Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание. Методы психологического воздействия на человека Способы воздействия на массовое сознание

Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и его поведение, напрямую связана со средствами массовой коммуникации. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня.

В исследованиях последних лет культура трактуется как система коллективного знания, с помощью которого люди моделируют окружающий мир. Такая точка зрения подчеркивает тесную взаимосвязь восприятия, познания, языка и культуры. В русле этой концепции индивидуальные действия людей, неразрывно связанные с коммуникативными процессами, относятся к комплексной системе коллективного знания, передаваемого через язык. Сегодня "поставщиками" коллективного знания, или посредниками в его распространении, являются СМИ, которые никогда не остаются индифферентными по отношению к тому, что опосредуют.

Согласно Б. Расселу, "передача информации может происходить только в том случае, если эта информация интересует вас или если предполагается, что она может влиять на поведение людей".

Появившись вначале как чисто технические способы фиксации, трансляции, консервации, тиражирования информации и художественной продукции, СМИ очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание.

Весьма показательна в этом контексте оценка роли радио, данная в разное время разными общественными деятелями Германии. "Отец немецкого радио" Г. Бредов в 20-х годах XX века подчеркивал значение радио в процессе становления человеческой личности. Бертольд Брехт в это же время разработал особую теорию радиоискусства, стремясь с помощью радио донести до широких народных масс искусство, доступное прежде лишь избранным. Известные немецкие социологи Макс Хоркгеймер и Теодор Адорно, которые издали в США книгу "Диалектика просвещения" об "индустрии буржуазной культуры", определяли радио и другие СМИ как инструмент оболванивания масс. После прихода к власти Гитлера, когда радио стало важнейшим средством нацистской пропаганды, появляется книга Г. Экерта "Радио как орган власти", а спустя три десятилетия в Германии выходит справочник "Телевидение и радио на службе демократии".

Человеческое восприятие постоянно испытывает влияние современных средств массовой информации. Это тот модус, который обнаруживает свое воздействие во всех сферах жизни. Широчайшее распространение СМИ обуславливает появление, распространение и господство т.н. "одномерного сознания". Это понятие и соответствующий термин возникли по аналогии с названием известной вышедшей в 1964 г. книги немецкого социолога Г.Маркузе "Одномерный человек", где показаны возможности и следствия манипулирования массовым сознанием с помощью самых современных СМИ.

Теоретик французского постмодерна Жан Бодрийяр в очерке "Другой через самого себя" (1987 г.) говорит о том, что все мы живем в мире гиперкоммуникаций, погруженные в водоворот закодированной информации. Любая сторона жизни может служить сюжетом для СМИ. Мир превратился в гигантский экран монитора. Информация перестает быть связанной с событиями и сама становится захватывающим событием.

Его соотечественник, социолог Ги Дебор, двадцатью годами раньше, в книге "Общество спектакля", выступая против фальсификации общественной и личной жизни с помощью СМИ, формулирует идею, согласно которой языком и целью коммуникации в обществе становятся образы, созданные средствами массовой информации.

Особую значимость в связи с этим приобретает вопрос регулирования общественного мнения посредством СМИ. Если считать, что использование информации напрямую связано с проблемой управления, то средства массовой информации, рассчитанной на массовое потребление, можно рассматривать как особую социально-информационную систему, выполняющую функции ориентации.

СМИ создают определенную текстуально-идеологизированную "аудиоиконосферу", в которой живет современный человек и которая служит четкой концептуализации действительности. Именно сфера массовой коммуникации способствует тому, что общество выступает как "генератор социального гипноза", попадая под влияние которого мы становимся согласованно живущей ассоциацией, именно в СМИ наиболее отчетливо проявляется воздействующая функция языка.

Отмечая глобальные изменения в современном информационном обществе, связанные с непрерывно развивающимися возможностями массовой коммуникации, необходимо иметь в виду: эти изменения влияют не только на условия жизни, но прежде всего на способ мышления и систему восприятия современного человека.

Средствами массовой информации создается особый аудиовизуальный мир, воздействию которого вольно или невольно подвергается каждый из нас, что заставляет серьезно ставить вопрос об ответственности средств массовой информации перед обществом.

Массовое сознание формируется на основе стереотипов, которые выражают привычные, устойчивые представления людей о каком-либо явлении, сложившиеся под влиянием конкретных социальных условий и предшествующего опыта.

Создание информационных средств вооруженной борьбы и разработка соответствующего логико-математического аппарата и программных средств на сегодняшний день активно развиваются. Информационная безопасность России направлена на обеспечение информационного суверенитета и на содействие успешного проведения государственных реформ, укрепление политической стабильности общества. При этом темпы совершенствования информационного оружия превышают темпы развития технологий защиты. В 2000 г. в России была принята Доктрина информационной безопасности, которая рассматривает широкий круг угроз и методы противодействия в информационной сфере. А именно рассматривает:

· Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение

· Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

· Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации

· Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Целями воздействия на массовое сознание является внесение изменений в когнитивную структуру с тем, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре. Практически то же самое делает психотерапия только на уровне индивидуального сознания.

Информационное оружие является мощнейшим средством идеологического воздействия и пропаганды, ориентированном на подавление массового психического сознания, внедрения в подсознание масс соответствующих установок (паттернов поведения), которые в любое время могут быть активированы манипуляторами. Причем уже исходя из того, что сознание любого индивида, находящегося в социуме, неразрывно связано как с законами управления масс, так и с правилами поведения в обществе, можно говорить о том, что подобного рода воздействию подвержены все жители страны. Важное место в таком воздействии на подсознание в частности, и массовое психическое сознание в целом играют средства массовой коммуникации (СМК), без которых невозможно существование современного социума, современной жизни.

Существуют самые разные методы и способы психологического воздействия на человека , которые повсеместно используются на протяжении всей нашей жизни. То, насколько эффективным будет воздействие, и каковы будут его результаты, напрямую зависит от того, каким образом производилось оказание влияния на личность. Если обобщить все известные способы влияния на людей, то можно сгруппировать их в три больших класса: класс убеждения, класс внушения и класс заражения. Давайте более подробно остановимся на каждом из них.

Заражение.

Этот способ воздействия является одним из первых, охарактеризованных людьми, методом. В его основе лежит сознательная передача эмоционально-психологического состояния от одного человека к другому. При использовании данного метода, тот, кто является источником заражения, действует сознательно, его оппонент же воспринимает потоки энергии на бессознательном, эмоциональном уровне. Как пример такого воздействия, можно рассмотреть случаи, когда один человек начинает паниковать, а постепенно и всех окружающих охватывает ощущение страха. Это зачастую встречается при полете в самолете или в том случае, если группа людей оказалась в неисправном лифте, который остановился между этажами. Заразительными бывают и положительные эмоции, такие как смех, активность, хорошее настроение.

Внушение.

Если говорить о внушении, как о методике воздействия на психику человека, то, конечно же, его стоит отнести к влиянию на основе эмоционального фона, бессознательного следованию человека тем факторам, которые внушает ему оппонент. Но если заражение происходит на невербальном уровне, то внушению производится с использованием таких вербальных инструментов, как слова, общение разговор. Весомым фактом для успешного внушения служит также и авторитарность того, кто практикует данную методику. Человек, использующий внушение должен , сильным, успешным, иными словами он сам должен олицетворять того, кому хочется довериться и поверить. Если человек, который внушает что-либо своему оппоненту, будет испуганным, закомплексованным и неуверенным, единственное, к чему приведет его попытка внушения – вызовет улыбку или жалость. Для того, чтобы человек захотел следовать вашим советам и проникся тем, что вы пытаетесь до него донести, необходимо представлять из себя того, к кому интуитивно собеседник будет тянуться и кому он захочет подражать. Психологическое воздействие внушением зачастую основано на той интонации, с которой вы произносите ключевые фразы. Иногда, именно то, каким тоном сказана фраза, как подана информация, на девяносто процентов гарантирует успех эффекта или провал вашего замысла.

Также, большое значение на успешность воздействия путем внушения имеет такой фактор, как внушаемость человека. Этот показатель индивидуален для каждой личности. Он характеризует то, на сколько человек склонен поддаваться внушению и как воспринимает информацию, которая подается со стороны. Существует несколько видов сигнальной системы, но те люди, которые наделены первым из них, намного легче поддаются внушению. Дети имеют очень высокий уровень внушаемости, а также те люди, которые не имеют четких и сильных личностных установок, склонны к сомнениям и нерешительности.

Главные критерии, на которых основывается внушение, это понижение уровня критичности восприятия субъектом информации извне, а так же использование эмоциональных рычагов управления психологическим восприятием фактов. Психологическое воздействие на субъект путем внушения будет иметь гораздо больший успех, если вы постараетесь совместить новую для него информацию, с ранее знакомой и приемлемой. Попробуйте провести параллель между тем, что вы рассказываете человеку впервые и фактами, которые давно ему известны и приняты его сознанием. Это могут быть упоминания о людях, которые хорошо знакомы человеку, о явлениях или процессах, с которыми он когда-либо сталкивался. Также можно связать информацию, передаваемую путем внушения, с фактами, которые являются для него истиной. Главное необходимо помнить, что отношение человека к получаемой от вас информации, напрямую будет зависеть от того, какие ассоциации она будет у него вызывать. Если вы хотите, чтобы человек принял те факты, которые вы передаете внушением, как положительную информацию, необходимо провести ассоциацию с теми фактами, которые вызывают у него позитивные эмоции. Точно также можно действовать и в обратном случае – хотите, чтобы человек отторгал информацию, сравните её с чем-либо неприятным, негативным для него, и подсознание автоматически настроится на отрицательное восприятие.

Существует ряд фраз, которые направлены на снижение критичности восприятия и повышение податливости оппонента: используйте цитаты великих, известных людей, можно также ссылаться на общественное мнение и мнение большинства.

Убеждение.

Этот метод психологического воздействия основан, прежде всего, на логическом восприятии действительности. Для того чтобы достигнуть желаемого при использовании методики убеждения, необходимо оценить уровень интеллектуального развития вашего оппонента. Человек, у которого коэффициент умственного развития не слишком высок, может не поддаться воздействию убеждений. Процесс воздействия на личность путем убеждения происходит последовательно, так как любой человек, получая информацию, нуждается в её анализе и оценке. Изначально, объект, который подвергается убеждению, должен воспринять те факты, которые вы пытаетесь донести до него, это делается в несколько этапов.

1. После того, как определенная порция информации достигает сознания оппонента, она подвергается анализу, сравнению с теми данными, которыми владел человек ранее. Далее формируется отношение к тому, кто представляет новые факты. В зависимости от того, как человек будет себя позиционировать, в каком ключе представлять новые данные и с какой стороны подойдет к методике воздействия, может меняться и реакция оппонента. Если человек проникнется к вам доверием, то и все факты, которые вы будете приводить ему, в качестве аргументов убеждения, будут действенны и достигнут своей цели. Если же человек почувствует какой-либо обман или подвох в вашем поведении, то уровень его доверия к вам резко снизится, что приведет к недостаточной силе влияния ваших убеждений на личность.

2. После того, как информация достигает сознания человека, он приступает к оценке объекта, от которого она была получена. Для того чтобы оказать психологическое воздействие на человека путем убеждения, необходимо создать о себе впечатление, как о человеке, имеющем определенный авторитет и силу. Также следует контролировать свои высказывания и следить за тем, чтобы все ваши доводы были логичны и обоснованы, иначе вы рискуете потерять доверие субъекта.

3. Если человек признал поданную ему информацию, а также воспринял вас, как авторитетную личность, которая способна дать дельный совет или указание, то наступает третья фаза восприятия информации. Для того, чтобы убеждение оказало должный эффект, человек должен почувствовать, что его психологические установки и взгляды собеседника не сильно отличаются. Если разница в восприятии жизни между собеседниками слишком велика, то вряд ли вам удастся убедить оппонента принять вашу точку зрения. Для того, чтобы получить максимальный эффект от убеждения на третьей фазе, постарайтесь сделать ударение на тех сторонах личности, которые у вас схожи с оппонентом. Чем большая общность будет проявляться между взглядами людей, тем более восприимчивы они будут к информации, которая поступает друг от друга.

Иногда, люди, которые профессионально владеют даром убеждения, используют другую, более агрессивную стратегию поведения. В таком случае, убеждение начинается с того, что приводятся факты противоположенного восприятия того или иного утверждения. Так, оппонент практически сразу понимает, что ваш взгляд значительно отличается от его собственного. После этого, вам необходимо грамотно и осторожно доказать человеку то, что на самом деле ваше восприятие является единственно правильным. Для такого процесса необходимо использовать все доступные средства психологического воздействия: приводите неоспоримые доводы, основывайтесь на примерах из жизни, приводите примеры из собственного опыта – так вы сможете повлиять на психологию восприятия своего оппонента. Однако следует учитывать и тот факт, что если собеседник заметит какие-либо нестыковки, или почувствует, что вы сами сомневаетесь в том, что говорите, то все попытки убеждения могут закончиться неудачей.

Подведя черту, можно выделить определение убеждения. Убеждение – это те методы и способы психологического воздействия, которые основываются на приемах логики, а также включают в себя различные элементы психологического давления, социального влияния на личность. Гораздо более эффективно применение данной методике на группах людей, а не при индивидуальном контакте.

Как мы уже сказали, любое убеждение должно иметь под собой крепкую логическую основу. Убеждение позволяет нам доказать правильность своего взгляда на тот или иной вопрос, путем оценки уже существующего мнения и обоснования его путем развития тематики, в которой находится суждение. Каждое правильно сформулированное доказательство, имеет свою структуру. Зачастую, оно включает в себя три основных части, начальная из которой является тезисом, после этого приводятся доводы, а далее демонстрация результатов. Рассмотрим каждый элемент последовательно:

Тезис. В понятии тезис заключается непосредственно та мысль, которая нуждается в доказательстве. Эта часть всегда должна быть обоснована, фактически подтверждена и иметь ясное, четкое определение, которое не должно быть двусмысленным.

Довод. Это вспомогательная часть доказательства, которая должна быть использована для того, чтобы подтвердить правильность высказанного тезиса. С помощью довода можно обосновать как верность тезиса, так и ложность представленной информации.

Демонстрация. Вся весомость данной фазы заключается в том, что именно здесь используются логические рассуждения. Возможно обоснование на основе законов, правил, установленных норм, примеров из жизни или опыта – все это регулирует то, как информация буде воспринята вашим собеседником.

В принципе, все доказательства подразделяются на определенные группы согласно своим особенностям. Это может быть разделение на прямые и косвенные доказательства, или дедуктивные и индуктивные.

В процессе убеждения собеседника вы можете использовать различные способы психологического воздействия, которые помогут вам достигнуть цели при общении с человеком. Приведем примеры нескольких из них:

В процессе того, как будет проводиться доказательство ранее установленного тезиса, его можно слегка подкорректировать, заменить;

Зачастую, можно прибегнуть к тому, чтобы приводить ложные доводы. Если не совсем ложные, то существуют доказательства, которые являются весомыми только в одном или нескольких случаях, а вы можете привести их, как заведомо верные при любом варианте развития событий.

Помните о том, что если вы докажете то, что какой-либо из доводов не является верным, это не значит, что ошибочный весь тезис. Не стоит рассматривать неверные факты, которые используются в других доводах, как доказательство своей правоты.

Метод подражания.

Этот метод довольно известен тем, что способен расположить человека, успокоить его и заставить чувствовать себя расслаблено и комфортно в создавшейся обстановке, если он используется, как психологический прием. Метод подражания включает в себя использование жестов, поступков, качеств и черт характера того человека, на которого хотелось бы быть похожим. Каковы же основные условия правильного подражания, рассмотрим поочередно:

Для того, чтобы у человека возникло желание подражать другому, он должен испытывать чувство сильного восхищения, уважения или положительного отношения к объекту подражания;
Тот человек, который подражает другому, возможно является менее опытным или образованным в той или иной отрасли;
Объект подражания является привлекательным, ярким, запоминающимся;
Тот человек, которому вы подражаете, является доступным для вас в какой-либо сфере вашей жизни;
Подражание означает тот факт, что человек полностью удовлетворен всеми сторонами того объекта, которому он хочет подражать и готов воспринимать его, как идеал для соответствия. Иными словами, человек готов на то, чтобы поменять своё собственное я на те особенности характера, которые содержит объект для подражания.

Любое воздействие на психику человека изначально приводит к изменению его отношения к окружающей реальности, смене поведенческих установок и деятельности. Для того чтобы повлиять на личность, используется ряд различных факторов, которые давно известны в психологии:

Использование вербальных факторов влияния. К вербальному источнику относится воздействие на человека путем словесного влияния: ведения диалога, беседы, формирование словестной стороны убеждения человека в правильности вашей идеи. При использовании вербальных факторов влияние необходимо учитывать и индивидуальные личностные особенности человека. Те, кто воспримет определенную фразу, как руководство к действию, могут значительно отличаться от других людей, для которых именно такая подача информации недопустима, и влечет за собой депрессию и сомнения в собственных способностях. Психологическое воздействие также базируется и на личностных особенностях: самооценка индивида, интеллект, типаж личности и черты характера.

Невербальное влияние на оппонента. К таким методам воздействия можно отнести интонацию, жестикуляцию, мимику, а также те позы, которые принимает человек во время разговора. Именно на основе этих факторов можно сделать выводы о том, насколько человек расположен к диалогу, как он воспринимает собеседника и какие элементы, употребляемые в разговоре, максимально действенны для него.

Для того, чтобы воздействовать на человеческое мышление , можно привлечь индивида к какой либо активной деятельности, что позволит ему почувствовать свой статус и желание ему соответствовать. Заставляя человека почувствовать себя в новом амплуа, вы позволяете ему изменить линию поведения, его моральное и душевное состояние. Это происходит за счет резкой смены приоритетов и заново выстроенных целей.

Контроль над уровнем удовлетворения личности. Для того чтобы заинтересовать человека, необходимо дать ему почувствовать, что соответствуя вашим советам, он достигает своей цели, идет к тому, что удовлетворяет его потребности. В противном случае, ваше влияние на него будет минимальным и не принесет желаемых результатов.

Прежде, чем задаться целью повлиять, или оказать социально-психологическое давление на человека , необходимо определиться для себя – зачем это надо вам и какого результата вы хотите добиться в итоге. Существует несколько вариантов конечной цели, которой хотелось бы достигнуть манипулятору:

Донести до сознания человека ту информацию, которую необходимо, сделать её установочной, основной в сознании собеседника.
Изменить установленные приоритеты человека. Это возможно сделать путем изменения расстановки последовательности восприятия информации. Донести новые сведения до оппонента, путем разрушения старых взглядов и создания новых связочных цепей между объектами.
Изменение самой сути восприятия окружающего мира, а именно переоценка ценностей собеседника, формирование нового мировоззрения.

Установки социально-психологического восприятия.

Что же представляет собой социально-психологическая установка личности и в чем она заключается. Социально-психологическая установка человека – это восприятие окружающего мира человеком, основанное на том, насколько его психология готова к пониманию окружения, а также опыта, который был получен за определенный временной промежуток. Именно эти установки формируют отношение человека к окружающему миру, к людям, которые присутствуют в его жизни. Существует четыре основных вида социально-психологических установок:

Для того, чтобы стимулировать человека к получению максимально комфортного ощущения в той или иной ситуации, зачастую используется функция приспособления. Этот метод установки позволяет влиять на восприятие человеком различных факторов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. С помощью установки приспособления вы можете развить как положительное, так и отрицательное отношения индивида к обстоятельствам, которые его окружают.

Существует защитная функция человека, которая формируется на основе отношения к субъекту того или иного человека со стороны. Если личность ощущает негативное к себе отношение, то на уровне подсознания, происходит изоляция от данного субъекта, подсознательное отторжение его влияние. Такая установка называется эгозащитой. Обосновать необходимость данной функции можно тем, что человек подсознательно защищается от тех угроз, которые может нанести ему окружающий мир для сохранения своей целостности. Именно по этой причине, когда какой либо человек, который имеет в данный момент большое значение в жизни оппонента, не признает его, возникает желание абстрагироваться от него, и формируется негативное отношение.

Установка, которая основана на ценностном восприятии окружающего мира, а также на отношении к тем личностям, которые окружают человека, зачастую положительна только в том случае, когда типажи людей схожи. То возможно только в том случае, если сам человек оценивает себя, как положительный объект. Таким образом, отношения строятся на взаимопонимании людей. Допустим, если индивид является сильным человеком, который не зависит от мнения окружающих, то к таким же людям он будет тянуться. В то же время, другой тип людей не будет вызывать у него интереса или желания общаться. Здесь в основе лежит именно фактор единого мировоззрения субъектов.

Существует вариант психологической установки человека, когда он действует на основе своих собственных знаний, полученных на протяжении жизненного пути. Это регулируется функцией, которая организует мировоззрение субъекта. На основе тех или иных фактов, были сформулированы определенные установочные шаблоны, которые и являются регулятивными в жизни человека. Зачастую, это эмоциональные восприятия людей, те ситуации, в которых они познали различные стороны окружающего мира. Эти установки являются настолько устоявшимися, что человек не всегда готов изменить их. Именно по этой причине все те факты, которые противоречат таким установкам, воспринимаются, как посягательство на собственное мнение и вызывают негативное отношение. Именно по этой причине инновационные открытия часто встречают отрицательную оценку, и только спустя некоторое время, приживаются в мире.

Все перечисленные установки имеют отношение друг к другу и являются взаимозависимыми. Именно поэтому, психологическое воздействие нельзя оказать на человека мгновенно – это длительный процесс, который требует определенных навыков и терпения. Те психологические установки, которые оказывают максимальное влияние на индивида, называются центральными, фокальными установками. Те, которые находятся далеко от центральных, называют вторичными или второстепенными установками. Они подлежат воздействию значительно быстрее и проще, чем фокальные. К центральным установочным группам можно отнести те качества человека, которые отвечают за формирование его личностного восприятия жизни, собственного Я, со всеми исходящими моральными и физическими установками.

Эмоциональное влияние, как социально-психологическое воздействие на оппонента.

На основе различных исследований, были сформированы выводы, которые гласят, что для того, чтобы изменить психологические установки, действенным является метод смены первоначального отношения к вопросу. Есть определенная группа людей, которая не поддается эмоциональному влиянию и закрывается от возможности изменения точки зрения в силу того, что остерегаются быть признанными не правыми, а логика их суждений – неверной.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда для ознакомления людям, которые курят, была предложена статья о вреде табакокурения. На удивление, адекватность оценки данного материала напрямую зависела от того срока, который человек курит. Чем дольше человек является курильщиком, тем больше его блок для осознания информации о вреде курения. Таким образом, подсознание защищается от информации, которая дискредитирует его.

Для того, чтобы изменить определенные психологические установки, необходимо большое количество данных, которые противоречат привычному информационному потоку. Способы психологического воздействия довольно разнообразны и одним из них является масштабный информационный поток. Степень влияния информации напрямую зависит от того, какое её количество поступает к объекту: так, если это всего лишь несколько фактов, которые были мимолетно восприняты человеком, то вряд ли они останутся у него в памяти. Если же поток информации довольно обширный, богатый примерами, то вполне вероятно, что человек действительно задумается о значимости полученных данных.

То, какова вероятность изменений зависит, прежде всего, от психологических характеристик индивида. Если привычки или устои соответствуют типажу личности, то изменить их будет намного сложнее, чем в том случае, когда это перенятые или приобретенные взгляды, которые не устраивают и саму личность. На уровне подсознания, любой человек стремится избегать дискомфорта, конфликтных ситуаций и когнитивного диссонанса, поэтому закрывается от тех фактов, которые способны разорвать нить его привычного восприятия. Ведь это повлечет за собой дисбаланс между тем, как человек себя позиционирует и тем, кем он есть на самом деле.

В некоторых случаях мнение индивида и взгляд на его поведение со стороны находят нечто общее и, в таком случае, психологическое воздействие намного более вероятно. Помните о том, что для того, чтобы оказать желаемое влияние на психологическое восприятие ситуации объектом вашего воздействия, необходимо показать свою близость к пониманию его проблем. Человеку намного легче будет воспринять того, кто понимает и поддерживает его, нежели человека, осуждающего и поучающего. Намного легче изменить мировоззрение человека, который не достиг какого-либо консервативного мнения, а все еще находится посередине. Существует определенная система, согласно которой, человеческое восприятие делит информацию. Давайте ознакомимся с ней:

Первый уровень – уровень внимания собеседника. Любой индивид направляет внимание на то, что является для него интересным, то, что соответствует восприятию человека;

После первого этапа информация переходит на стадию восприятия, где все зависит от психологического настроения индивида. В большей части случаев, то, как человек воспримет ту или иную ситуацию, зависит от его психологической установки;

Восприятие на памятном уровне. Человеку свойственно запоминать то, что ему интересно и близко по духу.

Основные методы психологического воздействия.

В первую очередь, стоит учесть те методы, которые влияют на формирование новых социальных необходимостей, возникающих перед индивидом. Для того чтобы создать новые стремления у человека, следует стимулировать его к иному восприятию реальной действительности. С этой целью можно использовать различные средства, наиболее действенными из которых является привлечение его к групповой деятельности. В основе такой деятельности лежит желание человека быть востребованным, нужным в той или иной области. Иногда помогает соотношение себя с другим человеком, который является авторитетом и порождает желание соответствовать. В другом случае, за основу берется желание не отставать от остальных членов группы и выйти на передовые уровни. Как мотивация, здесь может сработать девиз: «Я не отстану от всех» или «Я должен соответствовать установленным стандартам» . Основополагающим фактором в такой ситуации могут быть различные цели, которые преследует личность: поддержание имиджа, соответствие стандартам, желание достигнуть определенного уровня. Необходимо показать человеку, что он может получить желаемое, затрачивая минимум усилий для этого. Тот факт, что человек может испугаться слишком затруднительных обстоятельств, является весомым в формировании его отношения к деятельности.

Необходимо учитывать то, что в основе всех действий человека лежат его желания и ощущения, которые он стремится реализовать в жизни. Если вы стремитесь изменить его отношение или цели, то необходимо правильно выстроить иерархию потребностей. Возможно, индивид имел определенные цели, мотивы или побуждения к тому, чтобы поступить именно так. Вам необходимо разобраться в данной ситуации и оценить все те стороны, которые могут иметь положительное или отрицательное влияние в данной ситуации. Для того, чтобы это осуществить, зачастую используется мотивация путем первоначальных потребностей, таких как, стремление выжить, желание есть или ощущение безопасности. Такой психологический ход довольно распространен в политической сфере, когда кандидаты предлагают восстановление жилищных условий, бесплатные наборы еды или необходимых средств для содержания дома, на основе того, что условия для проживания были ухудшены.

Для того, чтобы восприятие окружающей реальности изменилось на уровне подсознания человека, потребуется изменить все те установки, которые были заложены на протяжении долгого времени. Для того, чтобы изменить структуру восприятия окружающего мира, в первую очередь, необходимо поменять отношение человека к этому миру.

Неопределенность влияет на то, насколько тревожно может воспринять человек новую информацию. Если вы хотите переориентировать индивид на свою точку зрения, то необходимо максимально четко и подробно объяснить ему суть ваших суждений;

Неопределенность также может быть равносильна признанию человека его не востребованности или потерь, поэтому надо осторожно подходить к тому, чтобы объяснить личности, в чем была его ошибка, и что он делал не так. Важно провести разговор, не дискредитируя собеседника и не вызывая у него чувство неполноценности;

Неправильно предоставленная информация может разрушить те факты, которые вы предоставили человеку. Помните о том, что далеко нелегко поверить и переосмыслить своё отношение к жизни на основе чьих-то слов. Поэтому необходимо предоставлять максимально четкие факты, уверенно говорить и владеть своими невербальными способностями;

У каждого человека существуют свои моральные ограничения и свои восприятия социальных устоев. Постарайтесь не нарушать эти границы, в противном случае вы столкнетесь с тем, что человек будет закрываться от вас и негативно относиться к вашим суждениям.

На самом деле, использование неопределённости, как способ воздействия н психологию человек, довольно таки действенный. В такой ситуации у человека разрушаются созданные им самими установки и психологические барьеры. Таким образом, защита ослабевает, и возможность влияния на индивида значительно повышается – человек уже готов воспринять тот факт, который преподносится ему, как альтернатива разрушенным суждениям и приоритетам. Используя дополнительные инструменты воздействия, такие, как мнение окружающих, бытующие суждения и исторические подтверждения, вы легко сможете переосмыслить мировоззрение индивида.

Также не стоит забывать том, что для получения положительной реакции необходимо использовать ассоциативное мышление. Делайте ударение на те моменты, которые вызывают положительные эмоции у собеседника, и тогда, он автоматически будет формировать позитивное отношение и к тем фактам, которые вы ему доносите. Также можно использовать фразы-стереотипы, которые на самом деле способны скрыть окраску того или иного высказывания. Например, для того, чтобы не внушать негативное отношение к какому-либо объекту, можно заменить его название обобщающим словом.

Методы и способы психологического воздействия позволяют выбрать именно тот инструмент, который подойдет в конкретной ситуации при общении с определенным индивидом.

2. Социально-психологические механизмы влияния на групповое и массовое сознание

В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ).

Через средства массовой коммуникации обрушивается огромное количество информации, которая воздействует на индивидуальное и массовое сознание.

С развитием информационных технологий резко возросли возможности влияния на сознание человека и манипулирования им.

СМИ сегодня- это мощный фактор влияния на групповое и массовое сознание людей. Массовая коммуникация - это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новым информационным реалиям.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе. Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т.п. Восприятие чужой группы через стереотипы имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности).

Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния - это установки и стереотипы. Установка - это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них. Выделяют положительную и негативную установки.

Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ.

Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.

Так, многие россияне, обладающие негативной установкой по отношению к кавказцам, евреям или ваххабитам, возможно, никогда не участвовали в реальных конфликтах с представителями указанных групп, однако видели по телевизору, читали или слышали от знакомых соответствующие рассказы. Это позволяет некоторым не очень чистоплотным политикам при необходимости актуализировать указанные установки в конкретных политических целях, например для получения массовой поддержки на выборах.

В этих случаях можно говорить о групповых или массовых установках. Следует подчеркнуть, что именно в результате действия неосознаваемых самим рассказчиком установок происходит заострение или даже добавление конкретных деталей в процессе передачи слуха.

В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение).

Кроме указанных функций установки следует выделить еще одну, наиболее значимую с точки зрения воздействия на массовое сознание и поведение. Это функция барьера. Сформировавшаяся в сознании человека установка не допускает в него информацию, которая могла бы ей противоречить.

Американские политологи даже ввели специальный термин «тефлоновый президент», объясняя невосприимчивость массового сознания к любой негативной информации, касавшейся президента США Р. Рейгана.

Функция барьера придает установке особую устойчивость, делая бесполезными попытки переубедить человека, принимающего решение на основе установки. Он в лучшем случае не услышит наших аргументов, в худшем - у него сформируется негативная установка по отношению к нам как к источнику информации. Поэтому, ставя перед собой задачу управления массовым сознанием и поведением, следует, прежде всего, использовать для достижения цели уже имеющиеся установки, в ряде случаев попытаться сформировать на их основе новые и не тратить большие усилия на попытки сломать или разрушить существующие установки, особенно закрепившиеся в массовом сознании в течение длительного времени.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на групповое и массовое сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворять некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремленна, а человек - инициатор выбора сообщения - хорошо осведомлен о своих желаниях и потребностях. Он, зная собственные потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ: они как бы вступают в спор с другими источниками удовлетворения потребностей. Например, потребность в развлечениях можно удовлетворить не только сидя у телевизора, но и встретившись с друзьями, посетив футбольный матч или пивную.

Процесс влияния массовой коммуникации на групповое и массовое сознание можно описать следующим образом. Социальные институты и СМИ взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

К исключительно психологическим средствам влияния относятся вербальные, паралингвистические и невербальные.

Вербальные сигналы – слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды её неправильности.

Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков. Параязык говорит о том, как интерпретировать слова, дает дополнительную информацию к интерпретации. Паралингвистические средства - сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния, и т.п.)

Невербальные сигналы – язык тела включает пять составляющих: А) Жесты (способ знакового использования рук); Б) Мимика (способ использования выражения лица); В) Положение тела (способ держать себя (наше тело)); Г) Проксемика (способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними); Д) Тактильная коммуникация (прикосновения, похлопывания и т.п., использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами).

Виды психологического влияния:

1. Аргументация. Высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции. 2. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения. 3. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора (назначение на должность). 4. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. 5. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно и так же усваиваться (непроизвольно или произвольно).

6. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным вам. Эта способность может проявляться как непроизвольно, так и произвольно. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным. 7. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. 8. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

9. Игнорирование. Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером 10. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей, для того чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление со стороны инициатора или "обстоятельств". 11. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

12. Нападение. Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др. 13. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Практически каждый желающий повлиять на других делает это не потому, что к нему пришло озарение, открылась абсолютная истина и он почувствовал себя достойным решать за других, а потому, что преследует или отстаивает свои интересы. Возьмем, к примеру, схему, применяемую в религиозных сектах. Главный элемент - очередной новоявленный мессия, на которого снизошло "откровение", т. е. более компетентный в духовной области, чем остальные, знающий "путь к спасению". Есть группа поддержки, которая заражает "своим примером" жертв... Известно много случаев прибирания к рукам не только душ и тел, но и имущества сектантов. Воздействие на духовном уровне - это, пожалуй, один из самых сильных видов психологического влияния.

В связи с бурными темпами развития информационной среды расширяются возможности скрытых информационно-психологических воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, а также психические состояния людей.

Негативные информационно-психологические воздействия – это, прежде всего, манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия.

Появление новых форм и средств “скрытого” воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, требует организации специального мониторинга информационной среды. К такого рода воздействиям могут быть отнесены: психосемантические, подпороговые, электромагнитные, акустические и другие виды воздействий.

СМИ являются основным инструментом политического манипулирования, поскольку обладают богатыми и фактически неограниченными ресурсными возможностями воздействия на массовое сознание.

Цель манипулирования - повлиять на человека по каналам, которые менее всего контролируются осознанно, и таким образом внедрить в массовое сознание социально-политические мифы (греч. mythos - слово, повествование, предание) - иллюзорные идеи, утверждающие определенные ценности и нормы и воспринимаемые преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

Воздействие телевидения, кино и т.д. способно активизировать механизмы социально-психологогического подражания, заражения, внушения моды и, следовательно, формировать мысли, чувства, потребности молодежи. Средства массовых коммуникаций способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений. Характерной чертой массовой коммуникации нашего времени является убеждающая коммуникация. Существуют два основных способа убеждения: прямой и косвенный. Прямой способ состоит в предоставлении системы аргументов, косвенный - использует косвенные факторы, намёки, и склоняет к одобрению без раздумывания.

Экспериментально выявлено, что эффективность социальных влияний зависит от различных характеристик аудитории. К ним можно отнести следующие характеристики.

· Возраст. В течение второго десятилетия жизни человека и в начале третьего происходит интенсивное формирование личности, и установки, возникшие в этот период, имеют тенденцию оставаться неизменными в течение последующей жизни. Установки же молодых людей менее стабильны.

· Самооценка. Люди с низкой самооценкой зачастую слишком медленно понимают сообщение и поэтому плохо подаются убеждению. Люди с высокой самооценкой понимают всё быстро, однако предпочитают придерживаться своих взглядов. Легче всего влиять на людей с адекватной самооценкой.

· Ценности. При прямом способе сообщения, если оно соотноситься с нашими представлениями, оно убеждает нас. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, мы остаёмся при прежнем мнении.

· Мотивированность. Если у человека есть мотивация обдумывать тему сообщения, то он охотнее верит коммуникатору, более благожелателен и менее склонен подыскать контраргументы.

Рекламу по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. Психологическое воздействие рекламы проявляется в процессах переработки рекламных сообщений: эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты человека.

Выделяют четыре компонента психологического воздействия рекламы:

· когнитивный (получение новой информации за счёт процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);

· аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания);

· регулятивный (побуждение к конкретным действиям);

· коммуникативный (интегрирование потребителя рекламы в контекст информирования).

Среди методов психологического воздействия рекламы на людей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическое заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присваивание ребёнком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая субтестивность ввиду несформированной целостности личности).

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования, и к этому с уверенностью можно прибавить влияние средств массовой информации, рекламы, моды. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы.


Список использованной литературы

1. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. -2-е изд.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003. 2. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002, С.118.

3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986, С.30-34.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999, С.171-173.

5. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания. Сайт образовательного проекта Элитариум. www.elitarium.ru.

6. Зелинский С.А. Теория манипулирования массами. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия»,2008, С.252-270.

Формированию активного имиджа главы муниципального образования, по снижению применяемых манипуляций и более близкому взаимодействию населения и власти. 3 Основные рекомендации и предложения по формированию активного имиджа главы муниципального образования 3.1 Взаимодействие населения с местным органом власти как технология формирования имиджа Активный имидж власти предполагает активное...

Делу; - положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы. Если же подытожить все преимущества, которые дает фирменный стиль, то можно назвать ее одним из основных средств формирования благоприятного имиджа фирмы, образа марки. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие фирменного стиля есть толкование в узком и широком смысле. Под фирменным стилем в узком понимании...

... ; компьютерные; личные встречи политиков с общественностью. Коммуникационная политика демократического государства включает: 1) разработку и совершенствование правовых норм, регулирующих политическую коммуникацию, защиту интересов личности, общества и государства от распространения антигуманной информации; 2) учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной...

Конфликтов или нестабильности. Также многое зависит от степени реализации массовой коммуникацией собственно информационных функций. Исходя из этого, основная цель данной работы – изучить психологические эффекты массовой коммуникации. При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач: -отразить понятие массовой коммуникации; -охарактеризовать основные психологические...

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

  • · начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
  • · вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Сознание в жизни индивида - это широкая сфера жизненного опыта, охватывающая обширные области человеческого бытия. Благодаря сознанию человек приспосабливается к постоянно меняющемуся миру и сам изменяет и его, и себя во имя достижения счастья.

Сознание было бы ненужной роскошью, если бы не обладало неким предвидением, целеполаганием, то есть способностью мысленно заглядывать за горизонт настоящего, преобразовывать мир природы и общества в соответствии с законами его развития, с потребностями и духовными интересами самого индивида. В основе же сознательной целеполагающей деятельности человека лежит его неудовлетворенность миром и обществом и стремление изменить их к лучшему, придав им такие характеристики, которые отвечали бы растущим потребностям каждого члена общества. Человеческое сознание способно не только идеально отражать реально существующее бытие, целеполагать его изменение, но и отрываться от него.

Перед взором разумного человека предстает бесконечное бытие природы и общества. Если рассматривать сознание личности как социально-психический феномен, укоренившийся в духовном мире индивида, то в нем можно выделить три специфических функционально-содержательных направления.

Специфическими они называются потому, что присущи только сознанию как высшей ступени человеческой психики; без них оно в принципе существовать не может.

Первым таким направлением в сознании является мировоззрение, представляющее собой осознанный взгляд человека на мир как таковой. Мировоззрение формируется в результате образования и воспитания либо под воздействием социальной среды.

Второе направление - идеология в сознании личности. Это проявление заинтересованного взгляда человека на общественные связи и отношения, в которые он объективно вступает.

И третье направление в сознании индивида - это его собственный взгляд на самого себя и свои потенциальные возможности, или самосознание. Именно оно выделяет человека из окружающей среды. Только сознавая себя, люди берут на себя ответственность за преобразование мира природы и общества.

«У каждого есть перед глазами определенная цель, - писал К. Маркс, - которая, по крайней мере ему самому, кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца» Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч., 2 изд.- т. 20 - С. 490.

Человек не рождается с развитым сознанием. Он его совершенствует, овладевая духовной культурой и насыщая свою память самой разной информацией. Давно известно, что лишенный до определенного возраста общения со взрослыми людьми ребенок уже не способен по-человечески воспринимать мир и адекватно выстраивать свое поведение (эффект Хаузера). По наследству передается лишь некая предрасположенность человеческого организма к формированию сознания. Ч. Дарвин установил, что врожденные качества - это нижайшая ступень психической деятельности человека.

Современных ученых-медиков и философов не надо уже убеждать в том, что любой человеческий индивид способен обрести свою субстанциальную «самость» - сознание, лишь «погружаясь в социально-культурную среду», активно взаимодействуя с себе подобными. Статус человека, обладающего сознанием, способностью к созиданию, реализуется только в результате активной деятельности общества в диапазоне культурной социализации каждого индивида.

Если способ и характер поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК, то «программой», определяющей статуе человека, является культурная, профессиональная, научная, философская нацеленность. Просвещение и образование, образцы личного поведения родителей, учителей являются источниками развития сознания. Помимо «генетических инструкций» сформировались морально-этические и правовые нормы, историческая преемственность.

Речь идет о принципиально новом качественном явлении на Земле - культуре, то есть об определенной сверхприродной нормативно-ценностной системе регулирования осмысленного поведения человека. Ф.Н. Леонтьев писал: «Культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, силой которой они образуются и воспроизводятся» Леонтьев, А. Н. Индивид и личность - В кн: Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб., 2002.- С. 40--41. .

Человеческий индивид, обладая природной способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (как природной, так и социальной), в основном полагается на свой разум, сознание, выработанное обществом. Куда бы ни забрасывала судьба человека - в джунгли или тундру, на южный полюс или в пустыню, из мира цивилизации в мир, не тронутый культурой, - он, в отличие от животных, способен проявлять необходимую пластичность физиологических реакций в ответ на изменение внешних обстоятельств силой своего сознания. Однако при всей их широте и мобильности адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда динамика и характер изменений в природной среде превышают его способность к приспособлению, имеют место патологические явления, ведущие в конечном счете к гибели. В этой связи возникает необходимость соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человеческой популяции, определения сознанием личности допустимых пределов воздействия на сферу неживой природы и биосферу.

Сознание человеческого индивида имеет огромное значение для жизни и деятельности не только его самого, но и тех людей, с которыми он общается. А поскольку индивидуальное сознание формируется под непосредственным воздействием социальных отношений, оно выступает как совокупность социальных значений в разных видах и формах общественного сознания.

Философское осмысление феномена сознания личности как социального фактора позволило понять и оценить его в диалектическом единстве с природными (психическими) и общественными условиями как формирующими компонентами. Условно физическую (биологическую) природу современного человека можно считать радикально преобразованной общественным сознанием. Выражаясь точнее, биология ныне не столько преобразована, сколько культурно и физиологически «перезагружена». Переход человека из животного мира в мир сознания и социально-культурного формирования философия оценивает не иначе как революционный скачок, сравнимый, пожалуй, только с возникновением живой материи. Речь, по существу, идет о появлении принципиально нового биологического вида, о начале исторического движения - духовного саморазвития человека, созидающего многообразные формы общественного сознания.

Таким образом сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Дремов, С.В. Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблем в психиатрии / С.В. Дремов- Новосибирск, 2001 - С. 176

Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию.

doi: 10.18101/1994-0866-2017-2-12-19

ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

© Кениспаев Жумагельды Кубжасарович

доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 E-mail: [email protected]

В статье анализируется сложный механизм формирования сознания человека в современном обществе. Автор выдвигает предположение, что изучение факторов, влияющих на сознание индивида, представляет собой одну из важных задач философии. Именно духовная сфера человека определяет его поведение, мышление и мировоззрение. В настоящее время необходимо констатировать существование целой индустрии сознания, то есть с недавних пор воздействие на сознание не носит индивидуального характера, как было в традиционных обществах, а представляет собой целую отрасль, которая позволяет формировать определенное умонастроение у реципиентов. Если в эпоху возникновения философской мысли особое место занимали субъектно-субъектные взаимоотношения, то есть действовал принцип «учитель - ученик», то сегодня процесс социализации и передачи опыта носит все более субъектно-объектный характер.

Ключевые слова: человек, сознание, общество, философия, культура, духовность, идеология, наука, средства массовой информации, цивилизация.

В научной и популярной литературе часто можно встретить термин «индустрия сознания». Это понятие как нельзя точнее отражает особенности взаимоотношений между людьми в современную эпоху. Универсального определения этого термина пока не существует, но можно применить операциональную дефиницию. При первом приближении под этим термином нужно понимать механизмы манипуляции человеческим сознанием, способность некоторых структур (вольно или невольно) формировать общественное сознание, «объективно» отражающее существующее положение дел. Влияние на процесс становления системы ценностей, жизненных установок, типа мышления и в целом мировоззрения человека составляет сегодня неотъемлемую часть государственной идеологии. Не видеть этого или не замечать уже нельзя, а по большому счету даже опасно. Интерсубъективность предполагает бытие в социальной системе, сущность которой во многом определяется степенью развитости сознания индивида. Я бы сказал так: между уровнем развития сознания индивида и особенностями межличностных коммуникаций существуют прямо пропорциональные отношения. Возможно, сказано слишком категорично, но здесь преследуется цель - как можно ярче обозначить данную проблему в рамках философии.

Степень солидарности, коммуникации между людьми с каждым годом все возрастает. Диалог и синтез различных культур стали основой для воз-

никновения поликультурного общества. Казалось бы, что плохого в этом процессе. Но это только на первый взгляд, при более внимательном рассмотрении положения дел мы сталкиваемся с негативными тенденциями процесса становления духовного мира современного человека. Мы пришли к тому, что, стремясь установить между людьми гармоничные, тесные взаимоотношения, стали отрицать индивидуальность и уникальность внутреннего мира человека. Отныне требуется не только внешнее сходство с другими людьми (особенно это важно в молодежной среде), но даже мысли должны быть унифицированными. Конечно, пока нет официальных юридических оснований для таких требований. Но существуют так называемые неписаные законы, которые по многим параметрам, а в первую очередь по своей обязательности, превосходят официальные законы.

Возникла даже целая инфраструктура под названием «Public Relations» (PR), которая все активнее включается в дело формирования менталитета подрастающих поколений в нашей стране. Правда, нельзя сказать, что это чисто российское изобретение, весь мир уже живет под диктатом людей, могущих теми или иными способами влиять на сознание человека. Знания механизмов формирования внутреннего мира индивида используются во многих случаях против человека. В самом широком смысле PR - это воздействие на сознание людей с определенной целью. Как и все другие сферы общественной жизни, PR имеет некоторые философские основания. Вопрос формулируется так: что должно было произойти, чтобы современный человек потерял автономию своего сознания? С другой стороны, почему обыватель не встревожен этим и его устраивает положение пассивного наблюдателя и подопытного объекта различных PR-компаний?

Воздействие на сознание человека, как отмечено выше, всегда имеет какую-то цель. В этом смысле между PR и идеологией существует определенная связь. Но ведь существуют традиционные формы детерминации человеческого сознания, механизмы социализации индивида в самом широком смысле этого слова, например, система образования. Так почему же возникла необходимость в новых формах воздействия на человека? Нам думается, что это связано, прежде всего, с переоценкой ценностей в современную эпоху, сегодня происходит кардинальная смена ценностных ориентиров человека. Как это ни странно, но с этим человечество сталкивалось уже много раз. Например, в греческой культуре V века до н. э. В эту эпоху остро встает проблема истины. Софисты исходили из принципа относительности в объяснении моральных и научных истин, а другая традиция во главе с великим Сократом утверждает тезис о самодостаточности истин, об их абсолютности. Недаром ученик Сократа Платон создает концепцию существования трансцендентного мира общих идей, абсолютных истин. Причем этот интеллигибельный вечный мир никоим образом не связан с миром эмпирическим, в котором все подвержено изменению.

Нам представляется, что воздействие, или, вернее сказать, манипуляция сознанием человека, необходима, прежде всего, для внедрения в их сознание новых ориентиров и новых смысловых нагрузок. Можно предположить, что готовится фундамент для построения цивилизации с совершенно изме-

ненными жизненными ориентирами (по крайней мере с точки зрения людей традиционной культуры). Такая подготовка ведется очень грамотно, если иметь в виду, что идеологи выбрали главным объектом воздействия сознание человека. Действительно, что бы мы ни говорили, но именно духовная сфера человека определяет его поведение, мышление и мировоззрение.

Идеологическая машина рассматривает человека не в качестве личности, а как единицу толпы, ориентируется не на человеческое «я», а на обобщающее «мы». Такой принцип действует и в системе образования и во всех остальных сферах общественной жизни. Массовость, которая несовместима с развитием творческого потенциала человека, стала одной из главных характеристик современности. Можно утверждать, что идет процесс, направленный на зомбирование человеческой психики, он все больше из цели превращается в средство государства и иных заинтересованных структур. Наблюдаемые сегодня массовые психозы, беспорядки, преследования по национальным, партийным и иным признакам есть звенья одной цепи. По большому счету, несамостоятельное, зомбированное сознание можно направить на решение любых задач, и в первую очередь деструктивных, так как они не требуют творческого подхода или интеллектуальных усилий. Но это опасное оружие, которое может в любой момент выйти из-под контроля и нанести удар по своим же хозяевам. Во многих событиях последних лет, происходящих в России, чувствуется невидимая рука, умело манипулирующая неразумной и разъяренной толпой. Поиски врагов все не прекращаются, ведь именно они нам мешают жить достойно, как утверждают официальные идеологи. Можно предположить, что таким образом людей отвлекает от главных причин неустроенность их быта.

Современный человек все более становится зависимым от внешних условий, что мало способствует формированию его личности. Несвободный индивид лишь мнит себя свободным, он даже не догадывается о своем рабском положении, прежде всего свою зависимость от низших инстинктов и страстей. Уже никто не верит в сократовский интеллектуальный идеализм, согласно которому между истинными знаниями и добродетельной деятельностью человека существуют прямо пропорциональные отношения. Все это говорит о сложности и неоднозначности нашего сознания, о необходимости создания нетривиальных средств для выявления его сущности. Создание условий, способствующих раскрытию творческих сил каждого, является той заветной целью, к которой стремится всякий социум. «Воспитание души, - пишет В. П. Зинченко, - вечная проблема. Каждое новое поколение людей ищет свои пути ее решения. И то, что человечество все еще существует, - лучшее свидетельство тому, что такие пути, в конце концов, отыскиваются» .

В нашей стране идет активная борьба за «умы и души» молодых людей. Партия, находящаяся у власти, не столько преследует цель, направленную на обеспечение более счастливой жизни для граждан, сколько пытается удержаться у власти любой ценой. Для пропаганды тех или иных норм жизни используются все возможные средства, находящиеся в руках правящего класса. Таким образом, формируется общественное сознание, которое ока-

зывает непосредственное влияние на процесс становления сознания индивида. К. Маркс как настоящий ученый раскрыл тайну механизма обогащения капиталистов и сделал свое открытие достоянием общественности. Что случилось потом, мы знаем - весь мир сотрясали социальные катаклизмы в течение столетия. Отреченные от результатов своего же труда, люди боролись за неотъемлемые права личности. «Социальный психоаналитик» К. Маркс раскрыл тайну латентного формирования сознания человека в условиях капиталистических отношений. И это открытие - одна из первых попыток освободить человека от индустрии манипуляции, а в широком смысле - от порабощения человека человеком. В этой связи становится понятным, почему в конце прошлого века в России учение марксизма стало подвергаться резкой критике. Идеологи новых отношений знали, что это учение своего рода оружие обездоленных людей против диктата волчьих законов капитализма. Знание действительно является силой, которую нельзя не учитывать, если мы желаем объяснить механизмы того или иного социального конфликта.

В. А. Лекторский утверждает, что тексты и знания есть необходимый элемент всякой цивилизации, и если исчезнут первые, то и человечества как такового не будет. Трудно с этими словами не согласиться. Но знание знанию рознь. Поэтому для установления буржуазного менталитета в России стали пропагандировать западную научную и художественную литературу соответствующего содержания. Но особая заслуга, конечно, принадлежит индустрии кино. Так происходило выявление и культивирование в структуре человеческой природы элемента стяжательства и мещанства. Период первоначального накопления капитала - это страшное время, когда выражение Homo homini lupus est можно понимать буквально. Но финансовая олигархия из-за боязни потерять все несколько сдала свои позиции, и жестокая эксплуатация человека сменилась более либеральной экономической политикой. Капитал, сращиваясь с властью в единое целое, при помощи средств массовой коммуникации формирует адекватный с их точки зрения духовный мир человека. Официальная пропаганда преследуй цель превращения установок и ценностных ориентиров общества во внутренние принципы и нормы каждого индивида. Существующие в сознании человека ориентиры во многом определяют поведение человека. Конечно, ценностная система молодежи отражает общую духовную ситуацию, сложившуюся в России. Сегодня ярко обозначились последствия внедрения в сознание россиян чисто эгоистических устремлений. А если учесть, что ценности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, то можно сделать вывод, что уже целое поколение прошло «школу» потребительского индивидуализма. Й. Хейзинга для характеристики неразвитого, инфантильного сознания человека вводит понятие пуерилизма, под которым он понимает сферу деятельности, в которой человек ведет себя как бы по мерке отроческого или юношеского возраста. «Сюда попадает, - пишет Й. Хейзинга, - например, легко удовлетворяемая, но никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам... Состояние духа незрелого юнца, не связанное с вос-

питанием, формой и традицией, в каждой области тщится получить перевес и слишком хорошо в этом преуспевает» .

Правда, нужно добавить, что такой «успех» носит временный характер и вскоре улетучится как сама молодость. Современная индустрия сознания эксплуатирует детский труд, использует юношеский задор и неисчерпаемую энергию. Когда молодому человеку, не имеющему ни базового образования, ни должного воспитания, ни опыта, говорят, что он талантлив и «раскручивают» его, зарабатывая на этом деньги, то в таком случае, с моей точки зрения, молодому человеку наносится глубокая психологическая травма, от которой трудно оправиться. В таких ситуациях воспитание сводится к привычке вести себя согласно определенному стереотипу. Тяжело смотреть на подростка, которого убедили в том, что он великий талант и которому в мире нет равных. По сути дела это уже ущербный в моральном отношении человек, который более не поддается воспитанию. Манипуляторы искусно скрывают «ниточки», которыми они повелевают своими манекенами.

Ф. Бэкон считал, что между внешней красотой человека и его внутренним миром существуют обратно пропорциональные отношения. «Почти не наблюдается, - пишет Ф. Бэкон, - чтобы очень красивые люди в других отношениях обладали большими достоинствами, как будто природа, выпуская их в свет, скорее, была озабочена тем, чтобы не допустить ошибки, а не тем, чтобы произвести совершенство. И поэтому они оказываются лишенными недостатков, но не обладают возвышенностью духа и заботятся, скорее, о манерах, чем о добродетели» .

Красота, с точки зрения английского ученого, делает молодость беспутной, за что приходится расплачиваться в старости. С другой стороны, конечно, молодой человек в своем творческом порыве должен чувствовать, что он, как принято говорить в таких случаях, «схватил Бога за бороду», и критические замечания более опытных товарищей не должны быть деструктивными, направленными на искоренение раньше положенного срока юношеского максимализма. Думается, что и после критики молодой человек должен верить, что у него в руках именно борода и что она принадлежит именно Богу. Но тем не менее приобщение к традициям и многовековой культуре более полезно, с нашей точки зрения, чем нигилизм, заправленный эгоизмом и нонконформизмом. В нашем обществе существуют двойные стандарты морали. Если в процессе обучения и воспитания в сознание учащихся вносятся идеи добра и справедливости, то в реальной жизни они сталкиваются с откровенной ложью официальных лиц, несправедливостью, беспардонным воровством из государственной казны денег налогоплательщиков и т. д. В сознание молодых людей вносятся несовместимые друг с другом ценности, с одной стороны - через процесс обучения и воспитания, а другим источником выступает реальная российская действительность. В случае неразрешимости этих противоречий подрастающее поколение будет искать «выход» в мире иллюзий при помощи наркотиков, алкоголя.

Во все времена люди прилагали немалые усилия для того, чтобы осуществить определенное воздействие на психику и сознание другого человека. Существуют целые традиции, направленные на некоторое преобразова-

ние сознания. Особое внимание уделялось категории знания, так как оно в содержании нашего сознания занимает центральное место. Знание принято определять как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира. Существует традиция, которая признает знание единственным элементом человеческого сознания. Тезис об определяющей роли знания в сознании оставался актуальным на протяжении тысячелетий. Общество, которое не заботится о своем подрастающем поколении, не имеет никакой перспективы на будущее, оно обречено на вымирание. Интеллектуальный потенциал общества не является какой-то абстракцией, он складывается из отдельных умственных сил, присущих конкретным людям. Такой потенциал формируется на протяжении многих десятилетий и является результатом функционирования хорошо организованной системы образования. Социальная дифференциация в обществе породила и дифференциацию в сфере образования. В настоящее время существуют как обычные школы, так и различного рода лицеи, колледжи, гимназии. Без сомнения, новые формы обучения направлены на повышение уровня образования и увеличение эффективности учебно-воспитательной работы. Но при всех достоинствах новых форм обучения нельзя не отметить и некоторые негативные моменты этого процесса. В частности, концентрация наиболее одаренных учащихся в элитных учебных заведениях обескровливает обычную школу.

Если сознание есть особый вид энергии и является проявлением творческой сущности человека, то эта энергия обнаруживается во всех областях его социальной практики. А потому сферу образования можно рассматривать как ответственную за формирование и «распространение» этого вида энергии. В ходе обучения и воспитания происходит своеобразное накопление и трансформация этой энергии в творчески активную и социально значимую деятельность. Резкая социальная дифференциация привела к тому, что система образования стала ареной борьбы различных сторон. Многочисленные политические партии и группировки объектом идеологической обработки выбрали именно систему образования от школы до вузов. Расчет, конечно же, верен: кто овладеет «умом и сердцем» подрастающих поколений сегодня, тот будет безраздельно господствовать завтра. Современное образование является сферой борьбы, миниатюрной копией борющихся стремлений и тенденций. В соответствии с этим образованный человек многократно детерминирован в своем духовном горизонте.

Так что же можно предпринять в нашу эпоху перемен? Каковы шансы реально противостоять процессу зомбирования людей? Сфера педагогической деятельности, без сомнения, является своеобразным форпостом этой борьбы. Думается, что весьма эффективным орудием является личный пример преподавателя. Нужно помнить, что существует мир сакральный и мир профанный. Сфера образования в большей степени имеет дело с первой категорией явлений. Знания - это священный опыт человечества, который имеет свой статус и никоим образом не связан с предвыборными интересами той или иной группировки людей. Поэтому в процессе обучения актуальным будет лозунг - отвлечемся от приходящего и займемся вечным.

Кроме того, для формирования самостоятельного мышления необходимо вводить в сознание человека долю сомнения, чтобы он не просто верил на слово, а умел и стремился проверять новую информацию. Если необходимо воспитать человека не только убежденного в могуществе знания, но и умеющего применять знания в практике, то нужно примешивать к «несомненному» дозу скепсиса.

В настоящее время социальная практика человека все больше становится интеллектуальной, он все больше работает с информацией, со знаниями, чем с материальными объектами. Но избыток информации может оказаться гораздо опаснее ее недостатка. Использование человеком техники имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, сейчас нам уже невозможно обойтись без современных методов технической обработки информации. Но всеобщая компьютерная грамотность, кроме всего прочего, служит благодатной почвой для воспитания человека «среднего», не обремененного специфическими физическими и ментальными отличительными чертами. Используя безоговорочный авторитет науки в общественном сознании, а также методы научного анализа, средства массовой коммуникации пытаются выступать в качестве истины в последней инстанции. В сознании индивида они постепенно превращаются в «посредников» между миром и человеком. Возможно, именно поэтому у нас столь популярны различные информационно-аналитические программы, которые по сути дела осуществляют процесс мышления вместо каждого из нас и выдают потребителю уже «готовый продукт» в виде политических и иных деклараций.

Литература

1. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 119-136.

2. Хейзинга Й. Homo Ludens (Человек играющий). М.: Эксмо-Пресс, 2001. 352 с.

3. Бэкон Ф. О красоте // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 347-486.

FACTORS OF MODERN SOCIETY, DETERMINING HUMAN CONSCIOUSNESS

Zhumageldy K. Kenispaev

Dr. Sci. (Philos.), Prof., Department of Philosophy and Culturology, Altai State

Pedagogical University

55 Molodezhnaya St., Barnaul 656031, Russia

E-mail: [email protected]

The article analyzes the complex mechanism of forming human consciousness in modern society. We suggest that investigation of the factors influencing the consciousness of an individual is one of the important tasks of philosophy. It is the spiritual sphere that determines behavior, thinking and world view of a human. At present, it is necessary to ascertain the existence of an entire industry of consciousness. Recently the impact on consciousness is not of an individual character, as it was in traditional societies, today it is an entire branch that allows forming a certain mentality in recipients. If in the period of developing philosophical thought the special place was occupied by subject-to-subject relations, or the "teacher-pupil" principle, at the present stage the process of socialization and social transmission has more subjective-objective character.

Keywords: human, consciousness, society, philosophy, culture, spirituality, ideology, science, mass media, civilization.