желания и душу. Они практиковали для этого ряд техник, направленных на восстановление энергетического баланса в теле посредством здорового питания, правильных физических нагрузок и бани. Методы яви направлены на развитие тела и увеличение его энергетического потенциала.
Древние славяне имели стройную систему знаний о строении энергетических тел человека. Человек имел три царства сознания. Нижнее царство называлось серебряным, его центром или "Столом" был живот, там аккумулировалась вся жизненная сила. Среднее или медное царство локализовывалось в сердце, там обитает сила нашей души и сердца. В древности ее называли снага. Верхнее, или золотое царство, располагалось в области чела или темечка. Это была обитель силы ума.
Традиции древних славян на многие годы были утеряны и забыты, но в настоящее время началось их возрождение. В ряде центов появилась славянская гимнастика и специалисты по славянской медицине, которые помогают нам вспоминать и обучаться культуре наших предков.
Автор статьи холистический медик и. М. тютюник по материалам книги в. Мешалкина, Е. баранцевича "Славянская Гимнастика".

А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.

Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.

Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.

В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.

Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас - не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.
Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.

На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. " Питие ", - говорил он, - " это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия ". Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.

Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.

В русских народных сказках славные богатыри всегда едят кашу и пьют мёд на пирах. Древние славяне славились своим здоровьем и силой и само собой силу им давала привычная славянская пища.

Так чем же таким питались наши предки?

Естественно что одним из главных блюд была каша.

Но каша была совсем не такой, какую мы привыкли видеть сегодня.

Рисовая каша была недоступна обычным жителям Руси, рис был заморской, очень дорогой крупой, "сорочинское пшено" ,так называли рис. Если не рис, то на ум сразу приходит гречка, конечно, ведь именно эту крупу нас учат любить с детства, вы будете удивлены узнав, что и гречка не была "нашей" кашей в стародавние времена.

Гречка, как оказалось тоже не была частым блюдом на русском столе. Гречку привезли на Русь из Византии, греческие монахи,отсюда и её название, гречка.

Гречку ели только по очень великим праздникам.

Так что же за кашу ели наши предки?

А ели они пшёнку и овсянку!

О чудодейственных свойствах овсянки знает пожалуй каждый. А наши предки ели не овсяные хлопья, привычные нам.

Древние славяне ели овсяную кашу, из цельного овса, распаренную в печи.

Вообще в печи каша томилась и как бы набиралась силы от жара.

Кашу заправляли натуральным, домашним сливочным маслом, топлёным маслом более известным миру сегодня, как гхи, конопляным или льняным. Готовилась каша в глиняных горшочках, ели блюдо деревянными ложками, а зачастую и руками, вилок и подавно не было, кстати не случайно.

Удивительно, ещё и то, что многих привычных нам овощей тоже не было в те далёкие времена на Руси.

На привычном столе древних славян отсутствовали: помидоры, морковь, свекла, огурцы, картофель, даже репчатый лук.

Зато наши предки прекрасно знали такой чудо плод, как чеснок.

Постоянными в меню были редька и конечно же, почти позабытая ныне, но очень популярная давным давно репка.

Горох, тоже был частым гостем старинных блюд.

Удивительно, но из гороха, наши предки даже делали муку и из муки готовили гороховое тесто, из которого пекли пироги и блины, это не считая супа и каши.

Особое место в русской культуре занимал хлеб "батюшка" .

Хлеб глубоко уважали и преклонялись перед хлебом, "хлеб всему голова" , до сих пор можно услышать это выражение.

Но и хлеб в те далёкие времена был совсем не таким как сегодня, в древности хлеб пекли без дрожжей!

Хлеб и пироги готовили из кислого теста на заквасках, заводили его в большой деревянной квашне, на речной воде, ждали пока тесто подойдёт несколько дней. Подходила опара в тёплом месте, специально что бы тесто получилось кислым и это тесто начинало подниматься и пузыриться благодаря природным естественным процессам брожения.

Тесто не использовали полностью, всегда оставляя на донышке квашни кусочек для следующей опары.

Веста после свадьбы перейдя в дом мужа, забирала с собой кусочек домашней опары, что бы в новом доме завести новое тесто и испечь новый хлеб.

Муки такой как сегодня тоже не было, наши предки ели хлеб и муки грубого помола, ржаной, амарантовой, полбяной.

Из напитков, излюбленным лакомством были кисель, при чём был он кислым, отсюда и его название.

Кисель готовили из овсяной муки, давали массе скиснуть, а потом варили, до густоты, хоть ножом режь. Ели такой кисель с вареньем и мёдом.

Кстати о мёде! Мёд не случайно упоминается в каждой русской сказке, мёд ели и мёд пили. А медовый месяц пришёл к нам вовсе не из американского кино. Медовым на Руси называли первый месяц семейной жизни новобрачных, потому, что на свадьбу дарили бочонок мёда и молодые должны были за месяц его съесть, для того, что бы первый ребёнок в семье родился богатырём.

Варенья на Руси, были в каждом доме, да только варились они не на сахаре, а на меду.

И конечно, предки наши с радостью ели все дары леса, грибы, ягоды, орехи, травы, и т.д.

Правда грибами древние славяне считали только пластинчатые грибы, особенно ценились как и сегодня, рыжики и грузди. А все грибы с губками грибами не называли, а звали их губами.

Солили грибы на зиму в больших деревянных бочках, с душистым укропом.

Историки сегодня также пришли к выводу, что древние славяне были ещё и вегетарианцами, мясо на столе было крайне редким гостем и в основном это была дичь.

В рационе древних славян также всегда были в почёте и молочные продукты, а корова издревле почиталась и считалась кормилицей.

Так что кухня была намного полезней нынешней и уж точно отличалась разнообразием, не смотря на отсутствие многих привычных нам сегодня блюд.

Видео Секреты питания древних славян. Пища богов!

Накрывая на стол, иногда задумываешься, а какую же пищу ели наши предки, древние славяне? Ответ на этот вопрос могут дать.

Во время раскопок в древнерусских, находят немало остатков пищи. Прежде всего, это зерна различных злаков, например: ячменя, пшеницы, ржи, овса, гречихи.

Обычно из зерен производили крупы или размалывали их в крупу. Также из зерна изготовляли брагу, квас и пиво.

Одним из любых блюд на Древней Руси была каша, в которую добавляли растительное масло. Если ели мясо, то только «пряженое» или жареное (тушеное в своем соку, в русской печи).

В древней Руси супов не было, он появился только в конце XVII столетия. Привезли суп иностранцы из Европы.

Летом любимым блюдом была «тюря» - она является предком нашей окрошки. Это был лук, покрошенный в квас, и заправленный хлебом.

Также ели и овощи: морковь, горох, репу и лук. Также в Древней Руси славяне знали о чесноке, огурцах и особенно, капусте.

Интересно, что древние славяне уже в то время умели закручивать овощи на зиму - мочить яблоки, солить огурцы. Такие замороженные и засоленные овощи были названы ленивыми. В Москве, там, где ими торговали, назвали улицу - Ленивка.

Белковая пища состояла преимущественно из рыбы и мяса, а также молочных продуктов: сыра, творога, масла и сметаны. В Древней Руси сахар отсутствовал, и вместо него пользовались.

В роли горячих напитков выступали отвары из многих лечебных трав, или, например пили сбитень - это вскипяченный мед в воде, после чего взбитый вместе с яйцами.

Человеку, живущему в наше время, такая еда могла бы показаться очень пресной, ведь соль на то время была очень дорогая и поэтому использовали её очень редко.

ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Моес Оскрагелло в своей книге "Вегетарианство и шерстяная одежда в истории славянских народностей" на первой странице этого сочинения пишет:

"...Древнегреческие писатели вспоминают о "Гиперборейцах". Единогласие между этими писателями и позднейшими летописцами, писавшими о славянах, поразительно. Это обстоятельство дает полное основание считать их за первобытных славян."

"Гиберборейцы" известны были еще Гомеру, а Орфей называет их Микробияии или долгоживущими. Плиний о них говорит: земля их урожайна, воздух чистейший и здоровый, живут очень долго, ибо не знают злобы, болезней и войны; проводят жизнь в беспрерывном и беспечном веселье и в нерушимом мире. Прекрасные леса и рощи служат для них жилищем, плоды деревьев пищей, мяса не едят, умирают спокойно и т. д. счастливая жизнь, которую вели Гиперборейцы, и которой завидовали древние, не было явлением случайным; оно было последствием хорошо обдуманных правил жизни, правил, которыми они, как свидетельствуют упомянутые древние писатели, взаимообязывались к чистой жизни; правил, облеченных в форму клятвы - обета согласия. Содержание этого соглашения до нас не дошло; но существует совершенно аналогичное, полагаю, даже идентичное славянское узаконение, сохранившееся и дошедшее до нас в номенклатуре букв первой славянской (глаголицкой) азбуки следующего всем известного содержания: А-з б-уки в-еди г-лаголь; д-обро е-сть-ж-ивете з-ело з-емля, i и-же к-ако л-юди м-ыслите, - н-аш о-н; п-окой р-цы с-лово т-вердо; у-к ф-ерт х-ер ц-ы ч-ервь; ш-а е-р е-ры е-рь я-ть (ент - по-польски jat) ю-с (i-онс - по-польски jas).

Что в более русской транскрипции означает: я буквы (письмена - письменно) веди (знаю) глагол (закон); Добро есть живите (Живиться - питаться) зельем земли; и иже како люди (по-человечески) мыслите - наш он; покой (мир) рцы словом твердым; не убивай даже червя; ежели задорный задирается с задирами - связать его.

№ 1. Добро есть питаться зельем (делом) земли, т. е. указывается, что хорошо питаться плодами земли.

№ 2. Кто как человек мыслит (т. е. по-человечески, а не по-звериному) - наш он, т. е. единомышленник.

№ 3. Мир храни твердо.

№ 4. Не поднимай руки даже на червя.

№ 5. Если бы задорный задирался с задорливым, пусть будет схвачен и связан; больших преступлений и больших наказаний видно не было.

Приведенный выше славянский пенталог, запрещающий проливать кровь, обязывающий к гуманности, благородству, одним словом, к любви, составляет кульминационный пункт в развитии духа человеческого. Высоко развитая нравственная жизнь гиперборейцев, как результат высоконравственных законов и учреждений, были предметом удивления всех древних писателей. Международный спор относительно чести вести свое происхождение от гиперборейцев решается, несомненно, в пользу славян.

(сайт " ATMA ")

Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом.

Супов в Древней Руси не было, суп появился только во второй половине XVII века. Он был занесен приезжими иностранцами из Европы.

В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.

Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.

Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи назывались ленивыми.

Из горячих напитков были очень популярны отвары различных трав, а также сбитень — мед, вскипяченный в горячей воде, сбитый вместе с яйцами.

Древние славяне верили в то, что животные предназначены для человека. И животные кормили человека, а не человек животных. Люди и их животные никогда не ели мяса и даже не думали об этом. В этот период люди дружили с животными. И питались только пищей растительного происхождения. Это была легко усваиваемая калорийная пища.

Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед.

Мясные продукты появились в рационе с приходом кочевников на славянские территории. Кочуя по пустыням и степям добыть что-либо пригодное в пищу было довольно трудно. Именно поэтому они убивали своих животных, которые кочевали вместе с ними и перевозили на себе их вещи, давали молоко и шерсть.

«Велесова книга» говорит о том, что славяне пришли из долины Кулу, которая окружена Гималаями - ныне это территория Индии. Славянские тексты, которые были найдены на той территории, говорят о необходимости вегетарианства для здоровья тела и духа.

В древнем писании индусов говорится о том, что с тех пор, как некоторые представители низших каст начали употреблять мясо, появились 78 новых заболеваний. Ранее их было только 3, в том числе старость. Это писание разошлось на весь мир. Тысячи лет существовало верование о том, что все болезни появляются от употребления мертвечины.

М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава II. Жизнь славян. Мясная и растительная пища славян.

Мясная пища

Земли, в которых обитали славяне в X веке, с избытком обеспечивали им пищу, необходимую для существования и сохранения здоровья. Они не ощущали недостатка даже в изысканных блюдах.

Для мясного стола славяне находили в обширных лесах огромное количество разнообразных животных, прежде всего из семейства оленьих. Помимо этого, хозяйство славян в X веке уже настолько развилось, что они могли выращивать стада мелкого и крупного рогатого скота , главным же образом овец и свиней. Все эти давало им более чем достаточное количество мясной пищи, хотя скот из собственных стад они били лишь в исключительных случаях107.

Ян Пейскер, пытавшийся доказать, опираясь на относящееся к VI веку108 сообщение Псевдо-Цезаря, что славяне вплоть до X века были вегетарианцами, не имевшими скота, оказался на совершенно ложном пути. Во-первых, сообщение Псевдо-Цезаря Назианского по своему характеру совершенно недостоверно, и к тому же Пейскер перевёл его неправильно109. Во-вторых, наличие у славян скота и охота на лесных и степных животных , так же как и употребление славянами в пищу мяса животных, подтверждается большим количеством данных, которые я ещё изложу в соответствующем разделе главы VIII.

Имеется также несколько непосредственных сообщений о том, что славяне в X веке употребляли в пищу мясо , причем, вероятно, не только бояре или князья, но и простой народ 110. Необходимо также признать, что славяне знали и употребляли в пищу и молоко (млеко) сладкое и кислое, свернувшееся, так называемый тварогъ и сыр (сыръ) , о чем, независимо от их происхождения111, свидетельствует древний и общеславянский характер этих слов, а также несколько прямых, относящихся к Χ-ΧΙΙ векам известий о западных, северных и восточных славянских землях. По ним мы судим, что славяне выплачивали Германской империи дань сыром, что в России, где сыр являлся обычной пищей, его с соблюдением соответствующих обрядов приносили в жертву идолам и наряду с молоком ели на домашних празднествах. Так, Пржемысл, согласно древней традиции, также ел хлеб и сыр, когда послы Либуши звали его на чешский трон112.

На основании тех же источников можно видеть, что церковную десятину во многих случаях славяне выплачивали поросятами, курами, петухами и гусями , что снова свидетельствует о том, что славяне выращивали и употребляли в пищу домашнюю живность. Правда, Ибрагим ибн Якуб говорит, что славяне на Западе избегали есть кур , опасаясь могущих приключиться из-за них болезней, но он же указывает, что они ели говяжье мясо, гусей и тетеревов 113 А русские церковные поучения упоминают об употреблении яиц , следы которых находят иногда и в могилах114.

Всё изложенное выше доказывается множеством свидетельств, относящихся к X и XI векам115.

Итак, если славяне в начале новой эры уже употребляли в пищу мясо , то несомненно, что не христианство принесло с собой его употребление116, так как мясо служило славянам пищей ещё до того, как они приняли новую веру. Весьма многочисленны также доказательства, которые представила археология, так как в могилах Χ-ΧΙΙ веков мы довольно часто находим остатки погребальных пиршеств , устраивавшихся на могиле, – кости различных домашних и диких животных, главным образом кости овец, свиней и в меньшем количестве кости рогатого скота, кур и петухов .

Кроме мяса животных и птиц, славяне употребляли в пищу рыбу, которой изобиловали славянские страны . Упоминания об употреблении в России рыбы и икры начиная с XI века довольно многочисленны 117.

Растительная пища славян.

Хотя ни о каком вегетарианстве славян-язычников не может быть и речи, всё же главную их пищу составляли хлебные злаки, стручковые и овощи. Что выращивали славяне, мы подробнее рассмотрим дальше в главе VIII. Здесь же хочу ограничиться лишь перечислением вегетарианских блюд, известных славянам в конце языческого периода.

Хлебные злаки, из числа которых выращивались жито, или рожь (ръжь) (Secale), пшеница (Triticum), ячмень (jęcbmy) (Hordeum), овёс (овъс) (Avena) и больше всего просо (пшено )118 (Panicum miliaceum, P. italicum), славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зерён (крупа, сладь, пражьмо), либо в размолотом виде, в виде муки (брашьно) , из которой на воде или на молоке варят кашу 119, или, наконец, в виде хлеба, который выпекали на очаге , раскаленных камнях или в печи.

Как указывают некоторые русские поучения первого периода христианства 120, из муки выпекали самые разнообразные изделия, носившие различные названия, но основными, самыми распространенными были калачи и пироги, приготовлявшиеся на меду из хорошей муки , а также простой пресный (не квашеный) или кислый хлеб.

Медовый калач размером в человеческий рост подносили в Арконе идолу бога Святовита; о калачах, которые выпекались в монастыре св. Георгия в Праге, упоминает Козьма Пражский под 1055 годом; в древнерусском «Житии св. Феодосия» также говорится о калачах, намазанных мёдом и посыпанных маком 121. К калачам относятся и древние свадебные короваи , о которых мы выше уже упоминали.

Первоначально хлеб , вероятно, изготовлялся в виде пресных (не квашеных) лепёшек, которые пекли в пепле очага или на раскаленных камнях. Хотя это непосредственно и не засвидетельствовано источниками, однако на основании общего уровня славянской культуры можно не сомневаться, что славяне знали хлеб и выпекали его исстари. И если при этом термин, обозначавший в начале нашей эры хлеб, а именно общеславянское хлебъ, был не собственно славянского, а германского происхождения – от laib, готское hlaifs 122, то это скорее является новым доказательством тесных связей с готами , из чего, однако, нельзя делать вывод, что славяне до общения с готами, в III и IV веках не знали хлеба. Я полагаю, что здесь мы снова сталкиваемся с фактом, когда славяне переняли от германцев новое название предмета, который был уже им знаком раньше. Такое заимствование могло иметь место скорее всего по той причине, что они видели в германском хлебе нечто отличное от их хлеба либо по форме, либо по способу изготовления; возможно, это был хлеб ржаной, квашеный и к тому же хорошо выпеченный в печи. Таким образом, это, по всей вероятности, лишь замена какого-то более древнего местного названия, подобная той, какую мы видим в заимствовании германских слов миска (misa), блюдо, хыжъ (хижина, шалаш), дъска, стрела, овощъ, для которых славяне, несомненно, имели свои собственные более древние названия.

Плоды славяне долгое время употребляли в пищу только не культивированные (виды Pirns, Prunus и Тгара), так как различные сорта деревьев они стали выращивать лишь под римским и германским влиянием125. От германцев к славянам перешло и коллективное название для культивированных фруктов – овощь (от старославянского овотье (ovotje)) .

Некоторые виды фруктов имеют древние местные индоевропейские названия: (Pirns), слива (Prunus), груша (Pirns communis), так же как черешня и вишня (чершьня, вишьня – Prunus avium, Pr. cerasus), орех (Juglans) и персик (перскъ), вероятно, в древности были перенесены из Азии иранцами, греками и римлянами. Как свидетельствует Ибн Якуб, в X веке у славян уже было много фруктовых деревьев, а Эббон упоминает о священном ореховом дереве у языческого святилища в Щетине 126.

Питались ли славяне, подобно германцам, также и жареными желудями, точно не засвидетельствовано, но это весьма вероятно. В.В. Хвойко нашёл их на Пастерском городище у Чигирина на Киевщине.

Приготовление пищи у простого крестьянина, разумеется, не было сложным. Однако бояре и князья по примеру западных и южных дворов, несомненно, заводили себе поваров, готовивших им более искусную пищу и большое количество блюд 127.

Приправы , придающие пище более приятный вкус, знал исстари и простой народ. Это была прежде всего , служившая тогда в славянских землях предметом оживленной торговли (см. о ней в главе IX)128.

Масло, сбитое из молока , а также растительное масло из мака и льняных семян. Но оливковое масло, уксус и различные пряности славяне узнали позднее, в течение I тысячелетия н. э., главным образом благодаря торговле с Италией и Византией. Если византийский военачальник Приск наряду с различными дарами посылал задунайским аварам и пряности (черный перец, индийские листья, корицу и другие пряности), то можно с наибольшей вероятностью допустить, что такие же пряности получали и славянские князья 129.

При еде славяне пользовались ложками и ножами , что доказывается рядом находок в славянских могилах. Находки ложек (лъжица ) в могилах редки, так как они чаще всего были глиняными или деревянными, но зато имеется много находок всевозможных форм ножей . Довольно часто встречаются ножи в форме наших современных перочинных ножей 130. Некоторые находки в славянских могилах, а также сообщение в Киевской летописи под 996 годом свидетельствуют, что в X веке при княжеским дворе пользовались и металлическими ложками. Дружина князя Владимира была недовольна деревянными ложками, и тогда князь велел отковать серебряные ложки , сказав при этом: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото» 131.

Ели обычно сидя на земле вокруг больших мисок или сидя вокруг низких столов, на каких и теперь едят на Балканах, например в Македонии. На праздничных пиршествах, особенно княжеских пирах (пиръ от пити), приготовление блюд и сервировка стола были более богатыми, и сидели на таких пирах за столами на скамьях или креслах . У поморян в каждом доме для гостей был приготовлен стол, покрытый белой скатертью 132.

Вместе с князем за стол садилась и его дружина, а у русского князя, по свидетельству Ибн Фадлана, и сорок девушек – любовниц 133. Интересно также сообщение о том, что позднее, когда часть князей приняла христианство , на пиру у такого князя бояре и князья, оставшиеся ещё язычниками, не имели права сидеть с ним за одним столом и должны были усаживаться на земле перед дверями, как говорит древний летописец, «согласно языческому обычаю» 134.

О том, что пили славяне, древние известия говорят сравнительно более подробно, чем о том, что они ели. Все известия сходятся на том, что основным напитком славян был сваренный на воде и перебродивший – по-славянски мёдь, позднее называвшийся также медовина. Уже в 448 году славяне, жившие в Венгрии, когда через их села проезжало посольство Феодосия II с ритором Приском, угощали императорских послов медом (μέδος) 135. Что мёд является основным напитком у славян, подтверждали позднее Масуди, Ибн Русте, Персидский географ и Гардизи, который сообщал также, что каждый хозяин у славян имел у себя в запасе по 100 деревянных посудин мёдовухи 136. Из древних русских известий мы знаем, что мёд пили на тризнах, что мёд был жертвенным напитком языческих демонов , а князь Владимир не только имел бочки с мёдом в княжеских погребах в Белгороде и Киеве, но даже, счастливо избегнув ловушки, подстроенной ему печенегами в 996 году, наварил в ознаменование этого события 300 провар мёда для угощения приглашенных им гостей137. О западных славянах в жизнеописании епископа Оттона Герборд сообщает: «vinum autem пес habent, sed melleis poculis et cerevisia curatissime confecta vina superant falernica»138.

Как и в соседних Литве и Германии, так и у славян появление медового напитка при наличии большого количества лесов, полных пчёл и бортий, было вполне естественным139. Мёд и воск издавна были также одним из главных предметов экспорта из Прикарпатских земель140, и поэтому не удивительно, что мы встречаем мёд среди продуктов. Славяне покоренные немецким властителям должны были им выплачивать дань мёдом . Это подтверждается и грамотами X века141. Мёд варили на воде, а потом в течение примерно 14 дней мёд бродил. Напиток этот долго не сохранялся , и пить его нужно было вскоре после его приготовления.

Наряду с мёдом с X века упоминается также и , напиток, приготавливавшийся из ячменя или овса.

Пиво упоминается в грамоте Оттона от 949 года среди предметов, входящих в дань, собиравшуюся со славян (tres medones, duasque cerevisias), и в современной славянской легенде о св. Вацлаве, когда Болеслав предлагает брату «пиво»142. Возможно, к этому напитку относится название олъ, оловина , которое либо было перенято из немецкого языка, либо являлось древним индоевропейским наименованием 143.

Бесспорно славянским является название квасъ , известное на Руси уже во времена Владимира 144. Изготовляется он в России из различной муки или печёного хлеба и солода. Употребление хмеля при варке пива засвидетельствовано у славян, сначала у чехов, а с XI века и на Руси 145. Древнеславянское слово хмель считается заимствованным от финнов или тюрко-татар146. В отличие от него термин сладъ (солод) является древнеславянским.

Приготовление кумыса из кобыльего молока и употребление его в качестве напитка у славян не засвидетельствовано; о нём упоминает только Ибн Русте, когда пишет о правителях одного славянского племени на Руси 147. Вино было завезено к славянам скорее всего из Италии, через Дунай, при посредстве германцев, так как общеславянский термин – латинского происхождения, а торговля вином упоминается в Германии с I в. до н. э.148

Славяне познакомились с вином и пили его уже в первой половине I тысячелетия н. э., однако изготовление вина в западных и восточных славянских землях засвидетельствовано лишь в XI и XII веках, когда в чешских (с 1057 года) и польских (с XII века) грамотах упоминается впервые Vineal и Vini-tores . Только на юг от Дуная, что вполне естественно, нам известны у славян виноградники , возделывавшиеся еще до IX века149.

Пили славяне, как и другие окружающие их народы – скифы, кельты, пруссы и германцы, – много, особенно на праздничных пирах, древнее славянское название которых пиръ происходит от слова пити. Особенно большими были погребальные пиршества — тризны (см. о них следующую главу), на которых славяне пили уже сверх всякой меры 150.

Уже Ибн Фадлан упоминает, что русы пьют днём и ночью, а иногда даже умирают с кубком в руках, а князь Владимир подтверждает то же в следующих словах: «Руси есть веселие пити, не можем без этого быти» 151.

О том, как пили славяне, и о характере славянских пиршеств мы знаем мало, меньше, чем традиции сохранили нам о пирах германских. Известно лишь, что когда славяне пили вино, то при этом пели, стараясь друг друга перещеголять – «кто устроит лучший пир» 152, и что кубки или рога (турьи, бычьи) п ереходили из рук в руки до тех пор, пока гости в состоянии были пить. У полабских славян гости при этом что-то выкрикивали и произносили какие-то заклинания , обращенные как к доброму, так и к злому богам153. Ряд подобных упоминаний о «наполнении бесовской чаши» во время языческих празднеств встречается и в русских церковных поучениях154, и если, согласно древней легенде X века, св. Вацлав поднял на пиру чашу в честь св. Михаила 155, то это не что иное, как отголосок древних здравиц в честь языческих демонов, место которых занял теперь архангел. То же самое представляет собой и пение тропарей в древней Руси, а также опустошение чаши после каждого гимна 156.

Участие в пирах было правом не только мужчин, но и женщин, а о том, что женщины также умели пить, свидетельствует известие об одной славянской княгине в северной Венгрии, которая ездила, как воин, и пила без меры157. Неудивительно, что голоса первых христианских священников подымались против славянского пьянства. От безмерного пьянства предостерегает князь Владимир Мономах , а благословенный Федосий Печерский в своём Поучении к народу восклицает: «Горе пребывающим в пьянстве!» 158

———————————————- ***

107. См. у Длугоша, который в начале своей хроники перечислял богатства польских земель.

108. Pseudocaes., Dialogi, 110 (Mignę, Patr. Gr. XXXVIII, 986). «Źiv. st. Slov.», I, 165.

109. См. «Źiv. st. Slov.», I, 166. 110. Там же, 169.

111. Точка зрения Я. Пейскера, разумеется, совершенно иная. По его мнению, славяне для своих нужд скот не выращивали и лишь видели его у своих германских и тюрко-татарских господ, у них же, разумеется, они видели и основанное на разведении скота молочное хозяйство. По его мнению, древнеславянское млеко (от melko) было перенято от германского melca, а слово тварогъ было заимствовано опять таки из какого то тюрко-татарского языка (ср. джагатайское turak, тюркское torak). Однако такое толкование как по существу, так и с лингвистической точки зрения неправильно. По существу, оно неправильно потому, что в обоих случаях на основании заимствований из чужого языка, нельзя делать вывод, к которому пришел Пейскер; с лингвистической же точки зрения оно ошибочно потому, что факт заимствования обоих слов серьезно опровергается некоторыми исследователями (Ягич, Янко, Бернекер, отчасти и Брюкнер). Млеко – это древнее индоевропейское слово, которое славяне сохранили с древнейшей эпохи индоевропейского единства, а слово тварогъ Янко истолковывает как собственно славянское, образованное от слова творити, то есть мять свернувшееся молоко. Такое же толкование представил ещё до него Г. Гей (см. также С. Младенов, Revue des Etudes slaves, IV, 1924, с. 195). Свою точку зрения Я. Пейскер изложил в следующих работах: Die alteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen, (Berlin, 1905,); The expansion of Slaves (The Cambridge Medieval History, II, 1913). Сделанный мною подробный критический разбор комментария Пейскера можно найти в «Ziv. st. Slov.», I, 167, III, 135, 146 и в моей статье в «Revue des Etudes slaves», II, 1922, с. 19.

112. Kosmas, 1.6. В том же источнике мы можем прочесть, что в Чехии ели сыр, прибавляя к нему небольшое количество тмина и лука (II.27).

113. Ibrahim (ed. Westberg), 59.

114. «Źiv. st. Slov.», I, 173 и W. Klinger, Jajko w zabobonie łudowym, Rozprawy akad. Krak., XLV, 1910.

115. «Źiv. st. Slov.», I, 168, 170, 382; III, 136–161. Эти доказательства можно дополнить Бревновской грамотой от 993 года (выплата дани сыром) (Friedrich, Codex Bohem., 1.349) и грамотой Оттона I от 949 года, по которой славяне в Браниборе (Бранденбург) облагались данью поросятами, гусями и курами. В свою очередь, грамоты князя Генриха I (от XII века) также требуют цыплят от мекленбургских славян (Meckl. Urkundenbuch, 1.56, 84, 110, Codex Pomer., 1.20). то же требовалось и от франкских славян (Kętrzyński, О Słowianach, 37 si.).

116. Оно скорее запрещало им употреблять его. См. Ebbo, 1.12; Thietmar, IX (VIII), 2; письмо папы Захария, Mon. Germ. Epist., III, 370. Обе церкви запрещали также употребление крови.

117. «Źiv. st. Slov.», I, 175.

118. См. свидетельства в «Źiv. st. Slov.», I, 178–181. Ибн Русте пишет в X веке о славянах следующее: «Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: „Господи, ты, который до сих пор снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии“» (А.Я. Гаркави, указ. соч., 265). О том, что больше всего сеялось просо, свидетельствует ряд известий. Просо наряду с рожью, пшеницей, ячменем и овсом засвидетельствовано также археологическими находками.

119. Каша – древнее общеславянское слово. В XI в. на Руси появляется обрядовая каша, заимствованная вместе с ее названием из греческого ритуала (коливо, кутья). См. «Ziv. st. Slov.», I,182. Обе употреблялись, главным образом, на празднествах в честь умерших.

120. Mansikka, Religion der Ostslaven, 1.184.

121. Saxo Gram. (ed. Holder), 566; Kosmas, II.14; «Житие св. Феодосия» (изд. Филарета), 134.

122. Такова за небольшими исключениями (Козловский, Педерсен, Младенов) обычная точка зрения лингвистов. «Źiv. st. Slov.», I, 184.

123. Лаврентьевская летопись, 125 (ПВЛ, 1.87). «Житие св. Феодосия» (изд. Филарета), 150; Вопросы Кирика, Саввы и Ильи с ответами Нифонта, епископа новгородского и других иерархических лиц (1130–1156 гг.) Русская Историческая библиотека, VI.32. Другие данные см. в «Źiv. st. Slov.», I, 185.

124. «Źiv. st. Slov.», I, 187–189, 382. В «Заповеди св. отец» в качестве обычной пищи русских монахов XI века перечисляются: молоко, сыр, яйца, рыба, сочиво, горох с оливковым и маковым маслом и мясо к обеду или ужину (Е.Е. Голубинский, История русской церкви, I, II изд., 531, 532, 546). Сочиво в древней Руси являлось также собирательным названием всех стручковых. Польские отшельники питались овощами и только изредка хлебом. Рыбы и мяса они вообще не ели, а стручковые или пшено – только по праздникам (Kosmas, II.26 под 1004 годом).

125. Выращивание плодовых деревьев проникло в Германию также из Италии в период Римской империи. В капитулярии «De villis» Карла Великого от 812 года на плане монастыря св. Гавала от 820 года мы уже видели в садах все виды плодовых деревьев.

126. Ibrahim (ed. Westberg), 59; Ebbo, Vitta Ottonis, 111.18. Ср. также название речки – Орехова, в грамоте от 1181 года (Codex dipl. Saxon., 1.1.342).

127. Прибислав, князь вагров, в 1156 году устроил в честь епископа Гарольда пир, на котором подавалось 20 блюд (Helmold, 1.82).

128. «Ziv. st. Slov.», I, 198–200. Соль была известна с древнейших времен всем индоевропейцам. Об этом свидетельствует и то, что соль является термином общим не только для славян, но и для всех индоевропейских народов: греч. – άλς, лат. – sal, иран. – salami, кимр. – halan, гот. – salt, древнерусск. – sal, арм. – at, славянск. – соль. 129 Theoph. (ed. Boor), 278, Anastasius (ed. Boor), 171. Такие же подарки раздавал в 448 году варварским князьям в Венгрии и посланник Приска (Priskos, Pan., 8).

130. О находках ножей и ложек и их формах см. более подробно «Źiv. st. Slov.», I, 201, таб. VII.

131. Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I, с. 86).

132. Herbord, II.41.

133. А.Я. Гаркави, указ. соч., 101.

134. Легенда Христиана (о св. Вацлаве), ed. Pekai, 135, 171; Anon, de conv. Bagoariorum et Carantanorum, 7.

135. Название другого упомянутого там напитка, изготовлявшегося из ячменя (κάμος), появляется у балканских славян с X века (komina), однако славянское происхождение его весьма сомнительно.

136. Masudi (Ibrahim, ed. Westberg, 60); Ибн Русте (Гаркави, указ. соч., 265); Персидский географ (4 ed. Туманского, 135); Kardizi (ed. Bartold, 123).

137. Лаврентьевская летопись, с. 56, 122, 123, 125. Русская Историческая библиотека, VI, 31, 32, 41, 50 и т. д., «Ziv. st. Slov.», I, 209.

138. Herbord, II. 1.

140. Pausan., 1.32, 1.

141. См. грамоты Оттона I от 949 года (Cod. Pomer., 1.20).

142. Pastrnek, VSstnik Kral. spoi. nauk., 1903, 65.

143. Другое древнее название брага – braha скорее всего было заимствовано из кельтского языка («Źiv. st. Slov.», I, 211). Окоттё, см. выше, прим. 135.

144. Лаврентьевская летопись под 996 годом, а позднее и более частые упоминания (ПВЛ, I, 86).

145. В грамотах Опатовицкого и Вышеградского монастырей, датированных около 1073, 1088 годов; Лаврентьевская летопись, с. 82 (под 985 годом – хмель) и у Барбата (Rad., LXIII, 118).

146. «Źiv. st. Slov.», I, 212.

147. А.Я. Гаркави, указ. соч., 266. См. Revue des Etudes slaves, II.32.

148. Gac., Germ., 23; Caes., De bel. Gal., 11.15; IV.2.

149. Подробные подтверждения см. в «Ziv. st. Slov.», I, 214–215. Впрочем, Козьма (1,5) говорил о виноградниках в Чехии со времени Пржемысла и, таким образом, считал их весьма древними. См. об этом дальше, гл. VIII.

150. Подтверждения см. в «Źiv. st. Slov.», I, 216.

151. А.Я. Гаркави, указ. соч., 96. Лаврентьевская летопись (ПВЛ, 1.60).

152. Канонические ответы митрополита Иоанна II (1080–1089). Русская Историческая библиотека, VI.16.

153. Helmold, 1.52; см.главу VI.

154. «Źiv. st. Slov.», I, 218.

155. Legenda Kristianova (ed. Pekai), 155, 184.

156 «Ziv. st. Slov.», 1. 157. Thietmar, VIII.3 (IX.4). 158. «Ziv. st. Slov.», I, 219.