К истории создания информационно-измерительных, вычислительных и управляющих комплексов для космических исследований в ссср (вклад учёных ленинградского политехнического института имени м.и. калинина). Ленинградский кораблестроительный институт Приблизите

К истории создания информационно-измерительных, вычислительных и управляющих комплексов для космических исследований в СССР (вклад учёных Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина)

К истории создания информационно-измерительных, вычислительных и управляющих комплексов для космических исследований в СССР (вклад учёных Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина)

А. Ю. Глебовский, В. М. Иванов

Роль космических проектов в развитии фундаментальных и прикладных наук

«... Человек должен стремиться за пределы достижимого.
Иначе, зачем небеса?»
Роберт Браунинг
поэма «Андреа делъ Сарто», строка 98

Существенными стимулами и источниками научно-технического прогресса служат усилия и достижения в военных областях, связанных, в частности, с созданием новых способов дальнего обнаружения и дистанционного слежения за объектами, ориентирования на местности, созданием систем управления движением средств доставки грузов и боевыми действиями. Исследования в военно-технических областях способствовали развитию важнейших направлений фундаментальных и прикладных наук, в том числе ядерной физики, оптики, акустики, кибернетики, теории автоматического управления, теории связи и кодирования, криптологии, информатики, логистики и др.

Плодами оборонных научных исследований стали открытия, позволившие создать широкий спектр новых источников энергии, материалов, технологий, видов транспорта, вычислительных, телекоммуникационных, робототехнических и интеллектуальных систем, применение которых в глобальном масштабе в мирных целях трудно переоценить. Достаточно вспомнить, что первые электромеханические (Z3 в Германии, Магк-1 в США) и электронные (ENIAC в США) компьютеры были созданы для решения баллистических задач - расчётов траекторий снарядов при стрельбе, а впоследствии и траекторий ракет.

Достижения ракетных технологий открыли эру освоения космического пространства в научных и практических целях, раскрыли новые горизонты для фундаментальных геофизических, метеорологических, экологических и астрофизических исследований, позволили создать новые виды спутниковой связи и геопозиционирования.

В конце 60-х гг. в рамках проекта DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) в США при участии трёх ведущих университетов создавалась оборонная сеть ARPAnet . Группа аспирантов под руководством профессора Леонардо Клейнрока в университете UCLA (Лос-Анжелес) разработала архитектуру пакетных сетей на основе иерархии протоколов, на которой базируется современная сеть Интернет .

Середина прошлого века проходила в условиях идеологического и военно-политического противостояния США и СССР, что обусловило их жёсткое соперничество в стратегически важных областях науки и техники, в первую очередь, связанных с развитием ракетно-ядерного потенциала и космических технологий этих стран .

Новость о запуске в СССР первого ИСЗ 4 октября 1957 г. комментировалась в американской печати как их национальное унижение. Последовавшие затем в СССР новые удачные космические старты и, особенно, орбитальный полет Ю.А. Гагарина, стали для США новыми сюрпризами. В ракетной технике обе страны в то время были примерно на одинаковом уровне. Однако неожиданным для Запада стало то, что, несмотря на, казалось бы, явное отставание в электронной технике, СССР располагал некими «секретными» эффективными средствами обработки траекторных измерений в реальном времени, необходимыми для обеспечения многократных успешных запусков ракет-носителей.

Завеса секретности была снята лишь в начале 90-х гг., и в отдельных ведомственных материалах появились краткие упоминания о работах того периода, выполнявшихся в ЛИИ им. М.И. Калинина на кафедре и в ОКБ, возглавляемых профессором Т.Н. Соколовым . За последние 20 лет опубликованы полдюжины посвящённых этой теме изданий, в том числе сборники воспоминаний участников событий .

Для широкого круга читателей наиболее интересна фундаментальная монография . Она уникальна по широте охвата, воспитательной роли для молодого поколения, глубине рассмотрения и литературной манере изложения материала. На титульном листе приведено её полное название: «Учебное пособие по работе и жизни, или занимательная документальная повесть о том, как молодёжь опытно-конструкторского бюро Ленинградского политехнического института под руководством профессора Т.Н. Соколова создала первую отечественную систему автоматизированного управления ракетными войсками стратегического назначения». Были также изданы корпоративные летописные публикации с описанием основных вех развития НПО «Импульс» и личных достижений его сотрудников .

Цели и задачи статьи

К сожалению, все названные выше публикации были выпущены издательствами СПбГПУ и НПО малыми тиражами, которые распространялись по подписке. Они доступны ограниченному контингенту читателей в некоторых научно-технических библиотеках.

Поисковые запросы по англоязычным источникам в Интернет приносят лишь несколько отрывочных сведений о разработанной в НПО системе командного управления космическими объектами Signal . Статья в газете Washington Post периода перестройки (15 марта 1998 г.) выражала озабоченность в связи с финансовыми проблемами в НПО «Impuls» и, как следствие, потенциально возможной угрозой развала российской системы противоракетной защиты (!). Вот все, что удалось найти.

Вспоминаются слова проф. Б.Е. Аксенова, заведовавшего кафедрой ИУС в 90-е годы. Он сказал примерно следующее. «В конце 60-х гг. лаборатория телекоммуникаций в ОКБ и группа исследователей по оборонному проекту в США независимо и успешно решили задачу создания пакетных сетей ЭВМ для своих национальных оборонных систем. Теперь разработки DARPA известны всему миру, тогда как наши достижения в этой области опубликованы, в основном, лишь в ведомственных отчётах».

В целом создаётся впечатление, что деятельность проф. Т.Н. Соколова, созданная им научная школа автоматизированного управления сложными распределёнными системами, исторически важные проекты, исследования и результаты, с которых уже давно снят гриф секретности, всё это сегодня остаётся «широко известным, но в узких кругах».

Цель данной статьи - достичь того, чтобы приводимые ниже сведения стали достоянием более широких кругов научно-технической общественности, преподавателей и студентов в нашей стране. Полагаем, что и за рубежом в академических и инженерных кругах эти страницы истории творческой конкуренции стран в областях вычислительной техники и телекоммуникаций тоже могут быть восприняты с интересом.

Здесь не рассматриваются проблемы кооперации и соперничества между родственными и конкурирующими организациями («кафедра Соколова», ОКБ/НПО «Импульс», ОКБ «Радуга», НИИАА, завод им. М.И. Калинина и др.), делавшими общее дело и претендовавшими на получение государственных заказов и на лидерство в выполнении правительственных постановлений. Не обсуждаются детали распределения ролей и личных достижений участников тех или иных проектов. Такие сведения, представляющие ценность в первую очередь для корпоративного информирования, весьма подробно освещены руководителями названных организаций, их ведущими сотрудниками и участниками событий - авторами статей в указанных выше сборниках.

На примере одной из выдающихся отечественных научных школ и научно-производственных организаций изложение концентрируется на принципиальных моментах становления вузовской науки в рассматриваемый период. Прослеживаются закономерности развития и «вегетативного размножения» поколений творческих коллективов.

Отмечена неразрывная связь вузовского обучения с участием студентов в фундаментальных и прикладных исследованиях, в научных семинарах, а также в реальных проектах на кафедрах. Принцип вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, зародившийся в научных учреждениях, созданных около века назад по инициативе профессора Политехнического института А.Ф. Иоффе, и знаменитый творческий «дух Физтеха» были унаследованы кафедрами физико-механического, а затем и радиотехнического факультетов ЛПИ. Наиболее активно студенты привлекались к участию в исследованиях и проектах, выполнявшихся на кафедре и в ОКБ, руководимых профессором Т.Н. Соколовым.

Становление научной школы профессора Т.Н. Соколова

Предваряя празднование 100-летия со дня основания Санкт-Петербургского Императора Петра Великого Политехнического института, были изданы материалы, обобщающие достижения ведущих учёных института. Сборник материалов о научной посоле автоматизированных систем управления (АСУ), родоначальником которой был профессор Тарас Николаевич Соколов, назвали «Стремительный взлёт» .

Лучшего названия не придумать! Об этом свидетельствуют творческая биография самого Тараса Николаевича, спектр начатых и поддержанных им новых научных направлений, научные достижения его ближайших последователей и многочисленных учеников (Т.К. Кракау «Т.Н. Соколов» ). Уровень и размах выполненных под его руководством проектов государственного масштаба были высоко оценены и отмечены высшими правительственными наградами. Хронология основных вех становления и развития научной школы Т.Н. Соколова приведена в Приложении и свидетельствует о необычайно высоких темпах ускорения работ во всех направлениях этой плодотворной деятельности.

Начав с кафедры, на которой в 1952 г. было всего 3 преподавателя (позже присоединились 3 инженера), Т.Н. Соколов организовал при ней две проблемные лаборатории - одну из них по тогда новой тематике вычислительных машин «дискретного действия». В них вскоре работали уже около сотни талантливых инженеров и научных работников (1957-1960 гг.). Затем в 1961 г. было создано ОКБ ЛПИ. Начальный контингент из 500 его сотрудников удвоился к 1963 г. Поразительны успехи, достигнутые за первые 10 лет коллективами преподавателей кафедры и сотрудников ОКБ. Спектр теоретических исследований и инженерных разработок стремительно расширялся. Об их чрезвычайно высоком уровне свидетельствуют публикации в выпусках сборников специализированных серий Трудов ЛПИ под редакцией Т.Н. Соколова .

За первые 4 года была создана серия аналоговых вычислительных машин (АВМ) «Модель1» - «Модель4» для решения систем нелинейных дифференциальных уравнений высокого порядка, позволявших проводить исследования динамики различных подвижных объектов в стыковке с реальной аппаратурой. Развивая направление, сформированное на физико-механическом факультете (см. прил.), кафедра наращивала опыт в области автоматического управления движением самолётов, ракет и торпед, развивала АВМ, следящие системы и динамические стенды . Удачный дебют обеспечил потенциал, необходимый для второго витка эволюции кафедры. Назрела необходимость создания автоматизированных систем с цифровой обработкой данных в контуре управления.

Проект траекторных измерений, вычислители «Кварц» и «Темп»

В 1956 г. правительство СССР постановило начать работы по выводу на орбиту ИСЗ с помощью баллистических ракет. Для определения параметров траекторий ракет создавалась цепь измерительных пунктов (ИП), оснащённых радиолокационными станциями (РЛС) разработки ОКБ МЭИ. В эпоху аналоговой техники данные измерений предназначались для отображения координат на осциллографе, но не для их обработки в реальном времени. Соответственно, встала проблема оцифровки, обработки, хранения и пересылки данных в ВЦ. Разработка состыкованного с РЛС «преобразующего, осредняющего и запоминающего устройства» (ПОЗУ) поручалась ЛПИ. Научный руководитель проекта - Т.Н. Соколов, срок ввода системы в эксплуатацию - полтора года.

Задача была решена. Поступающие с датчиков РЛС аналоговые данные траектории летящего объекта (полярные координаты - дальность, угол места и азимут) оцифровывались с привязкой отсчётов к единому времени, усреднялись, сохранялись в ЗУ на магнитной ленте, а затем по каналам дальней связи передавались на ВЦ . Кстати, здесь впервые был применён код Хемминга с исправлением ошибок (Б.Е. Аксёнов ). Комплекс обработки результатов траекторных измерений в реальном времени потребовал создания вычислителя, которому дали условное имя «Кварц». Это была первая в стране специализированная ЦВМ на феррит-диодных логических элементах ФДЭ . Выбор таких, в то время новых, элементов позволил повысить надёжность при меньших габаритах, чем у электронных ламп (транзисторные технологии в СССР ещё только зарождались).

Для ускорения пуско-наладочных работ по распоряжению министра образования РСФСР были привлечены студенты старших курсов факультета. Весной 1958 г. на пяти ИП вдоль траектории полёта ракет-носителей и ИСЗ были установлены машины «Кварц», обслуживаемые преподавателями и студентами. При запуске 15 мая 1958 года 3-го ИСЗ удалось осуществить автоматизацию траекторных измерений. Точность определения дальности до космического объекта достигла 25 м. на расстояниях до 1000 км. .

В ФДЭ нового поколения были применены германиевые диоды, и надёжность резко возросла. На смену ПОЗУ «Кварц» до 70-х годов изготавливались сотни машин серии «Темп», в том числе для ИП морского базирования, и другие специализированные системы.

Однако, полупроводниковые вентильные детали ФДЭ увеличивали энергетические затраты, зависели от внешнего излучения, требовали сложного монтажа многовитковых обмоток колец, привносили другие нежелательные последствия. От этих недостатков теоретически могли быть свободны «бездиодные» ферритовые элементы.

Создание собственной уникальной высоконадёжной элементной базы

Надёжность и долговечность элементной базы были ключевыми факторами для выполняемых кафедрой проектов. Идея отказа от полупроводниковых деталей с 1959 г. стала основой её разработок. Схемы, предложенные Л. Расселом , а позднее С. Йохельсоном , на практике оказались неприемлемыми. В 1961 г. на кафедре был создан принципиально новый вид феррит-ферритовых логических элементов (ФФЭ). Изобретение было зарегистрировано в 1964 г. Появились и открытые публикации, в которых описаны варианты ФФЭ с одной и двумя парами информационных сердечников, реализующие, соответственно, функции от двух до четырёх логических переменных . Эти элементы сыграли решающую роль в успешном выполнении кафедрой всех последующих проектов государственного значения, несмотря на то, что у ФФЭ быстродействие принципиально на порядок ниже, чем у ФДЭ, и требуются более сложные источники тактового питания.

Достоинства значительно перевешивали недостатки. Стали доступными одновитковые прошивки сердечников, простой монтаж сквозных обмоток, меньшее число электрических соединений, упрощённая технология производства изделий и меньшая их стоимость. Эти элементы осуществляли неразрушающее считывание, сохраняли информацию при отключении питания, были устойчивы к проникающим излучениям, работали в расширенном диапазоне температур и обеспечивали максимально возможные показатели надёжности - интенсивность отказов < 10" 9 1/час. Используя три состояния информационной пары сердечников и трёхфазное тактовое питание, можно было обрабатывать троичную информацию (1, 0, Т), чем достигалось значительное уменьшение объёма оборудования . На этой элементной базе были созданы специализированные вычислители различного назначения наземного, авиационного и морского базирования .

Однако в полной мере все перечисленные выше преимущества ФФЭ удалось реализовать лишь с переходом от конструктивно обособленных логических элементов к скомпонованным из них функциональным блокам - феррит-ферритовым платам (ФФП). Предпосылки для этого были созданы в 1960-61 гг. при выполнении проекта по разработке наземно-бортового комплекса «Микрон» для управления баллистическими ракетами . Был предложен целый ряд нововведений. Главное, была выдвинута и практически реализована концепция конструктивной интеграции функциональных компонентов изделия в монолитные, залитые компаундом, специализированные функциональные блоки, названные феррит-ферритовыми платами (ФФП). Фактически это были интегральные схемы ручного изготовления (Ф.А. Васильев ). В результате дальнейшего совершенствования схемных, конструктивных и технологических решений и методов алгоритмического проектирования была создана широкая номенклатура (десятки типов) унифицированных ФФП и налажено их серийное производство .

О надёжности, прочности, эксплуатационной стойкости и долговечности ФФП продолжают ходить легенды. По словам заместителя Главного конструктора НПО «Импульс» по научной работе профессора Анатолия Михайловича Александрова, за 40 лет не было зафиксировано ни одного явного отказа оборудования эксплуатируемых систем (!).

Что касается принципиально низкого быстродействия ФФЭ (тактовая частота порядка 1000 КГц), то малая скорость их переключения в значительной мере компенсировалась за счёт присущего ферритовым платам параллельно-конвейерного принципа обработки информации. Подобно аналоговым машинам процессоры на ФФП были устроены так, что вычисления выполнялись одновременно всей совокупностью специализированных цифровых аппаратных тактированных модулей (плат), параллельно реализующих схемотехнически «зашитую» в них логику выполнения конкретных операций.

Таким образом, в процессе выполнения этого задания удалось решить принципиально важные и, казалось бы, непреодолимые в существовавших условиях проблемы построения сверхнадёжных распределённых систем автоматического контроля и управления в космических и оборонных областях. В конце 1961 г. произошло важное событие. Для расширения работ по тематике автоматизированных систем боевого управления (АСБУ) в ракетной и космической областях создано опытно-конструкторское бюро Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина (ОКБ ЛИИ). Руководитель и Главный конструктор ОКБ ЛИИ - профессор Тарас Николаевич Соколов.

Направления исследований и масштаб решаемых задач

В 70-е годы сформировались творческие группы, развивавшие под руководством своих лидеров перспективные научные направления, непосредственно связанные с тематикой НИР, выполняемых на кафедре ИУС и в «ОКБ при ЛПИ». Позже сложился ряд признанных научных школ, созданных ведущими профессорами кафедры , а также образовались две «дочерние» кафедры (см. прил.).

Диверсификация сложившихся на кафедре научных направлений была обусловлена необычайно широким масштабом работ по созданию принципиально новых широкотерриториальных распределённых систем боевого управления, отвечавших предельно жёстким требованиям к их эксплуатационным свойствам.

В 1966 г. Т.Н. Соколов писал в редакторском предисловии к 1-му выпуску упомянутых выше сборников статей: «Развитие больших информационных и управляющих систем в настоящее время идёт в направлении создания логических и вычислительных машин со все возрастающей сложностью логической структуры, с объединением территориально-разнесённых вычислительных устройств каналами связи...» .

Это было сказано за три года до создания в США оборонной сети, породившей глобальную сеть Интернет. Спустя 15 лет цели проекта ARPAnet в очень близкой формулировке были опубликованы в открытом отчёте BBN - подрядчика агентства оборонных исследований DARPA. . Отметим, что архитектура широкотерриториальных «пакетных» сетей в её современном виде была воплощена в эталонной модели ISO/OSI лишь в 1984г.

Дело, однако, не столько в том, что концепции создаваемых на кафедре (в дальнейшем в ОКБ) информационных и управляющих систем намного опережали известные нашим разработчикам аналоги того времени. Уникальность её проектов создания иерархической архитектуры широкотерриториальных комплексов специализированных высоконадёжных АСУ заключалась в следующем. Разработка математических и алгоритмических аспектов на всех уровнях иерархии создаваемых на кафедре систем в ходе проектов выполнялась практически одновременно, начиная от исследования среды передачи данных и создания моделей физических каналов связи, методов помехоустойчивого кодирования, упаковки и пересылки данных, способов коммутации, вариантов хранения и отображения результатов, вплоть до алгоритмов приложений. Параллельно в ОКБ проводилось сквозное проектирование всех инженерно-технологических сторон, включая элементную базу, материал ферритовых сердечников, конструктивные модули (плата - блок - стойка - секция), источники питания и аппаратуру.

Таким образом, в отличие от той же ARPAnet широкомасштабные проекты кафедры и ОКБ, такие как создание АСБУ, охватывали в комплексе все аспекты и стороны решаемой проблемы и, соответственно, требовали творческого участия многих специалистов высокой квалификации из различных областей - физиков, радиотехников, технологов, схемотехников, системотехников, математиков, программистов, и др.

Сложились уникальные группы разработчиков программного и аппаратного обеспечения, исследовательские, конструкторские и производственные коллективы, интегральный научно-технический потенциал которых обеспечивал всеобъемлющий подход к выполнению важнейших государственных заказов, ставший на многие годы залогом успешного решения ряда стратегических задач развития отечественной космической техники в фундаментальных исследовательских и в оборонных целях. Созданные Т.Н. Соколовым кафедра ИУС, НПО «Импульс», а также дочерние кафедры и научно-производственные объединения успешно действуют в настоящее время и продолжают развиваться.

Приложение.

Хронология и масштаб релевантных событий

Даты/Годы

Масштаб: событие

СССР: массированные налёты немецкой авиации на Кронштадт, обнаружение с помощью РЛС «Редут-3» (ЛФТИ) позволило минимизировать потери.

США: нападение японской авиации на в-м базу Пёрл-Харбор, тяжёлые потери.

США - СССР: речь У. Черчилля в колледже г. Фултон, штат Миссури, знаменует начало «холодной войны» (конец периода наступит в 1991 г.).

октябрь 1949

Ленинград: в ЛПИ им. М.И. Калинина (ЛПИ) на физико-механическом факультете (ФМФ) создана кафедра «Автоматическое управление движением».

Через 2 года кафедру возглавил профессор Тарас Николаевич Соколов.

январь 1952

ЛПИ: создан радиотехнический факультет (РТФ), в его составе кафедра № 4, «Математические и счётно-решающие приборы и устройства» приобрела известность как «Кафедра Соколова».

Кафедра Соколова: 1-й выпуск - 6 инженеров, 2-й выпуск - 15 инженеров.

Кафедра Соколова: создаётся серия АВМ «Модель1»-«Модель4» для решения задач автоматического управления движением самолётов, ракет и торпед.

США-СССР: годы начала и окончания периода «космической гонки».

Кафедра Соколова: начало работ по проекту «Кварц».

Кафедра Соколова: созданы и развиваются первые 2 проблемные лаборатории.

февраль 1958

США: создано агентство инновационных оборонных проектов DARPA, призванное координировать, в частности, ракетно-космические исследования.

СССР: запущен ИСЗ-З. Для обработки траекторных данных, получаемых с РЛС, на 5-ти измерительных пунктах (ИП) впервые применены ПОЗУ «Кварц».

США: президент Д. Эйзенхауэр утверждает планы национальной космической программы. Создаётся национальное аэрокосмическое агентство NASA.

СССР: В этот период сопровождение запусков ракет, «лунников» и полётов ИСЗ в СССР выполняется с применением ПОЗУ «Кварц».

СССР: созданы ракетные войска стратегического назначения (РВСН). В РВСН вводится и осуществляется концепция «боевое дежурство».

Кафедра Соколова: разработка, внедрение на смену «Кварц» и эксплуатация до 1975 г. усовершенствованных специализированных ИЦМ - «Темп-1».

Кафедра Соколова: разработка макета бортового ракетного ВУ «Микрон». Найдены принципиально новые решения, положившие начало для будущей элементной базы на основе феррит- ферритовых плат (ФФП).

СССР: орбитальный полет Ю.А. Гагарина. Кафедра обеспечила обработку данных траектории «Восток-1» машинами «Кварц» и «Темп-1» на ИП.

США: суборбитальный полет американского астронавта Алана Шеппарда.

ЛПИ: создано опытно-конструкторское бюро «ОКБ ЛИИ». Независимо от последующих переименований оно будет известно как «ОКБ Соколова».

США: орбитальный полет (3 витка) американского астронавта Джона Гленна.

СССР - США: новая фаза космической гонки {Moon Race) - президент США Джон Ф. Кеннеди анонсирует национальный проект высадки человека на Луну.

СССР: скончался С.П. Королёв. Мир узнал имя Генерального конструктора.

Кафедра Соколова: второе переименование, кафедра получает современное название - «Информационные и управляющие системы» (ИУС).

Т.Н. Соколов назначен Главным конструктором автоматизированной системы управления ракетными войсками стратегического назначения (АСУ РВСН).

США: DARPA по заданию МО (DoD) разворачивает работы по созданию оборонной компьютерной сети (ARPAnet), ставшей «зародышем» сети Internet.

США: «Аполлон-1», высадка астронавтов Н. Армстронга и Э. Олдрина на Луну.

СССР: принята на вооружение АСУ РВСН 1-го поколения («ОКБ при ЛПИ»),

ОКБ при ЛПИ: на смену машинам «Темп» создана ИЛМ нового поколения «Буфер-ИМ» (изготовлена на заводе им. Калинина).

апрель 1972

СССР - США: проект «Союз-Аполлон» - конец противостояния в космосе.

ОКБ при ЛПИ: отделяется одно из его подразделений «ОКБ при ЛПИ» и приобретает статус отдельного ОКБ «Радуга» в составе НПО «Красная Заря».

ОКБ при ЛПИ: преобразование в ОКБ «Импульс» (Минвуз РСФСР).

СССР: принята на вооружение созданная в кооперации ОКБ «Импульс» с другими организациями АСБУ РВСН 2-го поколения.

ОКБ «Импульс»: на смену ФФЭ создан новый базовый логический элемент.

сентябрь 1979

Т. И. Соколов окончил свой жизненный путь (17.04.1911-15.09.1979).

Международная организация стандартов ISO: создана эталонная модель взаимодействия открытых систем ЭМВОС (ISO/OSI).

СССР: введена в строй созданная в ОКБ «Импульс» (в кооперации с другими организациями) 1-я очередь АСБУ РВСН 3-го поколения.

Кафедра ИУС: отделилась «дочерняя» кафедра КИТ. Зав. проф. А.М. Яшин.

декабрь 1991

СССР: распад государства. Как следствие, окончание периода холодной войны.

Кафедра ИУС: создана «дочерняя» кафедра РВКС. Зав. проф. Ю.Г. Карпов.

Российская федерация: введена в строй 2-я очередь АСБУ РВСН 3-го поколения - разработка ФГУП НПО «Импульс».

ФГУП НПО «Импульс»: отмечается 40-летний юбилей.

октябрь 2012

СПбГПУ: факультет технической кибернетики (ФТК) реорганизован в ныне действующий Институт информационных технологий и управления (ИИТУ).

Список литературы

  1. Сб. трудов ЛПИ серии “Теория и техника вычислительных устройств” (Выпуск №1). Ред. серии Т.Н. Соколов . Труды ЛПИ № 275. М.—Л., “Энергия”, 1967. - 183 с.
  2. Сб. трудов ЛПИ серии “Теория и техника информационных и управляющих систем” (Выпуск №1). Ред. серии Т.Н. Соколов . Труды ЛПИ № 302. Л.: Изд-во ЛПИ, 1970. - 182с.
  3. Дороги в космос. Воспоминания ветеранов ракетно-космической техники . / Сб. статей в 2-х томах. - М.: Изд-во МАИ, 1992.
  4. Стремительный взлёт. Становление и развитие научной школы профессора Т.Н. Соколова . / Сб. ст. под. ред. проф. В.С. Тарасова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1995. - 184 с.
  5. Михайлов Б.Г., Петухов В.Е. , «НПО “Импульс”» и большие информационно-управленческие системы . Научно-технические ведомости СПбГТУ №1 (19). -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. - с. 172-180.
  6. На рубеже тысячелетий или «Импульс» вчера, сегодня, завтра . (К 40-летию ФГУП «НПО “Импульс”») / Ред. Михайлов Б.Г., Шпагин С.В. и др. - СПб.: 2001. - 207 с.
  7. Черток Б.Е. Ракеты и люди (в 4х томах). Том 3: Горячие дни холодной войны. 3-е изд. - М.: "Машиностроение", 2002. - 527 с.
  8. К истории становления “ядерной кнопки” России. / Сб. статей. Авторы-составители: Петухов В.Е., Жуков В.А., и др./ - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 488 с.
  9. История информатики и кибернетики в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Выл. 1. Яркие фрагменты истории // Сборник под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.М. Юсупова ; составитель М.А. Вус; Ин-т информатики и автоматизации РАН. - СПб.: Наука, 2008. - 356 с.
  10. Яшин А.М., Жуков В.А . АСУ Ракетных войск - дитя ОКБ Ленинградского политехнического института . - СПб.: Изд- во СПбГПУ, 2006. - 344 с.
  11. Boris Evseevich Chertok . “Rockets and People, Volume III, Hot Days of the Cold War” . NASA History Series. 2009. - 796 p.
  12. Thomas C. Reed “At the abyss. An insider’s history of the cold war.” Random House. 2007. - 384p.
  13. Louis A. Russel. (IBM Corp. N.Y.), Magnetic core circuit . Filed Mar. 5,1957, Ser. No. 644,118. Patent No 2,974,310, patented Mar 7, 1961, United States Patent Office.
  14. Saul B. Yochelson Diodeless core logic circuits ”. - NCR IRE, WCRpart4,1960, pp. 82 - 95.
  15. A history of the ARPAnet: the first decade . BBN Report No.4799 DARPA, Arlington, VA. 1981.

В основном относящаяся к второй половине 80-х и началу 90-х годов прошлого века.

Официальные названия Политеха (основан в 1899 году)

1940-1967 Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина (ЛПИ им. М.И.Калинина)
1967-1990 Ленинградский ордена Ленина политехнический институт имени М. И. Калинина (ЛПИ им. М.И.Калинина)
03.04.1990-1991 Ленинградский государственный технический университет (ЛГТУ)
1991-2002 Санкт-Петербургский государственный технический университет (СПбГТУ)
16.04.2002- Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)

ВУЗы, созданные на базе факультетов Политеха

1930 Ленинградский кораблестроительный институт
1930
1930 Московский авиационный институт (совместно с МГТУ)
1930 Ленинградский финансово-экономический институт
1930 Ленинградский инженерно-экономический институт
1930 Ленинградский им.Ф.Энгельса институт советской торговли
1930 Московский транспортно-экономический институт (совместно с МИИТ)
1930 Лениградское высшее военное инженерно-техническое училище
1930 Завод-ВТУЗ при Ленинградском Металлическом заводе
1932 Ленинградский военно-механический институт
1944? Энергетический институт Узбекского филиала АН СССР (Ташкент), на базе которого впоследствии была создана Академия наук Узбекской ССР

Номера учебных групп

В 1980-х-1990-х годах номера учебных групп дневного отделения были трехзначными, с опциональной русской буквой в конце:

Например, группа 192 - это первый курс РФФ, кафедра радиофизики, а группа 486 - четвертый курс ФТК, кафедра САПР.

А еще на РФФ были, например, группы x91А, x91Б и x91В.

Факультеты

Номер Название Сокращение Старые названия
1 Гидротехнический
2 Электромеханический
3 Энергомашиностроительный
4 Механико-машиностроительный
5 Физико-механический ФМФ
6 Физико-металлургический
7 Экономики и управления производством ФЭУП
8 Факультет технической кибернетики ФТК
9 Радиофизический факультет РФФ Радиотехнический факультет (РТФ, 1952-1959)
Факультет радиоэлектроники (ФРЭ, 1959-1974)
Вечерний электрорадиотехнический
Вечерний инженерно-технический

Армия

В 1983-1989 годах на действительную срочную службу в ВС СССР призывали в том числе и студентов дневных отделений ВУЗов, включая и те, в которых имелась военная кафедра.

Некоторым это помогло не быть отчисленным из института после заваленной летней сессии. После возвращения из армии можно было либо пересдать несданные экзамены, либо остаться на второй год.

  • Постановление Верховного Совета СССР "Об увольнениии с действительной военной службы отдельных категорий военнослужащих срочной службы" от 11 июля 1989 г.
  • Приказ министра обороны СССР N 341 от 27 сентября 1989 г. "Об увольнениии в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки действительной военной службы, и об очередном призыве граждан на действительную военную службу в октябре-декабре 1989 г."
  • Справка о нахождении в академическом отпуске в связи с призывом в ВС СССР

Студенческие строительные отряды (ССО)

В 1948 году в институте были созданы первые в СССР студенческие строительные отряды. Летом 1982 года в ССО трудились более 2300 студентов института.

Отряды делились на "ближние" (Ленинград и Ленинградская область) и "дальние" (Сибирь и т.д.). В "ближние" ездили отдыхать, в "дальние" - зарабатывать.

Книги о Политехе

  • В.А.Смелов, В.В.Чепарухин. 100 лет Санкт-Петербургскому Политехническому. Наша история - // Мост. 1999. №3.
  • Санкт-Петербургский государственный технический университет. - Изд-во СПбГТУ, 1998. - 47 с.
  • Историческая справка о Санкт-Петербургском государственном техническом университете как особо ценном объекте культурного наследия народов Российской Федерации. Музейный комплекс градостроительства, архитектуры, искусства, паркового строительства, истории культуры, науки и техники. - СПб, 1997. - 35 с.
  • Первые 50 лет Санкт-Петербургского государственного технического университета /В. И. Хозиков. – СПб.: СПбГТУ, 1999. - 349 с.
  • В.А.Смелов. Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина. – Л.: ЛПИ, 1989. - 106 с.

Песни

  • Гимн Политеха (Я люблю Политех)
  • Дубинушка (В зеленой Сосновке стоит институт)
  • Песня студента-радиофизика (Я обманывать себя не стану)
  • Баллада о студенте (Раскинулось поле по модулю пять)
  • Гуд-бай, стипендия

Артефакты

  • Рекламный проспект для абитуриентов Ленинградского ордена Ленина политехнического института имени М.И.Калинина. - Л., ЛПИ им. М.И.Калинина, 1983.

Санкт-Петербург Санкт-Петербург

Са́нкт-Петербу́ргский политехни́ческий университе́т Петра Великого (ФГАОУ ВО СПбПУ, полное название - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» , неофициальное название - Политех ) - старейшее (с 1899 г.) российское многофункциональное государственное высшее учебное заведение.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Политех. Вперёд за высшим!!

    ✪ Как поступить в СПБПУ Петра Великого? Политехнический Университет - 10 ФАКТОВ

    ✪ ОБЗОР ОБЩЕЖИТИЯ ПОЛИТЕХА

    ✪ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого XXI век

    ✪ Как учат дизайнеров в Политехническом университете

    Субтитры

Общие сведения

Университет включает в себя 12 базовых институтов, факультеты дополнительного образования, филиал в городе Сосновый Бор, комплекс научно-исследовательских подразделений, включающий объединённый научно-технологический институт, научно-образовательные центры, ряд специализированных научно-производственных структур, спортивный комплекс, профилакторий и базы отдыха. Обеспечивает выпуск инженеров , экономистов , менеджеров по 101 специальности, бакалавров и магистров по 51 направлениям науки и техники, аспирантов по 90 научным специальностям. Контингент студентов: 30197 человек. Профессорско-преподавательский состав включает в себя 25 академиков и членов-корреспондентов РАН, свыше 500 профессоров, докторов наук.

Входит в пятёрку лучших технических вузов страны.

В июле 2013 года университет вошёл в число победителей конкурса на статус «Ведущие университеты России» .

По имени университета названы близлежащая Политехническая улица и станция метро «Политехническая» .

История названия

Руководители

Ректоры и директора

  1. Гагарин, Андрей Григорьевич (01.1900 - 02.1907) - директор
  2. Посников, Александр Сергеевич (03.1907 - 09.1907) - директор
  3. Мещерский, Иван Всеволодович (09.1907 - 09.1908) - директор
  4. Посников, Александр Сергеевич (09.1908 - 09.1911) - директор
  5. Скобельцын, Владимир Владимирович (09.1911 - 09.1917) - директор
  6. Радциг, Александр Александрович (09.1917 - 12.1918) - ректор
  7. Шателен, Михаил Андреевич (12.1918 - 05.1919) - ректор
  8. Левинсон-Лессинг, Франц Юльевич (05.1919 - 11.1919) - ректор
  9. Рузский, Дмитрий Павлович (11.1919 - 08.1921) - ректор
  10. Залуцкий, Леонид Васильевич (08.1921 - 01.1922) - ректор
  11. Воробьёв, Борис Евдокимович (01.1922 - 06.1925) - ректор
  12. Байков, Александр Александрович (06.1925 - 10.1928) - ректор
  13. Кобозев, Петр Алексеевич (11.1928 - 08.1929) - ректор
  14. Шумский, Александр Яковлевич (08.1929 - 12.1929) - ректор
  15. Давтян, Яков Христофорович (02.1930 - 06.1930) - ректор 1930-1934 - институт разделён на несколько отраслевых
  16. Шрейбер, Георгий Яковлевич (07.1934 - 07.1935) - директор
  17. Тюркин, Петр Андреевич (07.1935 - 07.1936) - директор
  18. Евдокимов, Василий Григорьевич (08.1936 - 07.1937) - директор
  19. Новиков, Кирилл Васильевич (09.1937 - 06.1938) - директор
  20. Смирнов, Сергей Антонович (06.1938 - 11.1940) - директор
  21. Тюркин, Петр Андреевич (11.1940 - 12.1941) - директор
  22. Сердюков, Сергей Андреевич (03.1942 - 09.1944) - директор
  23. Калантаров, Павел Лазаревич (09.1944 - 06.1946) - директор
  24. Шмаргунов, Константин Николаевич (06.1946 - 06.1951) - директор
  25. Алабышев, Александр Философович (06.1951 - 5.03.1956) - директор
  26. Смирнов, Василий Сергеевич (5.03.1956 - 5.03.1973) - ректор
  27. Селезнёв, Константин Павлович (17.05.1973 - 23.05.1983) - ректор
  28. Васильев, Юрий Сергеевич (23.05.1983 - 30.09.2003) - ректор, президент (с правами ректора)
  29. Фёдоров, Михаил Петрович (30.09.2003 - 05.2011) - ректор
  30. Рудской, Андрей Иванович (с 05.2011) - ректор

Президенты

  1. Васильев, Юрий Сергеевич (с 10.2003) - президент, председатель Попечительского совета

Преподаватели

Выпускники

История

Основание 1899-1914

Ближайшими единомышленниками Витте в деле организации СПбПИ были товарищ министра финансов В. И. Ковалевский и учёный-химик Д. И. Менделеев . Все трое впоследствии были избраны почётными членами института, а их портреты были установлены в зале Совета.

Проектирование и строительство велось архитектурной мастерской под руководством Э. Ф. Вирриха . Проект включал в себя комплекс зданий, образующих автономный университетский городок похожих на те, что существовали в Кембридже и Оксфорде . В состав комплекса вошли главное здание, химический павильон, два общежития и механический корпус. При проектировании главного здания Виррих использовал проект высшей технической школы Берлина. Центральная часть и общий план здания почти полностью повторяют берлинское сооружение.

Торжественная закладка зданий была осуществлена 18 июня 1900 года . Строительство велось с 1900 до 1905 года; главный корпус был закончен в 1902 году. Здание построено в стиле неоклассицизма, характерного для петербургской архитектуры конца XIX века. Монументальное здание белого цвета, с Н-образной конфигурацией. Внутренняя планировка, при которой все лекционные аудитории выходят на юго-запад, позволяет максимально использовать естественное освещение.

Фундаментальная библиотека СПбПУ

Фундаментальная библиотека университета начала свою работу одновременно с его открытием в 1902 году. В разное время в библиотеку влились коллекции книг С. Ю. Витте , профессоров института П. Б. Струве , Ю. С. Гамбарова , А. П. Фан-дер-Флита , Б. Э. Нольде , К. П. Боклевского и др.

Состав фондов библиотеки определяется изучающимися дисциплинами, но кроме традиционных для технического вуза собраний литературы по естественным, точным и прикладным техническим наукам, в ней представлены разделы гуманитарных наук: истории, права, экономики, финансов и др. В фонды библиотеки входят также передаваемые ей в дар личные собрания учёных института.

1914-1941

К 1960 году в ЛПИ были созданы лаборатории энергетических систем, автоматики, телемеханики, металлургии, турбиностроения и компрессоростроения. Одновременно с этим, в институте была введена система «непрерывной производственной практики». Первокурсники, не имеющие производственного опыта, попеременно учились и работали на заводе им. К. Маркса, Металлическом заводе , ПО «Светлана», заводе «Красный Октябрь», в Главленинградстрое.

В 1961 году, в соответствии с новым положением о высших учебных заведениях, была восстановлена выборность ректоров и деканов .

Начиная с 1960 года идёт быстрое строительство новых зданий института. К 1962 году были построены спорткомплекс, высоковольтный корпус (ТВН), два новых учебных корпуса, здание поликлиники, профилактория, архива и общежития на проспекте Непокорённых .

Строительство новых зданий было продолжено в конце 70-х - начале 80-х годов. Были построены два общежития по Гражданскому проспекту и проспекту Непокорённых , новый учебный корпус, корпус для подготовительного факультета на Полюстровском , а также здание Института международных образовательных программ на Гражданском проспекте .

Создаются новые конструкторские бюро: ОКБ «Импульс» и особое конструкторское бюро технической кибернетики (ныне - ЦНИИ РТК).

В июле 2007 года - ректор университета Михаил Фёдоров заявил информагентству «Прайм-тасс» о том, что в рамках национального проекта «Образование» на основе института будет создан НИИ новых материалов и технологий. На строительство НИИ из федерального бюджета выделят 520 млн рублей .

В 2012 году СПбПУ вошел в число 21 вуза России, ставших победителями конкурсного отбора на право получения субсидии Минобрнауки России в целях повышения их конкурентоспособности - Проект 5-100 .

Структура

В Университете ведется подготовка по 208 профилям в рамках 57 направлений подготовки бакалавров, по 13 специализациям в рамках 10 специальностей, а также по 216 магистерским программам в рамках 55 направлений подготовки магистров. С 2014 года осуществляется подготовка по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по 25 направлениям, а так же подготовка научно-педагогических и научных кадров в рамках послевузовского образования по 94 специальностям.

Университет включает в себя 13 институтов, подразделения дополнительного образования, филиалы в городах Чебоксары, Сосновый Бор, Череповец, комплекс научно-исследовательских подразделений, включающий объединённый научно-технологический институт, научно-образовательные центры, ряд специализированных научно-производственных структур.

Университетский городок расположен на северо-востоке города, включает 30 учебных и научно-производственных корпусов, 15 общежитий, 10 жилых зданий, Дом Ученых и спортивный комплекс.

В 1996-2005 годах существовал Институт интеллектуальных систем и технологий СПбПУ, образованный на основе отраслевого факультета.

Базовые институты

Согласно приказу № 794 от 04.10.2012 с целью объединения всех подразделений Политехнического университета в составе университета были созданы базовые институты - технический, физический и гуманитарно-экономический :

Базовый институт Институт Кафедры и высшие школы
Технический Инженерно-строительный институт Кафедра "Водохозяйственное и гидротехническое строительство"

Кафедра "Гидравлика"

Кафедра "Гражданское строительство и прикладная экология"

Кафедра "Сопротивление материалов"

Кафедра "Строительная механика и строительные конструкции"

Кафедра "Строительство уникальных зданий и сооружений"

Технический Институт энергетики и транспортных систем Кафедра "Атомная и тепловая энергетика"

Кафедра "Двигатели,автомобили и гусеничные машины"

Кафедра "Колесные и гусеничные машины"

Кафедра "Компрессорная, вакуумная и холодильная техника"

Кафедра "Теоретические основы электротехники"

Кафедра "Теплофизика энергетических установок"

Кафедра "Техника высоких напряжений, электроизоляционная и кабельная техника"

Кафедра "Турбинные двигатели и установки"

Кафедра "Турбины, гидромашины и авиационные двигатели"

Кафедра "Электрические машины"

Кафедра "Электрические системы и сети"

Кафедра "Электрические станции и автоматизация энергетических систем"

Кафедра "Электротехника и электроэнергетика"

Технический Институт металлургии, машиностроения и транспорта Кафедра "Автоматы"

Кафедра "Инженерная графика и дизайн"

Кафедра "Компьютерные технологии в машиностроении"

Кафедра "Конструкторско-технологические инновации"

Кафедра "Материалы, технологии и оборудование литейного производства"

Кафедра "Машиноведение и основы конструирования"

Кафедра "Машины и технология обработки металлов давлением"

Кафедра "Металлургические и литейные технологии"

Кафедра "Мехатроника и роботостроение (при ЦНИИ РТК)"

Кафедра "Общая и неорганическая химия"

Кафедра "Сварка и лазерные технологии"

Кафедра "Станкостроение"

Кафедра "Теория механизмов и машин"

Кафедра "Технологические процессы и оборудование автоматизированных машиностроительных производств"

Кафедра "Технология и исследование материалов"

Кафедра "Технология конструкционных материалов и материаловедение"

Кафедра "Технология машиностроения"

Кафедра "Транспортные и технологические системы"

Кафедра "Физико-химия и технологии микросистемной техники"

Кафедра "Функциональные материалы и технологии"

Технический Институт компьютерных наук и технологий Кафедра "Интеллектуальные системы автоматизации"

Кафедра "Измерительные информационные технологии"

Кафедра "Информационная безопасность компьютерных систем"

Кафедра "Информационные и управляющие системы"

Кафедра "Компьютерные интеллектуальные технологии"

Кафедра "Компьютерные системы и программные технологии"

Кафедра "Корабельные информационно-управляющие системы"

Кафедра "Распределенные вычисления и компьютерные сети"

Кафедра "Системный анализ и управление"

Кафедра "Системы и технологии управления"

Кафедра "Управление проектами"

Технический Институт военно-технического образования и безопасности Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

Кафедра "Пожарная безопасность"

Кафедра "Управление и защита в чрезвычайных ситуациях"

Кафедра "Экстремальные процессы в материалах и взрывобезопасность"

Факультет военного обучения

Физический Институт физики, нанотехнологий и телекоммуникаций Кафедра "Биофизика"

Кафедра "Интегральная электроника"

Кафедра "Квантовая электроника"

Кафедра "Космические исследования"

Кафедра "Медицинская физика"

Кафедра "Радиотехнические и телекоммуникационные системы"

Кафедра "Радиофизика"

Кафедра "Теоретическая физика"

Кафедра "Физика и технология наноструктур"

Кафедра "Физика плазмы"

Кафедра "Физика полупроводников и наноэлектроники"

Кафедра "Физическая электроника"

Кафедра "Экспериментальная физика"

Кафедра "Экспериментальная ядерная физика"

Физический Институт прикладной математики и механики Кафедра "Высшая математика"

Кафедра "Гидроаэродинамика, горение и теплообмен"

Кафедра "Механика и процессы управления"

Кафедра "Прикладная математика"

Кафедра "Телематика (при ЦНИИ РТК)"

Кафедра "Теоретическая механика"

Кафедра "Механика сплошных сред" (на базе ИПМаш РАН)

Экономический и гуманитарный Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли Высшая школа внутренней и внешней торговли

Высшая школа государственного и финансового управления

Высшая школа маркетинга и малого предпринимательства

Высшая школа промышленного менеджмента и экономики

Высшая школа товароведения и сервиса

Кафедра "Процессы управления наукоемкими производствами"

Международная высшая школа управления

Экономический и гуманитарный Гуманитарный институт Высшая школа общественных наук

Высшая школа иностранных языков

Кафедра "Лингводидактика и перевод"

Кафедра "Инженерная педагогика и психология"

Кафедра "Лингвистика и межкультурная коммуникация"

Кафедра "Международные отношения"

Кафедра "Прикладная филология"

Учебная лаборатория по обучению русскому языку

Кафедра "Теория и история государства и права"

Студенческая правовая консультация ("правовая клиника")

Учебно-исследовательская криминалистическая лаборатория

Учебно-исследовательская лаборатория

Центр дополнительных образовательных программ

Экономический и гуманитарный Институт международных образовательных программ Кафедра "Базовая подготовка иностранных граждан"

Кафедра "Русский язык как иностранный"

Технологический Институт передовых производственных технологий
Физической культуры Институт физической культуры, спорта и туризма Кафедра "Спортивные дисциплины"

Кафедра "Теория и методика физической культуры"

Кафедра "Физическая культура и адаптация "

Колледж и лицей

Естественно-научный лицей, создан в 1995 году по инициативе Комитета по образованию Санкт-Петербурга и Политехнического Университета. В 2009 году, в соответствии с решением Ученого Совета СПбПУ и на основании Приказа Ректора от 11.02.2009 года № 70, стал структурным подразделением Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В лицее реализуется образовательная программа среднего общего образования с углубленным изучением математики, физики и информатики.

В 2011 году Ленинградский электровакуумный техникум вошел в состав политехнического университета в качестве структурного подразделения и получил новое название Университетский политехнический колледж «Радиополитехникум». Вхождение в состав вуза позволило вывести процесс подготовки специалистов среднего звена на новый качественный уровень. По ряду специальных дисциплин преподавание ведется профессорско - преподавательским составом университета. Часть лабораторных и практических занятий для студентов колледжа проводятся на базе лабораторий вуза.

Факультеты переподготовки специалистов и дополнительного образования

  • Высшая инженерная школа
  • Высшая школа промышленного менеджмента и экономики ИПМЭиТ
  • Международный научно-образовательный центр финансового мониторинга
  • Межотраслевой институт повышения квалификации
  • Научно-образовательный центр "Инженерная педагогика"
  • Научно-образовательный центр «Информационная безопасность»Северо-Западный научно-образовательный центр в сфере государственно-частного партнерства
  • Центр дополнительных профессиональных программ инженерно-строительного института (ЦДПП ИСИ)

Вечернее отделение

В вечерней форме обучения можно получить образование по большинству направлений и специальностей университета. Вечернее отделение делится на две секции:

  • Информатика, радио и телекоммуникации, электротехника (специальности электромеханического, радиофизического факультетов и факультета технической кибернетики)
  • Экономика, машиностроение и строительство (специальности энергомашиностроительного, механико-машиностроительного факультетов и факультета экономики и менеджмента)

Филиал

  • Институт ядерной энергетики в г. Сосновый Бор (ИЯЭ)

См. также

Рейтинги

В 2012 году СПБПУ выиграл 135 грантов комитета Правительства Санкт-Петербурга по Науке и высшей школе.

По версии QS World University Rankings в 2013 году занимает 6 место среди всех вузов России и 2 место среди российских технических и технологических вузов .

В марте 2013 года получил высший уровень «АА», заняв 3-е место среди 58 вузов России в Академическом рейтинге высших учебных заведений в 2013 г., который проводится Европейской научно-промышленной палатой по стандартам Евросоюза.

В 2015 году университет впервые участвовал в рейтинге Times Higher Education, войдя сразу же в список 250 лучших университетов мира . Среди всех российских вузов СПбПУ Петра Великого занял 2-е место, уступив лишь МГУ им. М. В. Ломоносова

В 2015 году занял восьмое место среди 24 российских вузов в международном рейтинге научной производительности университетов – University Ranking by Academic Performance. В апреле того же года занял 6 место среди российских вузов в предметном рейтинге Quacquarelli Symonds в области «Физика и астрономия».

В июле 2015 года занимал 5-е место среди российских университетов и 991-ю позицию в общем рейтинге среди более 22 тысяч вузов, ранжированных экспертами Webometrics.

Создание политехнических институтов в России ─ одно из бесспорных достижений "эпохи Витте", как именуется иногда рубеж ХIХ─ХХ веков. Венец этой сети ─ ─ был предназначен для воспроизводства управленческо-хозяйственной и научно-технической элиты. Предыстория института связана с именами С.Ю. Витте, В.И. Ковалевского, Д.И. Менделеева. В знак признательности все трое после 1902 года были избраны Почётными членами СПб Политехнического института, а их портреты были установлены в Зале Совета. На инициативу С.Ю. Витте в форме трёхстраничного доклада Николаю II с краткой мотивировкой и просьбой разрешить строительство СПб Политехнического института "высочайшее соизволение последовало 19 февраля 1899 года", немедленно, без согласований и виз.


Подготовка к строительству началась через три дня. Летний строительный сезон 1899 года позволил заложить фундаменты и начать возведение стен основных зданий по плану архитектора Э.Ф. Вирриха и др. Закладная доска уложена 18 июля 1900 года при участии С.Ю. Витте, а уже к концу 1901 года первый в России университетский городок европейского типа ─ полностью автономный комплекс ─ был вчерне завершён. Строительную часть дела возглавил В.И. Ковалевский, с 1900 года к ней был активно подключён назначенный первым директором князь А.Г. Гагарин, начавший свою деятельность с длительной зарубежной командировки. Организационно-программная работа велась параллельно особым совещанием под руководством члена Госсовета Н.П. Петрова и была завершена летом 1901 года.

После двух лет приближавшегося к завершению строительства в Государственный совет был направлен 70-страничный документ за подписью С.Ю. Витте (23 ноября 1900 года) "Об учреждении Политехнического института в Санкт-Петербурге". После аргументированного устранения возражений различных ведомств и решающих разьяснений С.Ю. Витте в Госсовете Николай II утвердил окончательное "Положение о СПб Политехническом институте" в мае 1902 года. Официально занятия начались 2 октября 1902 года.

Петербургский Политехникум отличался от годом ранее появившихся Киевского и Варшавского Политехнических институтов нестандартным набором отделений ─ Экономическое, Электромеханическое, Металлургическое, Кораблестроительное ─ по существу новых для России специальностей. По замыслу С.Ю. Витте, предвидевшего важность совместной деятельности экономистов и техников в XX веке, студенты-экономисты должны были составлять половину контингента. Академик АН СССР С.Г. Струмилин, выпускник института, назвал его [СПбПУ] впоследствии "светлым храмом экономической науки в Сосновке, построенным Витте". Созданный полностью на государственные средства, институт имел всё для подготовки высококлассных специалистов: просторные аудитории и чертёжные, многочисленные кабинеты и лаборатории (иные были первыми и долго единственными в российской высшей школе), самое современное лабораторное оборудование, комфортабельные общежития для студентов и квартиры для сотрудников. Немало непривычного было и в организации учебной жизни института: зачисление на первый курс без экзаменов, по результатам конкурса аттестатов, отсутствие оценок и экзаменационных сессий, обилие практических и лабораторных занятий, обязательные летние практики, очень высокие требования к выпускным работам. Идеальный ход жизни института был нарушен революционными событиями 1905─1906 гг. и связанным с ними полуторагодовым перерывом в занятиях, отстранением А.Г. Гагарина от должности директора и полным закрытием общежитий в 1907 году.



1 корпус студенческого общежития. В настоящее время ─ здание администрации Политехнического университета

Развитие института в 1907─1914 гг. соответствовало периоду чрезвычайного развития производительных сил России и возрастанию спроса на специалистов с техническим и коммерческим образованием. В 1907 году открылись новые отделения: Инженерно-строительное и Механическое. К концу этого периода число студентов превысило 6 тысяч ─ втрое больше проектного уровня. Создавшийся дисбаланс в пользу технических отделений стал более отвечать происшедшему в 1906 году переводу института из ведения Министерства Финансов в Министерство торговли и промышленности. Экономическое и технические (кроме Кораблестроительного) отделения готовили специалистов для бурно развивавшейся железнодорожной отрасли. Кораблестроительное отделение с 1909 года вело подготовку специалистов по военному кораблестроению и авиации, механическое ─ по автомобильным двигателям, Электромеханическое и Инженерно-строительное ─ по электрификации железных дорог и гидроэлектростанциям.

Профессорско-преподавательский состав института вобрал цвет либеральной по убеждениям технической и гуманитарной интеллигенции Петербурга (да и России в целом). Здесь собралась едва ли не вся столичная школа механики: В.Л. Кирпичёв, А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, B.Г. Галёркин, С.П. Тимошенко, И.В. Мещерский, C.И. Дружинин. Впечатляюще выглядела группа профессоров Металлургического отделения: Н.А. Меншуткин, Н.С. Курнаков, А.А. Ржешотарский, В.Е. Грум-Гржимайло, А.А. Байков, М.А. Павлов, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, В.А. Кистяковский, П.П. Федотъев. Большим авторитетом в кругах электротехников пользовались профессора М.А. Шателен, В.Ф. Миткевич, А.В. Вульф, С.Н. Усатый. Все студенты-политехники учились физике у профессоров В.В. Скобельцына и А.Ф. Иоффе. Курсы прикладной механики, термодинамики и паровых машин для студентов технических отделений вели А.А. Радциг, А.А. Брандт, А.С. Ломшаков. Крупные специалисты своего дела преподавали специальные дисциплины: К.П. Боклевский, А.П. Фан-дер-Флит, Г.Н. Пио-Ульский, И.Н. Воскресенский ─ на Кораблестроительном отделении, Б.Н. Кандиба, С.П. Максимов, А.М. Фролов, Г.П. Передерий - на Инженерно-строительном, Н.Н. Саввин, Л.З. Ратновский ─ на Механическом. Славу первой и ведущей высшей экономической школы России создали институту экономисты А.С. Посников, А.А. Чупров, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.И. Фридман, М.В. Бернацкий, историки и социологи М.М. Ковалевский, М.А. Дьяконов, И.М. Гревс, Д.М. Петрушевский, Н.И. Кареев, правоведы Б.Э. Нольде, А.Т. Гусаков, Н.С. Тимашев и другие. Каждый второй (22 из 45) профессоров, работавших в институте в 1914 году были избраны в Российскую Академию наук в разное время.

Первая Мировая война осложнила жизнь института. Часть помещений была отведена под госпиталь и курсы авиамехаников, механиков флота, радиотелеграфистов. Сотни и тысячи студентов уходили в армию добровольно и по мобилизации. Несмотря на усиленные приёмы ─ до 1700 человек в 1916 году ─ к началу 1917 г. в институте осталось только три тысячи студентов. Но занятия не прерывались, почти весь преподавательский состав был сохранён, а выпуск инженеров нарастал. Всего до революции институт выпустил 2,5 тысячи инженеров. Сотни их, вместе со многими профессорами, вскоре оказались вне России и там своими знаниями внесли весомый вклад в развитие научной мысли на Западе, способствуя укреплению международного авторитета своей Аlma Mater.



Актовый (Белый) зал

За октябрьскими событиями 1917 года последовало катастрофическое ухудшение положения института. Прекратились финансирование и поставки топлива ─ учебные здания не отапливались до 1924 года (!). В 1918 г. институт утратил автономию и перешёл в ведение Наркомпроса РСФСР, многие декреты которого ─ об отмене отметок в средних школах, образовательного ценза при поступлении в высшую школу, упразднении всех видов испытаний, аттестатов и дипломов и т.д. ─ совершенно дезорганизовали учебный процесс. В 1919 году институт почти опустел и был на грани ликвидации. Большие потери нёс профессорско-преподавательский состав от эмиграции и голодных смертей. Однако в том же 1919 году по инициативе академика А.Ф. Иоффе, проявившего удивительный оптимизм и прозорливость, в Политехническом был размещён Физико-технический отдел Государственного рентгенологического и радиологического института (ГРиРИ), ставший через 4 года самостоятельным Физико-техническим институтом, и учреждён Физико-механической факультет (не имевший аналогов в мире!). Тогда же начал работу Химический факультет. В 1920 году в соответствии с декретами Совнаркома был организован "срочный выпуск инженеров-специалистов" и Рабфак, в 1922 г. учреждён Факультет Индустриального земледелия.

1920-е годы подтвердили высокий класс первых выпускников всех отделений (с 1918 г. ─ "факультетов") Политехнического института. Так, экономисты В.Н. Твердохлебов, В.Э. Ден, А.В. Венедиктов, Л.Н. Юровский и др. внесли важный вклад в разработку научно-организационной идеологии НЭПа. Кораблестроители П.Ф. Папкович и В.Л. Поздюнин обогатили теорию кораблестроения, Б.М. Малинин, С.А. Базилевский и др. заложили основы советского кораблестроения. Электромеханик А.А. Горев (обладатель диплома №1) выполнил наиболее сложную и объёмную часть плана электрификации Северного района ─ составной части широко известного плана ГОЭЛРО, символами которого в нашей стране стали Волховстрой и ДнепроГЭС. Лидером в этой области был профессор М.А. Шателен. Будущий академик А.А. Чернышёв создаёт в этот период систему защиты воздушных линий связи от перенапряжений. Механик Н.Н. Поликарпов становится основоположником теории конструирования истребителей: вспомним, что первая в России высшая авиационная школа ─ "Курсы авиации и воздухоплавания" при Кораблестроительном отделении ─ открыта в 1909 году.


Мировое признание получает физическая школа А.Ф. Иоффе, его система подготовки научных кадров ("система Физмеха"), работы молодых физиков П.Л. Капицы, Н.Н. Семёнова ─ будущих лауреатов Нобелевской премии, А.Ф. Вальтера, Ю.Б. Харитона, А.И. Шальникова, изобретения Л.С. Термена (первый в мире электронный бесконтактный музыкальный инструмент и система "электрического дальновидения"), фундаментальные работы А.А. Фридмана по "взрывающейся Вселенной".

В 1929 году начался процесс внутренней перестройки института: Авиастроительное отделение выделилось из Кораблестроительного факультета и стало самостоятельным. Гидротехническое отделение, выделившись из Инженерно-строительного факультета, образовало Факультет водного хозяйства. В январе 1930 года институт был передан в ведение ВСНХ СССР, а уже в апреле комиссия по реформе высшего образования при Совнаркоме СССР приняла решение о создании на базе имеющихся в стране вузов многочисленных узкопрофильных институтов и передаче их в состав объединений по отраслевому признаку. 30 июня 1930 года Ленинградский Политехнический институт перестал существовать. На его территории возникли шесть самостоятельных учебных институтов: Всесоюзный Котлотурбинный, Гидротехнический, Машиностроительный, Металлургический, Электромеханический, Инженерная академия и Физико-механический институт (с 1932 года ─ Ленинградский Физико-механический институт). Другие части бывшего Политехнического получили новые адреса: Авиастроительный (будущий МАИ), Ленинградский Кораблестроительный институт, Институт Механизации и электрификации сельского хозяйства. Инженерно-строительный факультет был влит в Строительный институт (позже Институт инженеров Промышленного строительства, в 1939 году трансформировавшийся в военное училище ─ ВИТУ), части Химического факультета переданы Горному и Технологическому институтам. Только на базе Экономического факультета ЛПИ (и частично ЛИНХ) созданы: Финансовый институт (с 1991 года ─ СПб Университет экономики и финансов), Плановый институт (в 1954 году влившийся в ФинЭК), Институт потребительской кооперации (позже Торгово-товароведный институт, влившийся в Институт советской торговли в 1935 году), Институт промышленности и труда (позже Инженерно-экономический институт, с 1992 года ─ СПб Инженерно-экономическая академия), Институт обмена и распределения (с 1932 года ─ Институт советской торговли, с 1992 ─ СПб Торговый институт), Московский Транспортно-экономический институт. В 1932 году из Машиностроительного института выделилось Военно-механическое отделение, ставшее Военно-Механическим институтом, а учебный Всесоюзный Котлотурбинный институт присоединился к Электромеханическому институту.

Таким образом, многие структурные подразделения Ленинградского Политехнического института стали фундаментом внушительного ряда новых советских высших учебных заведений Ленинграда и Москвы. Потенциал задуманного на рубеже веков вуза оказался столь прочным и мощным, что его хватило как на придание "импульса" почти десятку новых вузов, так и на продолжение самостоятельного существования и развития в качестве по-прежнему крупнейшего ВУЗа СССР. Общее число студентов, оставшихся в новых ВУЗах на территории бывшего Политехнического, установилось на уровне десяти тысяч. Уже летом 1933 года комиссия по высшей школе вынуждена была устранять хозяйственные споры между этими отраслевыми институтами, а в апреле 1934 года они были объединены на правах факультетов в составе вновь созданного Ленинградского Индустриального института (ЛИИ) с подчинением его Народному Комиссариату тяжёлой промышленности. Перечень факультетов отражает приоритеты времени с акцентом на все типы машиностроения: Электромеханический, Факультет энергетического машиностроения, Факультет производственного машиностроения, Энергетический факультет, Гидротехнический, Металлургический, Электросварочный, Физико-механический, Инженерно-экономический, Общетехнический факультет.

Индустриальный институт был символом научно-технической политики государства и пользовался огромной популярностью. Однако существовала и теневая сторона принадлежности института Наркомтяжпрому, который не был заинтересован в подготовке специалистов для других отраслей промышленности. Уже в 1937 году общее число студентов ЛИИ уменьшилось вдвое. Строившиеся для отраслевых ВУЗов огромные Машиностроительный, Гидротехнический и Высоковольтный корпуса превратились в типичный "долгострой". В Наркомате возникали идеи о новом расчленении института. В 1939 году ЛИИ был передан в непосредственное ведение Всесоюзного Комитета по высшей школе (ВКВШ), а в ноябре 1940 года ему было возвращено название "Политехнический".

В 1941 году был создан Тепломеханический факультет на основе Энергомашиностроительного и Автомеханического факультетов. Тогда же была поставлена задача о возврате к подготовке инженеров широкого профиля (против чего, кстати, начиная с 1923 года боролся ещё бывший Наркомпрос РСФСР).

Великая Отечественная война прервала процесс возрождения Политехнического института. Он понёс огромные людские потери на фронтах, куда ушли более половины политехников, а также во время блокады Ленинграда. Вырвавшимся из блокады политехникам довелось испытать тяготы немецкой оккупации в Пятигорске, куда институт был эвакуирован в 1942 году. В 1943 году вели учебную и научную работу две части института ─ в Ташкенте и в самом блокадном Ленинграде. Вклад политехников в оборонные усилия СССР, в его военный потенциал показал ведущее положение Политехнического института среди гражданских технических ВУЗов страны. Достаточно одного примера ─ лучший в мире массовый средний танк времён Второй Мировой войны Т-34 создан выпускником 1934 года М.И. Кошкиным. Более того, в ходе ещё не оконченной войны с фашизмом, при появлении атомной угрозы, именно политехники стали во главе советского атомного проекта. Только из шести учёных и конструкторов, трижды удостоенных звания Героя Социалистического труда СССР за вклад в создание атомного и термоядерного оружия, пять были в разное время связаны с Ленинградским Политехническим институтом: И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, К.И. Щёлкин, Я.Б. Зельдович, Н.Л. Духов.

После возвращения основной массы преподавателей и студентов из эвакуации в 1944 году ЛПИ возобновил занятия в полном объёме в составе следующих факультетов: Электромеханический, Физико-механический, Энергомашиностроительный, Металлургический, Гидротехнический, Механико-машиностроительный, Инженерно-экономический. В послевоенный период главные усилия были направлены на воссоздание материальной базы института и подготовку кадров для восстановления экономики и хозяйства страны. Происходит и реорганизация факультетских структур. На Физико-механическом факультете организуется подготовка по специальности "ядерная физика" на одной из первых в стране кафедр подобного профиля (открытое название ─ "Техническая физика"). В 1945 году ГТФ трансформируется в Инженерно-строительный факультет (ИСФ). В 1948 году политехники становятся инициаторами нового движения ─ непосредственного участия студентов в летних строительных работах по созданию малых электростанций в Ленинградской области ─ позднее общеизвестному как студенческие строительные отряды.



По окончании Великой Отечественной войны к началу 1950-х годов восстановление завершило первые полвека существования Политехнического института. Ровесник XX века, он пережил несколько революций и войн, многие голодные и полуголодные годы, период репрессий и длительных экспериментов над высшей школой с шараханиями из крайности в крайность. Велики были людские потери, но уцелели добротные здания, построенные в начале века, научные школы и многие добрые традиции. 1950-е годы открыли вторую, менее беспокойную половину истории института, время длительного мирного развития, в котором можно выделить три достаточно больших стабильных этапа, со своими особенностями, заслуживающими самостоятельного рассмотрения и изучения. Эти этапы связаны с именами возглавлявших институт ректоров В.С. Смирнова (1956─1973), К.П. Селезнёва (1973─1983), действующего научного руководителя СПбПУ Ю.С. Васильева (1983─2003), действующего президента СПбПУ М.П. Фёдорова (2003─2011), А.В. Рудского (с 2011 г. по настоящее время). Новые научные и технические приоритеты начала второй половины века ─ атомная энергия, интерес к кибернетике, вычислительная техника, реактивная авиация и ракетостроение ─ не застали врасплох Политехнический институт.

В 1952 году из Физико-механического факультета выделяется самостоятельный Радиотехнический факультет, в 1959 году Металлургический факультет перепрофилируется в Физико-металлургический. На базе традиционных кафедр и факультетов возникают новые внефакультетские структуры. Научно-исследовательская работа в ЛПИ резко возрастает по объёму и тематике, отражаясь при этом и в учебных программах. Из наиболее крупных следует отметить Особое Конструкторское Бюро (1961), впоследствии ОКБ "Импульс", под руководством будущего Героя Социалистического труда профессора Т.Н. Соколова, ставшее ведущей организацией страны в области технических вычислительных средств управления. В 1967 году организовано Особое Конструкторское Бюро технической кибернетики, которое возглавил профессор Е.И. Юревич. Ныне это Центральный научно-исследовательский институт робототехники и кибернетики со статусом Государственного научного Центра Российской Федерации (гендиректор ─ А.В Лопота). В плане учебной работы шестидесятые ─ начало семидесятых годов ─ период становления жёсткой централизованной системы высшего образования в стране, связанной с подготовкой инженерных кадров для развивающихся отраслей промышленности. В 1972 году начинает работу крупный учебный филиал во Пскове, ныне Псковский Политехнический институт в составе СПбПУ. В 1974 году создан Факультет переподготовки инженеров по новым перспективным направлениям науки и техники. Середина 1970-х ─ начало 1980-х годов отмечены новым всплеском реорганизации: Особое Конструкторское Бюро "Радуга", Факультет автоматизации управления, Факультет повышения квалификации преподавателей, разделение Вечернего факультета на Инженерно-технический и Электрорадиотехничаский, Факультет экономики и управления производством.

Вторая половина восьмидесятых ознаменована укреплением связей с Физико-техническим институтом АН СССР ─ создаётся Физико-технический факультет (ФТФ) на базе части кафедр ФМФ и РФФ. Межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК) создан в 1986 году на основе Факультета усовершенствования дипломированных инженеров (ФУДИ). Для улучшения качества новых поколений абитуриентов организован Малый Политехнический институт ─ структура с ориентированной подготовкой по физике и математике для школьников. Особенно бурным процесс переориентации деятельности и создания новых структур стал после 1990 года и происходит сегодня. Возникли центры с участием иностранных фирм "Диджитал Эквипмент корпорейшн", "Хьюлетт-Паккард", "Конвекс". Организована Российско-американская высшая школа управления (РАВШУ). Обрели более высокий статус прежние структуры ─ Научный производственный комплекс (НПК), Институт международных образовательных программ (ИМОП), Институт военно-инженерного образования (ИВИО), Институт интеллектуальных систем и технологий (ИИСТ) на базе концерна "Ленинец", Инновационно-инвестиционный комплекс (Центр наукоёмкого инжиниринга), Государственный учебный Центр профессиональной переподготовки руководителей. Созданы Гуманитарный факультет и Факультет медицинской физики и биотехнологии.



В наши дни Санкт-Петербургский Политехнический университет ─ одно из крупнейших высших технических учебных заведений России. Организационно СП6ПУ представляет собой чрезвычайно разветвлённую сеть учебных филиалов, институтов, специализированных центров, систему поствузовского образования, а также колледжей, лицеев, подготовительных отделений, курсов и т.п. Свою деятельность СПбПУ ведёт сегодня на территории пяти субъектов Российской Федерации.

(1899)

1899-1910 - Санкт-Петербургский политехнический институт
1910-1914 - Санкт-Петербургский политехнический институт императора Петра Великого
1914-1922 - Петроградский политехнический институт императора Петра Великого
1922-1923 - Первый Петроградский политехнический институт имени М.И. Калинина
1923-1924 - Петроградский политехнический институт имени М.И. Калинина
1924-1930 - Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина (ЛПИ им. М.И. Калинина);
1930-1934 - разделен на ряд самостоятельных институтов с подчинением соответствующим отраслевым министерствам, которые финансировали и контролировали подготовку кадров для своих предприятий. В том числе: Ленинградский электромеханический институт (ЛЭМИ), Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ) и другие.
1934-1940 - Ленинградский индустриальный институт (ЛИИ)
1940-1990 - Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина (ЛПИ им. М.И. Калинина)
1990-1991 - Ленинградский государственный технический университет (ЛГТУ)
1991-2002 - Санкт-Петербургский государственный технический университет (СПбГТУ)
С 16 апреля 2002 года - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Большая советская энциклопедия: Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина, основан в 1899, открыт в 1902. В 1923 институту присвоено имя М.И. Калинина. В Л. п.и. работали академики А.Ф. Иоффе, М.А. Павлов, А.А. Байков, Б.Г. Галеркин, Н.Н. Павловский, П.И. Лукирский, Н.Т. Гудцов, М.М. Карнаухов - создатели крупнейших научных школ, профессора М.А. Шателен, А.А. Горев, В.Ф. Миткевич, А.В. Вульф, М.Д. Каменский - участники разработки и осуществления плана ГОЭЛРО, академики Н.Н. Семенов, Д.В. Скобельцын, П.Л. Капица, Ю.Б. Харитон, И.К. Кикоин и др. В составе института (1973): факультеты - гидротехнический, электромеханический, энергомашиностроительный, механико-машиностроительный, физико-металлургический, инженерно-экономический, радиоэлектроники, автоматизированных систем управления, вечерний, заочный, повышения квалификации; подготовительный факультет и отделение, аспирантура, 13 научно-исследовательских институтов, 95 кафедр, 6 проблемных и 14 научно-исследовательских отраслевых лабораторий, свыше 100 учебных лабораторий. В библиотеке свыше 2 млн. тт. В 1972/73 учебном году обучалось около 18,5 тыс. студентов, работало свыше 1,5 тыс. преподавателей, в том числе 5 академиков и член-корреспондентов АН СССР, около 130 профессоров и докторов наук, более 660 доцентов и кандидатов наук. Институту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. С 1904 издаются «Труды» института. За годы существования институт подготовил около 60 тыс. инженеров. Награжден орденом Ленина (1967).