Развитие познавательных процессов дошкольника. Совершенствование познавательных процессов. Развитие общих и специальных способностей Развитие профессионально обусловленных познавательных процессов

Внимание.

Общая характеристика.

Внимание

на непроизвольное произвольное послепроизвольное

концентрации устойчивости распределения и переключения

Дошкольный возраст.

Внимание становится более устойчивым

Развитие произвольного внимания

Речь.

Общая характеристика.

слово предметную отнесенность и значение

Дошкольный возраст.

Восприятие.

Общая характеристика.

Дошкольный возраст.

Память.

Общая характеристика.

- В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая . память может быть . В зависимости от -

Дошкольный возраст.

5.

Воображение.

Общая характеристика.

Дошкольный возраст.

Мышление.

Общая характеристика.

Анализ

Под синтезом

Сравнение -

Обобщение

Абстракция

Дошкольный возраст.

Этап 1. Анализ фигур.

Разложить все фигуры перед ребенком в беспорядке.

Инструкция: «Давай рассмотрим, что здесь. Какие это фигуры? Какого они цвета? А какой они величины? Итак: есть круги и квадраты, они красные и синие, большие и маленькие».

Этап 2. Обучающий.

Психолог выбирает одну фигуры и кладет ее перед ребенком.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я беру такую фигуру, а ты найди самую непохожую на нее; она только одна». Ребенок осуществляет выбор. Психолог фиксирует адекватность этого выбора и задает ему вопрос: «Почему именно эта?», чтобы узнать обоснование выбора. В случае адекватного выбора фигуры по трем признакам обучающая сессия заканчивается. При неадекватном выборе (1-2 выбора) подбор нужной фигуры продолжается.

Этап 3. Контрольный.

Психолог выбирает другую фигуру и кладет ее перед ребенком (2 раза).

Инструкция: «Я беру такую фигуру, а ты найди самую непохожую на нее». Ребенок осуществляет выбор, психолог фиксирует его обоснование.

Анализ результатов:

Низкий уровень – случайный выбор на основании одного признака с обоснованием выбора или без него.

Средний уровень – выбор на основании 2 признаков, нестабильно – 3 с обоснованием 2 признаков.

Высокий уровень – адекватный выбор на основании 3 признаков и с их обоснованием (цвет, форма, величина) .

«Рыбка».


Методика состоит из двух этапов: анализ схем и конструирование по схемам.

Этап 1. Анализ схем.

Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на картинку и скажи, что тут изображено (нарисовано)». Вопросы для анализа: «Из каких фигур составлена рыбка? Чем эти фигуры отличаются?». При использовании схемы 2 анализируются и цветовые различия фигур.

Особенности развития познавательных процессов и психодиагностики детей дошкольного возраста

Познавательные процессы дошкольника (краткая характеристика).

Внимание.

Общая характеристика.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

Традиционные виды внимания разделяют на непроизвольное (вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека), произвольное (предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание) и послепроизвольное (когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает).

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации (насколько человек углублен в работу), устойчивости (время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него), распределения (когда человек выполняет одновременно несколько действий) и переключения (переходе от одного объекта или деятельности к другому) .

Дошкольный возраст.

Внимание становится более устойчивым . Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие произвольного внимания (требования взрослого: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно», понимание значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, освоение норм и правил поведения, становлением волевого действия) .

Речь.

Общая характеристика.

Речь - это процесс общения, опосредованный языком.

Основной единицей языка считается слово . Оно имеет две характеристики - предметную отнесенность и значение . Слово указывает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения .

Дошкольный возраст.

Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную.

Интенсивное развитие, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове .

Наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже. Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании.

Появление новых форм речи - контекстной и объяснительной. Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

Нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом .

Восприятие.

Общая характеристика.

Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

Основными свойствами восприятия являются предметность (отнесенность всех сведений о внешнем мире, полученных с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации), целостность (объект воспринимается как устойчивое, системное целое), константность (относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия, например константность цвета, формы, величины) и категориальность (что он относится к определенной категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков) .

Дошкольный возраст.

Возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами, его планомерность.

Возрастает любознательность ребенка. Увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах.

Речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет осознать ее и спланировать последующий процесс. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета и осознать как специфическую характеристику действительности. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. При восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных объектов, иначе говоря, категоризируют.

Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время .

Память.

Общая характеристика.

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая . По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной . В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

Дошкольный возраст.

Преобладает непроизвольная образная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер.

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка.

Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания.

5. По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности .

Воображение.

Общая характеристика.

Воображение - психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные.

В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих описанию. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение .

Дошкольный возраст.

Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов .

Мышление.

Общая характеристика.

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

Мышление неразрывно связано с речью. Слово помогает назвать признак или свойство объекта. В речи оформляется процесс рассуждения.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками.

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.

Абстракция состоит в вычленении каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.

Дошкольный возраст.

Ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным.

Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.

Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка.

Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления.

Ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных.

Возникают попытки объяснить явления и процессы.

Экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость .

Факторы развития познавательных процессов - Основные обстоятельства, способствующие ускоренному развитию познавательных процессов учащегося.
Осуществляясь в различных видах деятельности, психические процессы в ней же и формируются.

Совершенствование чувственного восприятия ребенка связано, во-первых, с умением лучше использовать свои сенсорные аппараты в результате их упражнения; во-вторых, существенную роль играет умение все более осмысленно истолковывать чувственные данные, что связано с общим умственным развитием ребенка.

У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным, он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель, а непроизвольный продукт активности ребенка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

Основное преобразование в функциональном развитии памяти, характеризующее первый школьный возраст, - превращение запечатления в сознательно направленный процесс заучивания. В школьном возрасте заучивание перестраивается на основе обучения. Заучивание начинает исходить из определенных задач и целей, становится волевым процессом. Иной, плановой, становится и его организация: сознательно применяются расчленение материала и его повторение. Следующим существенным моментом является дальнейшая перестройка памяти на основе развивающегося у ребенка отвлеченного мышления. Сущность перестройки памяти у школьника заключается не столько в переходе от механической памяти к смысловой, сколько в перестройке самой смысловой памяти, которая приобретает более опосредованный и логический характер.

Детское воображение также сначала проявляется и формируется в игре, а также лепке, рисовании, пении и др. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в воображении сначала не столь значительны, они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка. Первая линия в развитии воображения - возрастающая свобода по отношению к восприятию. Вторая, еще более существенная, приходит в более поздние годы. Она заключается в том, что воображение переходит от субъективных форм фантазирования к объективирующимся формам творческого воображения, воплощающегося в объективных продуктах творчества. Если фантазирование подростка отличается от детской игры тем, что оно обходится для своих построений без опорных точек в непосредственно данных, осязаемых объектах действительности, то зрелое творческое воображение отличается от юношеского фантазирования тем, что оно воплощается в объективных, осязательных для других, продуктах творческой деятельности.

Существенной предпосылкой развития здорового, плодотворного воображения является расширение и обогащение опыта учащегося. Также важно ознакомление его с новыми сторонами объективной действительности, которые на основе его узкого повседневного опыта должны представляться ему необычными; надо, чтобы ребенок почувствовал, что действительным может быть и необычное, в противном случае воображение ребенка будет робким и стереотипным. Очень важно развивать у ребенка способность к критике и, в частности, критическое отношение к самому себе, к собственным мыслям, иначе его воображение будет лишь фантастикой. Следует приучать учащегося к тому, чтобы воображение его включалось в учебную работу, в реальную деятельность, а не превращалось в оторванное от жизни праздное фантазирование, создающее лишь дымовую завесу от жизни.

Мыслительные процессы первично совершаются как подчиненные компоненты какой-либо (хотя бы - у ребенка-игровой) внешней деятельности и лишь затем -мышление выделяется в качестве особой, относительно самостоятельной познавательной деятельности. По мере того как ребенок в процессе систематического обучения начинает овладевать каким-нибудь предметом - арифметикой, естествознанием, географией, историей, т. е. совокупностью знаний, хотя бы и элементарных, но построенных в виде системы, мышление ребенка неизбежно начинает перестраиваться. Построение системы знаний любого научного предмета предполагает расчленение того, что в восприятии сплошь и рядом слито, сращено, но существенно между собой не связано, выделение однородных свойств, существенно между собой связанных. В процессе овладения предметным содержанием знания, построенного на новых началах, у ребенка формируются и развиваются формы рассудочной деятельности, свойственные научному мышлению. Мышление овладевает новым содержанием - систематизированным и более или менее обобщенным содержанием опыта. Систематизированный и обобщенный опыт, а не единичные ситуации, становится основной опорной базой его мыслительных операций.

В первый период систематического школьного обучения, овладевая первыми основами системы знаний, ребенок входит в область абстракции. Он проникает в нее и преодолевает трудности обобщения, продвигаясь одновременно с двух сторон - и от общего к частному, и от частного к общему. В процессе обучения совершается овладение научными понятиями. Усваивая в ходе обучения систему теоретического знания, ребенок на этой высшей ступени развития научается, выявляя через их взаимоотношения все более абстрактные их свойства; эмпирическое по своему содержанию, рассудочное по форме, мышление переходит в теоретическое мышление в абстрактных понятиях.

С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир. Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные переживания, то он его выделяет среди всех остальных.

Постепенно все больше предметов попадают в поле зрения ребенка и вызывают врожденный ориентировочный рефлекс, который И.П. Павлов назвал «Что это такое?».

Этот рефлекс и есть зарождающаяся познавательная потребность, которая превращается в любознательность.

Психика содержит целый комплекс познавательных процессов, с помощью которых человек перерабатывает полученную информацию:
— память
— внимание
— восприятие
— мышление
— воображение
— речь
— ощущения

Наиболее значимый период для развития познавательных способностей – от рождения до 7 лет.

Все познавательные способности взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому они должны развиваться в комплексе.

Восприятие, ощущения и внимание занимаются получением информацией из внешнего мира. Память, мышление и воображение перерабатывают поступившую информацию. Речь переводит эту информацию в слова, что позволяет ребенку общаться.

В каких видах деятельности могут развиваться познавательные способности?

Прежде всего это:
— игровая деятельность
— художественная (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
— спортивная
— художественная
— трудовая

Сейчас школа предъявляет определенные требования к уровню развития дошкольника, поэтому возникает необходимость заранее готовить ребенка к поступлению в школу и к успешному обучению в школе.

Появилось много специальных развивающих детских центров, которые проводят занятия с дошкольниками.

Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. Он считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть .

Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

Произвольная память начинает развиваться примерно в 4-5 лет. Ребенок уже может ставить перед собой определенную цель – запомнить то, что нужно.

И использует при этом специальные приемы запоминания: повторяет слова за взрослыми, повторяет слова про себя, делает попытки установить логические связи между словами.

Мышление дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, формирование элементов словесно-логического мышления.

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие восприятия пространства. Ребенок овладевает основными пространственными направлениями: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз.

Также происходит совершенствование восприятия времени: ночь, день, утро, вечер, настоящее, прошедшее и будущее время.

Вместе с процессом восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания.

Характерная особенность внимания ребенка – оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к данному объекту. Т.е. в данном возрасте внимание непроизвольное.

Произвольное внимание связано с развитием восприятия и активным владением речью, в частности – рассуждения ребенка вслух.

После 3-летнего возраста начинает развиваться воображение.

Ребенок начинает замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Например, листочки от деревьев могут быть деньгами во время игры в магазин, нагромождение стульев – это машина и т.п.

Отличительной чертой воображение во всех видах деятельности ребенка является отсутствие предварительного замысла. Замысел появляется в процессе игры и рисования.

Речь ребенка дошкольного возраста становится более связной и приобретает форму диалога. У дошкольника появляется и развивается монологическая речь. Словарный запас продолжает активно пополняться.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психических функций: развитие произвольности процессов, развитие мышления. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью. Восприятие недостаточно дифференцированно – из-за этого ребенок путает похожие буквы и цифры (например, 9 и 6). Для того, чтобы дети не допускали таких ошибок необходимо сравнивать сходные предметы, находить различия между ними.

Восприятие развивается благодаря всем видам деятельности, которыми ребенок занимается. Восприятие постепенно начинает носить характер целенаправленного произвольного наблюдения, то есть восприятие становится произвольным.

Первоначально ученики выполняют задания под руководством учителя: осматривают, прослушивают, записывают, затем сами самостоятельно планируют работу, отделяют главное от второстепенного, устанавливают иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по общим качествам. Такое восприятие носит характер целенаправленного произвольного наблюдения. Дети овладевают техникой восприятия.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Все больше значение приобретают субъективные причины восприятия: интересы, прошлый опыт ребенка.

Бине А., В. Штерн выделили следующие стали развития восприятия:

2-5 лет - стадия перечисления (ребенок перечисляет элементы рисунка),

6-9 лет- стадия описания (ребенок может составить рассказ по картинке),

после 9-10 лет – стадия интерпретации (ребенок дополняет описание логическими объяснениями.

Восприятие времени для ребенка представляет значительные трудности и зависит от того, чем заполнены временные промежутки времени, то есть тем, чем занимается ребенок и на сколько ему это интересно. Систематическое выполнении е учебной работы, соблюдение режима дня способствует формированию чувства времени. дети лучше воспринимают небольшие промежутки времени, с которыми они имеют дело в жизни: час, сутки, неделя, месяц. Знания о больших промежутках времени весьма неточны. Личный опыт и уровень умственного развития не позволяют еще создать правильный образ таких промежутков времени как век, эпоха, эра. Учителю необходимо использовать все возможности наглядно-чувственного восприятия (посещение музеев, памятников и т.д.)

Внимание – непроизвольное внимание преобладает над произвольным.

Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа.

Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок).

Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном.

По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. На протяжении младшего школьного возраста непроизвольное внимание продолжает развиваться. Ребенок быстро реагирует на то, что связано с его потребностями, интересами. Поэтому важно воспитывать познавательные интересы и потребности.

Исследования Божович Л.И., Леонтьева А.Н. показывают, что если в младшем школьном возрасте строить работу на развитии произвольного внимания, то в первые годы обучения он может проходить быстро и интенсивно.

Добрынин Н.Ф. установил, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, которой требует от них максимум умственной и двигательной активности.

Внимание зависит от доступности материала, тесно связано с эмоциями и чувствами детей, интересами и потребностями детей. Дети могут часами заниматься деятельностью, с которой связаны глубокие положительные переживания.

Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия («Дети, откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок...» и т.д.).

Таким образом, в формировании произвольного внимания большее значение имеет организация действий ребенка. Развитию произвольного внимания способствуют смена видов деятельности на уроке и в течение дня (использование физминуток с целью профилактики переутомления, использование разнообразных приемов и средств, но не перегружая урок). Важно учить детей распределять внимание между разными видами деятельности.

Внимание недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания, где важную роль занимает мотивация учения и ответственность за успешное обучение.

Для развития произвольного внимания учителю необходимо разнообразить виды учебной работы, сменяющие друг друга на уроке. Важно использовать на уроках, чередование умственных занятий с составлением графических схем и рисунков.

Важно для расширения объема внимания учить детей распределять его между разными видами действий. Учителю необходимо ставить задачи так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог следить за работой своих товарищей.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения.

Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Первоначально следуя указаниям учителя, работая по его постоянным контроле, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует его действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает разными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они долго и старательно решают одну задачу, но перейти к другой им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом – на своих мыслях, рисовании на парте и т.д. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрация, неустойчивость внимания.

Страхов И.В. установил следующие состояния внимательности:

Действительная внимательность выражается в готовности ученика к учебной деятельности уже в начале урока, к умственной активности; признаками является деловая, рабочая поза, мимическая сосредоточенность.

Кажущаяся невнимательность выражается в готовности к учебной деятельности, но внешние признаки выражаются слабо,

Кажущаяся внимательность выражается в отсутствии готовности при внешней форме внимательности,

Действительная невнимательность выражается в отсутствии готовности в уроку, они постоянно отвлекаются, мимика и поза постоянно свидетельствуют об их невнимательности.

Память – в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания: повторение, пересказ, осмысление и запоминание, группировка предметов, заучивание и т.д.

Развивается словесно-логическая память, произвольная память.

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенной в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный.

Младшие школьники, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводи к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемоничексой деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Учителю следует контролировать процесс запоминания.

Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. Ученик проверяют себя с внешней стороны – повторил ли он столько раз, сколько сказал учитель. Самоконтроль осуществляется на основе узнавания, когда ученик читает и испытывает чувство знакомства. Мысленное воспроизведение, то есть рассказ самому себе у младших школьников (1 класс) отсутствует.

Смирнов выделил ряд ступеней запоминания текста:

    многократное чтение текста,

    проявляется разнообразие при чтении, ученик не осознает, что каждый раз читает текст по-разному,

    каждый ученик ставит задачу и сознательно использует чтение для ее решения (возвращение к прочитанному, мысленное припоминание прочитанного),

В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет собой большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление.

Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. К припоминанию прибегают редко, так как он связано с напряжением.

Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют. Большое значение имеет постановка задачи учителем: запомнить дословно или запомнить, чтобы передать мысль своими словами.

Учителю необходимо научить детей использовать приемы осмысленного запоминания:

Расчленение материала,

Сопоставление,

Озаглавливание текстов,

Составление вопросов,

Конспектирование,

Выделение главного,

Сравнение и обобщение,

Составление классификаций и т.д.

Хорошо использовать в учебном процессе графики, планы, таблицы, схемы, рисунки и т.д.

Мышление.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать.

Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар?

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопрос сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.

Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость потому, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Особенности мышления детей 6 – 7 лет (Ж.Пиаже).

Дооперационная стадия развития

Особенности мышления детей 7 – 9 лет

Стадия конкретных операций

Способность использовать логические правила применительно к конкретному, наглядному материалу (классифицировать, обобщать, сравнивать).

Феномены Пиаже могут сохраняться до 8 – 11 лет.

Знания, полученные в школе, способствуют образованию понятий и развитию теоретического мышления.

Необходимо учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, выделять существенные и несущественные признаки. Постепенно происходит переход от мышления наглядно-образного к словесно-логическому.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Лишь в школах с гуманитарно-эстетическим уклоном в не меньшей степени развивают наглядно-образное мышление, чем словесно-логическое.

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия, выделяют «теоретиков», которые легко решают словесные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Процесс формирования научных понятий основывается на житейских понятиях детей. Житейские понятия – это те представления, которые дети приобрели в дошкольном возрасте.

Научные понятия включают в себя предметные понятия и понятия отношений. Предметные понятиями являются знания общих и существенных признаков и свойств предметов объективной деятельности, например, птица, ручка и т.д. Понятий отношений отражают связи и отношения, существующие в объективном мире, например, эволюция, больше-меньше и т.д. Выделяют три ступни формирования предметного понятия:

    учащиеся выделяют функциональные признаки предметов, то есть связанные с назначение предмета, например «лошадь – на ней ездят, корова – она дает молоко»;

    учащиеся перечисляют имеющиеся у предмета свойства, не различая существенные от несущественных;

    учащиеся выделяют общие существенны признаки и свойства у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их.

Выделяют три ступени усвоения понятий отношений:

    учащиеся рассматривают отдельно каждый конкретный случай выражения этих понятий (находят, сто одна величина больше другой),

    учащиеся делают обобщения, но эти отношения они относят только к рассматриваемым случаям,

    учащиеся полученное обобщение применяют к самым разнообразным случаям.

Формирование научных понятий в большей степени зависит от уровня развития мыслительных операций.

Развитие анализа (операции мышления) идет от практически действенного (использование счетных палочек) к чувственному (нахождение части предмета в естественных условиях, на наглядных пособиях - выделении букв из слова, слова из предложения) и в дальнейшем к умственному.

Развитие анализа протекает одновременно с развитием синтеза: от простого, суммирующего (отдельные части соединяются в простую сумму признаков – перечислении городов, растений и т.д.), к более широкому и сложному. Анализ и синтез тесно взаимосвзаны, они совершаются в единстве. Чем глубже анализ, тем полнее синтез

Младшие школьники часто вместо обобщения синтезируют, то есть объединяют предметы не по их общим признакам, а по некоторым причинно-следственным связям, по взаимодействию предметов. Выделяют три уровня развития обобщения:

    чувственное совершается при непосредственном соприкосновении с предметами и явлениями, в процессе их восприятия и практической деятельности с ними. Это обобщение является основным у дошкольника и вначале преобладает у младшего школьника (дети отличают животных, мужчин от женщин) -1 кл.,

    образно-понятийное обобщение – обобщение существенных и несущественных признаков в виде наглядных образов (домашние животные – это е животные, которые живут с людьми и приносят пользу человеку) -2 кл,

    понятийно-образное, научное обобщение – это обобщение сходных существенных признаков предметов и явлений, их существенных связей и отношений (результатов являются законы, правила, понятия) – 3 кл. и старше.

Развитие абстракции в младшем школьном возрасте проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки, связи и отношения. Учащиеся младшего школьного возраста применяют внешние, яркие признаки за существенные свойства. дети легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи отношения, которые существуют между ними.

Мышление развивается во взаимосвязи с речью . Важное значение приобретает умение излагать письменно и устно мысли.

Овладевает рефлексией – способностью оценивать свои действия и поступки. Способность к рефлексии развивается при выполнении действий контроля и оценки.

Становление внутреннего плана действи й, который развивается благодаря выполнению специальный упражнений.

Воображение – развивается благодаря учебной деятельности. Воссоздающее воображение развивается на всех школьных занятиях. Задания по труду, рисованию, конструированию способствует развитию творческого воображения.

В первом классе воображаемые образы приблизительны и бедны деталями. Но уже в третьем классе под влиянием обучения увеличивается количество признаков и свойств в образах. Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях, они учатся определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя “стихи”, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе не замечая этого.

Развитие познавательных процессов.

Познавательные процессы - это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

Мышление – познавательная деятельность человека по выявлению внешне скрытых особенностей объекта, характеризующаяся обобщенностью и опосредованностью; применение, преобразование и обновление запаса полученных в учении знаний.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки.

Анализ- выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: все кислые. Сначала у каждого объекта проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез - соединение различных элементов в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг- друга прцессы(анализ осуществляется через синтез, а синтез- через анализ.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта.

Например : 1) на доске два яблока –маленькое желтое и большое красное. У детей набор фигур: синий треугольник, красный квадрат, круг зеленый маленький, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: найди среди своих фигур похожую на яблоки.

Какую фигуру можно назвать похожей на яблоки?

Классификация - разделение множества на группы по какому- либо признаку, который называют «основание классификации».Классификацию можно проводить:

По названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки)

По размеру

По цвету

По форме

Например : на доске несколько кругов одинакового размера но разного цвета. Задание: раздели круги на две группы.

По какому признаку это можно сделать?

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. При формулировке обобщения педагог помогает детям правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.

Например : найди лишнюю фигуру из заданных. Почему она лишняя?

Чем похожи остальные?

Память - включает в себя процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. В младшем возрасте целенаправленному развитию больше поддаются два вида памяти: образная и словесная. Развитие словесной памяти проводится путем заучивания различных считалок,стихов. Развитию образной памяти способствуют следующие игры: «Что пропало?» рассмотрев с ребенком 2-4 небольших предмета на столе, педагог накрывает их платком и под платком прячет один в руке.

«Что изменилось?»на столе выстраивается небольшая сюжетная группа, ребенок должен запомнить ее, затем педагог изменяет 1-2 детали. Задача ребенка- заметить, что изменилось:

Мишка сидел на стуле, теперь на полу.

Внимание- это направленность и сосредоточенность сознания. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), внимание способствует повышению их эффективности.

Воображение - процесс преобразования имеющихся представлений. Создание новых образов на основе имеющихся. Полезны упражнения вида «На что это похоже?».

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий- важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования.

Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности.

Подлинная активность проявляется не только (и не столько) в адаптации ученика к обучающим воздействиям, сколько в их самостоятельном преобразовании на основе субъектного опыта, который у каждого уникален и неповторим.

Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъектной активности.

Механизм становления познавательной активности можно выразить весьма лаконично формулой С.Л. Рубинштейна: «внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое.»

Самостоятельная работа как средство развития познавательной активности.

Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Развитие самостоятельности у детей- процесс сложный, порой противоречивый, но при систематическом ее выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения. Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование. Но если посмотреть на все эти формы работы с точки зрения участия в них учащихся, то увидим, что одна и та же форма работы может проходить на разных уровнях самостоятельности.

Наиболее яркий пример этого- пересказ.

1 .Подробный пересказ. Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя. В этом случае работает в основном память.

2 .Выборочный пересказ. Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.

3 . Краткий пересказ- новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности. По уровню самостоятельности работы условно можно разделить на группы.

К первой группе относятся работы воспроизводящего характера, выполняя их школьники опираются на память и просто воспроизводят прочитанное.

Например:

Какие сказки Пушкина ты читал или слышал?

Кому из поэтов принадлежат строчки…?

Вспомни пословицы о труде.

Вторая группа - работы воспроизводящие но с элементами творчества.

Почему раздел назван «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»?

Что ты заметил схожего и различного в написании этих слов? Коса-коза, грипп-гриб.

Третья группа- такие вопросы и задания, которые требуют переосмысления учебного материала, размышления над событиями.

Это частично поисковые работы.

Почему сказки. Сложенные русским народом давным- давно, живут и сегодня?

Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Наивысшая степень самостоятельности проявляется в работах четвертой группы . Это творческие работы поискового характера.

Попробуй рассказать о том, как появляются тучи. Объясни причины дождя.

Придумай текст с описанием.

Планируя самостоятельную работу. Учитель должен исходить из того, что различное сочетание самостоятельных работ только тогда приведет к эффективности обучения, когда не будет представлять собой механического набора вопросов и заданий. Независимых от дидактических целей.

Не менее важно и другое: если обучение не предусматривает трудностей в учебной работе, то не будут развиваться и познавательные силы школьников. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью, становятся убеждениями.

Познавательная деятельность ребят не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. Одной из распространенных форм внеклассной работы по развитию у учащихся познавательной деятельности являются викторины и конкурсы. С большим удовольствием участвуют в литературных викторинах: «Знаете ли вы сказки?». Не менее интересны и полезны конкурсы любителей русского языка, знатоков математики.

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по три морковки съели.

Сколько съедено морковок?

Пять зайчат сидят в углу,

Чистят репу на полу.

Насчитали 20 штук,

Как делить- забыли вдруг !

В 1 классе школьники знакомятся с окружающим миром. Обогатить знания, полученные на уроке, поможет клуб «Почемучек».занятия в клубе можно проводить в форме встреч и заседаний. Большой интерес вызывают задания для групп : 1 группа - подготовить вопросы по заданной теме.

2группа -составить коллективный рассказ или сказку об одном из животных.

3 группа - сделать рисунки животных.

Также в работе клуба используется работа с постоянно сменяемыми стендами.

Например :в центре стенда большая ромашка, освещенная лучами солнца. Внизу на стеблях травы записаны вопросы:

Почему осенью листья на деревьях желтеют?

Растет ли дерево зимой?

Какие цветы нельзя рвать?

С какими деревьями дружат подберезовики, маслята, лисички, боровики?

Чтобы ответить на эти вопросы ребятам нужно посоветоваться с родителями, учителем, посмотреть книги. Так постепенно школьники приучаются к мысли, что узнать что-то новое они могут не только на уроке, но и самостоятельно.

Особо следует остановиться на играх- путешествиях. Учащиеся младших классов с удовольствием отправляются путешествовать в мир профессий, в город веселых мастеров, любимых занятий, по своей улице, городу. Такие творческие игры эффективно решают познавательные и воспитательные задачи. Игра помогает включить школьников в творческий поиск.

Повышение качества учебы школьников- одна из важнейших задач. Ее осуществление должно проходить не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов.В решении этого вопроса важное значение мы отводим развитию интереса у младших школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес и познавательная активность. Познавательный интерес и познавательная активность не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности. Познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне. В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул, как средство активизации, позволяющие сделать процесс обучения привлекательным.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Белошистая А.В. Обучение математике в начальной школе. Москва Айрис дидактика.2006.

2.Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе.// Начальная школа.1986.№12.

3.Карина Л.П. самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности.//Начальная школа.2004.№7.

4.Тепишкина Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся.// Начальная

школа.2003.№2.