Соглашение центр предпринимательские компетенции с обществом. Развитие предпринимательских компетенций у студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Упражнение с рассказом по картинке

20.07.2020 Прочистка

Профессиональные компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых специалистам в той или иной профессиональной области и самостоятельно применяемых ими в процессе профессиональной деятельности.

Предпринимателям необходимы профессиональные знания:

Экономических и правовых основ деятельности предпринимательских фирм на территории РФ и на международном рынке

Специфики и закономерности развития предметных сфер деятельности (разделение труда, инфраструктура бизнеса)

Специфики и закономерности развития собственных проф интересов и интересов окружения.

Сущности и границ делового суверенитета

Теории и практики конкурентно способного бизнеса.

Специфики и закономерности развития межфирменной среды бизнеса.

Специфики и закономерности развития внутрифирменной среды бизнеса.

Схем достижения и поддержания власти, методов воздействия на окружение.

Специфики и закономерностей предпринимательского администрирования.

Для многих предпринимателей школой бизнеса является сама жизнь. Однако с конца 20 века во всем мире широкое распространение получают различные программы предпринимательского образования (детские бизнес школы и лагеря, специализированные программы для студентов, программы для взрослых людей, имеющих не только высшее образование, но и практический опыт работы).

Понятие предпринимательского бизнес-планирования в широком и узком смысле. Принципы планирования

В широком смысле Бизнес – планирование – это определение миссии организации, ее стратегии, разработка бизнес-плана.

В узком смысле Бизнес – планирование – это разработка бизнес-плана

Принципы планирования

Гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

Непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

Участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

Адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

Комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

Итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование.

Стратегическое планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.

Долгосрочное планирование осуществляется на ближайшие 3-5 лет.

Краткосрочное планирование осуществляется на ближайшие 1-3 года

Текущее планирование – осуществляется краткосрочное планирование как правило на 1 год.

58. Назначение бизнес–плана, его структура

БП – это документ, показывающий инвестиционную привлекательность любого проекта или бизнеса.

Бизнес-план служит трем основным целям:

Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Элементы бизнес-плана:1. Резюме 2. Описание предприятия и отрасли 3. Описание продукции (услуг) 4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) 5. Производственный план 6. Организационный план 7. Финансовый план 8. Направленность и эффективность проекта 9. Риски и гарантии 10. Приложения

Одной из ключевых компетенцийпредпринимателя является целеполагание и его эффективность

А. Бандура считает, что постановка целей формирует самоэффективность. В его исследования совместно с Д. Шанка была выявлена роль специфики ближних и дальних целей для эффективности самообучения. Постановка выполнимых ближайших подцелей помогает повысить скорость и качество решения, сконструировать стойкое чувство собственной эффективности и интереса к решению профессиональных задач. Трудные и далекие цели уменьшают способность к самоэффективности. На основе его эмпирических исследований было выявлено, что оптимально поставленные цели должны быть: конкретными и ясными, ближними во времени и пространстве, достижимыми, чтобы заставляли упорно трудиться, поэтапно возрастающими, но структурированными в системе.

Последовательное достижение частных вспомогательных целей заставляет чаще испытывать ощущение успеха, что оказывается основной самоэффективности. Обучение в экономических вузах производится с помощью обучению данному предмету - в различных его аспектах - либо в управлении персоналом, тренингах, таймменеджменте и т.д.Байсбаев Е.А. Современные подходы к формированию ключевых компетентностей.// Вопросы педагогики, 2011, №2. С.76 Однако, пробел и проблема существует в том, что при определении целей нигде и никак не берется в расчет - не определяется параллельно - персональная и корпоративная идентификация, смысл жизни, смысл существования и деятельности компании. Таким образом, ценностный смысл существования компании должен быть совмещен с ценностным смыслом жизни данного предпринимателя и эти два понятия должны быть взаимодополняющими. Однако, поскольку, чаще всего, они существуют параллельно, то возникают кризисы среднего возраста, когда оценивается шкала достижений и человек понимает, а ради чего были сделаны те или иные достижения? Это на личностном уровне. На уровне работы компании оценивается ее миссии, как главный выразитель ее жизненных и корпоративных ценностей.

Однако, в российской практике миссия определяется часто формально. Функции же миссии состоят в выполнении заданных стратегических целей компании. Также нередко существует ситуация, когда у каждого топ-менеджера компании существует собственное видение стратегических целей компании и их достижения. Стратегические цели компании и пути их достижения призваны формировать ее корпоративную культуру, которая проявляется чрез систему ценностей и их проявлений, особой индивидуальности, которая фиксируется в социальной среде среди других агентов рынка. Существует взаимозависимость развития корпоративной культуры и специфики развития компании. Чем больше компания обеспечивает профессиональный и личностный рост сотрудников, тем больше вероятности наступления событий, что они же «вытащат» на передний рубеж по всем ярким заявленным индексируемым показателям.

Корпоративная культура призвана обеспечить конкурентоспособность компании на рынке, высокую прибыльность через создание имиджа, репутации, лояльность сотрудников к руководству и принимаемым ими решениям. Так, первой ключевой компетентностью предпринимателя является - способность грамотно осуществлять работу с целями и ценностями компании.

Второй ключевой компетентностью оказывается - коммуникативная компетентность и построение грамотной работы. Ручкина Т. В. Понятие компетентности и основные компетенции в профессиональной среде. // Экономика и социум, 2014, № 2. С. 28

Профессиональная деятельность тесно связана с огромным потоком коммуникации, поэтому возникает проблема повышения уровня его регуляции, интеграции и подконтрольности. Предприниматель должен не только знать коммуникативные технологии, но и уметь их применять в заданном ситуацией контенте и грамотно интерпретировать собеседника. Компетентность оценивается с позиции бизнес-процессов взаимодействия компании с заинтересованными участниками рынка, а также с позиции развития персональной коммуникабельности, умения убеждать и достигать поставленных целей коммуникации. Должна быть сформирована четкая структура понимания деловых коммуникаций: для чего, почему и зачем. Кто агенты коммуникации, цель взаимодействия и определенные стратегии достижения целей.

Формируется персональная система управления внешними и внутренними коммуникациями, которая позволяет грамотно обеспечивать психологическое влияние на собеседника и противостоять влиянию с его стороны. Предприниматель, который минимизирует коммуникативную составляющую в обеспечении работы компании, «ставит ее под удар» по уровню конкурентоспособности на рынке. Для этого тщательно разрабатывается стратегия и тактика всех коммуникаций компании, определяются главные точки коммуникативного воздействия, назначаются исполнители для реализации перечня коммуникативных мероприятий при участии предпринимателя. Они должны быть регламентированы и стандартизированы, что позволяет сэкономить огромное количество времени и усилий, например, при использовании новых информационно-коммуникационных технологий.

В современных условиях компетенции предпринимателя можно сгруппировать следующим образом.

  • 1. Компетенции личностного роста
  • Ш Способность проявлять лидерские качества, занимать активную гражданскую позицию и формировать команду.
  • Ш Обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и развитию целеустремленности.
  • Ш Способность нести ответственность за принимаемые управленческие решения.
  • Ш Умение управлять своим личностным и профессиональным ростом для раскрытия внутреннего потенциала и эффективного использования внешних возможностей.
  • Ш Готовность к достижению и поддержанию должного уровня физической формы и здоровья, необходимых для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
  • Ш Способность к самоменеджменту.
  • Ш Способность к инновационности, креативности и развитию нестандартного динамичного мышления.
  • Ш Готовность принять на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и природе.
  • 2. Мировозренческие компетенции
  • Ш Осознание социальной ответственности своей будущей профессии.
  • Ш Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.
  • Ш Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории и истории предпринимательства;
  • Ш Способность понимать роль личности и своей страны в истории человечества, политическую организацию общества.
  • Ш Способность проявлять гражданскую инициативу и обеспечивать устойчивое развитие сообществ.
  • Ш Способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношения в обществе, соблюдать правила социального поведения.
  • Ш Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.
  • 3. Коммуникативные компетенции
  • Ш Способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь.
  • Ш Способность осуществлять деловое общение и профессиональные коммуникации: публичные выступления, презентации проектов, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.
  • Ш Владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность.
  • Ш Способность к созданию и развитию социальных сетей для поддержки и расширения бизнеса.
  • 4. Информационные компетенции
  • Ш Владение информационной культурой, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
  • Ш Способность понимать сущность, роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного бизнеса; оценивать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности.
  • Ш Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации на основе использования современного программного обеспечения для решения профессиональных задач.
  • Ш Способность работать с информацией в корпоративных и глобальных компьютерных сетях.

Существуют и иные подходы к классификации компетенций предпринимателя.

Так, директор центра предпринимательства Института МИРБИС Елена Переверзеваразделяет компетенции предпринимателя на такие блоки:

  • Ш организационный (планирование, лидерство, самостоятельность и ответственность),
  • Ш мыслительный (инициативность, проектное воображение, решительность в ситуации неопределенности),
  • Ш эмоционально-коммуникативный (контактность, стрессоустойчивость),
  • Ш личностный (целеустремленность, ориентация на результат, амбициозность).

Обучение предпринимательству должно проходить на всех этапах общего образования.

Президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству Юрий Рубин видит разницу в российском и западном подходах к предпринимательству: «Несколько десятилетий у нас не было предпринимательства, потому что действовал уголовный кодекс. Кроме того, существуют мифы и иллюзии, что предпринимателям становятся от бога. Но есть другой подход, что предприниматель - это обычный человек, который реализует свой профессиональный и личностный потенциал в занятии предпринимательством и который живет за счет трудовых доходов от предпринимательской деятельности».

Юрий Рубин сформулировал список компетенций, указывая на которые можно было бы выделить предпринимателей в отдельную профессиональную группу. Во-первых, предприниматели изобретают дело; определяют цели и задачи бизнеса, предпринимательскую миссию, расставляет основные приоритеты деятельности, определяют направление развития бизнеса, формируют структуру владения бизнеса, привлекают и консолидируют ресурсы, управляют материальными и нематериальными объектами, выполняют обязательства перед партнерами и наёмными сотрудниками, защищают бизнес от различных посягательств, аккумулируют и распределяют доходы, знают, как реорганизовать или ликвидировать дело.

«Совокупность предпринимательских компетенций составляет функциональный стандарт профессионального предпринимательства. Ему должен соответствовать стандарт обучения предпринимательству, который предполагает совокупность предпринимательских компетенций и приобретение соответствующей квалификации», - объясняет Юрий Рубин.

При этом он отметил, что предпринимательство имеет отраслевой характер, поэтому компетенции предпринимательские должны иметь общие и отраслевые компоненты - в рамках разных образовательных программ можно добавлять компетенции в зависимости от специфики отрасли.

Таким образом, мы рассмотрели основные ключевые компетенции, которыми необходимо обладать предпринимателю. Они состоят из двух компетенций, которые называются: коммуникативная компетентность и компетентность в области целеполагания. Существует множество методик их формирования и внедрения во внутреннюю структуру личности. Однако, наиболее важным аспектом в данном процессе оказывается вопрос мотивации самого человека в отношении данного процесса.

УДК 334+337 ББК 65.012.1: 74.56

Серебренникова Елена Алексеевна

соискатель

Челябинский институт развития профессионального образования

г. Челябинск Serebrennikova Elena Alekseevna applicant

Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development

Проблема формирования понятия «предпринимательская компетенция»

The problem of formation of «entrepreneurial competence» concept

В данной статье представлены результаты теоретического исследования подходов различных авторов к определению и сущностному наполнению понятия «предпринимательская компетенция». Сделаны выводы о интегративности данного понятия. Предложен и обоснован собственный подход к формированию понятия.

The results of theoretical research of differenet author’s approaches to the definition and internal content of «entrepreneurial competence» concept are presented in this article. The conclusions about integrativity of this concept are made. The own approach to the formation of this concept is proposed and justified.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, предпринимательская компетенция.

Key words: competence, competency, entrepreneurial competence.

В настоящее время нет четкого понимания о требованиях, которым должен отвечать предприниматель, а также личность, включенная в предпринимательскую деятельность. Последней особенно важно знать, какими принципами пользуется предприниматель, мотивируя потенциального потребителя его услуг вступить в предпринимательские отношения.

В настоящее время ни подготовка к предпринимательской деятельности, кроме учреждений образования, в которых специально готовят будущих предпринимателей, ни формирование компетентности в предпринимательской деятельности не ведется в должных масштабах и на должном уровне. Исходя из положения о том, что формирование компетентности специалиста в области предпринимательства является важной задачей профессиональной школы независимо от направленности профессиональной подготовки в ней, можно конста-

тировать, что до сих пор отсутствует не только целостная система соответствующей подготовки, но единые концептуальные подходы к ее созданию. Соответствующая подготовка ведется либо точечно через включение тем по предпринимательству в программу по экономике, либо факультативно. Учебновоспитательный процесс, строится, главным образом, исходя из задачи - сформировать предпринимательские качества студента в рамках получаемой им специальности, в определенной мере мотивировать его на занятие предпринимательской деятельностью. В то же время для большинства образовательных организаций важной задачей является обеспечить успешную социализацию выпускника на основе формирования умений оптимального поведения в различных предпринимательских ситуациях.

Какими компетенциями должен обладать человек, чтобы открыть свое дело? Анализ работ разных авторов, показал, что при исследовании проблемы подготовки специалиста с набором определенных качеств нет единства терминологии. Разные авторы рассматривают свой набор качеств.

Матвеева Т.М. выделяет такие компоненты предпринимательской компетентности, как организаторская компетентность, исследовательская компетентность, проектная компетентность, инвесторская компетентность, правовая компетентность, управленческая компетентность, коммуникативная компетентность .

Гатиятуллин М.Х. рассматривает личностно-профессиональные качества и компетенции предпринимателя, разделяя их на блоки. Интеллектуальный блок (умения комбинировать, развитое воображение, творческая фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление). Коммуникативный блок (талант координаторов усилий сотрудников, способность четко и кратко формулировать свои мысли, готовность к социально-лояльному (толерантному) общению с другими людьми и в тоже время умение аргументировать отстаивать свою профессиональную позицию). Мотивационно-волевой блок (способность к принятию ответственных решений в зоне риска, умения контролировать ситуацию, стрем-

ление к преодолению препятствий в достижении поставленной производственной задачи, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудач) .

Романова М.Ю. в этой связи рассматривает умения: выполнять экономические расчеты, проводить маркетинговые исследования, организовывать работу в группе, выбирать организационно-правовые формы предприятий, выбирать технологию производства продукции, рассчитывать некоторые налоги, соблюдать нормы профессиональной этики, разрабатывать бизнес-план, находить предпринимательскую идею .

Сулаева Е.П. рассматривает качества предпринимателя: умения принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение генерировать идеи, превращая их в новые технологии с целью получения дохода, оперативно оценивать все формы инноваций, не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять на себя ответственность .

Трусова Л.А. выделяет общие предпринимательские компетенции. Успехи и достижения (использование возможностей, инициатива, владение и использование информации, настойчивость, ответственность за обязательства, повышение эффективности). Взаимодействие и отношение (надежность и четкость, признание важности деловых отношений, имидж, развитие деловых контактов). Образование (стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере). Личностные возможности (опыт и экспертиза, работоспособность и трудолюбие). Самоорганизация (осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность). Лидерство (уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде, директивность, повышение уровня образования сотрудников). Предпринимательское мышление (целенаправленность и планирование, разрешение проблемных ситуаций, эффективность, результативность) .

Банькина В.Н. выделяет и описывает характеристики предпринимательской культуры (деловая, креативная, новаторская, прогрессивная, потребност-

но-сензитивная, инициативная, прогностическая, прагматичная, рационализаторская, конкурентно-продуктивная, договорная, свободная, ответственнодоверительная, социально-ориентированная)

Ряд авторов при исследовании проблемы подготовки специалистов в области предпринимательства, предъявляет требования к выпускникам (компетентность, предприимчивость, целеустремленность, коммуникативность, экономическая грамотность, юридическая грамотность, умение использовать новые информационные технологии, умения проектировать и конструировать профессиональную деятельность, субъектность типа личности).

Очевидно, что понятие - «предпринимательская компетенция» нуждается в уточнении. Как известно, понятие - это основа знания. Любой практический объект, становясь предметом науки, моделируется в ней с помощью понятий. Новые знания о нем ведут к изменению понятий и наоборот. Степень разработанности понятий и обозначающих их терминов оказывает существенное влияние на последнюю степень проникновения в суть явления, а также обеспечивает важнейшее условие внедрения достижений науки в практику .

Таблица 1 - Понятие «предпринимательская компетентность», «предпринимательская компетенция»

Предпринимательская компетентность Сулаева Е.П. Определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов

Предпринимательские компетенции Трусова Л.А. Круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности, поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе

Предпринимательская Личное или деловое качество, навык, модель пове-

компетенция Мирицкая Е.А. дения, владение которым помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и добиваться высоких результатов

Предпринимательская компетентность старшеклассников Матвеева Т.М. Подготовленность к решению реальных предпринимательских задач на основе знаний в сфере экономики, маркетинга, менеджмента, права и первоначального опыта практической предпринимательской деятельности

Компетентность субъекта хозяйствования Мещеряков Д.А. Совокупность способностей, знаний, опыта, навыков человека как субъекта производительных сил и производственных отношений, позволяющая ему свободно осуществлять выбор и экономическую деятельность и достигать наилучших результатов при ограниченности ресурсов

Анализируя подходы к определению, сущностному наполнению и структурированию понятий «предпринимательская компетентность», «предпринимательская компетенция», «компетентность», видим, что ни один из авторов не рассматривает понятие «предпринимательская компетенция», как интегративная компетенция, сформированная на общих и профессиональных компетенциях, хотя предпосылки к такому виду формированию предпринимательской компетенции имеются. Обоснуем данное высказывание.

Рассмотрев содержательное наполнение понятий «компетенция» и «компетентность» (И.Г. Агапов, В.С. Безрукова, А.С. Белкин, В.А. Болотов, В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.В. Куракова, В.В. Нестеров, Н.С. Сахарова, Г.Н. Сериков, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Б.И. Хасан, М.А. Чошанов) и не претендуя на полноту анализа, мы выделили некоторые аспекты их сущности применительно к предмету нашего исследования.

Наиболее близка к теме нашего исследования и нашему пониманию компетентности позиция авторов В.А. Болотова, В.В. Серикова. Мы разделяем их мнение о том, что природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следстви-

ем самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости .

Сделаем вывод. Принципиальное отличие понятия «компетентность» от близкого по звучанию и смыслу «компетенция» в том, что первая относиться к личности и отражает соответствие личности требованием профессиональной сферы, а вторая - область вопросов которые уполномочен решать специалист с определенным набором компетенций.

Процесс формирования компетенций предпринимательской деятельности таит в себе опасность того, что будет утеряна целостность данного процесса, которую мы понимаем как интеграцию основного базового образования и дополнительного предпринимательского. В связи с этим необходимо объединить образовательный потенциал базовых отраслевых и предпринимательских дисциплин. В результате чего формируются компетенции предпринимательской деятельности, в основе которых лежат общие и профессиональные компетенции.

Теоретической основой разработки структуры компетенций и их содержательного наполнения послужили компетентностный подход (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской), интегративный подход (В.С. Безрукова, Е.О. Галицких, В.П. Топоровский, Н.К. Чапаев). Практической основой послужили работы авторов, посвященные проблемам общего и профессионального образования (С.А. Александрова, А.Н. Бартенев, В.В. Демидов, Н.А. Доронин, Г.В. Куракова, В.П. Максимов, Т.М. Матвеева, И.Г. Ми-тюнова, А.И. Парамонов, М.Ю. Романова, М.А. Селиванова, Е.П. Сулаева, Р.Х. Токов).

Библиографический список

1. Матвеева, Т.М. Формирование предпринимательской компетенции старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 [Текст] / Т.М. Матвеева - Москва, 2001. - 206 с.

2. Гатиятуллин, М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук13.00.08 [Текст] / М.Х. Гатиятуллин - Казань, 2009. - 467 с.

3. Романова, М.Ю. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения (на примере социальноэкономического профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 [Текст] / М.Ю.Романова - Москва, 2007. - 187 с.

4. Сулаева, Е.П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук13.00.08 [Текст] / Е.П. Сулаева -Шуя, 2011. - 151 с.

5. Трусова, Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства: автореферат дис. ... канд. пед. наук13.00.05 [Текст] / Л.А. Трусова - Москва, 2012. - 23 с.

6. Банькина, В.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов учреждений среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук13.00.08 [Текст] /В.Н. Банькина - Волгоград, 2010.- 261 с.

7. Безрукова, В.С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: дис. ... док. пед. наук. 13.00.01 [Текст] / В.С. Безрукова - Казань,1983. - 405 с.

8. Мещеряков, Д.А. Компетентность субъектов предпринимательской деятельности: дис. . док. экон. наук. 08.00.01 [Текст] / Д.А. Мещеряков - Воронеж, 1999. - 259 с.

9. Мирицкая, Е.А. Развитие предпринимательской компетенции школьников как направление профориентационной работы [Текст] / Е.А. Мирицкая // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научнопрактической конференции 30 апреля 2012г.: в 7 частях. Часть 3; Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. 164 с.

10. Доклад «О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования» [Электронный ресурс] http://bank.orenipk.ru/Text/uch-sait2.htm.

1. Matveeva, T.M. Formation of entrepreneurial competence of senior: Author. dis. ... cand. ped. sciences 13.00.01 / T.M. Matveeva - Moscow, 2001. - 206p.

2. Gatiyatullin, M.H. Educational system of training technical college students to business: Author. dis. ... doctor . ped. sciences 13.00.08 / M.H. Gatiyatullin

Kazan, 2009. - 467 p.

3. Romanova, M. Ju. Preparing high school students to business in terms of Special Education (for example, socio-economic profile): Author. dis. ... cand. ped. Sciences 13.00.01 / M. Romanov - Moscow, 2007. - 187 p.

4. Sulaeva, E.P. Formation of entrepreneurial competence among college students: Thesis. ... cand. ped. sciences 13.00.08 / E.P. Sulaeva - Shuya, 2011.

5. Trusova, L.A. Developing entrepreneurial competencies of students in terms of social partnership: abstract dis. ... cand. ped. sciences 13.00.05 / L.A. Trusova - Moscow, 2012. - 23 p.

6. Ban’kina, V.N. Formation of an entrepreneurial culture students of secondary vocational education: dis . ... cand. ped. sciences 13.00.08 / V.N. Ban’kina - Volgograd, 2010. - 261 p.

7. Bezrukova, V.S. Major categories of the theory of education and their function in the development of pedagogy: dis. ... doc. ped. sciences. 13.00.01 / V.S, Bezrukova, Kazan, 1983. - 405 p.

8. Mescheryakov, D.A. Competence of entrepreneurial activity: dis. ... doc. ekon. sciences. 08.00.01 / D.A. Mescheryakov - Voronezh, 1999. - 259 p.

9. Miritskaya, E.A. Development of entrepreneurial competence of schoolchildren as the direction of career guidance / E.A. Miritskaya // Problems of Education and Science: theoretical and methodological aspects: collection of scientific papers based on the correspondence of the International scientific-practical conference on 30 April 2012: 7 parts. Part 3, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Tambov Univ TROO «Business-Science-Society», 2012. - 164 p.

10. Report «On the activities of the Institute to improve the professional competence of teachers and leadership training as a condition of achieving additional quality teacher education» http://bank.orenipk.ru/Text/uch-sait2.htm.

23.09.2015

Положительный опыт формирования у студентов навыков предпринимательства, эффективного поведения на рынке труда и в трудовом коллективе

Кузнецова Ираида Александровна, заведующая кафедрой профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС

На современном этапе развития общества увеличивается потребность в формировании молодых предпринимателей, которые способны будут играть активную роль в бизнесе, экономике и обществе в целом. На совещании в Правительстве Российской Федерации по вопросам развития предпринимательства (14 мая 2008 года) была поставлена задача − к 2020 г. добиться, чтобы 60-70% активного населения страны занимались предпринимательской деятельностью.

Однако необходимо признать, что в настоящее время у выпускников средних профессиональных учреждений практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда, направленные на самостоятельный поиск работы или форм занятости.

Эффективное поведение на рынке труда - это способность оперативно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы (или другой формы трудовой занятости), трудоустройство (создание собственного дела), обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте и т. д.

В целом эффективное поведение на рынке труда складывается из нескольких составляющих:

Освоение технологий поиска работы;

Владение техниками самопрезентации;

Умение правильно вести себя во время собеседования;

Адаптация на рабочем месте;

Построение карьеры.

Необходимо отметить, что в учреждениях среднего профессионального образования проводится работа со студентами по освоению технологий поиска работы, по овладению приемами правильного поведения во время собеседования, студентов обучают приемам написания резюме и самопрезентации. Однако навыки предпринимательства у выпускников развиты недостаточно, и на их формирование не делается акцент во время профессионального обучения.

В нашей работе мы остановимся более подробно на формировании у студентов навыков предпринимательства или самозанятости в связи с тем, что молодежь часто сталкивается с огромными трудностями на пути планирования собственной профессиональной траектории, несмотря на то, что молодые люди - самая активная часть социума, способная быстро реагировать на любые изменения в обществе. Молодежь обладает большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные категории. По данным ВЦИОМ за 2013 год, 23% россиян обнаруживают желание открыть свой бизнес. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет процент желающих открыть свое дело достигает 56 .

Несмотря на позитивный мотивационный настрой, в России достаточно низкий уровень выживаемости компаний. Лишь 33% созданных компаний способны пережить рубеж начальной стадии. Для сравнения: в странах Западной Европы, США такой показатель превышает 50% .

Как мы уже отмечали, молодые люди часто сталкивается с огромными трудностями на пути создания собственных предприятий. К таким проблемам в первую очередь относятся:

1) социальные настроения. На сегодняшний день в социальных и культурных взглядах общества слабо выраженной остается поддержка инициативности и предпринимательства. Многие считают, что молодым людям нужно получить образование, чтобы в дальнейшем устроиться на стабильную работу и получать зарплату. Молодежь в большинстве своем не готова идти на риск, создавать новое, она воспринимает предпринимательство скорее в контексте преодоления трудностей, чем достижения успеха;

2) содержание образования . В нынешних учебных заведениях молодые люди получают необходимые знания в области экономики, но у них не формируются поведенческие компетенции и стимулы, которые необходимы
для успешной предпринимательской деятельности. Сегодня система образования ориентирована скорее на успешную сдачу экзаменов и подготовку специалистов к работе. Лишь в последнее время наблюдается тенденция появления в учебных заведениях курсов и учебных программ по предпринимательству и проектной деятельности;

3) стартовые условия . Мероприятия, реализуемые с целью поддержки малого предпринимательства для молодежи как социальной группы, пока не дают желаемого эффекта. Финансовые, административные, правовые и информационные барьеры, препятствующие молодежи создавать собственный бизнес, до сих пор остаются труднопреодолимыми;

4) неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства (66% опрошенных, планирующих в будущем создать свой бизнес, не владеют информацией, какую поддержку они могли бы получить на местном уровне).

На этом фоне вполне естественным является рост интереса к обучению предпринимательству. 1. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2314 «Свой бизнес: за и против». По данным опроса, который проводился в 2013 г. в рамках проекта Global Competitiveness Report, 79% опрошенных предпринимателей сочли необходимым разработку и внедрение специальных программ обучения предпринимательству в сферу формального обучения в колледжи и университеты .

В настоящее время в России государственная поддержка развития молодежного предпринимательства на федеральном уровне осуществляется в рамках федеральной программы «Ты - предприниматель». Целью этой программы является стимулирование активности молодых людей в сфере предпринимательской деятельности путем реализации в регионах системы мер, направленных на развитие молодежного предпринимательства.

В Рязанской области в рамках программы «Ты - предприниматель» реализуются три образовательных проекта для потенциальных и действующих молодых предпринимателей. Курирует программу министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области, руководитель программы - Екатерина Тимохина. Цель программы - стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации на территории Рязанской области действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность. Полный вариант программы «Ты - предприниматель» представлен в Приложении 1. Необходимо отметить, что активная деятельность по реализации этой программы в регионе уже начата. Среди молодых людей пользуются популярностью бесплатные образовательные курсы, рассчитанные на молодых людей, которые собираются открыть собственное дело или уже являются предпринимателями. Курс «Бизнес для меня» позволяет обучить основам предпринимательской деятельности и бизнес-планированию молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Образовательный курс «От идеи до бизнеса» рассчитан на студентов и выпускников учреждений профессионального образования в возрасте от 20 до 22 лет. Третий образовательный проект «Школа молодежного предпринимательства» закончили около 270 человек, причем свыше 50% его выпускников стали успешными предпринимателями. Занятия проводят ведущие бизнес-тренеры Рязани и Москвы. Для участия в обучении молодым людям необходимо подать заявку и зарегистрироваться на сайте http://molpred62.ru .

То, что молодых предпринимателей поддерживают на государственном уровне, это, безусловно, повышает привлекательность предпринимательской деятельности, однако образовательные организации не должны стоять в стороне от формирования основных предпринимательских компетенций.

Вместе с тем в настоящее время в России пока не существует целостной, понятной, логично сконструированной системы предпринимательского образования. Вузы и колледжи в должной степени не участвуют в обучении предпринимательству, а существующая практика обучения предпринимательству не отвечает современным требованиям. Форма и содержание обучения предпринимательству отстают от рыночных запросов. Требуется изменение концептуального подхода к обучению предпринимательству, основанного на передаче знаний. Это связано с тем, что набор знаний уступает по эффективности обладанию компетенциями, которые могут появиться только в процессе самостоятельной деятельности обучающихся. Предлагаемый подход к обучению предпринимательству основывается на концепции, рассматривающей предпринимательскую деятельность как целенаправленный процесс с обязательным участием и активной деятельностью индивида .

Научный руководитель Лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Чепуренко А.Ю. выделяет 5 блоков компетенций, которые важны для предпринимателя.

Система предпринимательских компетенций

Компетенция

Личность

Знать, зачем?

Готовность к самоотдаче, риску, выдержка, вера в себя

Знать, как?

Профессиональные знания и умения

Знать, кто?

Навык сетевого общения

Знать, когда?

Навыки и интуиция

Знать, что?

Общие знания, технологические знания

Пункты №1 и №4 таблицы отражают в значительной степени врожденные качества, хотя и эти навыки и умения могут быть усилены в ходе образования. Пункты №№2, 3, 5 - это то, что может быть сформировано в ходе предпринимательского образования на разных его уровнях - среднем, среднем специальном, высшем профессиональном .

Для того, чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек усвоил и реализовал полный набор предпринимательских компетенций, которые ему будут необходимы для достижения успеха. Заместитель директора по инновационному развитию и информатизации Сибирского института управления Скурихина Т.Г. предлагает следующую модель компетенций молодого предпринимателя.

Общие предпринимательские компетенции

Успехи и достижения

Использование возможностей

Инициатива

Владение и использование информации

Настойчивость

Ответственность за обязательства

Взаимодействие и

отношения

Надежность и честность

Признание важности деловых

отношений

Развитие деловых контактов

Образование

Стремление к самосовершенствованию

Ориентация в профессиональной сфере

Повышение эффективности

Личностные возможности

Опыт и экспертиза

Работоспособность и трудолюбие

Самоорганизация

Осознание собственных возможностей

Креативность и нестандартное мышление

Последовательность

Лидерство

Уверенность в себе

Влияние и убеждение

Умение работать в команде

Директивность

Повышение уровня образования сотрудников

Предпринимательское

мышление

Целенаправленность и планирование

Разрешение проблемных ситуаций

Эффективность

Результативность

Успешная предпринимательская деятельность возможна только при условии формирования всех перечисленных компетенций.

Система обучения предпринимательства, очевидно, должна быть непрерывна. Это первое, чего в России так недостает. Во многих западных странах идея предпринимательства начинает пропагандироваться уже в средней школе. Ну и затем, конечно, более серьезно - в старшей школе. В некоторых странах таким образом реализуются профориентационные учебные курсы, чтобы в значительной степени сформировать у обучаемых не только навыки в каком-то полезном ремесле, но и некоторые начальные навыки и представления о том, как создать свой бизнес, если вы в этом ремесле захотите стать самозанятым или предпринимателем, т. е. создать индивидуальное предприятие или микрофирму. В качестве примера можно привести Германию, которая благодаря системе дуального образования (старшеклассники 3 дня в неделю проводят в школе, а 2 - на крупных предприятиях, где с ними в цехах работают мастера-наставники) имеет огромное количество ремесленников, являющихся, по сути, микропредпринимателями, которые достаточно успешно ведут свое дело .

Сотрудники Уральского федерального института Паникарова С.В., Иванова А.В. и др. провели исследование особенностей и положительных практик реализации образовательных программ по предпринимательству в образовательных организациях разных стран и пришли к мнению, что обучение предпринимательству в образовательных организациях обычно носит комплексный характер. В систему формирования предпринимательских компетенций входит несколько элементов:

Формирование предпринимательских знаний и навыков в процессе обучения;

Поддержка предпринимательской деятельности с помощью развитой инфраструктуры;

Проведение научных исследований в области предпринимательства;

Развитие сетевого коммуникационного предпринимательского пространства .

Необходимо отметить, что если из системы удаляется один из блоков, дальнейшее ее функционирование затрудняется или прекращается.

То, что молодежь нуждается в обучении основам предпринимательства и бизнес-планирования, безусловный факт. В настоящее время имеется положительный опыт организации подобного обучения. В некоторых образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования в образовательный процесс последовательно включаются элементы обучения и вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность. Например, в Сибирском институте управления для студентов разработана программа «Бизнес-акселерация». «Бизнес-акселерация» - это образовательная программа в области предпринимательства и бизнес-планирования, целью которой является создание благоприятных условий, способствующих вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность.

Задачи программы «Бизнес-акселерация»:

Популяризация предпринимательской деятельности среди студентов вузов;

Обучение студентов вузов основам бизнес-планирования и предпринимательства;

Поддержка и сопровождение начинающих предпринимательскую деятельность студентов вузов.

Программа «Бизнес-акселерация» способствует повышению экономической и правовой грамотности молодых предпринимателей.

Работа по разработке проектов участников программы «Бизнес-акселерация» позволяет сформировать у студентов, обучающихся в вузах, мотив к созданию собственного бизнеса. Кроме того, вовлечение студентов старших курсов в программу «Бизнес-акселерация» в качестве лекторов и кураторов позволяет обеспечить им практикоориентированное обучение по изучаемым дисциплинам .

Один из вариантов обучения студентов среднего профессионального образования предпринимательской деятельности представлен в ГБОУ СПО Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 г. Москвы.

В колледже введен специальный курс предпринимательства. Преподаватель профессиональной образовательной организации должен помочь молодым предпринимателям проанализировать сложившуюся на рынке ситуацию и сформировать линию поведения, наиболее эффективную с точки зрения достижения результатов предпринимателем. Целью проведения курса предпринимательства должно стать формирование системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности субъекта, что подготовит слушателей к самостоятельной предпринимательской работе и поможет избежать при этом наиболее типичных ошибок.

Курс предпринимательства будет способствовать:

Формированию у слушателей систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса, что должно помочь успешному началу профессиональной карьеры и обеспечить перспективу дальнейшего продвижения по служебной лестнице;

Развитию личностных факторов, таких как предпринимательство, инициативность, способность рисковать, принимать самостоятельные управленческие и организационные решения.

По итогам проведенных занятий слушатели курса предпринимательства должны знать:

Коммерческо-деловую терминологию, отвечающую современным международным нормам предпринимательства;

Начальный объем информации, необходимой любому современному предпринимателю, а именно: основы законодательства (гражданского, трудового, налогового и др.), основы экономики предприятия, понятие о капитале; о формах его существования и движения, финансово-кредитного дела, системы учета и отчетности и т. п.;

Необходимую информацию о правовых и экономических аспектах создания собственного предприятия;

Возможные риски, с которыми сталкивается предприниматель в ходе своей деятельности, особенно на начальном этапе, в тех или иных конкретных условиях;

Актуальные вопросы развития предпринимательства в России и его зарубежный опыт.

Изучив курс предпринимательства, слушатель будет уметь:

Определять свои возможности в предпринимательской деятельности;

Использовать знания основ предпринимательства для организации своего дела;

Анализировать конкретные ситуации повседневной деловой жизни;

Систематизировать и отрабатывать быстро изменяющуюся экономическую информацию, необходимую для принятия правильных деловых решений;

Ориентироваться в быстроменяющейся рыночной конъюнктуре и своевременно изменять направления своего предпринимательства;

Добиваться эффективных результатов предпринимательской деятельности, ее прибыльности и прогрессивности, проявляя при этом деловую и инвестиционную активность.

Занятия по предпринимательству могут проводиться в различных формах, таких как экспедиции, ситуационные практикумы, пресс-конференции и т. д., но наиболее эффективной формой можно считать проведение сквозных практических занятий с разработкой предпринимательских монопроектов.

Общая структура моно-проекта должна содержать три части:

Вводную - 10%,

Основную - 80%,

Заключение - 10%.

Частная структура конкретного моно-проекта может содержать следующие разделы.

1. Планирование производственной программы организуемого предприятия.

2. Планирование потребности в оборотных средствах.

3. Планирование численности персонала по категориям и фонд оплаты труда потенциальных служащих.

4. Планирование затрат на производство продукции и (или) оказания услуг.

5. Расчет калькуляции на единицу продукции (услуг).

6. Формирование системы ценообразования и расчет плановых показателей прибыли.

Распространение практики обучения предпринимательству и вместе с тем развитие предпринимательского мышления и навыков обучающихся позволит дать правильные ориентиры начинающим предпринимателям, существенно повысить востребованность выпускников на рынке труда, а также в должной мере подготовить слушателей образовательных программ к успешной предпринимательской деятельности .

Идея систематизированной подготовки студентов к предпринимательской деятельности нашла отражение в создании инновационного проекта «Развитие предпринимательских способностей студентов на базе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания».

Проект посвящен решению проблемы развития предпринимательской активности студентов колледжа. Целевым назначение проекта является вовлечение молодежи в практику предпринимательской активности путем создания педагогических условий развития предпринимательских способностей студентов. В Приложении 2 представлены этапы реализации данного проекта .

Организация собственного бизнеса, предпринимательская инициатива требуют среди прочих и таких компетенций, как командная работа, ориентированность на общий результат и готовность брать на себя ответственность за него, а не только за свою часть работы. Во многих программах обучения предпринимательству проектная, командная работа, когда группа студентов в рамках освоения учебного курса должна проделать совместную работу и презентовать ее результаты по его завершению, стали нормой учебного процесса. С другой стороны, преподавателю учебного курса важно оценить работу не только проектной группы, но и вклад в нее каждого студента. В свою очередь, умение выстроить систему мотивации в предпринимательской команде, поощряющую и достижение общего командного результата, и индивидуальный вклад в него каждого, также относится к значимым предпринимательским компетенциям. И их развитие важно и возможно организовать уже в процессе работы над студенческими проектами .

В качестве технологии реализации процесса формирования предпринимательских компетенций в образовательных организациях часто используется проектный метод, который дает возможность реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание.

В институте экономики и предпринимательства ННГУ им. Лобачевского в курсе «Основы предпринимательства» предусмотрена работа над групповым проектом по созданию стартапа и разработке бизнес-плана.

Работа над конкретными проектами актуализирует самостоятельное мышление и деятельность, особо востребованные в предпринимательстве, формирует групповое взаимодействие, развивает творческую инициативу студентов.

Использование проектного подхода в обучении предпринимательству позволяет достигать следующих результатов:

Ориентирует на конечные цели, близкие к целям бизнеса;

Оптимизирует учебный процесс, максимально приближая его к практике конкретного бизнеса;

Концентрирует внимание на основных профессиональных предпринимательских компетенциях и расширяет их диапазон;

Позволяет создавать интегрированные курсы для обучения эффективному ведению бизнеса.

Студентами данного института был разработан и принят к реализации проект по совершенствованию деятельности ООО «Автозаводский универмаг». Его разработка позволила сформировать и развить основные предпринимательские компетенции в торговом бизнесе.

Институт экономики и предпринимательства ННГУ совместно с администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода реализовал комплексный социально-ориентированный проект «Анализ потребительских цен социально-значимых товаров». Этот проект интегрирован с учебным процессом для студентов 2-го и 3-го курсов, обучающихся по направлению «Торговое дело». Реализация проекта позволила в рамках курсов «Статистика» и «Экономика организации» вести обучение студентов через практику в тесной связи с научным исследованием. Изучая статистику, студенты проводили статистическое наблюдение за ценами на социально значимые товары. Собранный материал был обработан и на его базе дана оценка вариации и динамики потребительских цен. В рамках курсового проектирования по дисциплине «Экономика организации» студенты исследовали состояние и проблемы развития предпринимательской деятельности в Автозаводском районе, инвестиционную активность торгового бизнеса, вопросы ценообразования в современных условиях и др.

Так, например, результаты выполненных исследований были рассмотрены на защите курсовых работ, которая прошла в формате конференции «Состояние и перспективы развития торговли и общепита в Автозаводском районе Нижнего Новгорода» с участием представителей администрации Автозаводского района. В работе этой конференции активно участвовали студенты не только третьего, но и второго курса, что обеспечивает определенную преемственность в работе по проблемам развития потребительского рынка в современных экономических условиях. И наконец, к выпускному курсу, к моменту подготовки дипломной работы, студенты не только имеют возможность использовать результаты ранее выполненных по проекту исследований, но они уже четко ориентированы на решение конкретных экономических проблем своего региона .

Еще одним интересным примером развития навыков предпринимательской деятельности у студентов является создание на базе Пензенского многопрофильного колледжа Центра развития предпринимательских компетенций. С 2013 года Пензенская область является федеральной экспериментальной площадкой по реализации модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на основе формирования компетенций в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Региональная модель объединяет взаимосвязанные проекты и отдельные мероприятия, а именно учебный курс «Основы предпринимательства», областной конкурс бизнес-проектов, проекты «Обучение через предпринимательство» и «Открытые двери в мир бизнеса», творческий конкурс «Каким я вижу мир бизнеса», выставки-ярмарки субъектов предпринимательства, конференции, дискуссионные площадки и тренинги и пр. План работы Центра развития предпринимательских компетенций Пензенского много профильного колледжа представлен в Приложении 3.

Таким образом, на современном этапе развития общества, экономики и образования подготовка к предпринимательской деятельности становится необходимой составляющей образования квалифицированного специалиста. Развитие предпринимательских способностей дает возможность студентам в дальнейшем расширить возможность трудоустройства, повышает их конкурентоспособность на современном рынке труда и будет способствовать развитию их потенциала и индивидуальных способностей.

Вложенный файл содержит полную версию методических рекомендаций с приложением, zip, 86 KB


Скачать вложение

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом предпринимательские компетенции , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 6 за период c 2010 по 2017 год).

1. Корчагина И.В., Рогова К.В., Корчагин Р.Л.
// Российское предпринимательство. (№ 16 / 2017).
Инновационное предпринимательство имеет большое значение в модернизации экономики страны и входит в число стратегических приоритетов России. Важнейший ресурс его развития – человеческий капитал активных, компетентных, образованных людей, в том числе студенчества. Однако уровень вовлечения студентов в инновационное предпринимательство достаточно низок. В статье оценено место инновационного предпринимательства в карьерных планах студентов России, показана необходимость более активного вовлечения студентов в инновационное предпринимательство. На основе критического анализа раскрыты возможности и ограничения существующих механизмов вовлечения студентов в инновационное предпринимательство. Предложены новые концептуальные положения и прикладные рекомендации по активизации участия студентов в инновационной предпринимательской деятельности. Выводы статьи могут быть использованы при разработке программ, проектов развития инновационного предпринимательства, при планировании и реализации мероприятий по вовлечению студентов в инновационное предпринимательство.

Корчагина И.В., Рогова К.В., Корчагин Р.Л. Вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 16. – с. 2301-2316. – doi: 10.18334/rp.18.16.38218 .

3. Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б.

В статье рассмотрены проблемы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России, суммированы факторы, препятствующие активному развитию предпринимательства, и намечены пути активизации работы в соответствие с задачами новой стратегии развития предпринимательства.

Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – с. 203-214. – doi: 10.18334/rp.18.3.37285 .

4. Сагинова О.В., Гришина О.А., Штыхно Д.А.
// Российское предпринимательство. (№ 3 / 2017).
В статье рассматриваются проблемы и перспективы сотрудничества вузов с предпринимательскими структурами, обосновывается необходимость включения в число партнеров вуза предприятий малого и среднего бизнеса и описывается опыт использования описания реальных проблем этих предприятий в системе проектного обучения студентов.

Сагинова О.В., Гришина О.А., Штыхно Д.А. Проектное обучение студентов на основе заказов малых и средних предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – с. 417-425. – doi: 10.18334/rp.18.3.37306 .

6. Микушева Т.Ю.
// Российское предпринимательство. (№ 2 / 2010).
Широкое распространение новой техники и технологий является экономической основой
инновационной активности предприятий. Процесс находится под влиянием социально-
экономических факторов, связанных с инвестиционной и налоговой политикой государства, политикой в сфере интеллектуальной собственности и подготовки кадров, государственной поддержкой предпринимательской деятельности.