Выделенные в п.3.2. разделы УМК разрабатываются и оформляются в соответствии с существующими общими правилами, принятыми в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
Деятельностно-компетентностный подход, который формирует новые требования к содержанию дисциплины, технологиям и методам обучения, видам контроля и оценки компетенций магистрантов;
Высокая доля самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов;
Наличие индивидуальных планов подготовки у каждого магистранта, следовательно, гибкость дисциплин, возможность их адаптировать под разные планы магистрантов;
Научная направленность подготовки, высокая доля НИР, в том числе, при освоении дисциплины.
6.1. Титульный лист.
На титульном листе должны быть указаны как направления, так и соответствующие магистерские программы, в учебные планы которых включена дисциплина.
6.2. Лист согласования.
В листе согласования указываются следующие сведения об авторе (авторах): занимаемая должность на ЭФ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, занимаемая должность по основному месту работы (для совместителей и почасовиков), ученая степень, ученое звание. В магистратуре возможны дисциплины, читаемые несколькими преподавателями, бизнес-тренерами, практиками. Если УМКД является коллективным продуктом, то указываются сведения обо всех авторах.
УМКД должен быть согласован с факультетом и кафедрой (кафедрами), осуществляющими профессиональную подготовку магистров, о чем должны свидетельствовать подписи декана и руководителей соответствующих программ.
6.3. Тематический план дисциплины и распределение общего объема часов.
В плане необходимо предусмотреть большой объем самостоятельной внеаудиторной работы магистранта (не менее 50% от объема аудиторных занятий).
Если дисциплина ведется несколькими преподавателями или по ней предусмотрены «гостевые лекции», мастер-классы приглашенных тренеров, консультантов, представителей организаций, то следует указать за кем какие темы (занятия в рамках темы) запланированы.
6.4. Аннотация дисциплины (цель, задачи, и пр.).
Цель и задачи дисциплины формулируются в соответствии с требованиями ГОС ВПО подготовки магистра по направлениям «Менеджмент» и «Экономика», а именно требованиями общепрофессиональной, гуманитарной и специальной подготовки магистра.
При описании представлений, знаний, навыков и умений, которыми должен обладать магистрант после освоения дисциплины, необходимо также руководствоваться требованиями ГОС ВПО.
Деятельностно-компетентностный подход к разработке структуры и содержания основных образовательных программ ВПО должен быть отражен в УМК в части описания компетенций, методов их формирования и контроля.
необходимость учебной дисциплины в структуре учебного плана соответствующей программы (дисциплину, в малой степени участвующую в формировании требуемых компетенций, нецелесообразно включать в учебный план)
объем часов по дисциплине (чем в большей степени задействована дисциплина в формировании компетенций и чем более значимые компетенции она формирует, тем больший объем часов может быть выделен на неё)
технологии и методы обучения, направленные на формирование компетенций (выбор технологий и методов обучения должен находиться в прямой связи с формированием конкретных компетенций)
методы контроля уровня компетенций магистранта (под выделенные компетенции должны быть выбраны соответствующие формы и методы их оценки).
В этой связи, после общего описания методом перечисления представлений, знаний, навыков и умений магистранта необходимо заполнить таблицы, демонстрирующие место данной дисциплины в формировании компетенций выпускника магистратуры по определенной программе (таблица 1), а также связь между формируемыми компетенциями и темами дисциплины, методами обучения, формами контроля и оценки степени развития каждой компетенции (таблица 2). Если УМК предназначен сразу для нескольких направлений и программ подготовки магистров, то необходимо представить таблицы по каждой совокупности компетенций, формируемой в рамках той или иной программы. Приведенная в таблицах 1 и 2 классификация компетенций (деление их на пять групп) является примерной и может быть изменена решением экономического факультета. Классификация компетенций должна быть единой для различных направлений и программ подготовки магистров на экономическом факультете.
Таблица 1
Участие дисциплины «Название» в формировании компетенций магистра
по направлению «Название», программе «Название»
Компетенции |
Дисциплины |
|||||||||||||||||
Общенаучные: | ||||||||||||||||||
Инструментальные: | ||||||||||||||||||
Социально-личностные и общекультурные: | ||||||||||||||||||
Общепрофессиональные: | ||||||||||||||||||
Специальные профессиональные: |
Таблица 2
Методы формирования, формы контроля и критерии оценки компетенций,
развиваемых в дисциплине «Название»
В разделе «Аннотация дисциплины» описываются междисциплинарные связи, а именно связь данной дисциплины с другими дисциплинами учебных планов подготовки магистров по направлениям и программам. Необходимо также указать, знания каких дисциплин учебных планов подготовки специалистов и бакалавров, требуются для успешного освоения данной дисциплины. Это позволит четко определить преемственность общеобразовательных программ, дисциплин и логику формирования компетенций магистров. Рекомендуемая форма – таблица 3.
Таблица 3
Связь дисциплины «Название» с дисциплинами учебных планов
подготовки магистров, бакалавров, специалистов
В описании содержания тем курсивом выделяются понятия, термины и словосочетания, заданные проблемным полем направления подготовки, в перечне аннотированных магистерских программ ГОС ВПО (см. разделы ГОС).
6.6. Планы практических занятий.
Данный раздел должен быть детально проработан в связи с тем, что в структуре компетенций магистра ключевую роль играют навыки и умения в рамках высококвалифицированных направлений деятельности. В частности, на практических занятиях магистрант должен:
овладеть навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
приобрести умения самостоятельно разрабатывать и предлагать алгоритмы решения задач,
приобрести умения выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы и технологии;
ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;
системно анализировать общие тенденции и конкретные ситуации в соответствующей области;
научиться владеть методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления и процессы;
разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты и пр.
Поэтому в данном разделе по каждой теме указываются формы, методы, технологии проведения занятий и выполнения включенных в планы заданий, к которым для магистрантов относятся:
мастер-классы (следует описать программу и основные вопросы, привести опорные слайды, раздаточный материал и т.д.)
электронные семинары (необходимо представить подробный план его проведения)
разработка проектов, моделирование технологий, разработка новых или модифицирование имеющихся методик
применение методов (анализа, проектирования, контроля, внедрения и т.д.) при решении поставленных преподавателем задач
самостоятельная разработка магистрантом задач и алгоритмов их решения
лабораторные работы с использованием баз данных из реальных научных экспериментов и производственной практики
анализ деловых ситуаций (case-study method).
деловые игры, тренинги, дискуссии
подборка, научный анализ, рецензирование статей и т.д.
6.7. Планы самостоятельной внеаудиторной работы и методические рекомендации магистранту по её выполнению.
Так как магистранты обучаются по индивидуальным учебным планам, предполагающим высокий уровень самостоятельной внеаудиторной работы, подбираемой преподавателем в зависимости от уровня подготовки каждого магистранта, то должен быть разработан пакет заданий с указанием порядка их выполнения, сроков и формы сдачи, а также формы контроля.
тема, по которой предложено задание
описание задания
технология выполнения (индивидуально или в подгруппе, рекомендуемые источники информации и регламент работы с ними, предполагаемый алгоритм выполнения и пр.)
нормативные сроки выполнения задания
форма представления результатов выполнения задания, при необходимости предлагаются стандартные формы отчета, бланки выполнения задания и пр.
форма контроля результатов выполнения задания и условия выставления оценки за задание, степень влияния на общую оценку по дисциплине.
В конце этого раздела необходимо указать график и форму консультаций преподавателя по самостоятельной внеаудиторной работе магистранта. Например, на каком этапе выполнения задания, изучения темы магистрант может (или должен) воспользоваться консультацией, в каком режиме возможна консультация (индивидуально или в подгруппе, очно или заочно посредством электронной почты), какие материалы магистрант должен представить на консультацию и т.д.
6.8. Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля знаний.
В данном разделе указываются формы текущего контроля выполнения заданий на практических занятиях (контроль самостоятельной внеаудиторной работы вынесен в отдельный раздел – п. 6.7.). В магистратуре возможен текущий контроль знаний не только со стороны преподавателя, но и методами самооценки, перекрестной взаимной оценки, коллективных форм контроля и оценивания.
Описание промежуточного контроля знаний должно содержать указание формы контроля (экзамен, зачет), характеристику условий допуска к нему, порядка его проведения, условий выставления оценок за экзамен или зачет, порядка повторной сдачи в случае неявки или неудовлетворительной оценки.
6.9. Материалы для текущего и промежуточного контроля.
Особое внимание должно быть уделено системе аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ), позволяющих оценить уровень усвоения компетенций.
Кроме традиционных тестов, экзаменационных билетов с вопросами, списка вопросов, к материалам контроля могут быть отнесены аналитические задания, построение кластера проблем, анализ разных позиций, проекты и пр.
Желательны методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля магистрантом результативности изучения дисциплины.
В этом разделе также приводится примерный перечень вопросов по дисциплине, выносимых на итоговую аттестацию магистрантов (если данная дисциплина включена в программу ГЭК).
6.10. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины.
Список обязательной и рекомендуемой литературы формируется в соответствии с требованиями, во-первых, ГОСТ ВПО, в котором говорится о том, что «уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения»; во-вторых, в соответствии с внутренними документами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, рекомендующими в список обязательной литературы включать не более 4-х источников, в список рекомендуемой литературы – не более 8-10 источников, список дополнительной литературы – не ограничен.
Учитывая инновационный и преимущественно авторский характер содержания магистерских дисциплин, в список обязательной литературы допускается включение учебных материалов, предлагаемых магистранту в электронном виде (электронные учебники и учебно-методические пособия разных авторов), а также учебники, разработанные преподавателями кафедры, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и /или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами и пр.
В список рекомендуемой и дополнительной литературы желательно включать статьи ведущих научных российских и зарубежных изданий, исследовательские научные работы, материалы мастер-классов, материалы, размещенные на сайтах ВУЗов и пр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих магистранту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:
Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;
Описание последовательности действий студента-магистранта, или «сценарий изучения дисциплины»;
Советы по подготовке к экзамену (зачету);
Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, с материалами самоконтроля знаний.
Требования к содержанию и оформлению материалов учебно-методического комплекса дистанционного обучения
Учебно-методический комплекс (УМК) – основной информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала курса и обеспечения контроля знаний учащихся.
1. Требования к содержанию материалов
В состав каждого УМК курса дистанционного обучения входят:
Все материалы дистанционного курса можно разделить на три категории:
Информационные ресурсы – предполагают отображение статической информации: ссылки, изображения, видеоролики, текстовые либо HTML-страницы (например, лекционный материал).
Инструменты контроля знаний – позволяют учащимся взаимодействовать с курсом, при этом результаты работы учащихся сохраняются в системе (например, задания или тесты).
Интерактивные элементы – предназначены для организации общения учащегося и учителя (например, форум).
Рассмотрим каждую из категорий более подробно.
1.1. Информационные ресурсы
Текст урока
Лекционный материал - теоретический материал урока, разбитый на темы. Каждую новую тему лучше помещать на отдельную страницу. При структурировании материала следует учитывать, что размер каждой темы не должен превышать более 3-4 экранов в Web-браузере. Обычно это соответствует 2-3 страницам текста в doc-файле при размере шрифта 12.
Страница лекционного материала может содержать: текст, изображения, различные списки, формулы, таблицы, ссылки на словарик, ссылки на другие элементы курса (например, на задание или тест), ссылки на любые загружаемые файлы, ссылки на каталог файлов загруженных в систему, ссылки на Интернет-страницы, видеофрагменты, аудиофрагменты, flash-ролики, презентации.
Ключевой задачей используемого иллюстрационного материала является создание мотивации к изучению содержания урока. За счет гиперссылок в системе предусмотрена возможность углубления и расширения знаний. Так, пользуясь навигационной системой (гиперссылками), обучающийся приобретает возможность:
Вне зависимости от модели проведения урока преподаватель должен предоставить учащимся инструкцию по освоению материала данного урока, которая включает в себя:
(Файлы загружаемые в систему (видеофрагменты, аудио-фрагменты, flash-ролики, презентации) должны быть помещены в отдельную папку и содержать в названии только латиницу и цифры).
Глоссарий (Словарик)
Система дистанционного обучения Moodle позволяет создавать и редактировать список определений, понятий (глоссарий). Записи глоссария можно найти или просмотреть в разнообразных форматах. Возможно автоматическое создание ссылки на глоссарий во всем курсе. Во время подготовки глоссария нужно указать следующее:
Лекция с элементами деятельности преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме (Приложение 1) . Она состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который обучающийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа он переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Вопросы могут быть следующих типов: в закрытой форме (множественный выбор), верно/неверно, короткий ответ, числовой, на соответствие (Приложение 3) .
Навигация по уроку может быть прямой или более сложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала (Приложение 2) . Во время подготовки лекции с элементами деятельности нужно указать следующее:
(в диапазоне от 0 до 100%);
1.2. Инструменты контроля знаний
Вслед за каждым информационным текстовым блоком, в котором вводятся ключевые понятия и определения, обучающимся предлагаются задания, тесты и тренажеры, необходимые для формирования и развития практических навыков использования полученных знаний при решении конкретных задач, а также для организации контроля знаний. Выполнение заданий и тестов дает возможность обучающемуся понять, насколько полноценно им усвоен прочитанный материал, так как система автоматически осуществляет проверку и указывает на ошибки, допущенные при выполнении. Результаты заносятся в электронный журнал и хранятся в индивидуальном файле обучающегося, доступ к которому имеет он, преподаватель, тьютор, администратор. В случае неправильного ответа система может выдать подсказку в виде наводящих вопросов (настраивается преподавателем), либо предложить обучающемуся вновь вернуться к ранее изученному теоретическому материалу.
Рассмотрим более подробно используемые в ДО инструменты контроля знаний.
Задание
Задания позволяют преподавателю ставить задачу, для выполнения которой обучающийся должен подготовить ответ:
Во время подготовки задания нужно указать следующее:
Тест
Вопросы теста – набор стандартизированных заданий (вопросов), которые хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы повторно в этом же курсе (или в других). Это позволяет обучающемуся при повторном выполнении неправильно выполненных заданий работать с аналогичными тематическими заданиями, содержание которых не повторяет задания неправильно выполненного теста.
Вопросы могут содержать текст, изображения, видео или музыку.
Тесты, используемые при дистанционном обучении в среде Moodle, содержат (Приложение 3) :
Обширный контролирующий инструментарий среды дистанционного обучения позволяет преподавателю по результатам выполнения заданий учениками, не только выставлять оценки и давать комментарии, но дать возможность учащимися реализовать самоконтроль своих знаний - просмотреть ответы и комментарии к своим ошибкам.
При подготовке вопросов теста необходимо выделить другим цветом правильные ответы, а также обязательно указать следующие:
Опрос
Использование инструмента «Опрос» позволяет организовать голосование по какому-либо вопросу, или найти общее мнение в процессе исследования проблемы. Преподаватель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответов. Во время подготовки опроса необходимо указать следующее:
Рабочая тетрадь
Существуют моменты в процессе обучения, когда необходим приватный диалог между преподавателем и обучающимся (не обязательно в режиме on-line). Для этого существует инструмент «Рабочая тетрадь». Это простой интерактивный элемент, который представляет собой текстовую область, доступ к которой имеет преподаватель и один обучающийся. То есть, разместив на курсе «Рабочую тетрадь», преподаватель, имеет множество тетрадей, по одной на каждого обучающегося. В течение определенного времени преподаватель и обучающийся могут добавлять свои записи в эту тетрадь в произвольной форме. Например, преподаватель просит учащихся высказаться на определенную тему. Обучающийся отвечает, и со временем может редактировать свой ответ. Ответы являются конфиденциальными и будут видны только преподавателю, который может комментировать и оценивать каждую запись.
Во время подготовки рабочей тетради можно указать шкалу для оценки ответов.
Семинар
Семинар – элемент для создания среды социальной рефлексии. Преподаватель задает тему семинара, регламент участия обучающихся. Первый этап работы семинара заключается в том, что обучающиеся выступают со своими сообщениями (докладами). На втором этапе обучающиеся могут оценивать доклады всех участников семинара. Оценивание производится на основе системы критериев, заданных преподавателем. Итоговая оценка вычисляется как взвешенная сумма оценок участников семинара: учащихся, автора доклада, преподавателя. Во время подготовки семинара нужно указать следующее:
1.3. Интерактивные элементы
Wiki
Wiki-среда приспосабливает документы для совместного написания несколькими участниками, позволяя обучающимся работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Принципы Wiki-среды достаточно просты:
Форум
Форум – это место, где происходят все обсуждения. Форумы могут иметь различную структуру и содержат инструменты оценки сообщений. Сообщения форумов могут просматриваться в трех различных форматах и содержать вложенные файлы.
Подписавшись на форум, участник будет получать копии всех новых сообщений на свой e-mail. Преподаватель может подписать всех учащихся на участие в форуме.
Во время подготовки форума нужно указать следующее:
Онлайн консультации/Чаты
Чат позволяет участникам проводить синхронные дискуссии в реальном времени через Интернет. Это полезный способ услышать различные точки зрения на интересующие темы. Во время подготовки чата нужно выбрать форму чата:
2. Оформление материалов дистанционного курса для размещения в среде ДО
Текстовый материал (лекции, задания, вопросы в тестах и т.д.)
Иллюстрированный материал
Таблица
Таблица 2.1.
Формулы
(3.2) |
CFi - поток денежных средств или доход; IC – сумма инвестиций (капитальных вложений) в осуществление проекта; r – ставка дисконтирования, доли единицы; i – номер частного периода в расчетном периоде времени n (i = 1, 2, …,n); n – расчетный период, число лет (месяцев).
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые образовательные ресурсы (видео-, аудио- материалы, интерактивные карты, схемы и др.) должны быть сохранены в отдельной папке и содержать в названии только латиницу и цифры. Объем файла, содержащего ресурс, не более 2 мб.
Графические объекты
Графические изображения внедряются в документ, и сохраняются отдельными файлами в структуре папок УМК. Имена файлов задаются латинскими строчными буквами. Формат графических файлов: GIF и JPEG.
Сканирование рисунков выполняется с разрешением 300 dpi.
Объем файла, содержащего графический объект не более 100 кb.
Список литературы
Приложения
3. Критерии оценивания учебно-методического комплекса дистанционного обучения
№ п.п | Критерий оценки |
1. | Аннотация |
2. | Поурочное планирование курса |
3. | Целеполагание |
. | Наличие четко сформулированных целей и задач урока. |
. | Достижение данной цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования и т.д.). |
4. | Содержание урока |
. | Соответствие содержания урока государственному стандарту. |
. | Оптимальность, глубина, научность, полнота содержания учебного материала для различных этапов урока и видов деятельности обучающихся. |
. | Соответствие содержания урока возрастным особенностям обучающихся. |
. | Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с разным уровнем подготовки. |
. | Наличие межпредметных связей на уроке. |
. | Ориентированность заданий не только на расширение объема знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого обучающегося. |
5. | Технология, методы и средства обучения (с учетом возможностей ДОТ) |
. | Соответствие выбора форм, методов и средств обучения целям и содержанию урока. |
. | Выбор оптимальной структуры урока (с учетом времени непосредственной работы обучающегося с ПК на основе СанПиН, предусмотрены паузы для выполнения упражнений, рекомендованных при работе с ПК для соответствующей возрастной категории). |
. | Способы мотивации обучающихся к учебной деятельности и развития познавательного интереса; поддержание устойчивого внимания обучающихся. |
. | Наличие системы гиперссылок, обеспечивающих активную познавательную позицию обучающихся, позволяющих углубить и расширить знания в процессе изучения темы. |
. | Уровень организации познавательной деятельности обучающихся (использование различных средств обучения: заданий различного характера; образцов; инструкций, алгоритмов; опор (схем, моделей и др.); ключей для самоконтроля; временных ограничителей; информационных источников). |
. | Реализация различных видов заданий с учетом требований системы ДО. |
. | Обратная связь на уроке. Организация общения с тьютором (форумы, чаты и т.д.). |
7. | Использование цифровых образовательных ресурсов |
. | Достаточность и содержательная целесообразность использования ЦОР, ресурсов сети Интернет в представленном уроке. |
. | Разнообразие представленных форм деятельности с использованием ЦОР (работа с интерактивными схемами, картами, моделями и др.). |
. | ЦОР обеспечивают и повышают эффективность обучения. |
7. | Психологический климат урока |
. | Создание благоприятного психологического климата с учётом возрастных особенностей обучающихся. |
. | Использование здоровьесберегающих технологий. |
. | Создание ситуации успеха на уроке. |
. | Использование заданий творческого характера для раскрытия потенциала обучающихся. |
8. | Результативность урока |
. | Способы мониторинга процесса усвоения знаний. |
. | Обеспечение самооценки обучающихся. |
. | Подведение итогов урока. |
9. | Оригинальность предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебнометодических комплексов |
10. | Культура оформления конкурсного материала |
. | Соблюдение требований к предъявлению конкурсных материалов. |
. |
Приложение 1
Лекция с элементами деятельности
Дистанционное обучение может быть эффективным только в том случае, если будет выгодно отличаться от традиционного. Например, простой перевод материала обыкновенного учебника в электронный вид не только не предоставляет никаких преимуществ, но и имеет свои недостатки: большие объемы текстовых материалов сложно воспринимаются с экрана монитора. Использование технологии «Лекция с элементами деятельности» реализует следующие задачи:
Лекция с элементами деятельности состоит из параграфов с теоретическим материалом и страниц с вопросами между параграфами (Приложение 2) .
Замечание. Используйте оформление песочного цвета в тех случаях, если для контента могут быть употреблены вводные слова «Обратите внимание,...»
Пример. Не стоит злоупотреблять оформлением зеленого цвета. Используйте его в тех случаях, если для контента может быть употреблено вводное слово «например,...»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФГТЭУП
А.А. Ларичев
«___» ____________2012г.
СТАНДАРТ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
2012г.
1. Область применения…………………………………………………………….. | |
3. Основные понятия и определения……………………………………………… | |
4. Обозначения и сокращения……………………………………………………... | |
5. Требования к составу учебно-методического комплекса дисциплины……… | |
6. Требования к содержанию и оформлению документов учебно-методического комплекса дисциплины……………….………………………….. | |
Приложения……………………………………………………………………… | |
Приложение 1. Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины (перечень документов). | |
Приложение 2. Пример оформления фрагмента требований ГОС по дисциплине. | |
Приложение 3. Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины. | |
Приложение 4. Пример оформления титульного листа календарно-тематического плана. Пример оформления календарно-тематического плана. | |
Приложение 5. Пример оформления сведений об обеспеченности учебной литературой дисциплины. | |
Приложение 6. Пример образца экзаменационного билета. | |
Приложение 7. Тематический перечень дидактических материалов. | |
Приложение 8. Образец оформления материалов (конспектов лекций, вопросов или заданий для самостоятельной работы, тестов). Образец оформления материалов (практических занятий). |
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу, содержанию, порядку оформления учебно-методических документов, входящих в комплекс учебной дисциплины во Фрязинском государственном техникуме электроники, управления и права (далее техникум).
Стандарт распространяется на учебно-методический комплекс дисциплины всех циклов в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Стандарт является элементом системы контроля качества и обязателен к применению всеми преподавателями техникума.
Наличие и выполнение требований стандарта является важнейшим условием оценки качества образовательного процесса и уровня профессионализма преподавателя. На основе стандарта в техникуме организуется аттестация учебных дисциплин.
При разработке настоящего стандарта использованы следующие государственные стандарты:
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
ГОСТ 7.1-84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов.
ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
ГОСТ ИСО 9000-2001 Государственный стандарт РФ системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Письмо Минобразования РФ от 28.03.2000 № 25-55-177/12 «О правилах оформления различных видов изданий».
3. Основные понятия и определения
3.1. Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в техникуме, в соответствии с лицензией, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.
3.2. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования – документ (комплект документов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание среднего профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности.
3.3. Нормативный срок обучения – расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения, реализуемой на базе основного общего и среднего (полного) образования.
3.4. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования должны включать в себя:
3.5. Обязательный минимум содержания и уровень подготовки выпускников каждой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
3.6. Учебно-методический комплекс – совокупность документов, определяющих образовательный процесс по дисциплине, предусмотренная для изучения студентом в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности.
3.7. Рабочий учебный план специальности – план, определяющий перечень дисциплин, их структуру, распределение по курсам и семестрам, объем работы студента по видам занятий, виды и перечень промежуточной аттестации.
3.8. Рабочий учебный план дисциплины – фрагмент (выписка) из рабочего учебного плана специальности, относящийся к дисциплине.
3.9. График учебного процесса специальности – график, иллюстрирующий бюджет времени в учебном году по курсам и по структурным составляющим учебного процесса.
3.10. Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины – документ, содержащий перечень документов и материалов комплекса с указанием их названий, индексов, дат, номеров листов и порядковых номеров документов (приложение 1).
3.11. Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четких сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания; разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений, преподавателей, проведенных исследований.
4. Обозначения и сокращения
В стандарте используются обозначения в виде аббревиатур и сокращения терминов:
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт;
ГОС – Государственный образовательный стандарт;
УМК – учебно-методический комплекс;
РУПД – рабочий учебный план дисциплины;
ГУПД – график учебного процесса дисциплины;
РП – рабочая программа дисциплины;
СРС – самостоятельная работа студентов;
КТП – календарно-тематический план.
5. Требования к составу учебно-методического комплекса дисциплины
5.1. В состав УМК в обязательном порядке входят следующие документы:
5.2. Документы, составленные преподавателем дисциплины и перечисленные в п. 5.1 комплектуются и нумеруются в соответствии с номенклатурой дел. Папки с УМК подписываются с указанием названия учебной дисциплины.
5.3. Учебно-методический комплекс дисциплины обновляется по мере необходимости: при изменении или обновлении ГОС по специальности, появлении новых образцов учебно-методической литературы.
5.4. Учебно-методический комплекс дисциплины находится на отделении постоянно в доступном месте.
5.5. Ответственность за полноту и содержание УМК возлагается на заведующего отделением и преподавателя соответствующей дисциплины. Контроль за использованием УМК в текущей деятельности возлагается на заведующего отделением.
5.6. Проверка наличия, полноты, содержания, хранения и использования УМК в образовательном процессе проводит заместитель директора по учебной работе 2 раза в год.
6. Требования к содержанию и оформлению документов учебно-методического комплекса дисциплины
6.1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.
В соответствии с ГОС (ФГОС) по специальности приводится фрагмент требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по конкретной дисциплине из соответствующего цикла. Пример оформления фрагмента требований ГОС для дисциплины приводится в приложении 2.
6.2. Выписка из рабочего учебного плана дисциплины.
Неотъемлемой составляющей УМК является рабочий учебный план дисциплины, представляющий собой выписку из рабочего учебного плана по специальности (для всех дисциплин). Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины приводится в приложении 3.
6.3. Рабочая программа дисциплины.
Требования к содержанию и оформлению рабочих программ дисциплин приведены в отдельном стандарте техникума «Рабочая программа дисциплины. Общие требования к оформлению».
6.4. Календарно-тематический план.
Требования к содержанию и оформлению КТП дисциплин приведены в приложении 4.
6.5. Сведения об обеспеченности учебной литературой.
В сведениях об обеспеченности студентов учебной литературой приводятся источники, указанные в рабочей программе дисциплины, но более расширенные по циклу дополнительной литературы. Примеры оформления «Сведений об обеспеченности учебной литературой» и библиографического описания документов даны в приложении 5.
6.6. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации по дисциплине.
В состав УМК включаются контрольно-измерительные материалы для организации и проведения аттестации по дисциплине, в качестве которых применяются:
Контрольно-измерительный материалы должны быть представлены на бумажных и электронных носителях. Пример образца экзаменационного билета приведен в приложении 6.
Вопросы для промежуточной аттестации должны охватывать все дидактические единицы учебной дисциплины.
Для выполнения студентами контрольных заданий и работ преподавателем составляются методические рекомендации по их выполнению.
6.7. Образцы выполняемых работ.
Требования к содержанию и оформлению практических и семинарских занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов, рефератов по учебной дисциплине, курсовых работ (проектов), дипломных работ и проектов представлены в методических рекомендациях.
Тематический перечень дидактических материалов по дисциплине представлен в приложении 7.
Требования к содержанию и оформлению контрольных работ для студентов очно-заочной и заочной форм обучения приведены в отдельном стандарте колледжа.
Требования к оформлению электронной лекции и электронному практическому занятию представлено в приложении 8.
6.8. Экземпляры-образцы учебно-методических материалов.
В УМК присутствуют, обновляются и пополняются новыми образцами учебно-методических материалов, обеспечивающих изучение данной дисциплины. В УМК вкладываются образцы учебно-методических материалов, изданных типографским способом: учебные пособия, методические рекомендации, конспекты лекций, рабочие тетради, монографии.
Приложение 1
Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины
(перечень документов)
Наименование документа |
|
требования ФГОС (ГОС) среднего профессионального образования по специальности к обязательному минимуму содержания по конкретной дисциплине |
|
примерная программа учебной дисциплины |
|
выписка из рабочего учебного плана дисциплины, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности и утвержденные заместителем директора техникума по учебной работе |
|
рабочая программа дисциплины, утвержденная заместителем директора техникума по учебной работе |
|
календарно-тематический план |
|
сведения об обеспеченности учебниками, учебными пособиями, другими информационными ресурсами в рабочей программе дисциплины на основе федеральных нормативов формирования библиотечного фонда техникума |
|
контрольно-измерительные материалы (вопросы, тестовые задания, контрольные работы, экзаменационные билеты) |
|
Приложение 2
Пример оформления фрагмента требований ГОС по дисциплине
Фрагмент ГОС среднего профессионального образования по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Минобразованием РФ 16.05.2002 № 10-0202-Б для дисциплины «Основы философии»
ТО.Ф | Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента | 2700 | 2096 |
ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | ||
ОГСЭ.01 | Основы философии: Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем |
Приложение 3
Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины
Наименование дисциплины
| 3 семестр – 18 недель | 4 семестр – 17 недель | ||||||||||||
Макс. | С/р | Всего | Лекц. | Практ. | Курсов. | Ф. атт. | Макс. | С/р | Всего | Лекц. | Практ. | Курсов. | Ф. атт. |
|
Конституционное право | ДЗ | ДЗ |
Приложение 4
Пример оформления титульного листа календарно-тематического плана
ФГОУ СПО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
По учебной работе
О. Н. Морозова
«____»_____________ 20__г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на _________/__________ учебный год
по дисциплине_________________________________________________________________________________________________
специальности _________________________________________________________________________________________________
для ______________ курса, группы_________________________________
Преподаватель_________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Количество часов по учебному плану на дисциплину _____________/______________ учебный год _____________ час.
Рассмотрен на заседании предметно-цикловой комиссии _____________________________________________________
Протокол от "_____"_______________200__г. № _______________
Председатель предметно-цикловой комиссии_____________________________ ________________________________
(подпись) (фамилия, и., о.)
Пример оформления календарно-тематического плана
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Форма учебного занятия | Кол-во часов | Дидактическое обеспечение, наглядные пособия | Формы контроля | Информационное обеспечение |
Приложение 5
Пример оформления сведений об обеспеченности учебной литературой дисциплины
Фрязинский государственный техникум электроники, управления и права Предметно-цикловая комиссия «Право» Специальность: 030504 «Право и организация социального обеспечения» | ||||
Индекс и наименование дисциплины | Обеспечение обучающихся учебной литературой, указанной в учебной программе дисциплин, в качестве обязательной | |||
Перечень и описание литературы | Гриф (Минобразования, ФГТЭУП, другие грифы федер. органов исп. власти) | Количество экз./чел.* | ||
ОПД. 01 Теория государства и права | Малько А.В. Теория государства и права: учебник для средних специальных учебных заведений/ А. В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундилов.- М.: Норма, 2009.- 432 с. (Ab ovo). | Гриф ФГТЭУП | ||
Грищенко М. В. Теория государства и права: учебник для сред. проф. учеб. Заведений/ М.В. Грищенко, Н.И. Летушева.- 6-е изд. испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с. | Гриф ФГТЭУП | Читальный зал |
||
Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник/ Л. А. Морозова – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008 – 480 с. – (Российское юридическое образование). | Гриф ФГТЭУП | Читальный зал |
||
Назаренко Г. В. Теория государства и права: учебный курс. – 2 изд., стер. – М.: Издательство «Ось-89». 2007. – 176 с. | Гриф ФГТЭУП | Читальный зал |
||
Теория государства и права: учебник/ коллектив авторов; отв. ред. А. В. Малько. – 3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2008.-400 с. | Гриф ФГТЭУП | Читальный зал |
||
Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004.- 563 с. | Гриф ФГТЭУП | Читальный зал |
||
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007. -541 с. | Гриф ФГТЭУП | Читальный зал |
||
Теория государства и права: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. Е. И. Темнова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. -384 с. | Гриф ФГТЭУП | Читальный зал |
||
Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – 379. – (Основы наук). | Гриф ФГТЭУП | Читальный зал |
* Приложение к приказу Минобразования России 21.11.2002 № 4066 (извлечение):
«С учетом степени устареваемости литературы библиотечный фонд должен быть укомплектован изданиями основной учебной литературы по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим дисциплинам, а также по общепрофессиональным и специальным дисциплинам – за последние 10 лет», при этом «… коэффициент норматива обеспеченности фонда основной учебной литературы по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим и общим естественнонаучным, общепрофессиональным дисциплинам – 0,5; специальным дисциплинам – 0,3; фонда дополнительной литературы – 0,1 – 0,2».
Приложение 6
Пример образца экзаменационного билета
ФГОУ СПО Фрязинский государственный техникум электроники, управления и права Предметно-цикловая комиссия «Радиотехнических дисциплин» Дисциплина ОПД.13 «Охрана труда» № 15 1. Нормативные основы охраны труда на предприятии 2. Воздействие негативных факторов на человека 3. Идентификация травмирующих факторов Преподаватель _________________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) Председатель ПЦК______________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) |
Приложение 7
Тематический перечень дидактических материалов 1
1 Контрольный вариант прикладывается.
2 Разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы и т.д.) для самостоятельной работы на учебном занятии или внеаудиторно (дома) или демонстрируемые преподавателем; дидактическим материалом называют также сборники задач и упражнений.
Приложение 8
Образец оформления материалов (конспектов лекций, вопросов или заданий для самостоятельной работы, тестов)
Перед публикацией лекционного материала необходимо разместить и заполнить следующую таблицу:
После таблицы размещается лекционный материал.
Конспект лекции оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Основные понятия в конспекте могут выделяться шрифтом или подчеркиванием. Объем конспекта любой лекции составляет, как правило, 1-2 страницы на 1 вопрос темы лекции. В конце каждой лекции необходимо указать список литературы по теме.
Темы лекционных занятий должны соответствовать темам лекционных занятий в рабочей программе и календарно-тематическом плане.
Пример оформления конспекта см. ниже.
Лекция 9.
План
Официально-деловой стиль, так же как и научный стиль речи, делится на подстили: законодательный, канцелярский, деловая переписка, дипломатический.
(И т.д.)
В рамках официально-делового стиля речи можно определить документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ отображает информацию о лицах, предметах, фактах и событиях.
(И т.д.)
3….
4 …
5….
Литература
Основная:
Дополнительная:
После лекций размещаются вопросы или задания для самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины. Пример их оформления см. ниже .
Задания для самостоятельной работы.
После лекции (вопросов или заданий для самостоятельной работы) размещаются тестовые задания. Их должно быть не менее 5.
В каждом тестовом задании под номером 1 дается правильный ответ. Нумерация ответов автоматическая. Тест оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Образец оформления тестового задания см. ниже.
Тест по теме
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. ЯЗЫК И СТИЛЬ ДОКУМЕНТОВ
Укажите название стиля, соответствующее данному определению: « …обслуживает сферу деловых отношений между органами государства, организациями, внутри них, между юридическими и физическими лицами» .
Характерными чертами официально-делового стиля являются:
(И т.д.)
Образец оформления материалов (практических занятий)
Перед публикацией практического материала необходимо разместить и заполнить следующую таблицу:
После таблицы размещается теоретический материал.
Конспект лекции оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Основные понятия выделяться шрифтом или подчеркиванием. В конце каждого практического занятия необходимо указать список литературы по теме.
Темы практических занятий должны соответствовать темам практических занятий в рабочей программе и календарно-тематическом плане.
Пример оформления см. ниже.
Практическое занятие № 3
на тему «Производная сложной функции»
Пусть переменная есть функция от переменной, а переменная в свою очередь есть функция от независимой переменной , т.е. задана сложная функция.
Если и - дифференцируемые функции от своих аргументов, то производная сложной функции существует и равна производной данной функции по промежуточному аргументу , умноженной на производную самого промежуточного аргумента по независимой переменной , т.е. . С учетом полученного правила дифференцирования сложной функции для функции где, можно записать
Рассмотрим примеры нахождения производных функций.
Пример 1.
Функцию можно представить в виде где. Поэтому
Пример 2.
Имеем где поэтому
Пример 3.
Вынося постоянный множитель 12 за знак производной, получим
Тренировочная таблица
Найти производную следующих функций
Литература
Основная:
Дадаян А.А. Математика, учебник (Профессиональное образование) М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005.
Дополнительная:
Пехлецкий И.Д. Математика, учебник.- М.: Мастерство. 2001.
Материалы пунктов 3,4,5 оформляются так же, как и предыдущие.
Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.
Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.
Разработка образовательного стандарта дисциплины.
Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.
Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.
Разработка заданий для контрольных точек.
Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.
Оформление документации УМК.
Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.
Согласование и утверждение УМК.
Более укрупнено этапы разработки УМК представлены на схеме.
После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.
УМК дисциплины и его компоненты должны:
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.
Требования к УМК по английскому языку с учетом ФГОС
В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.
Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний
− гуманитариации;
− научности;
− целостности картины мира;
− культуросообразности;
− непрерывного общего развития каждого ребенка;
− наглядности;
− инструментальности;
− интерактивности.
Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.
При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:
− является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;
− соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;
− соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;
− развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
− обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;
− доступен ли данный курс учителю и ученикам.
К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.
Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику ИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:
1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);
2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);
3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);
4. Мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).
На сегодняшний день создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по иностранному языку. Как сделать правильный выбор?
Существует более 300 схем и моделей анализа учебника ИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки учебника ИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе учебника иностранного языка:
2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.
3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.
4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.
5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.
6. Разнообразие видов текстов.
7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.
8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.
9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.
10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.
11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).
12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.
13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.
14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.
15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение .
Особое внимание привлекают к себе три учебно-методических комплекса по английскому языку:
− УМК «Английский с удовольствием» (авторы М.З. Биболетова и др.);
− УМК «Английский язык» (под редакцией В.П. Кузовлева);
Анализ данных УМК проводился по тем требованиям, которые мы обозначили выше.
Наиболее удачным среди сравниваемых комплексов, на наш взгляд, является УМК “Английский в фокусе” Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Подоляко и В.Эванс, среди создателей которого присутствуют методисты, авторы серий УМК британского издательства «Express Publishing » Д.Дули и В.Эванс. Он создан на основе Примерных программ поИЯс учетом требований ФГОС, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.
«Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight ”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков), но легко поддается перепланированию на 6 часов аудиторных занятий в неделю.
Основные характеристики УМК для 5–9 классов :
аутентичность значительной части языковых материалов;
системность, цикличность изучения материала;
высокая степень технологичности работы;
адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;
интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;
личностная ориентация содержания учебных материалов;
включенность родного языка и культуры;
наличие аппарата для контроля и самоконтроля («Портфолио ученика»)
воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.
УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:
Учебник;
Рабочая тетрадь;
Языковой портфель;
Книга для учителя;
Книга для чтения (с CD );
Контрольные задания;
CD для работы в классе;
CD для самостоятельной работы дома;
Интернет-страница курса (www .spotlightinrussia .ru )
Учебник состоит из тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):
Уроки a , b , c – введение нового лексико-грамматического материала.
Урок речевого этикета (English in Use).
Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner ), России (Spotlight on Russia ) для развития социокультурной компетенции.
Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.
Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ).
Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.
Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.
Поурочный англо-русский словарь.
Рабочая тетрадь (Workbook ) включает рубрику Translator ’s Corner . В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section ) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.
Языковой портфель (My Language Portfolio ) предназначен для развития умений самоанализа и самооценки учащихся и включает рекомендации по выполнению
письменных творческих работ и записей на аудиокассету самостоятельно выполненных заданий.
Книга для чтения (Reader ) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.
УМК для 5 класса – «Джек и бобовое зернышко»
УМК для 6 класса – «Алиса в стране чудес»
УМК для 7 класса – «Питер Пэн»
УМК для 8 класса – «Кентервильское привидение»
УМК для 9 класса – «Пигмалион»
Книга для учителя (Teacher ’s Book ) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.
Контрольные задания (Test Booklet ) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.
Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum ) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia ).
Главным достоинством УМК «Английский в фокусе» авторов Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс на наш взгляд является обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся, более полный учет их индивидуальных потребностей; согласование образовательных запросов семьи, общества и государств; повышение эффективности, качества и доступности школьного обучения. Все вышеперечисленные положительные характеристики УМК «Английский в фокусе» ведут к повышению качества урока и качества образования в целом.